cat. 16,39.40.44). P olicronio, obispo de Apamea de Siria, era hermano de Teodoro de Mopsuestia. Teodoreto (Hist. eccl. 5,40,2) le alaba como excelente pastor de la iglesia de Apamea, que «gobernó con gran acierto, distinguiéndose por la gracia de su lenguaje y por la santidad de su vida.» Cuando Teodoreto escribió estas palabras (hacia el 428), Policronio vivía todavía, pero murió entes de que los obispos se reunieran en Efeso en junio del 431. Compuso comentarios a los libros del Antiguo Testamento y hay que colocarle entre los grandes exegetas de la escuela de Antioquía. Para los fragmentos aislados que se conocen por ahora, y que se refieren principalmente a Job, Daniel y Ezequiel, tenemos que depender de las catenae. Como algunos de sus fragmentos de exégesis sobre los dos últimos profetas se encuentran en la catenae de Juan Drungarius, es muy probable que los scholia anónimos sobre Jeremías que se encuentran también allí pertenezcan igualmente a nuestro autor. Esta es, al menos, la conclusión a que llegó Faulhaber. Sigue siendo objeto de duda la identificación que hiciera Dieu de la obra de Policronio con un comentario sobre Jeremías que se conserva bajo el nombre de San Juan Crisóstomo en el Cod. Ott. 7 s.XVI y en otros manuscritos y que fue publicado por primera vez en Lyón, en 1623, por M. Ghislerius (reimpreso en PG 64, 739–1038). Por pocos que sean los fragmentos que se conservan de las obras de Policronio, bastan para probar que, al igual que su hermano, era acérrimamente opuesto a la interpretación alegórica (sobre Ez 28,2), pero estaba bien pertrechado de conocimientos históricos, cronológicos y arqueológicos para explicar el sentido literal de las Escrituras. Su exposición acusa tendencias racionalizantes, en cuanto que repetidas veces trata de interpretar las profecías mesiánicas como alusiones a acontecimientos de un futuro próximo. Si tiene esto en común con su hermano, en cambio no coincide en absoluto con él en lo que se refiere a la canonicidad del libro de Job. Policronio la defiende con fuerza. Ninguna de las citas que poseemos muestra huella alguna de nestorianismo. Su interpretación del libro de Daniel resultó tener algunos puntos de coincidencia con la del filósofo neoplatónico Porfirio, lo cual dio lugar más tarde a ciertas críticas. San Juan Crisóstomo

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Бесспорные эпиграфические источники, подтверждающие это, обнаружены совсем недавно. На стене одной из церквей франц. г. Пона (ныне деп. Приморская Шаранта, к северу от Бордо) обнаружено кириллическое граффито, палеографически довольно определенно датируемое 1160-1180 гг.: «Ивано Ψло Зав(и)довиче ида ко святому Иякову» ( Гордин, Рождественская. 2016. С. 126-132). Пон и в самом деле расположен на одной из средневек. дорог (северной) к св. Иакову Компостельскому - на т. н. Турской дороге (via Turonensis) из Парижа через Тур, Пуатье, Бордо и далее через Пиренеи. Единичные реликвии 2-й пол. XIII-XIV в., относящиеся к культу св. Иакова в Сантьяго-де-Компостела и обнаруженные в Новгороде и Ст. Руссе ( Мусин. 2009. С. 252-254), позволяют предположить, что паломнические связи Новгорода в этом направлении сохранялись и позднее. Ко 2-й пол. XII - сер. XIII в. относится надпись из древнего провансальского аббатства св. Эгидия (совр. Сен-Жиль-дю-Гар, к западу от Арля): «Г(оспод)и помъзи рабоу свъемоу Сьмкъви Нинославичю» ( Brun e. a. 2014. C. 118). Названная церковь также лежит на дороге к св. Иакову - Тулузской (via Tolosana), однако с XI в., особенно после 1116 г., когда завершилось строительство большого храма-мощехранилища св. Эгидия, монастырь становится самостоятельным паломническим центром, так что Семко Нинославич мог попасть сюда и как паломник к св. Эгидию, особо почитавшемуся с нач. XI в. правившими династиями Польши и Венгрии, с к-рыми древнерус. княжеское семейство того времени состояло в тесных родственных связях. Эти новые данные позволяют всерьез отнестись к сообщению одного саксон. памятника (ок. 1135) - «Перенесения мощей св. Готхарда, еп. Хильдесхаймского» (1022-1038), в к-ром среди проч. чудес, имевших место вскоре после канонизации св. Готхарда в 1131 г., сообщается, что «некие паломники из Руси (quidam peregrinantes de Ruzia), шедшие к монастырю, посвященному блаженному Готхарду», среди к-рых был и священник, сумели по молитвам к святому одолеть напавших на них хорошо вооруженных разбойников (MGH.

http://pravenc.ru/text/2578754.html

Персы думают, говорит Геродот, что болезнь эта есть наказание за – преступление, совершаемое против религии солнца. В Зендавесте проказа считается созданием Аримана или Ангро-Майниуса »смерть приносящаго» (См. § 18 первого фаргарда Вендидад Заде). У Греков проказа считалась посланною Фебом, и прокаженный удалялся в пустыню, так как все, даже ближайшие родные, чуждались его. (Ссылка Кдарка на Эсхила и Аретея). Арабы, как говорит Буркхарт, не только не будут есть или пить с прокаженным или спать под одним с ним шатром, но даже не заключают браков с членом такого семейства, в котором известно, что появлялись случаи проказы. В Китае проказа обыкновенно называется наказанием за грех, и прокаженные исключаются из общества, как предмет отвращения и страха, что весьма часто заставляет их прибегать к самоубийству, так что между прокаженным Китая сложилась поговорка: «со смертию прокаженный очищается». Закон в Китае запрещает вступать в брав с членами семейства, в которых есть проказа но иногда браки заключаются между двумя прокаженными семействами. Точно также относятся к прокаженным Японцы, жители Мадагаскара и Ново-Зеландии (Ответы, данные лондонскому комитету прокаженных; ссылка Кларка). В Греции были известны некоторые виды елефантиазиса в IV веке до Р. Хр.; но в западной Европе она, по-видимому, была неизвестна до времени Помпея (65 л. до Р. Хр.), когда она была занесена из Египта, хотя не видно, чтобы она распространилась по Европе. Но в VIII стол, после Р. Хр., Кампиенский местный собор, постановил в 759 году, что проказа есть законное основание к разводу. 1038 Fleury; hist. ecclesiast, 1. 73) Но в особенности распространилась проказа во время и после Крестовых походов в XI и XII столетии. В это время возникают многочисленные дома прокаженных (leproseries), которые ведались (Migne) исключительно духовной властию. На третьем Латеранском Соборе, 1179, положено было, чтобы там, где прокаженные многочисленны, для них устраивались бы особенные церкви, с особым священником и кладбищем.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Минь. Т. X. С. 54 Творения Т. X. С. 57 1036. Раздоры в главном; согласие общее в маловажном Беседа VII . В самых странных нелепостях язычники соглашаются между собою, а в том, что представляли себе несколько здраво, хотя как бы в тени, разногласили друг с другом, и оказались в том и другом случае смешными... Видишь ли злоухищрение диавола? Когда он видел, что люди говорят нечто нечестивое, то устроял всеобщее в том согласие, а когда видел, что они утверждают нечто здравое, то возбуждал одних против других, – для того, чтобы нелепое, будучи утверждаемо общим согласием, не уничтожалось, а доброе, будучи понимаемо различно, истреблялось. Минь. Т. X. С. 60 Творения Т. X. С. 65, 66 1037. Знание христианское и светское Духовный востязует убо вся, а сам той ни от единаго востязуется (ср.: 1Кор. 2:15 )… Мы знаем и свое, и все то, что относится к неверным, а они нашего не знают. Мы знаем, каково свойство предметов настоящих и каково достоинство будущих, что будет с миром впоследствии, какое понесут наказание грешники и чем будут наслаждаться праведники; знаем, что блага настоящие не имеют никакого достоинства, и обличаем их ничтожность, – востязать значит вместе и обличать, – а будущие вечны и неизменны... А душевный не знает ничего такого. Минь. Т. X. С. 61 Творения Т. X. С. 67 1038. Состав христианского общества вначале – люди простые и люди высокие Но веровавшими, скажешь, были рабы, женщины, кормилицы, старухи и евнухи? Нет, не из таких только людей составилась наша Церковь , как известно всем; если бы и из таких, то это и делает особенно чудною проповедь, что рыбари, люди самые необразованные, могли внезапно убеждать к принятию такого учения, которого никак не мог изобрести Платон с своими последователями. Если бы они убеждали только мудрых, это еще не было бы удивительно; а если слуг, старух и евнухов они приводили к такому любомудрию, что делали их подобными ангелам, то в этом заключается величайшее доказательство их божественного вдохновения. Минь. Т. X. С. 66 Творения Т. X. С. 72

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

58. 1014 год Битва при Клейдионе. Цель – разгром противника и установление контроля над его территорией. Это была кульминация почти полувековой борьбы между византийским императором Василием II и болгарским императором Самуилом в конце 10-го и начале 11-го веков. Результатом стала решающая победа Византии. 59. 1018 Византийское завоевание Болгарии. Цель – разгром противника, полный захват Византией Западно-Болгарского царства. Царица Мария договорилась с византийским императором о выгодных условиях капитуляции. Все местные лорды были ассимилированы в византийском обществе. Болгария потеряла свою независимость и оставалась подвластной Византии до 1185 года. Упразднение автокефалии Болгарской Церкви, которая стала архиепископией с центром в Охриде. 60. 1021–1022 Походы Василия II против Грузии. Установление контроля в стратегических районах византийско-грузино-армянской пограничной полосы. В 1022 году Василий II в битве при Свиндахи одержал сокрушительную победу. Проигрывая на суше, и ожидая вторжения с моря, Георгий I запросил мира в 1023 году, и передал Василию II Тао-Кларджети, Кола, Ардахан и Джавахети, и отдал в заложники своего малолетнего сына Баграта. 61. 1027 Набег печенегов на Балканы. Завоевание территорий противника. Печенеги разбиты визант. полководцем Константином Диогеном. 62. 1030–1032 Война против мусульман в Сирии. Ликвидация мусульманского мipa. Император Роман III потерпел поражение, но Георгий Маниакес захватил Эдессу. 63. 1032–1036 Операции против возобновившихся мусульманских пиратских набегов. Византийский флот, включающий большой варяжский контингент, одерживает победу. Ликвидация мусульманского мipa, защита суверенитета и территориальной целостности. 64. 1038–1043 Кампании Георгия Маниакеса на Сицилии и в Южной Италии, до его собственного восстания против Константина IX. Ликвидация мусульманской угрозы. Частичное отвоевание Сицилии у арабов. Хотя арабы вскоре вернули остров, успехи Маниакеса там позже вдохновили норманнов на вторжение в Сицилию. Достижения Маниакеса на Сицилии были в значительной степени проигнорированы императором, и он восстал против Константина IX, после чего был убит в бою.

http://azbyka.ru/shemy/vizantijskie-vojn...

Головко А. Б. 58 Голубинский Е. Е. 20, 46, 90 Гомер, древнегреческий поэт (вероятно, VIII в. до н. э.) 202 Гонорий Августодунский (Отёнский), полигистор (перв. пол. XII в.) 88 Гораций Флакк Квинт, римский поэт (ум. в 27 г. до н. э.) 147, 147, 301 Горский А. А. 26–29 Гослен из Шони, участник французского посольства к киевскому кн. Ярославу Мудрому (сер. XI в.) 102 Готфрид (Жоффруа) V Плантагенет, гр. анжуйский, герц, нормандский (ум. в 1151 г.) VII Готье, еп. Мо (сер. XI в.) 102 «Градичанские (Опатовицкие) анналы» (сер. XII в.) 263 Григорий I Великий, п. римский (590–604) 53, 262 Григорий V (в миру – Бруно), п. римский (996–999) 163–164 Григорий VII, п. римский (1073–1085) 50, 111–113, 112, 157, 209 Григорий Турский , еп., франкский историограф (ум., вероятно, в 593/4 г.) 102 Гримольд, гражданин Регенсбурга (1170-е гг.) 275 Грот К. Я. 252, 263–264 Грушевс(ь)кий М. С. 46, 311 Гунхильд, ж. датского кор. Свена I Вилобородого 130 Гунхильд (Кунигунда), ж. германского кор. Генриха III, д. английского и датского кор. Кнута Могучего (ум. в 1038 г.) II, VII, 118, 230, 230 Гурк, воин венгерского кор. Гезы II 370 Гюнтер, гр. шварцбургский (посл. четв. XI в.) 231, 231, 233 Гюнтер, аб. херсфельдский (втор. пол. X в.) 109, 116 Давид, царь израильский (ум. в 965 г. до н. э.) 23 Давид, с. венгерского кор. Эндре I (ум. после 1091 г.) V, 357, 358 Давыд Игоревич, кн. волынский, затем дорогобужский (1099–1112) IXa, 176, 210, 360–361 Давыд Святославич, кн. черниговский (1097–1123) IXa, 339 Дагоме (?), христианское имя польского кн. Мешка I (см.) Дамиани Петр, см. Петр Дамиани Даниил Романович, кн. галицкий (1238–1264) IXb 325, 372, 372 Даниил, еп. пражский (1148–1167) 261, 265, 265 Дарий I, царь персидский (521/2–486 до н. э.) 306, 306 Дарий III, царь персидский (336–330 до н. э.) 307, 307 Даркевич В. П. 194 Даттон, один из предводителей антивизантийского восстания в Южной Италии (нач. XI в.) 165 Деди, мгр. нижнелужицкий (Саксонской восточной марки) (1046–1075) 120, 120 Дедон, гр. дитмаршенский (сер. XI в.) 339, 340

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это учительное послание продолжало традицию аналогичного жанра на Руси, положенную Ростовским архиепископом Вассианом (Рыло) еще в XV веке 1037 . «По чину эти церемонии повторяли подобные действия Митрополита Макария по поводу казанской победы» 1038 . Вскоре после кончины 31 декабря 1563 года Митрополита Макария в Москве состоялся Собор, который усвоил главе Русской Церкви право скреплять грамоты красным воском и носить белый клобук. Можно говорить, что возглавил этот важный Собор Новгородский архиепископ Пимен 1039 . Он же возглавил последовавшие вскоре выборы нового Предстоятеля Русской Церкви, а потом интронизацию Митрополита Афанасия 1040 . При Митрополите Афанасии на Руси началась опричнина. Царь покинул Москву и перебрался в Александрову слободу, из которой прислал затем послания. 3 января 1565 года Митрополит Афанасий послал к царю в Слободу архиепископа Пимена с Чудовским архимандритом Левкием. На праздник Богоявления Господня они служили в Слободе, а затем царь отпустил их назад в Москву 1041 . 28 июня 1566 года, после оставления Митрополитом Афанасием кафедры, в Москве проходил земский Собор по вопросу о продолжении Ливонской войны, духовенство на котором возглавил Новгородский архиепископ Пимен 1042 . 2 июля 1566 года был дан соборный отказ послам польского короля на заключение перемирия. Духовенство при этом возглавил архиепископ Пимен 1043 . А 25 июля он возглавил интронизацию нового Митрополита Филиппа 1044 . В результате этого настоятель одного из новгородских монастырей был поставлен во главе всей Русской Церкви, то есть соловецкий игумен превратился из подчиненного архиепископа Пимена – в начальствующего над ним. За семнадцать с лишним лет пребывания в Великом Новгороде архиепископ Пимен много сделал для преуспеяния вверенной ему епархии. Активная деятельность архиепископа обусловлена необходимостью борьбы с получившей распространение в то время ересью Феодосия Косого. Увеличение числа пожаров, когда горели храмы и иконы в них, связывается с деятельностью еретиков 1045 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

957 В правиле митрополита Ионна II (1080–1089) отмечено любопытное воззрение, – которое могло перейти к нашим предкам из Византии, но точно также могло образоваться и на Руси, – что благословение и венчание браков нужны только для князей и бояр, простые же люди могут довольствоваться при заключении браков «плясаньем и гуденьемъ и плесканьем» (Р. И. Б. VI, 16). На тоже самое воззрение указывается в «уставе белеческом» митрополита Георгия (Голубинский. II, 512). Обличение нецерковных способов заключения брака содержатся в правилах митрополитов Кирилла II и Максима, в посланиях Фотия к новгородцам и псковичам, Ионы к вятчанам, Симона в Пермь, новгородских архиепископов Макария и Феодосия в вотскую пятницу (Р. И. Б. VI, с. с. 99, 142, 272, 279, 437, 512–513; Ср. Неволин. I, с. с. 222–223, прим. 736. 962 П. С. 3. 14356. Проф. Павлов полагает даже, согласно с известями об этом указе, сообщаемыми в «Истории московского епархиального управления» Розанова, что и Указ 1775 г. не был обнародован в свое время и опубликован как закон только в Полном собрании законов (гл. 50 Кормчей книги, стр. 78, прим. 2). Что касается действующего права, см. ст. 25 и сл. части 1, т. X Свода законов гражданских. 963 В гл. 50-й Кормчей книги говорится, что если жених и невеста принадлежат к разным приходам, то оглашение должно быть сделано в обоих приходах. В указе 1775 г. не содержится этого предписания; однако, в последствии, статьей 26 ч.1 т. Х. свода законодательства гражданского данный проблем восполнен в смысле гл. 50 Кормчей книги. В последней, кроме того, еще требуется, чтобы оглашения делались в другой раз, если бы в течение двух месяцев, после того как состоялись первые три оглашения, брак почему-либо остался незаключенным. 967 См. ст. 28 ч. 1, т. Х Свода законов гражданских и т. IX закона о состоянии ст. 1034 и 1038. При браках членов императорской фамилии допускается представительство, т. е. вместо самих брачующихся могут присутствовать при обручении и браковенчании доверенные их лица: Указ Св. Синода от 9 сентября 1796 г. См. Систематизированный свод существующих законов. Общие дополнения к ч. 1 с. с. 86–87 и ст. 145 Основ законодательства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Эта же правда в частности, не смотря на некоторые препоны, ей поставленные в 1842 году, получила перевес над несправедливостью в царствование Николая и в отношении собственно к Филарету, при том в конце этого царствования даже более, чем в начале; а такое личное положение Филарета, как архипастыря, естественно, теми же светлыми чертами отражалось и на благосостоянии паствы и епархии его, не даром служившей образцом для других епархий во всех отношениях. В согласии с тем более светлыми, нежели мрачными чертами отличается и проповедническая деятельность Филарета за все это царствование и во всех рассмотренных отношениях, представляя собою таким образом, самый блестящий и обильный производительностью своею 1260 период во всей многолетней проповеднической деятельности святителя. И не даром при первой вести о кончине императора Николая Филарет написал: «Гласом силы возгреме Господь над Россией. Но мы, как спутники Павла к Дамаску, поражены слышанием гласа, и не разумеем, что он глаголет». 1261 Обратим взоры на следующее царствование, дабы уразуметь, «что он глаголет», и много ли лучшего принесло с собою новое царствование. 354 Это зависело от того, что каждое ведомство и министерство независимо одно от другого рассылало по своему округу извещения. 355 Эта речь была напечатала и отдельно и в Московских Ведомостях за 1825 год. Текст её можно читать в изданиях слов и речей митрополита Филарета 1835, 1844, 1848 и 1874 годов. 358 Собрание мнений и отзывов Филарета, III, 168–170. См. Сушков, Записки о жизни и времени Филарета, приложение, стр. 81–86. Срав. Журнал министерства народного просвещения за 1868 год, 1, Русская Старина, 1885, 7, стр. 5 и далее. 361 Сушков, указанное сочинение, стр. 199–200 В оправдание памятных записок графа Комаровского, зять последнего С. Д. Комовский, прочитав это сообщение в Записках Сушкова, сделал в Русском же Архиве за 1868 год, стр. 1038–1040 опровержение, в коем приводит данные в пользу мнимой справедливости воспоминания графа – своего тестя и снисходительно замечает, что «слабевшая с летами память» митрополита Филарета «могла невольно изменить ему», писавшему о событии значительное время спустя после совершения его, тогда как де записки графа Комаровского писаны лишь чрез пять лет после того же события.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Из приводимых в Житии св. Симеона данных известно, что эти события произошли на 16 лет позже одного обмена письмами между Н. С. и его наставником, т. е. не позже 1038 г., и что тогда Н. С. неожиданно получил сочинения прп. Симеона, хранившиеся у «некоего упрямца» 13 лет. Если принять, что этот не названный по имени «упрямец» хранил сочинения прп. Симеона со времени его кончины в 1022 г. и что они попали к Н. С. вскоре после пережитого им видения, то упомянутые события можно отнести к 1035 г. Согласно Иоанну Скилице и Георгию Кедрину, Н. С. обличал любовную связь между имп. Константином IX Мономахом и Марией Склиреной († ок. 1045). По всей видимости, пребывание в К-поле арм. католикоса Петра в 1049/50-1053/54 гг. дало толчок к полемике с армянами, участие в к-рой принял и Н. С., написавший тогда пять «Слов» на эту тему. Когда туда же не позже весны 1054 г. прибыли из Италии бенедиктинский аббат Василий и архиепископ г. Бари Николай, они предложили Н. С. обсудить 4 особенности зап. церковной практики: использование опресноков на литургии, пост по субботам, безбрачие иереев и совершение полноценной литургии в течение всего Великого поста. В ответ Н. С. подготовил сочинение об этих 4 вопросах, а вскоре составил и его сокращенный вариант. Этот последний текст был представлен апокрисиариям папы Льва IX, прибывшим в К-поль весной 1054 г., после чего те подготовили письменный ответ на него. Согласно «Памятной записке» фактического главы посольства кард. Гумберта , апокрисиариям удалось убедить Н. С. в своей правоте, и 24 июня 1054 г. тот в присутствии имп. Константина IX «анафематствовал» в Студийском мон-ре не только свое сочинение «Об опресноках, субботнем посте и браке иереев», но и всех отрицающих первенство Римской Церкви. Согласно тому же источнику, на следующий день Н. С. во дворце Пиги опять объявил «анафему» всему «сказанному или сделанному против апостольского престола», после чего был принят легатами в церковное общение и даже стал их «близким другом». Усматривать в этом рассказе Гумберта вымысел сложно, т. к. у него не было видимых причин изображать своим союзником неизвестного в лат. Церкви Н. С. Кроме того, у Н. С. были заметные расхождения с патриархом Михаилом Кируларием. Так, он защищал обычай ношения поясов диаконами Студийского мон-ря - практику, которую пытался искоренить патриарх,- и не мог одобрить изъятие патриархом из синодика в Неделю Православия имени прп. Феодора Студита, в честь к-рого он ранее написал канон.

http://pravenc.ru/text/Симеон Новый ...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010