1488 Афоризм приводится: Ер. 125, 20, ср.: CSEL 56, 142; а также: Ер. 52, 5; Ер. 58, 2; Ер. 120, 1; nom. in Luc 16, 31, ср.: Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. T. 54, p. 422, 529, 478, «Corpus Christianorum». Vol. 78. P. 514; см. также: Grégoire R. 1) L’adage ascetique «nudus nudum Christum sequi»//Studi storici in onore di Ottorino Bertolini. Pisa, 1972. Vol. 1. P. 395−409; 2) Nudité//Dictionnaire de spiritualité. 1981. Fasc. 72/73. Col. 508−513. 1490 Rosati F. Chiesadi San Francesco in Gubbio nella storia e nell’arte. Gubbio, 1983. P. 48−49; Todini F. La pittura umbra: Dal Duecento al primo Cinquecento. Milano, 1989. Vol. 1. P. 342. 1491 «...монахи-францисканцы (...) по образу первоначальной церкви живут (...) днём входят в города и земли и деятельно к тому применяются, дабы других привлечь ко Господу; ночью же в скиты возвращаются или в место уединённое, дабы созерцанию предаться» (Fonti francescane. Assisi, 1978. P. 1907, сн. 2206). 1492 Желателен указатель отшельнических центров Умбрии. Довольно скромная литература до сих пор обращала особое внимание на отшельничество францисканского толка, о нём см.: Prime manifestazioni di vita comunitaria maschile e femminile nel movimento francescano della penitenza (1215−1447): Atti del Convegnodi studi francescani, Assisi 30 giugno–2 luglio 1981. Roma, 1982, а также: Nicotini U. L’eremitismo francescano umbro nei secoli XIII–XVI//Analecta TOR. 1979. Vol. 131. P. 425−472; Casagrande О. 1) Presenza i fraticelli nell’area di Bettona//Archivum franciscanum historicum. 1981. Vol. 74. P. 320−327; 2) Religiosità penitenziale e città. P. 17−74; Sensi M. Le osservanze francescane nell’Italia centrale. P. 75−96, 137170. Относительно отшельничества по правилу св. Августина ограничусь упоминанием центров Перуджи (см.: Oliger L. Acta inquisitoris Umbriae fr. Angeli de Assisio contra stigmata s. Francisci negantem contra fraticellos aliosque, a. 1361//Archivum franciscanum historicum. 1931. Vol. 24. P. 63−90; Marinelli B. Santa Maria Novella in Perugia e le origini della Congregazione perugina dell’ordine di S. Agostino//Analecta Augustiniana. 1992. Vol. 55. P. 289−327), Флоренции (Rano B. El monasterio de Santa Maria del Santo Sepulcro en Camporea (Florencia) y la fundacion de la orden de san Jerónimo//Yermo. 1973. Vol. 10. P. 41−68), Сиены (AA. VV. Lecceto e gli eremi agostiniani in terra di Siena. Siena, 1990), чтобы напомнить о самых значительных центрах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1799. См.: Мф.25:8–9. 1800. Слова свт. Амвросия о постепенном восхождении души к Богу исследователи связывают с влиянием или Платона, symp. 211 с (Schenkl, CSEL 32/1. P. XXXI), или Порфирия (Dörrie Н. Das fünftach geslufte Mysterium. S. 88–90). Морескини категорически не согласен с последним, видя в концепции движения души влияние Оригена, см.: Moreschini. Introduzione. P. 18–20. 1801. См.: Песн.1:2. 1802. См.: Песн.1:4. 1803. См.: Песн.3:4. 1804. См.: Мф.22:30. 1805. См.: Лк.9:58. 1806. Выше (1.1) свт. Амвросий говорит, что патриарх Исаак — это образ души тихой, смиренной и кроткой (mitis humilis atque mansuetus). 1807. См.: Откр.3:20. 1808. См.: Рим.8:29. 1809. Уже ранние христианские комментаторы интерпретировали кожаные одежды Адама и Евы как образ грешного тела. 1810. См.: Быт.3:21. 1811. Уже с самого начала (1. 1) тема «тело — темница души» является важной для гомилии, потому что только освободившаяся от тела душа может вознестись вверх и стать истинной невестой Христа. Кроме трактата «О благе смерти» свт. Амвросий развивает эту тему в Iacob 2. 9. 38; ехе. fr. 1. 73, 2. 20: exam. 6. 9. 55; Abr. 2. 6. 27: ехр. ps. 118, 4. 6; Cain et A. 2. 9. 36; parad. 12. 54; exp. Luc. 2. 59, 8. 48, 9. 29. 1812. См.: Песн.5:4: Брат мой протянул руку свою в окно. 1813. См.: 1Кор.13:12. 1814. См.: Лк.1:41–44. 1815. См.: Кол.2:12. 1816. См.: Еф.2:19. 1817. См.: Пс.136:1 1818. См.: Быт.11:9, где название «Вавилон» толкуется как «смешение»: Ибо там смешал Господь язык всей земли. 1819. В трактате «О девстве» (13. 80) повторяются цитаты и аргументация. Там же (14 92) pallium понимается как плащ, одеяние философов, «суетная мудрость», которую надо сбросить, чтобы чистым сердцем увидеть Бога. В данном кон тексте pallium — покрывало невесты, которое надо снять, чтобы увидеть совесть, внутреннее состояние души. 1820. См.: Быт.24:64– 65. 1821. См.: Мф.22:11–13. 1822. См.: 1Кор.11:10. 1823. См.: 1Пет.2:22. 1824. См.: Песн.2:16. 1825. См.: Мф.12:1 и след. 1826. См.: Втор.29:5. 1827. Это и аллюзия на Ин.19:31, но в то же время и прообраз дня Страшного Суда. И сбор плодов, о которых говорит свт. Амвросий, — это жатва или добрых дел, или грехов.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

300 Eusebius Caesariensis. Historia ecclesiastica IV, VI, 2–4//SC, 31. P. 165–166. Относительно восстания Бар-Кохбы см.: Noth M. Histoire d " Israel. Paris, 1954. P. 448–453. 303 Следует отметить, что Евсевий, чтобы подчеркнуть линию церковного преемства, предпочитает употреблять наименование Иерусалима в отношении епископской кафедры. См.: Historia ecclesiastica V, XII, 1//SC, 41. P. 41; Ibid. VII, XXVIII, 1//SC, 41. P. 212; Ibid. VII, XXXII, 29//SC, 41. P. 230. Здесь действительно речь идет о Казабане, епископе Элии (Ibid. VII, V, 1//SC, 41. P. 168–169), однако перед нами цитата, взятая из послания Дионисия Александрийского . 310 Sozomenus. Historia ecclesiastica IV, 25, PG 67,1196A. Феодорит выражает сожаление по поводу этого конфликта относительно первенства: Theodoretus Cyrrhensis. Historia ecclesiastica II, 26, 5–11//GCS, 19. P. 157–158. 311 Такое деление официально упоминается в 409 г.: СТ VII, 4, 30. Р. 322. Однако оно уже засвидетельствовано в предшествующем веке, см.: Honigmann E. Op. cit. P. 213. Note 20. 315 Fuhrmann H. Studien zur Geschichte mittellalterlicher Patriarchate//Zeitschrift der Savigny Stiftung, 70. Kanonistische Abteilung, 39. 1953. S. 112–176. Φειδας Β. Ιστορικοκανονικα προβλματα περ τν λειτουργαν το θεσμο της πενταρχας των πατριαρχν. " Αθναι, 1970. 318 Gregorius Nazianzenus. Oratio XXXIX, 19, PG 36, 357BC; Ambrosius Mediolanensis. De paenitentia//CSEL, 73. P. 119–206; Pacianus Barcilonensis. Epistula III/Ed. de Ph. H. Peyrot. Nimegue, 1896. P. 44–99. 319 Эту работу рассматривает Фотий: Bibliotheca, cod. 182, PG 103, 532–535; Ibid. Cod. 208, PG 103, 677BC; Ibid. Cod. 280, PG 104, 325–356. 320 1 прав. Лаодикийского Собора; 4 и 24 правв. св. Василия Великого //Бенешевич-1906. С. 267, 467–468, 486. Относительно церковного благословения второго брака см.: Ritzer К. Le mariage dans les Eglises chretiennes. Paris, 1977. P. 177. 321 Socrates. Historia ecclesiastica I, 10, PG 67, 100–101. Ср.: Sozomenus. Historia ecclesiastica I, 22, PG 67, 924–925. Не вызывает сомнения сочувствие Сократа ригористическим установкам новациан. См. по этому поводу: Glenn F. Chesnut. The First Christian Histories: Eusebius, Socrates, Sozomen, Theodoret and Evagrius. Paris, 1977. P. 177.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

365 Тщательное обоснование этих положений дает Johann Stufler в статье «Die Behandlung der Gefallenen zur Zeit der decischen Verfolgung». – Zeitschrift für katholische Theologie. 1907. S. 579–618. Ср. некоторые замечания у свящ. А. Молчанова: «Св. Киприан Карфагенский ». С. 330–335. См. также: Касицын Д. Ф. Расколы первых веков христианства. С. 197–200 (прибавления к творениям святых отцов. 1889. Ч. 44. С 400–403). Dölliger также признает, что снисходительная практика касательно падших известна была в Церкви и раньше св. Киприана; эту практику, по его мнению, установил Каллист, дополнивший тот эдикт, о котором говорит Тертуллиан (De pudic С. 1) и который, по мнению Döllinger’a, издал Зефирин (Hippotytus und Kallistus. S. 126–130). 366 Const. ар. II, 11, 2. Ed. Funk. P. 47, 26–30. Русский перев. С. 27. Vgl.: Achelis und Flemming. Die Syrische Didascalia. TU 25, 2. S. 80–81, 299–307. 367 Const. ap. II, 18, 3. Ed. Funk. P. 65, 24–26. Русский перев. С. 37. Ср. известное с именем Киприана сочинение «Desaleatoribus». С. 1: «quoniam in nobis divina et paterna pietas apostolatus ducatum contulit et vicariam Domini sedem caelesti dignatione ordinavit et originem authentici apostolatus super quem Christus fundavit ecclesiam in superiore nos-tro portamus, accepta simul potestate solvendi ac ligandi et curatione peccata dimittendi». CSEL 3, 3. P. 93, 1–6. О времени написания этого сочинения и об авторе см.: Harnack AChronol. IL S. 370–381. 372 Epist. 63 ad Caecil. С. 8, 9. Р. 706, 707. Ч. 1. С 392, 393. Подробно о крещении, по учению св. Киприана, см. у Poschmann’a («Die Sichtbarkeit der Kirche». S. 106 ff.). 373 Epist. 74–61 ad Pompejum. С. 7. Р. 804. Ч. 1. С. 355. Cfr.: Epist. 69–62 ad Magnum. С. 15. Р. 765. Ч. 1. С. 373. 375 Epist. 72–59 ad Stephan. С. 1. Р. 775. Ч. 1. С. 329. Подробно о сообщении даров Св. Духа при возложении рук см. у Poschmann’a, S. 115–121. Впрочем, Poschmann в этом отделе тенденциозен – оправдывает католическое учение о конфирмации. 378 Epist. 73–60 ad Iubajan С. 7. Р. 783. Ч. 1. С. 336. Cfr.: С. 9, 10. Р. 784, 785. С. 337: «В недрах единой Церкви, которой одной дано право сообщать благодать крещения (gratiam baptismi) и разрешать грехи... крещение дано одной и только одной Церкви». Sentent. 79 Clari а Masculä «Quibus (apostolis) nos successimus eadem potestate ecclesiam Domini gubernantes et credentium fidem baptizantes». P. 459. Cfr.: Sententiae epis-coporum 1. Caecilius a Biltä «Unum baptismum quod soli ecclesiae a Domino concessum est». P. 437. Cfr.: ibid. sentent. 2 Primi a Misgirpa, 14 -Theogenis ab Hippone, 20 – Privati а Sufibus, 21 – Hortensiani a Laribus. P. 437, 443, 444, 445.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

39 Hieronymus. Epistula 27. Ad Marcellam 1, 3//CSEL. 54. P. 224. Письмо датируется во временном интервале между 382 и 384 г. 40 Hušek V. The True Text: Ambrose, Jerome, and Ambrosiaster on the Variety of Biblical Versions//The Dynamics in Transmission and Reception of Canonical Texts. 2016. P. 319. 41 Подробнее см. Cain A. In Ambrosiaster " s shadow. A Critical Re-Evaluation of the last Surviving Letter Exchange between Pope Damasus and Jerome//Revue d " études augustiniennes et patristiques. 2005. Vol. 51. P. 257–277; Volgers A. Damasus» Request. Why Jerome Need to (Re-) Answer Ambrosiaster " s Questions?//Studia Patristica. 2006. Vol. 43. P. 531–536. 42 Cain A. In Ambrosiaster " s Shadow A Critical Re-Evaluation of the Last Surviving Letter Exchange Between Pope Damasus and Jerome//Revue d " études augustiniennes et patristiques. 2005. Vol. 51 (2). P. 268–272; Chadwick H. The Church in Ancient Society: From Galilee to Gregory the Great. Oxford, 2001. P. 380. (Oxford History of the Early Church). 46 Smith A. 1. The Latin Sources of the Commentary of Pelagius on the Epistle of St. Paul to the Romans//JTS. 1918. Vol. 19 (74/75). P. 167–230. 47 Например: Kannengiesser C. Handbook of Patristic Exegesis: The Bible in Ancient Christianity. Boston, 2004. Vol. 2. P. 1081; Bray G. L. Translator " s Introduction//Ambrosiaster " s Commentaries in XIII Epistulas Paulinas. Commentaries on Galatians – Philemon/transl. and. ed. by G. L. Bray. Downers Grove (IL), 2009. (Ancient Christians Texts; vol. 3). P.XV. 48 Marshall J. T. Remarkable Readings in the Epistles Found in the Palestinian Syriac Lectionary//JTS. 1904. Vol. 5 (19). P.442. 49 Mundle W. Die Exegese der paulinischen Briefe im Kommentar des Ambrosiaster. Inaugural-Dissertation zur Erlangung der Licentiatenwurde. Marburg, 1919. S. 26. 50 Schweizer E. Diodor von Tarsus als Exeget//Zeitschrift für die Neutestamentliche Wissenschaft und die Kunde der Alteren Kirche. 1941. Vol. 40. S. 73. Русский перевод диак. Сергия Пантелеева.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosiast/pro...

68 См., прежде всего: Baur F. Ch. Die Epochen der kirchlichen Geschichtsschreibung. Tübingen, 1852; Büdinger M. Die Universalhistorie im Mittelalter. Wien, 1900. 69 Вопрос об Источниковой базе «Истории» Орозия был в целом решен еще в середине XIX в. Т. Мёрнером: Mörner Th. de. Op. cit. Выводы T. Мёрнера впоследствии были использованы К. Зангемайстером при подготовке издания труда Орозия в Лейпциге: Pauli Orosii Historiarum adversum paganos libri VII. Ex rec. C. Zangemeister//CSEL. Bd. V. Leipzig, 1889. 70 О круге источников Сульпиция Севера см.: Bernays J. Op. cit. Полный анализ проблемы предложен в монографии С. Прете, вышедшей в середине XX в : Prete S. Op. cit. Р. 45–53. 71 Silomon Н. Lactanz de mortibus persecutorum//Hermes Bd. 47. Heft 2. 1912. S. 250–275; Idem. Untersuchungen zur Quellengeschichte der Kaiser Aurelian bis Constantius//Hermes. Bd. 49 1914. 72 Silomon H. Lactanz... S. 250–252. Понятие Kaisergeschichte (или Enmann " s Kaisergeschichte) было введено немецким исследователем конца XIX в. Александром Энманом: Ептапп А. Eine verlorene Geschichte der römischen Kaiser//Philologus. Suppl. Bd. 4. 1889. S. 432–460. См. об этом источнике: Barnes T. D. The Lost Kaisergeschichte and the Latin Historical Tradition//Antiquitas 4. Vo!. 9. 1970. P. 20–24; Roller K. Die Kaisergeschichte in Lactanz de mortibus persecutorum. Gießen, 1927. Из отечественных работ см., в частности: Кареев Д. В. «Бревиарий» Евтропия и проблема потерянной «Императорской истории»//Формы исторического сознания от поздней Античности до эпохи Возрождения (Исследования и тексты). Иваново, 2000 С. 26–41. 73 Одна из центральных работ, написанная в этом ключе, принадлежит Карлу Роллеру, который, проанализировав текст «О смертях преследователей», четко определил, какие отрывки сочинения принадлежат непосредственно перу Лактанция . а какие его языческому предшественнику; Roller К. Op. cit. S 10–24. 74 Было бы неверным утверждать, что па современном этане вопрос об источниках того или иного раннехристианского историка не вызывает научного интереса. Данная проблема решается как в трудах, носящих обобщающий характер (напр.. см. об источниках «Хроники» Сульниция Севера в монографии ван Анделя: Angel G. К. van. Op. cit. Р. 9–10), так и в специальных работах (Mehl A. Orosius über die Amnestie des Kaiser Claudius: ein Quellen problem//Rheinisches Museum Bd. 121. 1978. S. 185–194; Hirschberg T. Zum Gallischen Krieg des Orosius//Hermes. Zeitschrift für Klassische Philologie. Bd 119. 1991. Heft l.S. 84–93)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

CCSL=Corpus Christianorum, series latina. Turnhout. CSEL=Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Louvain. PG=Patrologiae cursus completus, series graeca/ed. J.-P. Migne. Paris. PL=Patrologiae cursus completus, series latina/ed. J.-P. Migne. Paris. PTS=Patristische Texte und Studien. Berlin. SC=Sources Chrétiennes. Paris. TU=Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur. Berlin. 2 Недавнее монументальное исследование К. Кинера, посвященное чудесам, содержит описание множества явлений, интерпретируемых как чудо в разных частях света, а также случаев одержимости и экзорцизма. См.: Keener C. S. Miracles. Vol. 1. P. 264–358; Vol. 2. P. 788–856. 9 Гегель Г. В. Ф. Жизнь Иисуса. С. 35. Парафраз слов из Евангелия от Иоанна: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его ( Ин. 1:1, 4, 5 ). 20 Achtemeier P. J. Jesus and the Miracele Tradition. P. 12. Другие ученые насчитывают 21 упоминание о чуде в Евангелии от Марка. См.: Glasswell M. E. The Use of Miracles in the Markan Gospel. P. 153. 22 Подробнее о чудесах в Евангелии от Матфея см. в: Twelftree G. H. Jesus the Miracle Worker. P. 140–143. 24 Подробнее о чудесах в Евангелии от Марка см. в: Twelftree G. H. Jesus the Miracle Worker. P. 93–100. 25 Подробнее о чудесах в Евангелии от Луки см. в: Twelftree G. H. Jesus the Miracle Worker. P. 167–188. 26 Подробнее о чудесах в Евангелии от Иоанна см. в: Kim S. S. The Miracles of Jesus according to John. P. 28–72; Keener C. S. The Gospel of John. Vol. 1. P. 251–279. 35 О значении этого термина у Марка см., в частности: Kertelge K. Die Wunder Jesu im Markusevangelium. S. 120–125. 36 Crane T. E. The Synoptics. Mark, Matthew and Luke Interpret the Gospel. P. 34–35. Ср.: O’Collins G. Jesus. P. 76. 50 См., напр.: Puig i Tàrrech. Jesus. P. 365, 371; Meier J. P. A Marginal Jew. Vol. II. P. 576–581; Klutz T. The Exorcism Stories in Luke Acts. P. 121–125; Achtemeier P. J. Jesus and the Miracele Tradition. P. 207; Blackburn B. Theios Anr and the Markan Miracle Traditions. P. 73–85; Jefferson L. M. Christ the Miracle Worker in Early Christian Art. P. 28–37.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

CSEL 57.176–214, 380–96,428–31 (текст) FaCh 30.301–32 ; 32.57–68, 99–102. (англ. пер.) Афанасий Великий : (Con. Gen.) Oratio contra gentes – PG 25.4–96 Athanasius: Contra Gentes and De Lncarnatione. Edited and translated by Robert W. Thomson. 2–133. Oxford: Clarendon Press, 1971. (текст и англ. пер.) SC 18 (текст и фр. пер.) (De Incar. Ver.) Oratio de incarnatione Verbi – PG 25.96–197 Athanasius: Contra Gentes and De Incarnatione. 134– 277. (текст и англ. пер.) SC 199 (текст и фр. пер.) (Vit. Anton.) Vita Antonii – PG 26.837–976 SC 400 (текст и фр. пер.) NPNF (2) 4.195–221 (англ. пер.) (Ex. Pss.) Expositiones in Psalmos – PG 27.60 – 545 (Con. Arian.) Orationes contra Arianes 3 – PG 26.12–468 NPNF (2) 4.306–431 (англ. пер.) (De Syn.) De synodis Armini in Italia et Seleuciae in Isauria – PG 26.681–794 NPNF (2) 4.451–80 (англ. пер.) Диодор: (Frag.) Fragmenta dogmatica Abramowski, Rudolf. ‘Der theologische Nachlaß des Diodor von Tarsus.’ ZNW 42 (1949): 19–69. (фрагменты текстов, лат. вере, сир. вере, и нем. пер.) Евагрий Понтийский : (Prac.) Practicus SC 171 (текст и фр. пер.) (Keph. Gnost.) Kephalaia gnostica Les six centuries des ‘Kephalaia gnostica’ d’Evagre le Pontique. Edited and translated by A. Guillaumont. Patrologia Orientalis 28. Paris: Firmin-Didot et Compagnie, 1958. (сир. вере, и фр. пер.) Иоанн Антиохийский: (Ер. Nes.) Epistola ad Nestorium – PG 77.1449–57 ACO 1.1.1.93–5 (текст) Festugière, ed. Ephèse et Chalcédoine. 139–43. (фр. пер.) (Ep. Cyr.) Epistola ad Cyrillum – PG 77.169–73 ACO 1.1.4.7–9 (текст) Festugière, éd. Ephèse et Chalcédoine. 474–6. (фр. пер.) (Ep. Six.) Epistola ad Xystum episcopum Romae ACO 1.1.7.158–60 (текст) (Ep. Or.) Epistola adomnes episcopos Orientis – PG 84.573–5 ACO 1.1.7.156–7 (текст) Иоанн Златоуст: (Hom. Stat.) Homiliae 21 de statuts ad populum Antiochenum habitae – PG 49.15–222 NPNF (l) 9.331–489 (англ. пер.) (Cat. 3 Bapt.) Catecheses 3 ad baptizandos SC 366 (текст и фр. пер.) ACW31 (англ. пер.) (Cat. 8 Bapt.) Catecheses 8 ad baptizandos

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/uche...

I. Греческие (CPG, N 5. S. 126-127). Евсевий ( Euseb. Hist. eccl. VI 32) и блж. Иероним ( Hieron. In Is. Praef.//CCSL. 73. P. 3) упоминают 30-томный комментарий Оригена на И. п. к., охватывающий текст до Ис 30. 6. Кроме того, блж. Иероним упоминает еще 2 книги, к-рые считаются неподлинными. От комментария (после 4 версий Гекзапл) сохранилось 3 фрагмента (CPG, N 1435): один о Христе, Сыне Божием, и 2 толкования на Ис 26. 19. Иногда предлагают видеть в Иеронимовом послании (18 B; CSEL 54. 97-103) краткое изложение комментария Оригена на Ис 6. 6-8 ( Gryson, Szmatula. 1990. P. 10, 19-20; ср.: Nautin P. Le «De Seraphim» de Jérôme et son appendice «Ad Damasum»//Roma renascens: Beiträge zur Spätantike u. Rezeptionsgeschichte. Fr./M.; N. Y., 1988. P. 279-281). Помимо этого блж. Иероним упоминает 25 гомилий Оригена на И. п. к., из к-рых сохранилось 9 (CPG, N 1437) в лат. переводе. Пять комментируют видение прор. Исаии (Ис 6), 4 - Ис 7. 10-15; 4. 1; 8. 18-20 и 10. 10-14; сюда относится критикуемое блж. Иеронимом толкование 2 серафимов как Христа и Св. Духа ( Hieron. In Is. 1. 2; «Tractatus c. Origenem de visione Isaiae» (CPG, N 2683; о критике этой гомилии блж. Иеронимом см.: Chavoutier L. Querelle origéniste et controverses trinitaires a propos du tractatus Contra Origenem de visione Isaiae//VChr. 1960. Vol. 14. P. 9-14)). Блж. Иероним сообщает ( Hieron. De vir. illustr. 81) о составлении Евсевием Кесарийским 10 книг «Толкование на пророка Исаию» (Commentarii in Isaiam; CPG, N 3468). Значительная часть, сохранившаяся в катенах, была опубликована в «Патрологии» Миня (PG. 24. Col. 89-526), однако ее принадлежность Евсевию оспаривалась. В 30-х гг. ХХ в. А. Мёле обнаружил, что комментарий Евсевия на И. п. к. почти целиком записан на полях одного флорентийского манускрипта ( M ö hle A. Der Jesaiakommentar des Eusebbios von Kaisareia fast vollständig wieder aufgefunden//ZNW. 1934. Bd. 33. N 1. S. 87-89), и опубликовал его ( Quasten J. Patrologia. Casale Monferrato, 1983. T. 2. P. 341). В комментарии автор относит исполнение обетований И. п. к. к Свящ. истории рим. периода ( Jay. 1985. P. 57-58, 84, 364-365; Simonetti M. Esegesi e ideologia nel Commento a Isaia di Eusebio//RSLR. 1983. Vol. 19. P. 3-44).

http://pravenc.ru/text/674802.html

Затем, в 408–409 гг., побуждаемый Евстохией, блаж. Иероним закончил самый большой и самый важный из всех своих экзегетических трудов – «Восемнадцать книг толкований на пророка Исаию» (Commentarii in Isaiam, или Explanationes in Isaiam, с предисловием к Евстохии, CPL. 584; PL. 24. Col. 17–678; CCSL. 73–73А (М. Adriaen. 1963); Gryson, Deproost. 1993–1999. Vol. 1–5; рус. пер.: Творения. 1905. Ч. 7–9). В этом толковании, являющемся жемчужиной его экзегетических трудов, он возвращается к своему обычному методу подробного комментария, уже использованному им при работе над книгами малых пророков 426 . Его «объяснения обстоятельны и исчерпывающи и в том, что касается мнений его предшественников, и в том, что относится к его собственным идеям. Буквальный смысл тщательно исследуется и ясно излагается, а исключительные красоты текста, энергичная торжественность пророческих изречений часто подчеркиваются с изяществом и редкой удачей выражения» 427 . В 411 г. блаж. Иероним начал составлять «Толкование на книгу пророка Иезекииля», но из-за притока беженцев, а затем нашествия арабов на Палестину и из-за своего вовлечения в пелагианские споры смог закончить все четырнадцать книг этого второго пространного ветхозаветного толкования лишь в 414 г. (Commenmarii in Ezechielem, с предисловием к Евстохии, CPL. 587; PL. 25. Col. 15–490; CCSL. 75 (F. Glorie. 1964). P. 3–743; рус. пер.: Творения. 1912. Ч. 10–11). В этом толковании, несмотря на его традиционную типологическую направленность, автор часто ограничивается историческим объяснением, как например, в случае с видением поля с воскресшими костями ( Иез.37:1–14 ), которое он считает пророчеством о будущем национальном восстановлении Израиля после возвращения из Вавилонского плена 428 . Наконец, в начале 415 г. Вифлеемский пресвитер приступил к своему последнему великому экзегетическому труду – «Толкованию на книгу пророка Иеремии», однако до своей кончины в 419/420 г. он успел написать лишь шесть книг этого толкования, охватывающих гл. 1–32, то есть немногим более половины книги пророка Иеремии (Commentarii in Ieremiam, с предисловием к еп. Евсевию Кремонскому, CPL. 586; PL. 24. Col. 679–900; CSEL. 59 (S. Reiter. 1913)=CCSL. 74 (S. Reiter. 1960); рус. пер.: Творения. 1905. Ч. 6. С. 175–529). По своей исторической направленности, равно как по точности вероучения и изобилию здравых суждений это толкование может быть сопоставлено с двумя предыдущими; в нем автор стремится избежать туманностей и опасностей, которые несет в себе чрезмерный аллегоризм 429 . Частые упоминания пелагианских споров составляют еще одну важную особенность данного толкования 430 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010