Отсюда и οκουμενικς уже латинского universalis. Но если οκουμνη понимать так, то, как заметил еще Бароний и как думает Гергенрётер, по-видимому 1033 , получается абсурд: вселенским в таком случае может и имеет право называться каждый епископ. Но это только по-видимому. Не расширяя своего этимологического значения в языке патристическом, слово οκουμενηκς расширило свой смысл в этом языке в другом направлении: оно получило значение переносное, техническое, стало почетным титулом, указывающим на христианское и именно православное направление лица, к которому оно прилагалось. Довольно точное содержание для этого титула в его новом употреблении указано в приведенных выше словах блаж. Феодорита. В этом смысле назван Иоанн Златоуст «вселенским» учителем со стороны императора Феодосия младшего. 1034 С таким же значением этот титул прилагается к Диоскору в 449 году в словах Олимпия Эвазского: «вселенский архиепископ великого города Александрии» 1035 , и несколько раз к папе Льву Великому на Халкидонском соборе 1036 . И только при таком толковании его становятся понятными многие факты, которые уже указаны выше в речи об употреблении этого титула в царствовании Юстиниана, и с которыми мы встречаемся при чтении переписки Григория Великого по поводу принятия его Иоанном Постником . Замечательно именно то, что все лица, которым всего лучше было знать настоящее положение дела и всего удобнее правильно истолковать титул «вселенский», или остались равнодушными к беспокойству Григория или же большею частью прямо высказались против него, как человека, поднявшего тревогу без всякого уважительного повода. По словам самого Григория император Маврикий «слушал и поддерживал» Постника и напротив «не внимал и даже гневался» на него Григория 1037 ; «не вразумлял гордеца», а приглашал папу «примириться с своим братом и сослужителем Иоанном», «отклоняя его, Григория, от намерения защитить истину евангелия и канонов, смирения и прямоты» 1038 и «связывая его противодействие путами царской власти» 1039 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

В правление О. получили распространение идеи о необходимости установления большей строгости и аскезы в мон-рях. Этому способствовало развитие монастырских реформ в Клюни (см. Клюнийская реформа ) и Горце . О. находился под влиянием аббата Клюни св. Одилона († 1048/49) и видного деятеля клюнийской реформы Аббона из Флёри († 1004). Проводником реформы в аббатстве Горце стал Готхард Хильдесхаймский († 1038), с 996 г. он был аббатом монастыря в Нидеральтайхе, а в 1001 г. на недолгий срок по инициативе герц. Генриха Баварского также и в Тегернзе; впосл. его реформаторские начинания распространились и на мон-ри в Херсфельде и Кремсмюнстере. В Италии О. покровительствовал подвижникам, ориентировавшимся в т. ч. на греч. монашескую традицию. Греко-латинский мон-рь святых Бонифация и Алексия на Авентине стал важным центром почитания Адальберта Пражского. Прп. Нил Россанский, приближенный О., вскоре после смерти императора, в 1004 г., основал мон-рь Гроттаферрата , в к-ром совмещались лат. и греч. монашеские традиции. Еще один духовный авторитет О.- св. Ромуальд, к-рого император ок. 1001 г. назначил аббатом мон-ря Сант-Аполлинаре-ин-Классе, основал конгрегацию камальдулов, чей устав предписывал суровые аскетические практики, строгие посты, обеты молчания и умерщвление плоти. Для правления О. были характерны усиление епископата по сравнению со светской знатью, вовлеченность высших церковных иерархов в политику, в т. ч. их участие в военных кампаниях. Так, напр., решающую роль в подавлении мятежа в Тиволи в 1001 г. агиограф Тангмар приписывал не О., а еп. Бернварду Хильдесхаймскому ( Thangmar. 1841. P. 768-770). Траурный кортеж, доставлявший тело усопшего О. из Италии в герм. часть империи, возглавил архиеп. Гериберт Кёльнский, вскоре вступивший в противостояние с архиеп. Виллигизом Майнцским по поводу кандидатуры следующего короля: представители высшей церковной иерархии продолжили влиять на судьбу гос-ва и после смерти О. В период регентства и в первые годы самостоятельного правления О.

http://pravenc.ru/text/2581743.html

1038 Не сумевший разубедить его Дорофей воззвал к Георгию, сумевшему переубедить Антония, который с этого времени стал его (Георгия) учеником и келейником. 1039 Именно ему мы обязаны Житием святого, написанным примерно через двадцать лет после этого, когда патриархом был Модест (то есть в 631 году), а Дорофей стал хранителем Честнаго Креста Господня. 1040 Несмотря на достоверность повествования, оно не может быть признано подлинно историчным подобно писаниям Кирилла Скифопольского . Однако Антоний уделяет большее внимание духовной жизни своего отца, приоткрывая ее и нам. Свидетельство его обладает очень большою ценностью, поскольку это поколение изведало не только безопасную жизнь в ромейской империи, но и пережило ее уничтожение персами. Основными грехами этого поколения ему видятся гордыня, проявляющаяся, прежде всего, в αφοβα забвении страха Божиего, в «лжеименном мудровании» и в осуждении ближнего. 1041 Любовь и почитание Бога и нашего ближнего идут здесь рука об руку. Тот мир нисколько не страдал неуважительным отношением к православной догматике, и потому нам особенно отрадно читать приводимые им слова учителя: «Скажу вам, братья, нет ни эллина, ни иудея, ни самарянина (there is not a Greek, or a Jew, or a Samaritan), который обладал бы подлинным благочестием и добротою и при этом не был бы любим Богом и благоугоден Богу и человеку». 1042 Иерусалим оставался высочайшею из вершин, к которой стекались многие народы. В последние годы царствования императора Маврикия между Византийской и Персидской империями установился мир, что, помимо прочего, порождало ощущение безопасности. Церкви и монастыри множились, украшались и богатели благодаря притоку паломников со всех концов христианского мира. В этом отношении характерной фигурой представляется Авраамий, который пришел сюда из своей константинопольской обители, обнаружил на Елеонской горе «византийцев» и стал впоследствии настоятелем юстиниановой «Новой» церкви Пресвятой Богородицы и, наконец, архиепископом Эфесским.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

1796 Стандартное объяснение конфликта; и короля Петера изгнали, потому что он «бесчинствовал»; и его преемником Шамуэлем венгры были недовольны, потому что он «бесчинствовал». Очевидно, венгерская историческая традиция не знала реальных причин происходившего. 1797 Ласло был сыном Михая (Михаила), брата князя Гезы, отца короля Иштвана I: таким образом, сыновья Михая – Васой (Василий) и Ласло (Владислав) – приходились Иштвану двоюродными братьями. По генеалогии, отразившейся как у Шимона, так и в «Хроникальном своде», король Эндре I и его братья были сыновьями Ласло, но современная наука поддерживает другую венгерскую генеалогическую традицию (которую знает и Шимон, но отвергает ее как неверную) – о происхождении Эндре и братьев от Васоя. Выше (в гл. 44) Шимон сообщил, что Эндре, Бела и Левенте бежали по совету Иштвана I в Чехию. 1799 Таким образом, Бела (будущий венгерский король Бела I) оказывался свояком киевскому князю Изяславу Ярославичу: оба они были женаты на сестрах польского князя Казимира I, сына Мешка II. Хронология этого и последующих событий в историографии спорна. Наиболее удовлетворительно выглядят следующие датировки: изгнания венгерских принцев в Чехию – между 1032 и 1038 гг., прибытия в Польшу – конец 1042 г. или несколько позднее, участие Белы в войне против поморян (против князя Се(мо)мысла) – 1042/3 г., отъезд Эндре и Левенте на Русь – 1044/5 г. Следовательно, дело происходило в правление в Польше не Мешка II, а Казимира I, тогда как имя Мешка возникло в венгерской традиции задним числом на основе знания, что Бела был женат на его дочери (Назаренко 2005б. С. 167–175). 1800 Слов «из-за короля Петера» нет в соответствующем рассказе «Венгерского хроникального свода» 63/2), но в свете реконструируемой хронологии событий они выглядят правдоподобными. На Волыни, во Владимире, тогда наместничал кто-то из старших сыновей киевского князя Ярослава Мудрого: Изяслав или Святослав. 1801 Говоря о половцах в южнорусской степи в 1040-е гг., венгерская историческая традиция (не только Шимон Кезаи) снова (ср. фрагмент 1) допускает анахронизм: речь, конечно, должна идти о печенегах. Читать далее Источник: Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия/Под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой и А.В. Подосинова. Том IV: Западноевропейские источники. Сост. пер. и коммент. А.В. Назаренко. — М: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. — 512 с. ISBN 978-5-91244-013-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

II перед Богоматерью ваза с цветами; архангел также с цветком в руке; вверху Св. Дух и десница Божия. Очень хорошо выполнено благовещение по этому переводу во фресках Анжелико да Фьезоле (XV в.) во флорентинской галерее Св. Марка: спокойна и величественна Богоматерь со сложенными на груди руками, прекрасна фигура архангела, склоняющегося перед Богоматерью. Не позднее XI-XII вв. появляется в западной иконографии благовещение с книгой. Таковы – фреска в церкви S. Sepolcro в Барлетте 426  и особенно мозаика в алтарной апсиде римской церкви Марии за Тибром: Богоматерь в золотой тунике и голубой верхней одежде сидит на троне в роскошных палатах; правая рука ее приложена к груди, в левой – закрытая книга; перед ней ваза с цветами. Архангел в голубой тунике и темно-лиловом иматии; с разноцветными крыльями. Обе фигуры имеют византийский характер. Вверху небо, в котором видно бюстовое изображение Бога Отца в типе Иисуса Христа с темной бородой 427 ; от Него в снопе лучей летит к Богоматери Св. Дух. В дополнение к этому на алтарных столпах помещены пророки со свитками: Исаия (ессе virgo concipiet et pariet filium) u Uepeмuя (? Christus Dominus captus in peccatis nostris). В памятниках XIV u XV вв. перевод этот занимает господствующее положение: иногда является он в формах очень несложных, как, например, на запрестольном образе XIV в. в ватиканской библиотеке рукописей и на триптихе христианского музея в Ватикане 1400 г. В картине Анжелико да Фьезоле во флорентинской галерее Св. Марка архангел стоит на коленях перед Богоматерью. На картине Бенвенуто Феррарского во флорентийской галерее Уффици 1038 архангел в танцевальной позе, а Богоматерь на коленях с жеманностью поворачивает лицо в сторону. Леонардо да Винчи на своей картине благовещения (там же, 1288) изобразил роскошный ландшафт и, по обычаю своего времени, поставил ангела на колени перед Богоматерью (ср. там же картину Боттичелли 1316). В мозаическом изображении благовещения Давида Хирландайо (XV в.) над входом в портик флорентинской церкви S.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

По сказанию Предания, св. Лука проповедал веру Христову и в Греции. В Солуни он поставлен был епископом сего города Македонии 1029 . Св. Златоуст пишет об ап. Луке, что он удостоен был рукоположения. Ибо ап. Павел свидетельствует о нем, что он освящен χειροτονηθες от Церквей с нами ходити, со благодатию сею, служимою нами ( 2Кор.8:19 ) 1030 . Совершая служение апостола, евангелиста и епископа, врачуя души людей, св. Лука врачевал и телесные недуги: св. ап. Павел называет его врачом ( Кол.4:14 ). По свидетельству Предания, св. Лука занимался и живописью: им написаны иконы Божией Матери, которым Она сообщила особенную благодать, и иконы св. ап. Петра и Павла 1031 . Истину своего благовестия Лука запечатлел мученическою смертью за Иисуса Христа, по мнению иных – в Ефесе, где и погребен 1032 . По иному же сказанию, св. Лука окончил свои апостольские труды в городе Фивах 1033 или Патрах, городе Ахаии, около 84 лет от рождения 1034 , был повешен, по недостатку креста, на оливковом дереве 1035 . Тело его при императоре Констанции в 360 году перенесено из Ахаии в Константинополь, в церковь Петра и Павла, вместе с мощами ап. Андрея и Тимофея 1036 . Филосторгий пишет о перенесении мощей св. ев. Луки: «Когда приплыли люди, везшие гроб, в котором лежал Лука, и когда этот гроб несли с моря во храм, Анатолий евнух с усердием подошел и, сколько было в нем сил (он был болен), помогал несущим. В это время вдруг прекратилась его болезнь» 1037 . В веке о праздновании ап. и ев. Луке свидетельствует св. Григорий Назианзин в 1-м слове своем против Юлиана. В V веке Анатолий Константинопольский, Лев Магистр написали некоторые песнопения в честь ев. Луки, возносимые ныне Прав. Церковью в день его памяти. Церковь в своих песнопениях, между прочим, прославляет св. Луку как евангелиста и писателя Деяний апостольских и как врача 1038 . Паримии и Евангелие утреннее в день св. ап. и ев. Луки Церковь произносит те же, какие и в день св. ев. Матфея; на литургии чтением Апостола воспоминает о возлюбленных сотрудниках ап. Павла, между коими был и св. Лука ( Кол.4:5–9, 14:18 ); а Евангелие читается то же, что в день св. ап. Иакова Алфеева, 9 октября. Дни св. евангелиста Иоанна Богослова

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

1033 Одним из проводников западноевропейской стилистики в православном церковном искусстве XVII века, в частности зооморфного декора, была, например, Чипровская ювелирная школа в Болгарии, производившая кресты, жезлы владык и др. См.: Сатиров И. Чипровската златарска школа. София. 1984. С. 22. 1036 Успенский Ф. И. Археологические памятники Сирии//Известия Русского Археологического института в Константинополе. Т. VII. Вып. 2–3. София. 1902. Табл. 20 21. С. 137. 1037 Беляев Л. А. Русское средневековое надгробие. М., 1996. С. 122 со ссылкой на: Rendeo J. Simbolika stapa na steccima//Hrvatski planinar. T. 39. Zagreb. 1943. P. 61–68. 1038 Рукоять западного посоха могла также завершаться трилистником, что также имело символику жезла Моисея и Аарона («прозябший» жезл). 1039 По Симеону Солунскому «рожки» на жезле епископа означают его власть «прого­нять людей зверовидных и губительных. А над теми рукоятями Крест Христов означает победу». Цит. по: Архиеп. Вениамин. Новая Скрижаль. Репринт. М., 1992. Т. 1. Ч. II. С. 145. 1041 Чернецов А. В. К изучению эволюции архиерейского посоха и его символике (так называемый посох Никиты Новгородского)//СА. 1991. 3. 1042 Залесская В. Н. Афонские резные кресты и образки (по материалам собрания Эрмитажа)//ВВ. Т. 54. М., 1993. С. 140. 1043 Бестиарий (от лат. bestia «зверь») – средневековый сборник зоологических статей (с иллюстрациями), в которых подробно описывались различные животные в прозе и стихах, главным образом, с аллегорическими и нравоучительными целями. – прим. эл. ред. 1053 Никон, патриарх Московский. Грамота о Крестном монастыре 24 июня 4°. Строк 16. Шрифт: 85 мм. 44 с. 2 гравюры кресты. Орнамент; инициал; заставка 1. Подробное описание книги см.: Зернова А. С. Книги Кирилловской печати, изданные в Москве в XVI–XVII веках: Сводный каталог. М., 1958. 267; Московские кирилловские издания в собраниях РГАДА. Каталог. Вып. 3. 1651–1675. М.: Индрик. 2003. 29. В дальнейшем Грамота цитируется по этому изданию: листы проставляются в тексте в круглых скобках.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Получал последовательно титулы протоспафария, патрикия и магистра, имел крупные земельные владения в Малой Азии. В 1037 г. был назначен стратигом фемы Лонгивардия, в 1038–1039 гг. вместе с союзниками из лангобардов и норманнов отвоевал Сицилию у мусульман, но в результате интриг командующего флотом Стефана, мужа сестры Михаила IV (1034–1041 гг.), был отозван с острова и попал в заключение. В 1042 г. возвращен в южную Италию, где сражался с норманнами и провозгласил себя василевсом. Переправившись на противоположный берег Адриатики, поднял восстание среди албанцев и славян, распространившееся на Македонию. Пытаясь угрожать Фессалонике, в двух переходах от нее разбил правительственные войска Константина Мономаха (1042–1055 гг.), но сам, раненный, попал в плен и был обезглавлен. После его гибели энергичные вожди норманнов постепенно вытеснили силы Византии из фем Апулии и Лангобардии. Георгий Монах – см.: Георгий Амартол. Георгий Пахимер (1242–1310 гг.) – крупный чиновник, дикайофилак, служащий Патриаршей церкви, поздневизантийский интеллектуал, ученый- энциклопедист, философ и историк, сочинение которого, написанное незадолго до смерти в 1308 г., охватывает события от 1255 до 1308 гг. и является продолжением Георгия Акрополита, чьим учеником был автор. Особенно подробно описывает правление автократоров Никейской империи и Михаила VIII Палеолога (1259–1282 гг.), обнаруживая удивительную осведомленность в «общественном мнении» Империи, трезвую оценку причин неудач византийцев. Известен также как автор «Квадривия», учебника по математической четверице (арифметике, геометрии, астрономии и музыке), созданного около 1300 г. См.: историки Византии. Георгий Писида – поэт первой трети VII в., диакон Великой церкви в Константинополе, в стихах описал походы василевса Ираклия (610–641 гг.) против персов, аваро-славянскую осаду столицы в 626 г., а также сочинял богословские поэмы. В его творчестве особенно ярко отразился переход от античной к византийской поэзии. См.: историки Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мф. 12:28. 1008 Гал. 5:22. 1009 Василий Великий, Против Евномия, 5 — PG 29, 772С. 1010 100 Максим Исповедник, Главы богословские, 3, 38 — PG 90,1276ВС. 1011 Пс. 18:10. 1012 Максим Исповедник. Главы богословские, 1, 69 — PG 90, 1208В. Ср.: К Фалассию — PG 90, 289В. 1013 103 Пс. 18:10. 1014 Ис. 11:3. 1015 1 Ин. 14:18. 1016 Ис. 11:3. 1017 Кол. 2:9. 1018 Ис 11:3. 1019 Лк 5:22. 1020 1 Кор. 14:25. 1021 Против Евномия 5 — PG 29, 772С. 1022 Зах. 4:10. 1023 Откр. 1:4–5. 1024 Рим. 8:15. 1025 Ин. 14:17. 1026 2 Кор. 3:17. 1027 Ис. 11:2, 3. 1028 Григорий Богослов, Слово 31, 29 — Barbel 268/PG 36, 165С. Ср.: Слово 41, 9 — PG 36, 441С. 1029 1 Кор. 12:10. 1030 Ср.: Иоанн Златоуст, Беседа 29 на 1 Кор., 4 — PG 61, 245. 1031 На самом деле этот отрывок принадлежит Григорию Нисскому: Григорий Нисский, In sextum Psalmum — McDonough, J. (ed.), Gregorii Nysseni opera, vol. 5, Leiden, 1962, p. 189–190. 1032 Рим. 8:15. 1033 Гал. 4:6. 1034 Афанасий Александрийский, Письмо 1 к Серапиону, 25 — PG 26, 589А. 1035 Василий Великий, О Святом Духе, 26, 63 — Bruche 230/PG 32,184С. 1036 Исх. 8:15; Лк. 11:20. 1037 Гал. 5:22. 1038 Зах. 3:9. 1039 Ин. 14:17; 16:13. 1040 Рим. 8:15. 1041 Лк. 11:20. 1042 Исх. 8:15. 1043 Ис. 11:2–3. 1044 Зах. 3:9. 1045 Рим. 8:15. 1046 Василий Великий, Против Евномия, 5 — PG 29, 772С. 1047 Ис 11, 2. 1048 К Фалассию 29 — ΡG 90,365А. 1049 Ср.: Кол. 1:19; 2:9. 1050 Буквально: «сотворить сына» (υν ποισαι); Ср.: вульгарное русское выражение «сделать ребенка». 1051 Иов. 1:2. 1052 Быт. 48:5. 1053 Таких слов в Писании не находим. 1054 Ис. 38:19. 1055 Употребляется глагол «γγνομαι», имеющий, среди прочего, значение «делаться», в доказательство того, что данным глаголом не всегда подразумевается акт творения, приводящий из небытия в бытие, но также и рождение по природе, равно как и глаголом «ποιεω» — «творить» или «делать». 1056 Рим. 1:28. 1057 Быт. 18:25. 1058 Еккл. 12:14. 1059 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 6 — PG 75, 77C. 1060 Ср.: 2 Тим. 3:12. 1061

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

1032. О священстве. 1857. (там же. III. 225248). Святейшего Геннадия, Патриарха Константинопольского †1460 1033. Исповедание Православной Веры Христианской. 1828. XXIX. 3. Святейшего Иеремии, Патриарха Константинопольского †1543 1034. Ответ лютеранам о том, что в Церкви вместе с добрыми есть и непотребные; также о покаянии и о употреблении Таинств. 1842. I. 232. 242. 352. 1035. Ответ лютеранам о монашеской жизни. 1842. II. 56. 1036. Ответ лютеранам о свободном произволении. 1842. III. 63. 1037. Ответ лютеранам. 1844. III. 78. IV. 230. 1845. III. 201. 345. Святейшего Иова, патриарха Всероссийского †1607 1038. Послание к грузинскому митрополиту Николаю. С предисловием и примечаниями Н. И. Барсова . 1869. II. 859. Святейшего Адриана, Патриарха Всероссийского †1700 1039. Воззвание к православным Христианам по случаю издания в свет в славянском переводе книги: Православное исповедание Кафолической Апостольской церкви Восточной. 1843. IV. 376. Св. Димитрия Ростовского †1709 1040. О святой Вере и Церкви вообще. 1842. IV. 311. 1041. О Боге я Его свойствах. 1842. IV. 320. 1042. Об общих действиях Божиих в мире – творении и Промысле. 1842. IV. 537. 1043. О Боге как Спасителе человеческого рода. 1842. IV. 382. 1044. О Божием домостроительстве человеческого спасения. 1842. IV. 420. 1045. Канон преп. Антонию и Феодосию Печерским . 1859. I. 427. 1046. Слово в день св. Великомученицы Екатерины. 1844. IV. 40. Митрофана Критопула, Патриарха Александрийского †ок. 1640 1047. О творении. 1846. II. 346. 1048. О Божием о нас домостроительстве. 1846. II. 357. 1049. О предопределении. 1846. II. 370. 1050. О заповедях и добрых делах. 1846. II. 380. 1051. О Св. церкви. 1846. II. 485. Паисия, Патриарха Константинопольского 1052. Краткое изложение Божеств. литург. 1857. (В пис. Отц. и уч. церкви, отн. к истолк. прав. Бог. II. 427452). Святейших Патриархов Восточно-католической Церкви, Иеремии Константинопольского, Афанасия Антиохийского, Хрисана Иерусалимского 1723 1053. Послание о Православной Вере, состоящее в 18 членах. 1838. I. 56.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010