T. 3. P. 417-435); канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, без акростиха, ирмос: Υγρν διοδεσας σε ξηρν (        ), нач.: Τν ψηλοττην τν ρετν (Высочайшую из добродетелей) (AHG. T. 3. P. 436-444); канон Германа 3-го гласа, без акростиха, ирмос: Τ υσαμν τν Ισραλ κ δουλεας (        ), нач.: Ακαταγνστως, σιε, τ το Χριστο μυστριον (Безукоризненно, преподобне, Христово таинство); канон 4-го гласа, без акростиха, ирмос: Τ δηγσαντι πλαι (    ), нач.: Θεοφεγγ σε στρα νοητς λιος (Богосветную тя звезду духовное солнце) (Ταμεον. Σ. 96); 2-й цикл стихир-подобнов ( Ягич. Служебные Минеи. С. 394). А. А. Лукашевич Иконография Г. Ч. как епископа - в фелони, с омофором, с Евангелием в руках - получила распространение в средневизант. период; известны его единичные изображения как преподобного в монашеском облачении, со свитком (ц. свт. Иоанна Златоуста близ с. Куцовендис, Греция (XI в.)). Одно из ранних изображений Г. Ч. в составе святителей было представлено на мозаике в тимпане наоса собора Св. Софии К-польской (ок. 878; не сохр., известно по рис. Г. Фоссати). С конца средневизант. периода его образ помещается, как правило, в зоне вимы в ряду образов др. святителей (напр., роспись ц. Панагии Халкеон в Фессалонике (1028) - изображения 4 святителей Григориев (Г. Ч., Акрагантский, Богослов, Нисский) в алтарной нише под образом Богоматери Оранты, между окнами апсиды; мозаика в малой полусферической сев.-зап. нише в наосе кафоликона мон-ря Осиос Лукас (30-е гг. XI в.) - погрудно, в фелони, с Евангелием в покровенной руке; мозаика в апсиде собора Св. Софии в Киеве (1037-1045); мозаика в диаконнике кафоликона Успения Пресв. Богородицы мон-ря Дафни (ок. 1100) - вместе со святителями Николаем и Григорием Акрагантским; роспись ц. Панагии Мавриотиссы в Кастории (кон. XII в.); роспись ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (1164) и др. Один из редких памятников иконописи с единоличным образом Г. Ч.- визант. икона комниновского периода, предназначавшаяся для темплона (М.

http://pravenc.ru/text/168083.html

1002 Θεμλης Τ. Π. Τ Μηναα π το ΙΑ Μχρι το ΙΓ» ανος//κκλησιαστικς Φρος. ν λεξανδρεα,1931. Τ. 30. Σ. 287–312, 348–387, 520–566. 1003 В работе, к сожалению, еще не были учтены данные т.н. «новых находок» 1975 г., среди которых находятся два Тропология – МГ 5 (VIII в.) и МГ 4 (IX в.), фрагменты ранних одножанровых сборников. Однако они существенно дополнят содержание диссертации в книге, готовящейся к изданию. 1004 В ходе работы над диссертацией также были изучены греческие Минеи из Государственного Исторического музея (ГИМ, Москва), Российской государственной библиотеки (РГБ, Москва), Российской национальной библиотеки (РНБ, Санкт-Петербург), Библиотеки Российской Академии наук (БРАН, Санкт-Петербург), Австрийской национальной библиотеки (Вена), собраний афонских обителей по микрофильмам Центра Патристических исследований во Влатадоне (Салоники) 1005 См.: Husmann Я. Hymnus und Troparion. Studien zur Geschichte der musikalischen Gattungen von Horologion und Tropologion//Jahrbuch des Staatlichen Instituts fuer Musikforschung Preussischer Kulturbesitz, hrg. Von Dagmar Droysen. Berlin, 1971. 1006 Афиногенов Д.Ε. Рец. на Patterson-Shevchenko N. Canon and calendar: the role of a ninth-century hymnographer in shaping the celebration of the saints//Byzantium in the Ninth Century: Dead or Alive/ed. L.Brubaker (Ashgate Publishing Ltd: Aldershot, 1998) 101–114//Христианский Восток III. Т. IX. СПб., 2001. С. 493. 1007 Synaxarium ecclesiae Constantinopolitanae/Ed. H. Delehaye. Brux., 1902 (Propylaeum ad ASS Nov.). 1008 На это первыми обратили внимание составители AHG и отмечали подобные случаи в разделе «Комментарии» к каждому тому AHG, напр. AHG VIII, 392–393. 1009 См.: Harlfinger D., Reinsch D. R., Sonderkamp J. A. M. Die atierten griechischen Handschriften des Katharinen-Klosters auf dem Berge Sinai 9. Bis 12. Jahrhundert (Specimina Sinaitica). Berlin, 1983. S. 26–27. 1011 Τωμαδκης Ε. ωσφ μνγραφος. Βος κα ργον. ν θναι, 1971. Σ. 80; Leonis Allatii de libris et rebus ecclesiasticis Graecorum. Parisiis, 1646. P. 80–81.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скажем, некий Джо слышит совет «читать по 500 страниц каждый день», естественно, первая его реакция: «Ни за что! Это невозможно!». И затем Джо будет продолжать придумывать разные причины, чтобы оправдать свое нежелание, не пытаясь разобраться. Например: “я слишком занят”, “я недостаточно умен”, или: “просто книги — это не для меня”. Но давайте разберемся. Что нужно, чтобы читать по 200 книг в год? Два года назад я решил наконец провести простые расчеты. Вот что я обнаружил: читать по 200 книг в год совершенно не трудно. Об этом же говорит и Баффет. Любому из нас это под силу, но немногие на самом деле будут это делать. 2. Простой расчет Сколько времени нужно, чтобы прочитать 200 книг за год? Во-первых, давайте посмотрим на краткую статистику: Средний американец читает 200-400 слов в минуту (раз уж вы читаете эту статью, рискну предположить, что вы читаете 400 слов в минуту, как и я) Типичная нон-фикшн-книга включает 50 000 слов Теперь посчитаем… 200 книг 50 000 слов/на книгу=10 млн. слов 10 млн. слов/400 слов в минуту=25000 минут 25000 минут/60=417 часов Вот и все. Прочитать 200 книг — значит провести 417 часов в год за чтением. Знаю, знаю. Если ваш мозг похож на мой, то при словосочетании “417 часов” он сразу попытается отключиться. Большинство людей работают 40 часов в неделю, куда уж нам читать 417 часов? Но не позволяйте вашим мозгам превратить вас в обезьяну. Давайте быстренько посмотрим, что такое 417 часов на самом деле… 3. Найдите время Итак, 417 часов. Кажется, что это очень много. Но что какое 417 часов на самом деле? Среднестатистический американец тратит в год: 608 часов на социальные сети 1642 часов на ТВ Вау. Это 2250 часов в год, потраченных на помойку. Если бы вы потратили эти часы на чтение, вы прочитали бы более 1000 книг за год! Вот простая истина, которая стоит за привычкой читать много книг: это не сложно. У нас есть для этого все, что нужно. Самое страшное — и мы всегда от этого отмахиваемся — то, что мы слишком зависимы, слишком слабы и слишком заняты, чтобы делать то, что действительно важно…

http://pravmir.ru/kak-nayti-vremya-i-pro...

совпадает только Евангелие (отличающиеся чтения: прокимен «тяжкого» (т. е. 7-го) гласа из Пс 115; 1 Кор 12. 7-11; аллилуиарий со стихом из Пс 131), причастен - Пс 111. 6b. В южно-италийских редакциях Студийского устава (напр., в Мессинском Типиконе 1131 г.- Arranz. Typicon. P. 58) служба в целом совпадает с указанной в Евергетидском Типиконе, но литургийные прокимен и аллилуиарий - как в Типиконе Великой ц. В Иерусалимском уставе указания о службе Г. Ч. в целом те же, что и в Евергетидском Типиконе. В слав. рукописях и печатных изданиях Иерусалимского устава этот день снабжен праздничным знаком - 3 точками в полукруге (черного цвета, в рукописях XVI в.- красного цвета, т. к. знак черного цвета не употреблялся - см. ст. Знаки праздников месяцеслова ), на литургии на блаженнах указываются песни 3 и 6 канона Г. Ч. В Типиконе 1682 г. и последующих, вплоть до совр. изданий Типикона, устав службы тот же, но на литургии на блаженнах оставлена только песнь 3 канона Г. Ч. Последование Г. Ч., содержащееся в совр. греч. и слав. богослужебных книгах, включает отпустительный тропарь (тот же, что и в Типиконе Великой ц.); кондак 2-го гласа на подобен «Вышних ища»: Θαυμτων πολλν δεξμενος νργειαν (        ); канон Феофана плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, с акростихом: Τ τερατουργ Γρηγορ τν παινον φανω (        ), ирмос: Αρματηλτην Θαρα (    ), нач.: Τν σν θαυμτων ν μο, Γρηγριε (          ); цикл стихир-подобнов и 4 самогласна; седален и светилен. В рукописях встречаются и др. песнопения Г. Ч.: кондак 3-го гласа на подобен «Дева днесь»: Ο πολς ν θαμασι (Сильный чудесами) (AHG. T. 3. P. 428); канон 4-го гласа, с акростихом: Γρηγριον μελεσσι λιγυφθγγοισσι γεραρω (Григория песнями звонкоголосными почитаю; в троичнах и богородичнах акростих - имя автора: «смиренного Григория»), ирмос: Γεσας διρροον φσιν δτων (Сделал землей текущее естество вод), 1-я песнь не сохранилась, нач. 3-й песни: Ιδο δ νετητα κρεσσονα (Вот так юность сильнейшую) (AHG.

http://pravenc.ru/text/168083.html

критические издания большинства из этих К. также отсутствуют. Полезным инструментом для комплексного изучения корпуса К. в офиц. богослужебных книгах является инципитарий (указатель, составленный по начальным словам строф) изданных греч. гимнографических текстов, подготовленный Э. Фольери ( Follieri. Initia hymnorum; см. также ее дополнения к собственному указателю: Follieri. 1971), а также (для слав. переводов) инципитарий с критическим аппаратом, составленный П. Планком и К. Луцкой при участии К. Ханника ( Plank, Lutzka. 2006). Корпус К., не вошедших в официальные издания богослужебных книг, но встречающихся в различных рукописных редакциях этих книг, по объему не только сопоставим с основным, печатным, корпусом, но и превосходит его. В XIX - 1-й пол. XX в. некоторые неизданные К. были опубликованы исследователями визант. и наследующей ей гимнографии - Ж. Б. Питра , еп. Амфилохием (Сергиевским-Казанцевым) , митр. Софронием (Евстратиадисом) и др. Митр. Софроний первым попытался создать указатель неизданных визант. К. (в серии статей, объединенных общим названием «Сокровищница церковной поэзии» (Ταμεον Εκκλησιαστικς Ποισεως), опубликованной в ж. Εκκλησιαστικς Θρος в 1936-1952 гг. (выпуски 35-51)). Крупным проектом публикации неизданных К. является «Analecta Hymnica Graeca» - многотомный (12 томов по месяцам и том указателей) сборник критических изданий К. Минеи (но не Триоди или Октоиха) по греч. рукописям итал. б-к, первый том к-рого вышел в свет в 1966 г., а последний - в 1983 г. (AHG). В 1996 г. Е. Папаилиопулу-Фотопулу опубликовала дополнение к AHG: указатель без самих текстов неизданных К. Минеи по рукописям б-к за пределами Италии (Ταμεον; см. также поправки к этой работе ( Στρατηγπουλος. 1999); и дополнения к ней на материале рукописей Болгарии и Синая ( Getov. 2004; Idem. 2009)). Список неизданных К. Триоди был представлен более 100 лет назад И. А. Карабиновым ( Карабинов. 1910); обновленный список на материале рукописей итал. б-к вместе с изданием целого ряда текстов подготовлен Е.

http://pravenc.ru/text/1470225.html

В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южно-итал. редакцию Студийского устава, 3 апр. назначается постовая служба с пением на утрене «Аллилуия» ; особенностей богослужебного последования в честь Н. не отмечено (см.: Arranz. Typicon. P. 145). Такое же указание дается в древнейших рукописных редакциях Иерусалимского устава на день памяти Н. 4 или 3 апр. (напр., см.: Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- Lossky. Typicon. P. 209; Типикон Сербского архиеп. Никодима 1319 г.- Миркович. Типикон. С. 103б), и в первопечатном греч. Типиконе 1545 г., в к-ром память Н. окончательно фиксируется 3 апр. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 3 апр. также назначается постовая служба с «Аллилуия»: последование Н. включает кондак 2-го гласа           канон, цикл стихир-подобнов и седален. В таком же виде указания на 3 апр. сохранились в пореформенном московском Типиконе 1682 г. и совр. Типиконе РПЦ (см.: Типикон. Ч. 2. Л. 292 об.). Богослужебное последование в честь Н., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Ορθοδοξας δηγ (Православия наставниче; Μηναον. Απρλιος. Σ. 22); кондак 2-го гласа           (Минея (МП). Апрель. Ч. 1. С. 64); канон (в совр. Минее помещен анонимно, но в Евергетидском Типиконе его автором указан Феофан Начертанный - см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 445; также ср.: Μηναον. 1898. Τ. 4 (Μρτιος κα Απρλιος). Σ. 239) с акростихом Τν σν γεραρω παμφα βον, Πτερ (Твое чествую всесветлое житие, отче) 4-го гласа, ирмос: Εν βυθ κατστρωσε ποτ (        ), нач.: Τ φωτ τς θεας στραπς, Πτερ αγαζμενος (Светом Божественнаго блистания, отче, озаряемь); цикл стихир-подобнов; седален. В рукописях сохранились песнопения в честь Н., не вошедшие в совр. богослужебные книги: канон, составленный гимнографом Климентом , с акростихом Νικτα μλπω τν νκην τς πστεως (Никиту пою, победу веры) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αρματηλτην Θαρα (    ), нач.: Νεοφανς σπερ στρ ντειλεν τ κκλησ Χριστο (Как вновь воссиявшая звезда, явился Церкви Христовой), со 2-й песнью (см.: AHG. T. 8. P. 74-86; этот же канон содержится в рукописных слав. Минеях XII в.- см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 55); седальны; ексапостиларии (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//ΕΘ. 1949. Τ. 48. Σ. 173-174; AHG. T. 8. P. 78).

http://pravenc.ru/text/2565356.html

6-го) гласа на подобен «Еже о нас» Αγνας ν θλσει (      ), в греч. рукописях встречается с неск. икосами, составляющими акростих Τς πανευφμου (Всехвальной) (AHG. T. 11. P. 225-227); канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа (только в слав. печатной Минее; греч. оригинал канона известен по рукописям - Ταμεον. Σ. 241-242; в совр. греч. Минее помещен тот же канон, что и 16 сент.) с именем Иосиф в 9-й песни, ирмос: Αρματηλτην Θαρα (    ), нач.: Τας καθαρας μαρμαρυγας το Πνεματος (      ); цикл стихир-подобнов (в греч. Минее одна из стихир отличается), 2 самогласна; светилен. В совр. греч. Минее, где 11 июля помещено полиелейное последование Е. В., есть ряд песнопений, отсутствующих в славянской: особый отпустительный тропарь Е. В. 3-го гласа Λαν εφρανας τος ρθοδξους (Изрядно ты обрадовала православных); дополнительный цикл из 3 стихир-подобнов; 4 дополнительных седальна (один из них - Τν νυμφον σου Χριστν (      ) является отпустительным тропарем Е. В. в богослужебных книгах студийской традиции и в слав. редакциях Иерусалимского устава); анонимный канон 4-го гласа, без акростиха, ирмос: Ανοξω τ στμα μου (      ), нач.: Ανοξω τ στμα μου, κα πληρωθσεται πνεματος, κα σω μελδημα, τ Αθληφρ Χριστο (Отверзу уста моя, и наполнятся Духа, и воспою песнь страстоносице Христовой). По рукописям известны др. песнопения в честь Е. В., не вошедшие в совр. издания богослужебных книг: на 16 сент.- канон, составленный гимнографом Германом, 3-го гласа, ирмос: Τ υσαμν τν Ισραλ κ δουλεας (        ), нач.: Εν θεοπνεστοις σμασι (В богодухновенных песнях) (Ταμεον. Σ. 45); на 11 июля - канон авторства Андрея Критского 4-го гласа, ирмос: Αρματα Θαρα (    ), нач.: Σμερον, ο πιστο ορτσωμεν φαιδρς (Сегодня верные празднуем светло), со 2-й песнью, канон имеет в рукописях неск. вариантов (AHG. T. 11. P. 183-249), причем могут заменяться целые песни, есть иное начало канона - ирмос: Αισωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Αισωμεν τ Κυρ, τ ν σταδ νευρσαντι (Поем Господу, на ристалище укрепившего) (Ibid.

http://pravenc.ru/text/187812.html

2. Присвоить данной книге номер Издательского совета - ИС Р14-417-1563 47 . Заявитель: ООО «Летопись». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста книги «Слова архиереев» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Слова архиереев» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета - ИС Р14-417-1564 48 . Заявитель: издательство " Никея " . СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста книги «Счастье быть вместе. 12 семейных историй» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Счастье быть вместе. 12 семейных историй» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета - ИС Р14-417-1565 49 . Заявитель: издательство " Никея " . СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста книги В. Легойды «Человек в шкуре дракона» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании книги В. Легойды «Человек в шкуре дракона». 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета - ИС Р14-417-1566 50 . Заявитель: приход Успенского храма г. Красногорска Московской области. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги И. В. Пигулевской " Красногорские святыни " , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании книги И. В. Пигулевской " Красногорские святыни " . 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета - ИС Р14-417-1567

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Евгений, главным образом на основании Регламента и указов 445 , строго хронологически следит за возникновением духовных училищ, иногда отмечая, впрочем, не самый год основания школы, а только год издания указа об этом основании (стр. 440–441). Его внимание обращено, при этом на: 1) основателей училищ, каковыми были большею частию епархиальные преосвященные (стр. 421, 422, 424, 425, 426, 482, 488, 484, 485, 442, 444, 446, 449, 450, 451 и 452), 2) заботы правительства о подготовке учителей (стр. 427, 451 и 453), 3) состав и количество учащихся (стр. 421, 423, 424, 425, 626, 429, 434, 436–441, 449, 458 и 454) и на распоряжения высшей власти о наборе учеников для школ (стр. 427, 428, 482, 435–441, 445 и 446), 4) число классов в школе (стр. 421, 425, 428, 429, 433, 434, 435, 442 и 443), 5) сумму «казенного жалованья», ассигновавшегося в известное время и на известное училище (стр. 421, 425, 430, 431, 432, 433, 434, 435, 442–447, 449 и т. д. до конца), а также на частные источники содержания (стр. 422, 423, 426, 437 и 443), 446 и 6) учебный курс (стр. 423, 424, 425–429, 430–433, 436, 438, 444 и 451), без указания, впрочем, программ и руководств с учебниками. 447 Что касается причин, вызывавших время от времени разные училищные реформы, порядка назначения и состава учителей, внутренней жизни училищ и их непосредственных управителей, – об этом, за весьма редкими исключениями (стр. 480 и 431), преосв. историк умалчивает, точно также, как молчат на этот раз почти все оффициальные указы, гласящие об открытии духовных школ. Но за то Евгений иногда сообщает сведения о высшем управлении, контроле и соподчинении наших духовных училищ (стр. 423, 428–429, 432, 435–36, 440, 425, 447 и 450). Исключая академий и семинарий, эти последние не имеют у него определенного и постоянного названия, а называются, смотря по обширности курса, то высшими, то нисшими или «нижними» (стр. 424, 425, 426, 427, 433, 434 и 444), или же никак не называются, но тем не менее различаются (стр. 423, 425–6, 428, 429 и 430).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

2. Присвоить данной книге номер Издательского совета - ИС Р14-417-1559 43 . Заявитель: ООО «Летопись». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста книги «Молитвы ко святым заступникам пред 45 чудотворными иконами. Часть 1» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Молитвы ко святым заступникам пред 45 чудотворными иконами. Часть 1» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета - ИС Р14-417-1560 44 . Заявитель: ООО «Летопись». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста книги «Молитвы ко святым заступникам пред 45 чудотворными иконами. Часть 2» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Молитвы ко святым заступникам пред 45 чудотворными иконами. Часть 2» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета - ИС Р14-417-1561 45 . Заявитель: ООО «Летопись». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста книги «Молитвы ко святым заступницам пред 45 чудотворными иконами» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Молитвы ко святым заступницам пред 45 чудотворными иконами» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета - ИС Р14-417-1562 46 . Заявитель: ООО «Летопись». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста книги «Отечник» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Отечник».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010