Святейший Патриарх Кирилл 26 января 2014 г. Послание Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода в связи с 700-летием рождения прп. Сергия Радонежского Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! В нынешнем 2014 году исполняется 700 лет со дня рождения великого подвижника благочестия, светильника веры и преславного угодника Божия — преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, дивного чудотворца. Блаженный Епифаний Премудрый, автор жития аввы Сергия, свидетельствует, что описать все духовные дарования и чудотворения этого святого невозможно, ибо они совершаются доныне. Действительно: каждый православный христианин знает и любит Радонежского чудотворца, благоговеет перед его памятью и почитает духовное наследие Преподобного. Историк Российского государства и Русской Церкви профессор Василий Осипович Ключевский так выразил мысль о народном восприятии образа Преподобного:  «Спросите любого из этих простых людей, с посохом и котомкой пришедших сюда [в  Троице-Сергиеву лавру ] издалека: когда жил преподобный Сергий и что сделал для Руси XIV века, чем он был для своего времени, и редкий из них даст вам удовлетворительный ответ; но на вопрос: что он есть для них, далеких потомков людей XIV века, и зачем они теперь пришли к нему, каждый ответит твердо и вразумительно». И по сей день не оскудевает поток богомольцев, которые приходят из разных стран, городов и весей, дабы поклониться честным мощам угодника Христова, почивающим в стенах основанного им монастыря — Троице-Сергиевой лавры, стоящей на высоком Маковском холме, помнящем деяния и самого начальника здешних подвижников. Эта прославленная в веках обитель стала подлинной школой благочестия, центром, из которого расходились по Русской земле иноки. Они несли в сердце своем и на устах Евангельскую истину и делом являющие образ жительства во Христе. Троице-Сергиева лавра явилась в истории Православия не только оплотом благочестия в Северо-Восточной Руси, но и продолжательницей дела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских — первых русских иноков, принесших общежительный монашеский устав в пределы нашего Отечества и показавших подлинную красоту христоподражательного смирения.

http://e-vestnik.ru/news/poslanie_svyate...

поиск:   разделы   рассылка Полина Ермолаева, Татьяна Королева, Ренат Горяев, Юрий Гончар, Сергей Довгалин, Андрей Мельников 700-летие преподобного Сергия Радонежского Источник: Вести Недели В: В эти дни мы отмечаем 700-летие Преподобного Сергия Радонежского. Основатель Троице-Сергиевской лавры, игумен земли русской, монах-воин стал, говоря современным языком, признанным духовным лидером в переломный момент истории России. Что значит для нас эта личность сегодня в материале Полины Ермолаевой. КОР: Из года в год, из века в век не гаснут лампады и не прерывается людской поток. Идут к Сергию. В полумраке Троицкого собора святыня, мощи той самой серебряной раки, что изготовить повелел Иван Грозный. И как размышлял Ключевский, если б записать все, что было передумано и перечувствовано пред гробом Предобного миллионами умов и сердец, это писание было бы историей политической и нравственной жизни. АРХИМАНДРИТ ТИХОН ШЕВКУНОВ : В небольшом храме лежит человек, игумен русской земли, который невидимо управляет Русью. Об этом знают поколения. ИЛЬЯ ГЛАЗУНОВ (НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК СССР): Когда подошел к ... Преподобного Сергия, я ощутил всей своей юной памятью, вот эту великую святость и ... связанную для нас с именем великого подвижника земли Русской Сергия Радонежском, который создал сопротивление, создал новое поколение, верующее в себя воителей за Россию .и которое так современно по своим идеям. КОР: Вдохнуть жизнь в истерзанную, павшую на колени Русь, этот подвиг был под силу только Сергию. В лесной непроходимой глуши, он строит монастырь, который станет душой русского православия. И усмиряет враждующих князей, превращая разрозненные осколки в великую силу. В битве на Куликовом поле решалась судьба не только Руси, всей Европы. АЛЕКСЕЙ ЛЕВЫКИН (ДИРЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ): Великая Русь образовалась именно здесь, и именно потому, что, так сказать вот тут, вот в данный момент, в то самое время оказались вот такие выдающиеся личности как Сергий Радонежский. НИКОЛАЙ БОРИСОВ (ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ИСТОРИИ ДО НАЧАЛА XIX ВЕКА МГУ): Его духовный уровень позволял ему в некоторых случаях вмешиваться в политику, но вмешиваться не для того, чтобы там, перевесила одна команда или другая, а для того, чтобы прекратить усобицы, прекратить ненависть, прекратить убийства. Тут довольно было, ну как бы сказать, часовым, он стоял как часовой. Вот, история поставила его охранять какие-то принципы.

http://religare.ru/2_104420.html

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благодарить за понесенные труды по подготовке и проведению праздничных мероприятий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 2. Выразить признательность за содействие в организации празднования и личное участие в нем Президенту Российской Федерации В.В. Путину, а также главам традиционных религиозных общин России. 3. Выразить благодарность Министерству культуры Российской Федерации, мэру Москвы С.С. Собянину, Правительству российской столицы за содействие в организации праздничных мероприятий. 4. Признать успешным проведение XII Церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства. Моя история. Романовы», которая прошла на высоком организационном и технологическом уровне и привлекла внимание множества москвичей и гостей столицы, включая детей и молодежь. 5. Выразить благодарность Патриаршему совету по культуре, его секретарю архимандриту Тихону (Шевкунову), наместнику Сретенского ставропигиального мужского монастыря города Москвы, и всем, кто потрудился над организацией выставки. 6. Отметить значимость праздничных мероприятий для формирования нравственного и патриотического самосознания граждан России, воспитания уважения к историческому наследию страны, утверждения духовных и общественных идеалов, сформировавших культуру народов исторической Руси.   ЖУРНАЛ 131 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о принятии послания Священного Синода в связи с 700-летием преподобного Сергия Радонежского, празднуемого в 2014 году. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Принять Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с 700-летием рождения святого преподобного Сергия Радонежского. 2. Огласить Послание и объявить открытие года преподобного Сергия Радонежского 26 января 2014 года за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя, а также во всех храмах Русской Православной Церкви.   ЖУРНАЛ 132 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о событиях на Украине.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3478894...

Содержание Введение Часть первая Глава 1. Преподобный Дионисий до его архимандритства в Троицком монастыре Глава 2. Рассылка Дионисием патриотических грамот и его заботы о потерпевших во время Московского пожара Глава 3. Значение деятельности Троицких властей в судьбе и успехах Нижегородского ополчения и участие их в последующих затем событиях Часть вторая Глава 1. История исправления церковно-богослужебных книг преподобным Дионисием до патр. Филарета Требник Триодь цветная Октоих Общая Минея Месячная Минея Псалтирь Канонник Глава 2. История исправления богослужебных книг преподобным Дионисием при патр.Филарете Глава 3. Преподобный Дионисий, как настоятель Троицкого монастыря Приложения I. Из рукописи Троиц. Лавр. Библиотеки 700, листы:134–142 II. Из рукописного сборника библиотеки Троице-Ссргиевой Лавры 700, листы 295–325 III. Из рукописи Московской Синодальной Библиотеки л.л.41об.–48     Внутренними смятениями егда напутствуема бе Россия, такожде и внешними, воздвигл еси, Господи, подвигоположников духовных, иже без меча и стрел, и не коварством укротиша дерзость врагов, но силою смиренности и святости, в лике коих воспеваем и тя, отче Дионисие! (Канон преп. Дионисию, песнь 4-я, ст. 2). Истинным слова разумением одарен был еси свыше, Богомудре Дионисие: и сего ради паче других поручено тебе исправити погрешности, в церковные книги по неведению вшедшие. (Канон преп. Дионисию, песнь 5-я, ст. 1). Введение Значение Дионисия в гражданской и церковной истории русской. – Разделение исследования. – Источники. В Троице-Сергиевой лавре на пространстве между колокольнею и Троицким собором есть памятник, на одной стороне которого находим такую надпись: «три были несчастливые для России времена, и в оных сия обитель к сохранению отечества содействовала и спомоществовала». И действительно, в трудные годины нашего отечества Сергиева обитель не оставалась безучастной к бедствиям его, но существенно помогала. Помощь эта проявлялась или в материальных пособиях отечеству, или в том нравственном влиянии обители, благодаря которому она одушевляла и подвигала русских людей на великие дела. Наше смутное время и было такою эпохою, когда нравственное влияние лавры явилось одною из сил, послуживших к восстановлению и оживлению расшатавшейся тогда русской государственности. Достойны, поэтому, внимания те лица обители, которые явились в то время представителями и носителями этой силы. Одно из таких лиц, именно архимандрит обители Дионисий и составит предмет нашего исследования 1 . Но чтобы вполне понять и оценить значение деятельности знаменитого архимандрита в смутное время, необходимо здесь же сказать несколько слов о самой этой эпохе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Среди сослужащих предстоятелям были также митрополит Ловчанский Гавриил (Болгарская Православная Церковь) и члены делегации Антиохийской Церкви — митрополит Аккарский Василий, митрополит Триполийский Ефрем, представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском и всея Руси архиепископ Филиппопольский Нифон, архимандрит Филипп (Язейджи), архимандрит Парфений (Аллати), архидиакон Герасим (Каббас). Также сослужили представители Поместных Православных Церквей при Патриархе Московском и всея Православная Церковь), епископ Моравичский Антоний (Сербская Православная Церковь), архимандрит Стефан (Диспиракис) (Иерусалимская Православная Церковь), архимандрит Феоктист (Димитров)(Болгарская Православная Церковь), архимандрит Александр (Пихач) (Православная Церковь в Америке). На богослужении присутствовали полномочный представитель президента России в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, председатель комитета Совета Федерации ФС РФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества А.А. Клишас, Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Болгария в Российской Федерации Бойко Коцев, члены делегации Антиохийской Церкви. За Литургией была совершена иерейская хиротония диакона Николая Нефедова, клирика храма Богоявления Господня б. Богоявленского монастыря г. Москвы. На запричастном стихе председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации, председатель Организационного комитета по подготовке празднования 700-летия со дня рождения прп. Сергия Радонежского митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий огласил послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с 700-летием рождения преподобного Сергия. Прямую трансляцию богослужения осуществляло государственное телевидение Сирии. По окончании Литургии был совершен молебен преподобному Сергию Радонежскому. Перед началом молебна Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с кратким словом:

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Нужно еще заметить, что в расположении некоторых книг есть разность между еврейскими списками и переводом LXX толковников. В еврейском тексте первые шесть книг располагаются, как и в славянском: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, – а у LXX: Осии, Амоса, Михея, Иоиля, Авдия, Ионы. Кроме того, во многих списках перевода LXX, например в александрийском, книга 12 малых пророков помещается ранее великих пророков. Наш славянский перевод, последовавший в обоих этих случаях еврейскому тексту, дает православному богослову опору оказывать предпочтение также еврейскому расположению Свящ. книг. В расположении остальных шести книг: Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии, сходны еврейские и греческие списки. Строго хронологический порядок должен бы быть следующий: 1) книга пророка Авдия (889–880 гг. до Р.Х.), 2) Иоиля (877–857), 3) Ионы (823–783), 4) Амоса (823–783), 5) Осии (790–725), 6) Михея (740–695), 7) Наума (715–700), 8) Аввакума (714–700), 9) Софонии (640–629), 10) Аггея (ок. 520), 11) Захарии (520–515), 12) Малахии (450–430). О каноническом достоинстве книг малых пророков, составляющих в иудейском и христианском каноне одну книгу, было всегда единогласное мнение. Как выше было сказано, уже премудрый Сирах упоминал о писании 12 пророков (49:12), как богодухновенной книге. Во всех отеческих и соборных, начиная с 85 апостольского правила, исчислениях эта книга находится, как неизменная часть священного канона. Только в исчислении Оригена нет ее, но, как единогласно признают ученые, это объясняется ошибкою писца, так как без нее у Оригена оказывается 21 книга. В Новом Завете очень много мест приводится из разных книг малых пророков (напр., Ос.11 ­­ Мф.2:15 ; Ос.6 ­­ Мф.9:13; 12:7 ; Ос.1 – Рим.9:25–26 ; Иоил.2:28–30 ­­ Деян.2:12–15 ; Ам.5:25–26 ­­ Деян.7:42–43 ; Ам.9:11–12 ­­ Деян.15:15–16 ; Мих.5 ­­ Мф.2:5–6 ; Зах.12 ­­ Ин.19:37 ; Мал.3 ­­ Мк.1 и мн. др.). Толковательная литература на книги малых пророков очень обширна. Укажем лишь некоторые особенно ценные для православного богослова труды.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

3) По изготовлении дипломов на степень кандидата богословия и аттестатов на звание действительного студента, – все документы вышепоименованных 22-х воспитанников Академии препроводить в Учебный Комитет при Святейшем Синоде. 4) Студента IV-ro курса Теплова Василия, согласно его прошению, по болезни, оставить в том же курсе на второй год. 5) Студентам: Георгиевичу Георгию, босн. уроженцу, Давыдову Алексею, Звереву Александру, Ключеву Алексею, Лебедеву Сергею, Околовичу Николаю, Рождественскому Григорию и иеромонаху Ювеналию (Машковскому) объявить, что для получения ученых степеней и званий они должны сдать устные испытания по предметам 4-го курса и представить обязательные письменные работы за 2, 3 и 4 курс – не позднее 1-го января будущего 1910 года. II. Предложение О. Ректора Академии Архимандрита Феодора: «Долгом считаю предложить Совету Академии избрать кого-либо из ныне окончивших академический курс студентов для приготовления в наступившем 1909–1910 учебном году к замещению вакантных преподавательских кафедр в Академии». Справка: 1) § 54 устава духовных академий: «Для приготовления к занятию преподавательских вакансий в академии Совету предоставляется оставлять при оной на годичный срок наиболее даровитых студентов, кончивших курс с отличным успехом. Примечание. Лица сии получают содержание из особо назначенных для того сумм, в размере не свыше 700 рублей на каждого». – 2) По § 81 —298— лит. б п. 5 того же устава «оставление при академии кончивших курс студентов, для приготовления к занятию преподавательских кафедр в оной, и назначение им содержания» значится в числе дела Совета Академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. Определили : 1) Оставить на 1909–1910 учебный год в Академии, для приготовления к занятию преподавательских кафедр в оной, окончивших ныне академический курс воспитанников Николая Кудрявцева и Василия Виноградова , с производством им, с 16-го августа текущего 1909-го года, содержания по 700 рублей в год каждому, за вычетом 3-х процентов на пенсии. 2) Постановление сие представить на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

                  -Батюшка, я хотела бы еще обратиться к недавнему празднику, который мы весь год отмечаем. Это 700-летие преподобного Сергия и хочу спросить, как вы в этом году этот праздник отмечали?                  -Ну, что до меня -  я радуюсь тому, что сегодня Троице-Сергиева лавра действительно оправдала свое назначение быть сердцем России. И на Благовещенском поле под стенами Лавры молились десятки тысяч людей, сотни тысяч людей. И сама Лавра сделалась престолом божьим в день преподобного Сергия, и службу возглавлял святейший Патриарх Кирилл. Думается, что 700-летний юбилей преподобного Сергия стал определенной вехой в нашей отечественной  истории. Никогда дотоле не молилось, как я подозреваю, столько паломников со всей Руси великой под стенами и в самой Лавре. Это свидетельство того, что наш народ не равнодушен, как кто-то из слушателей предположил, не превратился в быдло, каким бы его хотели сделать лживые каналы массовой информации. Я говорю сейчас о всех средствах массовой информации. Но понимаю судьбоносность переживаемого нами момента. И поэтому, завершая сегодня нашу передачу, я обращаюсь к преподобному Сергию с молитвой об упокоении народного художника России Павла Рыженко. С молитвой о том, чтобы наши умы были светлы и сердца верны. Чтобы мы не обкрадывали себя ни лукавством, ни ложью, ни ненавистью. Но с болью в сердце молились бы о победе разума, правды и любви. Молились о чуде русской истории, о том, чтобы нам удалось отстоять мир на земле, благодаря самоотверженному труду каждого православного христианина России. И все мы можем брать в этом отношении пример с судьбы русского художника Павла Рыженко, который в расцвете творческих лет отошел в мир иной, оставив нам свои многозначительные смысловые реалистические и исторические полотна. На которых он,  Павел,  пытался запечатлеть - и Бог свидетель, это ему удалось -  самые прекрасные, хотя и самые трагические страницы отечественной истории. В ликах ее сынов, которые не знали слово «отступление». Но жертвенно полагали жизнь за друзей своих. Как и сам наш Павел сгорел, точно светильник, оставив свет своего творчества на земле.

http://radonezh.ru/text/pamyati-pavla-ry...

Ярославль. Домовая церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " при бывшем Доме призрения. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Всехскорбященская церковь каменная, домовая, в связи с главным зданием Екатерининского дома Призрения ближнего. Престол один - во имя Божией Матери Всех Скорбящих Радости. Построен храм вместе с домом на жертвы благотворителей в 1786 г. Строится благотворителями Екатерининского дома здание для причта. Храм поддерживается благотворителями. В 1905 г. временных прихожан – членов совета, служащих при заведении и призреваемых старушек – было 18 душ муж. пола и 52 жен. пола. При Екатерининском доме существуют для призрения: мужское отделение воспитанников на 45 человек, женское отделение на 70 воспитанниц и богадельня для 17 старушек. Все три отделения содержатся на проценты благотворительного капитала и на ежегодные пожертвования членов совета дома и других частных лиц. Воспитанники получают образование в разных учебных заведениях г. Ярославля. Для воспитанниц существует при доме женская восьмиклассная гимназия. По высочайше утвержденному уставу в 1892 г. причт состоит из настоятеля и диакона; настоятелю жалованья от совета дома 180 руб., диакону 172 руб. Причтового капитала у совета дома хранится 2950 руб. в процентных бумагах. Настоятель состоит законоучителем гимназии и получает до 700 руб. платы поурочной, диакон получает до 180 руб. за обучение церковного пения. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Каменная однопрестольная церковь была открыта в 1786 г. одновременно с Домом призрения ближнего; находилась внутри главного здания, построенного по проекту Э. Левенгагена. Старостами церкви в разное время были А.М. Пастухов и И.А. Вахромеев. Первый на свои средства в 1830 году расширил алтарную часть церкви, второй в 1904 году – «устроил второй свет паперть». Небольшая деревянная колокольня в нач.ХХ в. была заменена каменной. Притч состоял из священника и псаломщика, в 1905 г. для них благотворителями был построен дом. Жалованье выплачивалось из сумм Совета Дома призрения: священнику по должности священника 180 руб. плюс поурочная плата 700 руб., дьякону - 172 руб. и «за обучение пению» 180 руб. Причтовый капитал (в 1910 г. - 4850 руб.) хранился в казначействе вместе с капиталами Совета Дома призрения ближнего. Причт ежегодно уплачивал взнос на духовные учебные заведения.

http://sobory.ru/article/?object=20308

Единство двух Заветов подтверждается содержательно и исторически.  С древности Бог постепенно подготавливал людей через образы к восприятию Истины, подобно тому, как тренируют глаза к восприятию света , каждый раз проясняя суть дела спасения и одновременно поразительно точно указывая время наступления мессианского Царства . Рождение Христа от Девы предсказал за 700 лет пророк Исаия ( Ис. 7,14 ); за 500 лет пророк Даниил назвал точное время рождения Христа и указал дальнейшую судьбу иудейского народа, отвергшего Мессию (Дан. 9). Это пророчество является одним из важнейших свидетельств истинности христианства . Первосвященники и книжники знали о мессианских пророчествах (см. Мф. 2,4–5), и Ирод им поверил и приказал истребить младенцев, что было предсказано за 600 лет пророком Иеремией (см. Иер.  31,15 )  (около 645 г. до Р.Х. – первая noлobuha VI в. до Р.Х.). Пророк Захария (см. Зах.11, 12–13) за 500 лет предвидел предательство Иуды за тридцать сребреников, в которые была оценена жизнь Господа первосвященниками и Иудой Искариотом (см. Мф. 26, 15; Мф. 27, 3–10; Деян. 1, 18). Своих учеников перед страданиями Христос убеждал, что на Нем «совершится  все, написанное через пророков о Сыне Человеческом» (см. Лк. 18, 31) и Ему  надлежит много пострадать и быть уничижену (Мк. 9, 12). Страдания Христа описаны за 700 лет пророком Исаией так, как будто он созерцал их воочию , что дало повод блж. Иерониму назвать его ветхозаветным евангелистом . В Псалмах Давида (см.  Пс. 21, 17 ) за тысячу лет было предсказано о том, что Мессия будет пронзен. Через пророка Даниила названо точное время смерти Христа (см. Дан. 9, 26) и установления Нового Завета. Через Осию (см. Ос. 6, 2; 13, 14) предсказано о Воскресении и победе над адом; через Иоиля предсказано о ниспослании Святого Духа (см. 2, 27–29). Все эти пророчества нашли свое точное и буквальное исполнение в Новом Завете. Важным в контексте полемики с Виссарионом является ветхозаветное пророчество о въезде Христа в Иерусалим на молодом осле. Это событие было предсказано за 500 лет пророком Захарией (см. Зах. 9, 9 ), его передает евангелист Иоанн (см. Ин. 12, 15 ) и его признает сам Виссарион: «рано утром, когда еще все спали, Сын Человеческий вместе с Владимиром Якутянином ушел к Золотым Вратам иерусалимским, через которые однажды въехал Иисус на осле в град великий и через которые ныне ни войти ни выйти, ибо запечатаны они камнями великими» . Получается, что Виссарион, который выдает себя за Христа, 2000 лет тому назад жил, как он выражается, по программе внеземного разума, а не по плану его «отца небесного», чем изобличает сам себя. Внеземной разум не мог «просчитать» это событие, поскольку «отец небесный» никак себя не проявлял, и внеземные цивилизации не могут его постичь.

http://bogoslov.ru/article/3977326

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010