Л. Лабердев , Семен, конюх стряпчий 320. Лазарев , Яков, двор. патриарш. 301, 313, 315, 316. Лапин , Федор, молодой подьячий 317. Ларионовы : Алексей, подьячий патриарш. разр. 313. Андрей, подьячий 324, 329. Лебедев , Стефан, монах, судия разрядн. прик. 129. Лебедянския села 322. Лебедянь , гор. 312; уезд 317. Левин , Тимофей, пятидесятник Азовских. конных казаков 306. Леонтьевы : Терентий, молодой подьячий 312. Тимофей, молодой подьячий дворц. судн. прик. 308, 318, 334. Лепендин , Федор, подьячий преображенск. полка 304, 317. Литаврин , Григорий, с. бояр. 319, 322. Литвиновские луга 332. Логин , старец посельский 305, 313. Лопухины : Борис, приказчик Лебедянских сел 322. Гавриил Григорьевич, двор. патриарш. 300, 310, 322. Леонтий Маркович, двор. патриарш. 300, 311, 320, 321, 333. Никифор, двор. патриарш. 300, 335. Лукеянов , Иван, молодой подьячий потешного двора 317. Луховский уезд 331. Лучаненко , Иван, сотник мояцкий 319. Львов , Василий, старый подьячий владимирск. судн. прик. 322, 331. М. Магнусов , Иван, двор. патриарш. 300, 314. Мазалевский , Андрей, подьячий патриарш. дворцов, прик. 307. Макарий , старец, казначей Венева Николаевскаго м-ря 334. Макарьевский , Тихон, монах, казначей 1, 28, 235, 303, 328, 335. Макарьевская ярмарка 231. Макидонский , Алексей Иванов, сеунженин 305. Макрина , игуменья Александровой слободы Успенскаго девичья м-ря 321. Манойлов , Василий, дьяк стрелецк. прик. 318. Матвеев , Иван, молодой подьячий сыскн. прик. 318. Межуев , Кузма, старый подьячий 313. Меншиков , Александр Данилович 321. Метельщики 208, 268. Микитин. См. Никитин . Микляев , Федор, старый подьячий стрелецк. прик. 318. Микулин , Федор, дьяк приказа большого дворца 318. Минин , Андрей, подьячий владимирск. судн. прик. 324. Минтер , Андрей Николаев, иноземец 304. Митрофанов , Василий, подьячий казанск. прик. 321. Митрофан , епископ воронежский 311. Митусов , Варфоломей, молодой подьячий потешн. прик. 317. Михаил , архистратиг 50. Михайловы : Андрей, дьяк печати, прик. 129. Иван, молодой подьячий земск. прик. 325. Могутов , Иван, подьячий 326, 329. Молчанов , Семен, подьячий патриарш. дворц. прик. 313, 320.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во всей силе духовная красота является в христианине тогда, «когда Господь Иисус Христос есть его сердце и его жизнь» (2 А: 247; 2 Б: 318 12 «). А для сего требуется «веровать, исполнять заповеди, очи щать сердце» (2 Б: 319). Компасом в духовном пути служит упование на Господа. «Бог, -пишет святитель Филарет, – хочет терпения и надежды, если подвергает душу лишению для её испытания и очищения» (2 Б: 319). Славнейшая и необходимейшая добродетель есть любовь. «Не любим, сказано, словом или языком, но делом и истиною... Сердца чувствительного и любящего не браню, – продолжает размышлять Святитель, – ибо лучше ли холодное и каменное? Каменное надо разбить, холодное согреть, чувствительное и любящее надобно возвысить от любви естественной к духовной» (2 Б: 324, 325). В духовной жизни и для духовной жизни важна молитва. Господь не требует от нашей немощи «суровой пищи, жесткого ложа и подобного сему... но тихой молитвы» (1: 682). «Молитва приближает к Богу», вводит молящегося в «средоточие» духовных существ. Душа его горит тихим и чистым огнём, «но не пригорает, кипит, но не выкипает, изливается, но не истощается» (2 Б: 320); «кипит огнём Божественного желания» – и этот духовный огонь «служит ей в одно время и силой для действования, и бронёй для защиты» (2 Б: 328). Душа усиленно молящегося входит «в общение с тем, за кого молится», простирает «ток силы к тому, кто ждёт помощи» (2 Б: 320). В молитве надо стараться быть «постоянну и непоколебиму нечаянностями, также надобно в ней быть тиху и смиренну и не давать дерзновения воображению» (2 Б: 320). Молиться подобает и наедине, и в семье, и в храме Божием... «И в семейной жизни можно находить и отделять время для молитвы и молчания, – учит Московский Архипастырь. – Домашнюю молитву Господь примет вместо церковного Богослужения, когда в сем участвовать нет удобства. Двум господам работать никто вам не советует. Но работать Господу можно и в уединении, и в семье. Если же точно видите препятствие в сем последнем положении, останьтесь в первом». При невозможности посещать храм Божий – не принимать сие со скорбью, а пребывать в мирном послушании воле Божией. «Имя Господне да обитает в сердце вашем, и фимиам молитвы да восходит горе от души вашей, и тогда вы не чужды храма Божия» (2 Б: 321). Но, сказав так, Святитель подчёркивает спасительность Богослужения. «Услышав благовест, приходите мыслью в церковь , припоминайте себе тамошнее действие и молитесь». Подчеркнув сие, он заповедует строго соблюдать в пении благоговение молитвы: «Надобно поговаривать поющим, что пение искусное приятно людям на краткое время, а пение благоговейное угодно Богу и людям полезно, вводя в них дух, которым оно дышит. Пения по нотам я не запрещаю, но пения партесного никогда в женских монастырях не находил порядочным, и потому никогда не одобрял. В нём более труда, нежели пользы, более тщеславия мнимым искусством, нежели назидания и помощи молитве» (2 Б: 341).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Юрашкевич Андрей Данилович (1854–?) – протоиерей. Депутат III Гос. Думы от Минской губ., прав. В 1879 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, кандидат богословия. Служил в духовном училище. С 1905 г. – ректор Минской духовной семинарии и преподаватель Минского епархиального училища. Член минского церковно-исторического комитета, председатель Николаевского братства. Известный проповедник и публицист. – 156–158, 209, 320, 323, 330, 344 Юстиниан (482 или 483–565) – византийский император с 527 г. Завоевал Северную Африку, Сицилию, Италию, часть Испании. Провел кодификацию римского права, способствовал строительству храма св. Софии в Константинополе. – 96 Яблоновский Владиславав Юлианович (1867–?) – польский публицист и литератор. Депутат III Гос. Думы от Варшавы, польское коло. Высшее образование получил за границей. В 1894 г. был арестован в Варшаве и провел несколько месяцев в заключении, был сослан в Верхнеуральск, где пробыл до 1896 г. – 208 Якимов И. С. – староста церкви в Казани. – 232 Якубов Николай Евграфович (1837–?) – протоиерей. Депутат III Гос. Думы от Вологодской губ., прав. В 1862 г. окончил Московскую духовную академию, магистр богословия. В 1862–1877 гг. преподавал философию, психологию в Вологодской духовной семинарии. С 1884 г. – настоятель кафедрального собора Вологды. Член «Союза русского народа», товарищ председателя совета отдела «Союза». – 320, 322 Якубович Вячеслав Андреевич (1868–?) – протоиерей. Депутат II, III и IV Гос. Дум от Минской губ., прав., умер., нац. После окончания в 1890 г. Минской духовной семинарии рукоположен во иерея к церкви с. Старчицы Слуцкого уезда, с 1897 г. служил в городке Петрикове Мазырского уезда. Благочинный. Член Русского окраинного союза. – 320, 322, 323, 345 Яновский Николай Николаевич (1875–?) – землевладелец. Депутат III Гос. Думы от Калужской губ., окт. В 1897 г. окончил Императорское училище правоведения. Калужский уездный предводитель дворянства, почетный мировой судья. Отказался от членства в Думе в июне 1913 г. – 335

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Смирнов Александр Васильевич (16.11.1857–?) – протоиерей, доктор богословия, духовный писатель. Депутат IV Гос. Думы от Казанской губ., окт., секретарь церковной комиссии. Окончил Казанскую духовную академию. Профессор богословия Казанского университета. – 346 Смирнов Димитрий – старообрядческий священник. – 44 Соколов 1-й Александр Серапионович (1840–?) – священник. Депутат III Гос. Думы от Ярославской губ., умер.-прав., нац. Окончил Ярославскую духовную семинарию, был назначен преподавателем Яранского духовного училища. В 1865 г. рукоположен во иерея. С 1880 г. священник с. Воскресенского Поречья Угличского уезда Ярославской губ. 6 лет преподавал в церковно-приходской школе. Устроил в своем селе 2 церковно-приходские и 1 земскую школы. В 1900 г. в честь 35-летия церковного служения награжден золотым крестом с украшениями. Преподавал в духовном училище. – 320, 324 Соколов 2-й Василий Семенович (1845–08.01.1912) – присяжный поверенный. Депутат III Гос. Думы от Костромской губ., прогр., товарищ секретаря III Думы. Окончил в 1871 г. юридический факультет Московского университета и занялся адвокатурой. 25 лет состоял уездным и губернским гласным. Председатель костромского уездного земства. – 330 Соколов 3-й Иван Иасоннович (1880–?) – священник. Депутат III Гос. Думы от Казанской губ., прогр., товарищ председателя Думы. Окончил в 1901 г. Казанскую духовную семинарию. Священник с. Александрова Ядринского уезда. – 320, 321, 330 Соловьев Владимир Сергеевич (16.01.1853–30.07.1900) – философ-идеалист, богослов, поэт. В 1877–1881 гг. читал лекции в Московском университете. – 29 Соловьевич Стефан Иосифович (1865–?) – священник. Депутат III Гос. Думы от Минской губ., нац. Окончил Минскую духовную семинарию, был псаломщиком и надзирателем Минского духовного училища. До избрания в Думу священник Городищенской церкви Новоградского уезда Минской губ. Благочинный. – 320, 323, 330 Солуха Виктор Дмитриевич (1870–?) – священник. Депутат III Гос. Думы от Киевской губ., окт., прогр., бесп. Окончил Киевскую духовную семинарию в 1882 г., до 1894 г. был одновременно учителем, законоучителем и псаломщиком. В 1894 г. был рукоположен во иерея и до избрания в Думу священствовал в с. Македоне Киевской губ. Миссионер, духовный депутат при производстве следствия и помощник благочиннного. – 321, 330

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

§ 3. Словами: «в евангельской системе не имеет места идея жертвенного искупления греха» (т. II, стр. 320) – отвергаю ли я церковное учение об искупительной жертве Христа? Нет. На тех же страницах II тома я пишу: «Что Христос пожертвовал Своею жизнью для спасения человека, что Он, претерпев уничижение и смерть от руки грешников, взял на Себя немощи и болезни грешников, понес их грехи,… всё это внушается каждою строкою евангелия (II, 315 ср. I, 340). И всему этому не противоречит фраза на стр. 320, так как здесь все ударение падает на —122— слово идея, и фраза имеет тот смысл, что в евангельском учении об искупительной жертве Христа не имеет места договорно-юридическая идея жертвенного искупления. Это именно и выясняется на тех строках 320 страницы, которые предшествуют этой фразе. Аналогично этому, в том же томе, ниже (стр. 333 след.), раскрывается мысль, что в евангельском учении о царстве Божием нет места для идеи царства Божия, т. е. для теократической идеи, для идеи народного богоизбранничества, – что евангельское учение о царстве Божием наполняется всем евангельским содержанием, и «было бы явным заблуждением – думать, что из понятия царства Божия можно дедуктивно извлечь какое бы то ни было евангельское содержание». Вообще в таких случаях речь идет о тонкостях терминологии, которыми нисколько не затрагивается существенное содержание христианской догматики. § 4. Утверждаю ли я на стр. 351 т. II, что церкви не дано власти отлучать кого-либо? Нет. На стр. 138–139 тома III отлучение недостойных я признаю не только правом, но даже долгом церкви. « Церковь должна строго следить, чтобы все её члены были рожденными от Бога, и извергать из своей среды всякого, кто, именуясь братом, живет как язычник». Этому я нисколько не противоречу на стр. 351 т. II, где я только излагаю евангельскую притчу о плевелах. И к этому изложению я на той же странице присоединяю следующее примечание, которым устраняется всякое возможное недоумение: «Другое внушается задачею церкви быть солью и светом для мира, прославить в его глазах Отца Небесного добрыми делами. В виду этой задачи церковь должна следить за своей репутацией, охранять свой определенный вид, отсекать от себя всё стороннее, всё прикрывающее её, стирающее её пограничные линии, обезличивающее её в глазах внешних. И очевидно, во имя этой задачи она должна извергать из своей среды всякое лицемерие, всех пристающих к ней по каким-нибудь корыстным побуждениям, прикрывающих её именем достижение земных интересов. Но это совсем не то, что вырывание плевел»…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кузовков Евдоким Леонтьевич (1869–?) – крестьянин-земледелец. Депутат III Гос. Думы от Калужской губ., окт. Окончил сельское училище земледелия. – 102, 103 Кузьмин Косьма Феоктистович – старообрядческий священник. – 45 Кузьмин-Караваев Владимир Дмитриевич (28.08.1859–17.02.1927) – общественный и политический деятель, публицист, генерал-майор, военный юрист, профессор. Депутат I и II Гос. Дум от Тверской губ., один из руководителей правого крыла кадетской партии. Окончил Пажеский корпус, затем был вольнослушателем Военно-юридической академии, которую окончил в 1883 г. Заслуженный профессор и писатель. Один из деятелей земского движения. Участник русско-японской войны. Профессор Военно-юридической академии. В Первую мировую войну – один из деятелей земства и член военно-промышленного комитета. После революции с 1919 г. в эмиграции. Был деканом Русского отделения юридического факультета Сорбонны, член Парижской русской академической группы, Союза русских писателей и журналистов, объединения русских адвокатов в Париже. – 319 Кузьминский Владимир Михайлович (1865–?) – протоиерей церкви г. Слонима. Депутат III Гос. Думы от Гродненской губ., нац. По окончании Литовской духовной семинарии служил в ней 3 года надзирателем. В 1887 г. рукоположен во иерея. Уездный наблюдатель церковно-приходских школ, член епархиального училищного совета, член правления духовного училища. Благочинный, законоучитель. – 320 Куприянов Василий Петрович (1864 – после 1932) – протоиерей. Депутат III Гос. Думы от Тверской губ., окт. Окончил Тверскую духовную семинарию в 1885 г. и рукоположен во иерея. Был окружным миссионером Тверской епархии. До избрания в Думу – священник с. Видропуск Тверской губ. Служил во Владимирской церкви в г. Твери, член епархиального совета. Арестован в 1922 г. и осужден на 2 года ссылки в Туркестан, после отбытия заключения вернулся в г. Тверь, где вновь служил во Владимирской церкви. 15.03.1932 арестован и сослан на 3 года в Казахстан, дальнейшая судьба неизвестна. – 320 Куракин Иван Анатольевич (01.08.1874–27.10.1950) – князь, камер-юнкер Двора Его Величества, впоследствии епископ Мессинский Иоанн. Депутат III Гос. Думы от Ярославской губ., окт., председатель комиссии по запросам, секретарь комиссии по народному образованию. Окончил юридический факультет Харьковского университета. Губернский предводитель дворянства. Член ЦК партии «Союз 17 октября». С 1920 г. жил в Париже. Оказавшись в эмиграции и овдовев, он приблизился к Церкви, был близок к митрополиту Евлогию (Георгиевскому). В 1931 г. рукоположен во иерея, настоятель церквей в Милане и Флоренции. С 1949 г. – архимандрит. Хиротонисан за неделю до смерти во епископа Мессинского (Вселенский экзархат). Умер в Париже, так и не добравшись до места назначения. – 330, 343, 355

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

816. Сборник избранных служб , в четвертку, 320 лл., полууставом разных почерков XVI и XVII вв., в дощатом с кожею переплете. Нет нескольких листов между листамн: 233 и 234, 275 и 276, 314 и 315. На полях внизу листов: 3, 32, 33, 35, 37, 38, 40, 41, 44, 46 приписка скорописью XVI в.: «Сию книгу Трефолой положил в дом Воскресению Христову да Собору Пресвятей Богородицы на Ленивую площадку Борисоглебекой поп Деомид по своей души и по своих родителех». Состав: за оглавлением. (1) службы святым: 1) декабря 3 – Савве Сторожевскому (2 об.–11 об.); 2) декабря 5 – Савве Освященному (12–25 об.); 3) декабря 6 – Николаю чудотворцу (26–38 об.); 4) декабря 7 – Антонию Сийскому (39–66). В заглавии пред службой написано: «Списано бысть сие многогрешным Иваном Русином родом от племени варяжс колена Августа кесаря римского в лето 7087 (1579); 5) января 10 – Павлу Обнорскому (67– 11–75 об.) 6) января 11– Феодосию Великому (76–81); 7) января Михаилу Клопскому (82–95 об.); 8) января 20 – Евфимию Великому (96–109); 9) января 31 – Никите Новгородскому (110–119 об.); 10) февраля 11 – Димитрию Прилуцкому (120–135 об.); 11) февраля 12 – Алексию митрополиту (136–147 об.); 12) мая 3 – Феодосию Печерскому (148–161 об.); 13) мая 14 – Иеидору юродивому Христа ради Ростовскому (162–178 обЛ; 14) мая 22 – Никите Переяславскому столпнику (179–184 об.); 15) сентября 6 – Михаилу архангелу (185 об.–195); 16) сентября 7 – Иоанну архиепископу Новгородскому (196–208 об.); 17) сентября 19 – князю Феодору и чадам его: Давиду и Константину Смоленским и Ярославским (209–223 об.); 18) сентября 30 – Григорию Пельшемскому(224–233 об.), без конца; 19) сентября 24 – Евфросинии «игумении святого Спаса юж церковь сама созда в селци в Богоспасаемом граде Полотцке» (234–240 об.); каноны: 20) Святей Троице (241–248); 21) на исход души, Андрея Критского и Иоанна Дамаскина (249–262 об.); 22) молитва над умершим архиереем: «Боже великий архиерею праведный соделанным (263); 23) предисловие пред каноном за единоумершаго: «Духовный мой брате и господине имрек сотвори со мною Бога деля последнюю любовь» )263 об.–266 об.); 24) канон за единоумершаго (266 об.–275 об.); 25) паремии из служб общих святым (276–291), без начала: на лл. 284–286 те же паремии, что на лл. 279 об.–280 и 282 об.–283; последование царских часов в навечерие Рождества Христова, без конца (292–320 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При бесчувствии души... полезно частое чтение Божественного Писания и умилительных слов богоносных отцев, памятование о Страшном Суде Божием, об исходе души из тела и о имеющих ее встретить страшных силах, с (соучастием) которых она делала зло в сей маловременной и бедственной жизни. Также (полезно) вспоминать о том, что мы должны будем предстать пред Страшным и Праведным судилищем Христовым, и не только в делах, но и в словах, и в помышлениях дать ответ пред Богом, пред всеми Ангелами Его, и вообще пред всем созданием (прп. авва Дорофей , 29, 204). Источник. ...Для падшей души нет иного утешения при исходе из тела, кроме трудов поста и слез (покаяния) (прп. Иоанн Лествичник , 57, 84). Да не будет душа твоя рвом, который иногда источает животворную воду смирения, а иногда иссыхает от зноя славы и возношения, но да будет она источником бесстрастия, всегда изводящим из себя реку нищеты (прп. Иоанн Лествичник , 57, 165). Источник. ...Душа, которая иногда плачет, иногда смеется, иногда наслаждается, никакой не может получить пользы (прп. Иоанн Лествичник , 57, 213). Источник. ...Весь мир не стоит одной души, потому что мир преходит, а душа нетленна и пребывает вовеки (прп. Иоанн Лествичник , 57, 267). Душа, чистотою соединившаяся с Богом, для научения своего не имеет нужды в слове других... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 270). Источник. Как дело Божие управлять миром, так дело души править телом (авва Фалассий, 91, 315). Свет души – ведение, которого будучи лишен неразумный во тьме ходит (авва Фалассий, 91, 316). Для души разумной пагубно оставлять Создавшего ее и раболепствовать телу (авва Фалассий, 91, 320). Здравие душ – бесстрастие и ведение, и улучить его невозможно тому, кто порабощен плотским сластям (авва Фалассий, 91, 320). Попечение о душе – злострадание (подвиги самоумерщвления) и смирение, ради коих Бог прощает все грехи (авва Фалассий, 91, 324). Ожесточенная душа, и когда бичуют ее, не чувствует, и к благодетелю никакого чувства восприять не может (авва Фалассий, 91, 324).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

И уж тем более важны   слова митрополита Антония Сурожского,   протопресвитера Александра Шмемана, архимандрита Саввы (Мажуко), дающие             успокоение и надежду измученным страхом и горем сердцам. Сергей Алексеев . Крещение Руси и Владимир Святой . – М.: Вече, 2015. – 320 с./Представляет Дмитрий Володихин //Фома. - – сентябрь 2015. – С.86. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). Читателю новой книги Сергея Викторовича Алексеева о святом        равноапостольном    князе Владимире надо знать три вещи. Во-первых, С. В.   Алексеев –     выдающийся академический ученый, доктор исторических наук,        профессор,    специалист по домонгольской Руси. Он как никто другой            осведомлен и обо всей громадной исторической традиции, связанной с         деятельностью великого князя Владимира             Святославовича, и о            новейших открытиях, касающихся его жизни, духовных подвигов и   державной работы. Во-вторых, автор книги – глубоко верующий, давно          воцерковленный человек. И это - честная, качественно сделанная работа,     наполненная почтительным отношением к православию и Русской Церкви. В          третьих, – книга С. В. Алексеева написана хорошим литературным языком.            Автор в этом смысле весьма консервативен. Так могли написать 100 лет          назад, когда у гуманитарной науки был вкус к хорошо поставленной русской             речи. Книга заслуживает наилучших рекомендаций. Преподобный Максим Грек. Избранные творения . Сост. М. Строганова . – М.: Благовест, 2014. – 320 с./Представляет Наталья Богатырёва //Фома. - – сентябрь 2015. – С.86. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). Уроженец Греции, получивший блестящее светское образование, монах       афонского монастыря Ватопед, в 1516 он был отправлен на службу к Василию   Ш и навсегда остался в России. Максим Грек резко выступал против           стяжательства влиятельной части церковников и под формальным предлогом          ереси, которую якобы обнаружили в его переводах богословских трудов, был       заключен в монастыри, где провел остаток жизни. Но именно тогда были     написаны самые известные его произведения. В них он выражает свою          позицию по самым разным вопросам. Чем полезны поучения Максима Грека       для      современного человека?      Тем, что он, пусть по-старинному витиевато,             пишет о страстях, которые терзают нас: зависти, тщеславии, самолюбии,      обрушивается на звездочетов – астрологов, гадателей. Слово Максима Грека         построено в виде обращения ума к душе и души к уму. Сильно, крепко,     образно и остроумно.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-149-...

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова Словарь имен 320 АВГУСТИН АВРЕЛИЙ , блаженный (354–430) – епископ Гиппонский (с 395 г.), учитель Церкви; разработал учение о сотворении мира, грехопадении, искуплении и спасении, выработал концепцию историософии и эсхатологии, которые стали определяющими для западноевропейского христианского мира. В споре о благодати и свободе воли опроверг ересь пелагианства. Богословие блаж. Августина, связавшего христианство с неоплатонизмом, имело определяющее влияние в Средние века вплоть до Фомы Аквинского. Главные сочинения: «О граде Божьем» (413–426), «Исповедь» (400), «О Троице» (400–416). АКСАКОВ КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ (1817–1860) – философ, публицист, поэт, историк, разрабатывал общественно-политическую теорию славянофильства. АЛЕКСАНДР , св., епископ Александрийский († 326) – обличитель арианства. Созванные им в 320–321 гг. соборы анафематствовали Ария. Существенна была его роль и на I Вселенском соборе (I Никейском), где еще в диаконском сане он проявил себя активным защитником православия. АЛЕКСАНДР I (12.12.1777–19.11.1825) – российский император, на императорском престоле с 11.03.1801 г. Старший сын императора Павла Петровича и Марии Федоровны. В начале правления провел умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным комитетом и М.М. Сперанским. В 1805–1807 гг. участвовал в антифранцузских коалициях. В 1807–1812 гг. сблизился с Францией. Вел успешные войны с Турцией (1806–1812) и Швецией (1808–1809). При Александре I к России были присоединены территории Вост. Грузии (1801), Финляндии (1809), Бессарабии (1812), Азербайджана (1813), бывшего герцогства Варшавского (1815). После Отечественной войны 1812 г. возглавил в 1813–1814 гг. антифранцузскую коалицию европейских держав. Был одним из руководителей Венского конгресса 1814–1815 гг. и организаторов Священного союза. АЛЕКСАНДР II (17.04.1818–1.03.1881) – российский император, на императорском престоле с. 18.02.1855. Сын императора Николая I и Александры Федоровны. Подписал в 1861 г. манифест об упразднении крепостного права и получил прозвание «Освободитель». Провел ряд реформ (земская, судебная, военная и т. п.). После Польского восстания 1863–1864 гг. перешел к реакционному внутриполитическому курсу. В царствование Александра II завершилось присоединение к России территорий Кавказа (1864), Казахстана (1865), большей части Средней Азии (1865–1881). С целью усиления влияния на Балканах и помощи национально-освободительному движению славянских народов Россия участвовала в Русско-турецкой войне 1877–1878 гг. На Александра II было совершено несколько покушений (1866, 1867, 1879:1880); убит народовольцами.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010