Ивонин И. Богословие «образа» в творениях патриарха Фотия//Христианское чтение. – 1997. – – С. 53–67. С. 53–54. Лебедев А.П. История разделения Церквей. М., 2005. С. 281. Кутковой В.С.  О феномене бумажной иконы//  Его же . Разнообразное: сб. ст. Вел. Новгород, 2015. С. 141–147. Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский [Электронный ресурс]//Патриархия.ру. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/909101.html .   Справочные издания и словари Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. М., 1991. Древнегреческо-русский словарь: В 2 т./Сост. И.Х. Дворецкий. – М., 1958.            Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский [Электронный ресурс]//Патриархия.ру URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/909101.html . Ивонин И. Богословие «образа» в творениях патриарха Фотия//Христианское чтение. – 1997. – – С. 53–67. С. 53–54. Τ Αμφιλχια, PG 101, col. 45–1272. Письма, PG 102, col. 628–969 (652–656), col. 924–925. Фотий, свт. Трактат 36//Св. патриарх Фотий. Избранные трактаты из «Амфилохий»,/Пер., сост., статья Д.Е. Афиногенова. – М. Индрик, 2002. – 208 с. С. 137–145. С. 137, а также С. 140 и др. Русский перевод осуществлен Д.Е. Афиногеновым по недоступному нам изданию: Photii Epistulae et Amphilochia/Edd. B. Laourdas, L. Westerink. – Lipsiae, 1986. Vol. IV. Коррекция перевода осуществлялась нами по изданию Миня: PG 101, col. 252–261, col. 252 A–B. Курсив наш. – В.Н. PG 101, col. 252 A (сноска, входящая в цитируемый фрагмент. – В.Н. ). PG 69, col. 20 A–D (сноска, входящая в цитируемый фрагмент. – В.Н. ). Ивонин И. Богословие «образа» в творениях патриарха Фотия. С. 64. Фотий, свт. Трактат 36. Указ. соч. С. 141–142. PG 101, col. 257 B–C. Курсив наш. – В.Н. В послании (Евр. 1:3) о Сыне Божием говорится: «Сей, будучи сияние славы и образ [характ и р] ипостаси Его» (ς ν παγασμα τς δξης κα χαρακτρ τς ποστσεως ατο). ργον – произведение, творение, изделие (см. Древнегреческо-русский словарь: В 2 т. Т. 2/Сост. И.Х. Дворецкий. М., 1958). φιλοτχνημα – 1) искусное сооружение; 2) произведение искусства (Древнегреческо-русский словарь: В 2 т. Т. 2/Сост. И.Х. Дворецкий. М., 1958).

http://bogoslov.ru/article/6193771

е. святым. После сравнения с Константаном в летописи помещена обширная похвала, где, тем не менее, летописец сетует на отсутствие должного почитания князя. Опять возникает, казалось бы, давно объясненный Иларионом и Иаковом вопрос об отсутствии чудес. Летописец не обращается к Владимиру как к святому, а, наоборот, призывает читателей молиться за него Богу: «Да аще быхомъ им ли потыцание и мольбы приносили Богу за нь в дьнь преставления его, видя бы Богь наше тъщание къ нему, прославилъ бы и. Намъ бо достоить за нь Бога молити, понеже т мь Бога познали». Прежнее завершение краткой похвалы ныне читается в конце статьи от слов «Сего бо въ память дьржать русьтии людие...». С одной стороны, поклонение Владимиру как крестителю Руси представлено у Илариона и Иакова, и это позволяет исследователям говорить о его канонизации в XI в. 923 С другой, уже Нестор в «Чтении свв. Борису и Глебу» (начало 1080-х гг.), подробно описывая крещение Руси и вспоминая о видении, которое сделало Владимира христианином, не называет его святым. Исходя из «Повести временных лет» и ее предшественника, Начального свода, можно сказать, что узаконенного почитания Владимира в конце XI – начале XII в. не существовало. Предположение Б. А. Успенского об упоминании имени Владимира вместе со свв. Борисом и Глебом в берестяной грамоте 906 – плод недоразумения. 924 Как указывают публикаторы, она содержит ключевые слова литургического отпуста, 925 и, конечно, «отча Василия» значит: «иже во святыхъ отца нашего Василия Великаго , архиепископа Кесарии Каппадокыискыя». Когда служится Литургия Василия Великого (это бывает всего десять раз в год), его имя произносится вместо имени другого отца Церкви и творца Литургии, св. Иоанна Златоуста . 926 Эта грамота остается самым ранним памятником письменности (последняя треть XI в.), где сыновья Владимира Борис и Глеб поминаются как святые. Самые первые свидетельства сложившегося почитания Владимира святым дает нам Пролог. Появление в нем чтения святому или празднику показывает, что он был признан хотя бы в той епархии, где бытовал данный тип менология.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здесь же содержалась информация о массовых закрытиях храмов, об активной безбожной пропаганде, о преследованиях архиереев – митрополита Николая (Ярушевича) , архиепископов Антония (Романовского), Иова (Кресовича), Ермогена (Голубева), епископа Сергия (Ларина). 921 Но намного хуже, по мнению авторов брошюры, было то, что государство фактически сделало своими союзниками и часть священнослужителей. «Весь ужас судебного процесса против Архиепископа Иова, – писали авторы брошюры, – заключается в том, что главными свидетелями обвинения явились принужденные к тому священнослужители его же кафедрального собора. Это угроза всему епископату, против которого, когда понадобится власти, найдутся сотни принужденных к тому лжесвидетелей». 922 Протоиерей Г. Романов, присутствовавший на Родосе, пошел еще дальше и обрушился с прямыми обвинениями в адрес Московской Патриархии. 923 Выступление протоиерея Г. Романова вызвало недовольство архиепископа Василия (Кривошеина) , который охарактеризовал его как «фанатичного карловчанина». И все же весьма примечательно, что, по свидетельству архиепископа Василия, протоиерей Г. Романов в дни совещания встречался с архиепископом Никодимом, после разговора взял у него благословение, а затем, в Париже, рассказывал, что встретил в его лице подлинного архиерея. 924 Со стороны Русской Зарубежной Церкви оценка Родосского совещания была достаточно сдержанной. Послание этого совещания было охарактеризовано в РП ЦЗ как бесцветное: «Оно ни слова не говорит о тех испытаниях, которые перенесла Православная Церковь за истекшие годы. Оно вовсе умолчало о бесчисленных жертвах Советского преследования веры. Ни одна серьезная церковная проблема не получила отражения в этом Послании». 925 В официальных заявлениях митрополита Анастасия и других представителей Русской Зарубежной Церкви также звучали обвинения в адрес московской церковной власти. С одной стороны, прекрасно понимая, что Московская Патриархия вынуждена скрывать гонения, чтобы не ухудшить свое положение, митрополит Анастасий тем не менее представлял ее поведение как намеренное отступничество. Глава РПЦЗ в своем воззвании писал:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предстоящему Архиерейскому Собору передавались на суждение отзывы Преосвященных Мелетия, епископа Забайкальского и Нерчинского, Антония, епископа Алеутского и Аляскинского и Мефодия, архиепископа Харбинского и Маньчжурского по вопросам соборной программы. 922 Епископ Тяньцзинский Симон высказал свое мнение о созыве Всезарубежного Собора с участием архиереев, клириков и мирян. 923 В повестке Собора стоял вопрос об Обществе христианской молодежи (YMCA) и в связи с этим Синодом были рассмотрены некоторые отзывы по данной проблематике. Так, Начальник Русского Пастырско-Богословского училища в Болгарии епископ Дамиан осветил свою позицию в отношении YMCA, значившегося в параграфе 17 Программы предстоящего Собора архиереев. Позиция этого иерарха была передана для ознакомления архиепископу Феофану, как докладчику по вопросам о Парижском богословском институте и YMCA. 924 На очередном заседании Синода был заслушан доклад его члена архиепископа Феофана, посвященный вопросу новой редакции постановления Архиерейского Собора 1926 года в отношении YMCA. Предложенную редакцию решено было доложить предстоящему Архиерейскому Собору. 925 Об обществе христианской молодежи высказал свое мнение и бывший член Высшего Русского Церковного Управления генерал Н.С. Батюшин, которое тоже было передано для ознакомления архиепископу Феофану как основному докладчику по данной проблеме. 926 Был заслушан доклад епископа Дубенского Серафима, Управляющего русскими православными общинами в Болгарии, посвященный положению высшей канонической власти Русской Зарубежной Церкви. Этот доклад вместе с помещенной в журнале «Воскресное Чтение» за 1926 год в виде статьи «Где вера?», в которой поднимался аналогичный вопрос. Доклад передавался на суждение предстоящего Собора. 927 Конструктивное предложение в дело административного устройства Зарубежной Церкви было внесено архиепископом Харбинским и Маньчжурским Мефодием, убеждавшего в необходимости организации Дальневосточного Церковного Управления. 928 В своем следующем докладе он поднял вопрос о представителях Харбинской епархии на Всезаграничный Русский Церковный Собор. Синодом этот доклад был принят к сведению при обсуждении вопроса о созыве Всезарубежного Собора с участием архиереев, клириков и мирян. 929

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

920. См. Попов И. Святитель Иоанн Златоуст и его враги//Богословский вестник, 1907. Ноябрь. С. 595 921. Священник Сергий Желудков. Литургические заметки. M., 2003. С. 65 922. Патриарх Алексий. Войдите в радость Господа своего. С. 59. 923. Позже это предложение так отразилось в решениях Миссионерского съезда 2002 года: «Съезд рекомендовал: привлекать мирян к активной церковной деятельности посредством выполнения определенных миссионерских поручений». 924. Мец И. 5. Будущее христианства. По ту сторону буржуазной религии//Вопросы философии. 1990. С. 89. 925. Священник-миссионер Чепурин. «Пойди и убеди их наполнить дом Мой»//Миссионерское обозрение. СПб., 1914. Март. С. 491–494. 926. Я рад, что в Полтаве услышали это мое предложение и 1 октября 2006 года в день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Целительница» в кафедральном соборе состоялся молебен за болящих с освящением медицинских препаратов. Святой водой были освящены больные и лекарства, принесенные ими из храма. Особые молитвы были вознесены о беременных женщинах. Освящены были и принесенные из дома иконы. С той поры такие молебны будут совершаться в первую неделю каждого месяца по окончании Божественной литургии, [http://orthodoxy.org.ua/ru/node/3834] 927. См. Архимандрит Ириней (Тоцке). Сообща править корабль Христов//Новая Европа. 1993. С.31. 928. В 2006 году эта мое предложение уже обрело плоть: «Уже в этом году приобретен положительный опыт проведения подобной акции. В Благовещенском храме Ульяновска 14 февраля этого года мной, по благословению настоятеля храма, благочинного 1-ого округа, протоиерея Георгия Халимонова, был отслужен молебен священномученику Валентину Италийскому. Несмотря на то, что намеренно мы не делали широкой рекламы готовящейся в середине буднего дня акции, тем не менее, и молодежь, и уже семейные люди с готовностью и радостью продемонстрировали свое желание именно в этот день помолиться о создании и укреплении своих семей и пока еще только завязывающихся отношений. И пусть пришедших в первый раз в день святого Валентина в православный храм было не так много, тем не менее, общение с пришедшими показало необходимость подобной работы. Полученный положительный опыт позволяет надеяться на то, что этот, на первый взгляд, далекий от Православия день может для многих стать первым поводом прийти в храм Божий. А с этого и начинается подлинная, глубокая, духовная жизнь» (иерей Алексий Селезнев. Учимся, не осуждая, обращать во благо!//Православный Симбирск, 14 июня 2006).

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

Арнульф захватил управление Германией, которую он и держал под своей властью с 887 по 899 год. Он правил энергично, вел успешные войны с ободритами и другими славянскими народами севера, и сокрушил норманнов великой победой над ними на Диле, близ Лувена в 891 году. Он ослабил также могущество моравов, но с этой целью он призвал себе на помощь венгров или мадьяр и открыл дорогу в Германию этим страшным варварам (892 г.). Никогда еще не появлялось такого дикого врага христианства. Венгры были народом азиатского происхождения, язык которого, будучи одного и того же корня с финским, не имел никакого сходства с языком какого-либо из цивилизованных или христианских народов. Писатели того времени, отчасти заимствуя из древних описаний гуннов Аттилы 3263 , с которыми, будто бы, находились в связи мадьяры, говорят, что они были чудовищны и едва ли человекообразны, жили по образу зверей, ели мясо и пили кровь человеческую, особенно лакомясь сердцем. Легкие по фигуре и военному снаряжению, рыская на маленьких бодрых лошадях, они легко избегали преследования от франкской кавалерии, причем тучи посылаемых ими стрел были страшны даже при отступлении. Они уже утвердились в области на Дунае, которая в течение нескольких столетий была занимаема аварами. Они угрожали Константинополю и принудили к данничеству как Болгарию, так и Восточную империю. Теперь они, по-видимому, в неисчислимом множестве проникли в Германию, наводнили Тюрингию и Франконию и дошли даже до Рейна. Почти в то же самое время северный город Бремен был разграблен одним отрядом их сил, и шведский монастырь св. Галла другим. Их орда опустошила Прованс, и проникла до испанской границы, хотя разразившаяся между ними болезнь и дала возможность Раймонду, маркизу готийскому, отразить их. Перебравшись за Альпы, они ринулись на Италию. Павия, ломбардская столица и тогда второй город полуострова, была предана с ее 44 церквями пламени, причем мадьяры изощряли свою жестокость и любовь к грабежу над личностями и над собственностью жителей (924 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, если верить письмам Потея – а основания к этому есть, – уния виделась ему в первой половине 1595 г. как церковно-юридическая опора для осуществления церковных реформ, которые, однако, не должны никак нарушить целостность православных традиций, и как средство защиты православных от католицизации. Необходимым условием для провозглашения унии он считал установление соборного консенсуса духовенства и мирян по этому вопросу. В этом смысле программа Потея вполне соответствует словам о ней Крайцара: она «в идеале предполагала возвращение к русъкой старине " 921 . Очень важно заметить, что унионная программа И. Потея была отнюдь не тождественна унионной программе католической стороны, например Петра Скарги. Это видно из сопоставления взглядов Потея, выраженных, в частности, в сочинении 1595 г. «Уния греков с костелом Римским» 922  и идей программного сочинения Петра Скарги «О единстве церкви» 923 . Представления об унии в сочинении И. Потея «Уния греков с костелом Римским» (1595 г.) И И. Потей, и П. Скарга потребность в унии обосновывают необходимостью борьбы с распространившимися в Речи Посполитой «ересями» 924 . Почему именно уния может быть эффективным средством уничтожения ересей? По мнению Потея, потому, что «в народе Греческом» еретиков «наболей бывало». Православная церковь , считает он, не в силах самостоятельно разгромить антицерковную оппозицию, и, если в Польше, как в Англии, протестанты одержат верх над католиками, то и православное «стадо» окажется во власти вероотступников 925 . Соответственно, уния – средство обезопасить православную церковь от поражения в борьбе с Реформацией. Характерно, что и несогласия между православием и католицизмом рассматриваются Потеем через призму конфликта Реформации и ортодоксии: именно еретики были в свое время виновны в расколе христианства. Именно еретики теперь, в конце XVI в., провозглашают папу антихристом и отрицают существование чистилища 926 . Для реформаторов несущественны противоречия католиков и православных, и та и другая церковь , по их мнению, предала заветы Христа 927 . Поэтому преодоление ересей и объединение с Римом, в представлении Ипатия Потея, – взаимно обусловлены.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Опасаясь продолжения волнений, царь потребовал от Теодориха Косого выдачи ему государственных преступников, укрывшихся у него, но тот ответил, что никогда готы не выдавали людей, просивших у них защиты. Разгневанный император вновь лишил варвара столь привлекательного для него титула магистра армии и объявил врагом. А этот высокий пост передал в качестве награды исавру Трокунду, не раз спасавшему его в трудную минуту. Естественно, что остгот ответил новыми нападениями на имперские земли. В это тяжёлое для Империи время Зенон вновь решил прибегнуть к испытанному способу: натравить одних варваров на других. Он тайно нанял болгар, живших за Дунаем, для набега на готов, но Теодорих вновь блеснул высоким воинским искусством и разгромил врага. Столица опять оставалась почти беззащитной. Казалось, в этих условиях Константинополь уже не удержать, но согласованные и высокопрофессиональные действия полководца Илла и римского флота не позволили Теодориху Косому захватить столицу греков. Всё же, опасность была велика, но в этот момент Господь чудесным образом спас Империю. В 481 г. готский вождь, собравший до 30 тыс. воинов для очередного похода на римлян, внезапно погиб, наткнувшись на собственное копьё, когда садился на коня 923 . А его сын Рекитах, не обладавший столь многими талантами, удовлетворился Фракией, где у готов имелись хорошие места для стоянок. Однако и теперь многие провинции Римской империи не избегли вторжения готов под руководством второго вождя. Единственный человек, которого обоснованно опасался Теодорих Великий, – полководец Сабиниан, был предательски убит в 482 г. Не имея впереди достойного противника, остгот в том же году разграбил Фессалию. Затем варвар двинулся в Македонию и захватил город Лариссу. Преемники храброго Сабиниана – Иоаннскиф и некто Мосхиан, не имели успеха в борьбе с готами и оставались безучастными свидетелями его побед. Всё же ценой невероятных дипломатических усилий Зенон в 483 г. вновь вошёл с Теодорихом Великим в соглашение, восстановил его в сане магистра армии, назначил консулом на 484 г. и предоставил остготам для проживания часть имперской территории – Побережную Дакию и Нижнюю Мезию. Сам Теодорих, как новоиспечённый консул, безбоязненно прожил этот год в Константинополе, пожиная плоды своей славы 924 . Это было, конечно, свидетельством полного унижения и военного бессилия Римской империи и самого Зенона. Одна беда надвигалась на место другой. Несмотря на мирный договор с Константинополем, вандалы устроили в Африке настоящий геноцид православных, закрывая церкви и предавая христиан жестоким экзекуциям. У современников было такое ощущение, что вернулись древние времена гонений на Церковь , и множество исповедников приняли мученический венец от рук варваров. Посольство императора, пытавшееся хоть как-то умиротворить вандалов, ничего не достигло. А царь, окружённый заговорщиками и пытавшийся разрешить церковный конфликт между Западом и восточными церквами, был бессилен что-либо сделать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1. ак как святительство твое, достопочитаемый отче, начальствует святой церкви Велитерской 904 , где, как известно, отличительная честь исстари воздается блаженному Клименту со славной памяти именованием его 905 , [то святительство твое] не даром склонилось еще торжествен- нее чествовать почтение его и еще возвышеннее прославлять подвиги его жизни в подражание многим. Ибо ты не чем-либо другим доказываешь святость свою перед Богом и людьми, а тем, что в духе святости благочестивым усердием заботишься о том, что свято. Поэтому ты собрал с большим старанием обретенные мощи этого святого мученика и положил их в той же церкви, в которой начальствуешь, в собор его имени 906 . Поэтому ты выстроил ему также в Риме молельню 907 удивительной красоты. Поэтому ты пожертвовал все свое имущество приобретенной собственности 908 блаженному Клименту и через него на спасение свое Господу Богу. Поэтому ты настоял также у искуснейшего мужа Иоанна 909 , достойного служителя Христа 910 , на том, чтобы он описал деяния жизни 911 [святого] и повесть мучения 912 [его], собрав данные из различных латинских источников 913 . Поэтому ты наконец высказал неоднократно желание возложить и на меня ничтожного задачу перевести на латинский язык то, что я мог бы о том же святом отыскать у греков. Но так как [греческий] памятник деяний святого 914 уже существует в латинском переводе 915 , то требует перевода на латинский язык еще только то, что Константин, философ солунский 916 , муж жизни апостольской 917 , недавно написал 918 об обретении мощей того же блаженного Климента 919 . Впрочем, когда я уже заговорил об этом обретении мощей, то хочу вкратце передать тебе рассказ, как это случилось 920 , теми же словами, какими он сам имел обыкновение рассказывать об этом 921 , так как этот премудрый муж сообщает в своей коротенькой повести сжато об этом 922 , умолчав свое имя 923 . 2. Чудо морского отлива 924 у Херсона, говорит он 925 , о котором много читается между прочими чудесами сего блаженного Климента, ради множества грехов наших давно уже перестало по прежнему обычаю свершаться; ибо море собрало свои волны, стянутые когда-то на некоторые пространства, в принадлежащие им бухты 926 ; поэтому и народ начал мало помалу остывать в чествовании храма того 927 и от путешествия туда, которое верными в особенности ко дню рождения усердно совершалось, стопы свои, так сказать, отворачивать, главным образом потому, что место лежит на окраине царства и различные варварские толпы весьма часто наезжают туда 928 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Какие же должны быть слова призывания, тому Сам Господь научил учеников Своих, сказав: крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа ( Мф. 28:19 ) 916 . Согласно с сим, учили, также, св. Кирилл Иерусалимский 917 , Амвросий 918 , Григорий Нисский 919 , Иоанн Златоуст 920 , Иероним 921 , Епифаний 922 , Кирилл Александрийский 923 и Феодорит 924 . Впрочем, как было в прежнее время 925 , так и в этом периоде была допускаема замена погружения окроплением или обливанием, но только в виде исключений, в случаях крайней нужды, не допускавшей возможности совершения крещения через погружение 926 . Кроме того, так как такие случаи, по преимуществу, совпадали с тяжкой болезнью, препятствовавшей лежащему на одре больному (или клинику) принимать крещение через погружение, то должно полагать, что 12 правило Неокессарийского Собора, поставлявшее некоторую задержку для крещаемых по случаю только тяжкой болезни, при возведении их в пресвитерскую степень, имело это же самое в виду и по отношению к принимающим крещение через окропление или обливание клиником 927 . Что же касается троекратного, при совершении крещения, погружения, то, насколько оно признавалось в Церкви необходимым, можно видеть из того, что на Втором Вселенском Соборе, совершавшееся у евномиан крещение, не было признано крещением, именно, потому, что оно совершалось через однократное погружение 928 , причем, конечно, имелся в виду и недостаток их веры в Божественную Троицу. А насколько признавались необходимыми произносимые при крещении евангельские слова: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, это, между прочим, можно ясно видеть из более характерных свидетельств св. Афанасия, который об этом так пишет: «Кто отделяет что-либо от Троицы и крещается в единое имя Отца, или в единое имя Сына, или во Отца и Сына без Духа, тот ничего не получает» 929 , а также бл. Августина, который говорит следующее: «Что есть крещение Христово? Купель воды с произнесением слов; отними воду – нет крещения, отними слова – нет крещения» 930 , потому что «без известных евангельских слов не может освятиться (consecrari) крещение» 931 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010