716 См. Тертуллиан, Apol., 40–41; Ad nat., I.9; Ad Scap., 3. См. также Арнобий, Adv. Nat. I; Лактанций, Div. Instit., V.4.3. 725 Однако в рукописи 359 г. этот трактат идет после De unitate, что может означать, что он был написан не во время спора о крещении еретиков, а вовремя расколов в Карфагене и Риме в 251–252 гг. (см. Koch H. Cyprianische Untersuchungen. Bonn, 1926. S. 132–36). 727 Некоторые исследователи относят время написания этого трактата к весне 253 г., когда Церкви угрожало гонение Требониана Галла (см. Koch. Op.cit. S. 149–183). 729 Издания: PL Т. 3, 699–838; 851–862; 972–976; 990–998; 1013–1019; 1021–1034;1036–1044; 1046–1051; Т. 4, 224–438; CSEL 3.2; CCSL 3В. 2–3. Другие издания: Bayard L. St. Cyprien. Correspondance. Paris, 1925; Verges J. –Bellpuig M.T. Epistolari. Barcelona, 1931. Vol. I–II. 730 В PL и в русском переводе (Творения св. Киприана, епископа Карфагенского. М., 1999) в число писем (письмо 1) включено послание к Донату (см. выше). 731 В этом разделе порядковые номера писем свт. Киприана указываются по: Quasten J. Patrology. Westminster, 1986 Vol. II. P. 365–366; в остальных разделах – по PL. Соответствие нумерации PL, CCSL и русского перевода см. в Приложении 2. 732 М. Bévenot приписывает свт. Киприану еще одно небольшое письмо Epistola ad Silvanum et Donationum («Письмо к Силуану и Донациану», CPL 52; Bull. John Rylands Library, 28 (1944). P. 76–82), но в подлинности его есть сомнения. 733 См. CPL 57–67; PL 4, 779–804; 819–972; 1153–1158; Quasten. Op. cit. Vol. II. P. 367–373; Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского. М., 1999. С. 70–73. 734 Это ни что иное, как предисловие к латинскому переводу Диспута Ясона с Паписком, принадлежащего греческому апологету II в. Аристону из Пеллы. 737 В своем раннем сочинении свт. Киприан называет Христа Св. Духом (De idol, vanit., 11), в чем сказывается свойственный латинским богословам бинитаризм. См. выше, глава II § 2.3.2. 739 Nam, cum corpus е terra et spiritum possideamus e caelo, ipsi terra et caelum sumus. Свт. Киприан, подобно свт. Иринею Лионскому , понимает под дыханием жизни (flatus vitae), которое Бог вдунул в Адама, не душу, а Св. Дух (Ер.74.7). Что касается происхождения остальных людей, то свт. Киприан, по-видимому, придерживался точки зрения креационизма: человек творится непосредственно Богом в утробе матери (qui (sc. homo) semel in utero Dei manibus formatus est, Ep. 59.2).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

81 Подразумевается Севириан Гавальский (ум. после 408), но процитированный фрагмент входит в книгу «О воплощении Бога Слова и против ариан», надписанную именем свт. Афанасия Александрийского , которая в настоящее время считается сочинением Маркелла Анкирского (ум. ок. 374) (Marcellus Ancyranus. De incarnatione et contra Arianos (CPG 2806). Cap. 8//PG 26, 996 A). Интересно, что на месте слов «от Девы Марии» в печатном издании этого сочинения Псевдо-Афанасия стоит «от Девы Богородицы Марии» (Loon 2009. P. 435. Примеч. 73), хотя можно быть уверенным, что в данном контексте святитель не преминул бы возможностью лишний раз употребить термин «Богородица». Как и сочинение Севериана Гавальского, этот отрывок цитируется и у Тимофея Элура (Ter-Mekerttschian, Ter-Minassiantz 1908.S. 28). 82 Vitalis apollinarista. De fide (CPG 3705)//Lietzmann 1904. S. 273. Этот текст, сохранившийся по-гречески только у свт. Кирилла Александрийского , отождествляется в настоящее время с исповеданием веры, которое Виталий II, патриарх Антиохийский (ум. ок. 375), представил святому папе Дамасу I (Du Manoir 1944. P. 475). Виталий был православным, но позднее стал приверженцем Аполлинария Лаодикийского. По свидетельству свт. Григория Богослова , его исповедание веры было одобрено святым папой Дамасом и самим свт. Григорием, но позднее, ввиду открывшейся приверженности Виталия к аполлинаризму, он был осужден папой (Gregorius Nazianzenus. Epistula 102, 5–16//Gallay 1974. P., 1974. P. 72–78). В армянском переводе цитируется у Тимофея Элура (Ter-Mekerttschian, Ter-Minassiantz 1908. S. 7:191) и в упомянутой антологии «Печать веры» (Lebon 1929. P. 30), причем и там и там автор сочинения назван «Виталием, архиеп. Римским» (CPG 3705). 84 Theophilus Alexandrinus. Epistula fest. 16 (CPG 2585). Знаменитое пасхальное послание 401 г. архиеп. Феофила Александрийского, направленное против оригенистов. По-гречески оно сохранилось лишь фрагментарно, но имеется его полный латинский перевод, выполненный блж. Иеронимом (Hieronimus. Epistula 96//S. Eusebii Hieronymi opera (Sect. I pars II). Epistularum pars II (Leipzig, 1912. P. 159–181 (CSEL 55)). Этот фрагмент также приводится Тимофеем Элуром (Ter-Mekerttschian, Ter-Minassiantz 1908. S. 30).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

978 См. Verhoeven. 1948. S. 55; Prestige. 1969. P. 106; Moreschini, Norelli. 2005. Vol. 1. P. 237. Обратной концепции влияния Тертуллиана на Ипполита придерживался, в частности, Э. Эванс (Evans. 1948. P. 23–24). 979 См. Kroymann E. Introduction//Tertulliani Opera. II.2. CSEL. Vol. 47). Vienne, 1906. P. xvii-xix. 984 Contra Noet. 7.1; 14.2; Philosophum. X 33.1–2. По мнению Дж. Престиджа, термин πρ σωπον у Ипполита означает внешнее «проявление» или «представление» (Prestige. 1969. P. 107). Если это действительно так, здесь мы имеем еще одно отличие доктрины Ипполита от Тертуллиана , у которого термин persona означает «конкретное индивидуальное существо» (см. выше). Напротив, Э. Эванс полагает, что термин πρ σωπον у Ипполита является ничем иным, как переводом тертуллиановского термина persona, что делало уже ненужным описательные выражения апологетов, типа «иной и иной» (Evans. 1948. P. 24). 992 По мнению Дж. Престиджа, хотя в понятии «икономия» у Ипполита присутствует идея «функциональной активности» Лиц Троицы; однако, по его мнению, первичный смысл этого понятия заключается в «скоординированном различии в бытии Божества» (Prestige. 1969. P. 107). Он также приводит ряд примеров из трактата Ипполита (см. Ibid. P. 108–111), показывающих (на наш взгляд, не без натяжки), что «таинство икономии» ( μυστ ριον οκονομας, Hippol. Contra Noet. 4.5–7) у него, как и у Тертуллиана , означает вечное отношение между Отцом и Логосом. 993 Отметим, что Ипполит прямо нигде не называет Дух «лицом». Это же будет характерной чертой пневматологии римского теолога Новациана (см. ниже). 998 О монархианстве см. Болотов. 1994. Т. 2. С. 305–320; Bethune-Baker. 1903. P. 96; Evans. 1948. P. 6–18; Harnack. 1961. Vol. 3. P. 13–14. 999 См. Болотов. 1994. Т. 2. С. 309–320; Bethune-Baker. 1903. P. 97–98; 102–106; Harnack. 1961. Vol. 3. P. 51–73. Другим примером монархианской тенденции в латинской патристике III века может служить практически неразвитое тринитарное учение Коммодиана, латинского христианского поэта, жившего, предположительно, в Карфагене в середине III в. (см. Commod. Carm. 91–94, 277–278; 363–366; подробнее см. Jacobi J. L. Kommodianus und die altkirchliche Trinitätslehre//Deutsche Zeitschrift für christliche Wissenschaft und christlichen Leben, 4 (1853). S. 203–209; Daniélou. 1978. P. 101–102; Patrology. Vol. IV. 1986. P. 263; Фокин. 2005. С. 242–243).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

[iiiiiiiii] «Благодать Духа уста его употребила для предсказания о будущем, хотя и не коснулась скверного его сердца. Сила Духа устроила так, что и из лукавого сердца произошли слова, заключающие дивное пророчество» (блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие. М., 1993, т.2, с. 444). [jjjjjjjjj] PL 43, 695 или CSEL vol. 53, p. 164. «Таинства по блаж. Августину совершаются и в расколе, и Таинствами этими низводится Божественная благодать, но в расколе она не спасает. Действительность таинств, совершаемых у схизматиков, означает для Августина непрерванность связей с Церковью. Он прямо утверждает, что в таинствах раскольников действует Церковь: “Одних чад Церковь рождает сама, от своего чрева, а других она рождает от чрева служанки” – и именно потому значимо схизматическое крещение, что совершает его Церковь» (Вопрос о границах Церкви в русском православном богословии. Приложение//Доклад Председателя Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Цекрви митрополита Минского и Слуцкого Филарета. М., 2000, с. 9. [kkkkkkkkk] Непонятно, правда, что св. Иларион, со всем своим согласием цитировавший слова Августина «все отделившиеся от Церкви не имеют любви (Архиеп. Иларион (Троицкий). Христианства нет без Церкви. Монреаль, 1986, С. 42; Архиеп. Иларион (Троицкий). Очерки из истории догмата о Церкви. М., 1997, С. 540) пишет Р. Гардинеру, секретарю экуменической комиссии, готовящей всемирную христианскую конференцию: „я не мог не заметить того духа любви и смирения, которым проникнуты ваши издания“ (Единство Церкви и всемирная конференция христианства//Христианства нет без Церкви. с. 73). [lllllllll] архиепископ Виталий (Устинов). Доклад на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви за рубежом (1967 г.) (архиеп. Виталий. Экуменизм. Монреаль, 1989, сс. 16-17). Для сравнения: «В существенном или главном все христианские исповедания совпадают друг с другом… различия христианских вероисповеданий, даже догматические, несущественны и преувеличены» (св. Иларион (Троицкий).

http://predanie.ru/book/71831-vyzov-ekum...

[v6] «Благодать Духа уста его употребила для предсказания о будущем, хотя и не коснулась скверного его сердца. Сила Духа устроила так, что и из лукавого сердца произошли слова, заключающие дивное пророчество» (блаж. Феофилакт Болгарский . Толкование на Евангелие. М., 1993, т.2, с. 444). [v7] PL 43, 695 или CSEL vol. 53, p. 164. «Таинства по блаж. Августину совершаются и в расколе, и Таинствами этими низводится Божественная благодать, но в расколе она не спасает. Действительность таинств, совершаемых у схизматиков, означает для Августина непрерванность связей с Церковью. Он прямо утверждает, что в таинствах раскольников действует Церковь: “Одних чад Церковь рождает сама, от своего чрева, а других она рождает от чрева служанки” – и именно потому значимо схизматическое крещение, что совершает его Церковь» (Вопрос о границах Церкви в русском православном богословии. Приложение//Доклад Председателя Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви митрополита Минского и Слуцкого Филарета. М., 2000, с. 9. [v8] Непонятно, правда, что св. Иларион, со всем своим согласием цитировавший слова Августина «все отделившиеся от Церкви не имеют любви (Архиеп. Иларион (Троицкий). Христианства нет без Церкви. Монреаль, 1986, С. 42; Архиеп. Иларион (Троицкий). Очерки из истории догмата о Церкви. М., 1997, С. 540) пишет Р. Гардинеру, секретарю экуменической комиссии, готовящей всемирную христианскую конференцию: „я не мог не заметить того духа любви и смирения, которым проникнуты ваши издания“ (Единство Церкви и всемирная конференция христианства//Христианства нет без Церкви. с. 73). [v9] архиепископ Виталий (Устинов). Доклад на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви за рубежом (1967 г.) (архиеп. Виталий. Экуменизм. Монреаль, 1989, сс. 16–17). Для сравнения: «В существенном или главном все христианские исповедания совпадают друг с другом… различия христианских вероисповеданий, даже догматические, несущественны и преувеличены» (св. Иларион (Троицкий). Христианства нет без Церкви.

http://azbyka.ru/vyzov-ekumenizma/11

На этом примере, надеюсь, вы можете убедиться, что изложенное мною учение о единстве Церкви и о единстве благодатной жизни служит делу христианского единения, а не разделения. Выше всего поставляется единение с Церковью, прилепление к живому Телу единой Христовой Церкви. Для прилепляющегося к Церкви не должно быть важно, кем он был; для него важно и спасительно, что он, соединяясь с Церковью, становится членом Тела Христова. Итак, не будем закрывать глаза на печальную действительность, не будем бояться признать, что мы не принадлежим вместе к единой Христовой Церкви! Говорить о единении и ради этого уничтожать и помрачать идею единой Христовой Церкви - будет ли это полезно для самого дела единения? Зачем строить здание на песке, когда есть надежная и несокрушимая скала единой Христовой Церкви? Нам суждено жить во время великих мировых событий. Вавилонская башня культуры сама рассыпается. Не войдут ли в близком будущем новые камни в таинственное здание единой Христовой Церкви? О, если бы было так! Если бы печаль вражды и кровопролития сменилась радостью на Небе и на земле об умножении чад единой истинной Церкви! Молюсь Богу, чтобы он даровал мне, молодому, дожить до того времени, когда будем мы с Вами в единой Христовой Церкви и на разных полушариях нашей планеты причащаться от Единого Хлеба. Января 18, 1917 года, день святителей Афанасия и Кирилла Александрийских   notes Примечания 1 Robert H. Gardiner. παγκσμιος συνλευσις του Χριστιανισμου και η εν Αμερικη προς την θρησκευτικην εντητα κνησις. Εν Αλεξνδρεια, 1915. Sel.27(347). 2 R.H. Gardiner. L " union des Eglises et l initiative americane de la " World Conferense " . Bern, 1916. P.73. 3 Прот. П.Я. Светлов. Христианское вероучение в апологетическом изложении. 3-е изд. Киев, 1910. Т.1. С.208-209. 4 Свщм. Киприан Карфагенский. О единстве Церкви. Гл.14. Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum (далее CSEL). 3. P.233; Творения. Ч.1. Киев, 1891. С.189. 5 Epist. 43,24. P.642; Там же. С.233; Epist. 42,1. P.617; там же.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Повесть… с. 128. Повесть… сс. 116–117. Повесть… с. 133. CSEL vol. 53, p. 164. 472 Прот. Николай Афанасьев. Una Sancta//Православная община. 34. М.,1996, С. 77. Русиинформ. Вызов экуменизма?//Русский вестник. М., 1998. См.: Карташев А. В . Очерки по истории Русской Церкви: В 2 т. М., 1991. Т.1. С. 360, 377 и 382. Губанов В . Вертоград или пещера разбойников?//Русский вестник. М., 1998. Архиеп. Иларион (Троицкий). Христианства нет без Церкви. Монреаль, 1986, С. 13. Архимандрит Рафаил . Указ. соч. С. 85. Хомяков А. С . Церковь одна//Сочинения. Т.2. Сочинения богословские. Прага, 1867, с. 4. Архимандрит Рафаил. Указ. соч. с.55. Архимандрит Рафаил. Указ. соч. с.63. Архимандрит Рафаил. Указ. соч. с. 63–64. Архимандрит Рафаил. Указ. соч. с. 72–73. 483 Цит. по:Кутепов Н. Раскол донатистов. Казань, 1884, с. 2–3. Архимандрит Рафаил . Указ. соч. С. 31. Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 4, М., 1994, с. 564. . св. Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе//Богословские труды. Вып. 32, М., 1996, с.287. митр. Сурожский Антоний. Размышления по поводу «Недоумений верующих»//Беседы о вере и Церкви.М., 1991, с. 272. Архиеп. Иларион (Троицкий). Очерки из истории догмата о Церкви. М., 1997, с. 541. Синодальнаго члена, Выссокопросвященнейшаго Филарета, митрополита Московского изъяснение о проклятии, положенном от собора 1667 года//Прибавление к изданию творений Святых Отцов в русском переводе. Ч. 14. М., 1855, С. 29. Цит. по: Суттнер Э. Х. Исторические этапы взаимных отношений Церквей Востока и Запада. М., 1998, с. 20. О том, как горе горькое-горе злющее с колдуном-вещуном поссорилось//Сергиев Посад. Православно-патриотический вестник. 16, 2001. Архимандрит Рафаил. Указ. соч. с. 56. Прот. Ливерий Воронов. Конфессионализм и экуменизм//Журнал Московской Патриархии, 1968, с. 60. Горичева Т. Об обновленчестве, экуменизме и «политграмотности» верующих. СПб., 1997, с. 43. цит. по: иеромон. Дамаскин (Христенсен). Не от мира сего. Жизнь и учение иеромонаха Серафима (Роуза) Платинского. М., 1995, с. 767.

http://azbyka.ru/vyzov-ekumenizma?full_t...

Повесть… с. 128. Повесть… сс. 116–117. Повесть… с. 133. CSEL vol. 53, p. 164. 472 Прот. Николай Афанасьев. Una Sancta//Православная община. 34. М.,1996, С. 77. Русиинформ. Вызов экуменизма?//Русский вестник. М., 1998. См.: Карташев А. В . Очерки по истории Русской Церкви: В 2 т. М., 1991. Т.1. С. 360, 377 и 382. Губанов В . Вертоград или пещера разбойников?//Русский вестник. М., 1998. Архиеп. Иларион (Троицкий). Христианства нет без Церкви. Монреаль, 1986, С. 13. Архимандрит Рафаил . Указ. соч. С. 85. Хомяков А. С . Церковь одна//Сочинения. Т.2. Сочинения богословские. Прага, 1867, с. 4. Архимандрит Рафаил. Указ. соч. с.55. Архимандрит Рафаил. Указ. соч. с.63. Архимандрит Рафаил. Указ. соч. с. 63–64. Архимандрит Рафаил. Указ. соч. с. 72–73. 483 Цит. по:Кутепов Н. Раскол донатистов. Казань, 1884, с. 2–3. Архимандрит Рафаил . Указ. соч. С. 31. Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 4, М., 1994, с. 564. . св. Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе//Богословские труды. Вып. 32, М., 1996, с.287. митр. Сурожский Антоний. Размышления по поводу «Недоумений верующих»//Беседы о вере и Церкви.М., 1991, с. 272. Архиеп. Иларион (Троицкий). Очерки из истории догмата о Церкви. М., 1997, с. 541. Синодальнаго члена, Выссокопросвященнейшаго Филарета, митрополита Московского изъяснение о проклятии, положенном от собора 1667 года//Прибавление к изданию творений Святых Отцов в русском переводе. Ч. 14. М., 1855, С. 29. Цит. по: Суттнер Э. Х. Исторические этапы взаимных отношений Церквей Востока и Запада. М., 1998, с. 20. О том, как горе горькое-горе злющее с колдуном-вещуном поссорилось//Сергиев Посад. Православно-патриотический вестник. 16, 2001. Архимандрит Рафаил. Указ. соч. с. 56. Прот. Ливерий Воронов . Конфессионализм и экуменизм//Журнал Московской Патриархии, 1968, с. 60. Горичева Т. Об обновленчестве, экуменизме и «политграмотности» верующих. СПб., 1997, с. 43. цит. по: иеромон. Дамаскин (Христенсен). Не от мира сего. Жизнь и учение иеромонаха Серафима (Роуза) Платинского. М., 1995, с. 767.

http://azbyka.ru/vyzov-ekumenizma/11

После окончания работы над книгами малых пророков И. С. приступил к толкованию книг 4 великих пророков, начав с Книги пророка Даниила, комментарии на к-рую он закончил в 407 г. (Commentarii in Danielem//PL. 25. Col. 491-584; CCSL. 75A; CPL, N 588; рус. пер.: Творения. 1913. Ч. 12. С. 1-135). В предисловии И. С. защищает исторический характер личности Даниила и пророческий характер его книги от нападок неоплатоника Порфирия ( Hieron. In Dan. Col. 491), а в самом толковании, где он собрал мнения предшествующих экзегетов, таких как Климент Александрийский , Ориген, Юлий Африкан , сщмч. Ипполит Римский , Евсевий Кесарийский, останавливается лишь на трудных для понимания местах (пророчество о 70 седминах и т. п.). В 408-409 гг., побуждаемый прп. Евстохией, И. С. закончил самый большой экзегетический труд - «18 книг толкований на пророка Исаию» (Commentarii in Isaiam, или Explanationes in Esaiam//PL. 24. Col. 17-678; CCSL. 73-73A; Gryson, Deproost. 1993-1999. Vol. 1-5; CPL, N 584; рус. пер.: Творения. 1906. Ч. 7-9), в к-ром возвратился к методу подробного комментария, использованному при работе над книгами малых пророков ( Jay. L " exégèse. 1985. P. 66-67). В 411-414 гг. И. С. составил «Толкование на Книгу пророка Иезекииля» (Commentarii in Ezechielem//PL. 25. Col. 15-490; CCSL. 75. P. 3-743; CPL, N 587; рус. пер.: Творения. 1912. Ч. 10-11). Несмотря на его традиц. типологическую направленность, И. С. часто ограничивается историческим объяснением, как, напр., в случае с видением поля с воскресшими костями (Иез 37. 1-14), к-рое он считает пророчеством о буд. национальном восстановлении Израиля после возвращения из вавилонского плена (In Ezech. Col. 349). В нач. 415 г. И. С. приступил к «Толкованию на Книгу пророка Иеремии», однако успел написать лишь 6 книг (Иер 1-32) (Commentarii in Jeremiam//PL. 24. Col. 679-900; CSEL. 59=CCSL. 74; CPL, N 586; рус. пер.: Творения. 1905. Ч. 6. С. 175-529). По исторической направленности, точности вероучения и изобилию здравых суждений толкование сопоставимо с 2 предыдущими; в нем И. С. стремился избежать туманностей и опасностей, которые несет в себе чрезмерный аллегоризм; в толковании часто упоминаются пелагианские споры (In Jerem. Col. 797, 887 и др.).

http://pravenc.ru/text/Иероним ...

Почитание мучеников получило широкое распространение на Западе вскоре после обретения их мощей свт. Амвросием. Нек-рые исследователи видели в образе Г. и П. отражение античных Диоскуров ( Harris. 1903. P. 42-51), однако И. Делеэ , к-рый также заметил в повествовании об обретении мощей Г. и П. присутствие языческих мотивов, не поддержал эту точку зрения (Ibid. P. 73-75; Idem. Castor et Pollux dans les Légendes hagiographiques//AnBoll. 1904. Vol. 23. P. 427-432). В третью годовщину обретения мощей Г. и П. (389 г.) свт. Амвросий произнес проповедь-изъяснение 118-го псалма. Ссылаясь на отрывок из Евангелия от Матфея (Мф 10. 16), читаемый в этот день во время мессы, он уподобил Г. и П. двум «добрым змеям» (boni serpentes) ( Ambros. Meriol. Expl. ps. 118//CSEL. 62. P. 116). Сохранился гимн «Grates tibi, Iesu, novas» в честь Г. и П., положенный на ноты, авторство к-рого приписывалось свт. Амвросию, однако совр. исследователи ставят под сомнение данную атрибуцию ( Rimoldi A. Gervais et Protais//DHGE. Т. 20. Col. 1073). Св. Эннодий, еп. Тицинский (Павийский) ( 521), посвятил Н. поэму ( Ennod. Tic. Carm. I 18), в к-рой использовал сведения о святом из Мученичества (BHL, N 6039); только в этих 2 произведениях Н. сравнивается с земледельцем (стихи 23-25 поэмы; BHL, N 6039: Mombritius B. Sanctuarium seu Vitae sanctorum. P., 19102. Vol. 2. P. 329), что, по мнению Дзанетти, является доказательством древности Мученичества. В то же время Эннодий не упоминает К., Г. и П.; согласно данному тексту, именно Н. открыл свт. Амвросию место, где покоятся его мощи, тогда как во всех Мученичествах говорится, что святитель узнал об останках святых благодаря божественному откровению ( Zanetti. 1979. P. 71). В Италии В Милане день памяти святых отмечался в разных местах (базилика св. Амвросия (Сант-Амброджо) - Г. и П., базилика св. Апостолов - Н., пригородный сад Милана - К.). Ок. 835 г., во время капитальных ремонтных работ в Сант-Амброджо, киворий (алтарная сень) над могилами свт. Амвросия, Г. и П. был украшен позолоченным алтарем работы Вольвиния; архиеп. Ангильберт II переложил останки свт. Амвросия, Г. и П. в порфировую урну, поставленную на 2 пустых саркофага, в которых раньше покоились их мощи. 13 янв. 1864 г. урна и саркофаги были вновь обретены во время зондирования вокруг и под главным алтарем. Урну вскрыли только в 1871 г. по приказу архиеп. Луижди Назари ди Калабиана; она была заполнена на 2/3 прозрачной водой, и в ней находились 3 мужских скелета, размерами 163 (Амвросий), 180 и 181 см (Г. и П.). После известия о нахождении мощей 5 других городов Италии заявили, что и у них с давнего времени хранятся останки Г. и П. 14 мая 1874 г. мощи Амвросия, Г. и П. были положены в драгоценную урну (отреставрирована в 1974).

http://pravenc.ru/text/2564630.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010