7 Из Англии к концу прошедшего столетия антитринитаризм проник в северную Америку и распространился здесь довольно скоро; сильную поддержку нашёл он для себя в лице явившегося в Филадельфии главы английского унитаризма Иосифа Пристли (Pristley), принужденного бежать из Англии вследствие народного возмущения. В настоящее время насчитывается более полумиллиона лиц, принадлежащих к различным обществам, но проникнутых антитринитаризмом. Замечательным проповедником антитринитарных начал в Америке был Феодор Паркер. Его главное сочинение «A discourse of matters pertaining to religion» ложное в своём основании, не лишено однакож жизненной теплоты и спекулятивных исследований в религиозной области человеческого духа. 8 Наша богословская литература владеет хорошими исследованиями относительно ересей в первенствующие времена церкви. См «Ересь антитринитариев третьего века» соч. Гусева; «Учение о лице И. Христа» соч. Снегирёва. 9 Главою антитринитаризма считает Сервета наш историк преосвященный Иннокентий. См. «Начертание церковной истории от библейских времён до XVIII в.» т. 2. стр. 477. Автор сочинения «Histoire du Socinianisme» так отзывается о Сервете: «óest lui qui le premier de son siecle a ramassé toules les anciennes hérésies sur les trois personnes de la Trinité, pour en faire un corps de doctrine, selon sa facon, doctrine qui lui a merité le titre de Patriarche des Socinieas. et le nom de chef des nouveaux unitaires». Стр.213. Доминик Колонний в своём сочинении «Histoire litteraire de la ville de Lyon» называет Сервета знаменитым ересиархом (fameux heresiarque). 10 Мы ограничиваемся в своём исследовании одним шестнадцатым веком с одной стороны потому, что иначе оно приняло бы слишком широкие размеры, с другой – по особенному значению шестнадцатого века в развитии антитринитарных начал со времён реформации. Шестнадцатый век служит основою для последующих веков: в этом веке строились системы и доставлялся материал для работ последующего времени. 11 Damnant omnes haereses. contra hunc Articulum (т. e. Св. Троицы) exortas. ut Manicheos. qui duo principia ponebant. Bonum et Malum, item Valeutinianos, Arianos, Eunomianos. Mahometistas et omnes horum similes. См. August Confes, изд. в Виттенберге в 1531.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

1181 Epistula ad Maximum 26. 1088. 32–33: ατο το Λγου σμα λαμβνοντες, θεοποιομεθα. В этом же Послании упоминается жертва Христа, воспоминаемая и таинственно осуществляемая в каждой Литургии: «Само Слово принесло за нас собственное Свое тело» (ατς Λγος τ διον σμα προσνεγκεν πρ μν), см.: Ibid. 26. 1088. 47–48. 1183 Марша Байде Мариам, диакон. Идеал христианской жизни по учению св. Антония Великого в связи с учением св. Афанасия об обожении. Курсовое сочинение. Л.: Ленинградская Духовная академия, 1975; Brakke D. Athanasius and Asceticism. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1995. 1191 Вознесение Христа на небеса видится именно в человеческой плоти (ες τν ορανν ν φρει σρκα), см.: Ibid. 48. 3. 3. 1194 Clemens Alexandrinus. Stromata 5. 6. 39. 2–3: κατ σρκα… οκονομαν; S. Athanasius Alexandrinus. De decretis Nicaenae synodi. 25. 3. 2; In illud: Omnia mihi tradita sunt 25. 209. 38; Idem. Oratio II contra Arianos 75. 1. 3; Idem. Expositiones in Psalmos 27. 245. 14; 27. 373. 1; 27. 377. 10; Idem. Tomus ad Antiochenos 7. 1. 1. 1198 Здесь мы поправили перевод, заменив выражение «начатком новой твари» на – «началом новой твари» (Творения. Т. 2. С. 354). «Начатком» Святитель называет саму плоть Христа (см. ниже). 1200 Expositiones in Psalmos 27. 584. 9–10: πασαν δ τν νθρπου φσιν ες φθαρσαν νακαινζουσα. 1201 Против ариан 2. 70//Творения. Т. 2. С. 353–354: «Для того совершилось таковое соединение, чтобы по естеству, Сущему от Божества, сочетать с Собою по естеству человека, и чтобы чрез это твердыми соделаться спасению и обожению человека». 1204 Всего в своих сочинениях свт. Афанасий употребляет производные от «животворящий» и «животворить» около 85 раз в т. 25–27 Патрологии Миня и 75 раз – в т. 28, куда, правда, вошли и сомнительные по авторству сочинения. В качестве примеров можно привести также тексты, где свт. Афанасий говорил о том, что «Божие Слово восприяло на Себя тело и употребило человеческое орудие, чтобы и тело оживотворить (ζωοποισ)», см.: De incarnatione verbi//PG 25. 176 С; Epistola I Ad Serapionem//PG 26. 584 С: «твари в Духе оживотворяются Словом» (παρ το Λγου ζωοποιεται), со ссылкой на Рим. 8, 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

S. Cyrillus Alexandrinus. Fragmenta in sancti Pauli epistulam ad Hebraeos//Ibid.: 362–423 (TLG). S. Cyrillus Alexandrinus. Fragmenta in sancti Pauli episrulam ad Romanos//Ibid.: 173–248 (TLG). S. Cyrillus Alexandrinus. Glaphyra in Deuteronomium//PG 69: 643–678. S. Cyrillus Alexandrinus. Glaphyra in Exodum//PG 69: 385–538. S. Cyrillus Alexandrinus. Glaphyra in Genesim//PG 69: 13–386. S. Cyrillus Alexandrinus. Glaphyra in Numeros//PG 69: 589–642. S. Cyrillus Alexandrinus. Glaphyra in Pentateuchum//PG 69: 9–678 (TLG). S. Cyrillus Alexandrinus. Homiliae Paschales//PG 77: 391–982. S. Cyrillus Alexandrinus. Pro christiana Religione adversus Julianum Imperatorem//PG 76: 489–1058. S. Cyrillus Alexandrinus. Sermo prosphoneticus ad Alexandrinos de fide (homilia diversa 21) (fragmenta)//P. E. Pusey. Sancti patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini in D. Joannis evangelium. Vol. 3. Oxford: Clarendon Press, 1872: 538–541 (TLG). S. Cyrillus Alexandrinus. Solutiones (e tractatu de dogmatum solutione)//Ibid.: 549–566 (TLG). S. Cyrillus Alexandrinus. Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate//PG 75: 9–1074 (TLG). S. Cyrillus Hierosolymitanus. Catecheses ad illuminandos//W. C. Reischl, J. Rupp. Cyrilli Hierosolymorum archiepiscopi opera quae supersunt omnia. 2 vols. Munich: Lentner, 1: 1848; 2: 1860 (repr.: Hildesheim: Olms, 1967): 1: 28–320; 2: 2–342 (TLG). Damascius. De principiis//C. É. Ruelle. Damascii successoris dubitationes et solutions. Vols. 1–2. Paris: Klincksieck, 1: 1889; 2: 1899: 1: 1–324; 2: 1–4 (TLG). Damascius. In Parmenidem//C. É. Ruelle. Damascii successoris dubitationes et solutions. Vol. 2. Paris: Klincksieck, 1899: 5–322 (TLG). De incarnatione et contra Arianos//PG 26: 984–1028 (TLG). Didymus Caecus. Fragmenta in Psalmos (e commentario altero)//E. Mühlenberg. Psalmenkommentare aus der Katenenüberlieferung. 2 vols. [Patristische Texte und Studien 15–16. Berlin: De Gruyter, 1: 1975; 2: 1977]: 1: 121–375; 2: 3–367 (TLG). S. Dionysius Areopagita. De coelesti hierarchia//PG 3: 119–370.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

150 Его имя упоминается на одной надписи в катакомбах Каллиста, сделанной до гонения (De Rossi, Inscr. christ., T. I, p. CXV). 152 Имя Маркеллина пропущено только в календаре; филокалийный сборник, который сохранил нам самый календарь, заключает в себе список пап, где он находится на своем месте. 153 Eusebius, H. E. VIII, 14, уверяет даже, что вначале он выдавал себя за христианина, «чтобы понравиться римскому населению», и присовокупляет, что он приказал ослабить гонение, что более вероятно (τν ατ Хριστιανν νεναι προστττει διωγμν). 154 О том, что следует ниже, мы не имеем других документов, кроме надгробных надписей в честь пап Маркелла и Евсевия, составленных гораздо позднее их преемником Дамасом. То, что они сообщают о положении дел в Риме, вполне сходится с тем, что нам известно о событиях в Карфагене и Александрии. 155 Дамас его не называет, но говорит, что он отрекся от Христа в совершенно мирное время, in расе, т. е. до гонения. Это был отступник «накануне». 156 Этот протокол, равно как и протокол, составленный при отобрании имуществ, был предъявлен донатистами на конференции 411 г. (Collatio Carthageniensis) (Coll., 499–514; Aug., Brev., III, 34–36; Ad. Don., 17). 157 О мелитианском расколе см.: 1) Каноническое послание Петра александрийского , вместе с сирийскими добавлениями, изданными Лагардом в Reliquiae iuris ecclesiastici antiquissimae и обратно переведенными на греческий язык Швартцом (Е. Schwartz, Zur Geschichte des Athanasius, в геттингенских Nachrichten, 1905, s. 166 et sqq.); 2) несколько документов, следующих за Historia acephala св. Афанасия, находящейся в так называемом собрании диакона Феодосия (Веронск, манускр., LX; Р. Batiffol, Byzantinische Zeitschrift, 1901 г., тщательно их переиздал и показал их связь с Historia acephala)·. 3) Epiphanius, haer. 68, где происхождение уже немного разукрашено легендами; 4) Athanasius, Apol. contra Arianos, 11, 59; Ad episcopos Aegypti et Libyae, 22, 23. 162 Афанасий, Apol. adv. Ar., 59, говорит, что Мелитий был осужден Петром александрийским на соборе за разные проступки и за жертвоприношение, π θυσ. Последнее обвинение весьма неправдоподобно. Оно не было предъявлено, или по крайней мере, не было установлено на Никейском соборе, который в противном случае не отнесся бы к Мелитию столь мягко.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Origenes in librum Jesu Nave homilia». VII, 7. GCS, 7, p. 335; «In Ieremiam homilia», 8. — MiPG 13, col. 345 A — 348 A; «De Principiis», IV, 4,1, fr. 32, ed. P. Koetschau. Berolini, 1931, p. 34C,… (Stromata 1, 5, 30). См.: В. В. Болотов. Учение Оригена о Троице. СПб., 1879. «Софиологический» уклон мысли Оригена чувствуется уже в заглавии его важнейшего труда «О началах» (περ ρχων): мы уже видели, 4τορχ (евр. re " sit) есть один из терминологических эквивалентов «Премудрости». Притом софиология была для Оригена вожделенным мостом между Библией и Платоном, между откровением и философией; еще учитель Оригена, Климент Александрийский, усматривавший в греческой мысли «детоводителя ко Христу», назвал Премудрость «госпожою философов» (Stromata, 1,5,30,1), Clem. Alex. 2, p. 19,16 Stahlin. 71 «Athanasii Alexandrini contra Arianos», III, 65. — MiPG, 46,461B. 72 Anthologia Graeca carminum Christianorum, adnot. W. Christ et M. Paranikas. Lipsiae, 871, p. 166. 73 Книга Притчей, VIII, 22. 74 «De Principiis», IV, 4,1. fr. 32, ed. P. Koetschau. Berolini, 1913, p. 349 (если только это место — не арианская интерполяция). 75 Мистический трактат прославленного ииетистского ученого Г. Арнольда (1666–1714) «Das Geheimnis der gottlichen SOPHIA» (Leipzig, 1700) оказал, между прочим, решающее влияние на финал «Фауста» ГЕте с его апофеозом Девы Марии как богини и Вечной Женственности. 76 «Византийская мистика любила описывать Христа как целокуиность всех не только мужественных, но и женственных совершенств человеческой природы, как преодоление расколотости ветхого Адама на мужское и женское (срв.: А. Бриллиантов. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. СПб., 1898, стр. 215, 454, где приведено и достаточное количество ссылок на источники). Имело значение и то, что ап. Павел назвал Христа «Божьей Силой и Божией Премудростью»: «этот двойной женский род, — замечает современный исследователь творчества Романа Сладкопевца X. Гродидье де Матон, — имел большие последствия для типологии (в теологическом смысле этого слова, т. е. для учения о ветхозаветных и прочих символических «прообразованиях» Христа. — С. Α.), ибо оно позволило узнавать Христа в той или иной женщине Ветхого Завета» (Romanos le Melode. Hymnes. Introd., texte critique, trad, et notes par J. Grosdidier de Matons, v. IV. Paris, 1967, p. 578–579, n. 3). 77

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

144 Cf. P. Sherwood, St. Maximus the Confessor: The Ascetic Life – The Four Centuries on Charity (Ancient Christian Writers 21, 1955), p. 32. 145 The roots of this distinction are to be found in Gregory of Nazianzus (Or. 38:7). Its development leads to the theology of St Gregory Palamas. Cf. V. Lossky, The Mystical Theology of the Eastern Church (1957). The intention behind this distinction was to safeguard the otherness between Creator and creation: see P. Sherwood, op. cit. p. 32 and J. Meyendorff, The Byzantine Legacy in the Orthodox Church, pp. 191 ff. 146 To equate “apophatic” with “negative” can lead to error. See Dionysius” repeated expressions ο κατ’ λλειψιν (De div nom. 3:2, PG 3:869A) μ κατ στρησιν (Ep. 1, PG 3:1065A) etc., through which he seeks to indicate the positive content of theology, which is theology καθ’ περοχν (De div. nom. 312). It is a theology that transcends the opposition “positive versus negative” or “knowledge versus ignorance,” etc. 147 Note the importance of the prefix συν- in Ps. Dionysius’ use of ekstasis (De div. nom. 3:1 – 2, PG 3:681, 684). It signifies communion within which each partner’s distinctness is maintained. Cf. R. Roques, “Contemplation.” (n. 138 above), col. 1899 ff. 148 E.g. Athanasius, Contra Arianos 1:9, 46 – 48, III:40; Basil Contra Eun. 2:22. Cf. A. Houssiau, “Incarnation et communion chez les Péres grecs” in Irénikon 45 (1972), pp. 457 – 468. 149 Cf. H. Chadwick, “Eucharist and Christology in the Nestorian Controversy,” in Journal of Theological Studies N.S. 2 (1951) pp. 145 – 164. Also A. Houssiau, op. cit., p. 463 ff. 150 Cf. St Cyril of Alexandria’s distinction between “communion κατ σιν (Christ’s communion with God), and “communion κατ μετοχν (our participation in the incarnation). For the texts see Houssiau, op. cit. p. 477. 151 With the idea of history removed since St Augustine from ontology to psychology, the path was prepared for the modern conflict between history and nature, the former being exclusively a characteristic of the human being.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

1 Кор. 2:9. 600 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 15, PG 96, 569A. 601 Григорий Нисский, Слова на заповеди блаженства, 6, PG 44,1265В. 602 Существительное «λξις» может быть производным от двух глаголов — «λαγχνω» и «λγω» — и означать соответственно: «жребий», «удел» и «окончание», «прекращение». И хотя у Ареопагита оно, скорее всего, употреблено во втором значении, но контекст слов Паламы побуждает нас выбрать здесь первое. 603 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 1, 4, с. 222–224/PG 3, 592ВС. 604 Мф. 25:34. 605 Рим 8:17. 606 Максим Исповедник, Κεφλαια θεολογικ, 2, 86, PG 90, 1165АВ. 607 Там же, 2, 90, PG 90, 1168С. 608 Там же, 2, 93, PG 90, 1169А. 609 2 Тим. 1:9. 610 Секст, прозванный Эмпирик, и Пирон (Пиррон) — античные философы–скептики. 611 Эфектиками (φεκτικο) назывались философы–скептики, предлагавшие воздержание от каких бы то ни было суждений, к числу которых принадлежал Секст. 612 Евр. 1:2. 613 Афанасий Александрийский, Orationes très contra Arianos, 2, 76–77, PG 26, 308B–309B. 614 1 Кор. 15: 28. 615 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 29, PG 75, 433C. 616 Авва Фалассий Ливийский, Сотница 4, 81, PG 91, 1465В. 617 Ин. 14:31; Мф. 26:45. 618 Ср.: Молитва «Царю Небесный». 619 Епифаний Кипрский, Homilia in divini corporis sepulturam [Sp.], PG 43, 464BC. 620 Мф. 25:34. 621 Иоанн Златоуст, Беседа 30, 2 на Евангелие от Иоанна, 2, PG 59, 174А. 622 Рим. 11:33. 623 Григорий Нисский, Προς Ενμιον αντιρρητικς, 3, PG 45, 604В. 624 Палама употребляет здесь каламбур: имя «Ακνδυνος» означает «безопасный»; и противоположность этому он называет своего противника — «πολυκνδυνος» (многоопасный). Это ироническое прозвание вошло и в гимнографию православной церкви: «Побеждается яве и бедствует собрание Поликиндина» (Неделя вторая святых постов, на утрене, канон, песнь 8, 3–й тропарь). 625 Gregorius Nyssenus Theol.: Contra Eunomium : Book 3, chapter 1, section 108, line 4. 626 Василий Великий, О Святом Духе, 19, PG 32, 156D. 627

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Фульгенций написал около пятнадцати богословских сочинений, в основном догматико-полемического характера. Большинство сочинений Фульгенция направлено против ариан. К ним относятся: книга Против ариан (Contra Arianos, 515 г.), представляющая собой ответы Фульгенция на 10 вопросов-возра­жений короля-арианина Тразамунда; три книги К королю Тразамунду (Ad Trasamundum regem, 515 г.), где Фульгенций подробнейшим образом опровергает учение ариан; О Троице, к Феликсу нотарию (De Trinitate ad Felicem nomarium), где кратко излагается православное учение о Святой Троице; Против слова Фастидиоза арианиниа (Contra sermonem Fastidiosi ariani), где Фульгенций проводит различие между понятиями природа и лицо, говорит о неделимости Святой Троицы и о личном характере воплощения Сына Божия; О воплощении Сына Божия (De incar­natione Filii Dei), в котором Фульгенций отвечает на два вопроса: только ли Слово Божие воплотилось и является ли Бог творцом насекомых. Книга Фульгенция Против Пинты, арианского епископа (Adversus Pintam) не сохранилась. Другая группа сочинений направлена против пелагиан. К ним относятся: две книги Об отпущении грехов (De remissione peccatorum), в которых Фульгенций развивает учение Августина об условиях спасения, о вере и добрых делах; три книги К Мониму (Ad Monimum), где Фульгенций отстаивает учение Августина о предопределении, о Евхаристии, о роли Святого Духа в Церкви и о других вопросах; три книги Об истине предопределения и благодати Божией (De veritate praedestinationis et gratiae Dei, 523 г.). Семь книг Фульгенция Против Фавста Риезского (Contra Fausum Reiensem), посвященные тем же вопросам, не сохранились. Особняком стоит небольшое, но очень содержательное сочинение О вере, или о символе веры, к Петру (De fide ad Petrum seu de regula fidei), которое представляет собой систематическое изложение догматического богословия, обнаруживающее сильное влияние блаженного Августина. Это сочинение состоит из четырех частей: в первой излагается учение о Боге, о Святой Троице и Боговоплощении; во второй — учение о творении мира; в третьей — учение о грехопадении, спасении, экклезиология и эсхатология; наконец, в четвертой кратко повторяются основные положения христианской веры.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

4   " Грехи исторического христианства в социальной области велики и многочисленны, их не надо замалчивать, их надо сознать в целях самоисправления… Эти грехи связаны не только со слабостью или порочностью воли, но отчасти и с односторонним пониманием христианства, с тем, что можно назвать индивидуалистическим гипераскетизмом, устраняющим само понятие истории, а следовательно, исторических задач и обязанностей " ( Булгаков С. Два града: исследования о природе общественных идеалов. СПб., 1997. С. 205). 5  Ср. почти буквальное повторение полвека спустя: " Мы имеем в виду столь распространённый в позднейшем христианском мире религиозный индивидуализм, всецело сосредоточенный на идее спасения индивидуальной человеческой души и мыслящей спасение только как спасение поодиночке отдельных душ, как таковых. Такой индивидуализм решительно противоречит религиозному универсализму евангельского сознания. Он приближается в пределе к лозунгу: " спасайся кто может! " … Такого рода представления, как бы широко они ни были фактически распространены в мире, именующем себя христианским… некая тёмная антихристианская мифология — порождение непросветлённого человеческого эгоизма " ( Франк С. Свет во тьме. М., 1998. С. 135–136). 6  Соответственно догмату, принятому Церковью на IV Вселенском (Халкидонском) Соборе, свт. Филарет Московский в " Пространном христианском катехизисе " (1823) говорит, что в Иисусе Христе " находятся нераздельно и неслиянно два естества, Божественное и человеческое… и не два лица, но Одно лицо, Бог и человек вместе, одним словом — Богочеловек " (пп. 180, 181). 7  1 Фес. 5, 23; Еф. 5, 26. 8  Вероятно, предположение об авторстве основывалось на неподтверждённом свидетельстве Эрна (см. гл. 3. II работы " Христианское отношение к собственности " ); термин же активно применяли свт. Афанасий Великий ( " Contra Arianos " ) и прп. Максим Исповедник ( " Мистагогия " ), учению которого Свенцицкий чётко следует. 9  1 Ин. 2, 16. 10  Рим. 13, 14. 11  1 Кор. 15, 50–53. 12  Отк. 21, 2, 9; Ин. 3, 29.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Выводы К сожалению, духовная агрессия против Русской Православной Церкви приобретает все более систематический и регулярный характер. Единство православных Церквей, заключающееся в первенствующем лице, неприемлемо как несоответствующее православной соборной экклесиологии. Церковная соборность не соотносится с иерархичностью как понятие низшего уровня. Церковный собор, основывающийся на принципах предельного равенства предстоятелей и на справедливых взаимоотношениях, является единственной высшей инстанцией с точки зрения православной традиции. Эта роль церковного собора восходит еще к античной традиции, потому что высшей апелляционной инстанцией среди древних греков и римлян первоначально было народное собрание. Так и у святителя Фотия содержится определение апелляции: «Апелляция – это обращение к собору». Полемика Русской Православной Церкви с теорией первенства чести и власти и неприятие этой теории предельно оправданы и имеют высшие и благородные цели: благо единства мирового Православия. Научно-богословское и церковно-историческое изучение возникшей коллизии является одним из дальнейших путей предельно важных и актуальных. Временное ослабление взаимоотношений с частью духовенства Греческих Православных Церквей обязывает к еще большей внимательности, рассудительности, ответственности, ревности в вопросах богословской теории и практики. ____________ Примечания ¹ Athanasius. Apologia contra Arianos sive Apologia secunda, 23, 4:1//URL: stephanus.tlg.uci.edu. ² Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви: URL: . ³ См.: Ср.: Ναυπκτου: «Ο θεσμς της Αυτοκεφαλας στην Ορθδοξη Εκκλησα». URL: (17 октября 2018 г.). Иерофей (Влахос), митр. Одна ночь в пустыни Святой горы. Беседы с пустынником об Иисусовой молитве. М.: Отчий дом, 2013. Так, в одной из своих статей он приписал Московскому Патриарху непомерное стремление к власти и первенству, своеобразный папизм, который, с точки зрения автора, символизируется белым клобуком – как символом ложного стремления России именовать свою столицу Третьим Римом. Ναυπκτου Ιερθεος: «Ο μθος του “λευκο καμηλαυκου”». URL: (22 февраля 2019 г.).

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/90...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010