587 Список «Беседы» весьма интересный, но написан весьма неисправно, со многими ошибками, которые мы старались исправить. 592 С этим списком Беседы трех святителей совершенно сходен список в другой Соловецкой рукописи XVII в. 942; лист. 106–114. 596 Непосредственно после Беседы в рукописи следует статья под заглавием: «Вопросительная словеса о родословии», в которой прибавлено несколько вопросов из другой редакции Беседы. 597 Этим вопросом начинается Беседа 3–х святителей в солов. рукописи по которой она вся целиком выше напечатана. 598 На внутренней стороне верхней переплетной доски рукописи замечено: «Книга глаголемая Главник архимандрита Дионисия Футьня монастыря». 609 Сравн. с именами в апокрифе: «Семдесят имен Богу», напечат. в Памятн. Отречен. Литер. II, 339–344. 612 Из Алфавита иностранных речей. Ркп. солов. библиотеки 17. XVII в. в 8°. По этому списку Беседа уже была напечатана г. А. Карповым в Описании Азбуковников Солов. библ., стр. 124–132. 613 Ркп. XVI в. в лист, на 533 листах. На 1–м листе запись: «книга Хронограф государевых дьяков Щелкаловых дачи». 617 Разумеется Иосиф Флавий. Рассказ об Иоанне Предтече взят из древнеславянского перевода сочинения Иосифа Флавия об Иудейской войне; (книга Иосифа Евреина о полонении Иерусалима). В греческом подлиннике его нет. Подлинное краткое известие об Иоанне Крестителе читается в Antiqu. Iud. Lib. XVIII, cap. V. (По изданию Дидотовскому. Vol. 1. pag. 701–705). Смотри Обзор Хроногр. А. Попова . 1, 130–132). 619 Взято из славянского перевода сочинения Иосифа Флавия о войне Иудейской. «Краткий отзыв о Иисусе Христе, находящийся в Иудейских древностях» (Antiqu. Iud. Lib. XVIII, cap. 111. По Дидотовскому изданию Vol.1. pag.699) распространен и внесен в сочинение о войне иудейской. Смотри Обзор Хронографов А. Попова 1, 134–137. 620 Разумеется известное сказание Палеи «о съдеянии Святыя Троица». См. Памятники Отреч. литер. 1, 17. 624 Рассказ о воскресении Иисуса Христа и о титлах на кресте взят из двух отрывков славянского перевода И. Флавия; в греческом подлиннике они не читаются. Между отрывками вставлено замечание о самом Иосифе. Из всех отрывков, приведенных в Хронографе с именем И. Флавия, видно, что составитель Хронографа пользовался славянским переводом сочинения Флавия о войне Иудейской. В этом переводе много прибавлений, каких нет в греческом тексте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Слухами с востока он живо интересуется, хотя они доходили до него самым смутным образом и иногда в превратном виде, так, например, он не знает, что сделалось с этими лицами впоследствии, когда умер Иероним, а слухи об изгнании св. Иоанна Златоуста он сообщает под 404 годом и говорит: «Ioannes ob fidem catholicam Eudoxiam Arcadii uxorem infestissimam patitur arianam». Очевидно, что он смешал отношения Евдоксии к св. Иоанну Златоусту с отношениями Юстины к Амвросию медиоланскому . Затем первые сведения о соборе Ефесском дошли до него совершенно случайно; от пресвитера arabicae regionis Германа, прибывшего в Галлецию в 435 году, он узнал, что епископом в Иерусалиме был Ювеналий и что он вызван был в столицу Феодосием II, чтобы рассуждать о несторианах, причем Нестория признает продолжателем ереси евионитов. Идатий оставил знаменитый список консулов (fasti), к которому по местам сделаны прибавления о событиях, происходивших в их время. [Новое издание хроники Идатия и списка консулов сделано Моммсеном в Monumenta Germaniae, Auetores antiqu. XI, 1894; IX, 1892]. К этому типу продолжателей хроники Евсевия принадлежит комит Марцеллин; его труд обнимает время от 379–534 гг. Марцеллин вращался в Константинополе, и потому сообщения его о событиях западной церкви – скудны. Его хроника продолжена неизвестно кем до 548 года, а список индиктов – до 566 года. С другого пункта начинается хроника епископа нумидийского Виктора туннунского. Замешанный в споре о «трех главах» как защитник их, он был сослан в Египет и, переменив несколько мест заключений, умер после 566 года, вероятно, в одном из константинопольских монастырей. Хроника его – с 444 по 567 г. Хотя труд его тенденциозен, но все-таки нельзя отрицать важности и точности отдельных фактических показаний. [Хроники Марцеллина и Виктора изданы также Моммсеном в Monumenta Germaniae, Auetores antiqu. XI, 1894]. Кроме этого рода историографии на западе развивалась и специальная литература по нашему предмету монографического характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Слухами с востока он живо интересуется, хотя они доходили до него самым смутным образом и иногда в превратном виде, так, например, он не знает, что сделалось с этими лицами впоследствии, когда умер Иероним, а слухи об изгнании св. Иоанна Златоуста он сообщает под 404 годом и говорит: «ìoannes ob fidem catholicam Eudoxiam Arcadii uxorem infestissimam patitur arianam». Очевидно, что он смешал отношения Евдоксии к св. Иоанну Златоусту с отношениями Юстины к Амвросию медиоланскому . Затем первые сведения о соборе Ефесском дошли до него совершенно случайно; от пресвитера arabicae regionis Германа, прибывшего в Галлецию в 435 году, он узнал, что епископом в Иерусалиме был Ювеналий и что он вызван был в столицу Феодосием II, чтобы рассуждать о несторианах, причем Нестория признает продолжателем ереси евионитов. Идатий оставил знаменитый список консулов (fasti), к которому по местам сделаны прибавления о событиях, происходивших в их время. [Новое издание хроники Идатия и списка консулов сделано Моммсеном в Monumenta Germaniae, Auctores antiqu. XI, 1894; IX, 1892]. К этому типу продолжателей хроники Евсевия принадлежит комит Марцеллин·, его труд обнимает время от 379–534 гг. Марцеллин вращался в Константинополе, и потому сообщения его о событиях западной церкви – скудны. Его хроника продолжена неизвестно кем до 548 года, а список индиктов – до 566 года. С другого пункта начинается хроника епископа нумидийского Виктора туннунского. Замешанный в споре о «трех главах» как защитник их, он был сослан в Египет и, переменив несколько мест заключений, умер после 566 года, вероятно, в одном из константинопольских монастырей. Хроника его – с 444 по 567 г. Хотя труд его тенденциозен, но все-таки нельзя отрицать важности и точности отдельных фактических показаний. (Хроники Марцеллина и Виктора изданы также Моммсеном в Monumenta Germaniae, Auctores antiqu. XI, 1894]. Кроме этого рода историографии на западе развивалась и специальная литература по нашему предмету монографического характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Вследствие энергичной деятельности Неемии, стремившегося сделать храм иерусалимский центром политической жизни народа, после Неемии в государственной жизни народа получает особое значение первосвященник. Теперь вокруг него сосредоточиваются не только лица, принадлежащие к священническому и левитскому сословию, а также начальники народа (cape гаам, ср. Неем. 11 ), представлявшие остатки древнееврейской аристократии, которые посему и поселились в Иерусалиме ( Неем. 11:1 ) 264 . Особенно много способствовало усилению значения первосвященника, как органа внешнего управления, то внимание, какое было оказано завоевателем Палестины Александром Македонским первосвященнику Адую (Antiquit, jud., XI, 8, 5). С этого времени и до начала правления царей идумейской династии в Иудее (40 г. до Р. Хр.) первосвященник являлся представителем не только религиозных, но и государственных интересов израильского народа. Во время Маккавеев в лице Симона и его потомков первосвященник являлся правителем еврейского государства в подлинном смысле, так что к нему вместе с титулом первосвященника прилагался также титул вождя и правителя иудеев ( 1Мак. 13:42 ). Свою власть по управлению народом первосвященник разделял с синедрионом I8   265 . Впрочем, такое совмещение государственной и церковной власти в лице первосвященника у евреев было непродолжительным. При внуках Иоанна Гиркана произошло разделение властей. Один из его сыновей Аристовул, недовольствуясь достоинством первосвященника и вождя народа, присвоил себе также царский титул (Antiqu. jud. XX, 10, 3), какой сохраняли царствовавшие после Аристовула его брат Ионафан Александр (Ианней) и жена Александра, передавшая первосвященство сыну Александра Ианнея Гиркану (ibid. XX, 10, 3–4). По смерти царицы Александры сыновья Александра Ианнея Гиркан и Аристовул начали междуусобную борьбу из-за обладания царским титулом, причем обратились за помощью один к арабскому царю Арете, а другой – к римскому полководцу Помпею. Явившийся по приглашению Аристовула Помпей взял Иерусалим, самого Аристовула отослал пленником в Рим, а Гиркана поставил первосвященником и начальником народа, воспретив ему носить царский венец (Antiquit. jud. XX, 10. 4). По смерти Гиркана, после кратковременного (в течение 3 лет и 3 месяцев) правления Антигона, сына Аристовула, государственная власть у евреев перешла в руки лиц не еврейского происхождения: сперва царей из династии идумеев, а потом – римских проконсулов ( Деян. 13:7 , ;8 18:12; 19:38), управлявших Палестиной при посредстве прокураторов, называемых в Н. 3. ( Мф. 27:2, 11 ) игемонами. С переходом государственной власти к лицам иноземного происхождения, еврейский первосвященник навсегда лишился значения государственного правителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

1. p. 678 ad vosem… Cf. etiam: Schoettingen de Massia 1. III, thes. III, seqq. 63 Сверх вышеприведенных исследований заслуживают внимания Hengstenberg, Christologia V. T. in dissert de Divinitate Messiae in V. T., par 1, c. III, p. 215. seqq. cl. Drach.: deuxieme lettre d’un Rabbin converti Paris, 1827; Grotius, de veritate rel. 1. V. В указанных исследованиях приводятся очень ясные, разительные доказательства из вероучения иудеев, удостоверяющие, что иудеи, по общепринятому у них древнейшему преданию, признавали, что Мессия имел быть Богом, лицом, рожденным от Бога Отца, долженствовавшим состоять из двоякой природы в одном лице, и все прочее, чему учит Церковь Христова. De libro Sohar vid. In Kabbala denudate IV. vol. 4. 64 И то, нужно заметить, судья – потому лишь, что самоуправно присвоил себе это звание, хотя, как известно, по гражданскому тогдашнему праву, синедрион не мог судить судом уголовным. Об этом подробнее – ниже. 68 С тех пор, как Иудея присоединена к римской империи и сделалась ее провинций (а это было уже при Августе), иудеи хотя пользовались собственными гражданскими законами, касавшимися до благочиния и земского (municipale) управления, равно как общественным отправлением своего богослужения, и т.п., однако не имели уже права жизни и смерти. – Это право римляне всегда удерживали за собой: «apud Romanos , говорит Тацит (Annal. X) jus valet gladii, саетега transmittuntur, – и в Иудее предоставили его римским правителям, игемонам (praeses), или тем лицам, которые исправляли эту должность psaesidis) в звании прокуратора кесаря (procurator Caesaris), чем был на то время Пилат (Jos. Antiqu lib. 18, с. 4). Итак первосвященники, книжники и их друзья – фарисеи, если имели какие-либо опасения на счет проповеди и дел Иисуса Христа, если страшились за свое богослужение, – могли только расспрашивать о Его верованиях и учении, делать род предварительного исследования, даже сделать донос в том случае, когда бы действительно это учение противно было их закону. Только. Но этот закон, хотя и не допускал никакого нарушения в порядке религиозном, не имел однакоже никакой «понудительной силы (im coercimivam) в порядке внешнем. Совет иудеев не в праве был произнести смертный приговор. Нет сомнения, что так именно должно понимать текст Евангелия, где иудеи говорят Пилату: «не достоит нам убити никогоже, – не достоит, потому, что они лишены были уголовно-судебной власти (de justice criminelle ) – с тех пор, как стали подданными римлян (Loiseau, de Seigneries. chap. de Justices appartenants aux villes). См. Подр. сравн. Обзор Четвероев., Спб. 1859. Ч. II, стр. 86, прим. к § 105.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

С этою целью он отправился в Иоппию или Яффу, там сел на корабль и отправился в Фарсис, предполагая, как догадывается блаженный Феодорит, что Всевышний только в Иерусалиме и в земле Иудейской открывает Свою волю (в толковании Ион 1:3 1142 стр. 403). Под именем Фарсиса одни разумеют Тарс, город Киликийский, родину святого Апостола Павла (Иосиф Флавий, Antiqu. lib. XI, сар. II; Святой Кирилл Александрийский , Comraent. in Jon. 1:3); другие – Тартес, город Испанский (Бахарт и Пфейфер), а некоторые – Карфаген, иногда называемый в Писании Фарсисом ( Ис 23:14 ; 1143 блаженный Феодорит в толковании Ион 1:3  стр. 398 и 399; Абарбанел и другие раввины). Может быть здесь разумеется какой-нибудь остров Средиземного моря, носивший имя Фарсиса, одного из внуков Иафета, о которых замечено в бытописании: от сих населились острова народов, каждый по языку своему ( Быт 10:4–5 1144 ). Когда корабль находился уже в пути, тогда Господь воздвиг ветер крепкий на море… и корабль готов был разбиться ( Ион 1:4 ). Все бывшие на корабле в страхе возопили каждый к Богу своему и начали выбрасывать груз, чтобы облегчить корабль: один Иона спустился во внутрь корабля, лег и крепко заснул ( Ион 1:5–6 ). Блаженный Иероним замечает, что это был сон non securitatis, sed raoeroris, подобный сну Апостолов в саду Гефсиманском ( Лк 22:45 1145 ) перед страданием Спасителя (Comment. in Jon. 66). В поднявшейся буре Иона без сомнения увидел гнев Божий за свое ослушание и скорбь раскаяния возмутила его душу. Но как спутники Ионы пришли к заключению, что обдержащее их волнение есть кара небесная? Нет надобности для этого вместе с Еврейскими толкователями предполагать, будто корабль был остановлен невидимой силой, – и будто волны яростно поднимались только кругом корабля, тогда как все остальное пространство моря было тихо и невозмутимо. Спутники Ионы пришли к этому заключению на основании всеобщего верования, что гнев небесный преследует злодея особенно во время плавания по водам. Посему они решились открыть виноватого посредством жребия….

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Примечания к части первой К оглавлению См. Послание патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере, чл. 10. Так, из Херсонеса Таврического принесена была св. вера равноапостольным Владимиром сперва в Киев, потом и во всю Россию; епархия готфская, существовавшая в Крыму с четвертого века, в прошлом столетии подчинилась власти Святейшего всероссийского Синода, и одна из древнейших Церквей — грузинская, в наши уже дни присоединилась к Русской Церкви. Древняя, геродотовская Скифия простиралась от устья Дуная (Истра) или даже от Балканских гор (Гемуса) до Азовского моря и Дона (Танаиса). Южной ее границей были частью Дунай и Черное море, восточной — Азовское море и Дон на неопределенное пространство, западной — Прут или несколько далее, также на неопределенное пространство к северу. Так понимали эту Скифию и в первом веке по Рождеству Христову (см. в Археографическом атласе Европ. России, Потоцкого,— Географию Геродота, затем Географию Помпония Мелы, Тацита, и снес. Hist. natur. Plinii lib. 4, cap. 12, pag. 216, Paris, 1723). Следовательно, древняя Скифия заключала в себе нынешние Бессарабию и губернии Херсонскую, Таврическую и Екатеринославскую, т. е. весь наш Новороссийский край, простирающийся от Дуная и Прута до Дона. Впрочем, мы говорим о пределах древней Скифии только приблизительно, считая излишним для нашей цели входить в разбор разных мнений о сем предмете (см. Надеждин. Геродотова Скифия, объясненная чрез сличение с местностями, в Записк. Одесского Общества Истории и древностей, том I, Одесса, 1844). Древняя Сарматия (которую иногда называли азиатскою Скифиею, в отличие от европейской, считая Азовское море и Дон границею между Европою и Азиею), по Геродоту, простиралась на восток от реки Дона и Азовского моря на расстояние трех дней пути, а отсюда к северу на пятнадцать дней пути (Herodot. lib. 4, cap. 21 et 116). Последующие писатели точнее определяют ее границы, хотя не во всем согласно, полагая с запада реку Дон, с востока Каспийское море, с юга Кавказские горы, а с севера Волгу или приблизительно (Cellarii Geograph. antiqu. lib. 3, cap. 24).

http://sedmitza.ru/lib/text/435780/

27 По Бругшу от 1706–1464 г. мы излагаем историю Египта по Бругшу. Изучив памятники Египта в самом Египте, и усвоив себе все, что сделано было другими египто­логами, он умел в своей истории Египта кратко и точно передать результаты современных сведений о древней египет­ской истории. Его история оглавляется: Histoire d’Egypte dès les premiers temps de son existence jusqu’à nos jours. Leipzig. 1859. Вышла одна первая часть, обнимающая историю Египта до 340 г. пред Р. Хр. По Бунзену XVIII династия начинается с 1625 г. и прекращается в 1411 году. 28 Изгнание гиксов при Тотмозисе III было в 1603 или 1604 г. Если положить время построения храма в 1014 г., как принимают многие, то изгнание гиксов совпадает из года в год с исходом евреев из Египта по хронологии книги Судей 29 Кажущееся противоречие между хронологией книги Судей и хронологией третьей книги Царств может быть устранено предположением, что писатель книги Судей, рядом с числа­ми годов правления судей выставляя числа лет порабощения иноземного, подал тем повод прибавить лишних 111 лет. Именно рабство Хушану 8 л., рабство Еглону 18 л., рабство Иавину 20 л., рабство мадианитянам 7 л., рабство филистимлянам и аммонитянам 18 л., рабство филистимлянам 40 л.=ровно 111 л. Исключив эти годы из 591, получим 480 л. Из самой книги Судей видно, что некоторые годы порабощения должно считать не отдельно от годов судей, но вместе; напр. о Сампсоне сказано:и суди израилю во дни филисти­мляне двадесят лет ( Суд. 15:20 ). Достоверность счисления 480 лет от построения храма до исхода подтверждается сравнением списка родов первосвященнических. Род по пря­мому указанию книги Числ (32, 13:и водил он их в пустыне сорок лет, пока не кончился весь оный род) заключает 40 лет. Ахимааз современник построению храма был 12-й от Аарона. Таким образом мы здесь получаем 480 л. ( 1Пар. 6:2–10 .). По родословной Давида можно на­считать только шесть родов, которым, конечно, нельзя дать более 480 л. Родословная Левии через Герсона и Семея до Асафа также представляет 12 родов ( 1Пар. 6:39–43 ). В словах апостола Павла ( Деян. 13:18–22 .):около сорока лет Бог питал их в пустыне. После сего около четырех сот пятидесяти лет давал им судей до пророка Самуила. Потом Бое дае им Саула:сорок л. Отринув его, поставил им царем Давида, – 450 лет образовалось через прибавление к четыреста десяти годам книги Судей сорока лет правления Илия (1 Царств. 4:18.); поэтому и выражение:до пророка Самуила (ς Σαμλ) включает время правления его и годы царствования Саула, как делает и Иосиф Флавий (Antiqu. IV, 14, 9.). Таким образом, апостол Павел повторяет здесь общеупотребительное летосчисление евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskiy...

752 В иллюстрациях псалтирей (лобковой и др.) изображение рождества Христова приурочивается также к словам «Сын мой еси ты», но изображение Бога Отца здесь не вводится в этот сюжет. 754 Ср. тропарь 9-й песни канона нед. по Рожд. Хр.: «небеса (послужили) звездою, земля же ясльми, гора вертепом, волсви дарми, пастырие чудесем, ангели же слава в вышних Богу». 756 Подлинники критич. ред. (Акад. Филим. под 26 Дек.) указывают рядом с Иоанном Дамаскиным изображение Евфимия Великого со свитком: «Дева днесь пресущественнаго рождает и земля вертеп». В тропаре 1-й песни канона 26 Дек. читаем: «рожденному и пеленами повитому благочестно поклонился еси и к Нему, Евфимие, с благодушием отшел еси»: ср. троп. 4-й песни; в седальне по 6-й песни: «принесл еси Христу от Девы рожденному, Евфимие мудре, яко волсви, дары». 757 Для истории этих олицетворений см.: Bartoli, Admiranda roman. antiqu., tab. 12. Piper, Mythol. u. Symbol. der christl. Kunst II, 58 ff. Следует исправить ошибку Пипера на стр. 70–71: автор указывает олицетворение земли на одной иконе рождества Христова IX-XIII вв. в Мюнхене, но, судя по описанию автора, предположение его основывается на недоразумении. Описание дает видеть, что это греческая икона Рождества Христова обычной композиции. Здесь, по словам Пипера, «на левой стороне в пещере земля в виде пожилой женщины… держит Младенца, а другая женщина подает ей сосуд с водой». Ясно, что эта женщина представляет собой не олицетворение земли, но повитуху в обычной византийской сцене омовения Младенца. Для уяснения олицетворения пустыни имеет важность миниатюра ватик. рукоп. Иоанна Лествичника , где находится ξενιτεα – женщина с ветвью пустыни. Agincourt, LII. Миниат. ватик. рукоп. IX в. в атласе к Истор. виз. иск. проф. Кондакова, табл. X. 759 Рукоп. Макар. мон., л. 6. Ср. Tischendorf, р. 41–43; Protoev., с. XXII. Порфирьев, Новозав. апокр., 147. 761 Об иконографии Иоанна Предтечи: F. Piper, J. der Täufer in griechischen Kunstvorstell. Evang. Kal., 1867, 59. Ср. ст. гр. A.C. Уварова no поводу ст. Пипера: Археол. вестник, 1867, I, 70. Некоторые сведения в соч. г. Каменнова «Иконогр. св. Иоанна Крестителя», Правосл. собес., 1887.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

VIII. Обычаи Местные, получившие силу законов и существовавшие в Грузии по преданию. Такие узаконения, преданные уже царем Вахтангом письмена заключают 74 правила. Уложение это Вахтанга переведено с Грузинского на Русский язык и издано в 1837 году в С. П. Б. Сенатской Типографии. 89 По повелению Вахтанга отпечатаны след. книги: Евангелие, Апостол, Псалтырь, Служебник, Часослов, Молитвенник и Акафист Божией матери (эта последняя гражданским шрифтом). 90 О таковой ревности издавна царей Грузинских и народа к христианскому благочестию, и усердию в приношении вкладов в Иерусалим, свидетельствует и Константин Порфирогенит de Adm. Imp. sen Antiqu. Constantinop. pars. II. cap. XLV. Гайтон Армянин в предложениях своих Папе Клименту V о выгодных мерах для вооружения против угнетателя христиан, Египетского султана, – называет царей Грузинских усерднейшими из всех христиан поклонниками гроба Господня и воинственными. (Sunt enim, говорит он, devotissimi Christiani et potentes et multi, atquae strenui bellatores, Hist. Orient, cap. LVIII. 91 Греческие монастыри на основании грамот, пожалованных Царями Грузинскими, владеют по ныне в Грузии крестьянами, виноградными садами, и землями. Архимандриты их, управлявшие достоянием своих церквей в Грузии, построили подворья, в коих некоторые до ныне существуют, а другие пришли в развалины или по смутам остались не известными. Вот некоторые из них: 1) церковь во имя Св. Креста в Тифлисе; управляемая Архимандритом Иерусалимск. Патриарха. Нынешней Патриарх Иерусалимский Афанасий был Архимандритом в Грузии до 1803 года. 2) Церковь во имя Св. Великомученицы Екатерины Божий Матери, в селении Дирби, управляется Архимандритом Иерусалимского Патриарха, 4) церковь во имя Св. Великомученицы Екатерины в селении Мегвреви, 5) церковь во имя Иверской Божией Матери, управляется Архимандритом Афонской горы, 6) во имя Чудотворца Николая в горах Ходашенских; ныне она упразднена. 7) Церковь во имя Благовешения Пресвятой Богородицы принадлежащая монастырю Кипрскому 8) в Имерети есть две церкви, управляемые двумя Греческими Архимандритами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010