III. «Томос, изданный патриархом Иоанном и собором против превратного мнения Варлаама, составленный монахом Христодулом» (публ. фрагмента: PG. 154. Col. 694-710). Полный заголовок: «Слова опровержительные (антирритики), составленные монахом Христодулом...» (Ibid. Col. 700-701). Это важнейший трактат И. К. в защиту богословия свт. Григория Паламы ( Todt. 1991. S. 117). В действительности представляет собой фрагменты сочинения И. К. «Против Иоанна Кипариссиота» (см.: ИАБ. С. 364), посвященного опровержению главного труда этого мыслителя-антипаламита - «Паламитские преступления» (книги I 1 и I 4 опубл.: PG. 152. Col. 663-738; 2-я кн. посвящена опровержению соборного томоса 1351 г.- Todt. 1991. S. 115; там же см. о содержании остальных книг). Согласно В. Дендакису, время создания трактата Иоанна Кипариссиота - 1359 - после 1363 г.; соответственно Тодт предлагает датировать сочинение И. К. временем «вскоре после 1365 г.» (Ibid. S. 115-116). Опубликованный фрагмент включает историческое предисловие (PG. 154. Col. 694-699), подписи архиереев (Ibid. Col. 699-700) и зачала глав (Ibid. Col. 700-710). При работе над «Антирритиками» И. К. опирался на труды свт. Никифора, патриарха К-польского, посвященные опровержению иконоборцев и сохранившиеся в рукописи Paris. gr. 910 ( Todt. 1991. S. 116). Историческое введение «Томоса...» раскрывает роль Варлаама Калабрийского в начале исихастских споров. Варлаам - поклонник «внешней», эллинской мудрости, к-рая увела его от Православия (PG. 154. Col. 695). Его познания об исихазме далеки от совершенства, поскольку он спросил об исихии неопытного монаха-новичка (Ibid. Col. 696), после чего Варлаам стал подвергать исихастов насмешкам, называя их мессалианами (Ibid. Col. 697). Одним из опровергавшихся И. К. мнений антипаламитов было обвинение свт. Григория Паламы в идолопоклонстве, «мысленном иконоборчестве» и мессалианстве (Ibid. Col. 705), что согласуется с известным фактом составления Варлаамом трактата «Против мессалиан» (т. е. исихастов), сожженного по решению июньского Собора 1341 г. Исследователи признают важность исторического раздела «Антирритиков» (см.: Todt. 1991. S. 116).

http://pravenc.ru/text/471274.html

Протестантские церкви, деноминации и секты. Англиканская Церковь представлена еп-ством, или миссионерским регионом К., в составе церковной провинции Зап. Африка, являющейся членом Англиканского содружества. Диоцез, созданный в 1970 г., насчитывает 5 приходов (700 чел.). Свободная протестантская епископальная Церковь начала миссионерскую работу в К. в 1970 г. По данным на нач. XXI в., в 12 общинах состояло 1,5 тыс. чел. В последнее десятилетие отмечено значительное количество приверженцев т. н. Объединенной англиканской Церкви, возникшей в 2002 г. в результате слияния групп, отколовшихся от традиц. епископальной и англо-католич. церквей. В К. она представлена Второй провинцией. Миссионерская деятельность ведется в сотрудничестве со Свободной пресвитерианской церковью. Лютеранство представлено в К. неск. орг-циями. Наиболее крупная - Евангелическо-лютеранская церковь Камеруна , существующая самостоятельно с 1970 г.; более 140 тыс. верующих объединены в 900 общин (2010). Братская лютеранская церковь Камеруна, основанная в 1918 г. в качестве миссии амер. (висконсинской) Церкви лютеранских братьев среди племен мунданг и масана, насчитывает более 50 тыс. верующих в 800 общинах. В 1965 г. лютеран. церковь была основана в К. миссионерами амер. Висконсинского евангелическо-лютеран. синода; она насчитывает более 5 тыс. чел. в 32 общинах. Союз евангелических церквей Сев. Камеруна, основанный в 1938 г., насчитывает 40 тыс. чел. в 240 общинах. Кальвинизм представлен неск. организациями реформатского и пресвитерианского толка. Евангелическая церковь Камеруна была основана в 1845 г. как одна из первых христ. групп в стране. В наст. время она является самой крупной протестант. конфессией страны и насчитывает более 2 млн чел. в 700 общинах, большинство ее прихожан составляют представители племени бамилеке. Пресвитерианская церковь в Камеруне, основанная в 1885 г. представителями Базельской миссии, объединяет более 1,8 млн чел. в 300 общинах. В результате деятельности миссионеров Объединенной пресвитерианской церкви США в 1871 г. была создана Пресвитерианская церковь Камеруна; с 1957 г. она стала автономной; в наст. время насчитывает 700 тыс. верующих в 1300 общинах, объединенных в 23 пресвитерии.

http://pravenc.ru/text/1470119.html

Митрополит Савва совершил перед памятником Михаилу Тверскому молебен, гости церемонии возложили к монументу цветы. Тверские реконструкторы представили театрализованное действо «700 лет духовного подвига Михаила Тверского». Площадь не только получила имя Михаила Тверского, но и обрела новый облик. К торжествам приурочили включение подсветки на первой в регионе телевизионной башне, расположенной на центральной площади Твери. В областной картинной галерее в здании Тверского императорского дворца открылась выставка «Дом святого Спаса», посвященная истории восстанавливаемого Спасо-Преображенского собора. Первыми посетителями стали полномочный представитель Президента РФ в ЦФО Игорь Щеголев, губернатор Игорь Руденя, председатель Законодательного собрания региона Сергей Голубев, главный федеральный инспектор по Тверской области Игорь Жуков, депутат Государственной Думы Сергей Веремеенко, митрополит Тверской и Кашинский Савва. В экспозицию вошли сохраненные реликвии храма, а также артефакты, найденные на месте археологических раскопок на Соборной площади. Это предметы церковного богослужения из драгоценных металлов XVI-XIX веков, иконы, портреты тверских архиепископов XVIII-XIX веков, покров на раку с мощами Михаила Тверского 1873 года, а также бытовые, религиозные и светские вещи, фрагменты фресок, архитектурные детали, уникальное рукописное Евангелие 1417 года — самая древняя из сохранившихся рукописей, созданных на Тверской земле. Внешний вид Спасо-Преображенского собора до разрушения запечатлен на представленных на выставке иконах рубежа XVII-XVIII веков, гравюрах и литографиях XVIII-XIX веков. Кроме того, в зале академической живописи Тверской областной картинной галереи можно увидеть картины художника Ивана Орлова «Смерть в Орде Михаила Тверского» и «Напутствования князя Михаила Тверского», созданные в XIX веке. Полотна ранее украшали Спасо-Преображенский собор. Выставка «Дом святого Спаса» будет открыта до 5 июня 2019 года. Также 5 декабря Игорь Щеголев и Игорь Руденя приняли участие в церемонии гашения почтовой марки «Святой благоверный князь Михаил Тверской (1271-1318)». «Выпуск такой марки становится не просто памятным атрибутом 700-летия подвига Михаила Тверского, а настоящим событием, материальным свидетельством истории», — отметил Игорь Щеголев. «700-летие подвига святого благоверного князя Михаила Тверского — это важная памятная дата для нашего региона, для всей России и всего православного мира. Как и семь веков назад, сегодня его имя сплотило людей всех поколений гордостью за выдающуюся историю тверской земли», — считает Игорь Руденя.

http://patriarchia.ru/db/text/5318255.ht...

За минувший год преставились ко Господу 19 клириков города Москвы и насельников ставропигиальных монастырей. Клирики города Москвы: и следующие насельники и насельницы ставропигиальных монастырей: Соборно пропоем почившим «Вечную память». О деятельности Патриарха в 2014 году. Минувший год был ознаменован многими важными для нашего Отечества и Церкви событиями, значительная часть которых непосредственно связана с жизнью Первопрестольного града Москвы. Важнейшее из них — празднование 700-летия со дня рождения преподобного Сергия, игумена Радонежского. Началось прославление этой великой даты 26 января 2014 года Божественной литургией в Храме Христа Спасителя, которую я совершил вместе с Блаженнейшим Патриархом Великого града Антиохии и всего Востока Иоанном Х, посетившим Русскую Церковь с братским мирным визитом. В рамках празднования 700-летнего юбилея Преподобного прошли торжества на родине Игумена земли Русской в Троице-Сергиевом Варницком монастыре близ Ростова Великого и в Троице-Сергиевой лавре, где на празднования собрались десятки тысяч паломников со всей Русской Православной Церкви, в том числе участники многотысячного Крестного хода от Хотьковского Покровского монастыря до Троице-Сергиевой лавры. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы, то есть в день Куликовской битвы на том месте, где она состоялась, была совершена при большом стечении народа Божественная литургия, а после нее — Крестный ход. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы торжества переместились в Московскую духовную академию, где, в частности, состоялось освящение нового общежития. По всем епархиям сотни тысяч людей приняли участие в богослужениях и иных многочисленных мероприятиях в честь великого русского святого. И завершился год освящением храма святого преподобного Сергия Радонежского в Царском Селе в Петербурге. В рамках поддержания и развития диалога Церкви с высшими органами государственной власти я неоднократно встречался и участвовал в мероприятиях с Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным. Хотел бы выразить благодарность Президенту России за личное и деятельное участие в торжествах, посвященных 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского: за обращение ко многим тысячам паломников на Красногорской площади в Сергиевом Посаде, за содержательную встречу с постоянными членами Священного Синода Русской Православной Церкви и главами делегаций Поместных Православных Церквей в Троице-Сергиевой лавре.

http://pravmir.ru/doklad-svyateyshego-pa...

Несчастная Катя обречена на гибель, если Бог чудом не спасет ее. Шпейер оказался трусом и эгоистом, – каков и должен быть немец, служащий лишь потому, что «служба чистая» (по Министерству иностранных дел), но и то лишь потому, что пришлось бы зубы на полку, – «имения нет». Отказывается от всякого участия в деле о Кате; между тем как только он и мог бы спасти ее. Прислал письмо, характеристичное для дипломата из немцев; тут и «ущерб нашей дочери» к чему-то, и похвальбы «непоколебимости здешней», – в чем «непоколебимость», если б подумал? В подлости! Бросает в грязь ребенка – крестницу своей жены! Зачем, в таком случае, было поднимать ее из грязи?… Объясняет это письмо от его жены Анны Эрастовны, тоже сегодня полученное: «Вместо благодарности нам – такой пассаж!». От кого благодарность-то? От Кати, которая еще добра и зла не может различить? На Накая все хотят свалить – напрасно. Была какая-то русская с мальчиком, по пути из Америки во Владивосток; муж едет работой на парусном судне – денег для него на проезд не хватило. Думали – золотое дно в Америке, пять лет проработали там и возвращаются беднее, чем поехали. Просила помочь, дал 15 ен и письмо к Вендриху, консулу в Кобе. Получена из России митра для Церкви в Посольстве, что выписывал о. Сергий Глебов. Служили всенощную со мной шесть священников. Церковь была полна пришедшими на Собор. После службы сказал я проповедь, заимствовав из Филарета Московского – самому некогда было сочинять. 29 июня/11 июля 1896. Суббота. Праздник Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Литургию совершили соборне: кроме меня, было шесть священников, из коих пять именинники и о. Борис. Я обновил митру – пожертвование полковника В. В. Иванова: великолепная – совсем не к лицу. До обедни совершено крещение; между другими крестилась невеста подрегента Луки Орита, привезенная им с родины, из Кагосима. Я и до обедни, и после, вплоть до всенощной, выслушивал священников и катехизаторов. Во время этого дела был Григорий Александрович де Воллан, секретарь Посольства, передать мне деньги Кати – 700 ен; я не взял, ибо что же с ними делать, коли Катя будет возвращена матери? Отдать родным ее, то есть волку в пасть кинуть кусок мяса, которым он не будет насыщен, а только придаст крови силы своей жадности? Но воля Шпейеров, и никому не говорить о сих 700 ен, как не от Маленды доставшихся Кате, а накопленных ими для нее. Тогда что же с ними делать? Ведь родные матери продадут Катю чрез год-другой на разврат, а еще чрез год-другой она станет гнить, как гниет ее мать ныне в сифилисе, тогда ей на лекарства что ли? Пусть уж они сами распорядятся своими 700 енами, коли не хотели вмешаться за Катю. Убеждал я ныне де Воллана взять на себя это; едва ли и этот сделает что-нибудь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

КУЛЬТУРА (раздел). – С.68-89. К 700-летию преподобного Сергия Радонежского Дмитрий Володихин Благословлял ли Сергий Радонежский Дмитрия Донского? Историческое расследование «Фомы» . Ил.: Троице-Сергиева лавра. Э. Лисснер. 1907; Преподобный Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия на битву. Миниатюра из «Жития Сергия Радонежского» (XVII в., РГБ); Куликовская битва Миниатюра из «Жития Сергия Радонежского» (XVII в., РГБ); После сражения Миниатюра из «Жития Сергия Радонежского» (XVII в., РГБ)//Фома. - – июль 2014. – С.68-72. – (раздел « Культура »). начале публикации отсутствует имя автора. В «Содержании» (с.3) назван Дмитрий Володихин, он же значится на сайте журнала «Фома» в информации о материалах июльского номера 2014 г. К 700-летию преподобного Сергия Радонежского Наталья Иртенина . Лавра после Преподобного. [     Подборка интересных фактов об истории Троице-Сергиевой Лавры и ее насельников]. Фото Леонида Севастьянова, Александра Синякова, Сергея Груздева и фото, предоставленное пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - – июль 2014. – С.73-75. – (раздел « Культура »). К 700-летию преподобного Сергия Радонежского Ученики преподобного Сергия, основавшие новые монастыри . [Подборка кратких справочных сведений. Всего 22 имени и 21 монастырь]. Ил.: Карта с указанием места нахождения монастырей, о которых сообщается в подборке//Фома. - – июль 2014. – С.76-77. – (раздел « Культура »). Вопросы мастерам о церковном искусстве:   Должна ли церковная лавка быть внутри храма ? Отвечает Андрей Анисимов , заслуженный архитектор России, действительный член (академик) Академии архитектурного наследия, главный архитектор «Товарищества реставраторов». Фото Екатерины Соловьевой//Фома. - – июль 2014. – С.78. – (раздел « Культура », рубрика « Вопросы мастерам о церковном искусстве »). Почему в храме принято зажигать свечи ? Отвечает Дмитрий Трофимов , руководитель творческих мастерских «Царьград». Фото Владимира Ештокина//Фома. - – июль 2014. – С.78. – (раздел « Культура », рубрика « Вопросы мастерам о церковном искусстве »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-135-...

Страна преподобного Сергия… О подготовке к празднованию 700-летия игумена земли Русской, о духовном подвиге преподобного Сергия и нашем восприятии его роли в становлении Церкви и государства 14 июля, 2014 О подготовке к празднованию 700-летия игумена земли Русской, о духовном подвиге преподобного Сергия и нашем восприятии его роли в становлении Церкви и государства Запланированы торжественные мероприятия, молебны, крестные ходы, паломничество и многое другое. Будут установлены памятники преподобному Сергию – в Москве, Минске, Симферополе, Астане и, наконец, на Куликовом поле. В производстве уже находятся несколько фильмов, в том числе для детей и юношества. Наш собеседник – председатель правления Благотворительного фонда сохранения духовного наследия преподобного Сергия Радонежского, член Рабочей группы при президенте Российской Федерации по подготовке к празднованию 700-летия преподобного Сергия Радонежского Андрей Юрьевич Молчанов. Арсений Замостьянов: Андрей Юрьевич, с чего началось Ваше постижение образа святого преподобного Сергия Радонежского? Андрей Молчанов: Всё начинается с Жития, со свидетельств о святом игумене – именно это произведение древнерусской литературы стоит краеугольным камнем в нашем постижении духовного подвига. Обратимся же ко словам Епифания Премудрого, составившего Житие нашего святого: «Я удивляюсь тому, что минуло столько лет, а житие Сергия не написано. Я горько опечален тем, что с тех пор как умер этот святой старец, пречудный и совершенный, прошло уже двадцать шесть лет, и никто не дерзнул написать о нем – ни близкие ему люди, ни далекие, ни великие, ни простые: великие не хотели писать, а простые не смели. Через год или два после смерти старца я, окаянный и дерзкий, осмелился начать это дело. Вздохнув к Богу и попросив молитв старца, я начал подробно и понемногу описывать жизнь старца, говоря самому себе: «Я не возношусь ни перед кем, но пишу для себя, про запас, на память и для пользы». За двадцать лет у меня составились свитки, в которых для памяти были записаны некоторые сведения о жизни старца; часть записей была в свитках, часть в тетрадях, но не по порядку – начало в конце, а конец в начале.

http://pravmir.ru/strana-prepodobnogo-se...

«Вы указываете на епископов, заброшенных в первые века христианства в Индию и Абиссинию. Так! Но ныне другие времена. Тогдашним епископам не делали замечаний, напр. о несходстве итогов главных в экстрактах, и не требовали настоятельно, чтобы они представляли сведения о молодых людях, хотя б их и не было на службе» (Сполна это письмо в ряду других писем митрополита Иннокентия напечатано в Прибавлениях к творениям Св. Отец. 1889. Кн. II, стр. 589–594.)... 2211 Мак-Гахан. Письмо из Америки в Северном Вестнике, а также корреспонденция «На выставке в Чикаго», Моск. Вед. 271:1893 г. окт. 2. 2214 Пожертвованные Академии капиталы после конверсий следующие: 1) Московскими купцами Алексеем Ивановичем, Герасимом Ивановичем и Михаилом Алексеевичем Хлудовыми 35:900 р. 2) Высокопреосвященнейшим Митрополитом Киевским и Галицким Иоанникием 5:100 р. 3) Преосвященным Иоанникием, Епископом Михайловским, викарием Рязанской епархии 5:700 р. на учреждение стипендии имени покойного ректора Академии прот. А. В. Горского. 4) Покойным профессором Казанской Духовной Академии Нафанаилом Петровичем Соколовым 11:500 р. 5) Покойным членом Св. Синода, протоиереем Иоанном Васильевичем Рождественским – 8:700 р. 6) Московской Городской Думой на учреждение стипендии имени Ю. Ф. Самарина 4:600 р. 7) Покойным Преосвященным Никодимом, Епископом Дмитровским 4:400 р. 8) Московским духовенством на учреждение стипендии по случаю исполнившегося в 1880 г. 25-летия царствования Государя Императора Александра II – 4:300 р. 9) Покойным протоиереем Московского Казанского Собора Александром Невоструевым – 2:840 р. 10) Покойной Анной Фёдоровной Аксаковой – 5:200 р. 11) Московским Купеческим Обществом взаимного кредита – 6:300 р. 12) Пожелавшими остаться неизвестными лицами – 16:900 р. 13) Ломоносовским Комитетом – 5.000 р. 14) Разными лицами на учреждение стипендий в память покойных: Ректора Академии протоиерея А. В. Горского и профессоров: Феодора Александровича Голубинского и Петра Спиридоновича Делицына – 13:700 р. и 15) Братством Святителя Петра Митрополита на учреждение стипендии имени настоятеля Московского Никольского единоверческого монастыря архимандрита Павла и заслуженного профессора Московской Академии Николая Ивановича Субботина – 5:800 р.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Божья Матерь Черной горы (Фоторепортаж) Литургия в горах Турции совершается второй раз после многолетнего перерыва… Полтора миллиона армян и от 350 до 700 тысяч греков – такова численная потеря зарезанных и изуверски замученных людей в турецком геноциде 1915-1922 годов. 24 апреля, 2012 Литургия в горах Турции совершается второй раз после многолетнего перерыва… Полтора миллиона армян и от 350 до 700 тысяч греков – такова численная потеря зарезанных и изуверски замученных людей в турецком геноциде 1915-1922 годов. 24 апреля — День памяти жертв геноцида армян Панагия Сумела, или Божия Матерь Черной горы — так называется высеченный в горах Турции монастырь. Монастырь был основан монахом Варнавой в конце IV в. и до XX века Панагия Сумела была главным монастырем для православных понтийцев. Полтора миллиона армян и от 350 до 700 тысяч греков – такова численная потеря зарезанных и изуверски замученных людей в турецком геноциде 1915-1922 годов. Подробнее: Понтийский геноцид Выгнанные со своих земель, разбросанные по разным странам, потомки беженцев поддерживают тесные связи друг с другом. В аэропорту Ростова-на-Дону царила атмосфера радости от встречи с близкими людьми. Вот уже более пяти лет подряд понтийцы, а именно так они себя идентифицируют, раз в год едут на свою историческую родину в Понт, в монастырь Панагия Сумела. Подавляющее число христианских церквей при турках были переделаны в мечети, частично сейчас в них устроены музеи. Второй участи удостоился и Сумельский монастырь. Усилиями Константинопольского Патриархата и Ассоциации греческих общественных объединений России в этом году удалось во второй раз получить разрешение на проведение Божественной Литургии в этом древнем монастыре. Ассоциация Греческих Общественных Объединений России под руководством Ивана Саввиди уже второй год возит паломников на литургию в Панагии Сумела. В этом году на Литургии побывала фотокорреспондент Правмира Юлия Маковейчук. Фото и текст Юлии Маковейчук Перелет занял чуть больше часа, и еще чуть-чуть пришлось подождать в аэропорту Трабзона, чтобы встретить самолет из Салоник. Тут уж перемешались и языки, и лица, слышался русский, украинский, греческий, турецкий языки. Многие понтийцы довольно хорошо говорят по-турецки.

http://pravmir.ru/bozhya-mater-chernoj-g...

Закрыть «Преподобный Сергий Радонежский - не только молитвенник, но и выдающийся государственный и общественный деятель» 700-летие своего небесного покровителя отпраздновала Троице-Сергиева Приморская пустынь 09.10.2014 229 Время на чтение 4 минуты 8 октября в Троице-Сергиевой Приморской пустыни состоялись главные петербургские торжества в честь 700-летнего юбилея преподобного Сергия Радонежского. Более 8000 тысяч паломников во главе с епископом Царскосельским Маркеллом прошли к обители Крестным ходом от железнодорожной платформы Сергиево (Володарская). В колонне крестоходцев находились первые лица Администрации Санкт-Петербурга, в том числе вице-губернатор Василий Николаевич Кичеджи. В возрожденной обители большую часть паломников принял храм во имя преподобного Сергия Радонежского, богослужение в котором возглавил архиепископ Петергофский Амвросий, ректор Санкт-Петербургской православной духовной академии. Ему сослужили архиепископ Сурожский Елисей (Русская Православная Церковь в Великобритании и Ирландии), епископ Бобруйский и Быховский Серафим (Белорусская Православная Церковь), епископ Глазовский и Игринский Виктор, епископ Армавирский и Лабинский Игнатий, представители Грузинской, Греческой, Украинс кой и Финской Православных Церквей, духовенство Санкт-Петербургской митрополии. Перед началом литургии за помощь в организации в городе на Неве празднования в честь 700-летия преподобного Сергия Радонежского Василий Николаевич Кичеджи был награжден медалью апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Он поздравил паломников от имени губернатора Санкт-Петербурга Георгия Сергеевича Полтавченко. В этот день праздничная служба в Троице-Сергиевой пустыни, по примеру Троице-Сергиевой Лавры, проводилась одновременно во всех действующих храмах монастыря, которых насчитывается пять. В недавно отреставрированном храме святого мученика Валериана в Зубовском корпусе богослужение возглавил епископ Царскосельский Маркелл. Обращаясь к прихожанам, он напомнил, что задача христианина: « стремиться к Богу, каждый выполняя свою миссию здесь, на земле. Преподобный Сергий Радонежский для нас не только памятник исторических событий, а светильник, свидетель того, что можно сделать, превратив свое собственное сердце в обитель Пресвятой Троицы ».

http://ruskline.ru/news_rl/2014/10/09/pr...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010