Теперь о вступлении и заключении книги: уж они-то обычно проверяются особенно тщательно. Здесь же мы находим ошибки уже в аннотации («Книга расчитана на широкий круг читателей»). А что касается заключения, то оно начинается с сообщения, что сейчас монастырей в нашей Церкви «около 700». Откуда взялась эта цифра? Ведь достаточно заглянуть в доклады Святейшего Патриарха Кирилла на двух последних Соборах, чтобы увидеть, что уже два года назад их было не 700, а 800; в данной же книге описано около 750 монастырей и, стало быть, для еще примерно 50-ти из них не указаны даже названия. А ведь открытие каждого монастыря предваряется соответствующим определением Синода, все эти определения публикуются в ЖМП и легкодоступны. Основное впечатление от самих текстов книги — разнородность стиля (то сухо описательный, то пафосно-лирический, то с уклоном в потребности конкретной обители — «нужен трактор ДТ-150» и т.п.), а также неравномерность представления сведений о монастырях. Информация об одних монастырях включает в себя только их название, адрес и имя настоятеля (настоятельницы) — таковы монастыри Екатеринодарской епархии Троице-Георгиевский и Марие-Магдалинский (с. 99), Свято-Вознесенский Красноярской епархии (с. 171), Иоанно-Предтечинский Пермской епархии (с. 316), десять (!) монастырей Кишиневской епархии (с. 590–591) и три — Бельцко-Фалештской (с. 591, республика Молдавия). В книге можно обнаружить и еще более краткое описание, состоящее только из названия и города: Знаменский женский монастырь, г. Мениль-Сен-Дени (Корсунская епархия, с. 605). (Кстати, что это за монастырь? На официальном сайте Корсунской епархии и в списке зарубежных учреждений Московского Патриархата на сайте www.patriarchia.ru такой обители нет, в этом маленьком французском городке значится только хорошо известный Скит Святого Духа, в котором подвизался, расписывал его и скончался знаменитый иконописец Григорий (Круг; †1969) и которого в рассматриваемом справочнике как раз нет.) В других же случаях даны достаточно пространные описания обителей, порой включающие даже подробные библиографические справки (например, Иркутский Знаменский женский монастырь, с. 114–116). А бывает и так, что один и тот же монастырь описывается дважды: таковы в Сыктывкарской епархии «Мужской монастырь Рождества Пресвятой Богородицы» (с. 403–404) и «Важкурский Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь» (с. 404); по тексту эти описания разнятся (одно подробное, другое — короче), и они практически следуют друг за другом (между ними вклинивается только описание Усть-Вымского Михаило-Архангельского монастыря). Другой пример: монастыри Тульской епархии Свято-Введенский Макариевский (с. 436–437) и Свято-Введенский Макарьевский Жабынский (с. 437–438), между ними также находится разделяющий их Свято-Успенский мужской монастырь (с. 437). Остается гадать, почему редактор не объединил эти почти соседствующие в книге тексты, а поместил их под отдельными незначительно отличающимися друг от друга заглавиями.

http://e-vestnik.ru/reviews/putevoditel_...

Вошедшие в Пермь части Сибирской армии А. В. Колчака пермское духовенство встретило как освободителей. Постановлением Высшего временного церковного управления Сибири (ВВЦУ Сибири) от 5 янв. 1919 г. временное управление Пермской епархией было поручено Чебоксарскому еп. Борису (Шипулину) , вик. Казанской епархии. 14 февр. 1919 г. он прибыл в Пермь. В этот же день состоялось епархиальное совещание под председательством архиерея, на котором было принято решение собрать данные о жертвах террора среди духовенства. 15 февр. архиепископ служил благодарственный молебен на площади кафедрального собора в честь установления власти Колчака. В 1-м обращении к пермской пастве владыка сказал, что «спасти Отечество может только Церковь» (цит. по: Агафонов. 2008. С. 10-11). 19 февр. 1919 г. архиеп. Борис приветствовал прибывшего в Пермь Колчака. 25 февр. в зале Стефанова братства прошел епархиальный съезд-совещание с 53 участниками. До съезда временный епархиальный совет принял решение о выплате единовременного пособия сиротам и вдовам погибших во время красного террора в размере 700 р. на семью. Пособия выплачивались из епархиальной похоронной кассы, к-рую удалось сохранить священнику Петропавловского собора В. Цветову. В февр. была образована комиссия по восстановлению епархиального уч-ща. Возобновились учебные занятия в ДС, временно исполнявшим обязанности ректора стал преподаватель А. Рыбаков, позднее - Николай Знамировский (см. Стефан (Знамировский) ). 8 апр. возобновил деятельность Союз приходских советов, созданный архиеп. сщмч. Андроником (Никольским). Еп. Борис преобразовал Союз приходских советов в Общественный союз, к-рым руководил епархиальный совет во главе с архиереем; председателем епархиального совета был избран прот. А. Сергеев. В янв. 1919 г. пермское епархиальное начальство рекомендовало священникам призывать прихожан к пожертвованиям для армии Колчака. Еп. Борис (Шипулин) внес 200 р. на Красный Крест и на лазарет им. Н. Пепеляевой, жены ген. А. Пепеляева. К апр. 1919 г. от прихожан Пермской епархии поступило 8087 р. 50 к. Журнал заседаний приходского совета Никольской ц. в Мотовилихе дает представление о деятельности приходов в период гражданской войны. В марте 1919 г. приходской совет постановил приготовить на средства прихожан пасхальное угощение солдатам, расквартированным в лазаретах прихода, передать 700 р. на пасхальные подарки солдатам Барабинского и Пермского полков и 150 р. на «армию вообще»; кроме того, выделили 300 р. нищим (ГАПК. Ф. 187. Оп. 1. Д. 7. Л. 2-10). В епархии проводились «вечера скорби» в память о павших от рук большевиков.

http://pravenc.ru/text/2580028.html

Давно я не имею известий о Вас. В прошлое лето была здесь Графиня Блудова, и за обедом у Безака говорила мне кое-что о Ваших страхах в каких-то горах у каких-то черкесов. А потом? – как будто Вы без вести пропали. Что стало с Вами? Откликнитесь. Не может быть, чтобы Вы забыли меня. Читал я Отчёты о распространении христианства на Кавказе, а после радости о Господе подумал, что там заботятся более о количественном, нежели о качественном православии. Впрочем дьячков, посвящаемых там в пресвитеры, можно сравнить с бутовым камнем, который кладут в основание здания. Извещаю Вас, что я здоров, и занимаюсь Епархиальными делами до глубокой ночи, не покидал и учёности. Призываю на Вас благословение Божие и в отношении к Вам остаюсь тем, чем был всегда. Порфирий Епископ Чигиринский Викарий Киевской Епархии. Светлов П.Я., прот. [Старокатолический вопрос в духовной печати за 1904 год:] К вопросу о соединении церквей и к учению о Церкви//Богословский вестник 1905. Т. 2. 4. С. 700–732 (3-я пагин.). (Продолжение.) —700— Главная ошибка А. Гусева – это слишком одностороннее сосредоточение его сознания на одной видимой только стороне церкви и вследствие этого понятие о церкви преимущественно как о внешне-правовом видимом учреждении. Всюду даёт себя знать на деле забвение А. Гусева о невидимой стороне церкви упорное и всецелое, забвение новозаветного учения о церкви, как о благодатном и живом Теле Христовом, хотя на словах А. Гусев уверяет, что держится этого библейского воззрения на церковь (май 721). Воззрение это во всяком случае не оказало никакого действительного влияния на развитие мыслей А. Гусева о церкви, определявшееся односторонне-юридическим и материально-чувственным понятием о церкви, как только об учреждении. Всюду невидимая сторона церкви на деле забывается А. Гусевым, а отсюда возникают различного рода возражения его против старокатолического воззрения на церковь , и неспособность к правильной его передаче и пониманию. Отсюда следует несомненно вышерассмотренное сообщение о „еретической“ мысли моей – о возможности некоторого единства (невидимого) при видимом разделении церквей запада и востока: мысль эта не может вмещаться в той голове, в которую не нашла доступа идея о церкви, как о живом духовно-благодатном организме, Теле Христовом, и также с этим – и мысль о невидимой стороне церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Стела Сиань–фу находится рядом с еще одним из единичных сохранившихся христианских памятников Китая – восьмигранной несторианской церковью, построенной ок. 640 г. как монастырский храм и считающейся ныне самым древним христианским памятником на Дальнем Востоке 1738 . С 8 в. она носит название пагоды Дацинь (так китайцы называли Римскую империю и Византию). Во время преследований христиан в Китае (ок. 845 г.) храм пришел в запустение, с 14 по сер. 16 в. его использовали буддийские монахи. На стенах церкви сохранились отдельные надписи на сирийском языке, на 2–м и 3–м этажах – образцы христианской скульптуры (фрагменты рождественского вертепа на 2–м этаже и, возможно, сцена с Ионой и тыквенным деревом у стен Ниневии – на 3–м). В 1999 г. была проведена косметическая реставрация пагоды; в ходе дальнейших работ предполагается расчистить погребенные землетрясением 1556 г. подземные залы. Ряд несторианских надгробных сирийских, тюрко–сирийских и армянских надписей к. 9–14 в. был найден в Невакете – Семиречье (территория между озерами Балхаш на севере, Сасыколь и Алаколь на северо–востоке, хребтом Джунгарский Алатау на юго–востоке и хребтами Северного Тянь–Шаня на юге, с семью главными реками, давшими название региону: Или, Каратал, Биен, Аксу, Лепси – также Лепсы или Лепса, Баскан и Сарканд) 1739 , которое (в южной своей части) входило в несторианскую митрополию Кашгара и Невакета, учрежденную при католикосе Мар Илии III (1176–1190). Кладбища, где были найдены эти надписи, открыты в 1886 г. (около Токмака и Пишпека, совр. Бишкека) и в 1902 г. (в Кульджинском крае). В конце 19 в. были произведены раскопки более 100 могил и найдены намогильные валуны–кайраки, около десятка из которых находилось на поверхности, остальные (ок. 700) под землей 1740 . Надгробия с крестами представляют собой камни вида крупной речной гальки, надписи на них сделаны несторианским шрифтом. Их известно более 700. Большинство из них происходят с двух кладбищ – некрополя городища Кара–Джигач и некрополя городища Бурана («кладбище близ Пишпека» и «кладбище близ Токмака»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я пару раз даже проверил истории со сбором денег: вот просят 6 миллионов рублей на то, чтобы семилетнему мальчику пересобрать мочеточник, который у него не сформировался с детства. Я спросил знакомого уролога, доктора медицинских наук, он один из ведущих специалистов в этой области, завотделением. И он мне отвечает: «Очень странно. Операция сложная, точнее, даже это серия операций. В нашем центре мы эти операции делаем. Но они стоят 700–800 тысяч. И почему они в 7 лет ему эту операцию собираются делать? Это надо было делать в два-три года». Я тогда спрашиваю: «А почему они собирают 6 миллионов рублей? По какой причине?» – «Два варианта: либо обязательно требуют делать за границей, на что нет никаких оснований, так как такие операции делаются и у нас; либо это один конкретный медицинский центр здесь, который имеет цены выше в три-четыре раза на все, – это, что называется, пафосная медицина для новых русских». То есть люди в фонде вместо того, чтобы собрать 700 тысяч на нормальную операцию, объявляют сбор на сумму, в восемь с половиной раз превышающую необходимую. Может быть, там действительно родители захотели, чтобы во что бы то ни стало за рубежом сына прооперировать, а фонду и выгодно: он же минимум 20% с каждой суммы официально себе берет на администрирование. А про благотворительность Церкви в народе – не слышно. – И в целом это все создает такой депрессивный настроенческий фон по поводу жизни в таком государстве, в котором даже дети никому не нужны?.. – Да, а начни разбираться, тут же выясняется, что этот ребенок давно прооперирован на государственные деньги, но сейчас почему-то решили, что только в Израиле ему смогут наконец-то помочь. Это во-первых. А во-вторых, мне как-то рассказывал знакомый, он вчитался в отчет одного такого фонда, так там прямо черным по белому написано, что 80% ушло на административные «нужды», а остальное, разве чтобы галочку поставить, потратили на детей. А у граждан создается ощущение, что только в этих фондах и сосредоточены хорошие, добродетельные люди, которым единственным в стране есть дело до больных малышей, да мы еще всем миром жертвуем, а вот в Церкви, мол, попы жируют, разъезжают на мерседесах и так далее. Как вот до этих людей достучаться? Им надо рассказывать про то, что Церковь реально делает. Почему Церковь не продвигает свои фонды?

http://pravoslavie.ru/142834.html

673 В ограде монастыря – 3 храма, 5 каменных жилых зданий, 1 двухэтажный и 12 одноэтажных деревянных домов и еще каменный ледник. В кирпичных зданиях размещались сестринские келии, рукодельная пуховых вещей, просфорня, трапезная. Архиерейский дом, каменный с деревянным мезонином, – более старой постройки, типичной архитектуры XIX столетия. В двухэтажном деревянном корпусе с южной стороны от Троицкого храма располагалась богадельня. Деревянные одноэтажные дома отмечены в описи как больничный, казначейский, живописный, ризная, мастерская, рухлядный, башмачная мастерская, экономский, рукодельная и просто жилые помещения. За оградой монастырю принадлежали 4 каменных дома, 1 деревянный и много хозяйственных построек: 11 сараев и амбаров, конюшня, хлев, избушка для кроликов, 3 избы для рабочих, 2 бревенчатых ледника, рига, 5 навесов. В каменных зданиях размещались гостиница, причт, жилье при скотном дворе. Были еще две деревянные гостиницы, странноприимный дом, общественная больница. Страховая сумма всех строений монастыря в 1910 году составляла 114 300 руб., а вместе с первым московским подворьем – 141 300 руб. В сентябре 1913 года добавилась страховая оценка второго участка московского подворья на Плющихе в 24 000 руб. 674 ЦИАМ. Ф. 203, оп. 757, д. 3638, л. 66. Ведомость об арендных статьях недвижимого имущества. В 1917 году общий доход с недвижимого имущества в 9 588 руб. составлялся из дохода от огородов в Печатниках (1 400 руб.), от амбаров на Ильинке в Москве (3 518 руб.) и от подворий на Плющихе в Москве (4670 руб.). Кроме арендной платы (два раза в год по 700 рублей: 1 августа и 1 октября), по контракту 1915 года с крестьянами, арендующими огородную землю около деревни Печатники, им входило в обязанность «каждогодно давать монастырю бесплатно 4000 коченей капусты самых лучших и 300 мер самых лучших зеленых огурцов, которые сдавать ежегодно в конце июля» [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 700, д. 381 ]. 675 ЦИАМ. Ф. 203, оп. 697, д. 395.О пожертвовании земли Троице-Одигитриевскому женскому монастырю дочерями тайного советника Василия Ивановича Булыгина Александрой и Надеждой Булыгиными. Высочайший указ о соизволении принять указанный дар датирован 22 августа 1912 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

На богослужении присутствовали председатель рабочей группы при Президенте РФ по подготовке к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, губернатор Ярославской области С.Н. Ястребов, министр культуры РФ В.Р. Мединский, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Л.Э. Слуцкий, советник Президента Российской Федерации И.Е. Левитин, глава Ростовского муниципального района Ярославской области В.М. Гончаров, глава администрации г. Ростова К.Г. Шевкопляс, члены рабочей группы при Президенте РФ по подготовке к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, благотворители обители. Среди молившихся были настоятельница московского Зачатьевского ставропигиального женского монастыря , заместитель председателя Синодального отдела по делам по монастырям и монашеству игумения Иулиания (Каледа) , настоятельницы ряда женских монастырей, преподаватели и учащиеся гимназии имени преподобного Сергия при Троице-Сергиевом Варницком монастыре, паломники. Богослужение транслировалось по областному телеканалу «Первый Ярославский», по телеканалам «Спас» и «Союз». Верующие могли наблюдать за трансляцией на мониторе, установленном на территории монастыря. Песнопения богослужения исполнил хор Московской духовной академии под управлением иеромонаха Нестора (Волкова). За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан священника диакона Иоанна Корешкова, учащегося Московской духовной академии . Проповедь перед причастием произнес священник Димитрий Руднев, исполнительный директор гимназии имени преподобного Сергия Радонежского при Троице-Сергиевом Варницком монастыре. По окончании богослужения иеромонах Пимен (Артюхов) приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству пасхальное яйцо и панагию с изображением преподобного Сергия. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом . В дар новоосвященному храму Святейший Патриарх передал список Донской иконы Божией Матери.

http://patriarchia.ru/db/text/3645377.ht...

Лебедев А. С. Белгородские архиереи и среда их архипастырской деятельности: По архивным документам. Харьков, 1902. Луканин А. Хронологический указатель (см. библиогр. к Введению Б). Материалы для истории православной Церкви (см. библиогр. к § 9). Нечаев П. Н. Практическое руководство (см. библиогр. к Введению Б). Отчет... за... год (см. библиогр. к Введению Б). Покровский И. М. Епархиальное устройство Русской Церкви в царствование имп. Павла I (1796, 6 ноября — 1801, 11 марта)//Прав. соб. 1914. Ч. 1 (1-я глава незаконченного 3-го тома «Русских епархий в XVI–XIX вв.»). Покровский И. М. Русские епархии в XVI–XIX вв., их открытие, состав и пределы. Казань, 1897–1913. 2 т. Покровский И. М. Средства и штаты великорусских архиерейских домов со времени Петра I до учреждения духовных штатов 1764 г. Казань, 1907. Розанов Н. (см. библиогр. о Московской епархии, в наст. §). Русские епархии и иерархия Всероссийской Церкви в начале XIX века//Церковные ведомости. 1901. 1. Самуилов В. Благочиннические советы//ПБЭ. Ст. 705–711. Самуилов В. Благочиннические съезды//Там же. Ст. 700–705. Самуилов В. Благочинные//Там же. Т. 2. Ст. 683–700. Серебренников Н. Законы о православном духовенстве и учреждениях духовенства. СПб., 1914. Способин А. Д. О разводе в России. М., 1881. Устав духовных консисторий (см. библиогр. к § 6). Чижевский И. Устройство (см. библиогр. к Введению Б). Чижевский И. Церковное хозяйство, или правила и постановления касательно благоустройства храмов и церковного имущества. Харьков, 1874. Шпачинский Н. Киевский митрополит Арсений Могилянский (см. библиогр. к § 8). См. также библиогр. к § 6. § 12. Епископат (Используется также литература к § 7–9). Беднов В. Список иерархов Екатеринославской епархии. Екатеринослав, 1915. Благовидов М. Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования: Холмогорско-Архангельская иерархия//Христ. чт. 1879. 1. Василий, еп. Картина церковной жизни Черниговской епархии из одиннадцативековой ее истории. Чернигов, 1911. Горский А. В. О сане епископском в отношении к монашеству в Церкви Восточной. М., 1868.

http://sedmitza.ru/lib/text/439983/

Относительно прихожан своего округа благочинный имеет обязанность заботиться о сохранении ими чистоты православной веры и исполнении христианского долга. Надзор за духовенством и прихожанами округа благочинный осуществляет посредством личного обозрения порученных его наблюдению церквей дважды в год. Монастыри, не изъятые из подчинения епархиальным епископам, состоят под наблюдением особых благочинных из монастырских настоятелей – архимандритов. § 38. Приходское духовенство Каждая епархия разделяется на приходы – церковные общины, состоящие под духовным управлением приходских священников и имеющие – каждая – свой храм для богослужебных собраний. Учреждение новых приходов и упразднение приходов существующих производится с утверждения Св. Синода, распределение же границ между существующими приходами предоставляется епархиальному епископу. Принадлежность к известному приходу обязывает прихожан обращаться за совершением треб к приходскому священнику, за исключением лить случаев крайней необходимости. При каждой приходской церкви состоит известное число духовных лиц, определенное штатами. По Высочайше утвержденному определению Св. Синода 16 февраля 1885 г., в приходах имеющих менее 700 душ имеют быть священник и псаломщик, а в приходах, имеющих более 700 душ – священник, диакон и псаломщик, при чем Св. Синод (определением 3–24 апреля 1907 г.) разъяснил, что по делам об учреждении новых приходов епархиальному начальству надлежит, в каждом отдельном случае, входить в обстоятельное суждение как по вопросу о том, достаточно ли количество прихожан и местных средств содержания для открытия самостоятельного прихода, так о и том, не вызывается ли таковое учреждение прихода, помимо соображения о количестве прихожан и материальном обеспечении причта, какими-либо особенными местными религиозно-нравственными и просветительными нуждами. Священник есть настоятель и глава прихода; он является представителем епархиальной власти в пределах прихода, видимым знаком чего служить «ставленая грамата», выдаваемая архиереем каждому вновь постановленному священнику. Священник в пределах прихода осуществляет пастырство совершением богослужения и духовных треб, церковною и внецерковною проповедью, руководительством церковно-приходской школы. Труды священника, как духовного пастыря, разделяют и остальные члены причта. § 39. Церковный староста

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Arhiva Întâistttorul Bisericii Ruse a condus solemnitile dedicate aniversrii a 700 de ani de la fondarea mnstirii de pe Tolga 21 august 2014 17:11 La 21 august 2014, de srbtoarea icoanei Maicii Domnului de la Tolga, Preafericitul Patriarh al Moscovei i al întregii Rusii Chiril a oficiat Dumnezeiasca liturghie pe piaa catedralei de la mnstirea de maici de pe Tolga în cinstea Intrrii Maicii Domnului în biseric din or. Iaroslavl. În acest an este srbtorit aniversarea a 700 de ani de la artarea icoanei Maicii Domnului de la Tolga i fondarea mnstirii. Cu Sanctitatea sa au coslujit: mitropolitul de Krutitsy i Kolomna Iuvenalii; mitropolitul de Sanct-Petersburg i Ladoga Varsonofii, eful Direciei executive a Patriarhiei Moscovei; mitropolitul de Feodosia i Kerci Platon; mitropolitul de Iaroslavl i Rostov Panteleimon; mitropolitul de Ecaterinburg i Verhoturie Chiril; mitropolitul de  Ivanovo-Voznesensk i Viciug Iosif; arhiepiscopul de Bacu i Azerbaidjan Alexandr; arhiepiscopul de Serghiev-Posad Feognost, preedintele Departamentului Sinodal pentru mnstiri i monahism; episcopul de Solnecinogorsk Serghii, eful Secretariatului administrativ al Patriarhiei Moscovei; episcopul de Rybinsk i Uglici Veniamin; arhiepiscopul de Vologda i Velikii Ustiug Ignatii; episcopul de Kostroma i Galici Ferapont; clerul Mitropoliei de Iaroslav. La serviciul divin au asistat: consilierul Preedintelui FR I.E. Levitin; guvernatorul regiunii Iaroslavl S.N. Iastrebov; preedintele Comitetului Dumei de Stat al AF a FR L.E. Slutskii; lociitorul reprezentantului plenipoteniar al Preedintelui Federaiei Ruse în districtul federal Central N.P. Ovsienko. La Liturghie s-au rugat: starea mnstirii de pe Tolga egumena Varvara (Tretiak) cu surorile, membrii delegaiei mnstirii athonite Xenofont, egumenele unui ir de mnstiri de maici, membrii Consiliului de tutel al mnstirii de pe Tolga. Au cântat: corul mnstirii stavropighiale „Întâmpinarea Domnului” din or. Moscova (regent – N.S. Jila) i corul de maici al mnstirii de pe Tolga, regent -  monahia Irinarha (Vorojnova).

http://patriarchia.ru/md/db/text/3730532...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010