Они считают себя обиженными уже одной коррес­понденцией в русскую газету в Москве. А что они ду­мают о пропаганде? По этому вопросу не вышло пока еще никакой митрополичьей «обраны». Подобные размыш­ления – заключает «Босняк» – повергли в страшное сму­щение православных сербов Боснии и Герцеговины. «Еще одна такая митрополичья «обрана» – говорят они, – и у нас будет уния» 195 ! Да, по истине печально положение православной церкви в Боснии и Герцеговине! 5. Православная славянская церковь в Австро-Венгрии Карловицкая митрополия 196 Введение. Краткие сведения о переселениях сербов из Старой Сербии, Боснии и Герцеговины в пределы Австро-Венгрии и учреждении здесь автокефальной православной славянской церкви. – Состав православной славянской церкви в Австро-Венгрии. Митрополии А) Карловицкая и Б) Буковинско-Далматинская. А) Семь епархий Карловицкой митрополии. Монастыри. – Сербские «церковно-народные фонды». – Церковно-административное устройство Карловицкой митрополии. Православный сербский церковно-народный конгресс и органы его: комитет конгресса (одбор собора), митрополитско-церковный совет и народный училищный совет. Архиерейский Собор или церковный Синод – высшая собственно церковная власть. – Заседания сербского церковно-народного конгресса в 1892 г. Статуты о пенсиях для вдов и сирот духовного, чиновнического и учительского звания. – Заседания Архиерейского Собора в 1891, 1893 и 1895 гг. Мероприятия Архиерейского Собора 1895 г. по поводу вступившего в силу с 1 окт. того же года закона о гражданском браке в Венгрии. Известия о существовании православных славянских, в частности сербских храмов в пределах нынешней Венгрии восходят к глубокой древности, ко временам первого короля венгерского, св. Стефана (1000–1038). Рано начались здесь и притеснения православных славян со стороны господствующего католицизма. Набожные венгерские короли (как напр. Лудовик I в половине XIV в.) предпринимали даже крестовые походы против православных сербов, как опасных врагов католического христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

1036. Что обыкновенно поется при малом входе по произнесении возгласа «Премудрость, прости»? После возгласа: «Премудрость, прости» поется: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу», причем верующие осеняют себя крестным знаменем и кланяются. 1037. Что поется непосредственно после «Приидите, поклонимся»? Непосредственно поются тропари или краткие песнопения текущего дня, храма или вспоминаемых в тот день святых. 1038. Что такое прокимен? Прокимен это песнопение, состоящее обыкновенно из двух стихов, взятых из Священного Писания. 1039. Что означает слово прокимен? Слово прокимен греческое и означает предшествующее пение, потому что прокимен поется пред чтением Апостола. 1040. Что следует за прокимном? За прокимном следует чтение Апостола. 1041. Кто читает Апостол? Апостол читает псаломщик, но не священник. 1042. Чем заканчивается чтение Апостола? Чтение апостола заканчивается пением «Аллилуя». 1043. Что означает слово «Аллилуя»? Слово «Аллилуя» означает – «Хвалите Господа». 1044. Что следует за чтением Апостола? За чтением Апостола следует чтение святого Евангелия. 1045. Кто читает святое Евангелие? Святое Евангелие читает диакон или священник. 1046. Как должны вести себя верующие при чтении святого Евангелия? При чтении святого Евангелия молящиеся должны стоять и в начале и в конце чтения осенить себя крестным знаменем. 1047. Как должно слушать чтение Апостола и святого Евангелия? Чтение Апостола и святого Евангелия подобает слушать благоговейно, как если бы мы слушали Самого Господа Иисуса Христа. 1048. Какая ектения называется сугубой? Сугубой называется ектения, во время которой верующие после каждого прошения поют «Господи, помилуй» три раза. 1049. За кого мы молимся в сугубой ектении? В сугубой ектении молимся: 1. о создателях святого храма и о всех прежде почивших отцах и братиях, 2. о добродеющих во святом храме и о всех присутствующих. 1050. О чем мы молимся в ектении об оглашенных? В ектении об оглашенных мы молимся, чтобы Господь огласил их словом истины и присоединил их к Своей Соборной и Апостольской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

197 Пселл в этом случае наиболее отчетливо формулирует свою основную претензию к царствующим императорам: они не любят прислушиваться к наставлениям мудрых и добродетельных наставников (в первую очередь конечно, самого Пселла). Упреки такого рода рассеяны по всей «Хронографии» 198 Видимо, льстивый намек на Исаака Комнина, в царствование которого писалась первая часть «Хронографии». 199 Георгий Маниак, вероятно, турок по происхождению, служил на востоке империи и сделал себе карьеру еще при Романе III. Он был сначала стратигом небольшой восточной фемы, затем катепаном Нижней Мидии, получил последовательно титулы протоспафария, патрикия и магистра. В 1037 г. был назначен стратигом фемы Лонгивардия. Георгий Маниак одержал ряд побед над врагами Византии. Пселл неоднократно порицает в «Хронографии» и других сочинениях людей, «перепрыгивающих через ступени». Постепенное продвижение по иерархической лестнице для писателя – несомненное достоинство. 200 Георгий Маниак (в то время стратиг приевфратских городов с резиденцией в Самосате) овладел Эдессой в 1031 г. Ни о каком «следствии» над Маниаком в этом случае другие источники не сообщают. 201 Георгий Маниак был отправлен в Сицилию для борьбы с арабами в 1038 г., командующим флотом в этой экспедиции был муж сестры Михаила IV – Стефан. Маниак одержал в Сицилии ряд побед, но рассорился со Стефаном, которого оскорбил «и словом, и делом». В результате доноса Стефана Маниак был схвачен и в оковах отправлен в Константинополь. 202 Рост Георгия Маниака, по Пселлу, достигал чуть ли не трех метров. Это явное преувеличение выдержано «в стиле» гиперболизированного портрета полководца. Огромную силу и страшный вид Маниака отмечает также и Атталиат (Аттал., 19). 203 Под Италией Пселл в данном случае имеет в виду южную ее часть (Апулию и Калабрию), являвшуюся в то время византийской провинцией. По сведениям Скилицы (Скил., 422), Маниака выпустил из тюрьмы еще Михаил V, а послала в Италию воевать с арабами уже императрица Зоя. 204 По сообщению Скилицы, Константина Мономаха натравил на Маниака Роман Склир (брат царской возлюбленной Склирены). Владения Романа Склира и Георгия Маниака были расположены по соседству, и их владельцы издавна между собой враждовали (Скил., 427).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/h...

Парфений Чертков произведён 17 дек. 1811, а 14 окт. 1813 перев. в Московский Знаменский мнтрь. Монастырь обращён в приходскую церковь . 26 Перервинский, Первынский в актах XVII века (Николаевский на Перерве), под Москвой, существует с XVII века. Ныне 52 класса. [V, 480; VI, 1038.] Игумены Александр , 1632. Аркадий , бывший Курского Знаменского, определён 15 нояб. 1634. Упом, в 1635. Герасим , 1643 и 44; 31 окт. 1652 перев. в Мещовский Георгиевский. Мисаил , строитель, определён 25 мая 1660. Иона , 1668. Павел , 28 мая, 24 авг. (sic) 1675. Марк † 1683. Симон , с 1683; † 1705. Корнилий упом. в дек. 1705, 1706–1721, янв. Макарий , строитель, в мар. 1721. Варлаам , 1722–35, перев. в Угрешский. Виктор определён 6 июля 1735–46. Лаврентий , 1746–48; отрешён. Иларион Завалевич , 1748–1753, перев. в Угрешский. Варлаам Гловацкий определён 23 авг. 1753–57, 27 февр. перев. в Угрешский. Кирилл , 1757–59. Иларион Завалевич (паки) архим. [упом. архим. 1761–64] перев. из Ростовского Борисоглебского; † 1764. Сильвестр , строитель, 1765 и 66; † … Афанасий , 1766–75; †...? Порфирий Гжатский произведён 16 авг. 1775; † 8 сент. 1776. Ириней Клементьевский определён 12 окт. 1776, а в сент. 1782 перев. в Московский Крестовоздвиженский. Годеон Замыцкий , с сент. 1782–1783, 9 дек. перев. в Крестовоздвиженский. Досифей Ильин 1784 перев. из Брянского Петровского, а 5 авг. 1787 перев. в наместн. Троицкой Сергиевой Лавры. Иероним Ершов , 1787–1788, 24 мар. перев. в Угрешский. Агапит Скворцов , с 24 мар. 1788, а 20 дек. 1789 уволен. (После игум. Голутвинский). Иоанн , строитель, определён в начале 1790, из казначеев Высокопетровского монастыря, а в дек. 1805 уволен на покой; † 15 нояб. 1806. Лаврентий Бакшевский произведён 6 янв. 1806, а 25 янв. 1808 перев. в Угрешский. Павел 1811 перев. в Угрешский. Аарон , 1818, из казначеев Богоявленского; 1826 перев. на Угрешу. Амвросий определён 3 окт. 1826, а 19 июля 1828 перев. в Серпуховский Высоцкий. Мефодий , 1828. Пармен Соколов , 1832–1848, 1 окт. перев. в Даниилов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1027 Главы о знании I,19. 1028 II/8,2. 1029 I/80 (394)=B40 (304). 1030 I/18 (76)=B27 (201). 1031 Главы о знании III,46. 1032 Исаак пользуется терминологией Евагрия. 1033 Ср. 1 Кор. 7:31. 1034 Т. е. мира сего. 1035 Главы о знании III,9. 1036 II/10,20. 1037 I/66 (346)=B12 (123). 1038 Ср. Ин. 14:2. 1039 I/58 (311)=B6 (86—87). 1040 В Царстве Небесном. 1041 Мф. 25:31—33. 1042 I/58 (311—312)=B6 (88). 1043 1 Кор. 2:9. 1044 Ин. 6:33. 1045 I/83 (397)=B43 (316—317). 1046 I/18 (76)=B27 (201—202). 1047 B26 (189). Т. е. не на то, что его естество было изначально порочным. 1048 1 Кор. 15:55. 1049 1 Кор. 15:28. 1050 Ср. 1 Кор.15:53—55. 1051 I/91 (431—432)=B50 (358—359). 1052 См. цитату в Главе I. 1053 II/39,2. 1054 II/39,2. 1055 II/39,3. 1056 Букв. «дом Адама». 1057 II/39,4. 1058 Фрагменты на Книгу Бытия (PG 66,637). 1059 II/39,5. 1060 II/39,6. 1061 Феодор Мопсуестийский. Против говорящих, что грех свойственен природе. 1062 Диодор Тарсийский. О Промысле 5—6. 1063 Мнения Феодора и Диодора. 1064 II/39,14. 1065 II/39,15—16. 1066 II/39,17. 1067 II/39,20. 1068 II/39,21—22. 1069 II/40,1. 1070 II/40,4. 1071 Т. е. геенна. 1072 II/40,5. 1073 Геенна. 1074 II/40,7. Ср. Лк. 15:7; 10. 1075 II/40,8—11. 1076 Ср. Лк. 18:14. 1077 Ср. Мр. 12:42—43. 1078 Т.е. разбойником. Ср. Лк. 23:40—43. 1079 II/40,12. 1080 II/40,13—14. 1081 II/41,1. 1082 Ср. О началах 3,5,3. 1083 Характерна формулировка Константинопольского Собора 543 г.: «Кто утверждает предсуществование душ и находящийся с ним в связи апокатастасис…» См. Протоиерей Георгий Флоровский. Восточные Отцы IV века. Париж, 1937. С. 188. 1084 1 Тим. 2:4. 1085 1 Кор. 15:28. 1086 Напротив, VI Вселенский Собор включил его имя в число «святых и блаженных отцов», а VII Вселенский Собор назвал его «отцом отцов». Что же касается Константинопольского Собора 543 г. и V Вселенского Собора, на которых был осужден оригенизм, то весьма показательно, что, хотя учение Григория Нисского о всеобщем спасении было хорошо известно Отцам обоих Соборов, его не отождествили с оригенизмом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

1036 Об устройстве, украшениях и принадлежности древнейших посохов западных епископов довольно обстоятельные речи в цитованн. сочинении Бока, B. II, ss. 220–230. 1037 Так, например, в кодексе Косьмы Индикоплова VII–VIII вв. Ватиканской библиотеки (См. у Кондакова Истор. визант. иск. и иконогр. по миниатюрам греческ. рукоп., стр. 92, и табл. IV рисс.). Изображенный здесь с pedum’oм. Авель над головою имеет надпись: βελ ποιμν προβτων. 1038 Про преп. Варфоломея, первого архимандрита монастыря Спасителя в Мессине, рассказывается в житии, что он одевался в кожаные одежды, ходил босой и лишь в случае усталости опирался на посох, напоминавший верхушкою своею знак креста (baculo crucis signum in vertice referenti incumbens, quo dubios firmaret gressus). Дюканжа Glossar. graecit. s. v. βδος. 1039 В седьмом деянии так называемого на западе восьмого вселенского собора о лишаемом сана Константинопольском патр. Фотии говорится: ρατε τν βακτηραν κ τς χειρς ατο, σημεον γρ στιν ξας ποιμαντικς. Дюканжа Glossar. graecit. ibidem, col. 1278. 1040 «Имя епископства, писал уже св. Исидор Пелусиот про епископов своего времени, и само оно божественно и выше всякого образа жизни гражданской, но священство (подразумевается епископство) прилично только некоторым и немногим, а именно держащимся той мысли, что оно есть отеческая попечительность, а не самоуправное самозаконие. Поскольку же изменили его во властительство, лучше же сказать, если надобно выразиться смелее, в самоуправство, то знай, что об этом видном и вожделенном начальстве, которое, если когда, то ныне возбуждает к себе в людях сильную любовь и легко отдает себя в руки любителям оного, понятие не высоко… Ибо всего чаще над одними начальствуют, а другим раболепствуют, одним дают приказы, а другим услуживают, одним делают зло, а другим милости, одних давят, перед другими сами падают, оных боятся, а оным ненавистны. Посему не дивись, что пресвитер Иеракс, как человек умный, бежал от этого сана, как от самой трудной болезни» ( Исидора Пелусиота II, 125).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Д.С. Бирюков Иоанн Итал. Иоанн Итал родился в Италии около 1025 – 1030 -х гг. В 1038 – 1042 гг. Иоанн воевал вместе с отцом на стороне сицилийцев против Византии; возможно, в это время Итал получил военное образование. Однако после того как полководец Георгий Маниак захватил Сицилию, отец Иоанна вместе с ним бежал в Аомбардию. Затем около 1049 г. Иоанн прибыл в Константинополь, чтобы получить образование, где стал учеником знаменитого византийского ученого, ритора и философа Михаила Пселла (1018 – конец 1070-х или начало 1080 -х гг.). Итал был самым даровитым из учеников Пселла. Известно, что он часто с ним полемизировал и даже критиковал за то, что тот двигается вперед в преподавании слишком медленно. В свою очередь Пселл отмечал, что для своеобразного стиля Итала характерно то, что он не блещет красотой речи, но «как бы насильно покоряет рассуждениями» 573 . Итал был искушен в философии, но не очень хорошо разбирался в других областях византийского тривиума – риторике и грамматике. Если подход Пселла к наукам проявляется в его универсальности и, соответственно, эклектичности, то Итал был менее универсальным по своим интересам, но благодаря этому более оригинальным мыслителем, чем Пселл. Благодаря своим успехам Итал был приближен к царскому двору; к нему благоволил император Михаил VII Дука. Около 1070 г. Михаил Дука во время войны Византии с норманнами послал Итала в Аомбардию в качестве своего представителя; после того как Итала обвинили в предательстве, он вынужден был бежать в Рим, но затем он прибыл с покаянием к императору и в конце концов был прощен. Во второй половине XI в. в Константинополе имела место заметная тенденция в сторону пристального изучения платонических и неоплатонических философских текстов (в первую очередь – Платона, Плотина, Порфирия, Ямвлиха, Прокла). Эта тенденция, вообще характерная для поздневизантийской культуры, была названа современным исследователем о. Герхардом Подскальски византийским «проклренессансом» 574 . В случае Итала это проявлялось в том, что неоплатонические философские категории использовались для решения христианских догматических вопросов (что и послужило, в частности, к его осуждению). Преподавание философии было упрочено созданием должности «ипата философов» – должности, примерно соответствующей в Византии министру высшего образования. Итал сменил на этой должности Михаила Пселла (1075 г.); после Итала этот пост занимал Феодор Смирнский. Ученики Пселла и Итала становились епископами или правительственными чиновниками. Итал преподавал своим ученикам учение Платона, Порфирия, Ямвлиха, Прокла, а также «Органон» Аристотеля.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

Желая продолжить войну с Болеславом и Святополком, новгородцы собирают деньги и нанимают большое войско. Между тем 14 августа противники Ярослава вступают в Киев. Болеслав Храбрый посылает в Великий Новгород митрополита Киевского Uoahha I († около 1038) с предложением обменять свою дочь, находящуюся в плену, на родственников Ярослава, захваченных во время военных действий. Рассказ Мерзебургского епископа Титмара уточняет их состав: «Там была мачеха упомянутого короля (вдова отца Ярослава, точное происхождение ее неизвестно. – Прим. авт.), его жена (ее имя Анна известно из поздних источников XVI века. – Прим. авт.) и девять сестер; на одной из них, Предславе, которой он и раньше беззаконно добивался, забыв о своей супруге, женился старый распутник Болеслав». Ярослав отказывается от этого предложения и тогда же отправляет посольство в Швецию к шведскому конунгу Олаву Шётконунгу († 1022) с предложением создания антипольского военного союза 23 . Тем временем, осенью того же года, между Болеславом и Святополком происходит ссора. Болеслав покидает Киев, забрав с собою награбленное добро, а также бояр Ярослава и его сестер. В начале 1019 года Ярослав выступает из Великого Новгорода. Узнав о его приближении, Святополк бежит из Киева к печенегам, а Ярослав вновь занимает Киевский стол 24 . В том же году Святополк вместе с большой печенежской ратью идет на Русь. В решающей битве на реке Альте, месте гибели брата Бориса, Ярослав одерживает полную победу. Его противник бежит к Берестью и вскоре погибает страшной смертью , которой заслуживает по всем законам Божеским и человеческим. Ярослав же, по словам летописца, «седе Кыеве утеръ пота с дружиною своею показавъ победу и трудъ великъ» 25 . Предположительно летом 1019 года великий князь Киевский Ярослав начинает собирать сведения о месте гибели своего брата Глеба. «По лете же единомъ (в 1020 году. – Прим. авт.)» 26 различные свидетели сообщают о свете и сиянии на месте убийства на реке Смядыни. Тогда Ярослав посылает в Смоленск священников с поручением отыскать тело Глеба; по обретении тело Глеба перевозят в Вышгород и погребают рядом с могилой брата Бориса у церкви святителя Василия, построенной еще отцом страстотерпцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1034 Дочь покойного киевского князя Владимира Святославича и сестру правившего тогда Ярослава Владимировича (Ярослава Мудрого). Об этом браке сообщает как «Повесть временных лет», так и польский хронист Аноним Галл (хотя и глухо): см. 29, примеч. 815 (здесь же и о датировке брака). 1036 Это известие, как и дальнейшее, «Саксонский анналист» позаимствовал из «Чешской хроники» Козьмы Пражского (Cosm. II, 2), повторив и грубую ошибку своего источника: на самом деле Казимир I умер в 1058 г., когда его старшему сыну было уже 20 лет; см. также примеч. 1038. 1038 Чешский поход на Польшу и перенесение в Прагу мощей св. Адальберта-Войтеха, епископа пражского, которые покоились в польской столице Гнезне, состоялся действительно в 1038/9 г., но не после смерти Казимира I (см. примеч. 1036), а напротив – накануне его возвращения в Польшу. 1039 Подробное описание этого в целом неудачного похода у «Саксонского анналиста» основано на не дошедших до нас источниках. 1041 Альштедт, пфальц в Тюрингии, а не швейцарский город Альтштеттен, как думает М. Б. Свердлов (2. С. 235. Коммент. 32). Здесь король «держал совет» («placitum habuit») о неудачах в Чехии, а не «имел удовольствие», по забавному переводу М. Б. Свердлова (там же. С. 237). 1042 Германия в лице и умершего в июне 1039 г. Конрада II, и его сына Генриха III поддерживала Казимира I, и в этом отношении она была в то время союзницей с Русью. Вероятно, именно с этим союзом и было связано посольство 1040 г., хотя, возможно, обсуждались уже также и те брачные планы, о которых прямо сообщает Ламперт Херсфельдский применительно к русскому посольству к Генриху III на Рождество 1042 г. 21/3 и примеч. 542); думать так позволяет дата смерти Гунхильд-Кунигунды, первой супруги Генриха (дочери датского и английского короля Кнута Могучего) – июнь 1039 г. 1044 Вильгельма IV из рода графов ваймарских, одного из наиболее могущественных в Тюрингии в первой половине XI в. 1045 Орламюнде – второй, наряду с Ваймаром, родовой замок ваймарских графов в Тюрингии, упоминания о котором в источниках появляются при графе Вильгельме III, отце Вильгельма IV и Оттона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Житие Григория (Vita Gregorii) было написано Григорием–иереем в VII веке. Из современных биографий наиболее важной остается книга П. Галлэ: см. Gallay. Vie. Ср. Devolver-Gallay. Gregoire. Не потеряла своего значения и работа Э. Флери: см. Fleury. Gregoire. Здесь и далее, ссылаясь на литературу, мы даем имя автора и название книги в сокращении. Расшифровку сокращений см. в Библиографии. 2 Минея месячная, 25 декабря. Служба св. Григорию Богослову. Икос на утрени. 3 Житие Григория (Vita Gregorii) было написано Григорием–иереем в VII веке. Из современных биографий наиболее важной остается книга П. Галлэ: см. Gallay. Vie. Ср. Devolver-Gallay. Gregoire. Не потеряла своего значения и работа Э. Флери: см. Fleury. Gregoire. Здесь и далее, ссылаясь на литературу, мы даем имя автора и название книги в сокращении. Расшифровку сокращений см. в Библиографии. 4 Минея месячная, 25 декабря. Служба св. Григорию Богослову. Икос на утрени. 5 Сл.18, 5; PG 35, 989–992=1.264. Цифры после знака равенства означают номер тома и страницу русского перевода сочинений св. Григория (изд. Сойкина, в 2–х томах). 6 Сл. 18, 12; PG 35, 1000=1.268. 7 Сл. 18, 27; PG 35, 1017=1.277. 8 Сл. 18,8–10; PG 35, 993–996=1.265–266. 9 PG 37, 979–980=2.55. Ср. PG 37, 1033–1034=2.351. 10 PG 37,1001–1003=2.61–62. Ср. PG 37, 1034–1035=2.351–352. 11 PG 37, 1036=2.352. 12 PG 37, 1367=2.71. 13 PG 37, 1369–1371=2.72. 14 PG 37,984–987=2.56. 15 PG 37, 1006=2.63. 16 PG 37, 992=2.59. 17 Сл. 7, 6, 1–2; SC 405, 190=1.162. 18 Сл. 43, 13; SC 384, 142–144=1.610. 19 Сл. 7, 6, 7–8; SC 405, 192=1.162. 20 PG 37, 1038=2.353. Ср. Gallay. Vie, 33–35. 21 Сл. 7, 6, 10–11; SC 405, 192=1.162. 22 См. Mango. Byzantium, 125–128. 23 PG 37, 1115=2.337. 24 PG 37, 1037–1038=2.352. 25 Литературная форма повествования близка к описанию бури в " " Одиссее " " . 26 PG 37, 1038–1040=2.353. 27 PG 37, 1041=2.353. 28 PG 37, 1041=2.353–354. 29 PG 37, 1043=2.354. 30 Сл. 43, 21, 21–22; SC 384, 168=1.617. 31 Сократ. Церк. ист. 4, 26. Ср. Созомен. Церк. ист. 6, 17. 32

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010