442 Изданы Маем: Specilegium Romanum. Т. 10. Р. II, 13, также у Фабриция в Bibliotheca Graeca (Т. 6. Р. 640) и у Питры: Pitra J. В. Specilegium Solesmense. Paris, 1852. T. 1. P. 348. См. Loofs. S. 120; архиеп. Филарет (Гумилевский) . T.3.C.213. 443 PG T. Col. 1284В. Это обстоятельство для нас, между прочим, может служить одним из веских аргументов в пользу раздельности сочинений Леонтия в их первоначальном составе и в опровержение гипотезы Лоофса. 446 τ γρ ποκεμενον, θαυμσιε κατ Λεντιον τν μακριον, ο τ σχλια περκαλη οσαν εναι λεγει μετ υποστσεως. Цит. no: Loofs. S. 129–130. 448 Сведения об этом греческом историке, а равно и высокую оценку его главного труда Historia Ecclesiastica дает проф. А. П. Лебедев в своем сочинении. См. Исторические очерки состояния Византийской Церкви//Собрание церковно-исторических сочинений. СПб., 1902. Т. 6. С. 415–426. 449 Nicephorus Callistus. Historia Ecclesiastica, XVIII.48 (PG T. 147. Col 428BC); cp. также Col. 433, (Cap. 50): περ μονχου Λεοντου κα Γεωργου το Πισδου «о монахе Леонтии и Георгии Писидийском», где даются сведения о ереси агноитов и севириан. 450 PG Т. 86. Col. 1189, прим. 3: is autem, ut aliunde constat, a. 630 floruit «а он, как ясно из другого источника, достиг расцвета в 630 г.» 453 См. об этом подробнее: Снегирев В. Учение о Лице Господа Иисуса Христа в трех первых веках христианства. Казань, 1871. 454 Свод соответствующих цитат из сочинений указанных писателей см. Архим. Алексий. О Лице Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. М., 1847. С. 83–122. См также Снегирев В. Указ. соч. 455 Contra arianos. PG Т. 26. Col. 28, 45, 85. Вообще, в этом первом Слове против ариан свт. Афанасий много уделяет внимания доказательству того положения, что Логос есть истинный Бог и Сын Божий, во времени соделавшийся Христом, Сыном Девы Марии. 456 О φιλνθρωπος σωτρ, ατς Χρστος, κα Κριος κα Θες προλθε κ Μαρας «Человеколюбивый Спаситель, Сам Христос, Господь и Бог, произошел от Св. Марии» (выражения из Epistola ad Epictetum. PG T. 26. Col. 1053В, 1060C, 1065C)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

c) Comentario al Evangelio de San Mateo Leoncio de Bizancio, Efrén de Antioquía y otros tuvieron conocimiento de un comentario al Evangelio de San Mateo compuesto por Cirilo. Sólo quedan unos fragmentos de poca extensión en las catenae. Cubren los 28 capítulos y muestran claramente que la obra era un comentario bíblico en el sentido propio de la palabra, parecido al comentario sobre el Evangelio de San Juan. Parece que lo compuso después del año 428. d) En las catenae se encuentran, además, fragmentos de comentarios que han desaparecido de Cirilo sobre la Epístola a los Romanos, sobre la primera y segunda a los Corintios y sobre la Epístola a los Hebreos. 3. Escritos dogmático-polémicos contra los arrianos. Las primeras obras de Cirilo de carácter dogmático-polémico van dirigidas contra los arrianos. Son dos los tratados que escribió contra esta herejía; el más importante de los dos es el a) Thesaurus de sancta et consubstantiali Trinitate Se trata de una suma trinitaria, que comprende las objeciones arrianas, su refutación y los resultados duraderos de las controversias del siglo IV. Cirilo sigue aquí enteramente a su maestro Atanasio; casi la tercera parte de esta extensa obra es una reproducción del tercer discurso Contra Arianos de Atanasio, como lo ha probado suficientemente J. Liébaert. Parece que Cirilo utilizó, además, una obra de Dídimo el Ciego, Contra Eunomium, que ya no existe. En el prefacio se da el índice de materias de los 35 capítulos. Focio (Bibl. cod. 136) no tiene reparo en afirmar que cesta obra es la más clara de todas las de Cirilo, especialmente para los que son capaces de comprender el significado de sus métodos lógicos.» Por una parte, no hay duda de que el Thesaurus fue compuesto antes de que surgiera la controversia nestoriana; por otra, sin embargo, hay división de opiniones sobre la fecha exacta. G. Jouassard piensa que Cirilo lo escribió entre los años 423 y 425. J. Liébaert y Charlier sostienen que es la primera de las grandes obras de Cirilo, escrita, por consiguiente, al comienzo de su carrera episcopal, iniciada el año 412.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

458 Однако в законе от 30 мая 428 г., направленном против еретических сообществ, упоминается еще и о павлианах (Pauliani) (CT XVI, 5, 65. Р. 878). Этот текст вошел в Юстинианов кодекс (CJ I, 5, 5//CJCII. Р. 51), однако это обстоятельство вовсе не свидетельствует о существовании павлианской группировки и в VI в. 461 См.: Runciman S. Le manicheisme medieval. Paris, 1949. P. 30–60. См. также: Nina G. Garsoian. The Paulican Heresy. The Hague, 1967; Idem. Art. «Byzantine Heresy. A Reinterpretation»//DOP, 25.1971. P. 85–113. Нина Г. Гарсоян предполагает связь между павликианами и последователями еретика епископа Антиохийского Павла, жившего в III в. В значительной мере она основывает такое свое убеждение на мнении Конибера (Conybeare F. С. The Key of Truth. Oxford, 1893). По мнению последнего, в Армении довольно продолжительное время сохранялся архаический тип христианства с адопционистской христологией (христологией «усыновления»). Согласно Нине Гарсоян, эволюция в сторону дуализма началась здесь лишь в начале IX в. Однако эти предположения слишком гипотетичны, чтобы их можно было принять. Прозвище «павликинки» произошло из особого почитания среди этих сектантов апостола Павла, о чем имеются соответствующие свидетельства. См. по этому поводу: Runcimm S. Op. cit. P. 49–50. Сами себя они именовали просто христианами, награждая при этом православных эпитетом «римляне» (Ibidem). 463 Athanasius Alexandrinus. Adversus Arianos oratio II, 42–43, PG 26, 236–237; Innocentius I. Epistula XVII, 10, PL 20, 533B. 466 SC, 241. Р. 50. Хефеле говорит о 8 прав., поскольку нумерация правил Арльского Собора не одинакова во всех рукописях. Действительно, 9 (8) прав. Собора обладало всеобщей значимостью, но отцы прежде всего имели в виду африканцев (De Afris quod propria lege sua utuntur ut rebaptizent...). Именно поэтому мы говорим об определенной двусмысленности текста. 467 Блж. Августин говорит лишь о Никейском Соборе: Istos sane Paulianos baptizandos esse in Ecclesia catholica Nicaeno concilio constitutum est [Никейским Собором в Кафолической Церкви постановлено, что павлиан надлежит непременно крестить] (De haeresibus, 44, PL 42:43).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

566 See, for example, Athanasius. Oratio III contra Arianos//PG 26, col. 332; tr. Dvomik F. F. Early Christian and Byzantine Political Philosophy. Origins and Background, II (Dumbarton Oaks Studies: 9). Washington DC, 1966, p. 733–734. Belting H. Likeness and Presence. A History of the Image before the Era of Art. Chicago, 1994, p. 102–107. 567 Mango C. Constantine’s Porphyry Column and the Chapel of St Constantine//DChAE 10. 1981, p. 103–110; reprinted in his “Studies on Constantinople” (Aldershot, 1993), study IV. 568 The ninth- or tenth-century revelation of St Andrew the Fool states that Constantine’s column would last to the end of time because it contained the nails of Christ: Mango, Constantine’s Porphyry Column, 110. This raises interesting questions about the status of the statue as a reliquary. 569 Frolow. La relique, 183 38): Maurice’s army was preceded by a fragment of the True Cross held on a lance in 593. 573 De ceremoniis, I, appendix. Bonn, 485: the emperor on expedition should be preceded by a college of cubiculares, one of whom should carry a staurotheke. 574 For examples, see: The Glory of Byzantium. Art and Culture of the Middle Byzantine Era, A.D. 843–1261/Ed. Evans H. C., Wixom W. D. New York, 1997, p. 74–81. 575 Frolow. La relique, 241 147: Nikephoros Phokas to the Lavra on Mount Athos in 964); 278–279 233: Michael VII Doukas to the Lavra on Mount Athos in the 1070s); and elsewhere: 242 151: Basil II and Constantine VIII to Aparan in Armenia in 983). 578 Kalavrezou I. Helping Hands for the Empire: Imperial Ceremonies and the Cult of Relics at the Byzantine Court//Byzantine Court Culture from 829 to 1204/Ed. H. Maguire. Washington DC, 1997, p. 55–56. 579 Frolow. La relique, 301–305 283) lists all pilgrim descriptions including those of Nikolaos Mesarites and Antony of Novgorod. A visual depiction of the objects of the Passion, which echoes the collection in the Great Palace, and which may reflect Antony of Novgorod’s account, appears on a double-sided icon from Novgorod, now in the State Tretiakov Gallery in Moscow: Gosudarstvennaia Tret’iakovskaia Galereia. Drevnerusskoe iskusstvo X – nachala XV veka. Katalog sobraniia: 1. Moscow, 1995, p. 50–54 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

191 Soror amantissima insuper litteras ex parte apostolici sibi directas obtulit, quarum formua hujusmodi fuit. Gosmas Prag, 1. s. c., p. 48. 192 Unde apostolica auctoritate et sancti Petri principis apostolorum potestate.... annuimus et collaudamus, atque incanonizamus, quo ad ecclesiam sancti Viti Wenceslai fiat sedes episcopalis. 193 Verumtamen non secundum ritus aut sectam Bulgariae gentis vel Ruziae, aut Slavonicae linguae, sed magis sequens instituta et decreta apostolica, unum potiorem totius ecclesiae ad placitum eligas in hoc opus clericum, latinis adprime literis eruditum, etc. 194 Quemadmodum Cosmas Pragensis ex depravato ejusdem Joannis papae diplomato tradit. Assemani, III, 169–170. 195 Nam antea tam in Moravia, quam in Bohemia, romano quidem ritu, sed sermone slavonico sacro peragebantur, inducente hunc morem Methodio et permittente Joanne VIII pontifice, quemadmodum ex epistoa ejusdem papae ad Svatoplucum Moravorum regem anno 880 data supra retuli. Assemani, III, 170. 201 Concedimus.... Friderico Salzburgensis ecclesiae antistíti ejusque successoribus in tota Norica provincia et in tota Pannonia, snperiori videlicet et inferiori, quomodo sui antecessores eandem potestatem a nostris babuere antecessoribus. 202 Ut nulli liceat in praefatis provinciie sibi usurpare pallium, nec episeopos ordinare, nec ullum officium, quod ad archiepiscopum pertinere debet, praeter praefatum archiepiscopum ejusque successores. 204 Fuerat tempore Alexandri рарае.... quaedam synodus omnium praelatorum Dalmatiae et Croatiae multum solenniter celebrata. 205 Ut nullus de caetero in lingua slayonica praesumeret divina mysteria celebrare, nisi tantum in latina et graeca, nec aliquis ejusdem linguae promoveretur ad sacros ordines. 207 Seitote filii, quia haec, quae Gothi petere student, saepe numero audisse me recolo, sed propter Arianos inventores literaturae hujusmodi dare eis licentiam in sua lingua tractare divina sicut praedecessores mei sic et ego nullatenus audeo. Nune vero euntes gentem illam facite observare omnia, quae a venerabili fratre nostro Maynardo, sanctae Rufinae episcopo cardinali, synodaliter statuta sunt, quosdusque legati nostri accedant. Schwandtnerum III, 553.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одним из самых древних известных свидетелей этого западного Символа веры был Кесарий, епископ Арльский (ок. 470–543 гг.) 2839 . Действительно, в одной из своих проповедей Кесарий практически дословно воспроизводит тринитарную формулу из «Афанасиевского Символа» 2840 . В этом и других трудах св. Кесария, таких как De mysterio sanctae Trinitatis («О таинстве Святой Троицы» и Breviarium fidei adversus arianos haereticos («Краткое исповедание веры против еретиков-ариан»), мы встречаем характерное для Августина изложение тринитарного догмата, когда его отправной точкой является понятие единого Бога, или Божества, в котором усматриваются три соравных и совечных Лица (unus Deus qui est Trinitas) 2841 : «Вместе с кафолической верой следует держаться нераздельной Троицы, соединенной без смешения и разъединенной без отделения (inseparabilem Trinitatem, sine permixtione conjunctam, sine separatione disjunctam), поскольку Отец, и Сын, и Дух Святой есть полный и единый Бог (Deus plenus et unus est). Сам здравый смысл учит, что единый не предполагает ни позднейшего, ни предшествующего; ведь тот, кто единственен (solus), не допускает сравнения или отделения; и не может быть меньшим тот, кто полон (plenus) и к совершенству кого нельзя ничего ни добавить, ни убавить. Итак, следует верить, что существуют три Лица, но не три субстанции (tres personae, sed non tres substantiae), три особых свойства, но не три власти (tres proprietates, sed non tres potestates). И существует одна безначальная вечность, так же как и одно бесконечное величие, и Отец без причины, и Сын без времени, и Дух Святой без превосходящего» 2842 . Как и в «Афанасиевском Символе», мы находим у Кесария учение «двойном исхождении» Св. Духа, Который, будучи «Духом Отца и Сына» (Spiritus Patris et Filii) 2843 , «исходит от Них Обоих» (ab utroque procedens) 2844 . Подобно Августину, Кесарий не проводит различия между вечным исхождением Св. Духа (processio) и Его временным посланничеством в мир (missio), которое есть «явление Его чудных дел: ведь тогда говорится, что Он посылается, когда мы узнаем о Его присутствии в величии дел» 2845 . Однако мы не находим у Арльского епископа, не отличавшегося светской образованностью и эрудицией, следов августиновской «тринитарной онтологии» или «психологической теории» Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

  Библиография 1. Источники   Амвросий Медиоланский. О Святом Духе: De Spiritu Sancto. PL 16, 731–850; CSEL 79, 15–222. Апостольские постановления: Constitutions apostoliques. SC 320, 329, 336; Постановления апостольские. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2004. Афанасий Александрийский. Апология против ариан: Apologia contra Arianos. PG 25, 247–409.  Русский перевод: Святитель Афанасий Великий. Творения: В 4 т. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1902–1903. (М., 1994). Николай Кавасила. О жизни во Христе: De vita in Christo. PG 150, 493–725. Василий Великий. Беседа 13, увещательная к святому Крещению =Homilia XIII. Exhortatoria ad sanctum baptisma. PG 31, 424 A–443 C.  Русский перевод: Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч. 1–7. М., 1993. Григорий Богослов. Слова 38–41:  Grégoire de Nazianze. Discours 38–41. Ed. C. Moreschini, P. Gallay. SC 358. Paris, 1990;  Русский перевод: Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Т. 1–2. Изд. Сойкина, б. г. (Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994). Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 1–6. М., 1843–1848. Григорий Нисский. Большое огласительное слово: Oratio catechetica magna. PG 44, 9–105; The Catechetical Oration of  Gregory of Nyssa. Ed. J. H. Strawley. Cambridge, 1903.  Русский перевод: Восточные отцы IV века=Восточные отцы и учители Церкви IV века: Антология/Сост., биографические и библиографические статьи иером. Илариона (Алфеева). М., 1996. Т. 2. С. 77–403; Творения иже во святых отца нашего Григория Нисского. Ч. 1–8. М., 1861–1871. Григорий Нисский. Против Евномия: Contra Eunomium. PG 45, 248–1121; Gregorii Nysseni Opera I–II: Contra Eunomium libri. Ed. W. Jaeger. Leiden, 1960. Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии; Письма: Corpus Dionysiacum II:  Pseudo-Dionysius Areopagita. De coelesti hierarchia; De ecclesiastica hierarchia; De mystica theologia; Epistulae. Ed. G. Heil and A. M. Ritter. PTS 36. Berlin, 1991. Русские переводы: Восточные отцы V века=Восточные отцы и учители Церкви V века: Антология/Сост., биографические и библиографические статьи иером. Илариона (Алфеева). М., 2000. С. 257–416;  Дионисий Ареопагит.Сочинения.  Максим Исповедник. Толкования/Пер. Г.М.Прохорова. СПб., 2003.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=110...

Г.Е. Захаров Библиография Источники Авксентий Доросторский. О вере, жизни и кончине Ульфилы. Вступ. Ст., пер. и коммент. Г. Е. Захарова). Вестник ПСТГУ. Серия II. 2011. N 4 (41). С. 105–116. Аммиан Марцеллин. Римская история. Пер. с лат. Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни. СПБ. 2000. Афанасий Великий , свт. Творения: в 4 т. М. 1994. Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Getica). Вступ. ст., пер. и коммент. Е. Ч. Скржинской. СПБ. 2001. Книга Правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец. М. 2009. Олимпиодор. История. Вступ. ст. пер., коммент., указат. Е. Ч. Скржинской. СПБ. 1999. Павел Орозий. История против язычников. Кн. VI-VII. Пер. с лат., коммент., указат. и библ. В. М. Тюленева. СПБ. 2003. Созомен. Церковная история. СПБ. 1851. Сократ Схоластик . Церковная история. М. 1996. Сульпиций Север. Сочинения. М. 1999. Феодорит Кирский , блж. Церковная история. М. 1993. Фотия патр. Константинопольского сокращение церковной истории Филосторгия. СПБ. 1854. Acta Conciliorum Oecumenicorum. T. I: Concilium universale Ephesenum. A. 431. Vol. IV: Collectio Casinensis. Strasburg; Berlin; Leipzig, 1923. Acta Concilii Toletani Tertii. PL. 84. Col. 341–359. Actes du concile d’Aquilée. SC. 267. Р. 1980. P. 330–383. Altercatio Heracliani laici cum Germinio episcopo Sirmiensi. Caspari C. P. Kirchenhistorische anecdota: nebst neuen Ausgaben patristischer und kirchlichmittelalterlicher Schriften. Vol. I. Christiania, 1883. S. 133–147; PLS. T. I. P. 345–350. Ambrosius Mediolanensis. De Fide ad Gratianum Augustum Libri Quinque. PL. 16. Col. 527–698. Ambrosius Mediolanensis. Epistulae prima classis. PL. 16. Col. 875–1050. Ammianus Marcellinus. Roman history. Vol. I-III. Cambridge; London, 1982–1986. Athanasius Alexandrinus. Ad episcopos Aegypti et Libyæ epistula encyclica. PG. 25b. Col. 537–593. Athanasius Alexandrinus. Apologia contra Arianos. PG. 25. Col. 247–410. Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Afros. PG. 26. Col. 1029–1048. Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Epictetum episcopum. PG. 26. Col. 1049–1070.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

667 Рукоп. И. П. библ., Q. XVII, 64 л. 337–343. Памятники старинной русской литературы, вып. IV, 200–204. 671 л. 135–136. Приводимое свидетельство соответствует современному изданию определений вселенских и поместных соборов. Книга правил. 1839 г. 30. 672 Л. 176–178. Здесь приведена довольно обширная часть 3 слов св. Афанасия против Ариан. Приведенное место не разнится по мыслям от современного русского перевода творений св. Афанасия и от подлинника. Твор. св. отц., изд. при Моск. дух. Акад. т. XVII, твор. св. Афанасия, ч. II, 457–459, 427–430. Migne, Patrolog. curs. complet. ser. grace. tom. XXVI, S. Athanasii tom. II, oralio III contra arianos, 320–368, 463–466. Слова Афанасия на ариан встречаются в рукописях XV в. и отличаются правильностью и ясностью перевода, что видно и на цитатах Даниила. Опис. рук. Син. библ. отд. II, 2, 32–42. Другой цитат (рук М. Д. А. 197, л. 185) из Афанасия взят из слова его на Сретение Господне. Подлинник у Миня . Patr. curs, compl. ser. graec. tom. XXVIII, p. 973. Spuria Это слово встречается в торжественниках. Рук. Рум. Муз. 434, л. 321. Опис. Востокова 762. 673 л. 174. Здесь помещен отрывок из слова св. Григория чудотворца на Благовещение Пр. Богородицы. Перевод слова, в каком взято свидетельство Даниила, не совсем понятный, хотя и точно соответствующий подлиннику. Migne Patr. curs. compl. ser. graec. t. X. S. Grigorii Taumaturgi homilia I in annuniatione S. Virginis Mariae, 1151–1152. 674 л. 181–185. Здесь приведены три цитаты из Златоуста. Первый взят из слова его о воплощении. Оно встречается в Златоструе и несомненно заимствовано отсюда. В. Малинин. Исследование Златоструя по рукописи XII в., 57. Слово Златоуста о воплощении у Монтфокена помещается inter spuria. Здесь еще приведены выдержки из двух слов Златоуста, заимствованные также из Златоструя, именно: из слов «о святей Троици, и о твари и о суде», и о Давиде и Сауле и о Павле апостоле. Малинин. Исследование Златоструя по рукописи XII в. 67, 93–94. 676 л. 175–176. Слово Кирилла на «вербной праздник, процитованное здесь Даниилом, вполне подлинное. Migne Patr. curs. compl, ser. graec. t. LXXVII. S. Cyrii. Alexandríni t. X., p. 1060–1064. Есть в рук. XV в. Рукоп. Рум. муз., описан, Востокова. 723.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Афанасий пишет: «Здесь Господь просит уже для нас чего-то большего и совершенного. Ибо известно, KaiC Слово стало в нас; Оно облеклось в нашу плоть. Но «и Ты во Мне», Отче, потому, что Твое Я Слово. И поскольку [Ты] во Мне, потому что Твое Я Слово, а Я в них по телу, и через Тебя совершилось во Мне спасение людей, то прошу, «и тии едино да будут» по телу [во Мне] и [по] 1172  его совершению; «да и тии совершени» будут, имея единство с телом сим и в нем став «едино», да все, как понесенные Мною на Себе, будут едино тело и един дух, и достигнут в мужа совершенна» (Contra Arianos III, 22). Слово обложило Себя телом, чтобы мы как сотелесники в Нем пребывали бессмертными и нетленными (Contra Arianos II, 74). Ту перемену, прославление, которые произойдут в природе истинных последователей Христа как результат взаимного соприкосновения Божественного и человеческого начала в Богочеловеке, св. Афанасий обозначает термином «обожение». Сын Божий для того и сделался Сыном Человеческим, чтобы сыны человеческие сделались сынами Божиими 1173 . Как Господь, облекшись в плоть, соделался человеком, так и мы, люди, воспринятые Словом, обожаемся ради Его плоти (Contra Arianos III, 34). Слово облеклось в тварное тело, чтобы мы в Нем могли обновиться и обожиться (Contra Arianos II, 47; cf. Epist. ad Adelphium 4). Обожение искупленных выражается в тех же чертах, как и обожение человеческой природы Христа, отличаясь, при качественном сходстве, количественно. Господь Иисус Христос был неведущим по Своей плоти, чтобы дать ей – и с ней всему человечеству – силу познать Отца (Contra Arianos III, 38; Epist. ad Serapionen! II, 9). Он страшился смерти, чтобы нас освободить от страха смерти и сделать причастниками бессмертия (Contra Arianos III, 54; II, 70). Он крестился, принял помаздние Духа, преспевал в премудрости, и возрасте, и благодати, чтобы мы через Его плоть получили благодать Духа Святого, благодать и бессмертие (Contra Arianos I, 43–48). Так как человеческая плоть Христа была в единении с истинным Богом (II, 70; 67), то грех истреблен, и человечество стало свободно от него и бессмертно (II, 56; III, 33); мы становимся храмом Бога и сынами Его (I, 43; II, 59); Дух Божий живет в нас, и мы соединяемся с Отцом (III, 25).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010