Barnard//ХВ. 1999. Н. с. 1. С. 296-301; Johnson G. A. P. Bride, Angel, Temple, Mother: Athanasius and the Roots of Virginity//Diakonia. 1999. Vol. 32. P. 145-161; Meyer J. R. Athanasius " Son of God Theology//Recherches de théologie ancienne et médievale. Louvain, 1999. Vol. 66. P. 225-253; Abramowski L. Das theologische Hauptwerk des Athanasius: Die drei Bücher gegen die Arianer (Ctr. Arianos I-III)//Communio Viatorum. 2000. Bd. 42/1. S. 5-23; Can é vet M. L " unicité de la foi comme fondement de la communion dans l " Église: Athanase et la controverse autour de Nicée//RechSR. 2001. T. 75. P. 68-76; Павловская А. И. Афанасий, еп. Александрийский, и его епархия//ВДИ. 2001. 1. С. 60-67. Почитание Церковь св. Захарии в Венеции, где покоятся мощи свт. Афанасия Великого. Офорт. XIX в. Церковь св. Захарии в Венеции, где покоятся мощи свт. Афанасия Великого. Офорт. XIX в. А. В. широко распространено как на Востоке (в правосл. и дохалкидонских Церквах), так и на Западе. Святитель был похоронен в Александрии в ц. Вуколия, где находились гробницы ап. Марка и его преемников на Александрийской кафедре. Мощи А. В. были перенесены из Александрии в К-поль предположительно при Патриархе Германе I (715-730) и помещены в храме Св. Софии (Acta SS. Maii. 1864. T. 1. P. 251). Из лат. Описания К-поля («Анонима Меркати») известно, что в XII в. мощи А. В. находились в ц. Богородицы Триаконтафиллос (или Перивлепты), построенной имп. Романом III Аргиром в 1034 г. (Описание святынь К-поля. С. 452). После взятия крестоносцами в 1204 г. столицы Византийской империи рука А. В. была увезена кард. Петром Капуанским в мон-рь Монте-Кассино ( Riant. P. 154). В 1454-1455 гг. из захваченного турками К-поля мощи А. В. были перевезены в Венецию и хранились в ц. Санта-Кроче-алла-Джудекка. В 1806 г. они были перенесены в ц. св. Захарии. В 1973 г. перст А. В. был подарен римским папой Павлом VI копт. патр. Шенуде III и положен в соборе ап. Марка (Каир, Аббасия), др. частицу мощей передали в 1998 г. в собор в Даманхуре ( Meinardus.

http://pravenc.ru/text/Афанасию ...

1163 Andrew Hamilton S. J. The relationship between God and created reality in the theology of St. Athanasius of Alexandria, Thesis (D. Phil.). P. 42–44. 1164 Oratio I contra Arianos 17. 4. 5–6. Здесь свт. Афанасий обличает ариан, замечая, что их ересь означает, что «не существовавшее никогда (τ ποτε μ ν) делается предметом боговедения и спрославляется вместе с вечно Сущим». Также в отрывке из Слова 1-го против ариан 18. 2 Святитель говорит, что еретики не устрашаются «не-сущее (τ μ ντα) смешивать с сущим». 1165 Oratio II contra Arianos 22. 1. 3–4: «Если же Бог не-сущее призывает в бытие Словом Своим, то Слово не в числе не-сущих и призываемых (в бытие)». 1171 Здесь прот. Г. Флоровский ссылается на текст из Слова о воплощении Бога Слова 5. 1. 7 (χριτι δ τς το Λγου μετουσας), где говорится о благодати, но то, что понятия Божественных благодати и энергии практически отождествлялись у свт. Афанасия, становится очевидным из текста 1-го Послания к Серапиону Тмуисскому (νργεια κα αγοειδς χρις, см.: Epistula 1. 30. 5. 6). 1176 Следует, однако, отметить, что термин «μετουσα» гораздо чаще использовался свт. Афанасием в негативном контексте, а именно для опровержения арианского учения о Сыне как причастнике Божественной природы, а не Боге по существу Своему. Наиболее яркий пример положительного использования термина находим в высказывании о том, что мы «чрез приобщение Духа делаемся причастниками Божественного естества» (ε δ τ το πνεματος μετουσ γινμεθα κοινωνο θεας φσεως), см.: Epistulae quattuor ad Serapionem. Epistula 1. 24. 4. 1–2. 1179 Там же. С. 475. Здесь А. А. Кириллов и его оппоненты ссылаются на текст из О воплощении и против ариан 16 (De incarnatione et contra Arianos 16), который в настоящее время не признается подлинным (М. Тетц относит авторство Маркеллу Анкирскому, см.: Tetz M. Theolkgie des Marcell von Ankyra I. Eine Markellische Schrift «De incarnate one et contra Arianos»//Zeitschrift für Kirchengeschichte. 1964. 75. S. 215–270). Тем не менее, схожие мысли мы находим в произведениях Святителя, которые не вызывают сомнений в их аутентичности. Например, плоть Христа называется «небесной и духовной пищей» (ορνιον κα πνευματικν τροφν), см.: Epistulae quattuor ad Serapionem 4. 12. 5. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

CLEMENS ALEX. Excerpta ex libris Theodoti, 9, 651–98. HIPPOLYTUS Contra hæresim Noeti. 10, 803–30. Contra Beronem et Heliconem, 829–840. (Cum syllogismis Anastasii, 839–48.) CAIUS Parvus Labyrinthus, 10, 25–34. CAIUS. Adversus Proclum, fg., 10, 25–6. MALCHIO ex actis adversus Paulum Samosatenum, 10, 249–60. ADAMANTIUS. Dialogus de recta in Deum fide, 11, 1713–1884. ATHANASIUS. Contra Valentiaum, 26, 1223–4. Contra Novatianos, 26, 1315–8. Contra Sabellianos, 23, 95–112. EUSEBIUS [EMESENUS, CES.]. De fide adversus Sabellium, 1–2, 24, 1047–70. EPIPHANIUS Panarium, 41–42, h. 21–60. IO CHRYSOSTOMUS. Contra Catharos. 63. 491–4. EULOGIUS. Adversus Novatianos. 86, II, 2959–62. EUTHYMIUS ZIGABENUS, 130. tit. 9 et 10, 305–32. NICETAS ACOMINATUS, 139, torn. 4, 1241–1390. C) ADVERSUS MANICHÆOS [HEGEMONIUS] Disputatio Archelai cum Manete, 10, 1105–1528. BASILIUS. Hom. quod Deus non est auctor malorum, 81, 329–54. ALEXANDER LYCOPOLITANUS, 18, 411–48. SERAPION THMUITANUS, 40, 899–924. EPIPHANIUS Panarium, 42, h. 66, 29–172. TITUS BOSTRENSIS, 18, 1069–1264. DIDYMUS ALEX., 89, 1085–1110 (­ Gregorius Nyssenus, 46, 541–2). ZACHARIAS MITYLENæUS, 85, 1143–4. ANONYMUS. Disputatio contra Photinum Mani-chæum, 88, 529–78. JOANNES DAMASCENUS. Dialogue contra Manichæos, 94, 1505–84. Orthodoxi disputatio cum Manichæo, 96, 1319–36. PETRUS SICULUS. Historia Manichæorum, 104, 1239–1304. Sermones 1–3 adversus Manichæos, 1305–50. PHOTIUS, 102, 15–264. MICHAEL PSELLUS. De operatione dæmonum (Dialogus contra Euchitas), 122, 819–76. Vide EuthYmium ZigabenUm, 130, 7–24 (adversus Paulicianos) et infra, sub littera I, de Massaliani.   D) ADVERSUS ARIANOS ALEXANDER ALEX. Epistolæ 1–3 et Depositio Arii, 18, 547–84. EUSTATHIUS ANTIOCHENUS. Fg., 18, 675–96. EUSEBIUS CÆS. Epistola ad Cæsarienses, 20, 1535–44. ATHANASIUS. Oratio adversus Arianos 1–3, 26, 11–468; 4,467–526. Ad Serapionem 1–4, 529–676. De incarnatione et contra Arianos, 983–1028. Apologia contra Arianos, 36, 234–410. –  ad Constantium, 25, 595–642.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Евр. 1:3. 1378 Точное изложение православной веры 3, 18 — PG 94, 1076D. 1379 Афанасий Александрийский, Против эллинов, 42 — PG 25, 84В. 1380 Там же, 44 — 88С. 1381 Лк. 6:19. 1382 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 4,18 — PG 94,1181 С. Ср.: Кирилл Александрийский (псевдэпиграф), О Троице, 23 — PG 77, 1164D 1383 Григорий Богослов, Слово 25, 16 — PG 35, 1221С. 1384 Он же, Песнопения таинственные, 3, 84–89 — PG 37, 414D–415A. 1385 В упомянутом сочинении Григория Нисского таких слов нет. См., также, выше: примечание к 2, 19, 93. 1386 Григорий Нисский, К Евномию 1, 46 — Jaeger 1, 161–162 — PG 45, 393D–396A. 1387 Мф. 26:64. 1388 Лк. 24:49. 1389 Максим Исповедник, Προς Μρινον — PG 91, 200А. 1390 Афанасий Александрийский [Sp.], Sermo in annuntiationem deiparae, 9 — PG 28, 929A. 1391 См.: там же, 3 — 920С. 1392 Афанасий Александрийский, Письмо 1 к Серапиону, 19; 20 — PG 26, 573С–576А. 1393 Там же, 580А. 1394 Иоанн Дамаскин. Изложение православной веры 4, 18 — PG 94,1181С; Кирилл Александрийский (псевдэпиграф), О Троице, 23 — PG 77, 1164D. 1395 Григорий Нисский, Adversus Apollinarem, 5 — PG 45, 1132D. 1396 Он же, Contra Eunomium, 3, 1 — PG 45, 593 С/W. Jaeger (ed.), Gregorii Nysseni opera, vols. 1.1 & 2.2. Leiden: Brill, 1960, p. 437. 1397 Василий Великий, Против Евномия 5 — PG 29, 772D. 1398 1 Кор. 1:24. 1399 Василий Великий, О Святом Духе, 8, 19 — Bruche, 141/PG 32, 104А. 1400 См.: Кирилл Александрийский, De sancta trinitate dialogi, 7 — PG 75, 1097B; Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 33 — PG 75, 573C. 1401 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 8, 2 — PG 3, 889D. 1402 Пс. 92:1. 1403 Афанасий Александрийский [Sp.], Disputatio contra Arium, 37 — PG 28, 488C. 1404 Он же, Orationes très contra arianos, 3, 35 — PG 26, 400C. 1405 Там же, 3, 36 — 401В. 1406 Ср.: Кол. 1:17. 1407 Ин. 1:3. 1408 Афанасий Александрийский, Orationes très contra arianos, 3,61 — PG 26,452BC. 1409 Притч. 8:23. 1410 Афанасий Александрийский, Orationes très contra arianos, 3, 65 — PG 26, 460B. 1411

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

1228 Здесь речь идет о написании через служение Апостолов нового закона Христова «не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (καρδαις σαρκναις)» первых христиан. 1231 Ibid. 2. 9: τν ντων ατν θεωρητν κα πιστμονα». Здесь мы опять уточнили перевод, который в русском издании звучит так: «…соделал его созерцателем и знателем сущего», см.: Творения. Т. 1. С. 127. 1232 Такой перевод опять можно признать не очень точным. Термин «зло» в оригинальном тексте отсутствует. На самом деле, эту фразу (νθρωποι δ τατην στερον πινοεν ρξαντο, κα καθ’ αυτν νατυποσθαι, см.: Contra gentes 2. 2–3) точнее можно перевести как «люди начали примышлять (зло) и в самих себе воображать». 1234 S. Athanasius Alexandrinus. Fragmenta varia. 1233. 43 – 1236. 1: π δ το νθρπου οτε ψυχ μνη νθρωπος οτε σρξ. 1235 Antisthenes. Fragmenta varia. Fragment 44b. l. 12; 44b. 20; Chrysippus. Fragmenta logica et physica (3 B. C.). Fragment 224. 3; Philo. De Abrahamo (1 B. C. – A. D. 1). 32. l 2 (все сочинения приводятся по TLG). 1248 Oratio III contra Arianos 67. 5. 2; 26. 3. 1; De decretis Nicaenae synodi 24. 4. 1; 15. 2. 1; De sententia Dionysii. 14. 2. 1. 1249 Liddell H., Scott R. A Greek-English Lexicon. P. 862. Согласно TLG, этот термин используется свт. Афанасием 33 раза. 1250 Oratio III contra Arianos 17. 4. 2–3: λγιστον τλμαν κα διαβολικν πνοιαν. Ср.: Oratio III contra Arianos 17. 4. 2–3; см.: Творения. Т. 2. С. 392. 1253 Liddell H., Scott R. A Greek-English Lexicon. P. 124. Как известно, медио-пассивный залог означает, что субъект производит действия в своих интересах, для себя. Интересен, таким образом, акцент свт. Афанасия на том, что Адам и его потомки в своем отступлении от Бога думали, что действуют в своих интересах. 1254 De incarnatione verbi 15. 2. 5; Contra gentes 8. 10; 11. 13; в последнем случае Святитель прямо цитирует текст из Прем. 14, 17. 1257 Liddell H., Scott R. A Greek-English Lexicon. P. 72. Согласно сохранившемуся у Юстиниана отрывку из О началах, Ориген использовал аорист глагола для описания перехода души в неразумное, бессловесное состояние («λογωθναι», см.: Flavius Justinianus Imperator. Edictum contra Origenem (A. D. 5–6) 112. 21). Термин встречается также у Прокла, см.: Proclus Diadochus. In Platonis Parmenidem 794. 18 (λογωμνη); In Platonis rem publicam commentarii 2. 284. 8 (λογωθησομναις).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

68 Athanasios Alexandrias. Orationes contra Arianos, 3. 35. [Русский перевод Московской Духовной Академией: На ариан слово третье/Св. Афанасий Великий . Творения в 4-х томах. – Т.2. – М.: Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. – С. 414]. 70 Athanasios Alexandrias. Orationes contra Arianos, 1. 54. [На ариан слово первое. Там же. С. 246–247]. 71 Athanasios Alexandrias. Epistulam ad Serapionem, 2. 7 [К тому же епископу Серапиону послание 2-е. Там же. – Т. 3. – С. 56]. 72 См. Athanasios Alexandrias. Epistola encyclica ad episcopos Egypti et Libyae, 4. [К Епископам Египта и Ливии – окружное послание против ариан. Там же. – Т. 2. – С. 15]. Τ λεγμενα μνον σκοπν, και μ την δινοιαν θεωρν. [Изучают и собирают изречения Писания с единственной целью [σκοπν], чтобы показать правильность своего мудрствования]. – Прим. перев. 73 Cм.Müller G. Lexicon Athanasianum, sub voce: id quod quis docendo, scribendo, credendo intendit [этим называлось: то, что осмыслялось, излагалось, направляемое верой]. 74 См. Prächter К. Richtungen und Schulen im Neuplatonismus, in: Genethliakon. Carl Roberts zum 8. März 1910. – Berlin, 1910. Прёхтер переводит σκοπς словом Zielpunct или Grundthema (S.138.). «Он характеризует метод Ямвлиха как «universalistische Exegese» (S. 138). Прокл, в своём комментарии к Тимею, противопоставляет Порфирия и Ямвлиха: Порфирий истолковывает тексты способом μερικτερον, в то время как Ямвлих – ποπτικτερον, который является всесторонним и синтетическим способом: in Timaeus I. – Р. 204,24 ff., цитата Прёхтера: S. 136. 75 Athanasios Alexandrias. Epistula de decretis Nicaenae synodi, 27. [Послание о том, что собор Никейский, усмотрев коварство Евсеевых приверженцев, определение свое против арианской ереси изложил приличным образом и благочестно. Там же. – Т. 1. – С. 437]. 76 Athanasios Alexandrias. Apologia contra Arianos, I. 44. [Защитительное слово против ариан. Там же. – Т. 1. – С. 341–343]. 77 Select Treatises of St. Athanasius, вольный перевод кардинала Дж. Г. Ньюмена (J. Н. Cardinal Newman), in: Vol. 2 (Eighth impression, 1900). – P. 250–252.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

13 .Adhortatio ad pænitentiam, 351–70. 14 .In prinripium jejuniorum, 369–90. 15–9. In psalraum 5, hom. 15: 389–404; 16: 403–18; 17: 417–28; 18: 427–34; 19:433–44. 20 .In psalmum 6, 443–60. 21 .In psaimum 7, 459–78. Pholius de Asteriis, 477–80. Combefis præfatio, 159–62. Notitia PH., 155–60. ASTERIUS URBANUS, s. Ill, 10. Fg. Contra Montanistas, 145–56. Notitia G., 141–44. ATHANASII ALEXANDRINI ep., 373, 25–28. Ex editione Benedictinorum cum supplementis. I.. Apologetica. Oratio contra gentes, 25, 3–96. Oratio de incarnatione Verbi, 95–198, II. POLEMICA et DOGMATICA. Expositio fidë, 199–208. In illud Omnia mihi tradita (Matt., XI, 27), 207–20. Epistola encyclica, 221–40. Apologia contra Arianos, 239–410. De decretis nicænæ synodi, 415–76. De sententia Dionysii, 479–522. Epistola ad Dracontium episc, 523–34. Epistola ad episc Ægypti et Lybiæ, 537–94. Apologia ad Constantium imperat, 595–642. – de fuga sua, 643–80. Epistola ad Serapionem de morte Arii, 685–90. Historia Arianorum ad monachos, 691–796. Orationes 1–4 adversus Arianos, 26, 11–526. (Orat. 4: 467–526). Epistolæ 1–4, ad Serapionem, 529–676. De Synodis, 681–794. Tomus ad Antiochenos, 795–810. Epistola ad Jovianum, 813–824. De incarnatione et contra Arianos, 983–1028. Epistola ad Afros episcopos, 1029–48. –     ad Epictetum, 1049–70. –     ad Adelphium, 1071–84. –     ad Maximum, philosophum, 1085–90. Contra Apollinarium, lib. 1–2, 1093–1166. Epistola ad Joannem et Antiochum, 1165–68. –     ad Palladium presbyterum, 1167–70. –     ad Rufinianum, 1179–82. Epistolæ 1–2, ad Luciferum, latine, 1181–3, 1183–6. Epistola ad monachos, 1185–86, 1189–90. De Trinitate et Spiritu Sancto, 1191–1218. Epistolæ 1–3 (Vetera monumenta, 26, 1331–38, It. Interpretatio in symbolum, 1231–2 et 28, 1637–44. Sermo major de fide, 1263–94; 1237–4(1 et fg. gelasiana, 1247–50 et 1249–50, adversus hereticos). De azymis, 26, 1327–32. III . Exegetica. Epistola ad Marcellinum, ex ed. Veneta, 27, 11–46. Expositio in Psalmos, 1–146, cum supplementis. ex Ambrosiana, 59–546; fg. 547–90.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

S. Basilius Caesariensis. Homilia de gratiarum actione//PG 31: 217–237 (TLG). S. Athanasius Alexandrinus. Homilia in illud: Nunc anima mea turbata est (fragmenta)//PG 26: 1240–1244 (TLG). S. Athanasius Alexandrinus. Oratio I contra Arianos//K. Metzler, K. Savvidis. Athanasius: Werke. Band I. Die dogmatischen Schriften. Erster Teil, 2. Lieferung, Berlin; New York: De Gruyter, 1998: 109–175 (TLG). S. Athanasius Alexandrinus. Oratio II contra Arianos//K. Metzler, K. Savvidis. Athanasius: Werke. Band I. Die dogmatischen Schriften. Erster Teil, 2. Lieferung, Berlin; New York: De Gruyter, 1998: 177–260 (TLG). S. Athanasius Alexandrinus. Oratio IV contra Arianos [Sp.]//A. Stegmann. Die pseudoathanasianische IVte Rede gegen die Arianer’ als «κατ ρειανν λγος» ein Apollinarisgut. Rottenburg: Bader, 1917: 43–87 (TLG). S. Athanasius Alexandrinus. Sermo in nativitatem Christi [Sp.]//PG 28: 960–972 (TLG). S. Athanasius Alexandrinus. Sermo in occursum Domini//PG 28: 973–1000. S. Athanasius Alexandrinus. Vita Antonii//G. J. M. Bartelink. Athanase d’Alexandrie. Vie d’Antoine [Sources chrétiennes 400. Paris: Éditions du Cerf, 2004]: 124–376 (TLG). Athenagoras Atheniensis. Legatio pro Christianis//PG 6: 889–972. Athenagoras. Legatio sive Supplicatio pro Christianis//W. R. Schoedel. Athenagoras. Legatio and De resurrectione. Oxford: Clarendon Press, 1972: 2–86 (TLG). Athenagoras Atheniensis. De resurrectione mortuorum//PG 6: 973–1024. S. Barnabas Apostolus. Epistola Calholica//PG 2: 727–782. Barnabae epistula//R. A. Kraft. Épître de Barnabé [Sources chrétiennes 172. Paris: Éditions du Cerf, 1971]: 72–218 (TLG). S. Barsanuphius anachoreta Paliestlnus. Quaestiones et responsiones ad coenobitas//P. de Angelis-Noah, F. Neyt. Correspondance (Volume II. Aux cénobites: Tome I, Lettres 224–398; Tome II, Lettres 399–616) [Sources chrétiennes 450/451. Paris: Éditions du Cerf, 2000]: 138–870 (TLG). S. Basilius Caesariensis. Adversus eos qui per calumniam dicunt dici a nobis tres Deos//PG 31: 1488–1496 (TLG).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

113 Ibid 10, 4: Loquemur enim exsules per hos libros, et sermo Dei, qui vinciri non potest, liber excurret, de hoc eodem apostolicae prophetiae admonens tempore. Тяжелое моральное состояние Илария в ссылке, без сомнения, еще более усиливалось, с одной стороны известиями о падениях лиц, известных своей стойкостью в вере, – каков, напр, был Осия Кордубский, весть о падении которого вызвала у галльского изгнанника такие слова: ubique scandala, ubique schismata, ubique perfidiae sunt .. Sed de Osio nil loquor, qui idcirco est reservatus ne judicio humano ignoraretur quali ante vixisset. De syn. 63 n. С другой стороны Илария беспокоило отсутствие писем (taciturnitas) от галльских епископов, приводившее его порою к мрачным предположениям об их общей измене православию (de syn. 1 n.). 114 Относительно заглавия этого классического труда Илария, который, по выражению Эразма, «кажется приложил все силы (tota vi adnisus), чтобы в этом творении показать, что можно сделать при его даровании (ingenio), при его красноречии, при его сведениях в Св. Писании» (Cfr. Reinkens.. 131 s.), существуют противоречивые данные. Установившееся теперь заглавие его «De Trinitate» ни достаточно характерно выражает его содержание, поскольку о третьем Лице Св. Троицы в нем имеются лишь беглые замечания, ни по своей древности не восходит раньше 6-го века (Coustantii Praefatio in libr. de Trin. 2 n. 10 t. 9 c. Reinkens. 134 s.). У древнейших писателей этот труд Илария более известен под заглавием «de fide» (Ruf. lib. 1 hist, 31 c.; Cassianns lib. 7 de ineam. 24 e; Leo papa epist. 97, 3 c.; patres conecili Chalced. Act. 2, 357 p.; Theodoretux, Dial. 2, 106 p. etc. Coustantii Praefatio ib.), или «contra arianos» (Hieron. De script. eccles., Epist. 148 ad Amandum).Tak как заглавие «de fide» отчасти находит себе подтверждение в самом тексте, у Илария, который не раз определяет задачу данного своего труда, как totius fidei demonstratio (X, 5; Cfr. 1, 16, 34), а заглавие: «contra arianos» определяет главную тенденцию труда, то Рейнкенс высказывает догадку, что данное произведение Илария носило такое заглавие: «de fide contra arianos». Эта догадка отчасти подтверждается и тем, что таким заглавием надписывается одно из произведений Амвросия Медиоланского , составленное явно под сильным, влиянием и в подражание труду Илария (Reinkens... 138 s.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

3 Hieromonk Vladimir (Blagorazumov), St. Athanasius of Alexandria, his Life, Scholarly and Literary, Polemical and Dogmatic Activities (Kishinev, 1895), 368. 5 S. Athanasius Alexandrinus. Oratio II contra Arianos, 75.1.3, TLG; S. Athanasius Alexandrinus. Against the Arians. Discourse II, 75 in Athanasius. Select Works and Letters. A Selected Library of the Nicene and Post-Nicene Fathers of the Christian Church. ed. Philip Schaff, in 7 volumes, vol. IV. (Grand Rapids, Michigan 1999). This formula, apparently, conveys the core idea of St Athanasius’ theology. URL: http://www.ccel.org/ccel/schaff/npnf204.toc.html (accessed 03. 09. 2013). 6 Jh. Roldanus. Le Christ et l’homme dans la théologie d’Athanase d’Alexandrie: Étude de la conjonction de sa conception de l’homme avec sa christologie (Leiden, 1968). 11 K.D.F. Walker, The theological and doxological understanding of resurrection: an examination of its centrality within the 4 th century Christian orthodox understanding of Easter with particular reference to the festal letters of St. Athanasius of Alexandria. Master’s thesis Durham University (Durham E-Theses, 2001), URL: http://etheses.dur.ac.uk/4201/1/4201_1720.pdf (accessed 03. 09. 2013). 12 ‘λλ’ προσληφθεσα παρ’ ατο σρξ στιν, ν ατ κα παρ’ ατο χριομνη’, Oratio I contra Arianos 47.6.4, (Thesaurus Linguae Graecae. University of California, Irvine – Irvine, CA. URL: http://www.tlg.uci.edu/(TLG). 18 Christ’s ascending to heaven is portrayed in a fleshly way, namely ‘ascending as man, and carrying up to heaven the flesh which He bore’ (ες τν ορανν ν φρει σρκα), ibid. 48.3.3, TLG. 20 Clemens Alexandrinus, Stromata 5.6.39.2–3: ‘κατ σρκα… οκονομαν’; S. Athanasius Alexandrinus, De decretis Nicaenae synodi 25. 3. 2; In illud: Omnia mihi tradita sunt 25. 209. 38; Tomus ad Antiochenos, 26.804.12; Oratio II contra Arianos 75.1.3; Expositiones in Psalmos 27.245.14; 27.373.1; 27.377.10; Tomus ad Antiochenos 7.1.1, TLG. 23 ‘πασαν δ τν νθρπου φσιν ες φθαρσαν νακαινζουσα’, Expositiones in Psalmos 27.584.9–10, TLG.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010