Только усад., огород. и сенок. земля остаётся до сих пор при церкви в таком количестве, в каком она была отведена по проекту. Затем в 1867 г., на основании решения Волын. Гражд. Палаты, возвращено было в пользование причта, издревле принадлежавшее церкви и давно уже захваченное местными помещиками Ледоховскими церк. пасечиско с постройками, лесом и сенокосом на 16 косарей в урочище «Круглак», но нынешний помещик Януш Ледоховский снова не допустил причт к пользованию этими угодьями и занёс апелляцию в Правит. Сенат, которым было объявлено причту решение – вновь ведаться по этому делу с кем следует по узаконенной форме. Рубка леса для причта – безусловно воспрещена местным помещиком. Причт: 1 свящ. – 300 руб., псаломщ. – 50 руб., пономарь – 38 руб. и просфор. – 16 руб. Для свящ. дом ветх и клонится к разрушению, хоз. постройки ветхи. Для псаломщ. плохой дом построен прихожанами на церк. земле, а из хоз. построек имеется только небольшой старый плетнёвый сарай. У пономаря есть собственные дом и два плетнёвых сарая, приобретённые прихожанами в собственность церкви за 6 рублей. Для просф. дома и хоз. построек нет. Церк.-приход. школа открыта 26 ноября 1884 г., помещается в обществен. доме на крестьян. земле вблизи церкви, с содержанием в 240 руб. от прихожан; учеников – 35 д. м. п. Владелец села – Януш Ледоховский; в его доме имеется р.-катол. каплица. Дворов – 111½, прихожан – 924 д. об. п., рим.-катол. 61 д. об. п., евреев 12 д. об. п. Свящ. – Владимир Евфимович Вержбицкий (с 1874 г., а на службе с 1867 г.), псаломщ. – Флор Митрофанов. Белоцерковский (с 1882 г.) и пономарь – Феодор Николаев. Божовский (с 1857 г., а на службе с 1837 г.). 837 . с. Срибно (при ручье Ситенке) волости Крупецкой, от Житомира 337 вер., от Дубно 40 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Рудни Почаевской 10 вер., от ближ. почт. ст. Радзивиллова и Тарнавки-Рудненской 20 вер., от ближ. приход. с. Ситно 4 вер., с. Михайловки 3 вер., м. Крупца 4 вер. и м. Козина – 10 вёрст. Приход 7-го кл. Церковь во имя святого Архистратига Михаила.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

23. С. 924-940; 24. С. 966-980; Поучение в день свт. Николая//Там же. 24. С. 963-966; Алфавит духовный Святителя Димитрия Ростовского в рус. переводе//Там же. 1899. Приб. особое. 1-15. С. 1-151 (отд. отт.: Уфа, 1899); Жизнь во Христе//Уфимские ЕВ. 1899. 1. С. 20-32 (отд. изд.: М., 1899 2); Поучения в честь и славу Пресв. Богородицы. М., 1900 2; Что такое жизнь и как должно жить. СПб., 1901; Ручная книжка правосл. христианина, содержащая в себе Божественные слова и речи Господа нашего Иисуса Христа. СПб., 1902 2; Правосл.-христ. вероучение, или Догматическое богословие. Херсон, 1886-1887. СПб., 1902. 2 ч.; Прп. и богоносный отец наш Нил, подвижник Сорский, и устав его о скитской жизни. М., 1902 4; Нерукотворный образ Всемилостивого Спаса. М., 1904 3; Кр. поучения о посте и молитве. М., 1906 3; Келейное правило (окончено в Уфе 16 окт. 1898)//Китайский благовестник. 1910. 2-3; На высоте истинной и чистой христ. нравственности. М., 1911. Лит.: Беляев А. Д. Отзывы о трудах еп. Иустина (Полянского)//Журнал Совета МДА за 1889 г. М., 1890. С. 55-80; А. Р. Прибытие преосв. Иустина, еп. Уфимского и Мензелинского, на кафедру Уфимской епархии//Уфимские ЕВ. 1896. 23. С. 841-846; Введенский А. И. О трудах преосв. Иустина (Полянского), еп. Рязанского и Зарайского//БВ. 1896. Т. 2. 6. С. 472-486; Иосиф (Богословский), архиеп. Письма к преосв. Иустину, бывш. еп. Тобольскому, ныне Рязанскому. М., 1896; З[ефиров] Е. Служение преосв. Иустина в церкви Уфимской ДС//Там же. 1897. 5. С. 184-185; Освящение нового придела при Александро-Невской ц. в г. Уфе//Там же. 20. С. 757-760; Златоверховников И. Е. Уфимская епархия: Геогр., этногр., адм.-ист. и стат. очерк. Уфа, 1899. С. 56-57; Празднование 100-летия Уфимской епархии, 1800-1900. Уфа, 1900; Херувимов К. П. Кр. ист. записка о просветительной и административной деятельности Уфимских архипастырей за 100 лет существования Уфимской епархии, 1800-1900. Уфа, 1900. С. 38-45; Бронзов А. А. Нравственное богословие в России в течение XIX ст. СПб., 1901.

http://pravenc.ru/text/1237927.html

Симеон Петровский, от всех верных любимый, За смиренномудрие преудивляемый. Имже полза верныя люди наслаждала, Незлобие же, тихость, кротость удивляла. В немже вера, надежда, любы пребываше, Молитва, милостыня, пост ся водворяше. Мудрость со правдою им бысть зело храненна, Мерность же и мужество опасно блюденна. Многими дары Богом бе преодаренный, Непамятозлобием веема украшенный. Иеромонах честный, чистоты любитель, Воздержания в слове и в деле хранитель. Ни о чесомже ином оный промышляше, Но еже Церковь нашу мать увеселяше. Не хоте ино Божий раб что глаголати, Токмо что ползу может ближним созидати. Ничесогоже ина творити любляше, Точию еже Богу не противно бяше. Иже труды си многи книги написал есть, И под разеуждение церковное дал есть. С Церковию бо хоте согласен он быти, А ничтоже противно Церкве мудрствовати. Ибо тоя поборник и сын верный бяше, Учением правым то миру показаше. В защищение Церкве книгу Жезл создал есть, 921 В еяже ползу Венец и Обед издал есть, 922 Вечерю, Псалтырь, стихи со Рифмословием, 923 Вертоград многоцветный с Беседословием. 924 Вся оны книги мудрый он муж сотворивый, В научение роду российску явивый. Обаче и сего смерть от нас похитила, Церковь и царство ползы велия лишила, Егоже ползы ныне людие лишенны, Зри сего во гробе сем кости положенны. Душу же вручил в руце Богу Всемогущу, Иже благоволил ю дати везде сущу, Да приимет ю яко свое создание И исполнит вечных благ его желание. Телом со избранными даст ему востати, С нимиже в десней стране в веселии стати И внити во вечную небесную радость, Неизглаголанную тамо присно сладость. (Поздравление царевне Татьяне Михайловне по случаю именин) 925 Небо звездами зело украсися, Церковь святыми светла сотворися, между нимиже изрядно блистает, еяже память днесь ся совершает, И Татиана, свята мученица, 926 славна девица и чюдотворица. За терпение в лик святых вселися, вечныя славы со Христом сподобися, Имже именем имы нареченна государыня, Христом возлюбленна. Дщерь велика царя и преславна, от Бога же и человек похвальна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наконец, апостолы были верховными и вселенскими правителями церкви, вследствие чего имели чрезвычайные полномочия, тогда как епископы получили от апостолов власть только в границах поместных церквей и могли прилагать ее в смысле положительных законов и в зависимости от суда самой церкви. Также единодушно учение церкви относительно второго преимущества епископской власти. Епископская степень заключает в себе полноту священства и все права священнодействования, и из нее вытекают все остальные степени церковной иерархии 923 . В этом отношении каноны строго отличают епископскую степень от остальных и, прежде всего, от пресвитерской. Пресвитера и диакона поставляет только один епископ, а епископа должен поставлять уже собор епископов; точно также епископу принадлежит исключительное право поставления и на все другие низшие иерархические степени 924 . Вследствие этого, церковь никогда не признавала членом иерархии того, кто не был рукоположен законным епископом, и лишала всех иерархических прав лиц, рукоположенных, по какому-либо случаю, пресвитерами, незаконно присвоившими себе епископскую власть 925 . Кроме этих прав, принадлежащих епископу по священной власти, ему принадлежит, на основании того же единодушного учения церкви, и третье преимущество, именно верховная власть в управлении церкви, т. е. право учения, пастырства и духовного суда. Хотя права эти в церкви принадлежат и другим лицам, но они имеют их в силу рукоположения, полученного от епископа и с его же полномочия. Поэтому, епископство по своей сущности необходимо в церкви, и где его нет, там нет и церкви 926 . Оно есть орган, через который сообщаются в церкви все таинства, из коих ни одно не может быть правильно совершено, если совершающий его не получил рукоположения от епископа 927 . Право учительства, равно как и право пастырства, принадлежит, прежде всего, епископам, и никакое учительство и никакое пастырство в церкви пресвитеров не могут быть законными, если не исходят и не имеют непосредственной зависимости от епископства 928 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Но его нагнали и схватили и, прежде чем получен был приказ о том, как с ним поступить, лишили зрения. Несмотря на суровые меры, предпринимаемые против политических противников, заговоры открываемы были ежегодно, один за другим. Наконец, суровая доля постигла и наиболее близких к царю лиц. На августу Зою был сделан донос, что она замышляла отравить Романа, ее приказано было взять из дворца и заключить в монастырь, где она была пострижена в монахини. Скоро затем воспитатель царя Феодор вместе с его братом Симеоном были арестованы во время обеда, предложенного им патрикием Феофилактом. По подозрению в заговоре на Романа их отправили в ссылку в фему Опсикий. Так постепенно составилась для Константина Порфирородного та исключительная обстановка, в которой он провел 26 лет «в подчинении» у своего тестя. Все это время он лишен был свободы сношений с людьми, не мог выбирать себе друзей и, нося царскую корону, на самом деле был рабом самых стеснительных условий, в которые его поставил его тесть. По-видимому, намерение Романа заключалось в том, чтобы показать всем ничтожество законного носителя царской власти, заставить забыть о нем и постепенно приучить общественное мнение к новой династии, представляемой Лакапинами. Это легко можно видеть из дальнейших его мероприятий. По смерти его супруги Феодоры он приказал короновать и возвести в сан августы Софию, жену своего старшего сына Христофора, обеспечивая за ним наследство в царской власти. Ссылаясь на то, что постоянные заговоры и возмущения не дают ему покоя, он заявил желание занимать первое место в официальных актах, церемониях и провозглашениях и сделал распоряжение в этом смысле (923). Чем дальше, тем решительней были действия Романа. В 924 г. в праздник Рождества были сопричислены к императорской власти сыновья Романа Стефан и Константин и коронованы. Последнему сыну, Феофилакту, постриженному в монахи и возведенному в патриаршие синкеллы, предоставлено было готовиться к высшему сану в церковном управлении. Роман в заботах об укреплении своей династии не удовлетворился и указанными мерами. Он сопричислил к царской власти внука своего Романа, рожденного от Христофора, выдал за болгарского царя Петра внучку свою Марию. По случаю этого торжественного события в 927 г. он почтил своего сына Христофора вторым местом, низведя Константина на третье 378 . С течением времени старшинство перешло на двух других сыновей Романа, так что Константин стал писаться и провозглашаться на пятом месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Первая возобновлена была после пожара, в 1411, последняя построена в следующем году (Соф. Времен. I, 466–467). Во всяком случае, ростовский владыка не мог иметь ни малейшего побуждения к тому, чтобы расходовать весьма значительную по тому времени сумму па украшение чужой церкви, которая при том составляла предмет ближайших забот великого князя и митрополита“ . Что же касается отнесения указанного свидетельства Русским Временником к Московскому Успенскому собору, то это A.C. Павловым объясняется произволом переписчика летописи. – Во всяком же случае, наибольшего доверия заслуживает Софийский Временник, который старше Русского, он доведен до 1552 г., тогда как последний оканчивается 1681 годом; и во всем, в чем оба сборника сходны между собою, Софийский Временник был источником для Русского, но не наоборот. (См. подробнее об этом Древности Труды Имп. Моск. Археологич. Общества т. IX вв. II–III М. 1883. Протоколы. Стр. 84–85). Наконец, „Деисус с праздниками и пророками“, о которых говорят летописи под 1482 годом, относятся к иконостасу, a уж ни в коем случае не к стенному письму. 5 По словам И. Е. Забелина (см. текст к Памятникам древн. руск. зодчества Рихтера), пол в Успенском соборе в настоящее время на 12 вершков выше прежнего. Проследить такое поднятие пола можно по сравнению его с уровнем могилы Юрия Даниловича в Дмитровском приделе, которая по свидетельству Воскресенской летописи (ч. 2 стр. 203) была устроена „в застенке“ в земле „с мостом ровно“. 6 См. соображения по поводу этих фресок проф. Усова, Павлова и Мансветова в «Древностях» Труд. Имп. Моск. Арх. Общ. т. IX, вв. II–III. Протоколы; т. X. Статья: К истории Московского Успенского собора. 30 Историческое описание первопрестольного в России храма Московского большого Успенского собора, сочиненное А. Левшиным. М. 1783 г. 33 Сборник на 1873 г., изд. Обществом Древнерусского искусства при Московском Публичном Музее. Исследование Г. Д. Филимопова: „Симон Ушаков и современная ему эпоха русской иконописи“. Стр. 24. 50 Там же. Столбцы 188 г. 924, 1021, 1115, 1116, 1117, 1118, 1119, 1120, 1121, 1122, 1123, 1124, 1125, 1126, 1127, 1139. 51 Андреян Иоанов, Федор Савин и Логин Сидоров в 1120 на л.1 названы второстатейными иконописцами, a на л. 2 отнесены к первой статье. Читать далее Источник: История стенописи Успенского собора в Москве/[Соч. Чл. кор. А.И. Успенского]. - Москва : т-во тип. А.И. Мамонтова, 1902. - 26 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

В противоположность вечерне, прокимен изменяется на литургии по гласам, но напев гласа тот же, что на вечерне. Отличаясь вообще особым богатством мелодии при ее краткости, напев этот очень разнообразен для разных гласов, для одних принимая самый радостный колорит, как для 8 гл. (8 гл. прокимны Пасхи и Рождества Христова), для других — самый печальный, как 6 гл. (заупокойный прокимен) и 7 гл. («Князи людстии»). В Западной Церкви На римской литургии нашему прокимну соответствует graduate, но оно поется не пред Апостолом (epistola), а после него. Имя свое graduate получило от того, что пелось с той ступени (gradus) амвона, с коей читался Апостол. Оно, как и наш прокимен (см. выше, с. 562), заменило собою пение на этом месте литургии — между чтениями ее — целого псалма; замена произошла в V–VI вв.: при Льве Великом, по-видимому, пели еще целый псалом [ 922 ] — и вызвана была усложнением музыки. Чин пения graduate очень напоминает пение нашего прокимна, особенно в древнейшем своем виде; по Ordo romanus II (VII b.) «певец один начинает responsum (1-й стих graduate, потом повторяемый), и все в хоре отвечают, и тоже один поет стих респонсория; после этого хор — опять 1-й стих и певец его еще раз, но высшим тоном, наконец, хор поет его третий раз [ 923 ]. Нынешний устав (Graduate romanum, 1886 г.) сократил этот чин: начинают responsum два певца, поя из него только одно или два первые слова, а хор оканчивает, потом два певца — стих. Замечательно, что graduate не полагается в период Пятидесятницы от Новой недели до Троицкой; это средневековые литургисты объясняли тем, что по тону своему это слишком печальная песнь по сравнению с дальнейшим аллилуиа, подготовительною песнью к Евангелию; она знаменует собою покаянную проповедь Иоанна Предтечи, а аллилуиа — радостное благовестие Христа; что оно поется все же в Пасхальную седмицу, объясняли тем, что новокрещенные, носившие свои белые крещальные одежды до Светлой субботы, должны были находиться в течение этой седмицы еще в покаянном настроении [ 924 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

и «ревнител быв великаго Божественному житию» (904 об.); святые Феофан и Феодор пишут и отправляют послание М. (Л. 906 об.), он им отвечает (л. 907) - М. представлен сидящим в пещере перед столиком, на котором развернут свиток, левой рукой святой придерживает свиток, правой пишет в нем; мучения М. (Л. 907 об.; «…сокрушеном челюстем и весь иный понес мучный образ») - к сидящему в пещере святому приближаются 2 мужа с дубинами; имп. Феофил через чтение книг прозревает свое неразумие (Л. 911 об.) - внизу образом обличения в нечестивых деяниях императора представлен заключенный в пещеру М.; освобождение М. (Л. 912 об.) - посланник императора, указывая перстом на фигуру имп. Феофила (в верхней части), выводит святого из пещеры; М. в К-поле сидит перед императором и беседует с ним (Л. 913). События, связанные с восстановлением иконопочитания, изложены в контексте обретения имп. Феофилом прощения от Господа, фигура М. представлена в следующих сценах: возведение на патриарший престол (Л. 919 об.) - М. стоит с кодексом в руке перед храмовым престолом; беседа преподобных Иоанникия Великого, Исаии Никомедийского и Арсакия с М. (Л. 920 об.); М. с сонмом архиепископов, священников и монахов уверяются в благочестии имп. Феодоры (Л. 920-921 об.); имп. Феодора просит патриарха молиться за имп. Феофила (Л. 922); М. собирает духовенство и монахов «по всей области греческой» в Великую церковь (Л. 922 об.); М. с собором духовных лиц в присутствии имп. Феодоры совершает моление о имп. Феофиле (Л. 923); в сновидении имп. Феодоры М. с собором изображены как просители за имп. Феофила, представшего перед Спасителем (Л. 924); имп. Феодора рассказывает сон патриарху, М. пишет имена еретиков и имп. Феофила в свиток и кладет его «под святою трапезою» (Л. 925); ангел возвещает в храме М., что его молитва услышана Господом и имп. Феофил помилован (Л. 925 об.); М. берет свиток с именами из-под престола (слева) и сообщает имп. Феодоре, что имя Феофила «заглажено от Бога» (справа) (Л. 926); второе удостоверение М.

http://pravenc.ru/text/2563128.html

Глава 8. Бог есть Творец и Отец всем. Мати есть наша святая Церковь . Та родит сыны своя святым крещением и сосцами своими питает нелестным млеком – словом Божиим, ветхим заветом и новым законом, евангелием и апостольскою проповедью, и пречистыми Христовы плоти и крови тайнами животворит, и грехи очищает, и живот вечный дарует, яко без причастия истинныя святыни спастися невозможно 924 . И о сем, аще есть верныи отцу чада и матери своей, како от нея родившеся и воспитавшеся, и како верны в дому своем бысте, како отца своего и матери разлучистеся, како и когда не стало их у вас 925 ? Помнят родители своя любезныя чада. Колико есть богатства осталося отца у матери вашей? И чим вас, чад своих, наделил и кто вас лишил? Глава 9. Какова и колика бе церковь в первобытии верны, в лета апостольския, и потом в лютая и гони(л. 11)тельная времена 926 ? Како прежнии християне церковный священный чин хранили и святыя тайны Христовы имели при себе и без того не умирали. И о сем явите, где у них святии церкви были? Како священной чин ставили? Како они служили? Како крестились? Како святыя тайны хранили? Како тайн церковных не отлучались покаяния, и браку, и прочих святынь доры просфир? Како вы нарицаетесь верныи избранники? Како евангелию Христову верны 927 ? Како святым тайнам, и священству, и церкви Христове быть ли до скончания века или ни? И о сем покажи от святаго писания. Глава 10. Откуду имам познати в вас истинную Христову веру и святую соборную церковь ? И како вас неосвященных самочинных 928 учителей, верных в таковом подобенстве мешании и по чину вашем и по делом 929 ? Имеетлися в вас святая Христова церковь , мати любимая, пристанище тихое? От кого родится водою и духом? Откуду напитатись имам пищею, чтоб душа была во-веки, якоже Христос Спаситель рече 930 ? Кто в вас благословляет, и прощает, и разрешает? И освящаютлися благодатию Святаго Духа от неосвященных самочинцов 931 , которыи творят новопросвещенна и непросвещенна, божественна и безбожна? Друзии же глаголют еретическое крещение несть крещение, но паче осквернение. Где же истинное? Явите нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Более скупо об этом дне сообщал первый викарий Петроградской митрополии епископ Ямбургский Алексий (Симанский): «Я привел крестные ходы из часовни Спасителя, Исаакиевского и Казанского собора в лавру, там служил литургию с митрополитом и преосвященным Венедиктом, и оттуда втроем мы шли до Казанского собора. Разоблачились в седьмом часу. Сегодня, я слышал, в «Правде» есть ругательная статья по поводу крестного хода» 923 . Определение «ругательный» по отношению к статьям петроградских газет, посвященных крестному ходу 8 мая (25 апреля) 1921 года, звучит слишком мягко. Пожалуй, никогда еще в истории власть не позволяла себе печатно оскорблять десятки тысяч лояльных граждан, в том числе прямым текстом указывать пожилым людям, что им на земле не место – они «для новой жизни не годные». «Что это такое? – Карнавал серафимов? Маскарад хулиганов? Крестный ход, демонстрация остатков выползших из своих притонов и нор контрреволюционной нечисти и плесени в прозрачной маске церковной процессии?» 924 На улицах города в то воскресенье, похоже, совсем не было милиции. Если верить газетам, «группы хулиганов и провокаторов» весь день свободно «ходили по улицам и усердно срывали шапки у инакомыслящих прохожих». Всю ответственность за эксцессы казенные перья возложили на духовенство, вынеся не подлежащий обжалованию приговор: «Подобному религиозному варварству и издевательству над чувствами не православных граждан Республики должен быть положен конец раз и навсегда» 925 . Последним ярким событием петроградской церковной жизни перед новым натиском властей на религию стало празднование в июне 1921 года 200-летия Охты. Святитель Вениамин благословил приурочить его к Духову дню – главному празднику охтян. Протоиерей Николай Клементьев (священномученик архиепископ Николай), настоятель Святодуховской Большеохтинской церкви с марта 1919 года и благочинный 11-го округа г. Петрограда, по представлению митрополита Вениамина был награжден к юбилею палицей 926 . Начало заселению Большой и Малой Охты положил указ Петра Великого, который распорядился перевести сюда из разных городов плотников «для корабельного строения». Но жители Охты прославились не только как корабелы – множество резных иконостасов, украсивших храмы не только в разных уголках России, но и на Афоне, и в Иерусалиме, было создано за два века их руками. Охтинский юбилей как бы подводил черту и под развитием русского церковного искусства, которое на многие десятилетия оказалось под запретом. Через год с небольшим Петроградский архипастырь и «иже с ним пострадавшие» примут мученическую смерть за Христа где-то на полигонах за Охтой ...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010