1251 Товиадом признает Симона Эвальд (Gesch. des Volkes Israël, Bd. IV, s. 379), хотя на это и нет прямых указаний в источниках. Во всяком слу­чае, если он и не принадлежал к означенной фамилии, то все же, вместе со своим братом Менелаем ( 2Мак. 4:23 ), он был одним из наиболее видных приверженцев „партии Товиадов». Ср. Гретц. Gesch. der Juden, Bd. II, s. 276, и прим. 1-ое. 1254 По всей вероятности, в это именно время бежал в Египет от преследования эллинистов Ония IV, сын Онии III, построивший храм в Леониополе. Этот факт прекрасно комментирован Люциусом, а потому мы не будем здесь его касаться. 1257 Ioseph. Flav. Antiqu. jud. XII, 5. 1. Cp. 2Мак. 4:7–9 . В данном случае показания источников несколько расходятся между собою: по свидетельству 2-ой книги Маккавейской, эллинизация Израиля была делом Иасона, по Иосифу Флавию делом Товиадов и Менелая, преемника Иасонова. Однако означенное разногласие, во-первых, нисколько не изменяет заключения, вытекающего из данных сообщений; а во-вторых, оно может быть отчасти сглажено тем обстоятельством, что, если историки и дают предпочтение свидетельству 2-ой книги Макк., то во всяким случае, это последнее должно быть пополнено известием Иосифа о деятельном участии в означенных со­бытиях Товиадов, так как Иасон не мог бы иметь такого успеха без содействия своих единомышленников эллинистов (ср. 1Мак. 1:11–15 ), а между тем, во главе эллинистов и стояли именно Товиады. (См. Гретц. Gesch. der Juden. Bd. II, s. 272; ср. s, 297, прим. 2-ое, в конце). 1261 2Мак. 4:19–20 . Впрочем, или сами принесшие просили употре­бить эти деньги на другие расходы, или, быть может, сам Антиох нашел более полезным дать им другое назначение, употребив их именно на устрой­ство гребных судов. Ibid. 20. 1267 Относительно того пункта, из какого колена происходил Менелай, мнения ученых расходятся. Одни, ссылаясь на 2Мак. 3:4 (ср. 2Мак. 4:23 ), признают, что он происходил из колена Вениаминова, объясняя такое прямое нарушение закона современными беспорядками и нестроениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13 Ср. Fritz Tillmann, Die Wiederkunft Christi, S. 137: «er ist hier nach seiner hervorstehendsten Eigenschaft νομος (V. 8), νϑρωπος τς νομιας (V. 3) nach seinem Schcksal υος τς πωλεας (V. 3) genaunt». 14 Напр., рекомендуемая автором (стр. 140, 1 ) статья М.Богославского о «человеке беззакония» в «Православном Собеседнике» 1885 г., II, стр. 261–267 (ср. о ней ibid. 1911 г., 3, стр. 388) дает лишь не всегда точное переложение соответствующего трактата из Jos. Döllingera Christentnum und Kirehe in der Zeit der Grundlegung, Resensburg 2 1868, S. 425–455 (каковая книга глухо упоминается у о. Вл. Н. Страхова только на стр. 187, 11 и ср. 191) и не имеет строго экзегетического характера и значения, а по сходству предмета можно бы назвать и «Критический обзор важнейших мнений об антихристе» П. Орлова в «Православном Обозрении» за 1889 г., не говоря о западной литературе, которая чрезвычайно обширна, между тем она представлена у автора – главным образом – комментарием Борнемана на 1–2 Фесс. 15 См. на стр. 188–189, 244–245, 259 по сравнению с Tacit. Hist. V, 9; Philon. Legatio ad Cajum 40–43; Jos. Elav.: Bell. Jud. II, 10, Antiqu. XVII, 8, 2–9 . Напрасно и неверно называется (стр. 245) «типичнейшим проявлением культа царей» личное безумие этого неистового маньяка, – «чудовища» и «бешеного зверя» (Светоний, Калиг. §§ 22 и 56). 16 Ср. Heinrich Dieckmann, Die Parusie Christi (Geestemünde 1898), S. 39: «in keiner apokalyptischen Urkunde jemals eine zweite Erscheinung des Messias anf Erden nach voraufgegangener Wirksamkeit desselben gelehrt und gefordet wird». 17 См. и Paul Volz, Jüdische Eschatologie von Daniel bis Akiba (Tübingen und Leipzig 1903), S. 73. 18 См. подробнее у Prof. Theodor Zahn, Apokalyptische Studien IV-V: Nero der Antichrist в «Zeitschrift für kirchliche Wisseusshaft und kirchliches Leben» herausg. von Dr. Chr. E. Luthart VII (Leipzig 1886), S. 337–352, 393–405, и его же Einleitung in das Neue Testament I (Leipzig 3 1906), S. 180–181: 9 . 19 По этому предмету проф. Вл. Н. Страхов издал (полученный нами во вторник 1914, 4) особый трактат под заглавием: «Вера в близость «парусии» или второго пришествия Господа в первохристианстве и у св. Апостола Павла» Сергиев Посад 1914 (оттиск из Юбилейного сборника Императорской Московской Духовной Академии), но естественно, что этот труд, не во всем для нас новый, не принят здесь в специальное внимание. Ср. также популярно-компилятивный этюд С.Дьякова, Эсхатологические чаяния у первых христиан и у св. Апостола Павла в Черниговском журнале «Вера и Жизнь» 1913 г., 24, стр. 5–20.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

256 Ungo le oleo sanctificato, in nomine Patris, et Filii, et Spiritus S., ut more uncti militis præparatus ad certamen, aëreas possis superare potestates. Bonaventura, Libr. IV. distin. 23. quæst. 4. 257 Ungo te oleo sancto, ut bac unctione protectus, fortiter stare valeas adversus varias catervas, in nomine Patris, et Filii. el Spiritus S. Liber sacramentarius Venetorum, approbatus a Leone X, de sacr. extrem, unctio. 258 Ungo te oleo sanctificato, ut more militum, præparatus ad luctamen aëreas possis superare catervas. Codex antiqu. Halitgarii, qui vixit circa annum 820. 269 Non est de fide, verum el proprium esse ignem purgatorii, et ejusdem speciei cum nostro elementari. Ecclesia nihil definivit de qnalitate crutiatus, an ignis, an tantum caligo et mæror, an alius crutiatus sit. Lib. II de purgat. col. 2. 278 Dies illi quinquaginta post Pascha, usque ad Pentecosten, quibus non jejunatur. S. Augustini Operum. Тош. II. pag. 131, Coloniæ Agrippinæ, 1616 an. 288 Historia Kocioa powszechnego, dziea Francuzkiego, przez X. S. Bielskiego, Wyd. 1-go, a w 2-im, 1839 r., sir. 530. 296 Chez les premiers Chrétiens les prières et le signe de la croix, répété à chaque instant, avant de faire usage d’aucune créature. Catecb. de perséver. par l’Abbé S. Gaume. Tom. VII. pag. 77. 298 Вот придуманная Иезуитами пословица: W Rusinów wiara w krzyach, modlitwa w pokonach, naboestwo w dzwonach! 300 L’autel était toujours à l " Orient. Nos Pères dans la foi, regardant Notre Seigneur comme le véritable soleil du monde, comme l " Orient d’en haut, placaient leurs autels et se tournaient pourprier du côté de l’Orient, afin de marquer leur espérance et leur foi. Cathéch. de persévérance, par l’Abbé S. Gaume. Tom 11. pag. 49. Bruxel. 1845 an. 302 Вот какие стишки в средние веки ходили по рукам о Римской благодати: Cum ad Papam veneris, habe pro constanti, Non est locus pauperi, soli favet danti; Et si munus præstitum non sit aliquanti, Respondet hic tibi sic, non est mihi tanti! Papa quærit, chartula quærit, bulla quærit,

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

54 Bruchstücke des Evangeliums und der Apokalypse des Petrus von Ad. Harnack в «Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur», IX, 2, Lpzg. 1893, S. 9. 24–25. 55 Независимо от этого – Paul Ewald (Has Hauptproblem der Evangelienfrage und Weg zu seiner Lösung, Lpzg. 1890, S. 54–56) утверждает единство традиции Луки и Иоанна в известиях о пасхальной вечери. 56 Заметим, что пасхальные споры ровно ничего не доказывают, как нужно понимать и как в древности понимались свидетельства Иоанна о вечери Христовой. См. у покойного проф. Е. Abbot в сборнике: «The fourth Gospel. Evidences external and internal of its Iohannean authorship, Esays by Ezra Abbot, Andrew P. Peabody and bishop Lightfoot». New York 1891. P. 6–7. 59 Напрасно некоторые экзегеты выводят, что это было непременно утром, поскольку за водой евреи ходили в это время (ср. Pölzl, op. cit., S. 35). Во 1-х, такое утверждение совсем не верно, ибо запас воды у иудеев (не говоря уже о самарянке) делался и вечером, а во 2-х, ни откуда не следует, чтобы мы обязаны были мыслить только который ни будь один из этих периодов дня. Скорее – напротив: при массе водоносчиков Апостолам трудно было бы угадать намеченного человека, и Христос, вероятно, дал точный признак, почему и ученики не могли смешать его с другими, нёсшими кувшины. Во всяком случае здесь дело весьма спорное. 60 Cp. «Agrapha» Reseh’a (в «Texte und Untersuchungen», V, 4, S. 405), хотя здесь и говорится, что евреи намеренно передвинули праздник на три дня ранее – на 11-е нисана. 61 Iosephi Vita, § 2. См. Flavii Iosephi opera edidit Ben. Niese. Yol. IV (Berolini 1890), p. 322. 64 «Theol. Literaturzeitung» 1893, 7, 182 со ссылкой на Olitzki. Flavius Iosephus und die Halacha, Т, S. 53 fig. 68 Passamahl, S. 3 Anm. 2. «Хр. Чт.» 1875, II, 450 прим. 1 и 2. 452: 1877, I, 850 – 851; 1878, I, 355 – 356. 70 Antiqu. III, 10: 5 – τεσσαρεσαιδετη… τν ϑυσαν… πσχα λεγομνην… Πμπτη α δετη… τν ζμων ορτ… Τ δ ευτρα τν ζμων μρα, τη στν ατη α δετη, τν ερπν… μεταλαμβνουσι . τ. λ. (Ed. Niese, I, 207–208). Различение здесь вызвано, очевидно, тем, что в самом семидневном празднестве автор хочет указать особенно торжественные дни – 15го нисана, в который приносились важнейшие хагиги (καθ’ κστην μραν ταροι σφζονιαι) и – 16го, когда представлялись Богу первые плоды. Не забудем, что Иосиф точно называет и числа, а в этом едва ли была нужда, если бы невозможно было ни какое недоразумение относительно положения первого и второго пасхальных дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

B. I. S. 308. Богородский. Еврейские цари. Стр. 347. 285 По Иосифу Флавию, Саул царствовал 18 лет при жизни Самуила и два года по смерти его; но есть вариант, по которому он царствовал 22 года по смерти Самуила. Antiqu. VI. 14. 9. 287 Винер видит в Фадморе, построенном Соломоном, оплот против нападений со стороны сирийцев и арабов. Winer. Biblisches Real-Wörterbuch. В. 2. S. 598. 288 Отношение к Соломону его врагов представляют некоторые иначе. По Гретцу, Geschichte В. I. S. 364, Адер возвратился в свою землю из Египта лишь по смерти Фараона, тестя Соломонова, вопреки прямому смыслу 3Цар.11:21 . Эвальд, Geschichte В. III. S. 293–296, Кейль, Die Bücher der Könige S. 131, предполагают усиление их уже в начале царствования Соломона. См. разбор этих мнений у Богородского, Еврейские цари. Стр. 237–239. Кёлер предполагает, что Разон овладел Дамаском и сделался его царем еще при жизни и с согласия Давида, в качестве вассала последнего. По смерти же Давида он изменил своему новому израильскому государю, подобно тому, как он изменил прежде своему сирийскому. Köhler. Lehrbuch. II. S. 286. 289 Всем известны заботы России и Англии о поддержании своего «престижа» в Средней Азии. В свежей памяти и то например, какою торжественностью и пышностью обставлено было свидание вицекороля Иидии с афганским эмиром в Равуль-Пинди в настоящем году. 290 Богородский предполагает, что «Соломон произвел радикальное преобразование в военном (и гражданском) устройстве страны» в том смысле, что «двенадцать Давидовых военачальников, командовавших двенадцатью отдельными частями всенародного ополчения в Иерусалиме и на войне, были заменены местными военачальниками, приставниками, жившими в новых областях и соединявшими в своих руках военную и гражданскую власть». Ho на этом предположении он и сам не настаивает. Указ. соч. Стр. 347. 348. Для нас важно лишь то, в настоящем случае, что существовало сильное войско, готовое отразить неприятеля. 291 По 3Цар.4:26 у Соломона было сорок тысяч стойл для коней колесничных; a по 2Пар.9:25 четыре тысячи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Deí cap. 31. 13 Следовательно не верно поступил бы тот, кто в выражениях пророка (2, 2. 1, 9. 12) захотел бы видеть указание на 2цар. 10, 6. Такое разумение было бы тем погрешительнее, что, при Давиде ассирийской монархии, притом столь славной и могущественной, какая изображается у Наума, еще не было, а было только народство Адиабены, – ассириане еще не были врагами Бога, притом столь надменными и достойными Божественного гнева, как у пророка, а только врагами Давида – страшного завоевателя. Rosenm. Handbl. d. bibl. Alterthums., etc. 1, 2 p. 94, 144; Michael. Hist. bell. nesiben. p. 59. 14 Cc. Fasti Hellenic,. Clinton vol. I (1), p. 269; Freret в Mem. de Lib. tirés des Registr. de l " Academ. vol. VII. (7) p. 538; Hupfeld. De reb. Assyr. p. 8 squ. 16 К временам а) Иоака иудейского и Ииуя израильского (см. у Huet. Demonstr. Evang. Prop. IV (4) de proph. Nah. параграф 2., ap. Carps. 392); также б) Иоафама (Jos. Antiqu. L. IX (9) с. XI (11)). Против. эт. см. выше, стр. 522–523. 17 Ко временам а) Манассии, именно ко времени его пленения ассирианами ( 2Пар. 33, 11 ), – так как бы пророк этим печальным обстоятельством вызван был к утешению подданных, оставленных царем, составляющему главную цель книги (см. ниже), имя же нечестивого царя опустил (в надписание книги), как недостойное памяти (Talmud. у Carps); б) Иосии (внука Манассии), или пророка Иеремии (Tremell. ib.); в) Седекии или Иезекииля (Clem. Aiex. Str. 1, ed. sylb. p. 329). Пр. эт. см. в. стр. 524–525. 18 Diu quidem sceleris Assyriorum patiens fuit, el magnanimitatis suae fortiludine iniquitates eorum sustinuit, provocans eos ad poenitentiam: sed quia contemta bonitate Dei, secundum cor impoenitens thesaurisaverunt sibi iram in die irae, qui ante patiens fuit, nequaquam eos tanquam mundos et innocentes inultos abire patietur. Hieron. p. 537. 19 Прекрасно замечает об этом Феодорит: σεθι γρ κα παρανομ συζωσα ναμπρ τις εναι λα περιφανς δκεις τος οκ ρθς κρνειο πιςαμνοις τν πραγμτων τον φυσιν, κα τν ποιητην κα σωτρα καταλιπ ουσα, -σ φιλανθρωπας σε πλιςης μεταμεληθεισαν ξωσε, τ γοητια σαυτην νατθεικας, κα δι’ εκεινη ς παντα διετλεσας δρσα.

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Марий, очевидно, был человек, которого нельзя упрекнуть в из­бытке спокойного беспристрастия; иначе он опубликовал бы и другие произведения Кирр­ского епископа, кроме извлеченных им с целью скомпрометировать личность Феодорита: ясно, что подбор был сделан намеренно, с умыслом – очернить имя этого великого пастыря. А если так, то и соображение Гарнье теряет всякую силу и даже может быть направлено в совершенно противную сторону. Балюз (см. Pagii not. IX ad an. 452: Baronii Annales, t. VIII, p. 138) нашел у Меркатора выражение Euticiani и полагал временем выпуска его переводов после – Халкидонскую эпоху. Нагий (loc. cit.) колеб­лется между обоими этими мнениями, не склоняясь решительно ни к одному из них. 1108 Admonitio Garnerii ad excerpta Theodoreti ap. Marium Mercatorem: Migne, lat. ser. t. 48, col. 1065–1066. 1109 В пользу умственного сродства (конгениальности) Феодорита и Льва В. мы укажем здесь на следующее обстоятельство. Отличительною чертой догматики Киррского епископа было же­лание сохранить истинно золотую средину в решении христологической проблемы; папа также стремится держать свою речь в равновесии между обеими крайностями несторианства и евтихианства. Epist. S. Leonis 120 (152) ad Theodoretum, cap. 4. 5: Mansi, VI, 248–249. Migne, lat. ser. t. 54, col. 1052 (p. 1225. 1053). Migne, gr. ser. t. 83, col. 1322. A. 1110 Epist. S. Leonis 120 (152) ad Theodoretum. В конце этого послания (cap. 6: Mansi, VI, 251. Migne, Iat. ser. t. 54, col. 1054–1055. Migne, gr. ser. t. 83, col. 1324) в манускриптах имеется приписка, сделанная другою рукой: «дано в третьи Иды июня, в консульство славнейшего мужа Опилиона», т. е. в субботу 11-го июня 453 года. Cnf. Fasti Idatiani в «Thesaurus antiqu. rom.», XI, col. 268. Clinton. Fasti romani. Vol. I, p. 648. 1112 Epist. S. Leonis 120 (152) ad Theodoretum: Mansi, VI, 243–251. Migne, Iat. ser. t. 54, col. 1046–1055. Migne, gr. ser. t. 83, col. 1319–1324. 1113 Henrion (Hist. ecclés., XVI, p. 98) – параграф, где говорится о письме Льва к Киррскому епископу, озаглавливает так: Théodoret, délégué du Pape.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Не удивительно, что Савл становится гонителем Церкви Божией и опустошителем ее ( Гал. 1:13 ) с той целью, чтобы исчезло всякое воспоминание об ней и – вместе с этим – прекратилось ее смертоносное обаяние. И он соизволяет убийствам ( Деян. 8:1. 22:20. 26:10 ), так как они были необходимым средством к искоренению заразы. Активное участие в дальнейшем является уже неизбежным, и молодой фарисей со всею свирепостью религиозного рвения обрушивается на Иерусалимскую христианскую общину, терзает ее кровавыми пытками и при безуспешности истязаний желает по крайней мере парализовать ее влияние лишением свободы действий, врываясь в домы и влача мужчин и женщин в темницы на безвыходное заключение ( Деян. 8:3. 22:4. 19. 26:10 ). По этим побуждениям он не ограничивается одним местом, но старается повсюду исторгнуть опасное зло и в неистовом одушевлении ( Деян. 9:1 ) направляется в чужие города ( Деян. 26:11 ), чтобы и там убить язву ( Деян. 22:5 ) и таким способом водворить на земле мир божественной святости и безмятежие чистой совести, ничем не развлекаемой и не искушаемой. Эта неумолимая последовательность и железная непреклонность постулируют к непрерывно работающей и несокрушимой в своей крепости силе, каковой будет усердие к отеческим преданиям. Они всячески непреложны и своим авторитетом чуть ли не превосходят Тору, которая просто подтверждает их, почему иудейский праведник скорее поплатится жизнью, но не нарушит слов мудрецов 694 . Для раввинизма приказания соферимов были важнее повелений закона (Sanhedrin 10, 3) 695 , – и его сторонники твердо исповедовали: τεϑνησμεϑα δ πρτερον παραβνα τος νμους ( JosFlav . Antiqu. XVIII, 8: 3) 696 . Естественно, что, принадлежа к одной школе с Акибой 697 , Савл неумолим в своей номистической ревности, а она, раздражаясь от столкновений, не знает милости и требует себе жертвы. В ней источник гонительства, и Павел отчетливо и категорически убеждает нас в ее внутренней принудительности, когда говорит ( Деян. 26:9 ): «я думал, что мне должно (δοξα δεν) много действовать против имени Иисуса Назорея».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

С. Терновекого «Религиозная пропаганда иудеев рассеяния» (в Прав. Собес. 1881 г, т. 1). Разумеется, что кроме названных монографий и изданий замечания и даже небольшие трактаты по предмету настоящей статьи можно находить в курсах библейской истории и библейской археологии, в библейских и богословских словарях и в других сочинениях, которые там, где это нужно, будут ниже указываемы. 2 Contra Apionem I, 8 и II, 38. Ср. PhiloLegat. adCajum «все люди привержены к своим обычаям, в особенности же иудейский народ. Так как иудеи верят, что их законы божественны и изучение их начинают с детства, то они носят в душах напечатленные образы их и, всегда созерцая их и размышляя, изумляются. Иноплеменников, почитающих эти законы, (иудеи) принимают не хуже, чем своих, а от ненавистников их и порицателей отвращаются, как от врагов. От всякого дела, запрещенного их законами, они на столько отвращаются, что все блага человеческие и всякое счастье они не переменят на преступление». Opera omniaed. Francofurti 1791, p. 1022. 3 Пророческие изречения о миссионерском назначении Израиля довольно полно собраны и освещены (конечно, в духе современной критики) в брошюре Lohr " a, Вег Missionsgedanke im Alten Testament. 1896. 4 Eθvv τ θεοφιλσтατον, μοι δοκε τν πρ παντος νθρπων γνους ερωσνην κα προφητεαν λαχεν; de creat. princ. το σμπαντος νθρπων γνους παρχ; de praem. et poen. πιβσεται πσιν θνεαιν οπερ κεφαλ σματι; de plant. θεο ξαρετος κλρος. См. у Bermholem’a S. 280. Ср. de monarch. II p. 825: «первосвященник иудейский совершает молитвы и благодарения не только за весь род человеческий, но и на все части природы – землю, воду, огонь». Ту же мысль о миссионерском назначении Израиля высказывает и иудейская сивилла: «возвеличенные Бессмертным они (иудеи) будут пророками и принесут великую радость всем смертным», Kh.III, ст. 582–583 по изд. Friedlieb’a, Oracula sibyllina 1852. 5 Подробности об этом со ссылками на источники можно читать у Schürer’a, Gesehichte В. H. S. 9–50. В русской литературе см. проф. Буткевича, Иудейство и язычество ко времени земной жизни Господа Иисуса Христа в «Вере и Разум» за 1837–88 гг., а также проф. Зенгера, Еврейский вопрос в древнем Риме. 6 Antiqu. XI, 5, 2: μυριδες ποιροι κα ριθμ γνωσθναι μ δυνμεναι. Ср. ibid. XV, 2, 2 «в Вавилоне... там было множество иудеев». 8 Свидетельства о размерах иудейской диаспоры наиболее полно представлена у Schürer " a, Gesehichte, В. П. S. 495–513. Менее полное собрание см. у проф. Зенгера. lib. cit. стр. 10–11 и у проф. С. Uephobckjro, Иудеи разсеяния и их религиозная пропаганда, в Прав. Собес. за 1881 г., т. I. Ср. также назв. статьи проф. Буткевича и см. в Христ. Чтен. за 1885 5–6 перевод двух глав из кн. Edersheim’a, The life and times of Jesus the Messiah.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

«сын лета»=греч. – слав. «сын единого лета» первоначально стояло «сын пятидесятих лет»=пятидесяти лет от роду и что с течением времени одно из двух рядом стоящих, т. е. число лет Саула, опущено по недосмотру переписчика. В то же время, – на что нам надо обратить в настоящем случае главное внимание, – невероятная, как замечено, цифра лет царствования Саула 2, вероятно, ошибочно написана вместо 20. Последнее ошибочное чтение имеет очевидную аналогию со «вторым годом Навуходоносора» в Дан.2:1 . Признавая вероятным в 1Цар.13:1  чтение: «и двадцать лет царствовал в Израиле», мы можем опереться на свидетельство Иосифа Флавия, считающего именно столько лет царствования Саула (Antiqu. VI, 14, 9). Мы не должны, правда, забывать, что в Деян.13:21  время царствования Саула определяется в 40 лет, но думаем, не основано ли это новозаветное свидетельство на таком же неисправном чтении, какое мы видели в евр. тексте 2Пар.22:1 . В самом деле, если Саул, воцарившись 50 лет, царствовал 40 лет, то к концу своего царствования он был больше, чем 80 лет. Как мог он в таких летах преследовать Давида по пустыням, подвергаясь лишениям и обнаруживая энергию, в таком возрасте далеко неожиданную? В 60-летнем возрасте такое преследование, несомненно, гораздо более возможно особенно при том простом земледельческом образе жизни, который вел Саул и по вступлении на престол ( 1Цар.11:5 ) и который так способствует сохранению сил до глубокой старости. С другой стороны, пятидесятилетий возраст Саула при избрании его в цари весьма вероятным представляется в виду того обстоятельства, что у него был сын Ионафан, которому в первые же годы царствования отца 20 поручено было командование целым, хотя и небольшим, отрядом войска, который следовательно уже тогда имел значительную опытность в военном деле, который наконец и оправдал скоро доверие, оказанное ему отцом ( 1Цар.13:3 ). Одним словом, более, чем вероятно, что Ионафан уже тогда был старше двадцати лет. Должность левита была несомненно менее ответственна, чем должность командира в военное время, и однако левиты вступали в отправление своих обязанностей не раньше 25–30-летнего возраста Числ.4:3,23,30 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/o...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010