Утверждение Любека о существовании церковно-диэцезального деления в период до никейского собора нами опровергнуто в нашем сочинении «Митрополиты в первые три века христианства» 1556 , где мы по мере сил и возможности доказали обратное. Здесь мы остановимся кратко на его гипотезе о возникновения церковно-диэцезального деления. По мнению Любека 1557 церковные диэцезы в конце века и даже еще не существовали в церкви, но развились в период между ангарским (314 г.) и неокесарийским соборами (314 – 320) с одной стороны и никейским (325 г.) с другой, причем это произошло под влиянием борьбы с организацией императорского культа, реформированной Максимином Дазой и исчезнувшей вместе со смертью своего преобразователя после битвы на Серенском поле 30 апреля 313 г. 1558 Уже самая хронология доказывает полную беспочвенность гипотезы Любека. Выходит, что христиане создают новую организацию 1559 в 320 – 325 г.г. для борьбы с давно исчезнувшим врагом. Этого мало. Диэцезальная организация по Любеку создалась в церкви в период между неокесарийским и никейским соборами, иными словами за 4 – 5 лет до собора 325 г. Между тем тот же никейский собор, ссылкой на обычай и древнее обыкновение, по мнению того же Любека, прямо признал древнее существование диэцезальной системы. Все это доказывает, что страдает логика, говоря словами Любека 1560 , не у Раушена, когда он из отсутствия фактов и умолчания источников приходит к заключению о несуществовании церковно-диэцезального устройства 1561 , а напротив у самого Любека, делающего из этих посылок обратный вывод. Отрицая существование церковно-диэцезальной системы во времена Констанция, мы тем не менее не можем утверждать, чтобы это царствование в восточной церкви прошло совершенно бесследно. Напротив в истории развития церковного устройства это царствование весьма знаменательно. В это время намечается, может быть и неумышленно, центр будущего ее устройства и получает свое начало институт, которому в грядущем придется играть в церковной истории самую выдающуюся роль.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

О проявлении многочудесного и целебоносного тела Преп. и богоносного Антония чудотворца, л. 234–247 об. Нач. «Минувшим летом многим по преставлении Преподобного». Преложение честного и многочудесного тела Преподобного и богоносного отца нашего Антония Римлянина Новгородского чудотворца, л. 248. Нач. «По преставлении же отца нашего Антония чудотворца.» О чудесах Преп. Антония (21 чудо), л. 231–303 об. В 4-й день. Мучение св. и блаженой мученицы Евдокеи, л. 304–313 об. Нач. «Иногда Еллинским требам неправды закон держаше.» В той же день и Октября в 21-й день память свв. 7-ми отрок, иже но Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина и Иоанна, слово вкратце, л. 316–320. Нач. «Сии святии бяху при Декии царе; и время обретше и совещавшеся.» Слово от Патерика, еже не осуждати никогоже. Осуждаяй бо иного, яко антихрист есть, л. 320 об. Нач. «Чудный Иван Саваитский поведание глаголя: «Яко седящу ми, рече, на краи пустыни». В той же день и Декабря в 21-й день св. Петра Митрополита Московского и всея России чудотворца, л. 322–329 Нач. «Сей убо блаженный Петр родися от христиану и благоговейну родителю». Августа в 24-й день пренесение мощей св. Петра Митрополита Московского, л. 330–333. Нач. «Пренесены быша мощи иже во святых отца нашего Петра Митрополита». В 5-й день.       – Мучение св. мученика Евсигния, л. 334–346 об. Нач.» Иулиан царь отвергся Христа; бе живый во Антиохии.» В 6-й день. Св. И. Златоуста слово на Преображение Господне, л. 348 – 353. Нач. «Слышасте ныне Владыку нашего Иисуса Христа.» Кирилла Архиепископа Александрийского слово на Преображение Господне, л. 354–360. Нач. «Иже умеют добре братися. Преп. Ефрема Сирина слово па Преображение Господне, л. 362–377. Нач.» От нивы жатва и радовании». Слово на Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, л. 378–389. Нач. «Бог исперва человека сотвори и в рай всели его.» В 7-й день. Повесть полезна, от древнего списания сложена, воспоминание являющи преславно бывшего чудеси, егда Персы и варвары царствующий град облепила бранию, иже и погибоша Божиим судом и искушени бывше, град же неврежден быв молитвами Пречистый Госпожи нашея Богородицы, и оттоле молебное благодарение поется неседальное, день той именуя, л. 390–413. Нач. «Стих: песньми неусыпными благодарствует тебе, град Твой, Богородице, иже в пособии неусыпную воспевает Заступницу.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

В той же день житие и пребывание вкратце Преп. Иосифа игумена града Волоколамского, л. 257–327. Нач. «Весь бе не от славных, в пределах и во уезде града Волоколамского, нарицаемая «язвище.» – О Князе Юрье, л. 305. – Послание Преп. Иосифа к Великому Князю Василию Ивановичу всея Руси, л. 310 об. – Грамота духовная Преп. Иосифа игумена, л. 312 об. – О Князе Андрее Голенине, л. 317 об. – О Андрее Квашнине, по реклу Невежда, л. 320 об. – О иноке Исихии, л. 324 об. – О сыне боярском Великого Новограда, л. 320. В той же день служба Преп., игумену Иосифу Волоцкому новому Чудотворцу, л. 329–355. В 10-й день. Мучение Св. жен Минодоры и Митродоры и Нимфодоры, л. 356–370. Нач. «Ниже женам, ниже отроковицам мучения затворися подвиг.» – Житие и подвиги Преп. благоверного Князя инока Иоасафа Каменского нового Чудотворца, л. 372–399 об. Над. «Сей благоверный христолюбивый Князь Андрей Димитриевич родися от благоверного Князя Димитрия Васильевича Озерского.» – Чудеса Преп. и благоверного Князя инока Иоасафа. В 11-й день. Блаженные Феодоры Александрийские, л. 400–413 об. Над. «Во дни Зинона Царя и Григория епарха суща, во Александрии жена некая именем Феодора.» – Пренесение мощей Преподобных Сергия и Германа Валаамского монастыря начальников из Великого Новограда в Коренский уезд во обитель всемилостивого Спаса на езере Неве, на острове Валаам. Сентября в 11-й день написан образ их Серия и Германа по благословению иже во святых отца нашего Иоанна Архиеп. нового Чудотворца, иже есть в темнице и списав повеле написати на их память чести в толк Святых Божиим книгам всем исправление и утверждение православные христиане веры... и проч., л. 414–443. Над. «Ангельское житие на небесех свет показует.» В той же день намять Прел. Власия игумена и Евфросина. Житие их писано февраля в 18-й день, л. 443 об. В 12-й день. Страсть Св. мученика Иулиана, иже от Галатии, л. 444–445 об. Над. «Во времена Диоклетиана и Максимиана Антонин поставлен быв игемон Галатийстей епархии.» В 13-й день. Евфимия Патриарха Терновского, повесть о обновлении храма Христа Бога нашего Воскресения, л. 446–453 об. Над. «Сицевым убо образом праздник сей уставися: Константин Великий , сын Еленин.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Старец исповедует и молится: «Верую, Господи, Иже везде сый и вся исполняяй! Предаю сердце мое воле Твоей; помню рай – и Содом, преступление – и спасение. Не место было виновато, но человеческое изволение. О, Всепровидящий! Тебе Единому явна вся будущая моя жизнь: Тебе предаюсь, и где Ты хощеши, только спаси меня, и не лиши Твоей милости. Верую, Господи! Помози маловерию моему. Зриши мое сердце! Не места, но спасения ищу; спаси меня, Спаситель мой, и управи желание мое на то место, на котором Тебе благоугодно видеть труд мой при помощи Твоей. О Владычице! Приими меня под кров Свой и даждь ми пить от живоносного источника» (3:136). «Да воссияет святая вера, именем Христовым воскрешающая мертвых!» (1:261). Б. «Надежда ваша Бог» (1:442) «Надежда – Бог . Матерь Божия – Покров. Путь – Иисус Христос, Спутник» (1:442) Добрый христианин уверен и уверен с несомненностью «в том, что без Господа ничтоже бысть, еже бысть» (1:320). – «Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори. И аще не Господь созиждет дом души моей, то он, что день, что час, стремится к разрушению» (1:198). – Душе нашей «в прискорбии и смущении одна надежда Бог». Он наше спасение, наше заступление «от всякого страхования». «Яко Той есть Бог наш во век и в век века! Той упасет нас во веки. Пища и питие души и единственное несомненное упование Бог» (2:319). Он дарует «нам недостойным жизнь вечную на Небеси» и одерживает «на земле победу над смертью и адом, чтобы грешников спасти» (1:320). Нигде в сей жизни не сможем «укрыться и избежать от неудовольствий; ежели уходим от меньших, то встречаем большие; и нет иного прибежища, кроме Единого вездесущего Бога. Имя Господа Иисуса Христа, призываемое в сердце вашем, успокоит вас: будет вам кров Матерь Божия!» (3:232). Не надо слишком беспокоиться о нашем земном будущем, которое мы представляем лишь гадательно, а по существу – не знаем его и не можем знать без особой на то воли Божией. – «Не часто ли вы задумываетесь? Не много ли мыслите и представляете себе то, чего еще нет и может не быть? – ставит один за другим вопросы Задонский Подвижник.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Образование других, более мелких подробностей принадлежит XVI ст. А. Петровский 1 См. статью А. Катанского. Очерк истории обрядовой стороны таинства елеосвящения. Хр. Чтение. 1880 г. 11 ч., стр. 115 и д. 2 Его выводы и взгляды повторяет прот. Архангельский в иссле­довании «О тайне св. елея.» С. – Петербург, 1895. 4 Паннихида не в смысле похоронной, или заупокойной по умер­шим службы, а в смысле особой службы, справлявшейся в древности после вечерни, отдельно от повечерия и полунощницы. См. статью И . Мансветова О песненном последовании. Писненная паннихида. Творения св. Отцев. 1880. 4 кн. Стр. 1020 и д. 8 Дмитриевский. Стр. 481; 370; 881. Богослужение в русской церкви в XVI в. Приложение 10. Стр. 119; прим. 4. 9 Рукоп. Ватопедской Афонской библ. 133; Синайской библ. 965; Афоно-Кутлумушскаго монастыря 491; Афоно-Иверской библ. 780; Афоно-Дионисиатской 450; Святогробской библ. 8, 015, 68; Афонской Костамонидской библ. 19; Афоно-Пандократорской 149; библ. архим. 10 Антонина; библ. лавры Афанасия Афонского 103; Афоно-Дионисиатской библ. N° 452; Александрийской патриаршей библ. в Каире N° 455–116; Афоно-Ватопедской N° 134; Афоно-Лантелеймоновской N° 305; Афоно–Есфигменской 208, 214; Синайской библ. N° 965, 968, 980, 995, 972, 988, 977, 975, 978, 979, 985; Иерусалимской библ. 375, 367; Московской синод. библ. 280, 281. Дмитриевский. Стр. 185 13 Они встречаются даже в памятниках XVI в. См. рукоп. Иеруса­лимской патриаршей библ. 367. Дмитриевский. Стр. 933 14 См. вышеперечисленные рукописи. Дмитриевский. Стр. 276, 320, 353. 370, 481, 720, 810, 490, 502, 625, 645, 667, 769, 827, 843, 845, 405, 432, 445, 576, 710, 857, 861, 867, 881, 929, 932, 16 Дмитриевский. Стр. 405, 576, 588, 383, 645, 481, 499. Богослу­жение в русской церкви в XVI в. Приложение 10, стр. 119, пр. 4 20 Рукопись лавры пренод. Афонасия Афонского 139; рукоп. Ватопедской Афонской библ. Синайской библ. 965: рукоп. Афоно- Кутлумушского монастыря 491. Дмитриевский. Стр. 185; 276; 320–1; 353 21 Рукописи Афоно-Пверской 780: Афоно-Дионисиатской 450; Синайской 980; Афоно-Костамонидской 19; рукоп. архимандрита Антонина и рукоп. Московской синод. библ. 280, 1. Стр. 370, 384; 434; 499; 502. Богослужение в русс. церкви. Прил. X. Стр. 120. Особый состав имеет вторая часть с рукоп. Свитогробской библ. 8 и Афоно-Пандократорской 149. Стр. 482, ср. стр. 881; 490. 29 Рукоп. Синайской библ. XIV в. 965, XVI в. рукоп. Афоно-Иверской библ. 780 и т.п. Ibid. Стр. 321. 334, 370. 33 Одинцов. Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI в. Стр. 167–9. 34 Рукоп, лавры препод. Афанасия Афонского 189. Дмитриевский, Описание. Стр. 185–6. С перестановкой двух последних молитв одной на место другой данная группа молитв встречается в рукоп. XIII в. Синайской библ. 960. Стр. 199–201. 38 Дмитриевский. Описание. Стр. 276; 370–1; 384; 433: 576; 443; 499: 502; 625. Богослужение русской церкви. Стр. 123–33 и прим. Приложение 10 – Описание. Стр. 843; 845; 769; 857; 667.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

769 Который доказывает, что Владимир хотя и не творит чудес, но свят делами ( первой половины тома между сносками 320 и 321 ). Если бы он был причислен к лику святых, то не было бы нужды этого доказывать. 770 Которая говорит, что не только не празднуется Владимиру в день его кончины, но и за него не возносятся молитвы,– ibid., ниже сноски 322 и «3. Проложное сказание о Владимире». 771 И если они были жители севера: Новгорода или Владимира-Москвы, тогда могли и не знать, что после нашествия Монголов Киев перестал быть великим градом и что Десятинная церковь (в которой погребён был Владимир) перестала существовать. В списках более раннего времени, чем XV век, нам не известно службы Владимиру. В рукописях XV-XVII века она читается не во всех в одном и том же виде, но в одних полнее, в других сокращённей. По самой полной, известной нам, редакции (Троицкой Лаврской 613, л. 392, XV в.) она содержит: две стихиры на Господи воззвах, стихиры на стиховне, тропарь, седалены по 1 и 2 кафисмах и по полиелее, два канона, светилен и стихиры на хвалитех. Из этого первоначальное, как кажется, есть первые стихиры на Господи воззвах и первый канон (обозначение стихир и канонов их началами см. в приложениях). О церкви Владимира говорится в первом или считаемом нами первоначальным каноне; именно второй стих 9 песни: «Людие рустии придете к честней церкви Владимера преблаженого, великого князя...», и потом 4: «Да торжествует днесь весело память твою святолепно в церкви, богоизбранный съсуд Божия милости, юже любезно украси»... Киев называется велиим градом во вторых стихирах на Господи воззвах, именно во второй стихире.... «веселится и радуется велий град твой, Василие»... 772 Новгородская 1 летопись под 1311г. fin. В Ипатской летописи Владимир называется святым под 1254г. (2 издание стр. 545); но составляет вопрос – не позднейшая ли это приписка или поправка из «великий», как под 1229г. А что касается до позднейших приписок, то сравнивай приведённую запись Новгородской 1 летописи 1240г. с её воспроизведением в Софийском Временнике под 1241г. и в Лаврентьевской летописи под 1263г. ( Ссылка на последний год в первой половине тома, между сносками 320 и 321 , должна быть считаема за недосмотр. Не Александр ли Невский установил празднование памяти Владимира, побуждённый тем, что в день его кончины одержал свою знаменитую победу?)

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

– смерть 403 Е вангелие: порядок келейного чтения 437 евномианство 192, 204 – см. также ИУ (Евномий) Евхаристия 13839 – претворение Даров благодатью 473 единение 13, 175, 236, 276, 376, 392, 408, 421 – с Богом (Единым) 126, 198, 319, 328, 329, 341, 346, 347, 351, 362–364, 366, 380, 394, 395, 421, 451 – духовное 319, 390, 399 – мысленное 391 – любовное 420 единовидный, -но 24, 333, 338, 342, 350, 352, 371, 382, 387 – Единое 357, 382 – соединение с Единым 327, 331, 336, 341 – сокровенность 355, 356 – ум 366, 371 – простота 359 – основание 335 – положение 338 – устроение 340, 346, 371 – деятельность 334 – устремление 375 – представление 375 – знание 14 – разумение 388 – истина 389 – созерцание 320, 347, 354, 356, 363, 366, 369, 371, 387 – наслаждение 364 – свет 355 – просвещение 362 Единое 319–398 passim – есть причина всего 336 – выше несозданных умопостигаемых существ 343 – и единица 341 – созданное 333 единообразный, одного образа жизни 12 единство 12 – Бога 218, 251, 465 – двух природ Христа 458 – ума 320 – веры 375 ересь, -и 70, 73–74, 452, 457, 458, 460, 465 – Е., в которые впадают противники Паламы 183–205 – контактные зоны между Е. и православием 137 – см. также акиндинисты, арианство, богомильство, варлаамиты, евномианство, латиномудрствие, манихейство, мессалианство, монофелитство, монофизитство, моноэнергизм, несторианство, платонизм, полуариане, савеллианство, теопасхизм; ИУ (Арий, Аэтий, Варлаам, Гонорий Римский, Григорий Акиндин, Димитрий Кидонис, Диоскор, Евагрий, Евномий, Евтихий, Иоанн Калека, Иоанн Кипариссиот, Ирина Хумнена, Исаак Аргир, Макарий Антиохийский, Македоний, Маркелл Анкирский, Несторий, Никифор Григора, Ориген , Павел монофелит, Павел Самосатский, Пётр Константинопольский, Петр Гнафей, Петр Трусливый, Пирр, Прохор Кидонис, Савеллий, Севир, Сергий Константинопольский, Тертуллиан , Феодор Дексий, Феодор Фаранский, Фотин) еретики 212–213, 215, 216, 218, 220, 225, 227, 229, 249, 457, 458, 460, 465, 467, 475 Ж елание, -я 24, 26, 29, 103, 118, 346, 395, 396, 398, 421, 460, 474

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Эксп. I, 94, стр. 73, 74); 3. Падрин погост у Холмогор (там же); 4. Ненокса погост на берегу Архангельского залива (Акт. Ист. II, 77, стр. 104); 5. Вознесенский на реке на Лодме (Андреянов стан) (Акт. Хол. и Уст. епар. II, 126); 6. Золотицкий погост (Ibid. II, 273–275); 7. Коровкин погост на верх. реки Лодьмы (Ibid. II, 38, 40); 8. Великий Никольский погост (Шенкурской четверти) (Ibid. II, 402); 9. Ромашевский погост (Кокшенской четверти) (Ibid. II, 605); 10. Спасский погост (Кокшенской четверти) (Ibid. II, 641); 11. Троицкий погост (Кокшенской четверти) (Ibid. II, 626); 12. Товойтов погост (Ibid. II, 62); 13. Кокшенский погост (Акт. Юрид. 429); 14. Шенкурский погост (Ibid. 269); 15. Яренский погост (Акт. Федотова-Чеховского, I, стр. 375); 16. Валдокурский погост (Ibid. II, 185). Казанский край. Погосты: Арбузовский, Баковский[?], Дмитрия Страстотерпца, Макарьевский и Троицкий (Кузмодемьянского уезда) (Акт. Федотова-Чеховского, т. I, стр. 320). Карелия (Корела). Погосты: Иломенский, Кирьятский и Пялвоозерский[?] (Акт. Эксп. I, 310, стр. 375; III, 127, стр. 181). Костромская земля. 1. Погост Старое Дворище с деревнями (Костромской уезд) (Акт. Ист. I, 220, стр. 416); 2. Воскресенский погост (Галического уезда) (Акт. Федотова-Чеховского, I, 320); 3. Семиловский-Троицкий погост на реке на Мезе (Костромской уезд) (Ibid., 260). Литва. Спасский погост (Невельский уезд) (Ibid. II, 183, стр. 810). Лопь (дикая). Семь Лопских погостов (Кольский уезд) (Акт. Ист. V, 125, стр. 213; Доп. к Акт. Ист. IV, 173, стр. 350, XI, 1–9). Московск. область. Спасский, на Тушине, погост под Москвой (Акт. Эксп. II, 96, стр. 186). Мурманский берег. Понойский погост Петра и Павла, над рекою Поноем (Акт. Эксп. I, 310, стр. 374). Нижегородский край. Троицкий погост (Нижегор. уезд) (Доп. к Акт. Ист. IX, 75). Пермская область. 1. Гаены, погост в 230 верстах от Соликамска (Акт. Эксп. II, 50; 116); 2. Зюздинский погост, в верховьях реки Камы, 200 верста от г. Кайгорода (Ibid. II, 69, стр. 161); 3. а) Ныробский погост Николая Чудотворца, на реке Роднике (Акт.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

  Преподобный Ефрем Сирин . Страшный суд. Москва-Севастополь, 2017. С. 301. Платон. Апология Сократа. 21 d//Платон. Сочинения. В 3 т. Т. 1. М., 1968. С. 88. Булгаков Сергий, протопресвитер . Апокалипсис Иоанна. Опыт догматического истолкования. Париж, 1948. С. 67, 68. Локк Дж. Два трактата о правлении//Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 3., М., 1988. С. 276. Гегель Г.В.Ф. Философия права. 44. М., 1990. С. 103. Преподобный Ефрем Сирин . Страшный суд. С. 319, 320. Святитель Игнатий (Брянчанинов) . Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери//Святитель Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. В 4 т. Т. 4. М., 1886. С. 398. Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский . Толкование на Книгу Бытия. М., 1867. С. 110, 111. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Киев, 204. С. 61. Царевский Арсений, протоиерей . Уроки по Закону Божию. М., 2009. С. 91. Голубинский Феодор, протоиерей; Левитский Д.Г. Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека. СПб., 2004. С. 28, 29. Преподобный Ефрем Сирин . Страшный суд. С. 320. Блаженный Августин . Творения. В 2 т. Т. 2. Теологические трактаты. О Книге Бытия. Книга 8. Глава XII. С. 513. Флоренский Павел, священник . Столп или утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. М., 2012. С. 152. Булгаков Сергий, протопресвитер . Лествица Иаковля. Об Ангелах//Булгаков Сергий, протопресвитер. Малая трилогия. М., 2008. С. 395. Платон . Федон//Платон. Сочинения. В 3 т. Т. 2. М., 1970. С. 67. Платон. Послезаконие//Платон. Сочинения. В 3 т. Т. 3. Часть 2. М., 1972. С. 496. Преподобный Ефрем Сирин . Страшный суд. С. 301. Святитель Игнатий (Брянчанинов) . Истина и Дух//Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетическое опыты. В 2 т. Т. 1. М., 1993. С. 118. Булгаков Сергий, протопресвитер . Апокалипсис Иоанна. Опыт догматического истолкования. С. 49. Блаженный Августин . О Книге Бытия. Книга 4. Глава XXXIII. СПб.-Киев, 1998. С. 417. Флоренский Павел, священник . Столп или утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. С. 158.

http://bogoslov.ru/article/6027771

Арий , уроженец Ливии или Александрии, был рукоположен во диакона св. Петром Александрийским и им же был отлучен за приверженность мелитианству. Очевидно, позже он раскаялся, поскольку архиеп. Ахилла рукоположил его во пресвитера. Ок. 318-320 гг. произошел конфликт Ария со свт. Александром. Обвиняя своего епископа в неверном толковании догмата о Св. Троице, еретик-пресвитер сумел привлечь немало сторонников: к Арию благосклонно отнеслись Евсевий Никомидийский и Евсевий Кесарийский, среди последователей Ария было несколько епископов, в т. ч. 2 из Египта, немало священников и диаконов, большое число дев, посвятивших себя Богу. Архиеп. (Патриарх) Александр, решительно выступивший против арианства, созвал в Александрии Собор (320/21), на к-ром присутствовало ок. 100 епископов из Египта и Ливии. Собор осудил новую ересь, но Арий не прекратил проповедовать свои взгляды. Тогда Патриарх созвал весь клир города и его окрестностей, предложив подписать осуждение Ария. Окружное послание, сообщающее об отлучении ересиарха и его приверженцев в Александрии и Ливии, было направлено др. Церквам. Всего свт. Александром было составлено ок. 70 посланий с обличением и осуждением Ария; сохранился сир. фрагмент одного из них, к-рое было направлено епископам Востока и было подписано 200 епископами не только Египта, но и Палестины, М. Азии, Греции и Балкан. Оказавшись в изоляции, Арий был вынужден покинуть Александрию, но вскоре, воспользовавшись войной Лициния и Константина, вернулся в Египет. Победивший своего соперника имп. Константин, став единовластным правителем Римской империи (324), попытался уладить противостояние православных и ариан. Не имея точной информации о церковных делах на Востоке и не зная всей сложности положения, император направил послание, адресованное одновременно и Александру, и Арию, в к-ром упрекал обоих в нарушении мира из-за расхождений в незначительных вопросах веры и побуждал их воссоединиться. Это послание доставил в Александрию св. Осий Кордубский, присутствовавший на Соборе 324 г., где обсуждались вопросы о времени празднования Пасхи, о мелитианской схизме и дело свящ. Колуфа , претендовавшего на самостоятельное поставление иереев. Но и после этого в городе продолжались столкновения православных с арианами, в ходе к-рых было ниспровергнуто неск. статуй императора. Константин, видя, что ситуация осложняется, созвал в Никее Собор, ставший в истории I Вселенским. Собор осудил учение Ария, а Патриарх Александр вернулся в Александрию с посланием отцов Собора православным Египта; особое послание александрийцам направил и император, призывая принять решения Собора. Но хотя арианство и было осуждено в Никее, оно не прекратило существования и продолжало распространяться. III. Патриаршество свт. Афанасия Великого (328-373)

http://pravenc.ru/text/82070.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010