Там же. 1. 184, 190, 194; 2. 145 П. собр. р. лет. 1. 170, 178; 3. 38 См. также 1. 139, 182; 2. 38, 43, 119, 146, 167 Там же. 2. 124, 146, 156; 3. 33. Там же. 2. 148, 172, 173, 178, 192, 194; 2. 141; 3. 46; Ник. 2. 193, 197 П. собр. р. лет. 1. 149, 159–161 Пам. росс. слов. XII в. 257 П. собр. р. лет. 1. 153–154; 2. 103 Ст. кн. 313 В указанных древних летописях только город Полонный называется десятиньным, а Семычь не называется, но в Ст. книге оба равно названы «городами Божией Матери, соборныя церкви Киевския». Это видно из ответов новгородских святителей Нифонта и Илии. Пам. росс. слов. XII в. С. 173, 203 Комментарии РГБ. Рум. 199. Сводный каталог. 206 (нач. XIII в.). Вероятно, Максимом: Смирнов С. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. М., 1912. С. 51–54, 332–341, 367–369. См. коммент. Неясно, к чему именно относится у митр. Макария дата 1163 г.— к святительству ли митрополита Константина I (его окончанию) или к отрешению от должности Ростовского епископа Нестора. Но в любом случае она неверна. Нестор действительно был отставлен Андреем Боголюбским при митрополите Константине I — но зимой 1156–1157 гг. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 347), тогда как Собор, оправдавший Нестора, состоялся позже, возможно ок. 1160 г., как пишет сам автор несколькими строками ниже (если при Константине I, то до марта 1159 г.). Так митр. Макарий толкует неудобопонятное выражение летописи: «...Зане умножил бяше церковь, грабяй попы» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 349). Вполне удовлетворительной интерпретации этой фразы не существует. Например, Н. Н. Воронин (Андрей Боголюбский и Лука Хрисоверг//Византийский временник. 1962. Т. 21. С. 34–35) предполагал, что Леонт обложил десятиной отдельно приделы храмов. Однако десятина взималась не с церквей, а отчислялась из доходов светской власти. Хронология событий, связанных с епископом Леонтом, не поддается точному восстановлению. См. коммент. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла

http://sedmitza.ru/lib/text/435843/

Протей. П. 79 (137), 82 (142). Руфин – префект претория Востока с начала сентября 392 г. до 27 ноября 395 г. П. 138 (127). Саббатий – по другим источникам неизвестен. П. 125 (60). Саул – царь, библейский персонаж. П. 22 (4). Секунд – друг Синезия. П. 88 (98). Сеннахерим – ассирийский царь. П. 13 (42); прим. 215, с. 63. Сидерий – епископ Палайбиски и Гидраксы. П. 9 (66). Сизиф – древнегреческий герой, символ хитроумия. П. 2 (52), 20 (121), 138(127). Симонид – древнегреческий поэт. П. 122 (51). Симпликий – друг Синезия, один из крупных военных чиновников Империи. Адресат П. 27(130), 93(24), 152(28). Упоминается в П. 82 (142), 105 (134); прим. 16, с. 90. Сириан – сосед Синезия, врач. П. 140 (110). Сократ – философ, учитель Платона. П. 107 (129). Сосен – по другим источникам неизвестен. П. 51 (40), 50 (102). Сосий – собирательный образ раба. П. 144 (3). Сотерих. П. 67 (27). Спатал – сподвижник Иоанна. П. 4 (43). Стратоника – сестра Синезия. П. 43 (75). Тавр – сын Аврелиана. П. 100 (31); прим. 124, с. 196. Теотекн – отец Гипатии. П. 75 (5), 134 (16). Тиберий Клавдий – император. П. 13 (42). Тибий – собирательный образ раба. П. 144 (3). Трифон – константинопольский друг Синезия, бывший гражданский губернатор Пентаполя (к 406 г.). Адресат П. 53 (119). Упоминается в П. 105 (134), 107 (129). Троил – константинопольский друг Синезия, глава литературнофилософского кружка (Панэллениума), советник Префекта претория Анфимия (405–414 гг.) «замечательный человек и философ». Адресат П. 7 (73), 52 (118), 63 (91), 94 (123), 95 (26), 156 (112). Упоминается в П. 6 (49), 107 (129). Ураний – военачальник, по другим источникам неизвестен. Адресат П. 146 (37). Урсикин – общий знакомый Синезия и Геркулиана. П. 8 (144), 84 (146). Фаларис – тиран Акраганта. П. 13 (42); прим. 215, с. 63. Фаос – по другим источникам неизвестен. П. 125 (60). Фауст – дьякон Аксуминтской церкви. П. 33 (122). Фемистокл, сын Неокла – выдающийся политический деятель классической эпохи. П. 18 (93), 71 (148). Феодор – родственник Синезия (возможно, муж одной из его сестер). Адресат П. 92 (7).

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

В этой же статье излагается чин встречи патриарха, митрополита, архиепископа и боярина на случай их приезда в монастырь. Небольшая статья Келарского обиходника «Роспись гостина стола ествам» (л. 143–146) представляет перечень блюд для высоких гостей не только в Кирилло-Белозерском монастыре, но и в Троице-Сергиевом. Этой статьей завершается первая часть публикации Келарского обиходника. Во вторую часть войдет Кормовая книга. Итак, из изложенного следует, что Келарский обиходник является важным источником не только по истории внутренней жизни монастыря, но дает представление о взаимосвязи монастыря с миром, о его влиянии на жизнь людей. Археографическое введение Келарский обиходник Кирилло-Белозерского монастыря 1655/1656 года старца Матфея Никифорова подготовлен к печати по рукописи, хранящейся в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки (ранее Государственной Публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина) и имеющей шифр Соф. 1151 . Рукопись в 4°, 229 л. Переплет – вторая половина XVII века: доски в коже с тиснением. Размер 19,5 х 15 см. Застежки утрачены, корешок поврежден. Описание рукописи РНБ, Соф. 1151 Келарский обиходник Кирилло-Белозерского монастыря старца Матфея Никифорова 1655/1656 года (л. 1–229). Пагинация Имеется нумерация арабскими цифрами чернилами в правом верхнем углу листов – всего 229 листов. На нижнем поле карандашная пагинация только на каждом десятом листе. Обе пагинации верно отражают количество листов. Помимо двух основных пагинаций арабскими цифрами, в начале рукописи имеются листы, пронумерованные римскими Цифрами на нижнем поле карандашом: л. I – второй форзацный лист, л. II – третий форзацный лист. В рукописи имеется также нумерация тетрадей славянскими буквами в нижнем правом углу листов. Однако при переплетении л. 1–146 обрезаны так, что номера тетрадей почти везде утрачены. Остались только три номера (Кодикологическая таблица, графа 2): X – на л. «0» (чистый лист перед л. 76); цифра II от номера XII – на л. 93 и XVIII – на л. 136. На листах 39, 56, 64, 72, 103, 111, 126, (чистый лист перед л. 129) и 143 – остались только титлы. При росписи листов по тетрадям учитывались: 1) чистые ненумерованные листы «0», их – 11; 2) отрезанные листы и не вклеенные после них – после листов 11, 33, 120; 3) вклеенные листы: 11, 13–17, 41–44, 46–47, 58–60, 80–85, 87, 98–102, 116, 118–119, 121, 219, 220 – всего 33 листа. При росписи листов по тетрадям получилось несоответствие сохранившихся номеров тетрадей на листах – фактическому порядковому номеру тетради: на л. «0» (перед л. 76) – должен быть XII, а не X; на л. 93 – XIV, а не XII; на л. 136 – XX, а не XVII. Так получились две «лишние» тетради: II а (л. 13–17) и Va (л. 39–47). Нулевая тетрадь в таблице – это форзацные листы в начале рукописи, первый лист наклеен на внутреннюю сторону верхней крышки переплета.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом по возможности нашей, да соделается совершенно известным для всех, по всем африканским областям, уловленных их общением и приязнью, каким жалостным заблуждениеи они себя связали. Может быть тогда, как мы с кротостью собираем разномыслящих, по слову апостола, даст им Бог покаяние в разум истины, и возникнуть от диавольския сети, быв уловлены от него в свою его волю (2Тим.2:25-26) (Карф. 47, 57, 67-69, 91-94, 99, 117-119, 124). Примечания: Смотри толкование к правилу 69(80) 145. Правило 1 карф. собора 401 г. Правило 67(78). Заблагоразсуждено послати от нашего собора грамоты к начальствующим в Африке, и приличным признано просити их о вспомоществовании общей матери кафолические церкви в том случае, когда власть епископов бывает пренебрегаема во градах, то есть, чтобы они с начальственным полномочием и попечительностию, и с усердием к христианской вере, сделали исследование о произшедшем во всех местах, в которых максимианисты овладели церквами, такожде и о тех, которые ими отторжены: и чтобы достоверное для всех сведение о сих происшествиях неотменно повелели внести в записи народных дел (Карф. 47, 57, 66, 68, 69, 91-94, 99, 117-119, 124). Примечания: Смотри толкование к правилу 69(80) 146. Прав. 1 карф. собора 401 г. Правило 68(79). О приятии клириков донатистов в клир кафолические церкви. Напоследок заблагоразсуждено послати грамоты к братиям и соепископам нашим, и наипаче к апостольскому престолу, на котором председательствует помянутый достойно чтимый брат и сослужитель наш Анастасий, о том, чтобы по известной ему великой нужде Африки, ради мира и пользы церкви, и из самых донатистов клириков, расположение свое исправивших и возжелавших прийти к кафолическому соединению, по рассуждению и извелению каждого кафолического епископа, управляющего церковью в том месте, приимати в своих степенях священства, аще сие окажется содействующим к миру христиан. Известно, что и в предшествовавшее время так поступаемо было с сим расколом: о чем свидетельствуют примеры многих и почти всех африканских церквей, в которых возникло сие заблуждение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

В сб. «Платон и его эпоха». М., 1979. С. 9—57. 140 Радлов Э. Л. Владимир Соловьев. Жизнь и учение. СПб., 1913. С. 77. 141 Там же. С. 87. 142 August. Enchirid. XXXII. — Творения блаж. Августина. 2-е изд. 4.1. Киев, 1908. С. 27. 143 Никольский А. Русский Ориген XIX века Вл. С. Соловьев//Вера и разум. Филос. отд. 1902. 24. С. 480. 144 Там же. С. 481. 145 Там же. С. 482. 146 Никольский А. Русский Ориген XIX века Вл. С. Соловьев//Вера и разум. Фил ос. отд. 1902. 24. С. 482—483. 147 Там же. С. 483. 148 Там же. 149 См.: Болотов В. В. Учение Оригена о Святой Троице. СПб., 1879. С. 282—359; Елеонский Ф. Учение Оригена о Божестве Сына Божия и Духа Св. и об отношении Их к Отцу. СПб., 1881. 150 Соловьев Вл. Письма. Т. II. С. 200. 151 Соловьев С. М. Указ. соч. С. 120–121. 152 Там же. С. 142. 153 Соловьев С. М. Указ. соч. С. 198. 154 В сб. «О Владимире Соловьеве». М., 1911. С. 129–206. 155 Там же. С. 134. 156 В сб. «О Владимире Соловьеве». М., 1911. С. 131. 157 В сб. «О Владимире Соловьеве». М., 1911. С. 201. 158 Там же. С. 205. 159 Голубев А. Н. Гегель и Вл. Соловьев. Границы идеалистической диалектики//Доклады X Международного гегелевского конгресса. Вып. II. М., 1974. С. 73–87. 160 См.: Лосев А. Ф. Вл. Соловьев. М., 1983. С. 111, 118–119. 161 См.: Лосев А. Ф. Указ. соч. С. 165-169. 162 Цит. по: Соловьев Вл. Стихотворения. 7–е изд. М, 1921. С. XII-XIII. (Предисловие написано в апреле 1900 г.) 163 См.: Соловьев Вл. Стихотворения. 7–е изд. С. 300. См. также: Соловьев С. М. Указ. соч. С. 119. 164 Соловьев Вл. Россия и Вселенская церковь. М., 1911. 165 Необходимо указать на полезную работу В. Н. Топорова «Древнегреческая происхождение слова и его внутренний смысл» — в кн.: Античная балканистика. Вып. 3. М., 1978. С. 46—50. Автор ухватил глубокую сущность термина, указывающую на совмещение умозрительности и производственно–технической направленности древнегреческой «софии». Это полезно для понимания не только древнегреческого термина, но и для всей вообще истории этого термина, включая Вл. Соловьева, у которого на первый план тоже выдвигалось совмещение здесь идеально существующего ума и всех его материальных функций в его окружении. 166

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

ατοτετρς, die Zahl vier an sich: Syrian., CAG VI 1,112,24.– LS, TLG. ατοτεχνς der Kunst eigen: TheodGramm 54,9.– Vgl. LS -νος. αττης, Gleichheit: PsMacHom 10,1, 14 – LS, Tgl. α τοτγρις, é echter Tiger: Manas 2234. ατοτιμ, die Ehre selbst: Niceph. Call., PG 145,601A, ατοτμητος sich selbst ehrend: Neoph 152. ατοτκεια selbst gebärende (Maria): JoGeoScheid 304,99. ατοτκος selbst gebärende (Maria): -ος φεος JoGeoHym 68,90; 70,28.– LS, Tgl. αττομος ? heftig: θερμτης κα ργ Zepos I 232 app. (recte πτομος?).– Vgl. Stam -τομα. αττοπος, der Raum selbst: JoGeoHym 71,48 v.l, pro ατΟρονος. ατοτρικυμα, die Flut selbst: βιωτικ MM V 250 (cf. DarReg 791). ατοτυραννω unterdrücken: SymCat III 60 (pass.). ατοτραννος, Tyrann an sich: Schol. Ael. Arist. Tett. 119,19 (III 450,3 Dindorf). ατ τυφλς völlig blind: ProdTheil 135.– Vgl. -φλωσις KumN, Stam. αυτο dorthin: φικμενος Agath 21,23; 38,4 – Kr (+ XIII 296), (LS, Tgl). ατογιεινς gesund an sich: Syrian., CAG VI 26,14 – Vgl. LS -γεια. ατολη, Materie an sich: GAkrop I 76,6; 79,1. ατοπαρκτος für sich bestehend: Theophyl ΙII 517B – LS. ατοπαρξις, absolute Existenz: Zigab III 144D (=PG 90,1025А). VNicMil 142. MillCat 219. PalamKeph 89,1.5.– L. ατοπρχω selbst existieren: -ον στ τ πνεμα Epiphan III 139,13. ατοπεργαθος an sich überaus gut, absolut übergut: γαθτης Thekaras ζ.– Vgl. -θτης L. ατοπερναρχος absolut anfanglos: μακαριτης Thekaras ρλδ. ατοπεροσιος absolut übersubstantiell: Thekaras ρμε.– L; s. αθυπ. ατοπρσοφος absolut überweise: σοφα Thekaras ζ. ατοργημα, τ eigenes Werk: JoChrysPG 50,789. PhotBib 297b21.– LS, DGE, Tgl, Duc. ατοργησις, eigenes Verrichten: ριστευμτων NChonOr 130,19. ατουργικς Landarbeit verrichtend LampPal IV 119,24 (Plethon). grob gearbeitet: εδωλα Parast 246.– LS. ατουργικς aus eigener Tätigkeit, von sich aus: AbuQurra 140,205.– L. ατοργιος von selbst Ertrag abwerfend, fruchtbar, produktiv: συκμινα GuillCorp IV 4.6; μπλιον 207 (ca.1050). λιβδον GeomFisc 112,5.τπος 11; 118,16. aus den eigenen Gütern verliehen: -για σολμνια DöBeitr 117,29; λογσιμα 118,7. τ -ιον (ohne weitere Investitionen) produktives Grundstück: EngPatm 1,4; 50,90 (a.1073). AIv 51,80 (a.1103). Zepos I 377 (a.H48).379 (a.1153). AnHier IV 106,29 (a.1164). Balsam I 932A, 952C. selbständig: μοναστριον PRK II 140,3 (a.1343).– Tgl, Duc, Car, ODB, DöBeitr 146.157; vgl. ατουργς LS, L, Kr.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Перевод МДА Изд. Захариаду 57 (С. 42, 43) 58:1–15 58:16–46 124–126 (здесь и далее обозначает отсутствие толкований) 128–131 137b:1–87 138–143 146–150 155–158 159, 160 161–168 152–154 102–110 102–110 179–187 111–119 111–119 197–205 120–123 120–123 207–210 124–127 124–127 173–176 131–133 131–133 190–192 134 (Вопр.), 135 (Отв.) 135–136 136–137 195–196 138–149 139–150 211–223 151 (Вопр.), 152 (Отв.) 153 (Вопр.), 154 (Отв.) 155 (Вопр.), 156 (Отв.) 157, 158 154–176 159–181 178–181 182–185 183–187 187–191 189–214 193–218 98–123 215–219 219–223 132–136 224 (Вопр.) 224 (Отв.) 222–344 225–347 225–347 345–567 348–570 348–570 568, 569 570–575 576–579 571–574 571–574 582–605 576–599 576–599 606–649 600–643 600–643 650, 651 652–678 645–671 645–671 679, 680 672, 673 681–684 674–677 673–676 685–712 678–705 677–704 705, 706 714–784 707–777 707–777 785–787 788–839 779–830 779–830 831, 832 838, 840:12–17, 21–24 842, 843 833, 834 841, 842 137b:88–105 848 (Отв.) 839 (Отв.) 834 (Вопр. и Отв.) 839, 840:1–11, 17–21, 4–26, 843, 844, 846–848 Исследования 1385 . [Аноним]. Варсонофий Великий//ПБЭ 1903. 3. 107. 1386 . Варнава (Беляев) , иером. Святой Варсануфий Великий. Его жизнь и учение. Канд. дисс. [неизд.] Сергиев Посад, 1915. Феодор (Поздеевский) , еп.//БВ 25. 1916. 3. 166–168; Флоренский П., свящ.//БВ 25. 1916. 3. 168–189. 1387 . Дионисий (Шленов) , иером. Варсануфий Великий//Правосл. энциклопедия. 6. М. 2003. 684–696. [Вкл. раздел о молитве Иисусовой по учению Варсануфия]. 1388 . Покровский А. Ответы прп. Варсануфия и Иоанна. Опыт исторического и нравственно-психологического исследования. Канд. дисс. [неизд.] Сергиев Посад 1894. 1389 . Тихомиров К. Руководство к духовной жизни преподобных Варсануфия и Иоанна. Канд. дисс. [неизд] Сергиев Посад. 1914. 1390 . Cameron A. D. Е. On the date of John of Gaza//Classical Quarterly. 1993. 43:1. 348–351. 1391 . Cupane С. Il «Kosikos Pina» di Giovanni di Gazä una proposta di ricostruzione//JÖB 1979. 28. 195–207. 1392 . Hausherr I. Barsanuphe (Saint)//DS 1937. 1. 1255–1262.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

л. 117. В неделю Пятидесятницы. л. 118. В неделю Пентикосную, поучение Иоана Златоустаго. Нач. Присножадая Бог нашего спасения, всхоте своим милосердиемь обновити естьство наше. Кирилла туровского . См. 146 л. 248. л. 119 об. В понеделник Пятидесятницы Св. Духа. л. 121 об. Слово о Святей Троици. Нач. Слава Тебе Пресвятая Троице, Отче и Сыне и Пресв. Душе, Утешителю благий животворче душь наших. Кажется, русское. л. 124 об. В неделю всех Святых. л. 126. В неделю всех Святых, поучение Иоанна Златоустаг о. См. 9 л. 136. л. 120. В неделю о мытари и фарисеи, поучение. Того же. Там же л. 1. л. 130. В неделю блуднаго, св. Григория Богослова поучение о блуднем сыну, притча от еуангелия. Там же л. 2 с надписью: И. Златоустаго. 405. (319.) Синаксарь (без поучений), полууст. XVI века, в четверть, 140 листов. 406. (299.) Синаксарь (без поучений), полууст. XVI века, в четверть, 164 листа, по числу и порядку оба списка сходны с 404. 407. (1351.) Стихирарь крюковый с прибавлениями, полууст., напис. 1437 года, в осьмую долю, 289 листов. л. 1. Канон Святей и Жнвоначялней Троици, поется в всякую неделю пред утренею вместо полунощи, творение вселенскаго патриарха Констянтинаграда кир Митрофана (без крюков). На листе 10-м, где д. 6. окончание молитвы инока Марка, написано соврем. почерком окончание 8-й молитвы из утренних. л. 12. Ермолой с Богом починаем. л. 110. Степенна 8 гласов. л. 119. Светилна и стихира еуангельскаа (числом 11). л. 130. Стихиры на Рождество Хр. и на Крещение с царскими часами. В конце стихиры св. Антонию и Усретению Господа нашего Ис. Христа. л. 153 об. Чин нощи св. пятка. Впереди часы царские, в конце стихиры от неделп ап. Фомы до всех Святых. л. 195 об. Избранные стихиры на мес. август. Прибавления: л. 210. Препод. отца нашего Марка о грдящихгя от дел правды, слово оглавлено. Глав 70. См. 189 л. 321. л. 217. Св. Симеона Новаго Богослова главизны, числом 12. См. 181 л. 251. л. 221 об. Германа патриарха Констянтинограда стиси добрейши к вине слезней хотящим непрестанно плакатися деаний неподобных. Нач. Иже древле источивы водам источникы от несекома.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

119 Смотри, например, обширный блестящий отзыв проф. А.А. Спасского о кандидатском сочинении г. Коновалова, напечатанный в «Журналах заседаний Совета Моск. д. Академии за 1901 год», с. 109–119. В заключение своего отзыва рецензент говорит: «Считаем долгом заявить, что мы еще не встречали такого удачного сочетания талантливости, трудолюбия, начитанности и умения орудовать научными приемами, соединенного с полною самостоятельностью исследования, какое представляет собою рассмотренное сочинение г. Коновалова… Изданное в теперешнем своем виде, оно составило бы честь русской науке». 122 Краткий биографический очерк Д. Г. Коновалова см. в «Богословском Вестнике» за 1902 г., т. 3, с. 372–373 (Б-ский, Из академической жизни). 123 Она напечатана полностью в Декабрьской книжке «Богосл. Вестника» за 1908 год и вышла отдельным изданием. Сейчас печатается 2-е издание. 124 Не она ли служит причиною того обстоятельства, что студенты академий приглашаются высказываться о моём мировоззрении в семестровых и кандидатских работах… 132 Стурдза – русский дипломат и автор многих сочинений большею частью религиозно-политического содержания, † в 1854 г. 135 Пашкевич, инспектор Тверской семинарии; с 18 августа 1904 г. Инспектор Подольской дух. семинарии. 142 К сему присоединяю и брошюру мою об унии («воссоединение униатов и Филарет, митр. Московский»), в которой также упоминается и Ваше имя. 144 Лишь с 1893 г. – еп. Сумск. вик. Харьков.; с 1899 г. – еп. Саратовский, с 1903 г. находится на покое в Московском Симоновом монастыре. 146 См. определение Св. Синода от 10–15 марта, 1847 г. в Собрании мнений и отзывов митр. Филарета, т. Дополнительный, стр. 188. 148 Вот копия этого автографа. «Преосвященнейший Владыко, Достопочтеннейший о Господе брат! С благодарностью получил я письмо Ваше и перевод с истолкованием книги сына Сирахова. Между тем, как попечением и деятельностью Св. Синода совершается перевод Нового Завета на Русское наречие, Вы личным трудом подвигаете сие дело вперед. Должно желать, чтобы Вы имели последователей на открытом Вами пути.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рош – князь, предводитель северных варварских народов Гог и Магог, согласно пророку Иезекиилю 129, 190 Руга – гуннский вождь 42, 44 Рукн ад-Дин – см. Кылич-Арслан IV Рустикий – участник свадебной церемонии Атаульфа 62 Руфин – патрикий 110 Рюрик – легендарный русский князь (ум. 879) 159 Рюрик Ростиславич –– великий князь киевский (1173; 1180–1182; 1194–1202; 1205–1207) 276, 289 Савиниан – византийский военачальник 55, 56 Савромат – царь Феодосии 138 Салив – приближенный Юстиниана II 119 Самуил – болгарский царь (976–1016) 186 Сар – начальник готского отряда 59, 60, 62 Сарварос (Шахрвараз) – персидский полководец (VII в.) 115 Свендослав (Сфендослав, Святослав) – Святослав Игоревич, князь киевский (ум. 972) 146, 148, 159, 163, 165, 187–196, 201–204, 207–213, 216,219, 220, 223, 225–228, 230–233 Святополк– князь Моравии 149 Себастиан – римский император, брат Иовина 61 Сен-Поль – граф, один из предводителей крестоносцев 290 Сергий – святой мученик 98 Сергий – византийский полководец, стратилат 111 Серена – супруга Стилихона, племянница императора Феодосия 159 Сигесар – епископ 62 Сильвестр – папа римский 18 Симеон – болгарский царь 141, 191, 200, 219 Симеон Метафраст – византийский церковный писатель 139 Симон – см. Петр Сингерих – преемник Атаульфа 62 Скржинская Е. Ч. 270 Соа – полководец Февдериха 54 Созомен – церковный историк 18 Сократ – древнегреческий философ 36 Сократ Схоластик – церковный историк (ок. 380–440) 36 Сот, Сотас – см. Лазарь Спиридон Тримифунтский – епископ, участник I Вселенского Собора 17 Стефан – заговорщик 49 Стефан – приближенный Юстиниана II 119 Стефан Александрийский – историк (II в.) 155 Стефан Асмикт – патрикий 120 Стефан Византийский – историк 44, 150 Стефан Неманич – сын Стефана Немани 290 Стефан Неманя – см. Нееман Стефан (Иштван) III – венгерский король (1162–1173) 265, 266, 268–271 Стефан (Иштван) IV – венгерский король 266, 270 Стилихон – византийский полководец и политик, по происхождению вандал (ок. 365–408) 58–60 Страбон – греческий географ (I в. до н. э. – нач. I в. н. э.) 9, 79, 213

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010