Ibidem. I. 147. Ibidem. I. 105. Ibidem. I. 65. Ibidem. I. 112. 1, 140. 3. Ibidem. I. 114. 1; 140. 7. Ibidem. I. 121. 4. Ibidem. I. 127. 1. Ibidem. I. 128. 1–2. Ibidem. 1.128. 3–129. 2. Ibidem. I. 140. 7; cp. 139. 1–2 (неточно 225 лет). Ibidem. I. 145. 1–3; 146.1. Ibidem. I. 145. 6. Ibidem. I. 146. 4. Ibidem. I. 145. 5. Ibidem. I. 146. 2. Ibidem. I. 146. 3. Ibidem. I. 140. 7; cp. 146. 5. Ibidem. I. 145. 5. Ibidem. I. 144. 3. Ibidem. I. 147. 4. Ibidem. I. 144. 5. Ibidem. I. 140. 6; 144. 3; 144. 5. Ibidem. I. 145. 5. Ibidem. I. 139. 2. Ibidem. I. 145. 5. Ibidem. I. 140. 7. Перевод указанного Климентом срока на юлианскую дату формальным образом (с учётом високосных лет) даёт дату Рождества 18 ноября 3 г. до н.э. (см.: Finegan J. Handbook of Biblical Chronology. Princeton, 1964. § 488). Но такой вариант пересчёта гораздо менее вероятен. Только «египетский» счёт обеспечивает согласование различных временных интервалов в непротиворечивую схему. Похожая непоследовательность встречается в хронологии Феофила Антиохийского: он указывает от Исхода до храма Соломона 566 лет (Ad Autolycum III. 22 по изд.: Theophilus of Antioch. Ad Autolycum/R.M. Grant, ed. Oxford, 1970), но по приводимым им далее данным (Ad Autolycum III. 25) этот интервал составляет 542 года (40 лет в пустыне, 498 лет от смерти Моисея до Соломона, 4 года до храма). Clemens Alexandrinus. Op. cit. I. 144. 2–3. Hozakowski V . De chronographia Clementis Alexandrini, I: De chronologia Novi Testamenti a Clemente Alexandrino proposita: Commentario theologica et critica. Munster, 1896. P. 24. Grumel V. La Chronologie. Paris, 1958. P. 24. Georgii Syncelli. Ecloga chronographica/A.A. Mosshammer, ed. Leipzig (Teubner), 1984. P. 23. Hippolytus. Commentarium in Danielem IV. 23 ( Hippolyte . Commentaire sur Daniel/M. Lefevre, ed. Paris, 1947 (SC; 14); ср. рус. перевод: Ипполит Римский , свт. Творения. Вып. 1: Толкование на Книгу пророка Даниила. Казань, 1898; Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997р. С. 109–170); см. также: Лебедев Д.А . День Рождества Христова по хронологии св. Ипполита Римского. Петроград, 1915 (отд. оттиск из ХЧ. 1915. 1. С. 76 сл.; 2. С. 240 сл.).

http://bogoslov.ru/article/6172027

Это подобно сказанному: «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» (Притч. 3:34). Пс.146:7.   Начните Господеви во исповедании, пойте Богови нашему в гуслех: Пророк призывает к усердному благодарственному славословию Господа (Златоуст). Пс.146:8.   Одевающему небо облаки, уготовляющему земли дождь: прозябающему на горах траву, и злак на службу человеком: Пс.146:9.   Дающему скотом пищу их, и птенцем врановым призывающым Его. Хотя всех питает Божественный Промысел, но преимущественно «птенцев врановых» , поскольку о них не имеют попечения родившие их, и которым служат пищею мелкие животные, летающие около гнезд. Ворон ненавидит чад своих, рождает, но не кормит. «Птенцы» же не словесно «призывают» Творца, но необходимостью вынужденные крики уподобляются прошению. Если Бог так печется о диких безсловесных животных, не служащих людям, то не гораздо ли более промышляет о людях, особенно о тех, которые прославляют Его песнопениями, которых Он назвал Своим собственным народом и наследием (Златоуст, Пелусиот, Феодорит). Пс.146:10.   Не в силе констей восхощет, ниже в лыстех мужеских благоволит. Пс.146:11.   Благоволит Господь в боящихся Его, и во уповающих на милость Его. Разумея под «лыстями» (голенями) крепость ног, Пророк указывает, что не быстротою ног, не телесною силою, не искусством ездить на лошадях благоугождается Бог — но добрыми делами, богобоязненностью и упованием на «милость Его» (Феодорит). Аллилуиа, Аггеа и Захарии, 147 И этот псалом есть хвала и славословие Богу за Его блага и особенно за дарование Самим Богом народу иудейскому писанного Закона. Но христиане удостоились большей чести, приняв учение не чрез раба, но чрез Самого Господа Иисуса Христа (Златоуст). Пс.147:1.   Похвали, Иерусалиме, Господа, хвали Бога Твоего, Сионе: Пс.147:2.   Яко укрепи вереи врат Твоих, благослови сыны твоя в тебе. «Иерусалим» есть город, а «Сион» — холм, на котором он построен: оба эти имена — имена одного и того же города. В высшем значении эти слова можно относить к Церкви. «Сионом» и Павел называет Церковь (см. Евр. 12:22). Ибо действительно, ее Бог оградил гораздо безопаснее Иерусалима: не «вервями» (столбами у ворот) и «вратами» , но Крестом и знамением Своей силы, которой Он везде устроил ей ограду (Златоуст).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Разберем теперь противоречие, которое будто бы существует между второй и первой книгами относительно определения того периода времени, в продолжение которого храм находился в запустении 163 . По известию второй книги запустение храма продолжалось два года (X, 3), по словам же Первой Мак. книги (I, 54) храм был осквернен 25-го Хаслева 145 г. и снова освящен в тот же самый месяц и день 148-го г. (IV, 52). Ясно, что по известию Первой Макк. книги жертвоприношения прекратились на три года. Итак, каким же образом вторая книга насчитывает только два года? Попытки разрешить это противоречие начались еще с Фрелиха 164 , Цигои 165 в своем труде разбирает мнение по данному вопросу Фрёлиха, Кейля 166 и согласных с ними по решению данного вопроса Вельте 167 и Шольца 168 . По уверению всех означенных ученых, первая языческая жертва, осквернившая Иерусалимский храм, была принесена 25-го Хаслева 146-го года эры Селевк. и, следовательно, иудеи могли еще совершать жертвоприношения в течение всего 146-го года. Однако Цигои справедливо говорит, что такое толкование не выдерживает критики, словам 1-ой Макк. (1, 54) „βδελυγμα ερημως“ появилась в храме 15-го Хаслева 145-го г. Иосиф Флавий 169 думает, что под „βδελυγμα ερημως“ нужно понимать небольшой идольский алтарь, воздвигнутый выше алтаря истинного Бога. Стих 59-ый ясно говорит о таком жертвеннике и подтверждает мнение Иосифа Флавия. Итак, по словам означенных ученых, на этом жертвеннике, целый год не приносилось ни одной жертвы языческой. Но, имея в виду, что в других местах повсюду курились жертвы даже на улицах и у дверей домов (1 Макк. I, 55), странно предполагать, при такой обстановке, возможность для евреев приносить жертвы в продолжение 146-го года. Кроме того, должно считать слишком большой натяжкой перестановку 25-го Хаслева на 146-ой г. в стихе 59-ом. Если бы даже храм Иерусалимский и не был осквернен в 146-м г., то и тогда иудеи не могли бы справлять свои праздники в Иерусалиме и приносить жертвы. В этом году, а частью и в предшествующем, должно было происходить жесточайшее гонение на приверженцев закона Моисеева (1 Макк.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Православный собеседник, журнал. Ссылки, 11, 39, 187, 197, 202, 204, 816, 652, 673, 681, 704, 805. Праотцев неделя, 99–104, 106, 672. Пращица, книга. Ссылка, 409. Пребуд, князь, 667, 668. Предание старческо, 188, 292, 425, 657, 791, 798. Преображение Господне. Поучения, 99–106, 167, 202, 648, 680, 681, 744, 745, 750, 753, 754, 758, 793, 794, 796. Преполовение Пятидесятницы, 9, 142–144, 146. Прокла, патр. константинопольского, слова, 83, 199, 664, 665, 670, 673, 676, 746, 751, 754. Прокопий Истома, поп Воздвиженский, Васильевский, владелец, 388. Пролог, книга, 33, 715–727. Выписки, 204, 647, 648, 785. Пророки истолкованы, 63, 89–91. Сказания о них, 2, 192, 729. Выписки, 201, 770, 812. Протасий, еп. рязанский и муромский, 483, 590. Протасий, инок, биограф Авраамия галич., 625, 679, 709. Прохорово житие Иоанна Богослова, 83, 84, 119, 751, 759, 782, 800. Прохор, епископ ростовский, биограф, 786. Прохор Корытаев, 257. Прения: Св. Афанасия и Ария, 178, 673, 772. Селунского архиерея с Евреями и Турками, 116. Азимита и Панагиота, 661. Актимона и Филоктимона, 200, 201. Зизания и справщиков, 197. Псалмы Давидовы см. Библия. Пскова осада, 733. Путник иерусалимский, книга, 734. Путешествия русских людей, 192, 224, 733, 734, 765. Пушкин Григорий Гавр., боярин, владелец, 395. Пчела, книга, 735. Выписки оттуда, 15, 769. Пенковых Александра и Михаила Данииловичей, князей, ркп., 308. Песнь Песней, книга, см. Библия. Пятидесятница, книга, 146. Поучения на праздник, 8, 9, 99–106, 136–144, 146, 201, 404, 648, 724, 775. Последование, книга, 638. Раава см. Арава. Радонеж, городок, 51, 319. Расслабленного неделя, 9, 99–106, 142–144, 146, 404, 648, 724, 775, 805. Рафаил, митр. киевский, 198. Рахаав, воевода римский, 765. Риза Богородицы, 180, 678, 681, 758. Риклада латынина сказание, 630, 812. Родословие русских князей, 714, 740, 765, 770; литовских, 730, 770. Рождество Христово. Поучения, 8, 99–106, 136–139, 200, 672, 745, 755, 767, 770, 792, 796. Изображение, 356, день рождения, 729; замечание, 762, 765.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

100 Устав Православных Духовных Академий, Высочайше утвержденный 2 апреля 1910 года. СП, 1910. С. 67. 102 Напр., в феврале 1880 г. С. К. Смирнов написал курс «О греческом богослужебном языке» (Муретов 1914. С. 162). 103 Когда в 1869 г. была введена специализация, древние языки преподавались в одно и то же время на всех трех отделениях, так как знание вышеназванных направлений считалось важным в равной степени для всех. 107 НИОР РГБ. Ф. 172. К. 146. Ед. хр. 1. Л. 100. Конспект чтений по греческому языку и его словесности для 2 курса в 1889/90 уч. г. 108 Годичный акт в МДА 1 окт. 1874. М., 1875. С. 19, 20. См. также: Годичный акт в МДА 1 окт. 1875. М., 1875. С. 22. 118 Слово свт. Василия студенты изучали по следующему учебному изданию: Saint Basile. Homelie contre les usuriers (Paris, 1882. 54 p.), – которое хранилось в библиотеке МДА в достаточном количестве экземпляров. 119 Первоначально его читали по учебной книге, изданной французским издательством Ашетт (Hachette) (НИОР РГБ. Ф. 172. К. 146. Ед. хр. 1. Л. 63). 120 См.: Программа греческого языка для студентов 1 курса (40 билетов из Григория Нисского ) (НИОР РГБ. Ф. 172. К. 146. Ед. хр. 1. Л. 63); Программа по греческому языку 2 курса (27 билетов из св. Василия и 14 из Иустина Философа ) (НИОР РГБ. Ф. 172. К. 146. Ед. хр. 1. Л. 69). На экзамене студентам доставалось от 1 до 3 страниц текста, с которым они работали в течение учебного года. 121 НИОР РГБ. Ф. 172. К. 161. Ед. хр. 11. Л. 1–2. Императорской Академия стала именоваться в 1913 г. – в честь 300-летия дома Романовых. Все сокращения из записки С. И. Соболевского раскрыты без поясняющих скобок. 122 Лишь в крайнем случае студентам из Японии, выпускникам Семинарии при Русской духовной миссии, по просьбе св. епископа Николая (Касаткина) было разрешено вообще не сдавать классических языков с правом получения ученых степеней, но без предоставления им «прав службы в пределах Российской Империи наравне с лицами, получившими ученые богословские степени на основании действующего Устава Духовных Академий» (ЖС МДА за 1890 г.//ПрибТСО 46. 1890. Кн. 3. С. 24 (4-я пагин.)).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Макарий Московск. митр., 15, 79, 152, 156, 161, 209, 212. Макарий Оптинский старец, 369–376. Макарий Уншенский, 133. Максим Грек , 195, 207. Мария Горетти св., 26, 410. Марк пещерник, 52. Мартиниан преп., 135. Мефодий Песношский, 119. Михаил Ярославович Тверской кн. муч., 70, 253. Митрофан Воронежский св., 311. Моисей Новгородский святит., 77. Моисей Путилов преп., 365. Моисей Угрин, 51, 52. Нафанаил, 226. Никита, 49, 197. Нестор Летописец (в иноч. Стефан),  23, 25, 31–35, 37–41, 44, 65, 113. Нестор (не летописец), 22. Никандр Псковский, 233. Никита муч., 22. Никита Новгородский святит, 75. Никита Переяславский святит, 60, 78. Никифор игумен, 350. Никифор митрополит, 44. Никита святоша, 46, 67. Николай Чудотворец св., 14, 146, 262 Николай Японский еп., 115. Никон мастер, 34. Никон игумен, 49. Никон скупой, 52. Никон патриарх , 150. Нил Сорский преп., 132, 136, 137, 1622, 167–193, 194, 200–202, 205209, 215–216, 228–229, 224, 263, 348, 361, 362, 411. Нил Столбенский, 232. Ольга кн. равноапост., 14, 64, 251, 254. Павел Обнорский, 119, 127, 130, 132, 136, 192. Павел Сорский святит., 268. Павел Тобольский, 79. Паисий Величковский преп., 347–364. Паисий Ярослав., 131, 169. Парфений еп., 110., Пахомий Великий св., 387. Пахомий Логофет, 15, 76, 99. Пахомий Сербии, 82, 120. Пафнутий Боровский св., 81, 197–199, 205, 224, 230. Петр Московский митр, св., 79, 82, 152. Пимен св., 36. Пимен Многоболезненный, 51. Питирим св., 115. Поликарп Печерский монах, 45, 47,4 50. Прокопий Устюжский юрод., 241, 243–244. Прохор лебедник, 46. Прохор Ростовский, 79. Ростислав Всеволодович, 48. Савва св., 33, 56, 98. Савва Вишерский св., 133. Савва Черный, 198. Савватий св., 132–133. Серафим Саровский св., 15, 18, 32, 150, 235, 255, 385–409, 413. Серапион Новгородский архиеп., 208. Сергий Нуромский, 108, 127, 131. Сергий Радонежский св., 15–18, 32, 80, 81, 85–109, 119, 121, 136, 139, 150, 189, 192, 194, 206, 209, 214, 234, 344, 348, 409, 413. Сильвестр Обнорский, 119. Симеон Новый богослов , 191, 192, 362, 385.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(Карф.47, 57, 66-69, 91-94, 117, 119, 124). Примечания: Смотри толкование к правилу 119(133) 226. Прав. 10 карф. собора 418 г.; в Кормчей прав. 118.  Правило 119(133). Постановлено и сие: аще кто, после издания законов, обратил какое место к кафолическому единению, и в продолжении трех лет имел оное в своем ведении, и никто оного не требовал от него: то после да не будет оное от него взыскуемо, естьли притом в сие трехлетие существовал епископ, долженствующий взыскании, и молчал. Аще же не было епископа: то да не поставится в препятствие исканию внесение сего места в список приходов: но когда вдовствовавшая кафедра получит епископа, да будет ему позволено взыскание того места в продолжение трехлетия. Подобным образом, аще епископ от страны донатистов обратится к кафолической церкви, список приходов да не будет ему в предосуждение до определеннаго срока: но с того дня, как обратился, Имеет право, в продолжение трехлетия, искати месте его престолу следующих (Карф. 47, 57, 66-69, 91-94, 117, 118, 124). Три вышеприведенные правила (117-119) касаются донатистов, относительно которых см. толкование 47 правила этого собора. Примечания: 227. Прав. 11 карф. собора 418 г.; в Кормчей прав.119.  Правило 120(134). Постановлено и сие: аще которые епископы, не посредством суда других епископов, взыскуют общества, которые почитают принадлежащими своему престолу, но простирают власть на людей подчиненных другому епископу, хотящих или не хотящих: таковые да навяжутся потерею своего дела. То есть, аще которые учинили сие, и аще между епископами дело не кончилось соглашением, но еще имеют о нем спор: то да лишится спорного места тот, о ком доказано будет, яко оставив церковных судей, учинил нашествие. И да не льстит себе кто либо тем, яко от первенствующего епископа имеет грамоту о принятии того места в свое ведение: но хотя имеет грамоту, хотя не имеет, да учинит сношение с имеющим оное место в своем ведении, и от него да получит грамоту, дабы явно было, что мирно удерживает за собою церковь ему следующую. Аще же и тот явит некое притязание: то и сие да будет разрешено епископами судящими, которых или первенствующий им назначит, или сами по согласию изберут из соседних епископов

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Аще же случится быти единому месту: то да предоставится тому, к которому в большей близости окажется. Аще же будет равно близко к обоим престолам: то да поступит к тому, которого народ изберет. Аще случится, что христиане, издревле кафолические, востребуют своего епископа, а обратившиеся от страны Доната, своего: то избрание большим числом, да будет предпочтено избранию меньшим числом народа. Аще обе страны будут равны числом избирающих: то место да будет причислено к пределу старшего епископа. Аще обрящутся многие места, имеющие народ обеих стран, но не могут разделены быти поравну, поелику число тех месте не равно есть: то во первых равные числом да разделятся, потом же с оставшимся местом да будет поступлено, как речено выше, при рассуждении о едином месте (Карф.47, 57, 66-69, 91-94, 117, 119, 124). Примечания: Смотри толкование к правилу 119(133) 226. Прав. 10 карф. собора 418 г.; в Кормчей прав. 118. Правило 119(133). Постановлено и сие: аще кто, после издания законов, обратил какое место к кафолическому единению, и в продолжении трех лет имел оное в своем ведении, и никто оного не требовал от него: то после да не будет оное от него взыскуемо, естьли притом в сие трехлетие существовал епископ, долженствующий взыскании, и молчал. Аще же не было епископа: то да не поставится в препятствие исканию внесение сего места в список приходов: но когда вдовствовавшая кафедра получит епископа, да будет ему позволено взыскание того места в продолжение трехлетия. Подобным образом, аще епископ от страны донатистов обратится к кафолической церкви, список приходов да не будет ему в предосуждение до определеннаго срока: но с того дня, как обратился, Имеет право, в продолжение трехлетия, искати месте его престолу следующих (Карф. 47, 57, 66-69, 91-94, 117, 118, 124). Три вышеприведенные правила (117-119) касаются донатистов, относительно которых см. толкование 47 правила этого собора. Примечания: 227. Прав. 11 карф. собора 418 г.; в Кормчей прав.119. Правило 120(134). Постановлено и сие: аще которые епископы, не посредством суда других епископов, взыскуют общества, которые почитают принадлежащими своему престолу, но простирают власть на людей подчиненных другому епископу, хотящих или не хотящих: таковые да навяжутся потерею своего дела. То есть, аще которые учинили сие, и аще между епископами дело не кончилось соглашением, но еще имеют о нем спор: то да лишится спорного места тот, о ком доказано будет, яко оставив церковных судей, учинил нашествие. И да не льстит себе кто либо тем, яко от первенствующего епископа имеет грамоту о принятии того места в свое ведение: но хотя имеет грамоту, хотя не имеет, да учинит сношение с имеющим оное место в своем ведении, и от него да получит грамоту, дабы явно было, что мирно удерживает за собою церковь ему следующую. Аще же и тот явит некое притязание: то и сие да будет разрешено епископами судящими, которых или первенствующий им назначит, или сами по согласию изберут из соседних епископов

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

    Прп. Ефрем Сирин. Творения. М., 1849. Ч. 3. С. 234.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 450.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 3. С. 444, 446.     Прав. Иоанн Кронштадтский. Живое слово мудрости духовной. С. 77.     Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 49.     Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. 2-е изд., испр. СПб., 1893. Т. 4. С. 33.     Он же. Живое слово мудрости духовной. С. 70.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 468.    См.: Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 51.    Цит. по: Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 450.     Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 16, 39.    Ср.: Прав. Иоанн Кронштадтский. Живое слово мудрости духовной. С. 76.     Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. 1. С. 258, 257, 258.     Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 92.    Там же.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 104.     Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. 1. С. 113—114, 119, 120.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 3. С. 323.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 429.    См.: Там же. С. 469.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 431.     Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 38.     Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 123.    Цит. по: Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова: Письма. СПб., 1881. С. 119.    Там же. С. 120.    Там же. С. 110.     Свт. Григорий Двоеслов. Правило пастырское, или О пастырском служении. С. 67, 70.    Цит. по: Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова: Письма. С. 119, 120, 119—120.    Там же. С. 99.    См.: Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 9. С. 280.    Цит. по: Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова: Письма. С. 119.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 10. С. 26. Часть 2 Пастырь на ниве служения Настроение пастыря в священнослужении    Закон воздействия пастыря на душевную жизнь пасомых ясно формулируется словами Господа: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела (Мф. 5:16). Природа человека больше увлекается живым примером, чем отвлеченным словом. Как выводящий стадо пастух идет пред овцами, а овцы за ним идут, так и пастырь словесных овец «должен… наставлять прихожан своих к житию святому примером своим ». И начальники сильнее действуют на подчиненных не словами, а делами жизни. Предшествующие Божию стаду пастыри, активные деятели в винограднике Господнем,— соль земли и свет мира (ср.: Мф. 5:13—14).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Псалом 146 Пс.146:1 . Аллилуиа. Хвалите Господа, яко благ псалом: Богови нашему да усладится хваление. СОДЕРЖАНИЕ И сей псалом одного содержания с предыдущим, ибо Пророк увещевает Иудеев к хвалению Бога за Его промысл, как вообще о всех, так и особенно о церкви. Из втораго стиха явствует, что он сложен во утешение Иудеев, отведенных в Вавилон. Сие предисловие собственно относится к верным, кои были очевидными свидетелями дел Божиих. А дабы лучше расположить их к пению похвал Божиих, Пророк проповедует, что сей род упражнения есть приятен, сладок и приличен верным: ибо отводит ум от земли, и восперяя душу, делает людей легкими и высокими. Между тем прикровенно укоряет постыдное небрежение всех тех, кои за тягость себе вменяют благочестивыя упражнения, а за лучшее поставляют препровождать время в праздности, забывая и себя, и Бога. Пс.146:2 . Зиждай Иерусалима Господь: разсеяния Израилева соберет: Пс.146:3 . исцеляяй сокрушенныя сердцем и обязуяй сокрушения их: Начинает слово от особенныя милости, которую древле оказал Бог церкви Иудейской, предпочтя Израильский народ всем прочим народам и избрав известное место для призывания имени Своего. Ибо Пророк, нарицая Бога зиждителем Иерусалима, не столько слова сии относит ко внешнему виду или к устроению его, сколько к духовному богослужению; так как и преносный глагол: зиждай – обыкновенно употребляется у Пророков тогда, когда говорится о церкви. Сила слов состоит в том, что церковь Иудейская не от человек создана, но свыше силою Бога, так как и Иерусалим соделался единственным жилищем Его на земли не по достоинству места и приобрел толикую честь не мудростию или тщанием, ниже трудами или пособием смертных, но поскольку Творцу неба и земли угодно было посвятить его в жилище Себе. Предположив такое начало, Пророк заключает, что Бог не потерпит, чтоб церковь , которыя был Он основатель и зиждитель, совсем когда-нибудь погибла. В следующем стихе ту же самую мысль продолжает, ибо подобие, взятое от врача, обвязующаго язвы, означает, что хотя бы церковь поражена была самым тяжчайшими ударами или бы пронзенна явилась глубокими язвами, но Богу не трудно будет исцелить оныя. Откуду явствует, что под видом различных словоизречений одно и то же повторяет, то есть, что Бог разсеянных Израильтян соберет во едино, и аки сокрушенные члены в прежнее приведет состояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010