182. 6; подробнее см.: Wermelinger. 1975. S. 116-133). Пелагий сразу же после получения известий о принятом в Риме решении отправил апелляцию, однако она прибыла в Рим уже после кончины еп. Иннокентия I (12 марта 417). Для Целестия, находившегося в это время в К-поле, его осуждение Римским епископом, по-видимому, имело плохие последствия. Как сообщает Марий Меркатор, свт. Аттик , патриарх К-польский, изгнал его из К-поля и оповестил о своем решении др. епископов ( Mar. Merc. Common. Caelest.//ACO. T. 1. Vol. 5. Pt. 1. P. 66). Занявший кафедру 18 марта 417 г. епископ Римский Зосима, отвечая на просьбы Пелагия и Целестия, предпринял попытку пересмотреть их дело. Нек-рые исследователи объясняют такую благосклонность к пелагианам его греч. происхождением, однако нельзя исключать, что еп. Зосима еще до избрания принадлежал к кругу рим. сторонников П. и разделял некоторые пелагианские идеи (см.: Кремлевский. 1898. С. 90-98). Между мартом и сент. 417 г. Целестий прибыл в Рим и подал еп. Зосиме «книжку» (libellus), содержавшую его исповедание веры. Эта «книжка» не сохранилась; как следует из приводимых блж. Августином цитат, Целестий в ней признавал, что младенцев следует крестить так же, как и взрослых, т. е. «во оставление грехов», однако продолжал отвергать учение о «грехе по передаче» (peccatum ex traduce), т. е. первородном грехе, отмечая, что грех относится не к природе, а только к воле, а учение о передаче «зла по природе от человека человеку» является «оскорблением Творца» (см.: Aug. De grat. Christi. II 6. 6). На специально созванном в сент. 417 г. собрании рим. клира еп. Зосима выслушал объяснения Целестия и добился от него общего заявления о том, что он осуждает все заблуждения, осужденные в постановлениях еп. Иннокентия I (см.: Idem. Contr. Pelag. II 3. 5 - II 4. 6; подробнее см.: PChrBE. Vol. 2. Pt. 1. P. 361-362). После этого было принято решение о воссоединении Целестия с Церковью; в послании епископам Сев. Африки от 21 сент. 417 г. еп. Зосима уведомил их об оправдании Целестия (см.: Zosimus, papa.

http://pravenc.ru/text/2579902.html

γιογεωργικν, τ liturgisches Buch mit Texten über den hl. Georg: AlexSem 277. γιγραφος der Heiligen Schrift: νμος AHG VI 96,203. δλτοι Palam II 259,12.– L. γιδοκος scheinheilig: ThStudEp 156,24. γιδουλος, Paröke auf kirchlichem Grund ? δωρε -ων MM V 15 (a.1228). γιοδχος einen Heiligen aufnehmend: θκη MirDem 89,6. τφος PhotBib 477b15. id. JoanMnem 238. id. EkklAl 4 (1884) 378 (s.X). id. Sym III 896B. γιζευκτος in Heiligkeit verbunden: ζεγος CarmChrist 103 v.l. γιοζμιον, τ Zwiebelsuppe (als Mönchsspeise): VCyrPhil 40,6. TypKosm 49,34.– KukBios V 37f., -ιν Kr. γιθυρα, τ Türen zum Altarraum: DarRech 560,30. γιοκατηγορα, Anklage der Heiligen: AASS Nov II 1,422A. γιοκατγορος Ankläger der Heiligen: PhotEp 288,159. A. Pusch, Chronikon Epitomon, Jena 1908, p.30,16. MunCounc 178,10; 182,17. TriantAn 50. SymHym p.23,267 (Nik. Steth.).– L. γιοκασται, ο Verbrenner des Heiligen (die Ikonoklasten): SynVet 149,3. VJoGoth 33. γικλητος heilig genannt: KanAthan 2,80. γιοκοιμημνος heilig entschlafen: πατρ MM VI 144 (ca.1089/90). γιοκομητος heilig entschlafen: βασιλες AZog V 17.76 (a.1142). MM IV 428 (a.1275). γιοκτονω Heilige töten: τος Χριστο ραστς AHG II 183,88. γιοκτνος Heilige tötend: AASS Oct VIII 141B (Pass. Andr. in Crisi). EustOp 172,71 γιοκωνσταντιντος mit der Darstellung des hl. Konstantin: γκλπιον TheochVermächt 489, 15.– Kr. γιομαχω gegen die Heiligen kämpfen: MunCounc 178,10; 182,18. γιομχος Heiliges bekämpfend: AASS Nov II 1,357A. γιομνσιον, τ Heiligenfest: Balsam I 1376A.– HL -ι. γιοονουφριακς zum Kloster des heiligen Onuphrios gehörend: μπλιον ALavra 154,9 (a.1395). γιοποιω heilig machen, heiligen: PhotMan 109A. ScholLuc 26,30.– L. γιοπολτης, Einwohner der heiligen Stadt (=Jerusalem): CosmGreg 347 tit. VStephSab 548F annot. ThStudEp 547 tit. MR I 425; III 449. EpiphHag 66,1. VCosm tit. Jerusalemer Ritus ? Dmit I 58 ες τν γιοπολτην ψλλονται τ στιχηρ το εαγγελισμο. 59 etc. Balsam II 1073D. κολουθα το . 1076A. Name eines Musiktraktats: CanVat 1864,1 (s.XII). Hagiop.– Duc, Bergotes, Follieri Initia V 1,251.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

κτας, Schiff: ArethMin I 87,31; II 12,14.26; 13,8.– Vgl. κατος LS. κατσβεστος ungelöscht: ττανος Hippiatr II 220,27.– LS, (L). κατασβστως unauslöschlich: MSyncArch 1557A. κατσκαπτος nicht geschleift: πργοι Zonar IV 307. κατσκευος? unzerstörbar: ThielKal 55,1 app. (falso pro -σκαπτος?).– (LS, L, DGE, Tgl, Kr). κατσκιος ohne Schatten, schattenlos: φς GebGur 122. φγγος AHG VII 119,55.– L. κατασφιστος nicht von sophistischen Trugschlüssen zu überlisten: NikMesEp 31,20.– LS. κατασπστως nicht abgelenkt, konzentriert: NStethVi 70,2. καταστρεστος nicht zu beruhigen, ruhelos: NChonHi 122,58; κματα 550,25. θυμς NChonOr 181,27. κατστρωτος nicht registriert: ALavra 38,10 (a.1079). FontMin VI 89,69. DarComm 38.– Stam. κατασχεσα, Zügellosigkeit, Unbändigkeit: HephThebI 152,5.– LS. κατασχημτιστος nicht ausgebildet: φων ScholOd II 426,27. καταστευτος nicht durch Schwelgerei vergeudet: NChonOr 114,26. κατατλμητος wohin man sich nicht wagt, unzugänglich: Θες EustDam 624D. πλαγος ναυσ ConstNic 150. καταφανς unerkannt: OdorPrato 215,848. κατφθαστος unerreichbar: ThStudCatM 39 (p.282). PitAn I 264,γ. EustrTheotok 11 s.v. βθος (Romanos). ταχτης MSyncArch 1572E.– KumN. καταφθστως wohl vorbereitet, nicht unversehens: CosVest 152. καταφλκτως ohne zu verbrennen: MR III 19; IV 56. AHG III 96,160.253,20. LatysTeksty 26,9. NikMethPro 9.– L, Kr -ος. κατφραστος unbeschreiblich: ψος GermPG 357A. κατχρηστος ungewohnt: -οις κα θεσιν ργασαις Bas B 934,2.– LS. κατγκλητος nicht angeklagt, unschuldig, schuldlos: EclBas 305,15. Balsam II 521A. 552C. GlykKeph I 489,4. CodAstr V 133,17. AChil 12,38 (a.1296). κατεργστως unausgefeilt, schlicht: επεν RegelFont 84,9 (Eust.).– KumN; -ος LS, L. κατεοδος schlecht gangbar: -δτερον Achmet 132,19. κατευδωτος ohne guten Fortgang, nicht erfolgreich: Albumas 53,5.– HL. κατευστχητος nicht treffend: BlemLog 689D. κατηγορτως ungetadelt, ohne Tadel: JusCan 984D. KonstMel 221,13.– L. κατηνριον, τ kleines Boot: PBad 95,106 (s.VII); cf. BZ 35 (1935) 454.455. PLaur IV 192,5 (a.709).– LS Add, LSSup s.v. κατην.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

О. Н. Афиногенова Гимнография Последование, посвященное исключительно В., неизвестно. Служба 11 нояб., когда отмечается память В., по студийским и иерусалимским Типиконам не содержит больших различий и посвящена в основном мч. Мине, с упоминанием в нек-рых песнопениях имени В. (напр.: в каноне Иоанна Монаха 4-го гласа, помещенном в совр. последовании 11 нояб., в 4-м тропаре 8-й песни и 2-м тропаре 9-й; в светильне, стихирах на «Слава» на «Господи, воззвах» и на стиховне). В рукописях встречаются и др. каноны, совместно прославляющие память мучеников Мины, Виктора и В. (а также мц. Стефаниды) (Ταμεον. Σ. 91; AHG. T. 3. P. 299-317), этих же мучеников вместе с прп. Феодором Студитом (AHG. T. 3. P. 318-330). Иконография В. обычно изображался как молодой безбородый мученик с темно-коричневыми вьющимися волосами, в хитоне и плаще; в правой руке держит крест. Эта иконография характерна для большинства памятников, однако, встречаются изображения В. как средовека с бородой, напр. в Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме (Каппадокия), кон. X в. Реже святой представлен юным светловолосым диаконом с гуменцом на голове, в стихаре и с орарем: в Палатинской капелле в Палермо в Сицилии, 50-60-е гг. XII в.; в Чефалу в Сицилии, ок. 1148 г.; в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321 гг. В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) о В. сказано: «Юный без бороды» (Ч. 3. § 10. 10). В визант. искусстве В. изображался в сцене мучения или реже единолично в рост; как правило, рядом со святыми Виктором Египетским и Миной Фригийским, память к-рых приходится на тот же день (фреска в ц. 6 в Гёреме, 1-я пол. X в.- только В.). Вместе святые представлены: в Куббели-килисе 3 в Соганлы (Каппадокия), 1-я пол. X в.; в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. fol. 174, 976-1025 гг.); в Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме; в ц. Варвары в Соганлы, между 1006-1021 гг.; в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 266v, 3-я четв. XI в.- в рост); в ц. Карабаш-килисе в Соганлы 1060-1061 гг.; в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (в крипте, 30-е гг. XI в., и в наосе, где в XIX в. на месте утраченного образа был написан новый); в ц. Георгия Диасорита на о-ве Наксос, XI в.; в ц. Марторана в Палермо, в Сицилии, 1143 г.; в кафедральном соборе в Монреале в Сицилии, 1180-1190 гг.; в ц. ап. Андрея в Ливади на о-ве Китира, XIII в.; в ц. Николая Орфаноса в Фессалонике, 1309-1319 гг.; в ц. Вознесения мон-ря Дечаны, 1348-1350 гг.; в ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 57, 94, XV в.).

http://pravenc.ru/text/158452.html

или Иоанну, монаху, и 1-го плагального (т. е. 5-го) гласа, нач.: Ο Παλαις μερν νηπισας σαρκ (        ), атрибутируется Г. или Анатолию). Из вошедших в печатные Минеи канонов именем Г. надписан канон прп. Иоанну Постнику, патриарху К-польскому (2 сент.), 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа; в рукописях сохранилась более полная версия этого канона, в к-рой прославление прп. Иоанна совмещено с прославлением свт. Маманта и в к-рой есть 2-я песнь (AHG. T. 1. P. 72 ff). Еще 3 канона печатных Миней могут надписываться именем Г., но атрибуция ненадежна, это каноны на предпразднство Воздвижения Креста Господня (13 сент.; 4-го гласа, с алфавитным акростихом, атрибутируется Г. или Иосифу); на предпразднство Сретения Господня (1 февр.; 4-го гласа, в печатных Минеях канон не атрибутирован, но в рукописях сохр. более полная версия канона, посвященного изначально успению прав. Симеона Богоприимца (3 февр.) и атрибутируемого Г. или Андрею (AHG. T. 6. P. 88 ff)); Нерукотворному образу Спасителя (16 авг.; 2-го плагального (т. е. 6-го) гласа, акростих: Σς κσφργισμα Στερ ψεως σβω (Твоего лика отпечаток, Спасе, почитаю)). Архиеп. Филарет (Гумилевский) отстаивал первоначальное авторство Г. для этого канона, хотя признавал, что канон был изменен в X в. ( Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 201-202), но нехарактерное для канонов Г. наличие акростиха и ирмосы указывают на др. автора. В Analecta Hymnica Graeca по рукописям опубликованы еще 17 канонов Г., не вошедшие в печатные богослужебные книги. Со 2-й песнью: 1 прп. Пелагии (8 окт.); 2 мц. Зинаиде (11 окт.); 3 бессребреникам Косме и Дамиану (1 нояб.); 4 свт. Павлу К-польскому, исповеднику (6 нояб.); 5 вифлеемским младенцам (29 дек.); 6 сщмч. Поликарпу Смирнскому (23 февр.); 7 на обретение главы Иоанна Предтечи (24 февр.); 8 мученикам Евтропию, Клеонику и Василиску (3 марта); 9 сщмч. Пионию, пресв. Смирнскому (15 марта); 10 прп. Марии Египетской (1 апр.); 11 сщмч. Василию Амасийскому (26 апр.); 12 мч. Мелетию Стратилату (24 мая); 13 бессребреникам Косме и Дамиану (1 июля); 14 прп.

http://pravenc.ru/text/164781.html

Относительно личности В. высказывались различные предположения. Его считали студийским монахом, жившим в IX в. (Ж. Б. Питра ), или к-польским монахом- акимитом (митр. Софроний (Евстратиадис) ), или приписывали каноны, носящие имя В., В. Пагариоту, отождествляя его с Василием Элахистосом (X в.; Г. Пападопулос, архиеп. Филарет (Гумилевский) , Скабалланович), основываясь, в частности, на соображении, что архиеп. Кесарийскому естественно было в своем творчестве обращаться к наследию отцов-каппадокийцев (схолии к проповедям Григория Богослова, стихира Василию Великому). Против такого отождествления возражал Э. Буви, допускавший, что В. мог быть монахом-студитом. Он отмечал, что в венецианском издании Триоди 1601 г. В. Пагариот был изображен в одежде мирянина, следов., он не был епископом. Коминис на основании сходства канонов, носящих имя В., с канонами Андрея Критского предположил, что В. мог только добавить свои богородичны к канонам Андрея (AHG. T. 4. P. 789). Во всяком случае на основании датировки рукописей можно заключить, что В. жил не позднее X в., исходя же из строения канонов - после Андрея Критского († 740), но, вероятно, не позднее IX в. Ист.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Ερμολγιον. Chennevières-sur-Marne, 1932. (Αγιορειτικ βιβλιοθκη; 9). Σ. 155, 175; Follieri. Initia hymnorum. Vol. 5. Pars 1. P. 257; Τωμαδκης Ε. Ι. Καννες τς Παρακλητικς//ΕΕΒΣ. 1972/1973. Σ. 257; AHG. T. 2. P. 122-126, 401-402; T. 4. P. 52-75, 788-789; Στθης. Χειργραφα. Τ. 1. Σ. 533; Τ. 2. Σ. 244; Τ. 3. Σ. 759, 849; 943 (илл.); Ταμεον. Ν 324, 394. Σ. 118, 138; Герцман Е. В. Греческие муз. рукописи С.-Петербурга. СПб., 1996. Т. 1. С. 190. Лит.: Pitra. Analecta Sacra. Vol. 1. P. XLV; Παπαδπουλος Γ. Ι. Συμβολα ες τν στοραν τς παρ μν κκλεαστικς μουσικς. Αθναι, 1890. Σ. 257; Bouvy E. La fête de l " Εσοδος//Bessarione. R., 1897. Anno 1 (1896). Vol. 1. P. 555-562; Thibaut J. Étude d " hymnographie Byzantine. Différentes attributions des tropaires//Ibid. 1899/1900. Anno 4 (1899). Vol. 6. P. 101, 103; Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 315-316; Weyh W. Die Akrostichis in der byzantinischen Kanonesdichtung//BZ. 1908. Bd. 17. S. 54; Скабалланович М. Н. Введение во храм Пресв. Богородицы. К., 1916. [Серг. П.], 1995р. С. 53-92. (Христ. праздники; 3); Emereau C. Hymnographi Byzantini//EO. 1922. N 21. P. 278-279; Να Σιν: Εκκλησιαστικν περιοδικν Σγγραμμα. Ιεροσλυμα, 1934. Α. 29. Σ. 566, 567; 1938. Α. 33. Σ. 439; Εκκλησιαστικς Θρος. Αλεξνδρεια, 1932. Α. 31. Σ. 106; 1938. Α. 37. Σ. 247; 1940. Α. 39. Σ. 126, 128, 133, 420; Salaville S. Basilius, Mönch v. Studion//Lexikon für Theologie und Kirche/Hrsg. v. M. Buchberger. Freiburg i. Br., 1931. Bd. 2. Sp. 31; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 606; Janin R. Basileios v. Studiu//LTK. Bd. 2. Sp. 37.

http://pravenc.ru/text/150683.html

θεοδες die Götter fürchtend, gottesfürchtig:=δεισιδαμων ScholOd I 304,6. θεδεικτος von Gott angekündigt: ξλον BlemJo 326,43. θεδεκτος der Gott empfangen hat: γαστρ AHG XII 162,291,– (L, Soph, Tgl). θεοδκτωρ Golt aufnehmend: LexByz 36 (Cyrill.). θεοδερκεω Gott schauen: Nonn., PG 36, 1021B. GosmGreg 625.– S. θεοδορκω. θεοδερκς Gott schauend: Synes. Hymn. 1,585 (Dell’Era). θεδετος von Gotl verbunden: συμφυα PapSyl 27,11. θεοδηγτως von Gott (an) geleitel: NikMethLog 4. NeophChatz 162.– L. θεοδημιοργητος von Gott geschaffen: ζον Syntip 81,1. θεδμος zum Volk Gottes gehörig: AASS Nov II 1,378A. θ. Gottesvolk: Epiphan., PG 43,4490 – L, (PB). θεοδιλλακτος Gott versöhnend: μετνοια MR IV 215. θεοδιδκτως von Gott gelehrt: PsChrysPG 59,706. GSync 2,3. LascEp App. III 32,80 (Bleinm.).– TLG, Tgl; LS, L, Somav, Dem, Stam -ος. θεοδιδασκαλα, Lehre Gottes: DoctJacD I 13,5. θεοδιγητος ? von Goll geleitet: Sym II 608A (Pezopulos: fort. δεοδγ.; cf. L). θεοδιδευτος von Gott überquert (begangen): EustrTheotok 15 s.v. γφυρα. θεοδκος Gott aufnehmend (beherbergend): EustrTheotok 26 (Roman,).– L. θεοδμητος von Golt erbaut: MR IV 375. ManasL 3234. KypTyp 89,25. von Göttern erbaut: EustIl IV 550,6.– TLG; vgl. θεδμητος LS. θεοδξαστος von Gott gepriesen (verherrlicht): MarcSic 89. VEuthJun 58,184. AnonTheog XII 234. EustrTheotok 26. AnHier II 103,24. AHG II 249,119 – L, Tgl, DarReg Index, Dem. θεοδοξα, Verherrlichung Gottes, Gottesverehrung: ThStudEp 322,8. (-δοκα) MunCopt 39,24.44.53.61.– (L), Dem. θεοδορκω Gott schauen: PitAn I 606sq.– S. δεοδερκεω. θεοδοσα, Gottesgabe: PassTheoct 64.– (LS, PB, Car, PLP). Θεοδοσιακς des Theodosios: ScholNicAl 99, 6. ChronPasch 565,4. ScriptOr 207,14.–TLG. θεοδοσιανο, o Theodosianer (Anhänger des Theodosios von Alexandria, Monophysitin): GeorgHier 266. ConcCP 66,16. AnSinDux X 3,14. JoDamIV 49,83,11. REB 24 (1966) 187 c.ö.– L, Soph, TLG, Stam. Θεοδοσιανς des Theodosios, theodosianisch: κδιξ LydMag 100,9; 170,1; 196,10. id. Bas В 67,31. -ναι Thermen des Th.: ChronPasch 581, 1.– TLG, Stam.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Е. Е. Макаров Гимнография В различных редакциях Студийского устава память И. П. не отмечается, впрочем Студийско-Алексиевский Типикон особого состава (ГИМ. Син. 333) содержит память И. П. под 4 апр. В слав. месяцесловах студийской эпохи память И. П. может отмечаться 2 или 4 апр. ( Лосева О. В. Русские месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 306, 309). В древних редакциях Иерусалимского устава память И. П. отмечается 4 апр.; богослужебные указания в этот день, как правило, отсутствуют. В ряде списков греч. Минеи XIV в. 4 апр. соединяются последования прп. Георгия Малеина и И. П.; в честь И. П. поются канон, 3 стихиры на «Господи, воззвах», седален. Однако начиная с печатных изданий греч. Минеи XVI в. (напр., Венеция, 1569) 4 апр. служба И. П. в них не назначается. В слав. Минеях, рукописных и печатных, 4 апр. отмечены последования И. П. и прп. Георгия Малеина, с XV-XVI вв. фиксируется кондак И. П. 4-го гласа (напр., см.: РГБ. Троиц. 547, 1509 г. Л. 25). Последование И. П., содержащееся в совр. слав. Минее, включает: кондак 4-го гласа на подобен «Вознесыйся на Крест»       (см. также: Амфилохий. Кондакарий. С. 251); канон (греч. оригинал канона сохр. в рукописях; см.: AHG. T. 8. P. 87-96) 2-го гласа с ирмосом: Δετε λαο, σωμεν σμα Χριστ τ Θε (            ), нач.: Αισματικς τν μνογρφον τιμσωμεν (      ); цикл стихир-подобнов, седален. В рукописях сохранились и др. песнопения в честь И. П.: канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Ως ν περ πεζεσας Ισραλ (          ), нач.: Τος ορανους θαλμους (Небесные чертоги) (Ταμεον. Σ. 185-186); 2 канона авторства Иоанна Мавропода , митр. Евхаитского, и ряд др. песнопений ( Τωμαδκης Ε. Ι. Ιωσφ Υμνογρφος. Αθναι, 1971. Σ. 100-102, 243-272); кондак 3-го гласа на подобен «Дева днесь» «Песнослове, и святых всех мудро благовещателными похвалении...» ( Амфилохий. Кондакарий. С. 100 (отд. паг.)); кондак 4-го гласа Ωφθης προς, συχος κα ταπεινφρων (Явился тихий, кроткий и смиренный...) с икосом (AHG. T. 8. P. 92-93); седален (Ibid. P. 90).

http://pravenc.ru/text/673697.html

Описание. Т. 1. С. 295), отпустительный тропарь Επεφνη ντως σου πρς τν δεσπτην πστις («Явилась подлинно твоя к Господу вера...») ( Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1938. Τ. 37. Σ. 264); иной кондак 4-го гласа с икосом ( Амфилохий. Кондакарий. С. 208), дополнительные икосы (Там же. С. 66, 164); канон с именем автора - Климента - в богородичнах, с акростихом Τ Λογγνου θαυμαστν ξδω τλος («Лонгина чýдную воспеваю кончину»), 4-го гласа, ирмос: Θαλσσης τ ρυθραον πλαγος (      ), нач.: Τ κλος τς μαρτυρας («Славу мученичества») (AHG. T. 2. P. 179-188; также см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον. Σ. 264); канон с именем автора - Георгия - в богородичнах, с акростихом Χριστο παθν σε, μρτυς, ηγασε θα («Вид Христовых страданий тебя, мучениче, озарил»), плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Υγρν διοδεσας σε ξηρν (        ), нач.: Χριστς σε κτσι τας νοητας φτισε, μρτυς («Христос тебя лучами умозрительными просветил, мучениче») (AHG. T. 2. P. 189-197; также см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον. Σ. 264); дополнительные стихиры, седальны и светильны (см.: Ibid. Σ. 263-265; Ягич. Служебные минеи. С. 116). Помимо содержащейся в совр. богослужебных книгах известна иная служба Л. С., составленная в 1984-1985 гг. мон. Герасимом (Микраяннанитом). Е. Е. Макаров Иконография Самоубийство Иуды. Распятие. Фрагмент авория. 420–430 гг. (Британский музей, Лондон) Самоубийство Иуды. Распятие. Фрагмент авория. 420–430 гг. (Британский музей, Лондон) Согласно русскому иконописному подлиннику по Софийскому списку кон. XVI в. под 16 окт.: «Мученик Лонгин Сотник аки Козма и Дамиан рус, во бронех, приволока черчата, доспех клинчат; рука, испод лазорь, колени голы, в левой руке меч в ножнех». У В. Д. Фартусова упоминается, что Л. С. был, вероятно, средовек, в воинских облачениях рим. типа, в хартии его был написан текст: «Радуйтеся, раби Христови, мои же своинственницы, радуйтеся вкупе со мною, яко приближеся веселие наше, приспе время нашего от уз плотских разрешения: се бо ноне престанем вкупе Господу нашему Иисусу Христу, и егоже видехом страсти терпящя, распята же, погребена и воскресша со славою, Того паки ноне узрим седяща одесную Бога, и насытимся видением славы его»; там же приводятся имена друзей Л.

http://pravenc.ru/text/2110712.html

Минее один цикл повторяется дважды); неск. стихир-самогласнов (всего 5 - по 3 стихиры указано в греч. и слав. Минее, совпадает только 1); седален (в слав. Минее содержится 3 седальна, 2 из к-рых взяты из Общей Минеи); светильны (в греческой и славянской разные). В слав. рукописях и печатных изданиях с XVII в. (Устав. М., 1610; Минея апрель. М., 1645 и др.) и до современных помещается иной отпустительный тропарь И. З.- 3-го гласа           По рукописям известны песнопения И., не вошедшие в печатные издания: канон 4-го гласа с акростихом Κρας κοψας, Ικωβε, τν πλνων (Главы отсек, Иаков, заблуждений) с именем автора (Георгия) в богородичнах, ирмос: Τρισττας κραταιος (    ), нач.: Καθελεν δυνατος πολεμους κ θρνων (Низложил сильных врагов с тронов) (AHG. T. 8. P. 365-374); кондак плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Τν Ζεβεδαου γνον τιμσωμεν παντες (Дитя Зеведея почтим все) с 3 икосами ( Амфилохий. Кондакарий. С. 71 (отд. паг.)); седален (AHG. T. 8. P. 368); стихира-самогласен (в конце утрени в рус. рукописных и дониконовских печатных Минеях); цикл стихир-подобнов ( Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 59). А. А. Лукашевич Иконография С нач. VI в. изображения И. З. отмечены устойчивыми портретными чертами: это средовек с черной бородой и усами (в сцене «Причащение апостолов» на миниатюре из Россанского Евангелия, VI в.- Музей кафедрального собора, Россано, Fol. 4r, и на серебряном блюде 578 г.). Основные иконографические типы изображения И. З., выработанные до VI в. включительно, связаны с событиями его жизни, описанными в Евангелиях (Мф 4. 21; 27. 56; Лк 9. 54; Мк 3. 17; 10. 35-41). Шествие на гору Фавор. Миниатюра из Евангелия. XII в. (Ath. Pant. 2. Fol. 252) Шествие на гору Фавор. Миниатюра из Евангелия. XII в. (Ath. Pant. 2. Fol. 252) В ранних памятниках И. З. показан как один из 12 избранных учеников в присутствии Иисуса Христа (в соответствии с указанием большинства апостольских списков, он чаще всего занимает место, близкое к Спасителю) или как свидетель событий Его жизни, напр.

http://pravenc.ru/text/200321.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010