488 ...на Хорваты. – Куда именно был направлен поход Владимира, не ясно. Д. С. Лихачев отметил, что, возможно, этот поход вспоминали в XIII в.: «иный бо князь не входилъ б в землю Лядьску толь глубоко, проче Володимера великаго, иже б землю крестил» (так говорится о рейде вглубь территории Польши князя Даниила Романовича в статье 1229 г. Ипатьевской летописи. См.: Лихачев. Комментарии. С. 346–347). 489 ...нарче ú Переяславль, зане перея славу отрокъ. – Однако Переяславль упоминается еще в договоре Олега с Византией. Следовательно, либо легенда была лишь позднее соотнесена с именем Владимира (См. Лихачев. Комментарии. С. 347), либо приурочена к возведению в Переяславле новых укреплений. 492 И празнова князь ...на Успение святыя Богородица... – Д. С. Лихачев, отметив, что «спасение» Владимира от печенегов и закладка церкви произошли в один и тот же день – 6 августа, пишет: «Ясно, что оба события не могли относиться к одному дню. Поэтому, очевидно, поражение Владимира в Васильеве и построение им церкви Преображения относятся к разным годам (возможно, что Владимир освятил церковь ровно через год – в годовщину своего спасения)» (Лихачев. Комментарии. С. 349). 499 ...возити по градомъ... – Текст испорчен. Перевод сделан по Л, где читается «возити по граду». 500 ...и гридьмъ, и соцькимъ, и десятникомъ... – В Л – «десяцьким». Гриди – члены младшей дружины, сотские и десятские – знатные горожане, выполнявшие административные функции. 501 ...с Болеславомъ ...Ондроникомъ Чьшьскымъ. – Названы польский король Болеслав 1 Храбрый (992–1025 гг.), венгерский король Стефан (Иштван) (997–1038 гг.) и чешский князь Андрих (Олдржих) (1012–1034 гг.). Имя последнего искажено в И, в Л – «Андрихомь». То, что назван именно Андрих, а не его предшественник – Яромир (1003, затем 1004–1012 гг.), говорит о том, что статья рассматривает международные связи Владимира ретроспективно. 502 ...мужи вь град – явная описка. Первичное чтение, вероятно, сохранено Софийской первой летописью: «мужи вь родехъ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В рамках испано-иудейской агиографической традиции на языке ладино имело место активное обращение к ветхозаветным сюжетам. Формирование этого типа Ж. л. связывается с именем Авраама Ибн Эзры (ок. 1092-1167). Среди подобных произведений - «История четырех пленников», в основе к-рой лежит сюжет Книги прор. Даниила, переработанный в «Sefer ha-Kabbalah» Авраама Ибн Сауда. Агиографический оттенок имеют паломнические рассказы Иегуды Галеви. . С XIV в. в Португалии, в мон-ре Алкобаса, велась деятельность по переводу памятников лат. Ж. л. для помощи проповедникам. В XV в. под испан. влиянием создавались сборники сказаний о святых. На португ. языке были составлены Жития почитавшихся в народе кор. Изабеллы (Vida e milagros de Doña Isabel Rainha de Portugal, XIV в.) и инфанта Фернандо (XV в.). Лит.: Almeida Lucas M. C., de. Hagiografia medieval portuguesa. Lisboa, 1984; Ba ñ os Vallejo F. La hagiografía como género literario en la Edad Media: Tipología de doce «Vidas» individuales castellanas. Oviedo, 1989; idem. Las vidas de santos en la literatura medieval española. Madrid, 2003; Vel á zquez Soriano I. Hagiografia y culto a los santos en Hispania visigoda: Aproximación a sus manifestaciones literarias. Mérida, 2005; Pratiques hagiographiques dans l " Espagne du Moyen âge et du Siècle d " or/Éd. F. Cazal, Cl. Chauchadis et C. Herzig. Toulouse, 2005-2007. 2 vol. Д. В. Зайцев Венгерская Первые памятники Ж. л. в Венгрии были созданы на лат. языке во 2-й пол. XI в. и посвящены прославлению деятелей христ. миссии при кор. Иштване I (см. Стефан I ) (997-1038) и его преемниках. Первым датированным текстом считается лат. Житие св. отшельников Зоерарда (Андрея) и Бенедикта, подвизавшихся близ г. Нитра (в совр. Словакии). Житие было составлено свт. Мавром, еп. г. Печ (1036-1070), в основу сочинения легли воспоминания самого Мавра и рассказы очевидцев. В 1083 г. Римский папа Григорий VII по просьбе кор. Владислава I (Ласло) канонизировал 5 венг. святых - кор. Иштвана I, его сына Эмериха (Имре), еп. Герхарда (Геллерта), преподобных Зоерарда (Андрея) и Бенедикта. Совр. исследователи подчеркивают политическую подоплеку канонизации, которая была призвана легитимизировать приход Владислава к власти. Вероятно, во время подготовки к канонизации бенедиктинец из монастыря Печварад составил пространное Житие Иштвана I (Legenda major). В Житии король представлен как «воин Христов», защитник и покровитель Церкви. Среди аспектов его деятельности выделены борьба с языческой оппозицией, формирование церковной орг-ции в Венгрии, укрепление королевской власти. При описании короля используется ряд топосов, вслед. чего его образ практически лишен индивидуальных черт. Исследователь Г. Кланицаи отмечал, что в пространном Житии св. Иштвана впервые появился образ правителя, к-рый достиг святости не мученическим подвигом, но благодаря своей поддержке христ. Церкви ( Klaniczay G. Rex Iustus: The Saintly Institutor of Christian Kingship//The Hungarian Quarterly. 2000. Vol. 41. P. 14-31).

http://pravenc.ru/text/182317.html

Дамиани б) вовсе не называет русского царя, которого будто бы посредством чуда обратил Вонифатий, Владимиром или как-нибудь по имени, и издатели сочинения Дамиани в XVII в., сами римские монахи, нарочито заметили, что это не мог быть Владимир, крестившийся гораздо прежде, а был царь или князь, вероятно, какого-либо другого скифского или русского народа 1035 . Дамиани в) не говорит, чтобы большая часть подданных русского царя, обращенного Вонифатием, была уже крещена прежде и держалась греческих обрядов, чтобы этот царь по обращении своем пожелал иметь супругою сестру греческих кесарей, и что будто бы потому Вонифатий позволил царю принять греческие обряды и митрополита Михаила из Константинополя; это, очевидно, позаимствовано большею частию из жития нашего равноапостола с целию привязать к нему рассказ Дамиани о Вонифатии. Наконец, г) рассматривая повествование Вонифатия о желании обращенного им русского царя уступить престол сыну, о двух братьях этого царя, не хотевших креститься, из которых один потому был сам убит, а другой умертвил Вонифатия, не находим ничего подобного в истории нашего равноапостола. Какого же, спрашивается, царя руссов мог обратить Вонифатий после 997 г.? Какого бы ни обратил, только не нашего святого Владимира или другого какого-либо царя в нашей собственно России, потому что у нас тогда во всей земле Русской не было царя, кроме Владимира и детей его, получивших крещение еще при нем в Киеве. Следовательно, Вонифатий несправедливо называется русским апостолом. По всей вероятности, он обратил, если только обратил, какого-либо князя или начальника ругийцев, обитавших по Балтийскому взморью в стране, которая называлась нередко Русью (Russia) 1036 , потому что вступил на проповедь славянам, по словам Дамиани, в ту самую страну, где прежде проповедовал и был умерщвлен Адальберт 1037 . А последний проповедовал и умерщвлен, несомненно, в стране между реками Эльбою, Эйдером и Пеною к западу от Одера, там, где обитали славяне-ругийцы 1038 . Вообще, известия о двух мнимых апостолах русских – Бруно и Вонифатий так сбивчивы и неопределенны, что некоторые римские писатели считают оба эти лица за одно и повествуют, что Бруно, иначе называвшийся Вонифатием, только касался пределов России, где и умерщвлен, отнюдь не утверждая, чтобы он насадил у нас святую веру 1039 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Дионисия на Олимпе Фессалийском; 992 Преображения на горе Сагмата в Беотии; 993 Симвул, или св. Мелетия, на горе Миупольской; 994 Дафнийский ( Δαφνον) близ Симвула; 995 Стила, или св. Павла, на горе Латре; 996 Лампония там же; 997 св. Девы Марии на горе Лемво близ Смирны; 998 Иакинфа в Никее, где был заключен император Алексей III; 999 Саввы το Καρνης; 1000 Богородицы το Γυναικεου % 1001 η δρ. 1002 Νακονεц, β Южνοй Ηταληη η Σηцηληη κρομε сταρыχ μοναсτыρεй, κοτορыε ποημενοβανы βышε, сυщεсτβοβαλη μοναсτыρη: cβ. Μαρηη δε Ζοσιμο βληζ Σαλερνο; 1003 cβ. Λεοντηя β Στηλε β Καλαβρηη; 1004 cββ. αποcτολοβ Πετρα η Παβλα β Ταρεντε; 1005 Σβ. Τροηцы β πρεδελαχ Σαλερνο; 1006 cβ. μυчενηцы Μηνы βληζ Ροccανο; 1007 cβ. Ηοαννα Κρεсτητελя βληζ Ταρεντα; 1008 Βογοροδηцы δε Ρερτυσια; 1009 cβ. Ονυφρηя β πρεδελαχ κρεποcτη Νοη; 1010 cβ. Ανγελα δε Βαττιπεδε; 1011 cβ. Πετρα το Βαρυχλλα υ γοροδα Yρζυλα; 1012 cβ. Νηκολαя δε Περατιcο β πρεδελαχ Κολюβραρηя; 1013 Βογοροδηцы βληζ ρεκη Νηγρα β Καλαβρηη; 1014 μυчενηκα Αναсταсηя β Ποληχορε; 1015 cβ. Ηοαννα δε Cαλvετο β Ροccανε; 1016 cβ. αποcτολα Ανδρεя βληζ ρεκη Νηγρα; 1017 μυчενηκα Στεφανα το Βωσκο βληζ Γηεραцηя β Καλαβρηη; 1018 Νηκολαя το Κοφιν β Yρζυλε; 1019 μυчενηκα Γεοργηя β μεсτεчκε Γεμελλε; 1020 περβομυчενηκα Στεφανα, ηλη μοναсτыρь Ερεμιταρυμ, βληζ Κροτονы; 1021 cβ. Νηκολαя δε Cαματο β γοροδε Ρονκε; 1022 Βογοματερη δε Cαβρια β Ακραχ; 1023 Σβ. Τροηцы β Απυληη; 1024 περβομυчενηκα Στεφανα β Αετε; 1025 cβ. Ηοαννα, αποcτολα η εβανγεληcτα, β Πανορμε; 1026 Νηκολαя δε Cιπυλλο β Κροτονε; 1027 Σβ. Τροηцы δε Cανcελλαριο β Πανορμε; 1028 cβ. Ηληη β Αετε; 1029 μυчενηκα Μαβρα β Γαλληπολε; 1030 cβ. Στεφανα δε Θοντε β Γαλληπολε; 1031 cβ. αποcτολα η εβανγεληcτα Ηοαννα βληζ Τρανα β μεсτεчκε Τυριcελλα; 1032 cβ. Βενεδηκτα βνυτρη τογο жε γοροδα; 1033 cβ. Κλημεντα β μεсτεчκε Cολονιε; 1034 cβ. Λαβρεντηя βληζ Οτραντα; 1035 δε Σ. Vιτο β Ταρεντε; 1036 Καρβονсκηй βο ημя cβ. Ηληη β Βαζηληκατε; 1037 Μαρηη Μαρτορνος β Πανορμε; 1038 cβ. Εβφημηη β Απυληη; 1039 cβ. Ανγελα β Μελητενε; 1040 Τερεττο β Καλαβρηη; 1041 Σβ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Как примирить употребление клятвы в каноническом делопроизводстве с категорическим ее запрещением в правилах Св. Василия об инокинях. (Кормч. 62 гл.). Стр. 933–946. Н. Высоцкий. О молитвенном призывании святых и необходимости поминовения умерших на основании молитвенных песней сектантов. Стр. 947–954. М. Кальнев. Православно-русское дело в Холмогорской Руси. О так называемом униатском упорстве и о средствах борьбы с ним. Желательная постановка борьбы с упорством. Стр. 955–963. М. Кобрин. Церковь Христова и временно без епископа быть не может. (Замечания на книгу Ивана Усова – “ Церковь Христова временно без епископа” – миссионеров: священника С. Шалкинского, К. Картушина). Стр. 964–972. “О посланничестве митрополита Амвросия”. (Новая раскольничья книга в защиту австрийского священства). Стр. 973–988. Прот. Н. Фиалковский. Из записок и дневников. Из дневника православного. (Клевета на апостола Павла). Стр. 989–990. Православный. Полицейско-врачебный протокол и христианские добродетели. Стр. 991–997. Феодул. В мире современного старообрядчества . Голяевский раскол. Стр. 998–1013. Горькая быль. (Как лишенному сана иерею помешали сделаться беглым раскольничьим попом). Стр. 1014–1019. Единоверческий свящ. Иоанн Чередников. Миссионерские беседы с начетчиком Спасова согласия, слепцом А. Коноваловым, в Уфимской губернии 8–10 мая с.г.). (Беседа вторая). Стр. 1020–1037. Свящ. С. Шлеев. Летопись периодической духовной и светской печати и новые книги по вопросам веры и миссии церкви. Идеалист, рассказ Е. Милицкой. “Русск. Мысль”, февр. Стр. 1038–1048. Василий Абаимов. Новости богословской литературы. (Систематический указатель книг и журнальных статей по наукам богословским, философским, юридическим, историческим, по литературе и филологии. Библиографический журнал, изд. библиотек. Моск. дух. акад. К. Поповым , 1–2 вып. 1904 год.). Стр. 1048 –1051. Н. Гринякин. Проповеди соборного Иеромонаха Зосимы. Почаев, типография Почаевско-Успенской Лавры. Стр. 1051– 1052. Иеромонах Александр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Карла Великого : О. проник туда с небольшой группой приближенных и забрал, по разным свидетельствам, частицу облачений или зуб покойного императора (об этом упоминают, в частности, Титмар Мерзебургский, Адемар Шабанский и автор Новалезской хроники; подробнее см. в ст. Карл Великий ). Этот полулегендарный акт до наст. времени не имеет однозначного объяснения. По-видимому, смысл этого поступка был не вполне ясен уже современникам О.: так, автор Хильдесхаймских анналов рассматривал это как кощунственное деяние, разорение гробницы, Господней карой за к-рое стала последовавшая вскоре смерть юного императора (Annales Hildesheimenses. 1878. P. 28). Вероятно, гробница была открыта в рамках подготовки к задуманной О. канонизации Карла Великого и, возможно, к созданию в Ахене епископской кафедры. О. или историографы, описавшие это событие, могли ориентироваться на свидетельства античных авторов Лукана и Светония о проникновении рим. императоров Цезаря (100-44 гг. до Р. Х.) и Августа Октавиана (31 г. до Р. Х.- 14 г. по Р. Х.) в гробницу царя Александра Великого (336-327 гг. до Р. Х.), а также на сообщение Светония о том, что рим. имп. Калигула (37-41 гг. по Р. Х.) носил панцирь Александра, добытый в его гробнице ( G ö rich. 1998. S. 381-430). Летом 1000 г. из Ахена О. вновь отправился в Рим. В правление О. продолжалось распространение христианства и влияния католич. Церкви на восток. Благодаря деятельности еп. Адальберта Пражского, способствовавшего христианизации венг. земель, а также при посредничестве кн. Болеслава I упрочились отношения О. с венг. кн. св. Стефаном I (997-1038, король с 1000/01). В 1000 г. папа Римский Сильвестр II одобрил создание архиеп-ства с кафедрой в венг. г. Гране (ныне Эстергом) и королевскую коронацию Стефана I. Коронационную церемонию провел Астрик - 1-й архиеп. Грана († 1037), который лично доставил из Рима коронационный венец (впосл. стал именоваться короной св. Стефана). В 1001 г. против императора выступили жители г. Тиволи (близ Рима). Этот мятеж был подавлен, но спустя неск.

http://pravenc.ru/text/2581743.html

Лит.: Melchisedek ( tef nescu), ep. Lipovenismul adic schismaticii sau rscolnicii i ereticii ruseti: Dupa autori rui i izvoare naionale române. Bucur., 1871; Pl tic M. Cultul cretin de rit vechi//BOR. 1960. An. 78. N 9/10. P. 939-954; Ipatiov F. Ruii lipoveni din România: Studiu de geografie uman. Cluj-Napoca, 2001; Варварич Л. Буковинское старообрядчество в период румын. владычества 1918-1950 гг., 1941-1944 гг.//Липоване. Од., 2008. Вып. 5. С. 103-108; Магола А. А. Деятельность владыки Иннокентия Усова в «богоспасаемом Румынском королевстве»//Там же. С. 93-102; Федорова А. И. Взаимоотношения власти и Правосл. Церкви Румынии со старообрядцами Бессарабии, 1918-1944//Там же. 2013. Вып. 10. С. 105-114; Tudose P. Ruii lipoveni din România: Istorie i actualitate. Bucur., 2015; Гаврюшина Л. К. Старообрядческие села Румынии: Жизнь поколений и судьба традиций//Слав. мир в третьем тысячелетии. 2018. 3/4. С. 160-173; Motora A. Relaie i dialog între Biserica Ortodox Român i Biserica Ortodox de Rit Vechi din România//Altarul Reintregirii. Alba Iulia, 2019. An. 24. N 2. P. 89-102. Электр. ресурсы: www.borv.ro (офиц. сайт ДСЦР); Пригарин А. А. Старообрядчество в Румынии: Краткий очерк истории и характ-ка совр. В. В. Боченков, Э. П. Ц. Армянская Апостольская Церковь Румынии (румын. Biserica Armean din România; также - Румынская архиепископия Армянской Апостольской Церкви). Появление армян на территории совр. Р. относят к I тыс. по Р. Х., оно было обусловлено проходившими здесь торговыми путями, благодаря к-рым развивались экономические отношения между Сев.-Зап. Причерноморьем и Центр. Европой. Также в нек-рых визант. хрониках (Себеоса и др.) есть упоминание о насильственном переселении армян в Трансильванию, осуществленном при визант. императорах Маврикии (582-602), Фоке (602-610), Константине V (741-775) и Василии II Болгаробойце (976-1025) ( Степанос Таронеци. 1885. С. 201; Strzygowzki. 1918. P. 736). Наиболее древним свидетельством арм. поселений на румын. землях является могильный камень 967 г., найденный близ арм. церкви в ходе раскопок в Четатя-Албэ (ныне Белгород-Днестровский, Украина) и содержащий арм. надписи. В венг. хрониках (Яноша Туроци, Шимона из Кезы) сохранились сведения о том, что во времена правления в Венгерском королевстве вел. кн. Гезы (972-997) и кор. Стефана I Великого (1000/01-1038) представители мн. народов осели в Трансильвании и получили привилегии; среди них были армяне, к-рые основали здесь свою колонию. Арм. историк Христ Лукаци, опираясь на сведения арм. историка VIII в. Гевонда, писал, что армяне и хазары появились в Трансильвании в VIII в. (Historia Armenorum Transsilvaniae. 1859. P. 9, 12). Крупные арм. общины существовали в трансильванских городах Брашов, Сибиу, Бистрица, Герла, Думбрэвени, Георгени, Фрумоаса, Реметя, Шимлеул-Чукулуй, Деж, Клуж (ныне Клуж-Напока), Турда.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Неожиданно для всех новой пассией Роберта стала графиня Анжуйская Берта, в которую он влюбился с первого взгляда во время совершения Таинства Крещения ее пятого ребенка. Дождавшись, когда его возлюбленная овдовела, он предложил ей свои руку и сердце и не был отвергнут. Теперь эта тема неожиданно стала предметом политических баталий между королем Франции и императором. По требованию императора папа Григорий V (996–999), этнический немец, поставленный Оттоном III на Римский престол, признал новый брак короля недействительным; Роберт не подчинился Святому престолу, за что в 998 г. был отлучен от Церкви. Дошло до того, что при содействии папы Сильвестра II, во всем разделявшего взгляды своего ученика, Оттон III созвал в 999 г. в Риме Собор, на котором вновь рассмотрел брачное дело Роберта II Благочестивого. Французу вменялось в вину то, что он находится с супругой Бертой Бургундской в кровнородственной связи, а потому обязан расторгнуть брак и в течение 7 лет нести заслуженную церковную епитимию 694 . Нюанс заключался в том, что Сильвестр II до своего понтификата именовался Гербертом Орильякским, был замечательным ученым, а Роберт являлся его учеником. Как, впрочем, и Оттон III. Завершая рассказ об этом удивительном монархе, скажем, что в конце концов он был вынужден расстаться и с Бертой, которая в силу неведомых причин также не смогла родить от него ребенка. Лишь брак с Констанцией, дочерью Арльского графа Гийома I (955–993), дал Капетингам четырех сыновей и дочь 695 . Как и его дед, Оттон III широко практиковал назначение на итальянские кафедры этнических немцев, а также активно поддерживал духовных лиц в их конфликтах со светскими князьями. Провозгласив эпоху возрождения Римской империи, Оттон III определил Италию своим постоянным местом проживания, изредка покидая ее для войны со славянами. В ходе одной их таких войн (999–1000 гг.) на обратном пути германец заехал в Польшу, которую относил к полунезависимым союзникам, наделил Польского короля Болеслава Храброго (992–1025) титулом патриция, подарил тому золотой обруч для предстоящей коронации и предоставил льготы по уплате дани. Аналогично вел себя Западный император и с Венгерским королем Иштваном I Святым (997–1038), которому в 1001 г., во время возвращения из очередного похода, подарил титул «король» и утвердил самостоятельное архиепископство для Венгрии в городе Гране. Заехав наконец-то в Германию, император повел себя в высшей степени оригинально: он приказал разрыть гробницу Карла Великого, снял с трупа золотой крест, золотые одежды и... надел на себя. Теперь Оттон III считал себя «настоящим» императором 696 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Славянских священников выгоняли из домов, лишали имущества, сажали в темницы, мучили, вынуждали отрекаться от восточных обрядов. Ближайших учеников Св. Мефодия – Горазда, Климента и других после восьмидесяти дневных истязаний в тюрьме, в сопровождения солдат, вывели за границу, и прогнали за Дунай разными дорогами (они нашли себе приют и покровительство в православной Болгарии). Но и после изгнания учеников Св. Мефодия, немцам не удалось скоро истребить здесь следы его проповеди. Сам Вихинг – враг православия и славянства – скоро был изгнан из Моравии. В Моравии и Паннонии продолжало держаться славянское богослужение с восточными обрядами и славянскою иерархией. Но в начале X столетия моравские и паннонские славяне потеряли свою политическую самостоятельность. Большая часта их стран, за исключением северных областей, отошедших к Богемии, были завоеваны венграми – воинственным народом чудского племени, пришедшим с Востока. Венгры, в то время, были язычники; но, поселившись между православными славянами, они и сами скоро стали поддаваться влиянию православия. Первые князья венгерские – Гюлай, Бульчи, Гейза (около половины X века) приняли христианство от Восточной Церкви. Напротив, проповедников латинских они старались не допускать в свои владения, подозревая в них шпионов германского правительства. Сближение венгров с немцами и с латинством началось со времени первого венгерского Короля Св. Стефана (царствовал с 997 до 1038 года), который женился на дочери германского Императора Генриха II – Гизели. Гизель была ревностная католичка; вместе с нею пришло в страну много латинских священников, и она всячески, при помощи интриг и преступлений, старалась, чтобы престол венгерский после Стефана был занят приверженцем католицизма. Но когда, по ее интригам, владетелем Венгрии был провозглашен племянник Стефана, сын венецианского дожа – Петр, и с ним еще пришли в страну итальянские священники, венгры взбунтовались, убили князя Петра, прогнали латинских священников, и возвели на престол православного князя Андрее (1046 г.), взяв с него клятву, что он не будет стеснять их в отправлении прежних обрядов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Это – соборное постановление патриарха Сисиния, составленное в 997 году. Им запрещаются браки между двумя братьями и двоюродными сестрами, то есть, в 6-й степени свойства. По-гречески „свиток» оглавляется: Τμος Σισννιου πατραρχου περ το μ λαμβνειν δο δελφος ξδελφας δο 215 . к) Того же собора. Восхоте некто 258 . Этою статьею допускается брак в 7-й степени двухродного свойства. Греческое происхождение ее не подлежит сомнению; но греческого подлинника ее не встречается в печатных сборниках законодательства константинопольской церкви. л) Писание патриарха изложено от Иоанна книгохранителя Ионополита о поемшем вторую брата чада своея матере и о подобнем, дати ему запрещение 258 . По-гречески: Πιττκιον πατριαρχικν, κτεϑν παρ ωννου χαρτοφλακος, το ωνοπολου, περ το τ δισεξαδλφ τς δας μητρς σοναφϑντος, κα τν φειλντων δοϑναι οτ πιτιμων 216 . Это – патриаршее определение об оставлении брака, заключенного одним лицом с троюродною сестрою его матери (7-я степень свойства), без расторжения, но с наложением на бракосочетавшихся эпитимии. Определение принадлежит неизвестному патриарху; по времени происхождения относится 217 к XI веку (1043–1156 гг.). м) О некоем сочетавшем своему сыну дщерь некоего, под властию сущу, без воли отца ея 218 . Это синодальное определение патриарха Алексия (1025–1043), изданное в 1038 году и печатаемое 219 под греческим заглавием: Περ τινς ρμοσαμνου τ δφ υ πρς γμον ϑυγατρα τινς πεξουσαν, πορ γνμην το πατρς υτς. Определением этим разъясняется значение воли родителей в отношении к действительности и законности брака детей. н) О техже возбраненных брацех. Председящу Алексию преосвященному 220 . Это – судебное решение патриарха Алексея – Περ γμου το ζ βαϑμο, 221 , в том смысле, что брак в седьмой степени кровного родства не дозволителен, но, по заключении, не подлежит расторжению или признанию недействительным. о) О иныя главы 222 . Под этим заглавием в кормчих книгах помещается отрывок или начало сочинения, так надписываемого в греческих сборниках церковного права: Δημητρου Συγκλλου, μητροπολτου Κυζκου, μελτη περ κωλυμτων γρων 223 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010