Центром почитания П. Н. была базилика во имя святого (Сен-Поль) в Нарбоне, по преданию, основанная им самим. В 1-м Житии сообщается о строительстве церкви за р. Од, «в месте, именуемом Альболы» (ad locum quem uocant Albolas, qui est trans pontem). Согласно более поздним Житиям, церковь, посвященная Пресв. Деве Марии, была возведена на месте дворца жены нарбонского правителя или языческого храма. Топоним «Альболы», возможно заимствованный из Жития, упоминается в грамотах 911 и 925 гг. ( Devic, Vaiss è te. 1875. Col. 130-131, 150-151). Базилика находилась на территории некрополя в юго-зап. пригороде позднеантичной Нарбоны, между Домициевой и Аквитанской дорогами. При археологических раскопках, проводившихся с 1941 г., были обнаружены многочисленные погребения, из которых самые ранние относятся к IV в. Близ храма исследованы остатки христ. мавзолея, украшенного напольной мозаикой (кон. IV в.) ( Jannoray. 1955; Dellong et al. 2002. P. 191, 297-306). Следы базилики или др. позднеантичных сооружений, связанных с гробницей П. Н., не были найдены. Высказывалось мнение, что церковь на могиле П. Н. могла быть возведена при еп. Рустике (427-461), одновременно с небольшой базиликой св. Феликса, находившейся на др. пригородном некрополе ( Riess. 2016. P. 116). Сведения о базилике П. Н. относятся лишь к эпохе Каролингов. В судебном решении 782 г. упоминаются «виллы и владения святых Юста и Пастора, св. Павла и св. Стефана, которые находятся в Нарбонском паге» (Gallia Christiana. P., 1739. T. 6. Col. 5). Согласно привилегии имп. Людовика Благочестивого (814), «монастырь, известный под именем св. исповедника Павла, где этот святой телом своим почивает», находился под управлением архиепископа Нарбонского (Die Urkunden Ludwigs des Frommen/Bearb. T. Kölzer. Wiesbaden, 2016. Tl. 1. S. 115. (MGH. Dipl. Kar.; 2); ср. привилегию кор. Карла Лысого (843): Gallia Christiana. P., 1739. T. 6. Instr. Col. 4-5). В 858 г. гробницу П. Н. посетил на обратном пути из Испании парижский мон. Узуард (PL. 115. Col. 948). В документах 925 и 964 гг. упоминаются также гробницы и реликвии др. святых, не названных по имени (см.: Griffe. 1943. P. 485).

http://pravenc.ru/text/2578557.html

Моревым, приходится сказать гораздо больше и определеннее: все сочинение м. Стефана представляет, от начала до конца, очень искусно составленную компиляцию из Боллярмина (главным образом), Бекана и отчасти других неизвестных католических богословов. Самостоятельный труд автора пошел исключительно на незаметное устранение специфических и наиболее очевидных сторон и пунктов католической догматики, на замену соответственным православным воззрениям, на «присвоение» и «приспособление» – в буквальном значении этих слов. О. Морев наглядно представляет это на особых «графиках» – таблицах, указывая параллельно соотвенные места и страницы из «Камня веры» и сочинений Беллярмина («Disputationes») и Бэкана. На этих таблицах, в графике: «характер заимствований», страница за страницей, даются одно за другим таша, напр., «показания» (берем трактат «Камня веры» «о благих делах»: стр. 925–1062, – Beliarm., De justificat,, ed. 17–21, opp. t. IV, col. 463 squ., Becani, opp. 1643 p. 1497 squ.): стр. 925–926 (Морев, 188 и сл.): «Лютеранское учение... изложено значительно сокращеннее» – сравнительно с Беллярмином, стр. 463–464, – «заимствовано из Disputationes, излагается подробнее; у Бекана взято несколько строк и цитат», – «буквально заимствованы свидетельства свв. Иоанна Злат., Григория Назиан., Амвросия и Иеронима», но из этих свидетельств и состоит вся глава («К. В.» 934–936), – «заимствованы главные мысли, свидетельства св. Писания и комментарии» к одному из них, – «заимствована общая мысль и свидетельства св. Писания», «заимствована общая мысль, некоторые мысли и буквально некоторые фразы», – «буквальный перевод» («К. В.», 937–949), и т. д. Так и в других догматических трактатах... Словом, за исключением немногих страниц, в «Камне веры» идет непрерывный ряд «заимствований» – в буквальном переводе из латинских источников или в перифразе, сокращенном или распространенном, с ссылками, по местам, на некоторые церковно-славянские издания московской печати, иногда с добавлениями из них, особенно же – на «Православное Исповедание» московского издания, хотя киевское по происхождению.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Это христианство. Это православие. Она всех воспринимала как потенциальных чад. Тех, кто остался верен, пошел на Голгофу, пошел в концлагерь, и тех, кто заседал в Кремле. Дмитрий Киселев: Великомученичество. Что это такое? Алексей Светозарский: Это несомненная духовная победа. Это герои веры. Но был и другой путь — путь патриарха Сергия, не менее героический. Николай Сванидзе: У меня вопрос к Алексею Алексеевичу Венедиктову, историку по образованию и учителю истории, главному редактору радиостанции «Эхо Москвы». Алексей Алексеевич, часть церковного руководства уже с начала 20-х гг. демонстрировала готовность к сотрудничеству с властью, которая ведет в это время кровавый  жестокий террор против Церкви. Не является ли эта позиция вот этой части церковного руководства следствием старой привычки быть вместе с властью? Причем, с любой властью? Надо отметить, что были и другие священники. Были другие люди Церкви, которых не удалось сломить, которые действительно, как было сказано, шли на Голгофу. Алексей Венедиктов: Я далек от мысли приравнивать палачей и предателей… Можно предательство объяснить чем угодно: давлением, угрозами. Я смотрю на людей Церкви, на отцов Церкви как на людей. Я человек  невоцерковленный. Я историк. Я смотрю на поведение людей. Вы знаете, я читал документы, и у меня была встреча с патриархом Алексеем. Он рассказывал, как в Бутове расстреливали священников. Это нам кажется, что  взвод – и гордый священник стоял перед ним. 925 человек было расстреляно без суда. Каким образом? Один человек шел. К нему приставляли, к затылку, «вальтер» и в темноте стреляли. Вот так священники, которые не были готовы сотрудничать с советской властью, погибли на полигоне в Бутово, под Москвой. 925 человек! В Церкви так же, как в обществе, на мой взгляд, есть люди, которым хочется подражать и которым не хочется подражать. Вот патриарху Тихону хочется подражать. Я прочел полную стенограмму его допроса. В тяжелейших условиях, в условиях, когда в то же самое время, когда шли его допросы, он знал, что убивали его соратников. Он отвечал на вопросы следователя, не имея никакой защиты. Реально он понимал, что он завтра может не прийти. У него погибали странным образом сотрудники. Человек стоял! Стенограмма опубликована, читайте. Документы надо читать.

http://pravmir.ru/istoricheskij-process-...

Реформаты-кальвинисты, славящиеся свои скромным образом жизни, решили сэкономить не только на возведении храма, но и на текущих расходах. Вот что сообщалось в «Известиях С.-Петербургской городской общей Думы» в 1870 году: «Г-н С.-Петербургский губернатор, в предложении от 5 прошлого февраля, уведомил Распорядительную Думу, что перестройка мостовой перед реформатской церковью на набережной р. Мойки, произведенная в 1869 году, обошлась в 925 рублей. По требованию Его сиятельства от старшин помянутой церкви уплаты этих денег, они обратились к нему с прошением, в котором изложили, что церковь обременена значительными долгами, между тем доходы её очень ограничены, так что старшины находятся в затруднении уплачивать по числящимся на церкви долгам проценты, а потому просят освободить их как от уплаты следующих за перемощение мостовой 925 рублей, так и 853 р. 49 коп., причитающихся с церкви за содержание этой мостовой по 1872 г. включительно. Вследствие вышеизложенного генерал-адъютант граф Левашов предложил Распорядительной Думе настоящее ходатайство старшин реформатской церкви передать на обсуждение Общей Думы». 730 Однако, рассмотрев настоящую просьбу, члены комиссия решили, что «повинность эту несут все церкви без различия вероисповеданий; и что совет реформатской церкви, предпринимая постройку церковного здания на уступленном городом месте в одной из лучших улиц Петербурга, должен был предвидеть и сопряженные с сим расходы. Ввиду сего комиссия положила: представить на благоусмотрение гг. гласных, что, по её мнению, ходатайство старшин реформатской церкви об освобождении от уплаты денег за перестройку мостовой против церковного здания следовало бы отклонить». 731 А в декабре 1871 года в церкви случился пожар; интерьер храма был полностью уничтожен огнем. В журнале «Нива» было приведено описание реформатской церкви – как она выглядела до этого бедствия. По красоте стиля, по пропорциональности частей немецкая реформатская церковь принадлежала к лучшим зданиям Петербурга. Кроме главного портала, два боковые хода вели на общую площадку, откуда поднималась широкая лестница в 6 ступеней на другую площадку.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

На пресс-конференции были анонсированы VI Свято-Георгиевские чтения «Православие. Этнос. Культура», которые пройдут 23 и 24 ноября, в неделю национального праздника Джеоргуыба . В этом году для обсуждения выбраны следующие темы:  К участию в чтениях приглашены как ученые Северной Осетии, так и представители других регионов РФ и стран ближнего зарубежья. Епископ Леонид отметил, что после своего назначения Управляющим приходами Русской Православной Церкви в Республике Армения он регулярно посещает эту страну. «Армения — стратегический партнер России в Закавказье, и сотрудничество по разным вопросам, в том числе по церковным каналам, имеет большое значение для наших государств. С начала года состоялся ряд важных встреч — с Католикосом всех армян Гарегином II, представителями органов власти Армении и др. Большим событием в российско-армянских отношениях стало освящение в октябре этого года Крестовоздвиженского храма Русской Православной Церкви в Ереване», — сообщил архиерей. «Наша Церковь принимает деятельное участие в урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе. 8 сентября я участвовал в трехсторонней встрече духовных лидеров России, Армении и Азербайджана, — инициатором переговорного процесса выступил Святейший Патриарх Кирилл. Будем надеяться, что наши усилия принесут добрые плоды», — добавил епископ Леонид. В заключение архипастырь пригласил журналистов на освящение возрожденного храма в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Нижний Зарамаг, которое состоится в престольный день — 4 ноября. Факт принятия христианства в качестве официальной религии Аланского государства надежно устанавливается документальными свидетельствами — серией писем Патриарха Константинопольского Николая Мистика (на кафедре в 901-907 и 912-925 гг.), одного из организаторов и непосредственных участников данного процесса. Анализ указанных документов, введенных в научный оборот классиком отечественной византинистики Ю.А. Кулаковским, позволяет утверждать, что официальное принятие православного христианства (то есть крещение царя и правящей элиты, а также учреждение отдельной епархии в составе Константинопольского Патриархата) произошло в период между 912-м и 925 г., во второе патриаршество Николая Мистика. Более точная (до года) датировка на сегодняшний день не представляется возможной; кроме того, дата официального принятия христианства тем или иным государством практически всегда устанавливается с известной долей условности и носит символический характер. Таким образом, выбор любого года в диапазоне с 2017-го по 2025 год для празднования 1100-летнего юбилея Крещения Алании с научной точки зрения правомерен и исторически оправдан.

http://patriarchia.ru/db/text/5052823.ht...

Серафим (Ляде), обн. митрополит 493, 496, 499–501,603, 917–918 Серафим (Мещеряков), митрополит 256, 257, 286, 308, 313, 340, 344, 503, 619, 918–920, 947, 950, 952 Серафим (Руженцов), обн. митрополит 256, 344, 353, 376, 402, 416, 417–419, 422, 428, 435, 437, 438, 441, 442, 448, 451, 461, 462, 464, 465, 470, 474, 479, 480, 506, 521, 555, 711, 744, 863, 920–922 Серафим (Самойлович), архиепископ, свмч. 43, 87, 467 Серафим (Силичев), обн. архиепископ 923–924 Серафим (Чичагов) , митрополит, свмч. 192, 577 Серафим Ахтырский см. Серафим (Ляде), обн. митрополит Серафим Московский см. Серафим (Руженцов), обн. митрополит Серафим, архиепископ Костромской см. Серафим (Мещеряков), митрополит Серафим, архиепископ Тверской см. Серафим (Александров) , митрополит Серафим, архиепископ Угличский см. Серафим (Самойлович), архиепископ Серафим, архиепископ см. Серафим (Александров) , митрополит Серафим, епископ Змиевский см. Серафим (Ляде), обн. митрополит Серафим, епископ Муромский см. Серафим (Руженцов), обн. митрополит Серафим, епископ Угличский см. Серафим (Самойлович), архиепископ, свмч. Серафим, игумен, эконом Александро-Невской Лавры 237 Серафим, митрополит см. Серафим (Руженцов), обн. митрополит Серафим, обн. архиепископ Иркутский 79 Сербский Патриарх см. Димитрий (Павлович), Патриарх Сербский Сербский Патриарх см. Димитрий, Патриарх Сербский Сергеев Петр см. Пётр (Сергеев), обн. митрополит Сергиев, митрополит Ростовский см. Пётр (Сергеев), обн. митрополит Сергий (Андреев), обн. епископ 924–925 Сергий (Баженов), обн. архиепископ 925–926 Сергий (Болгаров), обн. архиепископ 529, 531, 926–927 Сергий (Васильев), епископ 814 Сергий (Волков), обн. архиепископ 927–928 Сергий (Воскресенский), митрополит 1016 Сергий (Гришин), архиепископ 43, 1017 Сергий (Дмитриевский), обн. архиепископ 310, 363, 391, 421, 433, 450, 451, 531, 928–929 Сергий (Добросмыслов), обн. архиепископ 929–931 Сергий (Зверев), архиепископ, свмч. 931–933 Сергий (Иванцов), см. Сергий (в монашестве Софроний) (Иванцов), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Сохранились также сведения о некоем Димитрии Кизическом, жившем в нач. X в., адресате 2 писем патриарха Николая I Мистика . 1-е адресовано «митрополиту Кизическому» и написано в 924-925 гг. (RegPatr, N 764 2-е, относящееся к периоду 920-925 гг.,- «Димитрию Кизическому» (RegPatr, N 729 Даррузес полагает (основываясь на неизданном письме, к-рое и вызвало данный ответ патриарха), что этого Димитрия можно отождествить с автором трактата о ереси яковитов (RegPatr. P., 19892. Vol. 1. Pt. 2/3. P. 253). Однако тем самым он противоречит собственному мнению об отсутствии связи трактата с имп. Константином VII ( Darrouzès. Démétrius de Cyzique. Col. 208). Вопрос о личности адресата данных писем и его соотношении с Д. нуждается в дальнейшем изучении. Сочинения Большинство сочинений, с большей или меньшей степенью вероятности приписывавшихся Д., сохранились и опубликованы. Иоанн Скилица и Георгий Кедрин, перечисляя в начале своих исторических произведений источники, к-рыми они пользовались, упоминают хронику Д. в числе тех сочинений 1-й пол. XI в., где описывались совр. их авторам события ( Scyl. Hist. 1; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. P. 4). Это, по-видимому, единственное произведение Д., к-рое не сохранилось ( Krumbacher. Geschichte. S. 399). Дошедшие до нас произведения Д. можно разделить на 2 группы: юридические (гл. обр. церковно-правовые) и полемические сочинения. Юридические Бесспорно принадлежит Д. канонический трактат (Μελτη) о брачном праве ( Ρλλης, Ποτλς. Σνταϒμα. Τ. 5. Σ. 354-366; PG. Vol. 119. Col. 1097-1116). Опираясь на «том Сисиния» (постановление, принятое при патриархе Сисинии II К-польском на заседании патриаршего синода 21 февр. 997 г., в к-ром были запрещены нек-рые браки в свойстве 6-й степени), Д. обсуждает вопрос о допустимости браков в 6-й степени свойства. Он исходит из того, что подобные браки запрещаются только в тех случаях, когда возникает смешение степеней родства и свойства (напр., брак 2 братьев с 2 двоюродными сестрами); в остальных же случаях (напр., брак дяди и племянника с теткой и племянницей соответственно) эти браки допустимы. Такое мнение (его придерживались только магистр Евстафий Ромей , судья высшего суда империи, и Д.) было исключением в сер. XI в., когда «том Сисиния» интерпретировался в смысле запрета всех браков в 6-й степени свойства. Именно поэтому в одной мюнхенской рукописи трактата указано, что нек-рые приписывают его Евстафию, хотя большинство все же считают автором Д. ( Павлов. 1887. С. 110. Примеч. 1; Zachariä von Lingenthal . 1892. S. 66. Anm. 113; S. 67).

http://pravenc.ru/text/178139.html

Что же касается Thusumes, то в Hypomnesmicum’e Феодосия Гангрского положение ее указано точнее, чем в письме Анастасия апокрисиария 138 ; там сказано: ....in castro Thusumes nuncupato, sito supra villam Mochoes. climatis Apsiliae termini, ad orientem Pontici maria, apud ipsum pedem Caucasiorum montium, juxta Christi amicorum regionem Abasgorum et gentem Alanorum, quasi signis quinque a praedio Zichaclorio, id est, primo domo Grigorii, Veri amici Christi patricii et magistratus ejusdem regionis Alanorum“ 139 . В этой тираде последнее, заключительное слово „Alanorum“ должно признать опискою, в подлиннике, безусловно, стояло „Abasgorum“, ибо princeps Григорий называется verus amicus Christi и Алания представляется христианской страной, а это для VII века анахронизм; проф. Ю. Кулаковский выясняет, что „просвещение алан светом христианства совершилось в патриаршество Николая Мистика , и притом, вероятно, в ту пору, когда он вторично занял патриарший престол“, т. е. от 912 до 925 года 140 ; между тем Авазгия христианской страной становится еще со времени императора Юстиниана I . По такой конъектуре положение Thusumes определяется так [, что] это была крепость Авазгии, на восточном берегу Черного моря, в соседстве с Аланиею, в пяти Signa’x от дома патриция и магистра Авазгии Григория. По всем этим данным крепость Thusumes мы должны искать там, где ныне местность Цхузамела, иначе называемая Искуриею (по близости к реке Кодори, не далеко от нынешнего Сухума), под которою многие разумеют древнюю Диоскурию 141 . Из приведенных выше слов Феодосия Гангрского видно, что Thusumes была резиденцией магистра и патриция Авазгии, и Диоскурия, действительно, считалась столицей и административным центром этой страны. Schemaris – та самая крепость, в которой за год до заключения в ней Анастасия окончил жизнь свою препод. Максим. Преподобного Максима заключили, по Анастасию апокрисиарию, „in castro Schemari vocitato, juxta gentem illorum, qui dicuntur Alani 142 , или – „ες κστρον λεγμενον Σχοιμριν 143 , πλησον διακεμενον το ϑνους τν λεγμενων Αλανν“ 144 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

21) Симеон Новый Богослов (часть глав принадлежит Симеону Благоговейному , см. 6 .10 [Nota]). 755–782. 6 .22. 22) Никита Стифат . 785–851. 6 .177. 23) Феолипт Филадельфийский . 855–865. 6 .440–441. 24) Никифор Исихаст. 869–876. 6 .431. 25) Григорий Синаит . 879–925. 6 .376–379. 26) Григорий Палама . 929–1013. 6 .991, 997, 936, 987, 978, 964. 27) Каллист и Игнатий Ксанфопулы (часть глав восходит к творениям Каллиста Ангеликуда , см. 6 .1566). 1017–1103. 6 .1898. 28) Каллист-патриарх, главы 1–14 (Ксанфопул? Главы 15–83 добавлены только во 2-м афинском издании и принадлежат Каллисту Ангеликуду , см. 6 .1568). 1100–1102. 6 .1902. 29) Каллист Тиликуд (на самом деле – Каллист Ангеликуд ). 1103–1107. 6 .1566. 30) Главы святых отцов о молитве и внимании (анонимно, предположительно – Каллист Ангеликуд ?). 1107–1109 [= Φιλοκαλα. θναι 1976. 4. 373–375; PG 147. 828–832]. 31) Каллист Катафигиот (в действительности, Каллист Ангеликуд ). 1113–1159. 6 .1569. 32) Симеон Солунский . 1160–1162. 6 .1931. 33) Об Иисусовой молитве (помещено анонимно, автор – Марк Евгеник). 1163–1167. 6 .2023. 34) Толкование на Господи, помилуй (анонимно, на новогреч.). 1168–1170 [= Φιλοκαλα. θναι 1976. 5. 69–72]. 35) Симеон Новый Богослов (новогреч. пер.). 1171–1177 (Симеон). 6 .14; 1178–1185 (Пс.-Симеон). 6 .163. 36) Григорий Синаит (новогреч. пер.). 1186–1197. 6 .379. 37) Отрывок из жития Максима Кавсокаливита. 1198–2001. 8 .411. 38) Отрывок из жития Григория Паламы . 1202–1206. 6 .1407. Nota . В серии λληνες πατρες τς κλλησας. Φιλοκαλα ( Θεσσαλονκη) издаются творения отцов-аскетов (с параллельным новогреч. переводом без крит. аппарата), однако это серийное изд. лишь по названию совпадает с «Добротолюбием» свв. Макария и Никодима. Состав же его много шире: включены, в частности, апофтегмы, «История боголюбцев» бл. Феодорита Кирского , «Луг духовный», «Лавсаик», Исаак Сирин , Исихий Иерусалимский (подл.), все творения Максима Исповедника , Иоанн Синаит, Николай Кавасила , и др.; число томов достигло уже 45.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

925. Мироновский – Богословский, женский, совсем уничтоженный, Черниговской губ. и уезда, по указанию Амвросия недалеко от заштат. гор. Березны, при р. Снове, на болотистом и отовсюду окруженном водою месте (не под местечком ли Седневым?). Основан в 1690 г. иеромонахом Мироном Орловским и был, следовательно, первоначально мужским, но в 1750 г. вышедшая из-за границы игуменья Мария с 25 монахинями с дозволения еписк. Чернигов. Ираклия поселилась в обители сей и в 1760 г. устроила новую церковь во имя св. Иоанна Богослова. Ратшин относит монастырь к существующим и называет заштатным, но его нет ни в «Списке насел. м. Чернигов. губернии», ни на подробных картах. Упразднен в 1786 г. “Ист. Росс. Иер.», V, 71; Ратшин, 540; “Опис. монаст.», 1817 г., 69; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 536. 926. Михаилова пустынь или Сретенский – Успенский – Николаевский, мужской, ныне погост Михаилова Пустынь, Владимирской губ., Ковровского у., в 12 вер. от Коврова, при р. Клязьме. Основан в XV ст. св. правед. трудником и пустынником Михаилом; в описании жития его говорится: «Подобием стар, без брады, возрастом велик, во свитке власяной, чином белец, бысть в лето 6930 (т. е. 1422 г.). Поживе более 50 лет; монастырь от града Вязников 10 верст, от Владимира ниже 100 верст, от Оки реки 30 верст, от Гороховца 40 верст. На гробе его положен камень и крест вырезан и летопись на дске и образ на гробе штилистовый. Область патриарша». По описям 1687 – 1691 г. значится, что м-рь находился в дворцовой Всегодицкой волости, за селами Бол. и Мал. Всегодичами, на бору, на пустоши Зверевской, у озера Ратчин. В пустыне было 2 церкви: Сретения Владим. Богород. с приделом Алексея челов. Божия и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Во владении ее состояла пустошь Новцы, Вашкино тоже. Из строителей известны Иосиф 1688 г., Леонтий 1691 г. и Александр 1702–1715 г. Упразднена в 1764 г. Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 268, 472; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 723; “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», II, книги дозорн., переписн. и проч., 46, 48, 52; Ратшин, 50 (Успенский, в 10 вер. от Вязников), 51 (Михаиловская пуст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010