Такое близкое сходство двух сказаний, конечно, не могло быть случайным: оно объяснимо только при предположении взаимной зависимости их между собою. Не выяснено пока лишь присутствие Моисея и Илии при Преображении. Но последний уже у пророка Малахии ( Мал.3:1–3 ) представляется предтечей Мессии и потому появление его в таком тенденциозном повествовании, как настоящий рассказ синоптиков, нисколько не удивительно; а тогда понятно будет и привлечение еврейского законодателя к событию на горе. Он считался спутником Илии ( Мал.4:5 ), взятым на небо (Josephi Flavii Antiqu. IV, 8, 48; Assumptio Moyseos) и грядущим пред Мессией или вместе с Ним ( 3Ездр.6:26 ; 3Ездр.7:28 ; 3Ездр.13:52 ; Откр.11:3 ). Таким образом, ожидание Моисея было весьма распространено между иудеями; поэтому вполне естественно было в интересах веры последователей Спасителя заставить его явиться вместе с Илией 107 . Характеристической чертой изложенного мифологического воззрения на Преображение Господа служит признание строгой зависимости новозаветных рассказов от библейских, компилятивность их, проскальзывающая в каждой черте. Но, напротив того, мы видим, что евангельское повествование носит в себе не отрицаемые признаки своей оригинальности и исторической достоверности. Мы имеем три вполне согласных редакции рассказа с точными указаниями дат ante и post, с определением количества известных поименованных лиц, в одинаковой связи с последующим и предыдущим. Зачем же эти подробности, если речь идет о каком-то фантоме? Для мифа они совершенно безразличны и даже не нужны. Но этого мало. Как представить себе разумно происхождение такого поразительного согласия в легендарном сказании? Ведь мифологический процесс, по Штраусу, действует бессознательно и, следовательно, в результате его необходимо должны получиться разногласия и противоречия, если бы даже в различных местностях и у отдельных индивидуумов он преследовал одну цель – возвышение личности Иисуса Христа. Предположим, наконец, что тут много работала рука позднейшего писателя, закрепившего в письмени устную легенду; во всяком случае, необъяснимо существующее сходство между евангелистами при полной независимости их сообщений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

604 Quintil. Decl. 274. Сравн. Cic. in Verr. V, 66. Tacit. Annal. XV, 44. Liv. VIII, 15. Plaut. mil. glor. 2, 4, 6. Sen. ir 1, 16. 610 Деян. 7:58 . Смотр. еще Ioseph. Antiqu. IV, 8, 24: ξω τς πλεως. Bell. jud. IV, 6, 1: ξω πυλς. Locus lapidationis erat extra urbem. Sanhedr. f. 42, 2. Только произвол и жестокость некоторых прокураторов были причиною отдельных исключений из этого обыкновения. 617 Orig. Tract. 36 in Matth. Tertull. Adv. Marcion. II. Hieron. in Matth. c. 27. Epist. 17. Ambros. in Luc. c. 23. 620 См. Itinera hieros. ed. Tobl. et Molin., p. 18. Сравн. выражения у других паломников, ibid., pp. 52, 57, 63,102 и др. 623 Именно на эту связь указывали и отцы Церкви, когда приводили сказание о гробнице Адама на Голгофе. Venit enim ad me traditio quaedam talis, – говорит, напр., Ориген , – quod corpus Adami primi hominis ibi sepultum est, ubi crucifixus est Christus: ut, sicut in Adamo omnes moriuntur, sic in Christo omnes vivificentur. (Orig. in Matth. III, 43). Сравн. Ambros. in Luc. c. 23. Hieron. in Ephes. V 14. Theophyl. in Joh. c. 19. 629 Bab. Sanhedr. f. 43. 1: prodeunti ad supplicium capitis potum dederunt, granum thuris in poculo vini, ut turbaretur intellectus ejus; tradi tioque est, foeminas generosas Hierosolymitanas hoc e spontaneo sumptu suo exhibuisse. 633 Bell. jud. VII, 6, 4: KeAeuei. κελεει καταπγνυσθαι τν σταυρν. Сравн. Cic. Verr. 5, 66: quid attinuit, cum Mamertini more atque instituto suo crucem fixissent post urbem, te jubere in ea parte figere. Illa crux sola illo loco fixa est. 639 Древние церковные писатели не иначе представляли себе распятие Господа Иисуса Христа. См., напр., August. de civit. Dei XVI, 2. Ambros. I, 10 in Luc. Euseb. 1V, 15. 641 У иудеев при побиении камнями также не вполне обнажали тело преступника. Denudant vestibus virumque tegunt a parte priori... Sanhedr. VI, 3. 642 Lucian lib. VI, de maga Thessala. Hilar. de trinit. lib. X. c. 13; tract. in ps. 143. Plin. H. nat. XXVIII, 11. Plant. mil. glor. 2, 4, 7. Tert. nat. I, 12. Artem. on. I, 76. Sen. ad Marc. 20 и др. Эти веревки дали повод думать, что два разбойника по сторонам Иисуса Христа не были пригвождены, а лишь привязаны. Так мы встречаем на некоторых художественных изображениях Голгофы с тремя крестами. Но в пользу этого нельзя найти ни одного древнего свидетельства. В Египте, действительно, руки и ноги распятого только привязывались. Xenoph. Ephes. 4, 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

Там повелевал Бог приносить начатки и десятины, первородных овец и другие жертвы. Посему, сообразно с сим, Бог ограничил евреев небольшим пространством земли, чтобы и ленивые без труда собирались в посвященный Богу храм» 488 . «Относительно хронологии книги Судей существуют следующие даты. Если сложить все цифровые данные самой книги о правлении судей и промежуточных продолжительных периодах господства над евреями разных врагов, то получим следующий ряд цифр: Хусарсафем господствовал 8 лет ( 3:8 ), Гофониил судил 40 лет ( 3:11 ), моавитяне господствовали 18 лет ( 3:14 ), Аод судил, и евреи покоились 80 лет ( 3:30 ), Иавин господствовал 20 лет ( 4:3 ), Девора судила 40 лет ( 5:31 ), мадианитяне притесняли 7 лет ( 6:1 ), Гедеон судил 40 лет ( 8:28 ), Авимелех 3 года ( 9:22 ), Фола 23 года ( 10:2 ), Иаир 22 года ( 10:3 ), аммонитяне притесняли 18 лет ( 10:8 ), Иеффай судил 6 лет ( 12:7 ), Есевон 7 лет ( 12:9 ), Елон 10 лет ( 12:11 ), Авдон 8 лет ( 12:14 ), филистимляне господствовали 40 лет ( 13:1 ), Самсон судил 20 лет ( 16:31 ).– Всего 410 лет. Если к этому прибавить 40-летнее правление последнего судьи и первосвященника Илия ( 1Цар. 4:18 ), то получим 450-летний период для всей эпохи судей. С этим, по-видимому, согласуется дата, указываемая ап. Павлом: низложи язык седмь в земли Ханаанстей, даде им в наследие землю их. И по сих яко лет четыреста и пятьдесят даде им судьи до Самуила пророка ( Деян. 13:19–20 ).– Оба приведенные счисления, как видно сходные между собою, составляют, можно сказать, одну дату. Другая дата заключается в следующих двух ветхозаветных указаниях. В ( Суд. 11:26 ) читаем: егда вселися Израиль во Есевоне и в пределех его... и во всех градех у Иордана, триста лет.– Так говорит Иеффай царю аммонитскому, назначая 300-летний период для эпохи с Моисея (Валак, царь моавитский, упоминается в 25 ст.) до своего времени. Это счисление, очевидно, не совпадает с вышеприведенной датой, потому что сюда входит правление Иисуса Навина (25 лет по Флавию. Antiqu. V. I. 23) и всех предыдущих до Иеффая судей (должно было получиться 350 лет, если со смерти Моисея начать счет). Но еще большее числовое сокращение заключается в третьей дате: ( 3Цар. 6:1 ): и бысть в четыредесятное и в четверосотное лето исхода сынов Израилевых из Египта, в лето четвертое, в месяц вторый, царствующу царю Соломону над Израилем и созда храм Господеви. По этой дате назначается 440-летний (по нынешнему еврейскому тексту 480 лет) период для всей эпохи с исхода до 4-го года правления Соломона. Если следовать этой дате (даже по еврейскому тексту) и отнять от этой цифры 40 лет странствования по пустыне, 25 лет правления Иисуса Навина, 40 лет первосв. Илия 489 , 40 лет правления Саула, 40 лет Давида и три года Соломона, всего 188 лет, то на эпоху судей останется лишь 220 лет вместо 410.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

16 Весьма характерно, что именем λεγομνη προσαγορευομνη – αλουμνη – πασχα Флавий всегда называет жертву пасхального агнца 14го нисана. См. ниже примеч. и к прим. 19, 62, 66, 67, 70, 72, 73 на стр. 10, 34–36. 17 К этому отделу см. исследование E. Schürer " а Über φαγειν το πασχα S., 11–21 Cp еще у Cornely, р. 271(8), и Knabenbauer, р. 408–409. 18 Так решительно по всем изданиям В 3. См., напр., Vetus Testamentum, ed. С. Tischendorf, t. I, Lipsige 1860, р. 567–568. Ed. V. Loch ех codice Vaticano, Ratishonae 1866, р. 430. The Old Testament in Greek, ed H. Swete, vol. II, Cambrige 1891, р 113. Вариантов не имеется. Ср. прим, и к прим. 19, 67, 73 на стр. 10, 34, 36. 19 Замечательно, что и Иосиф Флавий говорит об очищении иудеев вместе с жёнами и детьми пред жертвою 14-го нисана, называемой пасхою. Antiqu. XI, 4: 8 в Opera ed. Ben. Niese III (Bero in 1892). 25: νστσης δ τζ τν ζυμων ορτς μην τϖ πρτω … πς λαος … α την ορτν γαγον γνεοντες μετ γυναιν α τνων τπατρ νμ, α τν πσχα προσαγορευομνην ϑυσαν τετρδι α δετη το ατος μηνζ «πιτελσαντες» .τ.λ. 21 Passow (Rost und Palm), Handwörterbuch d. Griech. Sprache I, 1 (Lpzg. 1841), S. 9b. Wilkii – Grimm, Lexicon graeco-latinam in libros Novi Te tamenti, Lipsiae 1888, p. 3a. Cp. у prof T. К. Abbott (английского переводчика некоторых сочинений г. Хвольсона), Essays chiefly on the Original Greek of the Old and New Testaments, London 1891, p. 161–162. 70–71. 22 В эфиопском переводе (Novum Tcstamentum D. N. et S. Jesu Christi aetiopice. Ad codieum manuscripto um fidem edidit Thomas Pell Platt. Londinii 1830) читается: «арвэ фасика», а «арвэ цахай» (напр., у Лк.4:40 ) обозначает «закат солнца». Выходит, как будто здесь разумеется «вечер пасхи»; по почему бы не понимать это выражение в смысле непременно указывавшего на канун? 24 Можно было бы привести упоминание о «великой субботе» в XIX, 31, которое причиняет столько досады гармонистам. Так, Крешничка читает в этом месте ενη и το σαββτου понимает в смысле «пасхальной недели», с какого бы дня она ни начиналась (op.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

359 Только на северной стороне не было таких башен. Там возвышались три могущественные башни – Гиппика, Фазаэл и Мариамна, служившие укреплением проходившей здесь северной стены верхнего города. Bell. jud. V, 4, 34. 361 Один из примеров можно указать в обличениях Цицерона против поведения Верреса. Cicero in Verrem II, 5, c. XII. 30: illa domo praetoria, quae regis Hieronis fuit. 370 Bell. jud. V, 5, 8. Правильность линий внешней ограды храма, таким образом, должна была нарушаться в этом месте Антониею, которая своими северною и западною сторонами выступала из площади храмовой стены, а южною и восточною врезывалась в эту площадь. 371 См. Antiqu. XX. 5, 3; XX, 8, 11. Bell. jud. II, 12, 1; II, 15, 6; II, 16, 5; II, 17, 1; IV, 4, 6; V. 5, 8; VI, 2, 9 и др. 379 Конечно, если бы мы задались целью с точностью указать здесь каждый локоть земли, занятый некогда Антониею, мы взяли бы на себя труд непосильный. См. Topogr. v. Tobler, B. 1, s. 637–648. Но что она была именно здесь, не подлежит сомнению. 380 Bell. jud. V, 5, 8. Другое замечание того же историка, что после падения храма около 8400 человек нашли убежище и средства для своего укрепления в этом замке (Ibid. VI, 7, 1), показывает, как велика была вместительность Иродова дворца. 391 Ibid. p. 64: de Golgotha usque ad sanctam Sion, que est mater omnium ecclesiarum, passus numero CC. 400 См. латинский текст у Сеппа. Ierusalem. B. 1, s. 191. В своем месте мы уже говорили об отождествлении в некоторых памятниках претории и дома Каиафы. Здесь мы найдем несколько примеров этого. 402 De situ Iherusalem f. 16. b. Quem fraudis osculo vinctum ducunt in Sion, Pylati pretorium grece nuncupatum lythostrotos, gebraice gabatha. Monte Sion Jesum probris nimiis afflictum, verberibus cesum, cachinnis derisam, crucis sue bajolum Pylati jussu, judeorum impulsu in golgatha (duxerunt). 22 b. Extra atrium ad aquilonem est ecclesia in honore s. Petri ubi pretorium fuisse dicitur, CM. Sepp, I, 192. Tobler. Topogr. B. 1, s. 224 n. 2; s. 225 n. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

adv, haer. III, 18, n. 6). 127 Iren. adv. haer. V, 2, n. 1. И в другом месте: ουδ γρ ν ληθς σρκα και αιμα σχηκς, δι’ ν μας ξηγορσατο, ε μ την ρχαιαν πλσιν το Αδμ εις αυτον νεκεφαλαισατ (ibid. V, 1, n. 2). 128 Tertull. contr. Marcion. III, 8. И еще: Empti sumus pretio magno. Plane nullo, si phantasma fuit Christus, nec habuit ullam substantiam corporis, quam pro nostris corporibus dependeret (ibid. V, 7). 130 Gregor. Nyss. contr. Eunom. orat. II, Opp. T. II, p. 483, ed. Morel. Ту же мысль выражают: блаж. Августин (de civit. Dei X, 27; Serm. CCXXVII, n. 4), блаж. Феодорит (Epl. CXLV ad monach. CP) и св. Иоанн Дамаскин : «так, целый целого меня воспринял, и целый соединился с целым, чтобы целому даровать спасение. Ибо не принятое Им на себя осталось бы неисцелевшлим. (Точн. Излож. пр. веры кн. III, гл. 6, стр. 152–133). 134 Посл. к Кледонию I, там же 203. Мысль эта встречается и у других учителей Церкви, например: у блаж. Августина (Epl. CXXXVII. n. II; CXL, п. 12) и у св. Иоанна Дамаскина : «Слово Божие соединилось с плотию посредством ума, который есть нечто среднее между чистотою Божества и дебелостию плоти: ибо ум владычествует над душою и плотию, и самое чистое в душе есть ум, а чистейшее и ума – Бог» (Точн. излож. пр. веры кн. III, гл. 6, стр. 153). 136 Иоан. Дамаск. Точн. Излож. пр. веры III, 6, стр. 152. Тоже – у блаж. Августина: Non est homo perfectus, si vel anima carni, vel animae ipsi mens humana defuerit (Epl. CLXXXVII ad Dardan. n. 4; cfr. de divers. quaest. LXXXIII qu. 80, n. 1). 143 Так – а) в символе, известном под именем апостольского, говорится: τον Κριον μν, τν γεννηθντα εκ πνεματος γιου και Μαρας τς παρθνου; б) в символе, помещенном в постановлениях апостольских: και κ τς γας παρθνου Μαρας γεννηθντα…; в) в символе Церкви антиохийской по тексту, приводимому Кассианом: qui propter nos venit et natus est ex Maria Virgine… (Vid. apud Bingham. Antiqu. eccles. lib. X, c. 4, §§ 7. 11. 12). 147 Adv. haer. III, 21, n. 5. И далее: «Как Ева , хотя имела мужа, но, еще оставаясь девою, показала преслушание, и чрез то причинила смерть себе и всему роду человеческому: так Мария, быв обручена мужу, но пребывая Девою, явила послушание ( Лук. 1, 38 ), и чрез то послужила спасению своему и всего рода человеческого» (-III, 22).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Ib. 163 и Lueken, Michael, 33 сл. 467 Lueken, 10. В самой книге Еноха место Уриила занимает иногда Фануел (40, 9) или Arsjblaljur (гл. 10), а место Рафаила (40, 6) – Сурьян (Суриил, 9, 1). 468 О других перечислениях 7 ангелов см. Lueken 37 и Weber 164. 469 Weber, 163. 470 Ib., 197 сл. В четвертой книге Баруха, 11 (ed. James в Texts and Studies Robinson " a, 92) Михаил принимает от ангелов молитвы людские у врат небесных и приносит их пред лицо Божие. О роли Михаила в еврейской эсхатологии см. выше, стр. 309. 471 Lueken 53; Тайны Еноха 19, 4. 472 Smьbbe, Jьdisch-babylonische Zaubertexte (1895), 23; Ср. Hilgcnfeld, Ketzergesch. 190. 473 Ср. Gunkel, Schцpfung und Chaos, 124–131; Jos. Bell. jud. V, 5, 5 (νμφαινον δ ο μν πτ λχνοι τος πλαντας); Antiqu. III, 6, 7 и 7, 7; Philo, Quis rerum div. haeres, 45 (III, 50) ...πομνηστον, τι τς κατ ορανν τν πτ πλαντων χορεας μμημ στιν ερ λυχνα κα ο π " ατς πτ λχνοι и т. д. 474 Strom. VI, 143 πτ μν εσιν ο τν μεγστην δναμιν χοντες πρωτγονοι γγλων ρχοντες cp. Lueken, 112 сл. 475 Hilgenfeld, Ketzergesch. 190 сл. Iren. adv. haer. I, 24, 1, 2. Человек был крайне несовершенным созданием и даже не мог стоять прямо, пресмыкаясь подобно червю, пока вышняя сила не сжалилась над ним, не послав в него искру жизни. Ср. выше стр. 166–167, учение Филона, который также объяснял несовершенства человеческой природы тем, что ее создали ангелы. 476 Известно, что евреи нередко представляли ангелов в виде животных (в связи с учением о «Меркабе»), напр. льва, орла, тельцов, овец, змиев, примеры чему мы еще увидим ниже. «Гностики» Епифания имели апокрифическую книгу, где повествовалось о видении Захарии, который увидел νυρωπον σττα voυ μορφν χοντα haer. 26, 12. 477 Ср. Lueken, 117. Мытарства усопшего изображались аналогичным образом и другими гностиками, напр. маркосианами (Hilgenfeld, 381 сл.), а также мандейцами (семь matarta или мытарств см. Brandt, Die Mandдische Religion (1899), § 38). Ср. также Pistis Sophia (ed. Schwarze-Petermann 1851–3) IV, стр. 360, 366. См. Anz, Ursprung., d. Gnost., 70 сл. 478

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

173 Так, по Dr. Alfons Мауег’у, ценз был начат при Сатурнине, продолжен при Варе и лишь закончен при Квиринии (Die Schatznng bei Christi Geburt, S. 70 ff., 73), почему Христос родился не при последнем (S. 72). 174 Ср. R. P.Fr. M.J. Lagrange в «Revue bibiique internationale», nouvelle serie VIII: 1 Janvier 1911, p. 66 ss. 177 Такова, напр., гипотеза † проф. А. А. Некрасова (Чтение греческого текста святых Евангелий, Казань 1888, стр 69–71), что у Луки разумеется особый и отличный от известных римских сановников Цирений или Кирений (Κορνιος, Cyrenius), а у Иосифа Флавия – Квирин (Quirinus), для чего нет ни малейших серьезных оснований. Заметим только, что Bened Niese употребляет начертание Κορνιος в своем издании сочинений Иосифа Флавия, однако для него возможно и Κορνιος (см. Prof. Th. Zahn, Das Evangelium des Lucas ansgelegt I, S. 130, 18 ), а последнее равнозначуще Quirinius (см. у Dr. Hermann Gerlach, Die römischen Statthalter in Syrien und Judaea von 69 vor Christo bis 69 nach Christo. Berlin 1860, S. 36 ff), каковое принято и для Тацита, но не Quirinus (хотя оно доминирует у Carolus Halm, Cornelii Taciti libri qui supersunt, t. 1, Lipsiae 1889, в Bibliotheca Teubneriana и защищается, напр., у William Hyde в «The Living Church» ХХХП, 18: Milwaukee, Wis., March 4, 1905, p. 613 b). 179 Доселе по этому предмету более приняты в науке два пред­положена об обстоятельствах, при которых произошла первая Квириниева перепись: 1) или это было по случаю отказа 6.000 фарисеев от присяги Кесарю (Jos. Flavii Antiqu. XVII, 2: 4) около 6 г. до рождества Христова (Lie. Dr. Wandel в «Studien und Kritiken» 1892, I, S. 120; Prof. Dr. Joseph Felten, Neutestamentliche Zeitgeschichte I, S. 142; R. P. Fr.M.-J. Lagrange в «Revue biblique internationale», nouvelle serie VIII: 1 Janvier 1911; p. 76), 2) или же после того, какъ своим самовольным походом против арабов Ирод в. вызвал гнев Августа, который угрожал, что теперь перестает видаться в нем друга и будет считать только подданным (Antiqu. XVI, 9: 2. 3; ср. выше на стр. 22), т. е после 8–7 года до рождества Христова (Dr. Alfons Mayer, Die Schatzung bei Christi Geburt, S. 62–63).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

52 Степени покаяния были: 1) плач пред входом во храм; 2) слушание вместе с оглашенными в притворе; 3) повержение, или покаяние во храме у дверей; 4) присутствие с верными, но еще не участие в причащении Святых Таин. Наконец уже Причащение. 54 Вот некоторые благочестивые и похвальные обычаи древних христиан. У Тертуллиана есть свидетельство, что христиане, при всех делах своих, употребляли крестное знамение. Погребение совершалось с молитвами и псалмопением, при чем употреблялось и возжение светильников. Поминовение по усопшим также было – в 3, 9, 40–й день и ежегодно, (как видно из Заповедей Апост.); Христиане удалялись от народных зрелищ; заграждали слух от нечестивых слов и удалялись; любили заниматься словом Божиим и за работою. Церкви вспомоществовали одна другой в нуждах, питали вдовиц и бедных, и, во время общественных бед, благотворили самим язычникам. 63 Переводы Ветхого Завета, кроме 70 толковников, сделаны новые Аквилою (при Адиане), Феодотионом и Симмахом. 64 Например, Дионисия о небесной и церковной иерархии, о таинственном богословии и Ермы три книги, в коих, между прочим, описаны видения писателя. 72 Константин прекратив гонение Диоклитианово, повелел возвратить имения христиан, у них отнятые; освободил клир от всех общественных повинностей, запретил крестную казнь, позволил в распрях обращаться к суду епископов, храмы идольские или разрушал или отдавал христианам вместе с их доходами. – К вере, впрочем, не принуждал никого. Сам он крестился при конце жизни, в предместии Никомидии. 73 О абиссинцах, готфах, вандалах и свевах см. Sokrat Н. Е. L. I. Sozom. L. II. О франках Gregor. Turon. H. Franc. О ирландцах Уссен Antiqu. Britt. Обо англо-саксах Bedae Hist. Eccl. gentis Angl. О герулах и пр. Procop. De bello Goth. 74 Об англо-саксах Beda Н. Е. О народах германских и др. Henr. Cansii Lectt. Antiqu. О народах в Азии Asseman Biblioth. orient. О действиях Карла В. Eginhard de vita Car. М. О норманнах Adam. Brem. Н. Е. S. Ansgarii vita genuine ed. a Claud. Arhenio. О народах славянских и венграх. Constant. Porphyr. in vita Basilii Maced. et de administer. imperio, Кедрин, Дитмар и др. Росс. Летописец Нестор. О поляках, Длугош Н. Polon.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Иоанна Златоуста он сообщает под 404 годом и говорит: «Ioannes ob fidem catholicam Eudoxiam Arcadii uxorem infestissimam patitur arianam». Очевидно, что он смешал отношения Евдоксии к св. Иоанну Златоусту с отношениями Юстины к Амвросию медио–ланскому. Затем первые сведения о соборе Ефесском дошли до него совершенно случайно; от пресвитера arabicae regionis Германа, прибывшего в Галлецию в 435 году, он узнал, что епископом в Иерусалиме был Ювеналий и что он вызван был в столищ Феодосием II, чтобы рассуждать о несторианах, причем Нестс рия признает продолжателем ереси евионитов. Идатий оставил знаменитый список консулов (fasti), к которому по местам сделаны прибавления о событиях, происходивших в их время. [Новое издание хроники Идатия и списка консулов сделано Моммсеном в Monumenta Germaniae, Auetores antiqu. XI, 1894; IX, 1892]. К этому типу продолжателей хроники Евсевия принадлежит комит Марцеллин; его труд обнимает время от 379—534 гг. Мар–целлин вращался в Константинополе, и потому сообщения его о событиях западной церкви — скудны. Его хроника продолжена неизвестно кем до 548 года, а список индиктов — до 566 года. С другого пункта начинается хроника епископа нумидий–ского Виктора туннунского. Замешанный в споре о «трех главах» как защитник их, он был сослан в Египет и, переменив несколько мест заключений, умер после 566 года, вероятно, в одном из константинопольских монастырей. Хроника его — с 444 по 567 г. Хотя труд его тенденциозен, но все–таки нельзя отрицать важности и точности отдельных фактических показаний. [Хроники Марцеллина и Виктора изданы также Моммсеном в Monumenta Germaniae, Auetores antiqu. XI, 1894]. Кроме этого рода историографии на западе развивалась и специальная литература по нашему предмету монографического характера. Так, мы знаем, что Иероним пришел к мысли составить такое произведение, которого на востоке не было. Это именно монографический труд его по истории христианской литературы «De viris illustribus» (так называемый каталог церковных писателей), составленный им на основании Евсевия и доведенныый до 392 или 393 года [ed.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010