История митрополичьего округа была иной, он исторически больше удался, чем городской округ, но и он фактически исчез, оставив в наследие имя митрополита. Политика городских епископов по отношению к сельским церквам обратилась против них самих. На том же основании, на каком действовали городские епископы, начали действовать и митрополиты, а затем в гораздо большей степени патриархи. Учение о власти епископа над епископами, вытекающее из учения о власти епископа над Евхаристическим собранием, приводит к учению об единой власти над всей церковью единого епископа, независимо от того, удается ли это осуществить в истории или нет. При сохранении принципа власти одного епископа над другими, историческая неудача очень плохой аргумент против единой власти одного епископа. Таковы неизбежные результаты уничтожения того ядра, которое лежало в основе устройства в церкви церковных округов – городского епископского округа, неудавшегося в истории. 1 См. A. Harnack. Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten. Lpz. 1924. 2 Климент Р. Послание к Коринфянам, XLII, 4. Термин «χ ρα» употребляется Климентом в смысле страны, а не сельской местности, прилегающей к городу и от него административно зависящей. 13 13е правилο Анкирского собора. См. М. Gillmann. Das Institut der Chorbischöfe im Orient. München, 1903. 14 В этом значении «парикия» употребляется Евсевием. Так, он пишет, что Тимофей получил в управление парикию Ефеса: «Впрочем, и Лука в Деяниях исчисляет его (Павла) близких и называет их по имени, как то: повествует, что первый, получивший жребий епископства над церковью ефесскою (τ ς ν Εφ σω παροικ ας), был Тимофей, а над церквами критскими – Тит». (Eus. h. е. III, IV, 5. Русск. перевод, стр. 106). Здесь «парикия» может означать только городскую (в тесном смысле) церковь . В другом месте Евсевий называет Феофила епископом парикии Кесарии, а Нарцисса – епископом парикии Иерусалима. «Послание епископов, собравшихся тогда под председательством Феофила, епископа Кесарийского и Нарцисса Иерусалимского (Θεοφ λος τ ς ν Καισαρ παροικ ας π σκοπος κα Ν ρκισσος τ ς ν εροσολ μοις) (Eus.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Но уже отсутствие его в Латинском и Коптском переводах говорит о неуверенности в этом отношении. Из Древне-Церковных писателей первое упоминание о втором Послании находится только у Евсевия, впрочем, в смысле, неблагоприятном для его подлинности: «должно заметить, – говорит он, – что есть и еще приписываемое Клименту Послание ( καì Δευτρα τις ε ναι λγεται του Κλμεντος πιστο), но мы не признаем его столь несомненным, как первое, потому что никто из древних, сколько знаем, не пользовался им (Eus. Hist. eccl., 3:38, 4). До Евсевия действительно не найдено ни одного свидетельства об этом произведении, которое можно было бы истолковать в смысле благоприятном для усвоения его Клименту Римскому . Правда, Дионисий Коринфский в своем ответном Послании (около 170 года) Римскому епископу Сотиру писал, что Послание последнего было прочитано в Богослужебном собрании Коринфской Церкви в день Воскресный, причем прибавил, что они и впредь будут читать его для своего назидания, «как и первое Послание, написанное к ним Климентом ( ς καì τν προτραν μι ν διà Κλμεντος γραφει σαν: Eus. Hist. eccl., 4:23. 11). Но было бы слишком неосновательно приписывать этому выражению значение свидетельства, относящегося к рассматриваемому нами произведению: Греческий текст ясно показывает, что в мысли Дионисия Послание Сотира представляется вторым Посланием, которое они будут читать, как и прежнее, написанное Климентом. Блаженный Иероним вслед за Евсевием утверждает, что древние отвергали второе Послание, приписанное Клименту: fertur et secunda eius (Clementis) nomine epistola, quae a veteribus reprobatur (De vir. ill., 15), то же говорит и Руфин. Святой Епифаний, действительно, делает указание на существование многих Посланий Климента (Haer. 27:6: ν μι τω ν πιστολν ατο), но цитирует только первое Послание; если же он знает многие Послания, которые называет «окружными Посланиями» (Haer. 30:15) и о которых он говорит, что они содержат похвалу Илии, Давиду, Сампсону и всем пророкам, то это не Послание, известное под именем второго Цослания Юшмента, и не подлинное Послание его к Коринфянам, в котором не встречается имя Сампсона, а Послания о детстве (2:8–14), ложно приписанные Клименту Римскому .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

В Пантене Климент видел совершеннейший идеал христианского учителя и относился к нему с большим почтением и горячею любовью. Около 190-го года он сделался помощником и сотрудником Пантена в должности учителя и получил возможность в первой высшей школе тогдашнего Христианства использовать свое выдающееся философское образование, начитанность в Греческой и Христианской литературе и свое блестящее красноречие. Около 200-го года он становится во главе катехизической школы (Eus. Hist. eccl., 6:6). О деятельности его, как учителя – в особенности о методах преподавания-сведений не сохранилось; некоторый свет на общий ход его уроков и их характер могут проливать его произведения – «Протрептик», «Педагог» и «Строматы», если признать за несомненное, что они стоят в связи с его деятельностью в Школе. Ориген и Александр Иерусалимский являются лучшим свидетельством успешности и плодотворности его учительства в Александрии. Климент был пресвитером Александрийской Церкви, но неизвестно, когда он получил посвящение – во всяком случае он уже был пресвитером, когда писал «Педагог» (Paed., 1:6. 37; сравн.: Hieron. Ер. 88, adMagn.; De vir. ill., 38). После двенадцатилетней непрерывной деятельности в Александрийской школе Климент вынужден был преследованием Септимия Севера (в 202-м или 203-м году) удалиться из Александрии. С этого времени исторические следы дальнейшей судьбы Климента остаются совершенно неясными. Точно неизвестно даже место, куда он ушел из Александрии; можно только предполагать, что он направился к своему ученику Александру, который сначала был епископом Кесарии Каппадокийской, а потом сделался епископом Иерусалимским. В 211-м году Александр, бывший тогда еще в Каппадокии, из темницы написал Послание к Церкви Антиохийской и переслал его чрез Климента; он называет Климента блаженным пресвитером, мужем добродетельнейшим и испытанным, который, пришедши и сюда (то есть в Каппадокию) по распоряжению и усмотрению Господа, утвердил и умножил его Церковь (Eus. Hist. eccl., 6:11. 5–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Ориген ушел из Александрии в Кесарию Палестинскую, где и поселился, покровительствуемый своими друзьями. Определение Александрийского собора было признано в Риме и в других Церквах за исключением Финикии, Палестины, Аравии и Ахаии. Но Александрийские враги не оставили его в покое и после осуждения его и изгнания из Александрии: Ориген говорит (In Иоан., 6:2. 1) о произведениях, направленных против него из Александрии, называет их не Евангельскими, так как они выпустили против него все силы зла. Ориген оправдывался против всех обвинений его в Послании к своим Александрийским друзьям (Hieron. Adv. Ruf., 2, 18; Rufin. Deadulter, libr.Orig., 25). Место Оригена в Александрийской школе занял ученик и помощник его Иракл. Вскоре после собора Димитрий умер и Иракл возведен был на Александрийскую кафедру. В связи с этой переменой у Оригена явилась надежда на возможность реабилитации, и он отважился возвратиться в Александрию, но скоро же увидел неосновательность своих упований: за нецерковные учения Иракл отлучил Оригена от Церкви и изгнал из Александрии (O. Bardenhewer. Gesch. der altkirchl. Literatur. Bd. 2 Freiburgi. Br, 1903, S. 80). В Кесарии Ориген основал Богословскую школу, которая скоро достигла высшего развития и сделалась новым центром Христианской науки. Он приобрел здесь новых учеников и друзей. – Фирмилиан, епископ Кесарии Каппадокийской, иногда призывал его в свои области, а иногда и сам отправлялся к нему в Палестину и проживал у него для усовершенствования в знании предметов Божественных. Ему внимали Иерусалимский епископ Александр и Кесарийский епископ Феоктист, и «ему одному, как учителю, поручали изъяснение Божественного Писания и все относящееся к Церковным поучениям» (Eus. Hist. eccl., 6:27). К нему стекались слушатели не только из Палестинских жителей, но «бесчисленное множество учеников, оставляя свою родину, приходили и из отдаленных областей; между ними особенно известны были: Феодор, впоследствии Неокесарийский епископ Григорий Чудотворец , и брат его Александр» (Eus. Hist. eccl., 6:30).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Наше мнение подтверждается жертвоприношением Авеля, Иакова в Месопотамии, Моисея пред посвящением Аарона; также и тем, что и под законом каждый отец семейства отправлял должность жреца во время Пасхи. См. phil. Jnd. lib. de vita Mosis. 98 Богослужение Иакова при Вефиле, судя по приготовлениям всей фамилии, и по другим обстоятельствам, долженствовало быть весьма торжественно. Быт. XXXV, о молитве, см. Быт. XII, и, XXV, 21. 99 Обрезанию назначено время известное, дабы не подать повода к небрежению, не слишком близкое по рождении, когда можно бы было сомневаться в жизненности младенца; не слишком отдаленное, чтоб родители скоро имели утешение видеть его в завете; именно восьмой день, потому как думают некоторые, что восстановление человека через восстание Искупителя имело совершиться в следующий за седьмым день. 102 Хотя Геродот и Диодор Сицилийский и производят обрезание от Египтян; но они могли в сем обмануться по незнанию истории Еврейской. Напротив того, Иосиф и Евсевий (in praep. Eus.) приводят языческого же писателя Феодора, который в сем случае говорит согласно с Моисеем. Заметить должно, что обрезание Египтян относят только к жрецам, (Eus. Рг. Eu. L. IV. Or. in Ер. ad Rom. L. II .) Почему и Пифагор при посвящении в их таинства обрезался (CI. Alex, strom. L. I.); и что временем оного полагают у них, так как и у измаильтян, тринадцатый год возраста (Иосиф. древн. кн, V). Самые сии отличия обрезания Египетского можно изъяснить из обрезания Еврейского, но не наоборот. В обрядах сего последнего, употреблявшихся в последующие времена, для нынешних обычаев, достойно внимания то, что обрезание совершалось на руках восприемника, и в тоже время младенцу давалось имя. 138 Вместо двадцати или тридцати тысяч книг Меркурия, как считает Иамвлих, мы имеем только Пимандра и Асклепия; два небольших сочинения, которые почитают произведением первых веков Христианства. С остатками Египетской философии в них смешано учение Платоническое и Христианское; и находится даже имя μο σιος ..

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

По единогласному свидетельству древности Игнатий был вторым, или, включая Апостола Петра, третьим епископом Антиохии в Сирии. Преемником Апостола Петра, как говорит Евсевий (Eus. Hist. eccl., 3:22; Chron. Adan Abrah. 2085), был Еводий, а на место Еводия вступил Игнатий. О том же предании свидетельствуют Ориген (Нот. 6 in Luc.) и Иероним (De vir. ill., 16). Но так как об Еводий ничего не было известно, то позднее он теряется и образовывается предание, что Игнатий был епископом непосредственно после Апостола Петра. Сообщение Апостольских постановлений (7:46), примиряющее оба предания, что Еводий был поставлен во епископа Петром, а Игнатий Павлом, не заслуживает доверия уже по одному тому, что подобный же прием для примирения двух известий применен Апостольскими Постановлениями и к Римской кафедре (Климент и Лин). Таким образом, бесспорно, что Игнатий был епископом Антиохии после Еводия; но неизвестно, сколько времени продолжалось его управление этою Церковью. Евсевий в своей Хронике полагает время епископствования Игнатия между 2085-м и 2123-м от Авраама, то есть между 69-м и 107-м годами нашей эры; но точность этого указания подвергается сомнению, в виду общей ненадежности хронологических указаний по отношению к Антиохийским епископам. Здесь же поднимается вопрос о состоятельности даты смерти святого Игнатия. Что святой Игнатий умер славною смертью мученика, сообщения об этом идут непосредственно от времени этого мученичества. О нем свидетельствует Поликарп в Послании к Филиппийцам (9), хотя во время написания Послания он еще не имеет подробных и точных сведений об этом (13). Ириней (Adv. haer., 5:28. 4) и Ориген (Hom. 6 in Luc.) сообщают, что он брошен был диким зверям. Что местом мученичества был Рим, об этом говорит не только Послание Игнатия к Римлянам, но также Ориген (in. Luc. 6), Евсевий (Eus. Hist. eccl., 3:36. 3) и все позднейшие писатели. Только Иоанн Малала, живший в VI веке, утверждает, что Игнатий пострадал во время бывшего в Антиохии 13 Декабря 115 года сильного землетрясения и именно в самой Антиохии (Chronogr. lib. XI). Хотя Иоанн Малала был Сириец, но уже прежде него Антиохиец Иоанн Златоустый пред всем народом говорил, что Игнатий пострадал в Риме (InS. Ignatium martyrem, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

43, coll. 536. 537. Epist. 10, cap. 3, l1. PI.. t. 33, col. 411. 37 Contra epist. Parmenian. II, 2:5. PL., t. 43, col. 52. Cfr. Contra litt. Petiliani, II, 90, 199. PL., t. 43, coll. 321–322. Contra epist. Parmenian. III, 3:10. PL., t. 43, col. 97. 40 Epist. 93, 9, 36. PL, t. 33, col. 339. Cfr. Contra litt. Petil. III, 37, 43. PL., t. 43, col. 370. Retract. II, 17. PL., t. 32, col. 637. 41 Contra litt. Petiliani, III, 4:3: Neque hoc ideo· dixerim ut neglegatur ecclesiastica disciplina, et permittitur quisque facere quod velit, sine vrila correptione, et quadam medicinali vindicta et terribili lenitate et charitatis severitate. PL., t. 43, col. 350. 42 Contra litt. Petiliani, III, 4:5: Neque enim ferrum est inimici vulne­rantis. sed medici secantis. PL., t. 43, col. 350. 48 Contra epist. Parmeniani, III, 2:13: non dormiat severitas disciplinae,, in qua tanto est efficacior emendatio pravitatis, quando diligentior conser­vatio charitatis. Tunc autem hoc sine labe pacis et imitatis, et sine laesi­one frumentorum fieri potest, cum congregationes Ecclesiae multitudo ab· eo crimine quod anathematur, aliena est. PL., t. 43, col. 92. Cfr. Brevicu­lus collationis cum Donatistis, dies 3, 9:16: quamvis debeat vigilare eccle­siastica disciplina, ad eos non solum verbis, sed etiam excommunicatio­nibus et degradationibus corripiendos, tamen non solum in ea latentis nesciantur, sed plerumque propter pacem unitatis etiam cogniti tolerentur. PL., t. 43, col. 632. 49 Tunc etiam ille et timore percutitur, et pudore sanatur, cum abuniversa Ecclesia se anathematum videns, sociam turbam cum qua in delicto suo gaudeat et bonis insultet non potest invenire. Contra epist. Parmeniani. Ш, 2, 13. PL., t. 43, col. 92. 51 Contra epist. Parmen. III, 2:14: jam propter multitudine non poterant ita corripi, ut ab eorum conjunctione se caeteri continerent, et eos eru­bescere facerent. PL., t. 43, col. 93. 53 Contra epist. Parmeniani, III, 2:15: Haec qui diligenter cogitat, nec in conservatione unitatis negligit disciplinae severitatem, nec immoderatione coercitionis disrumpit vinculum societatis.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

43 рукою Твоею ... их насадил. Имеется в виду описываемое в книге Иисуса Навина завоевание евреями Ханаана и их расселение на обетованной земле. 43 но Твоя десница. Повествования о покорении Ханаана ясно показывают, что Израиль овладел землей обетованной благодаря не собственной силе и военному искусству, а могуществу Бога, Который присутствовал среди Своего народа (Нав., гл. 6; ср. Втор., гл. 7). 43 Иакову. Иаков другое, наряду с Израилем, имя избранного народа. 43 не меч мой спасет меня. Принципиальное отличие ветхозаветной священной войны от любой другой состоит в том, что в ней Сам Бог завоевывает победу для Своего народа. 43 Ты отринул и посрамил нас. Теперь все не так, как в прошлом. Господь, бывший с израильским войском в Иерихоне, ныне не захотел благословить его Своим присутствием, и противник с легкостью одержал победу. Поражение израильтян явилось знаком того, что Бог не сопутствовал им в битве. 43 без выгоды Ты продал народ Твой. Точнее «не ради выгоды», т.е. не потому, что враги народа израильского принесли лучшие приношения, чем народ Божий (именно так мыслили божественное покровительство языческие народы). 43 но мы не забыли Тебя. Псалмопевец пребывает в смятенных чувствах: Господь обещал спасти израильтян от врагов, если они останутся верны завету, но не сделал этого. Он обещал, что другие народы окажутся свидетелями славы Израиля ( Втор. 28,10 ), однако в настоящий момент Израиль унижен ими. 43 покрыл нас тенью смертною. Такое возмездие предусматривалось для врагов Господа ( Наум 1,8 ). 43 за Тебя умерщвляют нас. Израильтяне не забыли Бога, во имя Него они гибнут. Апостол Павел цитирует этот стих в Рим. 8,36 . 43 Восстань, что спишь, Господи! Псалмопевец просит Бога осенить Своим присутствием израильское войско. В основе данной метафоры сна лежит мысль, что Бог не наказывает в данном случае Свой народ (поскольку нет вины за народом), а как бы отстранился от него, «заснул». 43 ради милости Твоей. Т.е. ради заветной милосердной любви Божией. Призывая Бога вступиться за Свой народ, псалмопевец вновь вспоминает о завете. Глава 44

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

считая локоть в локоть с ладонью. См. ком. к 40,5. 43:18–27 Здесь излагаются уставы для освящения жертвенника. В первый день в жертву за грех приносится телец (ст. 18–21); во второй день козел без порока (ст. 22–24). Затем в остальные дни приносили по козлу, по тельцу и по овну (ст. 25,26). Когда закончится время освящения, смогут начаться регулярные жертвоприношения (ст. 27). Ср. 2Пар. 7,8.9 . Священники не из племени Садока (43,19) при освящении были исключены из служения (см. ком. к 44,15). 43 для кропления на него кровью. См. Исх. 29,16 ; Лев. 4,6; 5,9 . 43 на назначенном месте дома вне святилища. См. Исх. 29,14 ; Лев. 4,12.21; 8,17 . Автор Послания к Евреям воспринял эти наставления как свидетельство принесения Христом Самого Себя в жертву ( Евр. 13,11–13 ). Глава 44 44 они были затворены. Пророк был во внутреннем дворе (43,5), но теперь он взят к восточным воротам. Ворота остаются всегда закрытыми, потому что через них прошла в храм слава Господня (43,4; ср. Пс. 23,7–10 ). Закрытые ворота свидетельствуют, что Господь больше никогда не покинет храм (43,7.9). Так называемые Золотые Ворота в восточной стене старого города Иерусалима также были закрыты и заложены. Соответствующие ворота византийского времени (IV начало VII вв.) были восстановлены и открыты крестоносцами (XI-XII вв. по Р.Х.). Нет сомнения в том, что они были построены на остатках ворот более ранних периодов. Эти ворота снова заложили мусульмане в правление Сулеймана Великолепного (XVI в.). 44 он, как князь, сядет в них. Поскольку ворота закрыты, их проем превратился в комнату, и в ней князю позволяется вкушать ритуальную пищу. Это предписание, правда, никогда не было реализовано ни одним из израильских царей. В видении Иезекииля здесь символизируется особое отношение обетованного царя к храму (см. ком. к 37,24). 44:4–9 В то время, как в некоторых текстах Ветхого Завета подчеркивается, что иноплеменникам запрещено принимать участие в израильском богослужении ( Исх. 12,43 ; Лев. 22,25 ; Неем. 9,2 ; Иер. 51,51 ), из других ветхозаветных текстов видно, что это запрещение в свое время будет снято (47,22.23; 3Цар. 8,41.43 ; ср. Зах. 14,21 ; Еф. 2,12.19 ). Ср. Неем. 13,1–9 ; Агг. 2,14 . В Израиле Нового Завета, т. е. в Церкви, все запреты как для иудеев, так и для язычников устранены, за исключением различий на основе веры, духа, но отнюдь не плоти ( Рим. 2,28.29 ; Фил. 3,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ночевали на гумне в Кр[угах] . Устанавливаем связь с Кр[асным] Бер[егом]. Колесн[ый] замыкатель – изобретение . 2.8.43. Пон[едельник]. Вчера через ребят, с кот[орыми] установлена связь, дали [для] испытания замыкателя 2 кг 400 гр[аммов] шашки. А[ня] отправлена в К[расный] Б[ерег] д[ля] ликвидации Пархоменко. Сегодня достали 6 снарядов. Завтра плавка. Из 28 граммов тола [получается] 5 плав[ок]. 5.8.43. Четв[ерг]. Ночевали в Кр[угах]. А[ня] задание не выпол[нила]? Поезда 2-е суток не идут, т[аким] о[бразом], мины не опробованы. Идем обратно в Плисов[ую] Сл[ободу]. Дней 5 нет дождя. Жара смертная. Комаров гибель. Чирей сел на брюхо. 6.8.43. Пятн[ица]. В ночь с 3 на 4 началась «рельсовая война» . Идем на Антоновку. Будет взорвано 100 рельс[ов]. Придется пройти верст 20, да обратно столько же. 7.8.43. В 1:00 закончили подрыв. [В] 10:30 расстрелял Кириленко Николая из Жлобина. 8.8.43. А[ня] опять ничего не сделала. Лёник тоже. М[аксим], М[ихаил], А[лексей] и О[сташов] идут на ж[елезную] д[орогу]. 9.8.43. Пон[едельник]. С наступлен[ием] темноты вышли на ж[елезную] д[орогу], О[сташов] услышал лязг, предупр[едил] М[ихаила], А[лексея], увидел 25-й, 2-ой, 4-й . Пока лежали, прошло 3 поезда. На з[апад] обратно прошли трое с собакой. Собака заметила. 2-х [бойцов оставил] на месте, 2-х [послал] за помощью. Уползли. Одна из 2-х [мин], ранее заложенных 1,5 кг, взорвалась у Кр[асного] Бер[ега]. 10.8.43. Ночью в Казим[ировской] Сл[ободке] А[лексей] У[порников] и О[сташов] ликвидировали шпиона – старика Григория Пугачева. На рассвете в Круги к нам пришли два сбежавших из Бобруйска добровольца без оружия: Степанов И.В. и Осташов Кирилл, оба из Салотина . 11.8.43. А[не] командование не доверяет, гл[авным] обр[азом], из-за ее брата Б. Через А.А она прислала М[ихаилу] письмо, в кот[ором] сообщает, что должна умереть, так как среди населения и фашистов она партизанка, но среди партизан – фашистка. М[ихаил] к этому относится безразлично. У Кр[асного] Б[ерега] поезд сошел 6.8.43 паровоз и 5 вагонов. Движения не было 10 часов. Плавлю тол. Группа наших убила 8 ф[рицев] и одного взяла в плен, 1 пулемет, 6 коней, и освободила несколько пленных.

http://pravoslavie.ru/61410.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010