454 Ипполит. Толкование Песни песней. Грузинский текст по рукописи X века исследовал, перевел и издал Н. Марр. См.: Тексты и разыскания по армяно-грузинской филологии. Изд. факультета восточных языков Императорского С.-Петербургского университета. СПб., 1901. Hippolyts Kommentar zum Hohelied auf Grund von N. Marrs Ausgabe des grusinischen Textes herausgegeben von G. Nathanael Bonwemsch. TU 23, 2. Leipzig, 1902. 455 Drei georgisch erhaltene Schriften von Hippolytus herausgegeben von G. Nath. Bonwetsch. TU. 26, 1a. Leipzig, 1904. 456 Весь относящийся к этому вопросу материал собран Bonwemsch " ем. См. TU. 23, 2; 4 Der Gedankengang des Kommentars. S. 81–87. TU. 26, 1a. Einleitung. S. IX–XIII. Der Schrifbeweis für die Kirche. S. 16–20. 462 «Благослов. Иакова». 28, 2. TU 26, 1a. S.45–46. Cfr.: Tertull. Adv. Marc. V, 1. CSEL, 47. P. 569, 22. sqq. 464 Böhringer. Die alte Kirche. 3-ter Theil Stuttgart 1873. S. 740. Весьма многие ученые считали этот трактат Тертуллиана неподлинным и считали его неудачной позднейшей компиляцией. Об этом Noeldechen E. Tertullian’s Gegen die luden auf Einheit, Echtheit, Enstehung geprüft. TU 12, 2. Leipzig, 1894. S. 14–24. Сам Noeldechen высказывается за подлинность этого трактата. S. 89–91. 465 Adversus judaeos, C. 6. PL. T. 2, Col. 647C–648C. Cfr.: Adv Marc. III, 24; «lacob, qui quidem posterioris et praelatioris populi figura est, id est nostril». CSEL. 47. P. 420, 24–25; IV, 25; Ис.49:6 Christum illuminatoren nationum designavit. CSEL, 47. P. 504, 23–24; IV, 1: Ис.51:4 – judicaverat atque decreverat nationes quoque inluminandas per Evangelii legem atque sermonem. CSEL. 47. P. 424, 3–4. Пророчества о вступлении в Церковь язычников Тертуллиан видит еще в Пс. 2:7–8. 3 (Adv, Marc. III, 20, 22; IV, 25. Р. 410, 15–22; 415, 3. sqq. 505, 20 sqq.), Ис. 42:4, 6–7 (III, 20; V, 2. Р. 410, 19 sqq. 573 1 sqq.), 52, 5, 7; II (III, 22; V, 2. P. 414, 26–415, 3. 572, 25–573, 3) и др. Cfr.: N. Bonwetsch. Der Schriftbeweis für die Kirche. S. 14–15. 472 Idem Col. 636С–637А. О том, как Израиль нарушал завет с Богом – Adv. Marc. IV, 31. CSEL, 47. р. 527, 10 sqq. Также IV, 14, 17. Р. 462, 24 sqq. 477, 5 sqq. Подробное изложение противоиудейской полемики Тертуллиана см. в книге Н. Штернова. «Тертуллиан», С. 100–113.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

81/3. P. 278. Ambrosiaster. Commentarius in Epistolam Paulini ad I Corinthios 12, 28//CSEL. 81/2. P. 141–142; Ambrosiaster. Commentarius in Epistolam Paulini ad Ephesios 4, 12, 2//CSEL. 81/3. P. 99. Ambrosiaster. Commentarius in Epistolam Paulini ad Galatas 2, 5, 4–5//CSEL. 81/3. P. 20–21; Ambrosiaster. Commentarius in Epistolam Paulini ad I Timotheum. Argumentum//CSEL. 81/3. P. 251. Ambrosiaster. Commento alla Lettera ai Galati/traduzione, introduzione e note L. Fatica. Roma, 1986. (Collana di testi patristici; vol. 61). P. 18–19. Cohen J. S. D. The Mystery of Israel’s Salvation: Romans 11:25–26 in Patristic and Medieval Exegesis//Harvard Theological Review. 2005. Vol. 98. Р. 247–281. Jacobs A. S. A Jew’s Jew: Paul and the Early Christian Problem of Jewish Origins// Journal of Religion. 2006. Vol. 86. Р. 265–268. Denecker T. Heber or Habraham? Ambrosiaster and Augustine on Language History//REA. 2014. Vol. 60. P. 1–32. Bussières M.–P. Introduction//SC. 512. P. 37. Gamber K. Fragen zu Person und Werk des Bischofs Niceta von Remesiana//Romische Quartalschnft für christliche Altertumskunde und für Kirchengeschichte. 1967. Bd. 62 S. 222–231. Heggelbacher O. Beziehungen zwischen Ambrosiaster und Maximus von Turin? Eine Gegenüberstellung//Freiburger Zeitschrift für Philosophie und Theologie. 1994. Bd. 41. S. 5–44. Merkt A. Wer war der Ambrosiaster? Zum Autor einer Quelle des Augustinus — Fragen auf eine neue Antwort//Wissenschaft und Weisheit. 1996. Bd. 59. S. 19–33. Bielawski M. Simpliciano e Ambrosiaster: potrebbe essere la stessa persona?//Le «Confessioni» di Agostino: Bilancio e prospettive, 402–2002. Roma, 2003. P. 533–539. P. 533–539. Augustinus Hipponiensis. Ep. 37//CSEL. 34/2. P. 63–64. Ambrosiaster Commentary on the Pauline Epistles: Romans/transl. S. A. Cooper, D. G. Hunter. Atlanta (Ga.), 2017. Р. 25, note 11. Bussières M.–P. Introduction//SC. 512. P. 37. Ambrosiaster. Contre les païens (Question sur l’Ancien et le Nouveau Testament 114) et Sur le destin (Question sur l’Ancien et le Nouveau Testament 115)//SC. 512. P. 115–233.

http://bogoslov.ru/article/6174563

Впрочем, при случае, и другие гностики иногда настаивали на буквальном понимании Св. Писания, напр., пролога Евангелие Иоанна. См.. Iren. Contra haer. I. 8, f. PG. Т. 7. Col. 532 sqq. Сочинения. С. 44–46. «Также злонамеренно говорили: если небо – Престол Божий, а земля – подножие Его, а небо и земля, как сказано, прейдут, то будто с прешествием их должен прейти и Бог, восседающий на них, и посему Он не есть Бог Всевышний». Здесь уже Ириней укоряет гностиков за то, что они putant Deum more hominis sedere. Contra haer. IV, 3, 1. PG. Т. 7. Col. 979–980A. Сочинения. С. 323. 648 Tertull. De praescr. С. 17: «Tantum veritati obstrepit adulter sensus, quantum et corruptor stylus». PL Т. 2. Col. 35А Cfr.: De rcsurr. carn. С. 63: «Ipsum sermonem dei vel stilo vel interpretatione corrumpens». CSEL, 47. Р. 124, 25–26. 651 Tertull De resurr. camis. С. 30: «Nam etsi figmentum veritatis in imagine est, imago ipsa in veritate est sui. Neccsse est esse prius sibi, quo alii configuretur. De vacuo similitudo non competit, de nullo paiabola non convenit». – CSEI, 47. Р. 68, 11–14. Cfr.: С. 20. Р. 52, 11–15. 654 De resurr. carnis. С 21. CSEL. 47. Р. 54, 2–3. Cfr.: Adv. Ргах. С. 20: secundum plura intellegi pauciora. CSEL 47. Р. 263, 12–13. De pudic. С. 17: pauca multis, dubia certis, obscura manifestis adumbrantur. CSEL, 20. 1. Р. 258, 22–23. 655 lren Contra haer. II, 27, 3. PG. Т. 7. Col, 803C–804A Сочинения. С. 189. Еретики, по выражению св. Ulpuheя, завязывают своими толкованиями неразрешимый узел (nodum insolubilem). Contra haeres. II, 10, 2. PG. Т. 7. Col. 735B. Сочинения. С. 132. Cfr.: Tertul. De pudic. С. 9: non ex parabolia materias commentamur, sed ех materiis parabolas interpretamur. CSEL, 20, 1. Р. 235, 25–26. 656 Idem. Col. 802C–803A Cp. II, 10, 1: «Вопрос не может получить решения посредством такого другого, который сам еще требует решения; и у людей, имеющих смысл, двусмыслица (ambiguitas) не будет объясняема посредством другой или загадка посредством другой, труднейшей загадки; напротив, такою рода вещи получают свое разъяснение из того, что ясно, понятно и согласно между собою». – PG. Т. 7. Col. 735А–В. Сочинения. С. 132.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

1339 Учение «Пастыря» о Церкви со стороны ее святости правильно отмечено у архим. Сильвестра, хотя анализ «Пастыря» сделан весьма поверхностно и неполно. Именно, автор так определяет цель Церкви по учению Ерма. «Цель, для которой существует Церковь на земле, есть духовно-нравственное преспеяние и святость, чего достигают по мере возможности верующие, входя во внутреннее единение с Церковью и пользуясь ее освящающими средствами». – Учение о Церкви. С. 114–115. Последние слова, как будет видно из дальнейшего, нуждаются в большем ограничении. 1340 Ср. труд прот. А. М. Иванцова-Платонова «Ереси и расколы первых трех веков христианства». М., 1877. С. 106–107. 1341 Vgl.: Zahn Th. Der Hirt des Hermas. S. 310. Zahn предполагает, что для Ерма διδσκαλοι представляли некоторый авторитет; он говорит о них с почтением, а не так, как о других своих противниках (S. 310, Anm. 1). 1342 De pudic. C. 18: «Levioribus delictis veniam ab episcopo consequi poterit». CSEL, 20, 1. P. 261, 26–27. 1343 De pudic. C. 2. «Haec dividimus in duos exitus. Alia erunt remissibilia, alia inremissibilia. Дальше о покаянии. Secundum hanc differentiam delictorum paenitentiae quoque conditio discriminatur. Alia erit quae veniam consequi possit, in delicto scilicet remissibili, alia quae consequi nullo modo possit, in delicto scilicet inremissibili». CSEL, 20,1. P. 223, 29; 224, 1–2, 13–16. 1344 De pudic. C. 2: «Delicta mundantur, quae quis in fratrem, non deum admiserit». CSEL, 20, 1, P. 223, 13–14; c. 21: «Mortalia, quae in ipsum (Deum) fiierint admissa et in templum ejus...» (P. 269, 4–5) «Praejudicatur non demit tenda in deum delicta, cum in homine admissa donantur» (P. 270, 31–32). 1347 De pudic. C. 5: «Adsistit idololatres, adsistit homicida, in medio eorum adsistit et moechus... idololatrem et homicidam semel damnas, moechum vero de medio excipis, idololatriae successorem, homicidae antecessorem, utriusque collegam?» CSEL, 20, 1. P. 227, 21–22, 28–228, 1. 1348 De pudic. C. 5. P. 226–227. Cfr.: Scorp. C. 3: idololatrian moechiae sororem. CSEL, 20, 1. P. 151, 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

S. VII-VIII. (В предисловии к новому изданию – Tübingen, 1910, S. V-VI, Preuschen выражается значительно менее решительно). Ср.: Preuschen E. Zur Kirchenpolitik des Bischofs Kallist. – Zeitschrift für die neutestam. Wissenschaf/t. 1910. 324 Католическая наука ставит весьма серьезные возражения принятому среди протестантских ученых взгляду и вносит в него радикальные перемены. См., напр., статью prof. Dr. Schanz’a «Die Absolutionsgewalt in der alten Kirche». – Theologische Quartalschrift. 1897. S. 27–69. Здесь в кратких чертах изложена и сущность протестантских воззрений по этому вопросу (S. 27–29). 325 Разбор относящихся сюда мест Священного Писания, хотя и с католическими тенденциями, даст Schanz. См.: Theologische Quartalschrift. 1897. S. 30–43. 327 De pudic. C. 21: «Sed habet, inquis, potestatem ecclesia delicta donandi. Hoc ego magis etagnosco et dispono, qui ipsum paracletum in prophetis novis habeo dicentem: potest ecclesia donare delictum, sed non faciam, ne et alia délinquant». CSEL, 20, 1. P. 269, 22–25. Справедливо поэтому замечание В. В. Болотова : «Не дозволяя прощать “смертных” грехов, Тертуллиан исходит не из каких-либо догматических предположений, ограничивающих власть Церкви... Эта строгость есть лишь дело пастырской мудрости монтанистических предстоятелей». – Лекции, вып. 2. С. 365. Ср.: Batiffol Р. Études d’histoire et de théotogie positive. P. 97. 329 C. 10: «Memento claves ejus hic dominum Petro et per ejum ecclesiae relinquisse, quas hicunusquisque interrogatus atque confessus feret secum». CSEL, 20,1. P. 167, 24–26. Разве не противоречит этому то, что Тертуллиан писал позже: «Dabo tibi claves, non ecclesiae». De pudic., 21. CSEL, 20,1. P. 270,9–10. 330 Справедливо замечает Schanz: «Должно быть осторожным с предположением, будто в этом псевдопророческом движении мы имеем дело с последним отблеском древнего учения о прощении грехов через духовных людей». – Die Absolutionsgewalt in der alten Kirche. – Theologische Quartalschrift. 1897. S. 46–47. См.: Смирнов C. И. Духовный отец. C. 242: «Великая Церковь , вероятно, никогда не держалась такого учения, будто право вязать и решить имеет только “духовный” – апостол или пророк». 331 Epist. ad Damasum. XXI, 3, 2: «vehementer admiror Tertullianum in eo libro, quem de pudicitia adversum paenitentiam scripsit et sententiam veterem nova opinione dissolvit». CSEL, 54. P. 115,17–19.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Migr. , 7. OPA. T. 14. P. 99. Abr. I, 2, 4 (CSEL 32, 503-504): Consideremus ne forte hoc sit exire de terra sua de hujus terrae, hoc est, de corporis nostri quadam commoratione egredi, de qua exivit Paulus qui dixit: Nostra autem conversatio in coelis est (Philip. III, 10) ; et de illecebris et delectationibus corporalibus quas velut cognatas animae nostrae dixit, quam compati necesse est corpori, donec ejus colligata vinculo adhaeret. Ergo exire de conversatione terrena, et saecularibus oblectamentis et superioris vitae moribus atque actibus debemus; ut non solum loca, sed etiam nosmetipsos mutemus. Si cupimus adhaerere Christo, deseramus corruptibilia. Sunt autem corruptibilia in nobis caro, delectatio, vox obnoxia passionibus corporalibus. Abr., II, 2, 2 (CSEL 32, 565-566): Cognati sunt animae nostrae corporis sensus. Dividitur enim in duo anima nostra: in id quod est rationabile, et in id quod est irrationabile. In eo autem quod est irrationabile, sensus sunt: ergo cognati sunt partis rationabilis, hoc est, mentis. Tertullien . De anima 16, 1 (PL 2, 672A). Можно обратится к цитатам, которые собрал Г. Мадек на стр. 349-398. A.-G. Hamman . Introduction// Ambroise de Milan . Abraham. PDF. T. 74. P. 25-26. Abr., II, 2, 2 (CSEL 32, 565-566): Domus mentis prolativum est verbum. Sicut enim pater familias habitat in domo sua, et in potestate habet quemadmodum regat domum suam: ita etiam mens in sermonibus nostris habitat, et gubernat verba nostra, et vis ejus ac disciplina in sermone elucet. Ut bonus paterfamilias a primo vestibulo domus aestimatur: ita etiam de sermonibus nostris mens nostra perpenditur. Quaest. Gen. , III, 43. OPA . T. 34. P. 99-101. Abr., II, 1, 3 (CSEL 32/2, II, 566-567): Mortuo etenim homine, caro corrumpitur, sensus pereunt, vox amittitur, remanet mens immortalis, incorpoream vitam recipiens. Unde in alteram terram vocatur plenam beatitudine, ubi non falsa pro veris, sicut in hac vita: sed vivam rerum cernat substantiam; eo quod excussa corporis, et sensuum, et vocis nebulosa quadam imagine, corruptibilem caliginem deponat, et revelata facie beatae vitae gratiam lustret obtutu.

http://bogoslov.ru/article/791027

375 Букв.: «Он знал, что из низкого [места] обычно быстрее [можно] достигнуть неба». Пруденций обыгрывает два значения слова humilis – «низкий» и «смиренный», – увязывая их с распятием Петра вниз головой. 379 См.: Lampe P. Traces of Peter Veneration in Roman Archaeology. P. 274–284; Mazzoleni D. Pietro e Paolo nellepigrafia Cristiana; Bisconti F. La memoria apostolorum. – Liverani P. La basilica di San Pietro in Vaticano. P. 55. 383 Ghetti А. В. М., Ferrua A., Josi E., Kirschbaum E. Esplorazioni sotto la confessione di San Pietro in Vaticano. 385 Такой перевод предложен в кн.: Guarducci М. La tomba di San Pietro. P. 94–95. Учитывая, что сохранилась лишь часть надписи, возможны другие варианты перевода. 386 Подробности об этой стадии раскопок см. в: Walsh J. Е. The Bones of St Peter. P. 103–127. См. также: Bockmuehl M. Simon Peter in Scripture and Memory. P. 148–149; Bisseil T. Apostle. P. 129–173. 388 Катехизис Католической Церкви 880–882 (кавычки в тексте и сноски на документы, из которых он состоит, опущены при цитировании). 393 Он же. Письмо 47, к Корнелию о Фортунате и Фелициссиме, или против еретиков. Рус. пер. С. 265 (в русском переводе – письмо 47). 395 Он же. Письмо 70, к Януарию и прочим епископам нумидийским о крещении еретиков (CSEL 3, 769). Рус. пер. С. 324 (в русском переводе – письмо 57). 397 Евхаристическая экклезиология – направление в экклезиологии, исходящее из представления о Евхаристии как главном критерии единства и идентичности Церкви. 400 Иероним. Письмо 97, к Паммахию и Маркелле (CSEL 55, 184); Рус. пер. С. 382 (в русском переводе – письмо 81); Письмо 15, папе Дамасу (CSEL 54, 63–64). Рус. пер. С. 44; Письмо 16, папе Дамасу (CSEL 54, 69). Рус. пер. С. 49. 403 Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста 65, 1 (PG 58, 535). Рус. пер. С. 553. 407 Комментарий Оригена на книгу Бытия сохранился лишь фрагментарно. В частности, приводимая Евсевием цитата из 3-й книги комментария нигде более не засвидетельствована (CPG. No. 1410. – Vol. 1. P. 141–142).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Мн. африкан. мученики объединены в группы по месту их происхождения. Так, в К. к. упоминаются дружины мучеников из городов Тимида-Регия (пам. 31 мая), Максула-Радес (пам. 22 июля), Масса-Кандида (пам. 18 авг.), Сциллийские мученики (пам. 17 июля), Тубурбские (пам. 30 июля), Волитанские (пам. 17 окт.), «Капитанские» (вернее, Капситанские; пам. в нач. нояб.), «Эроненские» (пам. 11 дек.), «Рубрские» (вернее, Рубикарские или Русубикарские; пам. 17 янв.), Тертулльские и Фикарийские (пам. 19 янв.), Картеннские мученики (пам. 2 февр.) и т. д. Нек-рые из этих дружин неизвестны по др. источникам, напр. «Эроненские» и Тертулльские мученики. Мученики из г. Вага (пам. 29 окт.) - единственная группа святых, пострадавших в IV в., во время раскола донатистов. Многие из этих дружин (напр., мученики из городов Максула-Радес, Масса-Кандида или Картенны) упоминаются только в проповедях блж. Августина (Ibid. 283, 306//PL. 38. Col. 1286-1288, 1400-1405) или в каталоге его сочинений свт. Поссидия , еп. Каламского ( Possidius Calamensis. Indiculus Librorum, Tractatum et Epistolorum St. Augustini Hipponensis episcopi. 9//PL. 46. Col. 19). В К. к. встречаются и одиночные памяти святых, сведения о к-рых содержатся только в произведениях блж. Августина: мучеников Катулина (пам. 15 июля; Ibidem), Квадрата (пам. 20 авг.; Ibidem), Агелея или Агилея (пам. 25 янв.; Ibidem), сщмч. Сальвия , еп. Мембрессы (пам. 11 янв.; Ibid. 3, 10//PL. 46. Col. 8, 20). Др. святые из К. к. известны только из переписки сщмч. Киприана Карфагенского, это мученики Маппалик (пам. 19 апр.; Cypr. Carth. Ep. 10, 22, 27//CSEL. T. 3. Pars 2. P. 492, 534, 541-544), Фелициан (пам. 29 окт.; Ibid. 59//CSEL. T. 3. Pars. 2. P. 677), Лукиан (пам. 1 февр.; Ibid. 23//CSEL. T. 3. Pars. 2. P. 536), свт. Немесиан, еп. Тубун в Нумидии (дата памяти частично стерта, между 17 и 25 дек.; Ibid. 76, 77//CSEL. T. 3. Pars. 2. P. 827-836), и др. Оба автора сообщают о мучениках Касте и Емилии (пам. 22 мая; Cypr. Carth. De lapsis. 13//PL. 4. Col. 476; Aug. Serm. 285//PL. 38. Col. 1293-1297). Почитание нек-рых из этих святых, напр. мч. Маппалика, впоследствии получило распространение в др. Церквах Запада, их памяти вошли в лат. календари и Мартирологи. В значительной степени этому способствовали авторы каролингских Мартирологов, в первую очередь Адон Вьеннский, который добавлял к памятям африкан. святых, взятых из Мартиролога блж. Иеронима, сведения из сочинений блж. Августина и сщмч. Киприана, т. о. составляя небольшие сказания. Однако большинство упомянутых в К. к. африкан. святых остаются практически неизвестными. В лучшем случае они упомянуты без к.-л. пояснений под аналогичными датами в Мартирологе блж. Иеронима.

http://pravenc.ru/text/1681211.html

В копт. Житии прп. аввы Писентия (VII в.) болеющий монах сравнивается с Иовом; он говорит, что страдание попускается праведнику Богом, чтобы явить его праведность ( Amelineau E. Etude sur le christianisme en Egypte au 7ème siècle. P., 1887. P. 92-93, 104-105). Чаще других авторов использовал И. к. прп. Иоанн Кассиан Римлянин . Наиболее подробно прп. Иоанн Кассиан рассматривает добродетели Иова в толковании первых 2 глав И. к. ( Ioan. Cassian. Collat. 6. 10-11). В основном он упоминает слова из И. к. о греховности всех людей (Ibid. 6. 14; 23. 8), о постоянном искушении человека, об опасности отпадения и о необходимости благодатной помощи Божией (Ibid. 2. 13; 4. 6; 5. 4; 7. 6; 12. 6; 13. 14; 23. 5; Idem. De inst. coenob. 5. 22). Латинские авторы I. Комментарии. На основе толкования Оригена было составлено сохранившееся только во фрагментах толкование на И. к. свт. Илария Пиктавийского ( Hilar. Pict. Ex Tractalibus in Job//PL. 10. Col. 723-724; CSEL. 65. P. 229-231). Свт. Амвросию принадлежат 4 гомилии, в которых он сопоставляет образы Иова и Давида с этической т. зр. (PL. 14. Col. 793-850; CSEL. 32/2. P. 211-296). Блж. Августин ок. 400 г. составил «Примечания к Книге Иова» (Adnotationum in Job) (PL. 34. Col. 825-886; CSEL. 28/3. P. 509-628). К образу Иова он многократно обращался в проповедях (одну из них посвятил объяснению Иов 1. 6 - Aug. Sermo XII de eo quod scriptum est in Job. I 6//PL. 38. Col. 100-106). С пелагианскими спорами связано толкование на И. к. Юлиана Экланского (386-454), который пытался полемизировать с блж. Августином, опираясь в т. ч. на труды вост. отцов (изд.: PLS. Vol. 1. Col. 1573-1679; Iuliani Aeclanensis Expositio libri Iob/Ed. L. De Coninck. Turnhout, 1977. (CCSL; 88)). Под именем блж. Иеронима сохранилось толкование на И. к. одного из его учеников, вероятно пресв. Филиппа ( Hieron. Commentarii in librum Job//PL. 26. Col. 619-802). Ему приписывается еще одно толкование ( Idem. Expositio interlinearis libri Job//PL. 23. Col. 1402-1470). Самым значимым из святоотеческих лат.

http://pravenc.ru/text/578206.html

Abr., I, 2, 3 (CSEL 32/2, II, 503): Itaque cujusmodi fuerit in eo viro devotio, consideremus. Ea enim virtus ordine prima est, quae est fundamentum caeterarum: meritoque hanc ab eo primam exegit Deus dicens: Exi de terra tua, et de cognatione tua, et de domo patris tui (Gen. XII, 1). Satis fuerat dixisse de terra tua. Ibi enim erat exire de cognatione, exire de paterna domo: sed ideo addidit singula, ut ejus affectum probaret ne forte aut imprudentem cepisse videretur, aut fraus aliqua mandatis pararetur coelestibus... Tentatur ut fortis, incitatur ut fidelis, provocatur ut justus, meritoque exivit quemadmodum locutus est illi Dominus. Decal. , 52. OPA. T. 23. P. 67. Abr. , 60. OPA. Т. 20. P. 49. Off ., 1, 24, 107 (PL 16, 55C-56A): Primum ipse pater Abraham, qui ad magisterium futurae successionis informatus et instructus est, jussus, exire de terra sua, et de cognatione sua, et de domo patris sui (Gen. XII, 1 et seq.); nonne multiplicatae necessitudinis praestrictus affectu, tamen appetitum rationi obedientem praebuit? Quem enim terrae suae, cognationis, domus quoque propriae gratia non delectaret? Et hunc ergo mulcebat suorum suavitas, sed imperii coelestis et remunerationis aeternae consideratio movebat amplius. Nonne considerabat uxorem imbecillem ad labores, teneram ad injurias, decoram ad incentiva insolentium, sine summo non posse duci periculo? Et tamen subire omnia, quam excusare consultius dijudicavit. Ps ., I, 22 (CSEL 64/6, 16-17): Abraham Chaldaeus fuit, sed fugit a Chaldaeis, et ante Legem; tu sub Lege natus es, fuge ab impiis. Ille haereditatem patrum respuit, ut fidei possideret; tu successionem corporis derelinque, hereditatem devotionis acquire. Ps ., XXXVII, 24 (CSEL 64/6, 154): Abundant nobis divinarum testimonia scripturarum, quibus instruimur nihil esse in homine pretiosius fide, nullum tantum esse patrimonium, quod salutis nostrae atque animae pretio conferatur. Fide Abraham patriam suam reliquit (Gen. XII, 4 et seq.), et terram, et proximos etiam quos videbat, et eum quem non videbat, tanquam aspiciens sequebatur.

http://bogoslov.ru/article/791027

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010