В сер. X в. благодаря покровительству короля Памплоны Гарсии Санчеса I активно развивался мон-рь прп. Емилиана (Сан-Мильян-де-ла-Коголья), в соседней Кастилии при участии гр. Фернана Гонсалеса был основан монастырь св. Себастиана (впосл. Санто-Доминго-де-Силос). На территории формировавшегося в X в. королевства Арагон верховным церковным иерархом оставался титулярный епископ Уэски (город до 1096 удерживали арабы, епископская резиденция находилась в Хаке). На землях Арагона существовал ряд крупных мон-рей, в т. ч. Сан-Хуан-де-ла-Пенья и Сан-Педро-де-Сиреса (в сер. IX в. здесь побывал Евлогий Кордовский). Церковь мон-ря Сан-Хуан де ла Пенья. После 1071–1094 гг. Церковь мон-ря Сан-Хуан де ла Пенья. После 1071–1094 гг. В сер.- 2-й пол. XI в. наибольших успехов в Реконкисте добилось Леоно-Кастильское королевство - новое гос. образование, к-рое сложилось при Фернандо I Великом (1035-1065, с 1038 король Леона). В первые годы правления Фернандо I в Кастилии возобновился конфликт с королем Леона из-за земель между реками Сеа и Писуэрга. Спор разрешился в битве при Тамароне в сент. 1037 г. На стороне Фернандо выступил его брат, король Памплоны Гарсия. Армия короля Леона потерпела поражение, а сам кор. Бермудо III погиб. Поскольку наследников у него не было, права на корону предъявила его сестра Санча, жена кор. Фернандо I. Из-за недовольства знати Фернандо был помазан на царство в Леоне спустя почти год, летом 1038 г. В начале правления ему пришлось подавить многочисленные мятежи. После умиротворения Леона у Фернандо I начались конфликты с братом, кор. Гарсией, из-за земель на границе Кастилии и Памплоны (обл. Ла-Риоха). В 1054 г. в сражении при Атапуэрке победу одержал Фернандо I, а Гарсия погиб. Спорные земли достались леоно-кастильскому королю - граница между его королевством и Памплоной проходила теперь по р. Эбро, а новый король Памплоны Санчо Гарсес IV (1054-1076) стал вассалом Фернандо I. Важным результатом политики Фернандо I было приведение к вассальной присяге эмиров крупнейших мусульм.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Что речь здесь идет о возрасте преподобного Нестора, который на момент написания жития был моложе других монахов, а не его положении в монастыре (к этому времени он уже был иеродьяконом), я попытался показать в двух названных выше статьях, а потому не останавливаюсь здесь на этом вопросе . Современные автору события могут стать предпосылкой или толчком для его создания, как это случилось с непревзойденным «Словом о Законе и Благодати» Илариона Киевского. Оно явилось не только торжественной проповедью на «обновление» (то есть, освящение) Благовещенской церкви на Золотых воротах в Киеве, но и юбилейным «Словом», прочитанным пресвитером Иларионом в этой надвратной церкви перед всенощной службой в ночь с праздника Благовещения 25 марта на Пасху 26 марта 1038 г., в Богозванный, то есть, юбилейный год. По Библии, лето 50-е – это юбилейный год: «…И освятите пятидесятый год… да будет это у вас юбилей…  Пятидесятый год  да будет у вас юбилей: не сейте и не жните… ибо это юбилей: священным да будет он для вас» (Левит, 25.10-12). В 1038 году исполнилось 50 лет принятия Христианства на Руси, 50-летие Киевской митрополии, 500-летие Софии Константинопольской, в честь которой была освящена София Киевская и т.д. Все эти современные автору и актуальные для времени написания проповеди темы, так или иначе, отразились в самом «Слове». Более того, учитывая требования «Типикона» (Богослужебного устава), можно с точностью до одного часа установить время прочтения пресвитером Иларионом своего торжественного «Слова» в Благовещенской церкви: после вечерни – перед Всенощной, то есть, около 22-23 часов по нашему времени . И здесь мы должны признать, что для датировки произведения наиболее существенным является выяснение (максимально, насколько это возможно) объема знаний автором событий, следующих за описанными в его сочинении. Ведь многие произведения писались не сразу после события, а спустя время, после его осмысления (например, «Задонщина» или «Повесть о разорении Рязани Батыем»), или же на протяжении какого-то времени (как летописи).

http://pravoslavie.ru/5259.html

После смерти Стефана I (1038) началась борьба за престол между племянником по жен. линии венецианцем Пьетро Орсеоло (буд. венг. кор. Петер I (1038-1041, 1044-1046)) и мужем младшей сестры Стефана I Аба Шамуэлом, узурпировавшим в 1041-1044 гг. венг. престол. Г. был ярым противником последнего и после того, как Аба Шамуэл во время Великого поста 1053 г. обманом заманил к себе и приказал до смерти забить палками 50 политических противников, отказал тому в коронации и осудил в проповеди. Г. пытался сделать все возможное, для того чтобы политическое противостояние не нанесло урона церковной жизни. Междоусобные распри привели к усилению противников реформ кор. Стефана I, видевших в христианстве отказ от древних венг. традиций. В 1046 г. в вост. части Венгрии вспыхнуло восстание сторонников язычества. Для вступления на престол и прекращения беспорядка Г. предложил вызвать из Киева сыновей Вазула, двоюродного брата Стефана I, Эндре (буд. венг. кор. Эндре I (1046-1060)) и Левенте, к-рые бежали на Русь после того, как отец был наказан за участие в организации покушения на кор. Стефана I. В Буде вышедшие навстречу прибывшему из Киева Эндре Г. и его спутники были схвачены языческой толпой и 24 сент. 1046 г. в телеге сброшены с крутого обрыва горы, к-рая с тех пор носит имя Г. Останки Г. были погребены в Буде, затем их перенесли в Чанад, однако могила в эпоху тур. владычества была разрушена, и ее место утеряно. Г. канонизирован папой Григорием VII в 1083 г. Единственное сохранившееся произведение Г.- «Deliberatio supra hymnum trium puerorum» (Толкование на «Песнь трех отроков»), неканоническое добавление к книге пророка Даниила; минускульный кодекс XI в. с этим сочинением Г. находится в Мюнхене, в Баварской гос. б-ке (Monac. Clm 6211. 1r). Г. известен как богослов, комментатор Свящ. Писания, соединивший зап. лат. ученость с правосл. мистицизмом. В герменевтической системе Г. важное место занимают творения св. Дионисия Ареопагита и др. богословские сочинения (св. Максима Исповедника и, вероятно, Иоанна Дамаскина ), известные в то время лишь в греч. оригиналах. В «Deliberatio...» упоминаются др. произведения Г.: толкования нек-рых посланий ап. Павла и догматический трактат о троичности Бога. Согласно житиям, Г. написал гомилии на каждый день года.

http://pravenc.ru/text/164891.html

Соборные послания II: 682. Собор Апостольский I: XXV–XXVI. 111. Совершенство в христианстве не только теоретическое (интеллектуальное), но и моральное II: 378,1069. Совесть I: 846. II: 22,118. 385. 386. 1038–1040. 1124. 1138. 1146. 1286. Соглядатаи I: 343. Содомляне I: 577,330. Сократ философ I. 673. II: 403,1198. 1133. Сократ Схоластик , церк. истор. II: 928. Соломоновой Премудрости книга см. «Премудрости Соломоновой книга» выше стр. 58–61. Соломоновы псалмы I: 300,83. 561. 828. 833. 853,530. 865. 867–8. 875,555. Соломон–автор книги Премудрости Соломоновой II: 435. 439 сл. σμα (I: 370–1. 372– 374. 620–1), πνευματικν (I: 371 609. 627,502. 629,506. 630,507. II. 230. 404), πουρνιον (I: 699,166. 713,202)· Сон посмертный I: 518. 567,278. 568,283. 631,511. II: 376,1069. Sopherim (трактат) I, 7 (II: 841,76. 80), σωτρ,–ρα I: 435,474. II: 1179–1180. Социн Фр. († 1604 г.) и социниане II: 516,363. 610,617. Сошествие Христа во ад II: 607,599. Спасение в иудействе яко бы универсальное I: 562,267. Спасение христианское есть социальное, коллективное I: 519. σπρμα I: 210. II: 808,1255. 972,990. σπερμολγος II: 926. Спиноза I: 369,271. 579. Стефан архидиакон и его (речи) влияние на Ап. Павла I: XVIII. XXI–XXII. 6. 18. 19. 42. 46,88 59 сл. 64. 88. 97. 115. 116–118,41. 166. 167 182. 196. II: 864. 912. στγματα I: 490. Стихии мира, τ στοιχεα το κσμου I: 690 сл. 694 сл. 697 сл. II: 785. 1003,117. Стоицизм и стоики: материализм (II: 634. 662. 1010 сл. 1033. 1046), пантеизм (II: 1010 сл. 1030. 1063), дуализм (II: 1026. 1067), деизм (II: 1015), детерминизм и предестинация (II: 1014. 1015. 1023. 1032), логология (П: 345,950. 1029–31. 1041), дух (II: 1031. 1033), грех и зло в мире (II: 1016. 1021. 1059), искупление (II: 1017. 1033–4), стоическая мораль (II: 1019 сл. 1021 сл. 1034 сл. 1037. 1059 сл. 1067), причем человек якобы может быть выше Бога (II: 1016. 1031. 1057), апатия (II: 1022. 1059. 1081), свобода (II: 1034 сл. 1155) и рабство (II: 1076 сл. 1106), универсализм (II: 1040 сл. 1059. 1080. 1102) и любовь к ближним (II: 1021,296. 1022,304), брак и положение женщин (II: 1102. 1157), выбрасывание детей и убивание уродов (II: 1022–3. 1058), самоубийство (II: 1017. 1018. 1038. 1060–61. 1067).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

9) Иероним часто упоминает (De vir. ill. 83; Epist. 48, cap. 13; Epist. 70, cap. 3; Comment, in Daniel. Prol.; ad 12.13) «Против Порфирия» (Κατ Πορφυρου) 1032  – обширное опровержение пятнадцати книг этого неоплатоника. Филосторгий (Hist. eccl. VIII, 14) ставил его ниже соответствующего сочинения Аполлинария Лаодикийского. Сохранились только отрывки, имеющие значение для определения учения Мефодия о спасении. 10) Фрагменты объяснения Мефодия на глл. 9; 25; 27–29; 38; 40 1033  книги Иова 1034  дают ценное указание на его учение о благодати. И) Феодорит Кирский 1035  и Sacra Parallela сохранили незначительные отрывки из сочинения «О мучениках» (Пер1 τν μαρτρων λγος) 1036 . Только по названиям известны сочинения: 12) «О теле», о котором Мефодий говорит другу своему Евстохию в сочинении «О пиявке» (10.4); 13) «О чревовещательнице» против Оригена (Hieron., De vir. ill. 83) и 14–15) толкования на книгу Бытия 1037  и Песнь Песней [(ibidem)]. Неподлинны приписываемые св. Мефодию беседы на греческом языке: а) «О Симеоне и Анне в день Сретения» 1038 , б) «О Святой Богородице», в) «[Слово] В неделю ваий» 1039  и сохранившаяся только в армянском переводе (в отрывках) беседа на Вознесение Господа Иисуса Христа 1040 . «Откровения св. Мефодия» 1041  о последних временах признаются произведением, возникшим лишь в конце VII в. 1042 Богословие св. Мефодия Довольно многочисленные произведения св. Мефодия или фрагменты их позволяют в достаточной степени выяснить направление и содержание его богословских воззрений. Св. Мефодий не был особенно глубоким мыслителем и богословом, но он был образованным писателем, любителем философии и естественных наук, добросовестным исследователем и искренним полемистом. Он представляет интересный пример богослова, который находится под сильным влиянием Оригена и в то же время стоит в резкой противоположности к характерным особенностям богословской системы александрийского учителя, часто направляя против последнего то, что получил от него. Он называет Оригена кентавром и осуждает его аллегорический метод толкований Священного Писания, и, однако, сам применяет его. Но св. Мефодий не ограничивается отрицанием Оригена, а воспроизводит идеи и теории малоазийской школы (Ириней, Мелитон), стараясь, однако, внутренне сблизить богословие Иринея с богословием Оригена.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

447 В первом случае Павел Алеппский употребил греческое слово митра, которое означает только архиерейскую митру, а во втором случае арабское слово таж, которое означает и митру и корону. Е патриаршей ризнице сохранились от времени патр. Никова две митры, средняя и большая, обе 1653 г., и две короны: одна 1653 г., другая, большая, 1655 г. На приведенных в „Указателе для обозрения московской патриаршей ризницы“, Саввы, епископа Можайскаго, изображениях митр и корон патр. Никона короны имеют кругом венцы. 448 Митрополит Иса (Иисус) был в Москве вместе с Антиохийским патриархом Иоакимом Дау в 1686 г. и, по словам Павла Алеппскаго, составил стихотворное описание своего путешествия на арабском языке. 450 Ранее, в другом месте, автор подробно описал место Ризы Господней (ко. VII, гл. XI). В описи 1038 года: „На гробе Господне ковчег серебрян золочен, на ковчеге образ Распятие Господа нашего Иисуса Христа резной; а в том ковчеге другой ковчежец серебрян, золочена, с каменьем, а в ковчежце риза Господа нашего Иисуса Христа“. 455 Т. е. мусульманской. Восточные христиане, говоря насмешливо о мусульманах, обыкновенно, из предосторожности не называют их прямо мусульманами. 458 Так как автор часто называет дворцом весь Кремль, то под именем „Дворцовой площадки“ надо, скорее, разуметь Ивановскую площадь. 464 В подлиннике здесь стоит отрицание не, но мы думаем, что оно попало по ошибке переписчика, ибо едва ли дьяконы могли быть без стихарей, когда они шли со свечами в руках пред патриархом, облаченным в мантию. 465 По книге священника Константина Никольского : „Анафематствование, совершаемое в первую неделю Великого Поста“, где обстоятельно изложено историческое исследование чина Православия, вторая часть этого чина, которую обыкновенно читает протодиакон, называется синодиком. Название же синаксарий у него не упоминается. 466 В совершаемом ныне в России чине Православия предаются анафеме лишь древние ереси и ересиархи, каковы: Арий, Несторий, Евтихий и др., осужденные на семи вселенских соборах. Неупомянание Армян при анафематствовании было тем более желательным, что, как доказали последние исследования Хиосского митрополита Григория и знатока армянской богословской литературы, покойного Н. О. Эмина, особенно в его переводе на русский язык „Шаракан, то есть богослужебные каноны и песни армянской восточной церкви“, мнения отдельных армянских католикосов или даже поместных соборов, несогласные с учением Православной Церкви, „никогда не имели обязательного значения для всех последователей армянской церкви“, но составляли личный их взгляд на тот или другой предмет, так как в церковных песнопениях, сложенных между V и VIII веками, непременно отразилось бы монофизитское учение, если бы таковое составляло общее верование армянской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эта энергичная мера не представляет из себя чего-либо исключительного. Мы знаем, что монастыри в древности владели большим количеством земли, на которой жили монастырские крестьяне. Монастырь сам судил своих крестьян во всех делах гражданских и уголовных за исключением дел губных, т.е. душегубства, разбоя и татьбы с поличным 1036 . Монастырь строго наблюдал за нравственностью своих крестьян, пьяницы, табачники и развратники строго наказывались 1037 . За дурное поведение монастырь навсегда прогонял со своих земель крестьян и посадских людей 1038 . В случае уголовного преступления, губного дела, монастырские крестьяне отсылались к воеводе 1039 . Таким образом, Троицко-Сергиев монастырский собор, предписывая своим крестьянам и посадским людям изгонять скоморохов, руководился обычной монастырской практикой удалять с своих земель вредных людей. Пробои, вероятно, считались наказанием за незаконную и греховную профессию; ограбление могло быть рассматриваемо, как возвращение обратно вымененного скоморохами у простецов имущества или денег. Троицкий собор не выдавал скоморохов воеводам, это значит, что скоморошество не считалось уголовным преступлением, а просто делом грешным и пустошным, скоморохов даже не судили, а просто удаляли. В 1628 г. патриарх Филарет указал клич кликать, чтобы с кобылками не ходили и на игрища не сходилися, коледы, овсеня и плуга не кликали: а кто учнет сего государева указа ослушаться, и тем людем быть в опале, а от патриарха в запрещении и в духовном покаянии 1040 . Итак, патриарх Филарет любителям развлечений грозил опалой гражданской власти и запрещением иерархии. Как проводилась в жизнь эта угроза, точно не знаем. В 30 годах 17 в., в Нижнем Новгороде образовался небольшой кружок священников, ревнителей церковного благочиния и народной нравственности. В 1636 году девять священников подали коллективную челобитную патриарху Иоасафу 1, прося дать святительский указ относительно указанных ими нестроений. Челобитная довольно подробно останавливается на народных играх и развлечениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но Господь не допустил истребления того рода, из которого должен был произойти Мессия, Спаситель наш. У Иорама была дочь Иосавефа, рожденная по всей вероятности не от Гофолии, а от другой жены Иорама. Невозможно думать, чтобы язычница Гофолия, обобравшая храм Иеговы 1035 , отдала дочь свою за первосвященника Иодая 1036 . Очевидно тоже, что жена Иодая, Иосавефа, ненавидела Гофолию, иначе она бы не спасла своего племянника, сына брата своего Охозии, во время поголовного истребления всего царского рода 1037 . Из 4 Ц. XI, 2 мы знаем, что Иосавефа «взяла Иоаса, сына Охозии, и тайно увела его из среды умерщвляемых сыновей царских, его и кормилицу его в постельную комнату; и скрыли его от Гофолии, и он не умерщвлен». Характер Гофолии ясно выразился в этой беспощадной резне собственных ее внуков, детей сыновей своих. Иодай, как (перво)священник, жил в пределах храма Господня, выстроенного Соломоном. Поэтому говорится о ребенке Иоасе, что был он «скрываем в доме Господнем» (4 Ц. XI, 3), хотя нет сомнения, что он жил в помещении, занимаемом Иодаем в одном из зданий, примыкавших к боковым стенам (северной и южной) святилища, или в других зданиях, окружавших храм и двор его (ср. главу VIII-ю Иезекииля ст. 7–13, 16) 1038 . Шесть лет скрываем был младенец Иоас во храме, и в это время Гофолия царствовала в Иерусалиме. В седьмой год Иодай – по всей вероятности видевший, что гнет Гофолии сделался невыносим даже для ее приближенных, – устраивает заговор. В согласии народа Иодай был убежден, зная чрез священников и левитов, живших в Иудее, о состоянии умов, а потому, не допуская к соучастию в замышляемом перевороте ни одного лишнего человека, он только обеспечивает свой план привлечением к заговору военной силы – и притом тех именно отрядов, которые составляли постоянную стражу царей. К заговору он склоняет только начальников «телохранителей и скороходов» 1039 . План был чрезвычайно прост. Очередная треть телохранителей должна была в субботу, – день, назначенный для исполнения предприятия, – занять по обыкновению сторожевые посты во дворце царицы, которая ничего не могла подозревать об измене ее стражи.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

1038 Найдено некоторое количество проповедей покойного ректора М. Д. академии, о. протоиерея Александра Васильевича Горского, в разное время произнесенных им в академической церкви или в лаврском Троицком соборе. Московская академия, высоко чтя память одного из своих лучших представителей и руководителей, считает для себя священным долгом предложить все эти проповеди вниманию читателей «Богословского Вестника», в числе которых насчитывается немалое количество и питомцев, и искренних почитателей незабвенного Александра Васильевича. Проповеди печатаются с подлинных рукописей покойного. – Ред. 1039 Здесь, как и при дальнейших обращениях, разумеются студенты Моск. Дух. Академии, к которым по преимуществу было обращено слово. 1040 Что пророчество о седьминах есть мессианское, что предреченное в нем помазание, есть Иисус Христос, и что, поэтому, Иудеи напрасно ждут пришествия Мессии, доказательства этого кратко, но твердо и общедоступно представлены в статье: Седьмины Данииловы, помещенной в Христианском Чтении, 1844 г. часть 2-я. Укажем еще другую статью, в том же журнале за 1843 г. ч. 2-я: Событие пророчеств об Иисусе Христе, стр. 471–475, и в вышеупомянутой книге единоверческого архимандрита Павла (Прусского) Беседу третью О седьминах Данииловых. Кроме того, мессианское значение пророчества о седьминах раскрыто в книге Оберлена, переведенной на русский язык протоиереем Романовым под заглавием: Пророк Даниил и Апокалипсис Святого Иоанна. 1042 Так у Семидесяти – συνετμϑησαν, откуда в славянском – сократишася, так и в Вульгате – abbreviatae sunt. Разницы между словами: определены и сокращены, в сущности нет, потому что в данном случае, как определить, так и сократить время, значит предопределить, предназначить некоторый период времени, ни больший, ни меньший, а вообще не очень большой. В слове сокращены, пожалуй, можно усматривать еще тот оттенок мысли, что, хотя Иудейский народ будет жить многие тысячи лет, но судьбы его определятся в короткий период семидесяти семилетий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Второй важнейший вопрос, который должен поставить изучающий историю русской школы и просвещения после вопроса об ее типе, это – вопрос о распространенности школ в разных концах Руси. Житийная литература не может здесь дать полного и с точным разграничением по периодам перечня местечек, где имелись школы, но —587— Она может всё-таки указать целый ряд городов и селений, где в разные периоды русской истории находились школы. О существовании школ в Киеве не может быть сомнения. Житийная литература с своей стороны иллюстрирует это положение несколькими фактами. В житии Бориса и Глеба сообщает, что они „были грамоте научены“ 1025 , но это могло произойти, наверное, только в Киеве. Во второй половине XI века близ Киева или, быть может, в самом Киеве учился Нифонт Новгородский 1026 . В первой половине XII века в Киеве учился пр. Варлаам Хутынский 1027 († 1193), а в XIV веке Стефан Махрицкий 1028 . В области Великого Новгорода, по показанию житий, имелись школы в последней четверти XIII-ro столетия, когда был отроком архиепископ Моисей 1029 . В половине XIV века здесь учился юродивый Феодор 1030 . Житие Архиеп. Евфимия, избранного на кафедру в 1430 году 1031 свидетельствует о существовании школы в Нов Городской области в последней четверти XIV века. В самом конце XIV или в начале XV века учился в Новгороде архиеп. Иона 1032 . В половине XV века в Новгородских пределах, в родной деревне в Обонежве учился Александр Свирский 1033 . В области знаменитого пригорода Новгорода – Пскова в самом конце XIV или начале XV учился преп. Евфросин 1034 . Житие Мартирия Зеленецкого —588— свидетельствует о существовании школы в Великих Луках. В древнем Смоленске в XII–XIII веках учился преп. Авраамий 1035 . Во Владимире в начале XIV-ro века учился Пахомий Нерехтский 1036 . В Москве в начале того же XIV века учился отрок Елевферий Плещеев, после митрополит Алексий 1037 ; в конце XV века, – наверное, Корнилий Комельский 1038 , а в начале XVI века – Феодор Колычев, после митроп. Филипп; однако нельзя с твердостию сказать, чтобы Алексий и Филипп учились в училище, т.е. у одного со многими другими детьми учителя, а не дома усвоих домашних учителей. В близ лежавшем от Москвы Радонеже были училища в 20 годах XIV столетия и в начале XVI столетия, когда там учились преп. Сергий 1039 и Гурий, архиепископ Казанский 1040 . В селе Пехорка в двадцати поприщах от Москвы учился Серапион, архиеп. Новгородский 1041 . Около Москвы же, хотя неизвестно в каком крестьянском поселке, в 40 годах XV столетия учился Кирилл Белозерский 1042 . Приблизительно в тех же годах велось обучение детей в Волоколамском Воздвиженском монастыре 1043 . Город Старица в одном из своих училищ во второй половине 16 века имел отрока Давида, после архимандрита Троицкой Лавры Дионисия 1044 . В Переяславле Залесском было училище в первой четверти XIV века, в котором учился Димитрий Прилуцкий 1045 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010