Необходимы, таким образом, поиски дополнительных критериев. На основе исторических даннных, находящихся в Житии Кирилла, глава 14, и в Житии Мефодия, глава 15, принимается, что в начальный период переводческой деятельности Кирилл и Мефодий перевели Евангелие и Псалтырь. Как кажется, нет возможности подтвердить эти исторические свидетельства филологической аргументацией, так что авторство братьев в переводе этих двух текстов является для филологии аксиомой. О переводе в это же время Паримийника нет никаких исторических свидетельств, но необходимость этой книги для православного богослужения позволила выдвинуть утверждение, что Паримийник был переведен вместе с Евангелием и Псалтырью (Новицкий 1837). Это соображение, основанное на исторической посылке, теперь всеобще принято. Оно находит себе подтверждение в лингвистическом сходстве Паримийника с двумя названными ранее текстами. При исследовании четьего типа Св. Писания в славянском переводе оказалось недостаточно исторического свидетельства о том, что Мефодий в конце своей жизни с помощью «попов-скорописцев» перевел полную Библию . Поэтому в работах А. В. Михайлова и И. Е. Евсеева были выдвинуты пять филологических критериев для подтверждения этого сообщения Жития Мефодия. (а)  Во-первых, соотношение текста в кириллических списках и в хорватских глаголических источниках (бревиариях, миссалах). В последних текст правлен по латинским источникам. Если удалить результаты этой правки, под ними открывается текст, переведенный с греческого оригинала и восходящий к тому же архетипу, что и текст кириллических списков Паримийника и некоторых четьих книг (см. Нахтигаль 1902). Известно также, что запрещение славянской литургии у хорват-католиков произошло в 925 г. на Сплетском соборе (оно продолжалось до 1248 г.). Значит, можно думать, что те тексты, которые, представляя собою перевод с греческого оригинала, находятся в хорватских источниках, возникли до 925 г. (Михайлов 1904, с. 22). Как видно, этот критерий имеет хронологические ограничения, он не позволяет разделить мефодиевские тексты и тексты симеоновской эпохи (893–927). Кроме того, не может быть уверенности в том, что всякое литературное сотрудничество между славянами-католиками и православными пресеклось в 925 г. Сегодня мы располагаем некоторыми доказательствами того, что в действительности оно продолжалось и дольше (см. Главу 5, § 3). Тем не менее необходимо учитывать этот критерий и стремиться к тому, чтобы с возможной полнотой использовать хорватские источники. Обнаружение того или другого библейского текста в них является надежным доказательством существования текста в древний период. Напротив, отсутствие определенного текста в хорватских источниках может являться доказательством, но может и не являться им. Как известно, argumenta ex silentio не являются достоверными.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

467,. 631. 666–7. 813. 982 сл. 985,23. 999,116. 1113. 1114 сл. 1136. 1145 сл. 1171. 1196. 1236. 1282–3) и эллинские у него элементы (I: LII. II: 529). Эллинское образование Ап. Павла (II: 879 сл. 904 сл. 913 сл. 920–3. 933–4. 935–949. 945,835. 971. 876–981: 994 сл. 1110–1111. 1157). Ораторское искусство, ритм и риторика в посланиях Ап. Павла (II: 925,697. 927–8. 956,883. 966,939. 973. 974. 975–6. 981,1000) и его Афинская речь (II: 924 сл. 925,696. 931. 932–4); кинически-стоическая диатриба (II: 972–3); цитаты из языческих поэтов в Дeяh. XVII, 28 . 1Кор. 15:33 . Tum. I, 12 яко бы ходячие пословицы (II: 928 сл.). Влияние на Ап. Павла досократовской космогонии (II: 770), Аристотеля (II: 581. 770) и Платона (II: 581) – с усвоением платоновских упований (I: LII,399 II: 270. 317),–Пифагора и пифагорейцев (I: 660,58. 797,369. 884,576. II: 1132) и неоплатонизма (II: 697). Павел якобы (II: 382 сл. 1033,388) дуалист (I: 790,341. II: 476. 624–5. 1118 сл. 1134. 1155) эллинистический (II: 375,1065. 574. 619) в амартологии (II: 557. 563. 566) с дуалистическою аскетикой (II: 1156. 1271); дуалистический пессимизм и оптимизм (II: 557. 558. 1271–2), амартология (II: 560 сл. 566 сл. 570. 588) и отношение плоти: и греха (II:. 1002,118). О церкви, крещении и евхаристии, якобы цветов взято из эллинизма в богословие Ап. Павла (II: 668), который вообще открыл в христианстве дверь вторжению язычества (II: 814. 991. 1060. 1161. 1172); парсизм (II: 1129) и религиозный; синкретизм (II: 1151. 1170) в апостольских учениях. Павел и (римское) право: юридическое образование Апостола (II: 1197 сл. 1201 сл.) и латинский язык (II: 1199–1201), но независимость в религиозно-догматических концепциях (II: 1235–8. 1288), как и в частных пунктах: обетование, как завещание,, и закон, как кодицилл (II: 1205–1210); опекуны (tutores) и попечители (curatores) в отношении к наследованию язычниками христианских благ (II: 1210–1215);.. ycыhobлehue–adopmio (II: 1219–1231. 1233–5), σοθασα (II: 998,116), jus. naturale и jus gentium (II: 1221–2), Jua postliminii.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Д. имел дар исцелять больных и изгонять злых духов. Автор Жития подробно описывает одно из чудес святого: Д. укротил молитвой свирепого быка, купленного пастухом Македонием для работы на поле, а затем подарил это животное бедной женщине, избавив от нужды ее семью. Когда Д. был уже в преклонном возрасте, арабы напали на о-в Кипр. Они разорили множество селений, в т. ч. и г. Хитры, захватили богатую добычу и увели в плен много жителей. Д. вслед за своей паствой отправился в Вавилон (И. Делеэ предполагает, что автор подразумевает под Вавилоном Каир, большинство исследователей считают, что речь идет о Багдаде). Д. убедил араб. правителя вернуть награбленную добычу и освободить пленных. Вскоре после возвращения на Кипр Д. скончался. От его мощей стало проистекать миро. Известен единственный список Жития Д. (BHG, N 495) в составе рукописи Sinait. gr. 789 (XII в.). Обширное предисловие, представляющее собой похвалу святому, содержит много «общих мест». По мнению первых издателей Жития Д., оно было написано местным кипр. автором вскоре после смерти святого (по А. Грегуару, до 925, согласно Делеэ, в сер. Х в.). Х. М. Лопарёв относит этот памятник к более позднему времени, указывая на то, что автор Жития не знает исторических реалий (напр., нападение арабов на остров трактуется как разбойничий набег извне, а не как карательная экспедиция, что соответствовало бы статусу Кипра как совместного владения халифата и Византии (кондоминиум)). Лопарёв также считает маловероятным путешествие 80-летнего Д. в Багдад и то, что он мог разжалобить халифа. Этот исследователь относит данное Житие к числу «подложных» и сомневается в самом факте существования святого. Л. Рюден видит в описываемых автором Жития событиях отражение похода на Кипр араб. военачальника Дамиана Тарсийского (911), предпринятого в ответ на нападение в 910 г. визант. адмирала Имерия на мусульман, живущих на о-ве Кипр, и на сир. крепости. По словам араб. писателя Масуди, в течение 4 месяцев арабы грабили остров и захватывали в плен греч. население. Спустя 2 года К-польский патриарх Николай I Мистик (901-907; 912-925) направил письмо халифу Мухтадиру, в к-ром обвинил его в разорении Кипра. Патриарх напоминает, что остров является общим владением греков и арабов, и просит восстановить права киприотов. Хотя в этом письме не упоминается Д. и не говорится об освобождении пленных, по мнению Рюдена, Д. мог входить в состав посольства, направленного к араб. правителю патриархом Николаем I Мистиком, и сыграть значительную роль в освобождении пленных. Рюден считает возможным, что Житие Д. было написано до заключения мирного договора с арабами, в кон. 913 - нач. 914 г. В наст. время большинство исследователей относят Житие Д. к сер. Х в.

http://pravenc.ru/text/172058.html

- принудительная чипизация: способности ребенка предлагается «увеличивать за счет генной модификации и чипизации», «Должна быть обеспечена постоянная связь каждого индивидуума с глобальными информационно-управляющими сетями. Наноэлектроника будет интегрироваться с биообъектами ( людьми) и обеспечивать непрерывный контроль за поддержанием их жизнедеятельности, улучшением качества жизни, и таким образом сокращать социальные расходы государства»; - введение обязательного уровня материального обеспечения, несоответствие которому повлечёт изъятие детей по бедности (или невыдачу лицензии на родительство), так как «бедность осложняет воспитание детей, ограничивая родительские возможности по созданию насыщенной развивающей среды вокруг ребенка»; - введение принудительной вакцинации и сексуального «просвещения» (в ЕС уже появились в продаже детские презервативы, а новая вакцинация, по мнению ряда врачей, ведёт к бесплодию девочек); Уже 27 декабря 2010 года эти предложения и «законодательные инициативы» планируется рассмотреть на Госсовете. Если Президент их одобрит и подпишет, именно этот «инновационный курс» развития России будет принят. Мы не должны этого допустить! Настал решающий момент, когда народ должен высказать своё истинное отношение к такому «развитию страны» и переломить ситуацию! 22 декабря в Москве, в Киноконцертном зале « ПУШКИНС КИЙ» ( Москва , Пушкинская пл., д. 2, метро «Пушкинская», «Чеховская», «Тверская») с 9-30 до 14-30 пройдёт Всероссийский общественный родительский форум РОССИЮ!», где будет обсуждена ситуация вокруг внедрения в России под новым названием «ювенальных технологий», выработаны меры противодействия, даны необходимые рекомендации, начат сбор подписей под письмами протеста. Также форумы пройдут в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге с 11-30 до 16-30 по местному времени (место проведения уточняется). КОНТАКТЫ: Координационный Центр (для регионов): 8-343-273-7227, 8-343-273-7227, 8-908-638-0490, 8-908-638-0490 Москва: 8-925-199-1464, 8-925-199-1464, 8-916-622-3545, 8-916-622-3545, 8-985-233-4584 8-985-233-4584

http://ruskline.ru/analitika/2010/12/18/...

131 Монастырское заключение, по приговору уголовного суда, назначается за преступления, предусмотренные в ст. 158, 1549, 1585, 1593, 1594 и 1597 Улож. Наказ. изд. 1866 г. В Уставе Дух. Консисторий хотя и содержатся некоторые узаконения о монастырском заключении, но эти узаконения касаются собственно людей духовного звания, о которых речь будет в главе о подсудности лиц духовного звания. 132 Настоящее распоряжение состоялось по ходатайству Самарского епархиального начальства об освобождении женских монастырей Самарской епархии от заключения в них преступниц, присуждаемых к монастырскому заключению светскими судебными местами. 133 Церковное покаяние, следующее подсудимому за одно из совершенных им преступлений, не полагается более строгим наказанием за другие преступления. (Реш. Сенат. 1868 г. 1. по деду Циммермана.) 134 По смыслу приведенной статьи вопросы о том : 1) согласно ли с постановлениями православной церкви совершено св. крещение над малолетним евреем по обстоятельствам, сопровождавшим совершение его крещения, и 2) если согласно, то произошло ли действительное сознательное, или бессознательное отступление от христианской веры православного исповедания, подлежат исключительно разрешению духовного начальства по законам и правилам церковным; обсуждению же и разрешению светского уголовного суда подлежит лишь вопрос о том, должно ли отступление от христианской веры православного исповедания быть в данном случае вменено в вину субъекту этого деяния и влечь за собою определенное в законе наказание, или ограничение в пользовании правами состояния, независимо от увещания вразумления со стороны духовного начальства. (Реш. Угол. Ком. Депар. Прав. Сената. 1871 г. 925 по делу Кацмана.) 135 Ст. 185 Улож. Наказ. не может быть применяема в том случае, если обвиняемый в отступлении от православия принял св. крещение в таком возрасте, когда он не мог иметь надлежащего о своих поступках разумения. (Реш. Угол. Кассац. Депар. Прав. Сен. 1871. 925 по делу Кацмана.) 136 Буквальный смысл статьи 1006 показывает, что право возбуждения уголовного преследования по делам такого рода предоставлено исключительно власти духовной; только она может и должна разрешить в каждом данном случае, требует ли интерес церкви уголовного преследования совратившегося, или совращаемого, не смотря на то, что факт совращения доказан, или же надлежит ограничится мерами предупреждения и пресечения преступления.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Согласно свидетельству Видукинда Корвейского (ок. 925 - после 973), О. был коронован после смерти Генриха I, в 936 г., в Ахене, однако более вероятно, что коронация состоялась еще при жизни отца, в 930 г., в Майнце (см., напр.: Keller. 1995). Хронология правления Первые годы правления прошли в борьбе с внешними врагами и в противостоянии представителям герм. знати, оспаривавшим его право на престол. В 936 г. О. направил саксон. военачальника Германа Биллунга († 973) в поход против восставшего слав. племени ротарей, благодаря чему удалось одержать верх и восстановить влияние герм. короля в регионе. Вскоре на землях, захваченных у полабских славян, О. создал 2 маркграфства, ставшие форпостом для дальнейшего распространения влияния герм. государя на восток: Герман Биллунг в 936 г. получил территории в нижнем течении Эльбы (впосл. именовались маркой Биллунгов), а др. представитель саксон. знати, Геро Железный († 965), в 937 г. стал маркграфом Восточной марки в среднем течении Эльбы и на р. Зале. К 940 г. О. подчинил себе слав. земли вплоть до Одера. С началом правления О. набеги на герм. земли возобновили венгры. В 937 г. они напали на Франконию, в 938 г.- на Саксонию, но оба раза их натиск удалось отразить. В 943 г. близ г. Вельс крупную победу над венграми одержали войска герц. Бертольда Баварского († 947), после чего набеги на нек-рое время прекратились. В 938-939 гг. против О. выступили его старший брат Тангмар, младший брат Генрих, Эберхард, герцог Франконии (918-939), и Гизельберт, герцог Лотарингии (925 или 928-939). Тангмар был убит в 938 г., Эберхард и Гизельберт погибли в 939 г. Генрих сначала бежал ко двору западнофранк. кор. Людовика IV Заморского (936-954), но потом вернулся в Германию и примирился с братом, к-рый передал под его управление Лотарингию. В 941 г. Генрих поднял новый мятеж и организовал покушение на О. в Кведлинбурге. После подавления мятежа Генриха поместили под арест в Ингельхайме (ныне Ингельхайм-ам-Райн); герцогом Лотарингии по распоряжению О. стал Оттон I († 944), граф Вердена. После его смерти герцогство Лотарингское получил женатый на его дочери Конрад Рыжий († 955), граф Вормсгау и Шпайергау (во Франконии), к-рый, овдовев, в 947 г. женился на Лиутгарде, дочери О.

http://pravenc.ru/text/2581739.html

(извлечены из большого собрания греческих писем этого Константинопольского патриарха (901–906/907, 911/912–925), которое хранится в библиотеке Апостолика в Ватикане 1158 . Автор их, один из образованнейших ромеев (по словам Продолжателя Феофана, «в мудрости выдающийся»), вначале ученик и приближенный патриарха Фотия (858–867, 877–886). В свою очередь став «архиепископом Константинополя и Нового Рима», Николай I оказался воспитателем и опекуном юного Константина Багрянородного (913–959), получил значительную долю власти в государственных делах и вплоть до своей смерти в 925 г. был главным советником императора по внешней политике 1159 . Озабоченный также делами Церкви, он обнаружил своими посланиями и письмами чрезвычайно разностороннюю деятельность. Среди усиленных стараний по поводу внутренних и внешних примирений, особенно прекращения болгаро-византийской распри при царе Симеоне (893–927) 1160 , его также не покидали мысли о миссионерской деятельности Церкви на севере и северо-востоке, в северокавказской Алании, Хазарии. Отсюда послание Симеону (одно из 26 сохранившихся), написанное, вероятно, в конце августа-начале сентября 917 г., в котором он поставил «архонта Болгарии» в известность о том, что все его враждебные замыслы раскрыты благодаря регулярным разведывательным контактам стратига Херсона с печенегами, а также еще два письма, на сей раз отправленные в Херсон и взаимно дополняющие друг друга по содержанию, связанному с организацией отсутствовавшей до того епископской кафедры в Хазарии и хиротонией пресвитеров. Одно из них адресовано архиепископу Херсона вскоре после завершения очередных переговоров с болгарами и установления церковного мира на соборе в Константинополе в марте 919 г. Другое отправлено, видимо, одновременно с этим письмом или вслед за ним некоему должностному лицу, вероятнее всего, стратигу, прибывшему незадолго перед тем в город, но уже ожидаемому с докладом в Константинополе. Это один из наиболее ценных источников об организации миссионерской деятельности византийской Церкви в начале X в., который нуждается в особенно тщательном критическом анализе. Перевод последних двух писем с параллельным греческим текстом впервые издан В. И Григоровичем и взят за основу приведенной ниже публикации источника). Симеону, архонту Болгарии 1161

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Умершие должны быть погребаемы на отведенных для того кладбищах, вне городов и селений (Св. зак. т. XIII уст. врач. упр. ст. 925). Для погребения тел священно- и церковнослужителей, назначаются места, лучшие на кладбищах и, если возможно, то отдельные от тех, на коих погребаются миряне (Требн. Петр. Могил. о чин. погреб.). Места для кладбищ должны быть отводимы в местностях высокого и сухого грунта (Указ. Синод. 1756 г.). В городах кладбища устрояются общим иждевением обывателей, на выгонной земле – удобной, расстоянием от последнего городского жилья не ближе ста сажен (Св. зак. т. XIII уст. врач. упр. ст. 909, 911, 914). В селениях кладбища должны быть не ближе полуверсты от них (Там же, ст. 915); они должны быть огораживаемы, а в безлесных местах обводимы рвом (Там же, ст. 916). Никакого строения не дозволяется возводить на сих кладбищах (Там же), за исключением смертных домов или усыпальниц (Там же). Умершие от заразы не должны быть погребаемы на сих кладбищах, но на особом карантинном кладбище (Указ. Синод. 1840 г. дек. 27). Для погребения иноверцев отводятся кладбища близ кладбищ, находящихся при православных церквах (Св. зак. т. XIII уст. врач. упр. о карант. ст. 1286). Младенцы мертворожденные, или умершие до совершения над ними крещения, не должны быть погребаемы на общих кладбищах (Требн. Петр. Могил. о крещ. и некрещ. млад. умер. и о погреб. их). При церквах, внутри города находящихся, погребать умерших не дозволяется (Том XII, прим. к ст. 925). При церквах, но не в самых церквах, находящихся в селениях, дозволено погребать тела умерших местных протоиреев и священников, честно и беспорочно проходивших свое служение и христиански скончавшихся (Указ. Синод. 1833 г. апр. 13). Погребение мирян при церквах должно быть допускаемо сколько возможно реже и не иначе, как по особому, всякий раз, разрешению епархиального архиерея и по самым уважительным причинам, как то: в благодарность создавшему храм своим иждивением или обеспечившему содержание приюта, и притом – имевшему житие благозаконное и кончину непостыдную 86 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

Опольск. » на р. Луге Окологородье » Давыдово Какино, сельцо Толдожск. Каллин Бор Керстово, село Опольск. 893. 899. 942 Кикин Бор у Вичасова Толдожск. 909. 917. 920 Кикерицы, сельцо Опольск. Кинеша на р. Луге Окологородье Кленно » » » Клин, сельцо Опольск. 946. 949 » Кряково Окологородье » Падога Коровье, сельцо на р. Луге Опольск. Корпово Коровье Толоджск. Коскола Лусское, сельцо Окологородье Котел на р. Луге Кошкино на усть р. Соды Куровичи, село на р. Луге Кут, село Опольск. 895. 900. 901. 943 Левонтьево над оз. Валгомом Толдожск. Литязно, сельцо Опольск. Лоузно Ратчинск. Лужыци на р. Лужыце Толдожск. Лужыца 911. 923. 932 » на у. Луги у моря Лусское Песто на у. р. Пестой Окологородье Лялици, село Опольск. 897. 903 Мали, сельцо 894. 941 Толдожск. Над Валгомом оз. Толдожск. 926. 929 Новая Весь, сельцо Опольск. Новое, сельцо 938. 942 Онстопель, село Опольский Воздвиж. пог. Ополье у Воздвиж. на погосте Орел на р. Луге Окологородье Падога Подол на р. Луге Парзил над морем Толодожск. Парасольское Болото Окологородье Пилола, село Толдожск. 907. 919. 922. 931 Получье над оз. Хабалинским Получье 908. 925 Порхово на р. Луге Окологородье Проложки Опольск. 900. 952 Пумалицы, село Толдожск. Пустомержа, село Опольск. 945. 948 Рагвици, сельцо 893. 939 Ранола, село Толдожск. 910. 925. 929 908. 915 Ратчино, село у пог. Егор. св. Ратчинск. 933. 935 Родкино над Врудицею Опольск. Рудъела Новая, сельцо Толдожск. 908. 923 » Старая, » Серговичи, сельцо Опольск. Сольское Болото, на р. Соле Окологородье Стехнов Котел Темерица Толдожск. Терпигора Окологородье Торма, сельцо Опольск. Черная на р. Черной бл. моря Толдожск. 912. 916 Чяпово Опольск. Ямская Весь Фалелеево Ратчинск. Сокращения: Окологородье – Ямское Окологородье; Опольск. – Воздвиж. Опольск. пог.; Толдожск. – Никольск. Толдожский пог.; Ратчинск.–Егорьевск. Ратчинский пог. Ладожский уезд Название селения Какого погоста? Число дворов Столбцы писц. книги Батово Михайл. пог. Батуров Бор Городенск. Белобородово Бобаново Егор. Теребужск.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

за 470, разъяснено, что по ст. 1472-й ул. о нак., которою должны руководствоваться в подобных случаях местные, как гражданские, так и духовные начальства, могут быть лишаемы христианского погребения только лица, намеренно лишившие себя жизни, к числу которых не могут быть отнесены погибающие случайно от злоупотребления крепкими напитками 206 . По вопросу о погребении священнослужителей и мирян в оградах при церквах Св. Синод (в опредлении от 25 авг.–22 сент. 1882 г. за высказал: ст. 915-я т. XIII уст. медиц. помощ. (Св. Зак. 1857 г.) говорит только об отводе мест для общественных кладбищ позади селений, не ближе полверсты от них, а ст. 925-я гласит: мертвые д.б. погребены на отведенных для того кладбищах вне городов и селений, но ст. 913-я дает право заключить об исключениях из общего правила для церковных оград как городов, так и селений, ибо ею запрещается устраивать над погребаемыми при церквах к.-л. будки для чтения псалтири; эти исключительные случаи погребения в церковных оградах были уже разъяснены в указе Синода, от 12 апр. 1832 г., где в п. 2-м сказано: «при церквах, находящихся в селениях, но не в самых церквах, дозволяется погребать тела местных протоиереев и священников, честно и безпорочно проходивших свое служение и христиански скончавшихся», а в п. 3-м: «что же касается прочих лиц, погребение оных при церквах в селениях допускать сколько можно реже и не иначе, как по особенному разрешению епарх. архиерея и по самым уважительным причинам, как-то: в благодарность создавшему храм своим иждивением, или обезпечившему содержание причта и притом «имевшему житие благозаконное и кончину непостыдную»; в случае же перевезения мертвого тела из одного уезда в другой, необходимо испросить согласия губернатора (ст. 933, т. XIII, уст. медиц. помощ.) 207 . В свою очередь и медицинский совет, приняв в соображение, что погребение в оградах церквей, как священнослужителей, так и мирян, совершается лишь в редких, исключительных случаях, и что примечанием к 925 ст. уст. медиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010