А это свойство ипостасей есть как бы основание и фундамент всех остальных их свойств, отчего оно и называется общим свойством. 110 Обрати внимание, что как термин «единосущный» был привычным для отцов еще до I Вселенского собора, но он этот термин утвердил и преподал всей вселенной, так и Святую Деву Марию иные отцы прежде этого III Вселенского собора называли Богородицей, но Собор, утвердив это сладчайшее имя Девы, преподал его всей вселенной как догматическое определение. Так, первым назвал Деву Богородицей Ориген в своем толковании 33-го стиха 22-й гл. Второзакония (Цепь толковников. Т. 1. С. 15, 54) (Orig. In Deut.//PG 12, 813C). Более того, Сократ (История. Кн. 7, гл. 32) говорит, что сам Ориген , подробно исследовав Послание ап. Павла к римлянам, объяснил, на каком основании Дева называется Богородицей (PG 67, 812B). А Кирилл Александрийский , письменно обращаясь к Несторию, говорит, что и Афанасий Великий называл, и исповедывал Ее Богородицей (см.: Cyr. Alex. Ep. 1//PG 77, 13BD). И Аммон, еп. Адрианопольский, как и Александр Александрийский в письме к Александру Константинопольскому (участнику I Вселенского собора) (Alex. Alex. Ep. ad Alex. Const. 12//PG 18, 568C), назвал Пресвятую Деву Богородицей. Также Василий Великий в слове на Рождество Христово говорит: «Поскольку слух любящих Христа не может принять того, что Богородица некогда перестала быть Девой, этих свидетельств, полагаю, достаточно» (Basil. Magn. In Christi generat. 5//PG 31, 1468B). Григорий Богослов в первом послании к Кледонию пишет: «Если кто не признает Марию Богородицей, то он отлучен от Божества» (Greg. Nazianz. Ер. 101//PG 37, 177C). А в 1-м слове о Сыне, обращаясь к язычникам, он говорит: «Ибо где тебе по твоим меркам познать Богородицу Деву?» (Idem. Or. 29. 4//PG 36, 80A). А Евсевий в книге о жизни Константина (кн. 3, гл. 43) (Euseb. Vita Const. III, 43//PG 20, 1101C–1104A) и Сократ (кн. 7, гл. 32) (Socr. Schol. Hist. eccl. VII, 32//PG 67, 812AB) пишут: «Посему благочестивейшая царица (т. е. Елена) украшала бремя Богородицы (имеется в виду Вифлеем) дивными памятниками». Дионисий Александрийский говорит Павлу Самосатскому: «...Воплотившегося от Святой Девы и Богородицы Марии» (Dion. Alex. Ad Paulum Samosatenum//PG 28, 1562B). А Григорий Неокесарийский , чудотворец, в своем слове на Благовещение говорит следующее: «После этого пророчества Святая Богородица вознесла песнь: Величит душа Моя Господа» (Greg. Thaum. In Annunt. 2//PG 10, 1165D).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Итак, ужели ты желаешь, чтобы твой сын постоянно испытывал эти бедствия, – чтобы он, пребывая здесь, подвергался болезням, скорбям, страшился, трепетал и – одни бедствия претерпевал, а других опасался? . Минь. Т. VII. С. 374. Творения. Т. VII. С. 344–347. 477. Перенесение несчастий Великодушное перенесение несчастий гораздо важнее и милостыни, и других добродетелей. Минь. Т. VII. С. 374. Творения. Т. VII. С. 347. 478. Хвала себе, или слава Богу БЕСЕДА XXXII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 9:27–10:15 . Христос научает нас не только ничего не говорить о себе, но удерживать и тех, которые захотят хвалить нас; но, если слава воздается Богу, то мы должны не только не препятствовать, но даже побуждать к тому. Минь. Т. VII. С. 378. Творения. Т. VII. С. 350. 479. Благодеяние и злословие Если ты оказываешь благодеяния своим сорабам не для людей, но для Бога, то как бы они ни поступали, не переставай благодетельствовать, чтобы получить бóльшую мзду. А кто перестает благодетельствовать потому, что его злословят, тот показывает, что он благотворил не ради Бога, но ради похвалы от людей. Минь. Т. VII. С. 379. Творения. Т. VII. С. 351. 480. Довольство малым Ничто столько не отличает любомудрия, как то, чтобы не иметь ничего излишнего и довольствоваться как можно меньшим. Минь. Т. VII. С. 384. Творения. Т. VII. С. 357. 481. Радушный прием пресвитера Предстоятеля должно принимать со всяким усердием, предоставляя ему не столько трапезу, сколько свое расположение. Если худо не уделять от трапезы, то не гораздо ли хуже отвергать благословляющего? Для тебя пресвитер... трудится и изнуряется; какое же ты будешь иметь извинение, когда и слов его не принимаешь? Минь. Т. VII. С. 384. Творения. Т. VII. С. 357. 482. Приветствие мира от предстоятеля в храме, великое значение и ответственность за него Церковь есть общий всех дом, куда мы входим за вами по примеру апостолов, почему и входя, тотчас же, по заповеди Христовой, всех вообще приветствуем миром. Итак, никто не будь нерадив, никто не будь рассеян, когда священники входят и преподают поучение: за это угрожает немалое наказание.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Аноним (VII в.). Житие Алипия Стилита (VII в.) Иоанн, архиепископ Фессалоникийский (ок. 610–641) и его анонимный продолжатель (кон. VII в.). Чудеса вмч Димитрия Фессалоникского (конец VI – нач. VIII вв.). (первая часть – 580–610 гг.; вторая часть – 610-е и 670–680-е гг.) Аноним (до VIIIb.). Житие Петра Афонского (VI-VII вв.) Аноним (VIIb.?). Житие Петра, епископа Аргивского (Argivorum) (VII в.) Аноним (VIIb.?). Житие Трифиллия Кипрского (VII в.) Аноним (не ранее кон. VII в.). Воспоминания о Папе Мартине I (649–655) Аноним (рубеж VII-VIII вв.). Краткая история о сделанном против блаженного Мартина бывшего Папы Рима, а также преп. Максима и его ученика (640660-е гг.) Аноним (кон. VII-VIII вв.). Грузинское житие Максима Исповедника (580–662) VIII век Аноним (ок. 720). Житие Давида Фессалоникского (ум. ок. 538) Симеон Иеромонах (вторая четверть VIII в.). Мученичество 60 мучеников Иерусалимских (ок. 724.) («кесарейская» ред. – по рукописи Х в.) Иоанн Дамаскин (675 – умер до 754). Житие Петра Нового, мученика Капетолийского (первая треть VII в.) Иоанн Дамаскин (675 – умер до 754). Житие Варлаама и Иосафа (первая пол. VIII в.) МаринНеапольский (VII-VIIIbb.?). Житие Прокла (VII в.?) Никита (вторая треть VIII в.). Житие Андрея, архиепископа Критского (ум. ок. 712–720) Аноним (вторая пол. VIIIb.). Житие Иоанна Постника , Патриарха Константинопольского (582–595) Никифор Скевофилакс (вторая пол. – кон. VIII в.). О перенесении мощей Феодора Сикеота (ум. 613) Константин, епископ Тия (кон. VIII в.). Рассказ о перенесении мощей вмч. Евфимии (730-е гг.) Арабский аноним (вторая пол. VIII в., пер. с араб. Иоанна Иерусалимского в Хв.). Житие Иоанна Дамаскина (675 – умер до 754) Аноним (кон. VIII в.). Житие Павла Кайумского (середина VIII в.) Аноним (кон. VIII в.). Житие Льва Катанского (ум. 785) Аноним (кон. VIII в.). Житие Космы, епископа Майумского (ум. 787) Аноним (кон. VIII в.). Мученичество Вакха (ум. 788) Иоанн Сабанисдзе (кон. VIII в.). Мученичество Або Тбилели (VIII в.) Элия, эконом Великой церкви (кон. VIII в.). Чудеса Св. Марии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 на с. 283 «Синодикона», в 18-м деянии VI Вселенского собора (Синодикон. Т. 2. С. 650), в деяниях Карфагенского собора, у Сократа (кн. 1, гл. 8) (PG 67, 68АВ) и вообще везде. А поскольку эти слова прибавил II Вселенский собор, смотри также предисловие к нему. Еще отметь, что этот Никейский Символ по одним кодексам содержит слова «и седяща одесную Отца», a по другим нет. Как достойное упоминания отметим здесь и то, что Символ веры читался в древней Церкви только в Великую пятницу, когда епископ наставлял оглашенных, готовившихся креститься в ночь Великой субботы, на рассвете дня Пасхи, как повествует об этом Феодор Чтец во 2-й кн. «Церковной истории» (Theod. Lect. Eccl. hist. II, 32//PG 86a, 201A). Затем Тимофей Константинопольский при императоре Анастасии в 515 г. предписал читать его за каждой литургией, как говорит тот же Феодор. Позднее, в 545 г., император Юстиниан первым определил и то, в какое время на литургии он должен читаться во всех церквах Востока, а именно перед молитвой Господней «Отче наш». 10 Время оглашения не все определяют одинаково. «Апостольские постановления» предписывают оглашаемому проходить оглашение в течение одного года (Const. Ap. VIII, 32//PG 1, 1132B. Вероятно, авторы «Пидалиона» допустили ошибку: время оглашения по «Апостольским постановлениям» продолжается три года, а не один). 42-е правило Поместного собора, созванного в испанском городе Эльвире незадолго перед I Вселенским собором, – в течение двух лет. 144-я новелла Юстиниана назначает два года самарянам, приходящим к вере. 25-е правило Поместного собора в Агате, созванного в 506 г., назначило 8 месяцев для обращающихся иудеев. Правило VII Всел. 8 требует, чтобы мы принимали не тех евреев, которые веруют лицемерно, а лишь тех, кто верит истинно и порицает еврейские обычаи. Некоторые же считают, что оглашение длилось лишь столько дней, сколько составляет Великая Четыредесятница. Такой вывод они делают из правила Лаодик. 45, послания Иеронима к Паммахию и 1-го огласительного поучения Кирилла Иерусалимского . Но из них, пожалуй, следует только то, что в Великую Четыредесятницу совершалась заключительная и самая существенная часть оглашения, потому что в те времена оглашаемые принимали крещение в ночь с Великой субботы на Пасху. Впрочем, время оглашения иногда по вынужденным обстоятельствам сокращалось. Так, оглашаемые, если находятся при смерти, принимают крещение прежде срока, установленного для оглашения, по Неокесар. 12, Лаодик. 47, Карфаг. 52, Василия Велик. 5, Кирилла Александр. 5. Бургузы, или бургунды, народ в Галлии, ради проявленной ими горячей веры во Христа и необходимости выступить против своих врагов, гуннов, готовились к крещению всего семь дней, а на восьмой их крестил епископ одного галльского города (Сократ. Кн. 7, гл. 30) (PG 67, 805С).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

7852 Riley, Fruits, 29, notes that an embryo is already growing in the wheat seed as it falls; usually after two days in moist soil, it breaks through the seed coating. 7853 Barrett, John, 423, suggests that though the article is generic, it might allude to Christ as the specific grain; but this grammatical explanation is not likely. 7857 Cf. 1 En. 108:10; 2 Bar. 51:15–16; m. «Abot 4:17; »Abot R. Nat. 32, §71B; b. Tamid 32a; Lev. Rab. 3:1; Deut. Rab. 11:10; Ecc1. Rab. 4:6, §1; Daube, Judaism, 137. Boring et a1., Commentary, 106, suggest that the summons of the analogous Matt 16resembles the typical prebattle speech of generals: risking life in battle more often than not yields its preservation (Tyrtaeus frg. 8.11–13). 7860 E.g., the oath to Augustus and his descendants, 3 B.C.E., in IGRR 3.137; OGIS 532; ILS 8781 (Sherk, Empire, 31); or to Gaius, 37 C.E., in CIL 2.172; ILS 190 (Sherk, Empire, 78). 7862 Xenophon Anab. 3.2.39; also Boring et al, Commentary, 106, citing Tyrtaeus frg. 8.11–13 (seventh century C.E.) and Ps.-Menander. See Publilius Syrus 242. 7863 E.g., Josephus Ag. Ap. 1.212; 1.191; 2.218–219,233–235. Sanders, Judaism, 239, cites Josephus War 2.169–174; Ant. 15.248; 18.262; Ag. Ap. 2.227–228; Philo Embassy 192; cf. Dio Cassius 66.6.3. 7865 On the two ways in ancient literature, Seneca Ep. Luci1. 8.3; 27.4; Diogenes Ep. 30; Plutarch Demosthenes 26.5; Deut 30:15 ; Ps 1 ; 4Q473 frg. 1 (developing Deut 11:26–28 ; probably also 4Q185 frg. 1–2, co1. 2, lines 1–4); m. «Abot 2:9; T. Ash. 1:3, 5; Ecc1. Rab. 1:14, §1; Lev. Rab. 30:2; Deut. Rab. 4–3;SongRab. 1:9, §2; Matt 7:13–14; Luke 13:24; Did. 1.1–6.2; Barn. 18.1–21.9; cf. the two roads after death in Virgil Aen. 6.540–543; Cicero Tusc. 1.30.72; 4 Ezra 7:3–16, 60–61; 8:1–3; T. Ab. 11:2–11A; 8:4–16B; »Abot R. Nat. 25A; b. Ber. 28b; Pesiq. Rab Kah. 27:2; Gen. Rab. 100:2. 7866 Coulot, «Quelqúun,» provides arguments that 12probably stems from Jesus. On serving as following, persevering, and discipleship here, see Cachia, «Servant.»

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Ту же роль играют упоминания Орозия о пожаре в Риме и об извержении вулкана, предваряющие сообщение о смерти Тита (VII.9.14–15). Принцип Господнего наказания за гонение и скорой реставрации при терпимых правителях благодаря милосердному участию Всевышнего в римской истории становится определяющим в рассказе обо всех последующих периодах преследований. Гонение Домициана, ставшее верхом его дурного правления, приводит императора к насильственной смерти и позорному погребению (VII.10.5–7). За ним следует правление Нервы, возвратившего из ссылок христиан, в том числе и апостола Иоанна, а также благополучное начало власти Траяна, который очень скоро «вернул в прежнее состояние Германию по ту сторону Рейна, покорил многие племена за Данувием, сделал провинциями области, лежащие за Евфратом и Тигром, захватил Селевкию, Ктесифон и Вавилон» (VII.11.1–12.2). Гонение Траяна, несмотря на его смягчение благодаря заступничеству Плиния Младшего, вызывает пожар в Риме, землетрясения в Азии, Галатии и Антиохии, мятежи иудеев (VII.12.4–7). Вслед за этим наступает длительное правление Адриана, читавшего и чтившего христианских авторов; он останавливает гонение, улучшает законы, заслуживает звания «Отца отчизны», побеждает сарматов, покоряет и наказывает мятежных иудеев (VII.13.1–5). По смерти Адриана в правление Антонина Пия голос Истины через Иустина Мученика достигает императорского дворца (VII.14.2), а при Аврелии Коммоде и Марке Антонине Вере римляне добиваются крупных побед над парфянами (VII.15.3). За преследованием Марка Антонина следует моровая язва, поставившая под сомнение исход Маркоманнской войны (VII.15.5–6). Только благодаря молитвам христианских воинов Риму удается добиться победы над варварами, кроме того, «рассудительнейший император» Марк Антонин прощает провинциям недоимки и смягчает чересчур строгие законы (VII.15.9–12). Север, который до начала своего наступления на Церковь одержал целый ряд славных побед (VII.17.2–3), открыв гонения, вынужден был обратиться к гражданской войне (VII.17.5), после него правят недостойные императоры (Каракалла.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[Греч. Κρσκης, Krσκης; лат. Crescens] (I в.), ап. от 70 (пам. 30 июля, 4 янв. в Соборе ап. от 70; пам. визант. 30 июля и 30 июня в Соборе всех апостолов), ученик ап. Павла. В 2 Тим 4. 10 сказано, что К. был отправлен ап. Павлом на проповедь в Галатию (ες Γαλαταν), между тем в нек-рых рукописях: Синайском кодексе (IV в.) и кодексе Ефрема (V в.), читается «в Галлию» (Γαλλας - Nestle-Aland. NTG. P. 555), что, возможно, стало следствием гаплографии (смешения в рукописном написании греч. a и l и последующей вставкой t - Metzger B. M. A Textual Comment. on the Greek NT. L.; N.Y., 1975. P. 649). Последнее чтение подкрепляется и свидетельствами раннехрист. авторов (см., напр.: Euseb. Hist. eccl. III 4. 8); свт. Епифаний Кипрский специально настаивает на правильности чтения «в Галлии» ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 51. 11//Vol. 2. P. 263). Др. авторы придерживались чтения «в Галатии» (напр.: Ioan. Chrysost. In 2 Tim. 10. 1; также и в литургико-каноническом памятнике IV в.- «Апостольских постановлениях» (Const. Ap. VII 46)). Феодор Мопсуестийский замечает, что под упомянутой в 2 Тим 4. 10 Галатией мы «теперь» подразумеваем Галлию ( Theod. Mops. In Epistolam B. Pauli ad Timotheum. II 4. 2-4// Theodori episcopi Mopsuesteni In epistolas B. Pauli commentarii: The Latin Version with the Greek Fragments/Ed. H. B. Swete. Camb., 1882. Vol. 2. P. 227). В совр. исследованиях с учетом возможности взаимозаменяемости обоих топонимов в раннехрист. лит-ре ( Mounce. 2000. P. 590) также считается, что вопрос о более контекстуально подходящем для 2 Тим 4. 10 месте проповеди К. зависит от понимания того, где находился ап. Павел во время своего 2-го заключения: если в Риме, тогда, вероятно, Галлия выглядит более правдоподобно, если в Кесарии - то Галатия ( Gillman. 1992; Dibelius, Conzelmann. 1972. P. 122, 126). Высказываются также и мнения о ретроспективной правке исходного библейского текста в соответствии с реалиями успешного распространения христианства в Галлии ( Johnson. 2001. P. 439). Эти разночтения в библейских рукописях и предопределили становление предания о К. в агиографических источниках.

http://pravenc.ru/text/2459071.html

B литургико-каноническом памятнике IV в.- Апостольских постановлениях (Const. Ap. VII 46), говорится о том, что Л. был «рукоположен» ап. Павлом 1-м епископом Римской Церкви, а после его смерти ап. Петр рукоположил Климента. При этом в данном источнике впервые упомянуто предание, что Л. был сыном некой Клавдии (Λνος Κλαυδας - SC. 336. P. 108; см. также в ст. Клавдия , мц.). Очевидно, это предание возникло из желания отождествить с Л. упомянутую в 2 Тим 4. 21 Клавдию, к-рую отдельные комментаторы предлагают рассматривать как его сестру или даже супругу ( Gillman. 1996). Сведения о Л. как о 1-м епископе Рима после ап. Петра присутствуют и в ряде визант. хроник ( Zonara. Epit. hist. Bd. 3. S. 41; Georg. Sync. Chron. P. 416). К V в. формируется независимое от древних свидетельств предание о Л. как об одном из апостолов от 70, представленное в визант. каталогах этих апостолов. В списке V-VI вв., приписываемом свт. Епифанию Кипрскому, говорится, что Л., о к-ром упоминает ап. Павел, был 1-м епископом Рима после ап. Петра (Vitae prophetarum. Lpz., 1907. Р. 124-125). Те же данные представлены и в другой версии этого списка, приписываемого Епифанию, основанного на более поздней, 3-й редакции (1276; ркп. Paris. gr. 1115; Écrits apocryphes chrétiens/Éd. P. Geoltrain, J.-D. Kaestli. P., 2005. Vol. 2. P. 479). Те же сведения сохранились в каталоге, приписываемом Дорофею Тирскому (Ibid. P. 139), и в пространной редакции визант. хроники X в., сохранившейся под авторством Симеона Логофета (Ibid. P. 181). В списке VII-VIII вв., атрибутируемом Ипполиту Римскому, Л. упомянут как епископ Рима (Ibid. Р. 169). Также Л. упомянут в списке апостолов от 70, приписываемом Клименту Александрийскому (Ibid. Р. 127). В сир. списке апостолов из рук. Lond. add. 17193 (874) также сообщается, что Л. был епископом Рима после Петра ( Esbroeck M., van. Neuf listes d " apôtres orientales//Augustinianum. R., 1994. Vol. 34. N 1. P. 129). Под именем Л. существуют 2 апокрифических памятника на латинском языке: «Мученичество Петра» (Martyrium beati Petri apostoli a Lino episcopo conscriptum - CANT, N 191) и «Мученичество Павла» (Martyrium b. Pauli apostoli a Lino conscriptum - CANT, N 212). Оба памятника датируются приблизительно IV-V вв. (Gli Apocrifi del Nuovo Testamento/Ed. M. Erbetta. Torino, 1975. Vol. 2. P. 169, 289; Eastman D. L. The Ancient Martyrdom Accounts of Peter and Paul. Atlanta, 2015. P. 29, 141).

http://pravenc.ru/text/2110513.html

151 Проф. Малышевского, Святые Кирилл и Мефодий, первоучители славянские, Киев, 1886, приложение, стр. 421. На Олимпе жили св. Кирилл и Мефодий. 152 Михаил Студит, в Жизни св. Феодора Студита , гл. 20. Другие свидетельства у Дю-Какжа, ibid. 104, 6. Студийский монастырь был разрушен латинянами, но Константин, брат Андроника Палеолога старшего (1282–1327), возобновил его и обнес каменной стеной. Григора, VI, 6, стр. (…) (слово неразборчиво – примечание электронной редакции), стр. 14. 155 proem. § 3: priore tempore post quadrienniuim... ut tune constitutiones imperatorias legerent. Const. Omnem. § 5: in quinti anni, quo κρολται nuncupantur, metas, constitutionum codicem tam legere, quam subtiliter intelligere studeant. 157 Напр. Апост. (Heimb. I, 99; Fabrot. 676, 868), Карф. (Heimb. I, 785; II, 399), Анкирск. (Fabr. VII, 691, 695), Неокесар. (Fabr. VII, 675), Лаодикийск. (Fabr. VII, 699), Халкидонск. (Fabr. VII, 917, 915 (925), Трулльск. (Heimb. II, 446, 531, 673; Fabr. VII, 650, 683, 917), – Григор. Нисск. (Fabr. VII, 700). Васил. Вел. (Heimb. II, 531, 566; Fabr. VII. 638, 648, 675, 677, 601, 695, 699). Mortreuil,165. Есть и другие схолии, в которых приводятся замечания на основании правил, напр. Heimb. I, 93. 163 По поводу 6-й новеллы Патра совершенно справедливо замечает: Hauil clericis enim tantum, sed ipsis antecessoribus, hac nouella edita, necesse priorsus erat et leges Ecclesiae noscere. II, 369. 170 Скабаланович, стр. 751: «По всей вероятности в связи с изучением законов государственных (νμων πολιτικν), велось изучение и законов церковных (ϑεσμν ερατικν, ερν καννων): по крайней мере одно с другим тесно связано в истории Никифора ефесского (митрополита)». 172 Постановления Юстиниана относительно юридической литературы содержатся в трех конституциях: Deo auctore, Tanta и Dedit (Δδωκεν), из коих две первые помещены в кодексе кн. 1 тит. 17, a последняя помещается пред Дигестачи. Deo auctore § 12 nuilis juris peritis in posterum audentibus commentarios illi adpheare et verbositate sua supra dicit codicis compendium confundere quemadmodum et in antiquioribus temporibus facium est, cum per contrarias interpetantium sententias totum jus paene conturbatum est; sed sufficiat per indices tantummodo et titulorum subtilitatem quae parotitla nuncupantur quaedam admonitoris ejus facere.. Tanta § 21 nemo neque eorum, qin in praesenti luris peritiam habent, nec qui postea fuerint audeat commentarios isdem legibus ad- nectere nisi tantum si velit eas in Graecam rocem transformare sub eodem ordine raque consequentia, sub qua voces Romanae positae sunt (hoc quod Graeci κατπδα dicunt), et si qui forsitan per titulorum subtilitatem adnotare maluerint et ea quae παρτιτλα nuncupantur componere. Alias autem legum interpretationes, immo magis perversiones eos jactare non concedimus, ne verbositas eoruni aliquid legibus nostris adferat ex confusione dedecus.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

194 E.g., Thucydides 1.21.1; Livy 6.1.2–3; 7.6.6; Diodorus Siculus 1.6.2; 1.9.2; 4.1.1; 4.8.3–5; Dionysius of Halicarnasus RA. 1.12.3; Thucyd. 5; Pausanias 9.31.7; Josephus Ag. Ap. 1.15,24–25,58; cf. Bowersock, Fiction as History, 1–2. Some also considered the earlier period qualitatively different because of divine activities (Hesiod Op. 158–60, 165; Arrian Alex. 5.1.2), but others mistrusted its reports because of such unusual events (Thucydides 1.23.3). 195 Some, like the author of the Life of Aesop, may simply string together all the available popular traditions into a narrative. These traditions had grown over six centuries (see Drury, Design, 28–29). 196 Plutarch Theseus 1.3. Arrian accepts but explains on rationalistic grounds some old legends (Alex. 2.16.6). 198 E.g., demythologizing in Thucydides 1.21.1–2; Dionysius of Halicarnassus R.A. 1.39.1; 1.41.1 (cf. 1.84.4); Thucyd. 6; Philostratus Vit. soph. 2.1.554; recognizing how propaganda helped create legend (Arrian Alex. 4.28.1–2); applying a criterion of coherency with known customs of a report " s day (Dionysius of Halicarnassus R.A. 9.22.1–5); reporting stories as difficult to believe and recommending the reader " s use of discretion (Livy 4.29.5–6; 23.47.8); or examining chronological and other tensions within a text (Maclean and Aitken, Heroikos, il–1 [citing Philostratus Hrk. 23.5–6; 25.10–13]). 199 Arrian Alex. 7.14.4–6. The same criterion could apply, however, in fictitious composition or historical reconstruction based on plausibility (cf. Aristotle Poet. 15.4–5, 1454a; Theon Progymn. 1.46–52; 2.79–81; 8.2–3; in a history, see, e.g., Dio Cassius 62.11.3–4). 201 Aulus Gellius 10.12.8–10. Some could also caution readers not to be too skeptical of an account that otherwise appeared implausible (Sallust Cati1. 3.2; Plutarch Camillus 6.4). 202 E.g., Josephus Ant. 20.156–157; see more extensively Mosley, «Reporting,» passim. Even Josephus Life 336–339 attests to historians» concern for accuracy. 205 See Josephus Life 357; Ag. Ap. 1.45–49,56; War 1.2–3; Xenophon Hel1. 6.2.31 (refusing to believe a report until an eyewitness was available); Dionysius of Halicarnassus Thucyd. 7; Seneca Nat. 3.25.8; 4.3.1; Arrian Alex, 1.pref.2–3; 6.11.8; Cornelius Nepos 23 (Hannibal), 13.3; 25 (Atticus), 13.7; 17.1. Historians often preferred sources closer in time to the events reported (Livy 7.6.6; 25.11.20).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010