I. Карловецкая митрополия Краткие сведения о переселениях сербов из Старой Сер­бии, Боснии и Герцеговины в пределы Австро-Венгрии и учреждении здесь автокефальной православной славянской церкви Пребывание сербов в пределах Венгрии, еще до по­явления там мадьяр, есть факт, признанный историче­ской наукой 1 в XI и XII в. сербы занимали самые вы­сокие должности в венгерском королевстве. Так, четвер­тым палатином Венгрии (в 1057 г.) был серб Радо; при короле Стефане II (1114–1181 г.) седьмым палати­ном Венгрии был также серб – Иоанн Урош; при Гейзе II (1141–1161 г.) венгерским палатином опять является серб Бела Урошевич. Со времени венгерского короля св. Стефана (997–1038 г.), Венгрия является государством, в котором иностранцам давались разные права и приви­легии для того только, чтобы способствовать заселению стра­ны и поднятию её культурного состояния. Иностранцы, и в том числе сербы, поселялись в Венгрии в течении XI- XIV веков при королях Владиславе I (1077–1095 г.), Стефане II, Гейзе II, Беле IV (1237–1275 г.) и особенно Сигизмунде (1387–1437 г.). При короле Андрее II в 1225 г. поселился в южной Венгрии, около Вершена, игумен афонского монастыря Хиландара – Арсений Богдан, посвящен­ный св. Саввою, и основал там монастырь для православных сербов 2 . После битвы на Косовом поле (1389 г.), решившей судьбу сербского царства, и после взятия Скопии турками (1391 г.) начались усиленное переселение сербов в земли Венгрии. Первое после косовского погрома пере­селение сербов из Турции в пределы венгерского коро­левства совершилось или в конце XIV в. или в начале XV в. при короле Сигизмунде. Местом переселения был избран Ковин (KeVe) в южной Венгрии около Дуная. В 1405 г. Сигизмунд даровал этим переселенцам первую привилегию, дающую им все прерогативы, которыми в те времена пользовались свободные королевские города. Вскоре впрочем, вследствие турецких вторжений, ковин­ские поселенцы были переселены на остров Чепель в место, которое, в память ими покинутого, тоже было наз­вано Сербским Ковином (Racz-KeVe).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГНЕЗНО Гнезно [польск. Gniezno], г. в Польше (Великопольское воеводство), архиеп-ство Римско-католической Церкви, кафедра примаса Польши. Город Г. возник в VIII-IX вв. В X в. был столицей польск. гос-ва Пястов. После «крещения Польши» (966) в центре Г. был воздвигнут собор св. Вита (впосл. Успения Пресв. Девы Марии; 970-977), где в 997 г. было погребено тело Пражского еп. сщмч. Адальберта . Архиепископство в XI-XVIII вв. Осенью 999 г. папа Римский Сильвестр II при поддержке герм. имп. Оттона III учредил митрополию Г. и канонизировал сщмч. Адальберта, ставшего ее небесным покровителем. Первым архиепископом Г. был назначен сводный брат сщмч. Адальберта, бенедиктинский мон. Гауденций , названный в дипломе имп. Оттона III аббатству Фарфа от 2 дек. 999 г. archiepiscopus sancti Adalberti martyris (архиепископ св. мч. Адальберта). В марте 1000 г., во время состоявшегося в Г. съезда, в присутствии имп. Оттона III и польск. кн. Болеслава I Храброго папский легат кард. Роберт огласил декрет об учреждении архиеп-ства и рукоположил мон. Гауденция во архиепископа. Тогда же в составе новой митрополии были учреждены еп-ства в Кракове, Колобжеге и Вроцлаве, для к-рых были рукоположены епископы Поппо, Рейнберн и Иоанн. Находившийся на существовавшей с 968 г. кафедре в Познани еп. Унгер отказался подчиниться Гауденцию, и Познанское еп-ство было присоединено к митрополии Г. только после смерти Унгера (1012). Погребение сщмч. Адальберта. Рельеф дверей собора Успения Пресв. Богородицы в Гнезно. XI–XII вв. Погребение сщмч. Адальберта. Рельеф дверей собора Успения Пресв. Богородицы в Гнезно. XI–XII вв. В 30-х гг. XI в. междоусобицы, языческая реакция и войны дезорганизовали гос. и церковную жизнь Польши. Согласно свидетельству «Хроники» Козьмы Пражского , в 1038/39 г., во время польско-чеш. войны, чеш. кн. Бржетислав разорил Г. и вывез мощи сщмч. Адальберта в Прагу. В 1038-1075 гг. архиеп-ство Г. оставалось вакантным, управление польск. Церковью и титул архиепископа ок. 1049 г. получил Краковский еп. Арон. Ряд исследователей считают буллу о возведении Арона Краковского в сан архиепископа подложной и полагают, что архиепископом Г. в этот период был Стефан, содействовавший кн. Казимиру I Восстановителю в возрождении польск. гос-ва. Ухудшение положения в польск. землях в 30-х гг. XII в. привело к принятию папой Иннокентием II решения о подчинении всех польск. еп-ств Магдебургскому архиеп. Норберту, но стараниями кн. Болеслава III Кривоустого в 1136 г. оно было отменено. 7 июля 1136 г. папа Иннокентий II буллой «Ex commissio nobis» подтвердил все права на имущество и доходы архиеп-ства. Лат. текст буллы, называемой также «Гнезненской буллой» и «Золотой буллой польского языка», содержит 410 личных имен и географических названий и является одним из древнейших памятников польск. языка.

http://pravenc.ru/text/165185.html

А святой Стефан жил с 975 по 1038 годы. Он был первым королем Венгрии, принял крещение в 995 году. Вступив на царство в 997 году, энергично боролся с остатками язычества в стране, вел благочестивую жизнь, благодаря чему уже через несколько лет после смерти стал почитаться святым на Западе. Частица мощей святого благоверного Стефана есть в мощевике храма Христа Спасителя в Москве. Оба святых почитаются и в епархии Московского Патриархата в Венгрии. Отрадно, что Православная Церковь почтила память древних подвижников и миссионеров, а также поддержала тем самым венгерскую православную общину, напомнив о православных корнях этой европейской страны. В-третьих, наша Церковь так же поддержала и православных в Англии, по запросу Сурожской епархии установив празднование Собора святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, в третью неделю по Пятидесятнице. Наконец, в-четвертых, наши святцы пополнились именами святых, недавно прославленных Румынской Православной Церковью: священномученика Феодосия Бразского; святителя Досифея (Дософтея), митрополита Молдавского; святителя Григория Даскэлу, митрополита Валашского; преподобного Василия Пояна-Мэрулуйского; преподобного Онуфрия Воровского и преподобного Георгия Черникского.   Дела милосердия В Нижегородской епархии устраивают паломнические поездки для инвалидов Этим благородным делом занимается Нижегородская община во имя святителя и чудотворца Николая. В настоящее время у общины нет спонсоров, но, несмотря на это, подобные путешествия по святым местам Нижегородской области регулярно организуются на пожертвования членов общины и некоторых благотворителей. Причем, что особенно ценно, они проводятся для довольно больших групп инвалидов, среди которых есть и те, кто прикован к инвалидному креслу. Например, в паломничестве к Городецким святыням приняли участие пять инвалидов-колясочников, один лежачий больной и несколько человек, передвигающихся при помощи костылей. Сопровождал их протоиерей Владимир Соловьев, окормляющий общину, и, по признанию паломников, присутствие священника сделало это путешествие еще более значимым для них. «Господь заповедовал утирать каждую слезу. А этим людям поездки по святым местам доставляют особенную радость. И я радовался, видя, как от них отходит ежедневная скорбь», – поделился впечатлениями о поездке отец Владимир. Сами участники паломничества признаются, что им такие путешествия дают силы бороться с болезнью и прочими невзгодами и запоминаются как самые счастливые дни .

http://pravoslavie.ru/5025.html

Имена первых предстоятелей Анкирской кафедры неизвестны. Феодор, первый епископ, имя к-рого дошло до наст. времени, пострадал, вероятно, во время одного из гонений III в., как и сщмч. Климент, возглавлявший кафедру А. в 285-304 гг.; за ним следуют Маркелл (ок. 314-336); Василий (336-348); Маркелл вторично (348-ок. 350); Василий вторично (ок. 350-360); Афанасий (360-373); епископ-арианин, имя к-рого неизвестно; Аравиан (кон. IV в.); Климент (ок. 400); Леонтий (401-430); Феодот (до 425-446); Евсевий (упом. 451). Анастасий (упом. 458); Феодосий (упом. 490); Дорофей (513); Елпидий (536); Домициан (ок. 540); Дорофей (553); Фронтин (?) (с 562); Павел (кон. VI в.); Платон (упом. 681); Стефан (упом. 692); Василий (упом. 787); Феодул (упом. 861-870); Даниил (или Михаил) (упом. 879); Феофилакт (?) (упом. 892); Гавриил (ок. 907 - ок. 912); Григорий (с 945); Иоанн (упом. 997); Феофил (нач. XI в.); Михаил (упом. 1030-1032); Никита (1038); Михаил (сер. XI в.); Николай (?) (после 1032); Михаил (?); неизвестный (упом. 1067); Никита (до 1072 - после 1084); неизвестный (упом. 1140); Стефан II (упом. 1157); Михаил (1168-1177); Макарий (1178); неизвестный (1226); Христофор (после 1227-1233); Григорий (ок. 1260); Вавила (?) (упом. 1320); неизвестный (упом. 1365); Макарий (1391-1404); Константин (упом. ок. 1450); Макарий (упом. 1460); неизвестный (упом. 1475); Герасим (ок. 1561); Матфей (упом. 1590); Савватий (ок. 1596); Парфений (1602-1631); Арсений (?); Григорий (?); Лаврентий (ок. 1636-1655); Герман (1655-1665); Герасим (упом. 1668); Серафим (с 1670); Вениамин (?) (упом. 1676); Афанасий (до 1679-1709, позднее К-польский Патриарх); Иоаким (упом. 1698); Макарий (ок. 1710); Мелетий (упом. 1713); Неофит (ок. 1720); Иоанникий (упом. 1740); Анфим (упом. 1765); Серафим (1774 - ?); Матфей (упом. 1783); Макарий (?) (упом. 1788); Иоанникий (до 1793-1811); Софроний (1811-1814); Мефодий (1814-1823); Кирилл (1823); Агафангел (1823-1826); Герасим (1834); Софроний (1835); Макарий (упом. 1836); Кирилл (1836); Никифор (упом. 1838); Иерофей (1845); Мелетий (1852); Иоанникий (упом. 1860); Хрисанф (1872-1877); Герасим (упом. 1877); Николай (упом. 1899); Софроний (упом. 1902); Гервасий (1910-1922); Константин (1922).

http://pravenc.ru/text/Анкире.html

Крест но мадьярски Крест по мадьярски Kereszt (sz – с, cs=4, s=ш, zs –ж), христианин – Kereszteny, епископ – Püspök, брат – barat, крещение – keresztseg, восприемник-кум – koma, хвала – hala, вечерня – vecsernye, ми­лость – malaszt, мясоед – husvet (hus=мясо, vet=принятие), значит также Пасха; середа – szerda, четверток – csütörtök, пятница – pentek и пр. Знаменателен удержанный в В. доселе обычай строить храмы алтарём на восток; полагать в основание их образ трёхраменного креста; украшать их внутренность живописью и мозаикой, а не произведениями скульптуры; сопровождать богослужение пением без участия музыки и пр. Точно так же и в житейском быту, усваивая славянскую культуру, они принимали и славянские названия разных предметов: двор – udvar, терем – terem, стол – aszmal, обед – ebed, вечеря – vacsora, челнок – csolnak, доска – deszka, рожь – razs, борона – borona, грабли – gereblye, коса – kasza, сено – szeno, солома – szalma и проч. Около 940 года два мадьярских военачальника Бульча и Дьюла приняли крещение в Цареграде. Патриарх Феофилакт дал им в спутники епископа Иерофея и других священников для проповеди христианства среди их племени. Деятельность этих просветителей имела большоии успех. Князь Гейза, женившись на дочери седмиградского вождя Дьюлы – христианке, принял св. крещение со всем своим семейством и приближенными. Этот успех православной проповеди вызвал зависть в представителях западного христианства. Епископ Пассаусский Пилигрин решил послать к мадьярам и своих проповедников; но они большого успеха не имели. Истинным апостолом и просветителем мадьяр был Стефан (997–1038), сын Гейзы, за свою ревность причисленный к лику святых р.-к. церкви. Рождённый в христианской семье, крещёный и воспитанный пражским епископом Адалбертом, он, по смерти отца, с особого ревностью принялся за распространение и утверждение христианства среди своего народа; вызвал из Греции и Богемии священников и монахов и сам руководил их проповедью. Но, женившись на дочери баварского князя Генриха Гизелле, и наполнив свой двор немецкой аристократией, он вызвал в народе, особенно среди непросвещённых, большое возмущение; его заподозрили в измене не только старой вере, но и народности.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

В 1009 г. И. утвердил основание еп-ства Печ (diocesis Quinque Ecclesiensis) на территориях, завоеванных венг. кор. Стефаном I (997-1038). Первым епископом стал Бониперт (1009-1036). На понтификат И. приходится кратковременное улучшение отношений между Римской и К-польской кафедрами. Как отмечал Антиохийский патриарх Петр III в послании от 1054 г. К-польскому патриарху Михаилу I Кируларию , при патриархе Иоанне III Антиохийском (996-1021) Римский папа по имени Иоанн поминался в К-поле и в Антиохии вместе с др. патриархами ( Petri Antiocheni Epistola ad Michaelem Cerularium V//Acta et scripta quae de controversiis ecclesiae Graecae et Latinae saeculo undecimo/Ed. C. Will. Lipsiae; Marpurgi, 1861. P. 192-193). После смерти И. при папе Сергии IV (1009-1012) отношения между кафедрами вновь ухудшились. При И. Рим нередко страдал от голода, эпидемий и набегов сарацин, укрепившихся в нескольких опорных пунктах на Сардинии. Папа пытался улучшить экономическое положение Римской Церкви. По его инициативе были построены новые солеварни в р-не Порто, часть доходов от к-рых шла Римской Церкви, а часть - субурбикарному епископу Порто. В 1004 г. были канонизированы 5 монахов, насельников мон-ря в Мендзыжече (в совр. Любушском воеводстве, Польша), мученически погибших от рук разбойников. В Риме была построена и в 1006 г. освящена ц. во имя Трифона, мч. Никейского, куда были доставлены его мощи. Указание Liber Pontificalis на то, что И. скончался в 1009 г., будучи монахом мон-ря Сан-Паоло фуори ле Мура, часто рассматривается как свидетельство того, что перед смертью он покинул Папский престол (в июне или в июле 1009). Согласно хронисту Мартину из Троппау (MGH. SS. T. 22. P. 432), ряду средневек. авторов и сведениям из позднейшей редакции Liber Pontificalis (XV в.), И. был захоронен в соборе св. Петра. Ему посвящена эпитафия, где сообщалось, что покойный победил греков и восстановил единство Церкви (по мнению большинства совр. исследователей, речь шла о папе Римском Марине I (882-884)). Настоящая гробница И. с надписью: «doms iohs xviii papa» - находилась в ц. Сан-Паоло фуори ле Мура.

http://pravenc.ru/text/469706.html

Поэтому представление летописцев о разрушении требищ прибывшим в Новгород епископом Иоакимом и сокрушении им идола Перуна является, вероятнее всего, попыткой новгородских книжников середины XII в. реконструировать события конца X в., используя существовавшие к тому времени источники – летописный рассказ о крещении киевлян и сведение перечня Новгородских владык о Иоакиме как первом местном епископе. До учреждения митрополии в Киеве, очевидно, были только «корсунские попы», относившиеся, по всей видимости, к Херсонесской епархии Константинопольского Патриархата. Одним из них, несомненно, был Иоаким. Владимир приставил херсонесских священников к построенной им Десятинной церкви Пресвятой Богородицы в Киеве, о закладке которой говорится под 989 г., а об освящении – под 996 г., назначив их главой Анастаса Корсунянина, вероятнее всего, также священника (который по статусу и должен был возглавлять соборный клирос) . В Константинополе после смерти в 991 г. Патриарха Николая Хрисоверга следующий Патриарх, Сисиний II, был поставлен только в 996 г. (занимал кафедру до 998 г.) , что совпадает с летописной датой. При Патриархе Сисинии, вероятнее всего, и был поставлен 1-й русский митрополит, с участием которого были, в свою очередь, хиротонисаны 1-е русские епископы , в том числе, очевидно, Иоаким . Обращает на себя внимание статья ПВЛ 997 г. Князь Владимир в этом году посетил Новгород: «Володимеру шедшю Новугороду по верховьниевое на Печенегы», т. е. за воинами для борьбы с печенегами, напавшими на Белгород . Не мог ли этот визит также быть связан с учреждением Новгородской епископии, требовавшей участия князя для утверждения авторитета архиерея среди новокрещеного народа (ср. ниже о поставлении епископа Луки)? По-видимому, неслучайно это сообщение следует за известием об освящении Десятинной церкви в Киеве, установлении десятины и советах с епископами . Но если так, то 42 года святительства Иоакима, которые указал составитель перечня епископов конца XI в. , должны были закончиться не в 1030, а в 1038–1039 г., что представляется невероятным, учитывая весь комплекс летописных сообщений. Видимо, в отличие от других сведений начальной части списка (о том, что Иоаким был «Корсунянин», о деятельности его ученика Ефрема и т. д.) это сведение носит искусственный характер, и, по всей видимости, основано на существовавшей к концу XI в. летописной хронологии (989+42=1030, учитывая использование «включающего счета») .

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

781 ut securi de ecclesiastica pace laetemur, ep. 69 1. c., col. 892 ad Theo dosium. Все три указанные письма были отправлены 16 июля 450 года. 782 Arendt. Leo der Grosse und seine Zeit. Mainz 1835, S. 259. Hefele. Conciliengeschichte. B. 2, cd. 2, S. 397. 783 Ер. 77 Pulcheriae Aug ustae ad Leonem. Migne 1. c. col. 905–908, cnf. Hefele a. a. 0. S. 398. 787 См. особенно замечательную подачу голосов в 3-м заседании о низложении Диоскора. Деян. всел. соб. в рус. пер., изд. 2, т. 3, стр. 268–276: почти все епископы делали свои заявления в форме: «и я согласен с приговорами викариев святейшего и блаженнейшего архиепи­скопа великого Рима – Льва и святейшего, боголюбезнейшего, превосходящего всякую похвалу, Анатолия». 797 Leonis ер. 105. Migne 1. с. col. 997–1002. Переписка Льва с Константинополем подробно изложена у Гефеле, Гергенрётера,. Аренда, Пихлера и Ле-Кеня. Излагая ее вновь, мы делаем, однако, дело не лишнее: в передаче указанных авторов-папистов переписка эта имеет крайне одностороннее освещение, простирающееся до извращения фактов, доказа­тельства чему будут представлены ниже. 798 Деян. всел. соб. в рус. пер., изд. 2, т. 4, стр. 179–180. Migne ser. lat. t. 54, col. 955–958. 799 Facientes omnia, quae injuriam afferunt milii. Ep. 101. Migne. ser. lat., t. 54, col. 975–984 особенно col. 981 et 984. 812 Maiuit ineam gratulationem tacere, quain suam am bit urn publicare – в письме к Маркиану; в письме к Пульхерии: maluit ineum gaudium tacere, quam repulsam sui ambitus publicare (Ep. 115 ad Marcianum. Migne 1. c. col. 1033–1034. Ep 116 ad Pulcheriam. ibid. col. 1036–1037. См. также ep. 117 к Юлиану Коскому, ibid. col. 1037–1038). 815 Arendt a. a. 0. S. 336; Hergenroter а. а. Ф. S. 85; Quesnellus. Dissertationes in s. Leonis Magni opera. Mignc ser. lat. t. 55, col. 291; Le-Quien 1. c. p. 24–25. 817 Quia tanta est gloriosorum principuin fides, ut confidenter.... pietate ipsorum ad utilitatem ecclesiae universalis utaris. 818 In episcopo Constantinopolitano catliolicus vigor non est, nec multum aut pro sacramenta salutis humanae aut pro sua est aestimatione sollicitus.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

990. Слово 24. 991. Слово 24. 992. Слово 24. 993. Слово 24. 994. Слово 24. 995. Слово 24. 996. Слово 24. 997. Слово 24. 998. Слово 24. 999.  Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью (Пс. 120. 6). 1000. Слово 24. 1001. Слово 24. 1002. Слово 24. 1003. Слово 24. 1004. Слово 24. 1005. Слово 24. 1006. Слово 24. 1007. Слово 24. 1008. Слово 24. 1009. Слово 24. 1010. Слово 24. 1011. Слово 24. 1012. Слово 24. 1014. Слово 24. 1015. Слово 24. 1016. Слово 24. 1017. Слово 24. 1018. Слово 24. 1019. Слово 24. 1020. Слово 24. 1021. Слово 24. 1022. Слово 24. 1023. Слово 24. 1024. Слово 24. 1025. Слово 24. 1026. Слово 24. 1027. Слово 24. 1028. Слово 24. 1029. Слово 24. 1030. Слово 24. 1031. Ср.: Не определено ли человеку время на земле, и дни его не то же ли, что дни наемника? (Иов. 7. 1). 1032. Слово 24. 1033. Слово 24. 1034. Слово 24. 1035.  Любовь никогда не перестает (1 Кор. 13. 8). Слово 24. 1036.  …тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7. 14). 1037. Слово 24. 1038. Слово 24. 1039. Слово 25. 1040.  Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6. 24). 1041. Слово 26. 1042. Слово 26. 1043. Слово 26. 1044. Слово 26. 1045.  …Отец ищет… и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4. 23, 24). 1046.  ..вселюсь в них и буду ходить [в них]» (2 Кор. 6. 16). 1047.  …если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного (Мф. 18. 19). 1048.  Пребудьте во Мне; и Я в вас (Ин. 15. 4). 1049. Слово 26. 1050. Слово 26. 1051. Слово 26. 1052.  …совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор. 6. 16, 17). 1053. Слово 26. 1054.  …рожденный от Бога, не грешит… лукавый не прикасается к нему (1 Ин. 5. 18). Слово 26. 1055. Мф. 18. 1. 1056. 1 Кор. 6. 20. Слово 26. 1057.  Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным; да не скажет враг мой: «я одолел его». Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Венадад Венадад – имя нескольких сирийских царей, упоминаемых в Библии. Можно ду­мать, что это слово, подобно сл. «фараон», которое служит нарицательным именем египетск. царей. По одному древн. свидетельству, слово это означает «сын солнца» (бенадад), как и фараон – сын солнца или Ра. По другому толкованию, сирийские цари назывались так в смысле «сынов Адада», основателя династии. 1-ый Венадад был современником иудейск. царя Асы, которому он помогал против израильск. царя Ваасы. Второй В. – соврем. израил. царя Ахава, задушен своим придворным Азаилом, захватившим дамасский престол в свои руки. Сын Азаила и был третьим В., он потерял те израильские города, котор. были завое­ваны его отцом. Его имя значится на ассирийском обелиске, найденном в Нимруде. Венгрия Венгрия – (по слав. Угрия) королевство, страна мадьяр, восточная половина Австро- Венгерской монархии, около 20 мил. жите­лей; по национальностям – 8.200,000 мадьяр, господствующих ныне, пришедших из северо-восточной части теперешней Европейской России, овладевших Паннонией и расселившихся в конце IX в. сре­ди сплошного славянского населения. Мадь­яры – тюрко-финского племени, исповедовали сначала дуалистическую религию, поклоняясь двум духам, доброму и злому и, принося им жертвы, даже кровавые; на­род хотя и дикий, но все-таки был вели­кодушен, гостеприимен и верен. Под влиянием славян они приняли христиан­ство; это влияние особенно заметно в их церковно-обрядовой терминологии. Крест, например, по мадьярски – Kereszt, вечер­ня – vecsernye, кум – koma, брат – baratumn; храмы доселе они строят алтарем на восток, в основание их полагают образ трех-раменного креста, богослуже­ние сопровождают пением без музыки. Из всего этого ясно, что первыми просве­тителями мадьяр были славяне, а не нем­цы, но с конца X века мадьяры начали подвергаться римским влияниям и в те­чение следующ. веков шла ожесточенная борьба между православием и католициз­мом. Стефан, 9971038 г., мадьярский князь, сын Гейзы, причисленный римско-католической церковью к лику святых, женившись на дочери баварского князя Ген­риха Гизелле, наполнил двор свой нем­цами, и чтобы освободится от вассальной зависимости от нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010