Neander, III, 221. 1125 C. 3 ibid. А раньше был издан Аркадием закон (с. 2 ibid.), воспрещающий давать убежище в церквах иудеям, укрывавшимся от публичных долгов, иди от наказания за преступление, и при этом заявлявшим желание придать христианство. 1126 Златоуст говорит об этом в речи своей против Евтропия, Сократ в своей церковной истории (VI, 5), а равным образом и Созомен (VIII, 7); см. об этом Лёнинг, I, 320, прим. 1. 1127 На западе право убежища было распространено на 50 шагов от церковных дверей; на востоке, по закону Феодосия II, – на окружность храма, занятую прицерковными строениями и службами, как напр. епископским помещением, садом и проч. Löning, I, 320. Последний закон был издан Феодосием II по поводу трагической истории, разыгравшейся в Константинополе не задолго перед тем. Рабы одного знатного лица, спасаясь от жестокого обращения своего господина, прибежали в алтарь главной константинопольской церкви. Здесь они, в течение нескольких дней, препятствовали богослужению, и когда хотели употребить против них силу, то они убили одного священника, ранили другого й кончили тем, что сами себя умертвили. Сократ, Церк. Ист. VII, 33. 1135 Zechariae, Ius graeco romanum, III, coll III, nov. X и XI coll. IV, nov. LXVIII. Cp. мою работу: „К вопросу о западном влиянии на древнерусское право“, стр. 69 и сл. 1136 Σημεωμα συνοδικν патр. Константина Лихуда 1059 г. в синтагме Ралли и Потли, V, 48. Вслед за определением патриарха о рабах помещено в синтагме другое определение того же патриарха, в котором делается любопытное применение права убежища к духовному лицу, совершившему убийство. В виду того, что церковь вообще открыла свое убежище лицам, потерявшим всякую надежду на жизнь, вследствие тяжести совершенных ими преступлений, духовное лицо, которое есть некоторым образом храм, посвященный Богу, должно быть наказываемо лишь извержением в толпу мирян, ибо пожизненное лишение сана есть достаточное искупление за убийство. 1141 От общего взгляда отступает Кац (Grundriss, 40 и сл.), который говорит, что и в поздние средние века никогда не действовал принцип так называемого предварения (praeventio), в силу которого, по общему взгляду, известные преступления могли быть судимы и светскими, и духовными судами, так что первым предварившим судом исключался суд позднейшие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Феодосий, преп. Тотемский, ум. 1568. 28 янв. Феодосия, мученица Амисская при Максимиане, с Александром и др. 20 марта. Феодосия, дева Тирская, муч. Кесарийская (в Палест.) в 307 году. 29 мая. Феодосия дева, преподобномуч. Цареградская при Льве Армянине. 29 мая. Феодотия, муч. Римская при Траяне. 4 июля. Феодотия, муч. Никейская при Александре Севере. 17 сентября. Феодотия, с тремя чадами, мученица Вифинская при Диоклетиане. 29 июля и 22 дек. Феодотия дева, муч. Александрийская в 311 году, с Киром и Иоанном. 31 янв. Феодотия муч., с Александром еп. и др. 22 окт. Феодотия преп., мать Космы и Дамиана. 1 ноября. Феодот и Феодотия, мучч. Римские при Траяне. 4 июля. Феодот, отец муч. Маманта, скончавшийся в темнице Кесарийской, в Каппадокии, ок. 260 года. 2 сентября. Феодот, муч. Анкирский ок. 304 года. 7 июня, 7 ноября и 13 мая. Феодот, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Феодот и Асклиада, мучч. Фракийские при Максимиане. 15 сент. Феодот священномуч., еп. Керкирский, при Ликинии, ум. 320. 2 марта. Феодот, муч. Кизический, с Феогнием и др. 29 апреля. Феодот муч., с Максимом и др. 10 февр. Феодох, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном. 7 ноября. Феодула преп. В субб. сырную. Феодулия, мученица Аназарвская при Диоклетиане. 5 февр. Феодул, муч. Трипольский при Веспасиане, с Леонтием. 18 июля. Феодул, Саторнин, Евпор, Геласий, Евникиан, Зотик, Помпей и другие, десять мучч. Критских при Декии. 23 дек. Феодул, муч. Атталийский, в Памфлии, при Адриане, с Еспером и др. 2 мая. Феодул чтец, муч. Солунский 303 года, с Агафоподом диаконом. 5 апреля. Феодул, муч. Палестинский, с Памфилом пресв. и др. от Фирмилиана. 309 года. 16 февр. Феодул, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Феодул муч., с Терентием и Неонилой и др. 28 окт. Феодул, из 40 муч. Севастийских, ок. 320 года. 9 марта. Феодул, муч. при Ликинии, с преп. Агапитом Синадским. 18 февр. Феодул епарх, преп. времен Феодосия В. 3 дек. Феодул преп., из числа избиенных в Синае н Рапое в 5 в. 14 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

По мысли святого пастыря, священник, облачаясь в священные одежды, облекается «в оружия Божии» (337, с.165), чтобы противостоять диаволу. Но вот священнослужитель облачился. Теперь он омывает руки при чтении псалма «Умыю в неповинных руце мои»... ( Пс.25:6–12 ) и, подойдя к жертвеннику, делает три поклона с молитвой: «Боже, очисти мя, грешного». Самое важное и основное действие проскомидии заключается в приготовлении даров к таинству Евхаристии. Священник произносит начальный возглас: «Благословен Бог наш...», который «показывает, что богослужение будет состоять преимущественно в славословии Бога» (337, с.231). «Знаменуя трижды копием агничную просфору, он говорит: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», – и затем, уготовляя квадратную часть просфоры, знаменующую будущего Агнца или будущее Пречистое Тело Христово, он говорит словами пророка Исайи: «Яко овча на заколение ведеся», – и прочее ( Ис.53:7 ); и со словами: «Яко вземлется от земли живот Его», – берет четвероугольную часть из средины просфоры и ставит ее на дискос и, разрезывая крестообразно, говорит: «Жрется Агнец Божий, вземляй грех мира, за мирский живот и спасение», – прободая Его с боку, говорит: «Един от воин копием ребра Его прободе и абие изыде Кровь и вода» ( Ин.19:34 ) (320, с.65). «К соучастию в служении Литургии призываются на проскомидии и ... все святые, начиная с Божией Матери» (337, с.140–141). На дискосе «образно представляется собранною около Агнца, вземлющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная, Церковь первородных, на Небесех написанных, и Церковь воинствующая с врагами спасения на земле. Зрелище величественное, восхищающее и умиляющее душу!» (333, с.108). «Тут в образных, весьма неравных, частях хлеба пшеничного образно представляются: 1) Сам Агнец Божий, Иисус Христос, вземлющий грехи мира; 2) Божия Матерь, в честь Которой треугольная частица изъемлется из особой просфоры и полагается с правой стороны Агнца; 3) лики всех святых: Предтечи, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, святых дневных и того святого, имя которого носит Литургия. Это небесная торжествующая Церковь , имеющая единство с земною Церковью; 4) представляется в образных частицах вся земная Церковь: все епископство церковное на земле, во Христе, как служащий чин при Таинствах, молитвах и учительстве, и, 5) наконец, образно представляется третье колено церковное – преисподних или умерших в вере и покаянии чад Церкви. Видите, – восклицает отец Иоанн, – какой чудный, всеобъемлющий союз Божественный небесных, земных и преисподних! Отрадно, величественно, божественно стоит посредине дискоса Агнец Божий, закланный и прободенный... а рядом с дискосом стоит святой потир, образ той чудной Чаши с вином, о Которой на Тайной вечери Господь возгласил: «Пиите от Нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета» ( Мф.26:27 ) (320, с.63–64).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Последования часов и Святых Богоявлений почти те же, что и в ново-печатных Минеях и Триоди Постной. Чины: 16) елеосвящения (234– 280), сходен с чином, находящимся в Потребнике, напечатанном в 1897 г. в Московской единоверческой типографии; 17) водоосвящения 1-го августа (280–290 об.); молитвы: 18) над сыры и яйцы на Пасху (290 об.–291 об.); та же, что в 867 на л. 155 об., в 868 на л. 268; 19) над кануном (291 об.–292), та же, что в рукописях за 869 на л. 100 об. и в 731 на л. 146; 20) в неделю Цветоносную над вербою (292 об.); та же, что в 849 на лл. 266 об.–267; последования: полунощниц: 21) вседневной (292 об.–299), 22) субботней (299); 23) воскресной (300–301 об.); 24) последование во святую великую субботу (301 об.–305); 25) в неделю Пасхи (305– 317 об.); 26) уставныя заметки о богослужении в субботу и неделю Цветную (317 об.–320); 27) чин погребения мирян (320 об.–345 об.); нет нескольких листов между листами 339 и 340; 28) ирмосы с крюковыми нотами вместо «Достойно есть» на двунадесятые праздники (345 об.–349 об.); 29) чудеса Николая чудотворца: а) о трех друзех (350–354), б) о ковре (354 об.–362), в) о попе Христофоре (362–364 об.), г) о Васильи Агрикове сыне (365–373 об.); 30) житие Алексия человека Божия (374–380). Начало: «Человек благоверен в римском граде именем Еуфимиян, славен бысть во царство Анория и Аркадия»; 31) слово святыя мученици Варвары (381–387). Начало: «При Максимьяне царе власть имущу Максимьяну царю и тогда етер богат зело на восток солнца живый ко Иулу граду». 601. Сборник богослужебный , в четвертку, 230 лл., полууставом XVI и XVII вв., в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 2, 12 и 13. На л. 195 об. следующая запись полууставом.; «Сия бысть книга писанна Свяци в лето 7041 (1533) по благословению отца своего ерия Онисима, писал сию книгу многогрешни диякон Филка благословением Отца поспешеним Сына совершением Святаго Духа. вы отци и братия чтить, а не кленит(е) Бога ради, аще будет описался и недоставил. или негораздо написал вы собою исправливайт(е), а вас Господь Бог помянет».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При упоминании собраний и служителей большое значение придается чтению Слова Божия и наставлению в нем, как показывает общий для «Дидаскалии» и «Апостольских постановлений» отрывок: Ныне же левиты народу вашему – вы, епископы, служащие священной скинии, святой кафолической Церкви ...Вы для народа своего – пророки, начальники, вожди, цари, вы – посредники между Богом и верующими в Него, приемники и провозвестники Слова Божия, знатоки Писания, гласы Божии и свидетели воли Его («Дидаскалия» 8//Nau. La Didascalie... P. 75–76; Vööbus. The Didascalia... P. 91, стр. 26–92, стр. 7; ср. с «Апостольскими постановлениями», кн. II, гл. 25. 7//SC. 320. P. 230–231; см. также кн. II, гл. 29//SC. 320. P. 248–249). Богословие литургии, выраженное в молитвах и в предписаниях относительно служителей В «Дидахе», «Апостольском предании» и «Апостольских постановлениях» молитвословие является, по сути своей, актом обращенной к Богу благодарности за постоянное воплощение замысла спасения; она обильно уснащается библейской лексикой: лоза Давида, жизнь, знание («Дидахе» 9. 2–3), замысел ( Ис. 9:5 – «Апостольское предание» 4 и 8), мысль, воля ( Мф. 5:10 ), дело Божие («Апостольские постановления» VIII. 30–32). Также упоминается, как реалия, «тайна воли Божией» ( Еф.1:9 ; Кол.2:2 ; и т.д.); литургия – это домостроительство 155 ( Еф.3:9 ) во времени Церкви. Акт благодарения порождает призывание, состоящее в том, чтобы Бог сообщил собранию или отдельным его членам, через излияние Своего Духа и посредством знаков, которые Он установил (предложение хлеба и вина, возложение рук, вода, елей), те дары, что Он обещал, для исполнения Его великого замысла спасения 156 . Молитвы являются делом всего литургического собрания, как это показывает использование в них формы первого лица множественного числа 157 : «Благодарим...». В «Апостольских постановлениях» молитвы предстоятеля собрания (епископа или пресвитера) вводятся диаконскими репликами, обращенными к собранию, которое отвечает «Господи, помилуй» (кн. VIII, гл. 6. 9//SC. 336. P. 154–155), – обычай, ставший традиционным.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

К югу от Александрии явились промежуточные формы между уединённым отшельничеством и общежитием. Здесь, ок. 320 г. авва Аммон († 340 г.) основал на Нитрийской горе колонию анахоретов, объединённую общим храмом. В 10-ти милях к югу от Нитрийской горы располагались одиночные келлии . А ещё южнее, в глубине пустыни, называемой Скит (коптское «шиит» – «равнина»), таилось поселение строгих постников, основанное прп. Макарием Великим († 390 г). Здесь жили хотя и в одиночестве, но на виду друг у друга. В 320-х годах в самой южной части Египта появляются монастыри прп. Пахомия Великого († 348, пам.: 15 мая), который т.о. стал отцом «общежительного монашества» или «киновитства» (от греч. koinos bios – «совместная жизнь»). Такая совместная жизнь предполагала и правила общежития ( т.е. устав). Первые монастыри Пахомия, Табеннеси и Пбоу, представляли собой комплексы зданий, надёжно огороженные от внешнего мира. С самого начала они находились в оппозиции к официальной государственной Церкви. Пахомий даже запретил своим монахам принимать духовный сан, чтобы сохранить полную независимость от византийских епископов. Исключением был, разумеется свт. Афанасий, который сам всегда находился в оппозиции к императорской Церкви. И ведь это же не кто-нибудь, а Пахомий прозвал Афанасия «отцом Православия»! Именно поэтому вся пустыня носила Афанасия на руках и прятала его в своих недрах от ищеек императора. Имперским же священникам не доверяли настолько, что боялись даже заводить их у себя. И поэтому на воскресную Литургию пахомиевцы ходили в соседнее селение. А когда число их превысило 100 чел. построили у себя храм, но священника приглашали со стороны (по субботам и воскресеньям) и сразу же после службы отсылали прочь. Всё это было настолько ново и необычно, что требовало божественной санкции. И такая санкция, конечно, была получена по откровению от ангела. В 37-й главе «Лавсаика» читаем: «Однажды, когда он сидел в своей пещере, явился ему Ангел Господень и сказал: «Пахомий! Поди собери всех молодых монахов и управляй ими по уставу, который я дам тебе». Потом он дал ему медную доску, на которой написано было следующее...»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Египет стал образцом классического монашеского опыта. Здесь монашество возникло в 3 своих основных формах: отшельничество, скитское житие и общежитие. Отцом отшельнического монашества считается прп. Антоний Великий († 356 г.), который ок. 300 г. основал на горе Колизме (правильнее: Кульзум) движение анахоретов. Его ученики (прп. Павел Простой, прп. Исаак, прп. Сисой и др.) селились вокруг на значительном расстоянии и жили в строгом уединении. Образцом для анахоретов стала жизнь самого Антония, прекрасно описанная его младшим другом и епископом Афанасием Великим (см. " Творения " , т. III, стр. 178-250). Свт. Афанасий создал бессмертную вещь, которая породила целую эпоху аскетического героизма и вызвала бесчисленное множество подражаний. К югу от Александрии явились промежуточные формы между уединённым отшельничеством и общежитием. Здесь, ок. 320 г. авва Аммон († 340 г.) основал на Нитрийской горе колонию анахоретов, объединённую общим храмом. В 10 милях к югу от Нитрийской горы располагались одиночные келлии . А ещё южнее, в глубине пустыни, называемой Скит (коптское " шиит " — " равнина " ), таилось поселение строгих постников, основанное прп. Макарием Великим († 390 г). Здесь жили хотя и в одиночестве, но на виду друг у друга. В 320-х годах в самой южной части Египта появляются монастыри прп. Пахомия Великого († 348, пам.: 15 мая), который т.о. стал отцом " общежительного монашества " или " киновитства " (от греч. koinos bios — " совместная жизнь " ). Такая совместная жизнь предполагала и правила общежития (т.е. устав). Первые монастыри Пахомия, Табеннеси и Пбоу, представляли собой комплексы зданий, надёжно огороженные от внешнего мира. С самого начала они находились в оппозиции к официальной государственной Церкви. Пахомий даже запретил своим монахам принимать духовный сан, чтобы сохранить полную независимость от византийских епископов. Исключением был, разумеется свт. Афанасий, который сам всегда находился в оппозиции к императорской Церкви. И ведь это же не кто-нибудь, а Пахомий прозвал Афанасия " отцом Православия " ! (Точнее не скажешь: Православие всё выросло из Афанасия, как дубовая роща вырастает из жёлудя.) Именно поэтому вся пустыня носила Афанасия на руках и прятала его в своих недрах от ищеек императора. Имперским же священникам не доверяли настолько, что боялись даже заводить их у себя. И поэтому на воскресную Литургию пахомиевцы ходили в соседнее селение. А когда число их превысило 100 чел. построили у себя храм, но священника приглашали со стороны (по субботам и воскресеньям) и сразу же после службы отсылали прочь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=897...

  Виталий   (ок. 314 - ок. 320)     свт. Филогоний   (ок. 320-324)     свт. Евстафий    (324/25-330)     Павлин Тирский    (330, 6 месяцев)     Евлалий   (331-332)     Евфроний   (332-333)     Флакилл (Плакент)    (333-342)     Стефан I   (342 - лето 344)     Леонтий   (344-357)     Евдоксий   (358 - сент. 359)     Аниан (Ананий)    (сент. 359)     свт. Мелетий    (кон. 360-381, с перерывами)     Евзоий   (360/61-376)     Павлин   (362-388), глава евстафиан     Виталий   (375?)     Дорофей   (376-381?)     свт. Флавиан    (кон. 381 - сент. 404), глава мелетиан     Евагрий   (388-392/93), преемник Павлина     Порфирий   (404-414?), преемник Флавиана     Александр I   (414-424)     Феодот   (424-428)     Иоанн I   (428-441/42)     Домн II (Домнин I)    (441/42-450)     Максим   (451-455)     Василий   (457-458)     Акакий   (458-459)     Мартирий   (459 - ок. 470)     Петр Гнафевс, монофизит    (ок. 469-471)     Юлиан   (471-475)     Петр Гнафевс, вторично    (475-476)     Иоанн II   (кон. 476 - нач. 477)     Стефан II    (весна 477-479)     Петр Гнафевс, в 3-й раз    (478-479)     Календион   (479-484)     Иоанн III     Петр Гнафевс, в 4-й раз    (485-489)   Палладий   (490-498)     Флавиан II    (498 - осень 512)     Севир, монофизит   (18.11.512 - 29.09.518)     Павел II    (лето 519 - весна 521)     Евфрасий   (весна 521 - 26.05.526)     свт. Ефрем    (апр. или май 527-545)     Сергий Телльский, монофизит (50-е гг. VI в.)     Домн III (Домнин II)   (545-559)     свт. Анастасий I Синаит   (559-570)     свт. Григорий I   (570-593)     свт. Анастасий I, вторично    (25.03.593-598)     сщмч. Анастасий II    (нач. 599 - сент. 609)     вдовство кафедры    (30 лет)     Григорий II     Анастасий III     Македоний, в К-поле   (ок. 639/40 - после 649)     Георгий I, в К-поле   (?- ок. 655)     Макарий I, в К-поле   (ок. 655 - 8.03...5.04.681)     Феофан, в К-поле   (31.03.681 - ?)     Фома, в К-поле   (?- ок. 685)     Севастиан     Георгий II    (ок. 695 - ок. 702)     Александр II   

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Н. Отголоски. По поводу «Записок отшельника»//Свет. 1891. 14 марта. А-т Заблуждение отшельника//Новое время. 1891. 20 марта. Дневник//Гражданин. 1891. 24 марта. Шевелев А. М. Н. Катков//Московские ведомости. 1891. 20 июля. Розанов В. В. (1856–1919). Европейская культура и наше отношение к ней//Московские ведомости. 1891. (Лернер). Ю. Н.: Ю. Н. Говоруха-Отрок. Несколько слов по поводу кончины К. Н. Л.//Московские ведомости. 1891. 13 нояб. Языков Дим.: Д. Д. (1850–1918), библиограф. Краткий некролог и перечень сочинений К. Н. Л.//Московские ведомости. 1891. 13 нояб. Некролог//Новое время. 1891. 14 нояб. Субботин Н.И., профессор Москов. Духовной академии. К. Н. Л. – Из Сергиева Посада//Московские ведомости 1891. 316, 319. Vox. Маленькие заметки//Московские ведомости. 1891. 319, 326. Заметка в «Московском иллюстр. газете». 1891. 304. Заметка в «Московском листке». 1891. 317, 320. А.А. К. Н. Л.//Московская иллюстр. газета. 1891. 21 нояб. Н. Отголоски//Свет. 1891. 22 нояб. Памяти К. Н. Л.//Гражданин. 1891. 317. Южный: М. Г. Зельманов//Гражданин. 1891. 320. Ф. Ч.: Ф. П. Чуфрин. Последние дни К. Н. Л. в Троице-Сергиевом Посаде//Гражданин. 1891. 322. Заметки в «Московских церковных ведомостях». 1891. 47 и 48. Заметка в «Русском вестнике». 1891. 112. Заметка в «Церковных ведомостях». 1891. 49, прибавл., с. 1768–1769. Райский: Н. Г. Вучетич (?) (1845–1912) 988 . Поэт-воин//Гражданин. 1891. 332. Александров А. А. (1861–1930). Заметка о Л. в журнале «Нива», 2 (Лернер). Соловьев Вл. С. Памяти К. Н. Л.//Русское обозрение. 1892. I. Розанов В. В. Эстетическое понимание истории//Русский вестник. 1892. II. Теория исторического прогресса . Там же. II и III. Архимандрит Антоний (Храповицкий, 1863–1936), позднее митрополит. Как относится служение общественному благу к спасении собственной души//Вопросы философии и психологии. 1892. III. . Согласно христианскому взгляду, спасение души нельзя отделять от душевной и деятельной любви к людям, как это делает Л. Архим. Антоний также упрекает Л. в незнании Св. Писания – так, он приводит несуществующее изречение апостола: начало премудрости Божией – страх Божий, а плод его – любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

by J. R. Palanque, G. Bardy, P. de Labriolle, G. de Plinval, L. Brehier. London, 1949. P. 144). 952 См.: «Нет оснований приписывать эту формулу в целом виде Лукиану, однако нельзя отрицать и того, что основу ее действительно составило лукиановское вероизложение» (Спасский Л. Указ. соч. С. 320). Ср.: «Наука не подтверждает буквальной принадлежности его (символа. – Л. С.) Лукиану, но, может быть, в основе этой формулы и лежал какой-нибудь древний текст, связанный с Лукианом. Имя – священное для антиохийцев, а не только для ариан. Имя Лукиана было эмблемой родной восточной, доникейской старины» ( Карташев А. В. Вселенские Соборы. M., 1994. С. 66). 954 He случайно A. Спасский, касаясь высказываний o втором Лице Святой Троицы здесь, замечает: «Если кто-нибудь пожелал формулировать в возможно ясных терминах доникейское воззрение на Сына Божия, то он едва ли нашел бы что-либо более точное и полное, чем этот член Лукиановского символа, изданного Антиохийскими отцами» (Спасский А. Указ. соч. С. 320–321). 955 См.: Bienert W. A. Sabellius und Sabellianismus als historische Problem//Logos. Festschrift für Luise Abramowski zum 8 Juli 1993. Berlin; N.Y., 1993. S. 124–139. Поэтому в «Лукиановском символе» некоторые исследователи видят одновременно и антисавеллианскую, и антимаркеллианскую полемику. См.: Hefele Ch. J. Указ. соч. Р. 279; Kelly J. N. D. Указ. соч. Р. 270–271. 958 О Руфине как церковном историке см.: Тюленев B. Н. Рождение латинской христианской историографии. СПб., 2005. С. 84–100. 961 Мысль, также хорошо известная в древнецерковной литературе. См., например: «Господь научил нас, что никто не может знать Бога, если Бог не научит» (Св. Ириней Лионский . Творения. M., 1996. С. 330). Поэтому в «Послании Варнавы» христиане увещеваются быть «наученными Богом» ( γ νεσθε δ θεοδ δακτοι). См.: Epître de Bamabé/Ed. par P. Prigent//Sources chrétiennes. 172. Paris, 1971. P. 216. 962 Cp.: «B то время как на земле исчезла всякая правда, Бог послал на землю Учителя, чтобы Он был как бы новым законом, чтобы воздвиг новый храм и учредил новое богослужение словами и деяниями Своими».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010