αματοδτης, der Heilung gibt, Heilbringer: VThSyk 2,5. αματκλυτος durch Heilungen berühmt: νας MirDem 197,11. αματουργω Heilungen bewirken: ThStudBa 45,18. αματουργα, heilende Kraft: LeontChris 74,67.70. αματοφρος Heilung bringend, heilkräftig: MirDem 70,3; 194,4. VStephSab 562D c.76. VNicPatr 347,28. VAthAeg 217,23; 223.10. AHG VII 343,117. -τιφρος VPetr I 86,3. τηφρος AASS Aug I 326D (Acta Eleutherii c.15). id. Miller: cod. Par. 1219,9r (Joseph Skenoph.).– Tougard. αματω heilkräftig sein, heilen: AHG IX 182,16. EustrTheotok 62 s.v. πηγ (G. Nicomed.). αματδης heilkräftig: VPetr II 97,14–5; 98, 6; 106,0. αμβανπαιστος Versmaß aus Jamben und Anapästen: TzetzMetrPind 101,14 not. CramOx ΙII 307,18 (Tzetz.). αμβεα, Jambus: TzetzMetrPind 113,9. αμβειογραφω Jamben schreiben: Mi ChonDial 1347B.– αμβογρ. KumN; -γρφος LS s.v. -φγος. αμβεος jambisch: NEugEp 10. -ος Jambus, jambischer Pers: AnHier IV 210,30 (s. XIII).– LS, LSSup. αμβειοφγος, „Jambenfresser“, Verseschmied: MichΙtal 253,15. Walz III 498,9 (Jo. Rhacend.).– LS, TLG. αμβλεγος, jambisch-elegischer Vers: TzetzMetrPind 51,23; 73,18 etc. SchoIArK II 2,121, 4,– LS, TLG. αμβζω Jamben auf sagen: DeCerV I 21,17; 27.11. Jamben dichten: NBasOr 4,7. EustDam 508A.– LS, LSSup, Tgl. TLG. αμβικιον, τ Destillierkolben: AnonMetal 104,3. μβιξ, Destillierkolben: AnonMetal 10,21; 20,14 etc. λινοι CatAlch V 1,96,3. αμβκων StephId II 233,10.– Vgl. μβιξ LS. αμβς jambisch, Jamben dichtend: Καλλιπη ProdGed LVI А 50. Μοσα TzetzAr III 955, 3.– LS. αμβισμς, Jambus: NoctPetrop 225,11 (Mi. Chon,). αμβλχειος Jamblichos: ProclTim I 309,7; II 72,8. Olymp., CAG XII 1,28,25; 41,12. ArethScholUrb 140,20; 146,23. (subst.) Anhänger des Jamblichos: Simpl., CAG VIII 1,15; 2,25 – TLG. αμβλιχοπορφριος, Jamblichos und Porphyrios: TzetzHist VII 487.532. αμβοβακχεος Bakcheus: TzetzMetrPind 43,9. αμβογραφα, Jambendichtung: ScholArProl XXI а 10 (Tzetz ). CramOx III 334,15 (Tzetz.). αμβογρφος, Jambenschreiber, Jambendichter: Herod II 497,18; 524,27 etc. PhotBib 153b5. ArethMin I 322,20. TzetzAr III 874,3. TzetzBa 841,29.– LS (Suda, Etym. Mag.), TLG, Hoven 166.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

время визант. канонах Н. см.: Желтов. 2010. С. 214-218). Кроме службы 6 дек., последований Октоиха на четверг и молебных канонов Н. еще целый ряд гимнографических текстов в честь Н. посвящены событию перенесения честных мощей святителя из Мир Ликийских в Бари. Жителями К-поля это событие было первоначально воспринято как трагедия, что в т. ч. видно из переделки канона Н. Никиты Стифата, куда были внесены сетования по поводу утраты византийцами мощей святого (ср. 1-ю и 2-ю редакции этого канона: AHG. T. 4. P. 179-189 14/1) и Ibid. P. 190-195 14/2)). В отличие от константинопольцев, греки Юж. Италии считали перенесение мощей Н. праздничным событием, о чем свидетельствуют созданные в этом регионе рукописи. Так, в Минее XI в. Crypt. Δ. α. XIV содержится анонимный канон Н., хоть и не сообщающий прямо о перенесении его мощей, но содержащий упоминания имен святых, празднуемых 9 и 10 мая (изд.: AHG. T. 4. P. 143-152 11)); в сб. XIV в. Crypt. Β. β. IV, состоящем преимущественно из посвященных Н. житийных и гимнографических текстов, содержится фрагмент канона, созданного неким Василием, и полный канон авторства некоего Стефана в честь перенесения мощей Н. (Fol. 111-122 об.); еще один анонимный канон сохранился в Пентикостарии нач. XVI в. Crypt. 274 (Fol. 324 об.- 329 ). На рубеже XI и XII вв. день перенесения мощей Н. вошел в число рус. церковных праздников, а к XIV в. был уже достаточно широко известен в слав. мире ( Лосева. 2001). В рус. традиции Никола вешний, к-рый отмечается 9 мая,- столь же почитаемый праздник, сколь и Никола зимний 6 дек.; существует целый ряд оригинальных рус. гимнографических произведений для службы 9 мая (подробнее см.: Smyka. 2005; Черкасова. 2010; Легких. 2011). В Новое время празднование перенесения мощей Н. вошло в практику ряда греч. областей, причем под разными датами: как 9, так и 8, 10 или 20 мая. Помимо упомянутых выше южноитал. канонов на день перенесения мощей Н. известны еще 7 греч. последований на тот же праздник, составленных гимнографами Нового времени, в т. ч. прп. Никодимом Святогорцем (подробнее о праздновании перенесения мощей Н. в различных областях Греции и посвященных этому гимнографических последованиях см.: Μρκου. 1994).

http://pravenc.ru/text/2565634.html

πολιβζω nachlassen, abflauen (vom Wind): NautByz 175,7.– (LS). πολβασμα, τ Abflauen ? Λψ νεμος, ξ ο κα . PsHerod 77 n.3. πολιγωρω den Mut verlieren: ThStudCatM 18 (p.52 MCL). PselMB IV 319. ScholHip II 263.– (LS), L, (Tgl). πολικμω verjagen, vernichten: AmphIcon H 28 (pass.). Simoc IV 4,13. PitAn I 344,. AHG VI 167,382. GNikLog 1425A.– DGE, Tgl, Toug. πολικμζω aufwirbeln: χυρμις MichItal 286,15. πολιναρδαι, ο Anhänger des Apollinarios: PhotEp 284,1381.1406. πολιναρζω ein Anhänger des Apollinarios sein: JoCaes II 5; 14. πολλ. KamArs 54.– L. πολινριοι, ο Anhänger des Apollinarios: νητοι JoPatr 519,22. πολινω abbinden: τς φλβας ScholHip II 492. PapVar 73,28 (Mir. Artem.). ErmAnecd 133. τ φλεβον 177.– LS. πολνωσις, Abbindung: PapVar 73,29 (Mir. Artem.).– LS. πλιον, τ Verderben: τς πλεως LeonCat 86.– (LS). πολιορκτως uneinnehmbar, unüberwindlich: MR I 564. TR 88.304. AHG II 218,28. JusCan 732A.– Stam; -ος LS. πλιος, Verderber: το πλνου κα -λου LeonCat 313. τν μγον κα -λιον 350.– Vgl. ξλης. πολιπανω einölen: ννιν IgnDiacEp 1.– LS. πολσθησις, Abgleiten, Verfehlung, Fehltritt: CorpDionys DN 172,16. το καλο NDavGreg 716. Palam I 255,29.– LS. πολιτετως nicht staatsmännisch: ητορεειν NChonOr 152,20.– LS -ος. πολιχμζομαι ablecken: τν τς γς χον PselOr 3,50.– LS -ζω. πολχμησις, das Belecken: παρ τν κυνν VMelet B 98. πολλιναρισμς, Lehre des Apollinarios von Laodikeia: KamArs 49. πολλιναρτης, Anhänger des Apollinarios: KamArs 77.– Vgl. πολιναριστς L. πλλω vernichten, verderben, verlieren: Viteau 27. CosmInd VII 77,9. MaurD XII D 16. HalkChrys 249. Ecloga 117. NomGeorg 1.– LS, DGE, Soph, Psaltes 246 A.1; vgl. πολλω Kr, πολλω Car. πολλωνιακς nach der Art Apollons, wie es Apollon zukommt: Hermias Alex. 139,10 (Couvreur).– LS -ος. πολογαριζω berechnen: Suda I 305,15.– HL. πολογαριασμς, Abrechnung, Berechnung: MSyncPhrase 3,16. LudwAnek 171,24. GerlPatr 240,11 (a.1496). Berechnung des Lohns, Entlohnung: τν ργατν GeomFisc 132,11. die der öffentlichen Hand zu verrechnenden Gelder: δημσια χρματα γουν -μος Peira 36,14 (cf.8,10).– Tgl.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Последование И. В., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Τας τν δακρων σου οας (      ); кондак 3-го гласа Ως φωστρα δυτον (      ) с икосом; канон авторства Феофана, 2-го гласа, с акростихом Τ φαιδρν μν, παμμκαρ, σν θαυμτων (Светлость пою, всеблаженне, твоих чудес), ирмос: Εν βυθ κατστρωσε (      ), нач.: Τν φωσφρον κα φωτοειδ (      ); 2 цикла стихир-подобнов (в слав. Минее помещен только 1 цикл), неск. самогласнов, седален, светилен. По рукописям известны песнопения И. В., не вошедшие в совр. богослужебные книги: анонимный канон плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа (начало канона не сохр., текст известен, начиная с 3-й песни; см.: AHG. T. 2. P. 254-260), канон с именем автора (Прокопия) в богородичнах, плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа, с акростихом Ιλαρωνος τ σεπτν κδος τν μοναζντων στψωμεν πληθς (Илариона священную славу монашествующих увенчаем множество), ирмос: Ιππον κα ναβτην (      ), нач.: Λμψον μοι ορανθεν, Χριστ, τ θεν σου φς (Воссияй мне небесный, Христе, божественный Твой свет) (Ταμεον. Σ. 62-63); кондак Ιερς π βρφους (Священно с младенчества...) ( Амфилохий. Кондакарий. С. 83 (отд. паг.)); дополнительные икосы (Там же. С. 165); седален (AHG. T. 2. P. 255). Е. Е. Макаров Иконография И. В. в визант. и древнерус. искусстве, как правило, изображается как седовласый старец с раздвоенной бородой средней длины, в монашеской мантии, в правой руке обычно держит крест, левая - перед грудью развернутой ладонью вовне или в ней свиток. Иконография традиционна, различия касаются лишь длины бороды. В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) о И. В. говорится: «...старец кудрявый, с короткой раздвоенной бородой» (Ч. 3. § 13. 10). В рус. традиции, согласно иконописным подлинникам XVIII в., И. В. изображается так: «Сед, брада доле Богословли (свт. Иоанна Богослова), на конец уже, риза преподобническая, испод вохра с белилом» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 40; то же с незначительными расхождениями в кн.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 175-176). В составленном В. Д. Фартусовым «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) дается описание И. В.-еремита: «Типом эллин Палестины, величайший постник, по жизнеописанию имел одни кости, обтянутые кожей. Старец 80 лет; по греческому подлиннику имел бороду закрученную, седую, разделенную на три пряди и большую; на теле власяница и короткая кожаная мантия, на голове куколь. В руках хартия с надписью по одному подлиннику: «Аще приходиши работать Господеви, уготовай душу твою во искушении». По другому же подлиннику: «Потщитися, молю вы, братия и сестры, в вечной жизни светлей, юже нам Господь по Своей милости туне дает, сея временныя жизни и скверныя, аки змия ядовита устен бежим, и не прикасаемся ей»».

http://pravenc.ru/text/389213.html

Немаловажно, что канон Никиты Стифата сохранился в двух редакциях 45 ; вторая, обозначенная в AHG как XIV (2), была создана после перенесения мощей чудотворца в г. Бари – в нескольких тропарях этого канона содержатся печальные сетования по поводу утраты городом Миры мощей святого. Можно было бы предположить, что событие перенесения его мощей из Мир Ликийских в Бари в греческой гимнографии XI и последующих веков будет или вовсе умалчиваться, или представляться как трагедия – аналогично тому, как о нём повествуется во второй редакции канона Никиты Стифата . Однако это не так – только среди песнопений ещё византийской эпохи есть два, по меньшей мере, канона, посвящённых перенесению мощей святителя Николая. Один из них, 1-го гласа (без акростиха), не издан; другой, 4-го гласа 46 был издан в AHG 47 . Во втором из указанных канонов о самом перенесении его мощей и не говорится, но канон, как заметил ещё А. Коминис, содержит имена святых, празднуемых 9 и 10 мая – то есть именно в те дни, когда и состоялось перенесение мощей святителя Николая. Столь радикальную переоценку этого события творцами двух описанных канонов в сравнении с позицией константинопольских авторов, очевидно, нужно связывать с южно-итальянским происхождением первых – оба канона сохранились в гроттаферратских рукописях 48 . В поствизантийскую эпоху событие перенесения мощей Мирликийского святителя стало восприниматься как праздник уже не только в Южной Италии 49 , но и среди греков других регионов, которыми было составлено несколько греческих канонов 50 в честь этого события. Их авторами являются керкирский иерокирикс Виктор Клапацара 51 , священник Георгий из Яннулы 52 и преподобный Никодим Святогорец 53 . Помимо создания новых служб на перенесение мощей чтимого всеми чудотворца и разнообразных дополнительных песнопений для службы 6 декабря 54 , поствизантийскими авторами было написано также несколько молебных канонов святителю 55 . Среди этих авторов – епископ Аргирупольский Серафим 56 и Николай Анагност Калогер 57 . Подробное рассмотрение поствизантийской никольской гимнографии выходит за рамки настоящей статьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

θεκαρπος göttliche Frucht tragend: -ον ξλον (=σταυρς) Neoph 156. θεοκαρκευτος von Gott gewürzt: νκταρ ElogNect 172. θεοκαταγνστης, der Gott verwirft, Verächter Gottes: Mansi XIII 249D (a.787) – L. θεοκατλλακτος mil Gott versöhnend: μετνοια TheognThes XV 2,716; XVI 610. θεοκατνυκτος von Golt angeregt: δκρυα ThStudCatM 110 (p.144 MCL)=CatM 41 (p. 294). θεοκατρτιστος von Gott ausgestatlet: λαφος AASS Nov II 1,340В. θεοκατεθυντος von Gott gelenkt: δοξολογα CosVestZa 252. Miller: cod. Par. 1219,7v (Josephus in laud. Barthol. apost.). θεοκατευδωτα (adv.) von Goll wohlgeleitet: MethTheoph 9,17. θεοκατγορος, Ankläger Gottes: ThStudEp 34,71; 49,99. θεοκατισχτης, der Gott bezwingen will, Herausforderer Gottes: MethAg 9.– Vgl. κατισχω LS, L. θεοκατοκητος von Gott bewohnt: AASS Nov Н l,357A.364C. EustrTheotok 35 s.v. κιβωτς; 47 s.v. νας (=MR IV 375); 63 s.v. πλις. θεοκτοικος von Gott bewohnt: καταγγιον MarcSic 89. θεοκατρθωτος von Gott errichtet: JoClim 688B. PL 87,11700. NeophOm 240,57; 296,6. Neoph Syng I E 4,43.– L. θεοκλευστος von Gott bestimmt: ThStudEp 19,9. GregAntEpit 195,26. EustIl I 619,20. Miller: cod. Par. 1189,143v (Neoph.).–LS, L. θεοκελεστως durch Gottes Gebot: ThStudEp 89,20; 418,36; 441,31. θεοκερδς Gott gewinnend, gottgefällig: μπρευμα SynaxCPL 360,21. μπορα AnBoll 93 (1975) 76,6,1.μποροι EustrHeirm 225,30. θεοκδευτος von Gott bestattet: σκνος AndCret 1105C. θεοκπευτος von Gott gepflanzt: βλστημα ManasRede Ep. IV 7. λειμν ManasKurtz I 631,52. δενδρον MelGal 102,10. θεοκρυκτος von Gott verkündet: AHG IV 363,13. ChronMur 880,40.– L. θεοκηρκτως durch göttliche Verkündigung: ThStudEp 469,48. θεοκρυξ, Herold (Verkünder) Gottes: PsChrysPG 61,720. VStephJun 128,18. LeoNov 267,4. AHG II 137,302; III 283,102. (adj.) Golt verkündend: πστολοι LeoNov 289,12. πατρες PselTheol 1113,5.– LS, L, Tgl, TLG, Kr, Dem. θεοκηρυξα, Verkündigung Gottes: NByzMo 713B. θεοκιντως durch göttlichen Antrieb: DelStyl 146,27. ThStudEp 377,17:420,23. ThStudCatM 96 (p.689). Mansi XIII 229E (a.787). NicephRef 19,44.–TLG, IsSyrintrod. λδ»; LS, L. Kum, LexPsel -ος.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

По рукописям известны песнопения И. В., не вошедшие в совр. богослужебные книги: канон, составленный гимнографом Георгием, с акростихом Ιωαννκιον γεραρω θεοις λγοις Γεωργου (Иоанникия почитаю божественными словами. Георгия) 4-го гласа, ирмос: Θαλσσης τ ρυθραον πλαγος (      ), нач.: Ιλος τς θυμας, Κριε (Тины уныния, Господи); канон без акростиха плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Υγρν διοδεσας σε ξηρν (        ), нач.: Αχλς με κα ζφος νομιν (Мрак меня и тьма беззаконий); канон, составленный патриархом Мефодием, с акростихом Ιωαννικ πατρ χριστοφρ πατριρχης Μεθδιος (Иоанникию, отцу христоносному, патриарх Мефодий) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Τν Ισραλ κ δουλεας (      ), нач.: Ιεροφνοις χορεαις θεοφρον σιον (Священнозвучными ликами богоносного преподобного) со 2-й песнью (AHG. T. 3. P. 111-145); канон спорного авторства (Иоанна Монаха или Космы Маюмского) без акростиха 2-го гласа, ирмос: Τ τν βατον κυμαινομνην θλασσαν (      ), нач.: Τν λαμπρτατον ντως κα καθαρτατον (Светлейшего поистине и чистейшего) (Ταμεον. Σ. 77); кондак 2-го гласа Αγνε ψυχς λαμπρνας νν (Чистотой души воссияв ныне...) c икосом (AHG. T. 3. P. 117), кондак 2-го гласа Τν το Προδρμου συννυμον θεοφρον (        ) с икосом (Ibid. P. 128-129; см. также: Амфилохий. Кондакарий. С. 239), кондак      с икосом, кондак 2-го гласа    (-  )  (-  )    (-  )     (Там же); цикл стихир-подобнов, седален ( Ягич. Служебные Минеи. С. 284-286). Е. Е. Макаров Иконография Прп. Иоанникий Великий. Роспись ц. вмч. Димитрия Печской Патриархии. Ок. 1345 г. Прп. Иоанникий Великий. Роспись ц. вмч. Димитрия Печской Патриархии. Ок. 1345 г. Изображений И. В. известно немного, что объясняется сложностью идентификации образа святого из-за отсутствия сохранившихся пояснительных надписей. И. В. изображается в монашеских одеждах, седовласым старцем с заостренной (иногда разделенной на пряди) короткой (или средней длины) бородой. В руках он может держать крест или свиток. В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1700-1733) И. В. представлен как «старец с длинною бородою и с длинными волосами, в одном хитоне, босой. Руки и ноги его обнажены. Он держит крест, на хартии надпись: «упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе» (Ерминия ДФ. С. 172).

http://pravenc.ru/text/578008.html

415-417 417-420 АКТ О СУПРЕМАТИИ законодательный документ, окончательно закрепивший разрыв Английской Церкви с Римом в ходе реформации Генриха VIII 420-421 421-425 425-426 426-427 АКТЫ О ЕДИНООБРАЗИИ богослужения и совершения таинств, ряд законов, принятых англ. парламентом в XVI - XVII вв. 427-428 428-430 430-433 434-435 435-436 436-437 437-438 438-439 439-440 440-444 444-445 445-446 446-447 447-448 448-455 455-464 464-465 465-470 АЛБА-ЮЛИИ ЕПИСКОПИЯ входит в Ардяльскую (ист. назв. - Трансильванская) митрополию Румынской Православной Церкви 470-471 471-472 АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.) 472-473 473-474 474-475 АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Николаевич Архангельский (1874-1930), прот., сщмч. (пам. 20 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Николаевич Беляков (1890– 1937), сщмч. (пам. 21 сент., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Михайлович Воздвиженский (1876 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/vol/i.html

Книга шестая. 1. Как и по каким причинам снова произошли неприязненные движения на Гемусе (394–397). 2. Как Мария злоумышляла против Свентислава (397–398). 3. Рассказ о происхождении Лаханы и о том, как он убил Константина (398–402). 4. Как царь дочь свою Ирину выдал замуж за Асана (402–403). 5. Как, по случаю болгарских дел, просил он совета у патриарха (403–406). 6. Как принял в зятья прибывшего с запада Михаила (406–408). 7. О действиях Марии и о выходе ее замуж за Лахану (408–412). 8. Как Мария выдана была царю, а Асан принят терновитянами (412–413). 9. Как Асан ушел из Тернова (413–415). 10. Как подготовлены были обвинения против Векка (415–417). 11. О присланной в ставропигию царской новелле (417–418). 12. Событие по случаю отсылки к царю колива (418–419). 13. Об отречении Иоанна от патриаршего престола (419–420). 14. О папских послах и о патриархе Иоанне (420–421). 15. Царь успокаивает архиереев по случаю требований, выраженных папскими послами (421–423). 16. Как папским послам показываемы были узники в темнице (423–424). 17. О вторичном вступлении Иоанна в патриархию (424–426). 18. Об отправлении Игнатия и Мелетия к папе (426–429). 19. Опять о Лахане и о том как он убит был Ногаем (429–431). 20. О походе царя Андроника на восток (431–435). 21. О восстановлении Траллов и взятии их персами (435–437). 22. Об отправлении порфирородного Константина на запад (437–439). 23. Векк своими сочинениями возбуждает спор о догматах (439–446). 24. О путешествии патриарха к горе св. Авксентия, и о том, что делал там царь (446–454). 25. О Калоиде и Иоанне Дуксе (454–458). 26. О логофете общих дел Музалоне (458–459). 27. О возвращении порфирородного с запада и о Котанице (459–461). 28. Смерть деспины Анны и тогдашние события (461–463). 29. Поход царя Михаила на Сангару и тамошние дела его (463–466). О посольстве к папе Мартину (466–468). 31. О духовном завещании патриарха Иосифа (468–469). 32. О событиях в Белграде (469–476). 33. Торжественный смотр пленных (477–480). 34. О правителе лазов Иоанне и о женитьбе его на дочери царя (480–484). 35. Как царь вызвал тохарцев против севастократора Иоанна (484–487). 36. Опасность во время морского путешествия, и смерть царя (487–492).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7; также см.: Plinval. 1943. P. 303-305; Ferguson. 1956. P. 95). Через полтора месяца после этого Иннокентий I скончался, а при его преемнике, Римском еп. Зосиме (417-418), дело П. получило новый поворот. П. в период проведения Соборов в Сев. Африке и рассмотрения его дела в Риме продолжал жить в Палестине. В 417 г. он решил ответить на критику со стороны блж. Иеронима и блж. Августина, написав большой трактат «О свободном выборе», текст к-рого сохранился лишь во фрагментах в трактате блж. Августина «О благодати Христовой и первородном грехе». В нем П. постарался прояснить свои взгляды на свободу человека и моральную ответственность, а также на соотношение собственных усилий человека и благодати Божией в спасении. Кроме того, П. объяснял, почему произнес анафемы на те спорные положения учения Целестия, к-рые были поставлены ему на вид Собором в Диосполе. П. удалось убедить мн. палестинских христиан в своей невиновности и вновь завоевать их доверие (см.: Aug. Ep. 176. 4), однако у него оставались и влиятельные противники, прежде всего те, кто ориентировались на позицию блж. Иеронима. Получение П. известий об осудившем его решении еп. Иннокентия I совпало по времени с предсмертной болезнью его покровителя, архиеп. Иоанна Иерусалимского. Вероятно, сомневаясь в прочности своего положения, П. предпочел на нек-рое время удалиться из Иерусалима (см.: Hieron. Ep. 138. 1). Однако новый архиеп. Праилий, занявший Иерусалимскую кафедру в янв.-февр. 417 г., благосклонно относился к П., поэтому тот вновь вернулся в Иерусалим. П. написал в свою защиту оправдательное письмо еп. Иннокентию I, к к-рому приложил собственное исповедание веры - «Книжку о вере» (Libellus fidei), а также послание архиеп. Праилия; П. не знал, что еп. Иннокентий I к этому времени уже умер (см.: Aug. De grat. Christi. I 30. 32). Епископы Сев. Африки не согласились с решением еп. Зосимы: они выразили свое недовольство в отправленных в Рим письмах (см.: Aug. Contr. Pelag. II 3. 5). В нач. нояб. 417 г. в Карфагене состоялся новый Собор, к-рый подтвердил осуждение П.

http://pravenc.ru/text/2579904.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010