(свт. Иоанн Златоуст , 52, 911). Если бы пост не служил средством ко спасению и достижению вечной жизни, Бог не заповедал бы с самого начала поститься (свт. Иоанн Златоуст , 52, 911). ...Научил нас Христос, постившийся сорок дней, чтобы внушить нам с готовностию прибегать к этому спасительному средству, которым возделывается душевная нива, посредством которого вырываются тернии, укрощаются страсти, разрушаются дела диавола... (свт. Иоанн Златоуст , 52, 924). Кто предается пище и удовлетворяет страсть желудка, тот теряет духовный плод души; а кто постом иссушает плоть и избегает обжорства, тот заготовляет себе, как сокровище, надежду лучшего (свт. Иоанн Златоуст , 53, 962). Источник. Потому ты и воздерживаешься от снедей, чтобы тебя питал Дух, и удаляешься от телесных яств, чтобы исполниться духовных приношений (свт. Иоанн Златоуст , 53, 962). Пост – истинное воздержание от грехов (свт. Иоанн Златоуст , 53, 964). ...(Пост) составляет не телесное, а духовное упражнение. Если бы он был телесным упражнением, то питал бы тело. Если же он истощает, утончает и иссушает тело, то, значит, не составляет телесного (упражнения) (свт. Иоанн Златоуст , 54, 699–700). Источник. Кто постится искренно и нелицемерно, тот подражает Христу, на земле уподобляется ангелам, соревнует пророкам, входит в общение с апостолами и, посредством поста достигнув перерождения своей природы, делается из неправедного праведным, из злого добрым, из нечестивого благочестивым, и таким образом усвояет себе Христа, сокровище жизни... (свт. Иоанн Златоуст , 54, 920). ...Он всех нас располагает к труду и сеянию ; он не отталкивает от себя ни женщин, ни стариков, ни юношей, ни даже малых детей, но всем открывает двери, всех принимает, чтобы всех спасти, как ниневитян (свт. Иоанн Златоуст , 54, 924). Смысл поста не в том, чтобы мы с выгодой не ели, но в том, чтобы приготовленное для тебя съел бедный вместо тебя (свт. Иоанн Златоуст , 54, 932). Источник. Ради чего, в самом деле, пост? Он – вместо креста: мы получили большее, отдаем меньшее.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Альбериха Сполетского. В 915 г. состоялась имп. коронация Беренгара I. Маркгр. Адальберт Тосканский и герц. Альберих Сполетский признали его титул законным. Вскоре из-за конфликтов нового императора с мелкими итал. правителями начался мятеж во главе с маркгр. Адальбертом Иврейским; восставшие провозгласили королем И. кор. Рудольфа II Бургундского (912-937). Беренгар I подавил мятеж при помощи венгров. В И. вторгся Рудольф II. Его власть признали Павия, Иврея и Милан, войска Беренгара I были разбиты. Правители заключили соглашение: Беренгар сохранил за собой Сев.-Вост. и Центр. Италию, Рудольф получил Сев.-Зап. Италию. В 924 г. Беренгар I снова при помощи венгров начал военные действия против Рудольфа, но был убит в Вероне в результате заговора городской знати (7 апр. 924). Титул короля И. перешел к Рудольфу II и был признан Венецией и Византией. Однако правители Тосканы и Сполето не признали его королем, обратившись в начавшихся междоусобицах за помощью к гр. Гуго Арльскому. Гуго при поддержке маркгр. Гвидо Тосканского и Эрменгарды, правительницы маркграфства Иврея, изгнал Рудольфа II (926) и в том же году получил корону И. в Павии из рук Миланского архиеп. Ламберта. Став королем И., Гуго реорганизовал королевскую канцелярию, назначил на все значительные гос. посты своих сторонников, улучшил дипломатические отношения с восточнофранк. кор. Генрихом I Птицеловом (919-936) и визант. имп. Романом I Лакапином (919-944). Но избежать усобиц ему не удалось: передача Петру, брату папы Иоанна X, герц-ства Сполето (926) вызвала недовольство вдовы герц. Альбериха I Сполетского, рим. «сенатриссы» Марозии, желавшей видеть правителем Сполето своего сына. При поддержке 2-го супруга, маркгр. Гвидо Тосканского, ей удалось изгнать Петра из Рима, затем он был убит (июнь 928); папу Иоанна X заключили в тюрьму, где он вскоре умер. Новым папой стал Лев VI (928-929), находившийся под влиянием Марозии и Гвидо Тосканского. Кор. Гуго не вмешивался в конфликт в Риме. Об усилении власти кор. Гуго в И. свидетельствуют передача брату короля Тосканы (Ламберт, брат и наследник маркгр. Гвидо Тосканского, был арестован и ослеплен), а племяннику - герц-ства Сполето. В 931 г. с согласия крупнейших сеньоров Сев. Италии сын Гуго Арльского Лотарь был коронован как соправитель отца. Но в Риме, где Льва VI на Папском престоле сменил сын рим. «сенатриссы» Марозии папа Иоанн XI (931-936), из-за недовольства браком кор. Гуго и Марозии (932) начался мятеж, к-рый возглавил сын Марозии от 1-го брака Альберих II. Мятежники захватили замок Св. ангела, где находились королевская чета и папа Иоанн XI. Королю удалось бежать, Марозию и папу заключили в темницу (папа вскоре был освобожден и провел последние годы понтификата под домашним арестом). Утвердившись в Риме, Альберих II единолично правил городом до своей смерти (954).

http://pravenc.ru/text/1237717.html

987–996 Роберт I 996–1031 Генрих I 1031–1060 Короли Англии Годы после Р. Х. Эгберт 800–836 Этельвульф 836–857 Этельбальд 857–860 Этельберт 860–866 Этельфред I 866–871 Альфред 871–901 Эдуард Старший 901–924 Ательстан 924–941 Эдмунд 941–946 946–955 955–959 959–975 Эдуард Мученик 975–978 Этельред II (Неготовый) 978–1016 Эдмун Железнобокий (Ironside) 1016–1016 1016–1035 Гарольд (Заяченогий) 1035–1039 Гардиканут 1039–1042 Эдуард Исповедник 1042–1066 Князья древней Руси Годы после Р. Х. 862–879 гг. Вещий Олег 879–913 гг. 913–945 гг. 945–957 гг. Святослав 957–973 гг. Владимир 973–1015 гг. Ярослав Мудрый 1019–1054 гг. Годы после Р. Х. Михаил 988–992 гг. Леонтий 992 –1008 гг. 1008–1035 гг. Феопемпт 1035–1049 гг. Иларион 1051–1056 гг. Митрополиты древней Рус и Года после Р. Х. В первом веке Иерусалим Между 50–52 гг. Во втором веке Иерапольский между 160–180 гг. против монтанистов и Феодота Кожевника; в Риме, Палестине (Иерусалиме и Кесарии), в Понте; Осроене, Месопотамии, Коринфе – все к концу 2 века касательно празднования Пасхи. Другие соборы в Риме, Сицилии, Ефесе, Лионе и в Африке сомнительны 3665 . В третьем веке Карфаген Около 218–222 Александрия 231–235 Икония 230–235 Синнад Около того же времени Ламбес в Африке Востре Аравия В Азии два собора ---------- Карфаген по делу Новата 250, 251,252, 253 Карфаген по вопросу крещения еретиков 255, 256 Нарбонна 255–260 Арсиное, в Египте Антиохия, против Павла Самосатского 264–269 В четвертом веке Александрия Карфаген Арелат (Arles) Неокесария 314–315 Александрия Вифиния Александрия Никея (Первый Вселенский собор) Гангре Около 325–341 Карфаген Антиохия Кесария Иерусалим Константинополь 336, 338 или 339 Александрия Антиохия 340, 341 Сардика Лаодикия 343–381 Филиппополь Иерусалим и Александрия Рим и Милан Карфаген 345–348 Сирмия 349, 351 Арелат Виттер (Beziers) Сирмия 357, 358 Антиохия Римини, Селивкия Константинополь Антиохия 361, 363 Александрия 362, 363 Лампсаке Никомидия Смирна Сицилия Сингидун, Тиана Александрия Валенция Иллирия, Анкир

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начало его, от слов, – (Бог) сначала создал человека бессмертного – до слов: посему царственность моя, заботясь о подданных: – это богословское начало целиком выписано из хрисовула, который был дан Иоанном Палеологом в монашестве Иоасафом в 6915−1407 году Лавре, Ватопеду и Свято-Павловскому монастырю на Афоне, и в котором говорится о сотворении человека бессмертным, о падении его по наваждению дьявола, о вочеловечении Сына Божия и о почитании Его умом и словом и делом (ν κα λγ κα πργματι), и о почитании Пресвятой Девы, яко виновницы спасения христиан; приводятся также слова Моисея, что и в поддельном хрисовуле Романа; упоминается о том же долге царей. Из этого Палеологского хрисовула в поддельный хрисовул Романа попали даже следующие выражения: «Я нашел (Ксиропотамскую обитель вместо города Кассандры) совершенно разрушенной, так что стены ее словно призраки в воде, σπερ τ ν τος δασιν τεχη φαινμενα: я построил стены и башни не подобные прежним, но гораздо лучшие κοδμησα τεχη κκα πργους…». Никуда не годится показываемый в Ксиропотаме хрисовул Романа старшего с 924 годом, как рукописный, так и печатный. В нём сказано, что Павел Ксиропотамский был сын царя Михаила (Куропалата Рангавэ) и супруги его Прокопии, и что в показанном году царь Роман старший вызвал его к себе с Афона для вручения ему денег и животворящего древа. Но в рукописной летописи Михаила Гликаса, от Адама до взятия Константинополя, которую я читал в Афоно-Дионисиатском монастыре нет ни слова о скопленном сыне царя Михаила Рангавэ, по имени Прокопии или Павле, тогда как перечисляются все дети его, именно, Никита, Евстартий и Феофилакт, и упоминается, что царь Лев Армянин оскопил их, и что Никита в монашестве Игнатий впоследствии был патриархом Цареградским (846−857 г.) и построил монастырь Спасителя. Здесь кстати прибавить, что если бы оный Прокопий, в монашестве Павел, был сын царя Рангавэ, родившийся в 811 году, то в 924-е лето Господне было ему 112 лет от роду, а в таких летах плавать по морю от Афона до Царьграда и обратно, строить на этой горе два монастыря Ксиропотамский и Павловский, и управлять немалочисленной братией, трудно и едва ли сбыточно.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Когда Симеон в 924 г. вновь появился перед Константинополем, он точно так же, как и в 913 г., был вынужден признать, что его могущество имеет своим пределом стены Константинополя, и так же, как и тогда, он начал переговоры с византийским правительством. Осенью 924 г. 621 между двумя правителями состоялась встреча, которая долго оставалась памятной современникам и потомкам и была разукрашена разными легендами. Но если прием Симеона патриархом Николаем Мистиком в 913 г. был многообещающим началом, то состоявшаяся одиннадцатью годами спустя встреча с императором Романом была концом его грандиозных надежд. В отличие от правительства императрицы Зои, Роман не стремился раздражать могущественного противника. В послании к Симеону от 925 г. он энергично протестует против того, чтобы Симеон величал себя василевсом болгар и римлян, однако в одном из последующих посланий разъясняет, что его протест относился не столько к императорскому достоинству Симеона, сколько скорее к его претензиям на титул римского императора 622 . Пускай и неохотно, однако же Византия смирилась с тем, что правитель болгар стал носить титул василевса, впрочем, с оговоркой, что значение этого титула ограничивалось пределами болгарских земель. Равным образом уже в 920 г. через патриарха Николая Мистика Симеону было сделано предложение о заключении брачного союза с новым царским домом Лакапинов, который должен был доставить ему почетное, хотя и исключающее всякое влияние на дела в Византийской империи положение. Дальнейшие уступки отклонил уже сам Роман, а о территориальных уступках он и вовсе не желал слышать. В самом деле, опыт прошедших лет показывал, что Симеон, несмотря на свое военное превосходство, был не в состоянии осуществить свою программу силой оружия. Дипломатическое искусство византийцев при этом все сильнее заводило его в тупик. Борьба между Византией и Болгарией, которая была основой событий, происходящих на Балканском полуострове, вовлекала в свой круг и прочие балканские страны. В Сербии перекрещивались и соперничали друг с другом влияния Византии и Болгарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7-12-я главы Книги пророка Даниила посвящены видениям Д. о буд. судьбах Иудеи и окружающих ее языческих держав от времени вавилонского плена до пришествия Мессии (см. в разд. «Книга пророка Даниила»). Нек-рые сведения о жизни Д. содержатся также в т. н. неканонических добавлениях к Книге пророка Даниила. Согласно 2-му неканоническому добавлению (Сусанна, Дан 13), он сумел спасти невинно осужденную Сусанну и изобличить коварных старейшин-судей. В 3-м неканоническом добавлении (Вил и дракон, Дан 14 в варианте чтения LXX) Д. назван священником, сыном Авала, к-рый перед всеми раскрыл хитрость жрецов бога Вила и разрушил его храм в Вавилоне (некий свящ. Даниил, сын Ифамара, пришедший в Иерусалим вместе с Ездрой, упом. в Езд 8. 2, но к Д. он отношения не имеет; упом. в Книге Неемии Азария (Неем 8. 7; 10. 2), Мисаил (Неем 8. 4) и Анания (Неем 10. 23) также вряд ли имеют отношение к друзьям Д.). Другие библейские и внебиблейские книги В Книге пророка Иезекииля Д. предстает как образец мудреца (Иез 28. 3), праведник, стоящий в одном ряду с Ноем и Иовом (Иез 14. 14). Традиц. церковные авторы ( Theodoreth. In Ezech.//PG. 81. Col. 924-925; Филарет (Дроздов). 1874. С. 65-66; Скабалланович. 1910. С. 306) видели в этом тексте указание на автора библейской книги и объясняли упоминание его Иезекиилем наряду с праведниками-неевреями по-разному: либо тем, что ни один из них не смог, даже будучи праведным, предотвратить несчастье других (таков и контекст фразы у Иезекииля) ( Theodoreth. In Ezech.//PG. 81. Col. 924-925), либо тем, что каждый проводил благочестивую жизнь в окружении нечестивого иноплеменного сообщества ( Филарет (Дроздов). 1874. С. 65-66), либо тем, что Д. был широко известным даже среди языческих народов праведником (слава Навуходоносора гарантировала известность и его советника Д.) ( Скабалланович. 1910. С. 306). Нек-рые совр. исследователи считают, что упоминание Д. в одном ряду с Ноем и Иовом подчеркивает не только его древность, но и чужеземное происхождение ( Collins J.

http://pravenc.ru/text/171183.html

Серафим (Ляде), обн. митрополит 493, 496, 499–501,603, 917–918 Серафим (Мещеряков), митрополит 256, 257, 286, 308, 313, 340, 344, 503, 619, 918–920, 947, 950, 952 Серафим (Руженцов), обн. митрополит 256, 344, 353, 376, 402, 416, 417–419, 422, 428, 435, 437, 438, 441, 442, 448, 451, 461, 462, 464, 465, 470, 474, 479, 480, 506, 521, 555, 711, 744, 863, 920–922 Серафим (Самойлович), архиепископ, свмч. 43, 87, 467 Серафим (Силичев), обн. архиепископ 923–924 Серафим (Чичагов) , митрополит, свмч. 192, 577 Серафим Ахтырский см. Серафим (Ляде), обн. митрополит Серафим Московский см. Серафим (Руженцов), обн. митрополит Серафим, архиепископ Костромской см. Серафим (Мещеряков), митрополит Серафим, архиепископ Тверской см. Серафим (Александров) , митрополит Серафим, архиепископ Угличский см. Серафим (Самойлович), архиепископ Серафим, архиепископ см. Серафим (Александров) , митрополит Серафим, епископ Змиевский см. Серафим (Ляде), обн. митрополит Серафим, епископ Муромский см. Серафим (Руженцов), обн. митрополит Серафим, епископ Угличский см. Серафим (Самойлович), архиепископ, свмч. Серафим, игумен, эконом Александро-Невской Лавры 237 Серафим, митрополит см. Серафим (Руженцов), обн. митрополит Серафим, обн. архиепископ Иркутский 79 Сербский Патриарх см. Димитрий (Павлович), Патриарх Сербский Сербский Патриарх см. Димитрий, Патриарх Сербский Сергеев Петр см. Пётр (Сергеев), обн. митрополит Сергиев, митрополит Ростовский см. Пётр (Сергеев), обн. митрополит Сергий (Андреев), обн. епископ 924–925 Сергий (Баженов), обн. архиепископ 925–926 Сергий (Болгаров), обн. архиепископ 529, 531, 926–927 Сергий (Васильев), епископ 814 Сергий (Волков), обн. архиепископ 927–928 Сергий (Воскресенский), митрополит 1016 Сергий (Гришин), архиепископ 43, 1017 Сергий (Дмитриевский), обн. архиепископ 310, 363, 391, 421, 433, 450, 451, 531, 928–929 Сергий (Добросмыслов), обн. архиепископ 929–931 Сергий (Зверев), архиепископ, свмч. 931–933 Сергий (Иванцов), см. Сергий (в монашестве Софроний) (Иванцов), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Распространению почитания О. в континентальной Европе способствовали англосаксонские священнослужители, приезжавшие туда в каролингскую и оттоновскую эпохи: Виллиброрд, Алкуин, Григорий, аббат мон-ря Айнзидельн (964-996), и др. Важная роль в распространении культа О. принадлежала и представительницам англ. королевского рода, выходившим замуж за европ. правителей: Эльфтрите († 929), дочери кор. Альфреда Великого и жене графа Фландрии Балдуина II Лысого († 918); Эдите († 946), дочери кор. Эдуарда Старшего (899-924) и жене имп. Оттона I ; Матильде († 1189), дочери кор. Генриха II (1154-1189) и жене герцога Баварии и Саксонии Генриха Льва († 1195). Благодаря англосакс. миссионерам в XI в. почитание О. началось в Скандинавии: его имя присутствует в большом числе литургических источников вплоть до эпохи Реформации ( Blair. 2002. P. 550). Однако культ О. не получил столь широкого распространения, как почитание нек-рых др. брит. святых (напр., Альбана и Ботульфа). Посвященные О. церкви и алтари известны в Европе с XII в., наибольшая их концентрация отмечена в Вюртемберге, Баварии, Швейцарии и на австр. землях ( Folz. 1980. P. 66-70). Новый импульс почитание О. как воителя за веру получило в кон. XI в., в эпоху крестовых походов . Одновременно в посвященных О. текстах начали встречаться мотивы фольклорного (дохристианского) происхождения. Реджинальд Колдингемский рассказал, что, когда Освиу приехал на Мазерфельт, чтобы забрать выставленные на шестах голову и руки О., большая птица (возможно, ворон) схватила нетленную правую руку, отнесла ее на стоявший рядом старый ясень, а потом уронила на землю и в этом месте забил целебный источник. Ясень благодаря прикосновению реликвии снова зазеленел и даже стал приносить исцеление людям, сидевшим в его тени. Этот рассказ содержит явные параллели с языческим мифом об Одине (Водане), к-рый висел на ясене Иггдрасиль (у корня к-рого находился источник мудрости), чтобы обрести знание рун. Ворон играл важную роль в культе Одина и был одним из его атрибутов.

http://pravenc.ru/text/2581595.html

3. 4–9). 897.  …ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками (Гал. 2. 17). 898.  потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (Рим. 3. 20–24). 899. Святой Петр Дамаскин. Книга 1, статья 2. Добротолюбие. Ч. 3. 900. Келейные письма, том 15, письмо 73. 901. Келейные письма, том 15, письмо 70. 902. Келейные письма, том 15, письмо 11. 903. Требник. Последование исповеди. 904.  …ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает (Евр. 11. 6). 905.  Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16. 16). 906.  …по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем (1 Пет. 1. 15–14). 907.  …покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3. 2). 908. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4. 17). 909.  …к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное (Мф. 10. 6–7). 910.  …банею возрождения и обновления Святым Духом (Тит. 3. 5). 911.  …если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. …Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3. 3, 5). 912. Ис. 9. 6. 913.  А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дать власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, но от Бога родились (Ин. 1. 12–13). 914. Преподобный авва Дорофей. Поучение 1. 915.  Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть (Евр. 2. 1). 916.  Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей… Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают (Ин. 15. 10, 6). 917. «Смеси с нами Себе, и возмеси Тело Свое в нас». Эти слова святителя Иоанна Златоуста приводят святые Ксанфопулы в 92 главе своего сочинения о безмолвии и молитве. Добротолюбие. Ч. 2. 918.  Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, …если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6. 56, 54, 53). 919.  …где труп, там соберутся и орлы (Лк. 17. 37). 920. Требник. Исследование исповеди. 921. Лествица. Слово 4, гл. 53. 922.  Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 19. 17). 923. Ин. 8. 44. 924. Обличениями Господом злочестия иудеев наполнены страницы Евангелия, особенно 23 глава от Матфея и 8 глава от Иоанна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Крупнейшим и самым знаменитым в Сирии был монастырь Рождества Пречистой Богородицы в Сайданайе, в 30 км к северу от Дамаска. 922 Стоявший на вершине горы, он в периоды смут часто становился убежищем окрестных христиан и местом сохранения сокровищ патриархии. Основание обители возводят к эпохе Юстиниана. Впрочем, от византийских времен там мало что сохранилось, монастырь неоднократно перестраивался. В рассматриваемый период это делалось, в частности, в 1762 г., через 3 года после сильного землетрясения, обрушившего многие мечети и минареты Дамаска. Хотя церковь монастыря устояла, она тоже нуждалась в реконструкции, что было сделано, по едкому замечанию Михаила Брейка, не при посредстве патриарха и вакиля, но, «во-первых, посредством Госпожи нашей Богоматери Марьям (Марии. – К.П.) ...которая побудила некоторых благочестивых и милосердных христиан озаботиться строительством и, во-вторых, посредством шейха Али аль-Муради, муфтия, которого она подвигла сказать: идите, стройте этот монастырь». 923 Монастырь, окруженный мощными крепостными стенами, с несколькими воротами, окованными железом, имел форму треугольника, вытянутого с востока на запад. «Стены же суть от камней сеченых гладких, – писал Григорович-Барский, – и крепким делом зданны, и аще ветхости ради и многолетия, множицею с верьху падоша, но последи паки обновляшася». 924 В монастыре насчитывалось 80 келий для монахов и паломников, «не весьма лепотны, но просты строением», по замечанию Григоровича-Барского. 925 Он же высоко оценил монастырский храм Рождества Богородицы, чем-то похожий на церковь Синайского монастыря, тоже юстиниановской постройки, но во всех отношениях ее превосходивший: «Сверху главы не имат, но покров долг, остро сведен и плинфами оболчен, внутрь же подножие каменными скрижалми гладко насажденно, имат и столпы целокаменные в четыре ряда стояще... Внутрь же иконостас камен имат с украшением кандил и полиелеов, и в олтаре же подножие дробными мраморами постланное». 926 В церкви имелось 4 придела, в одном из которых служили сиро-яковиты, приходившие на поклонение чудотворной иконе Богородицы, главной святыне монастыря. Икона, написанная по преданию евангелистом Лукой и некогда принесенная в монастырь монахом-паломником из Иерусалима, была заключена в мраморный киот, украшенный золотом и «камением дорогим». Считалось, что святыня дает исцеление от болезней, причем не только христианам, «но и прочих вер, аще со верою идет». 927 Литература о чудесах Сайданайской иконы восходит еще к Средневековью. Паломники и писатели османской эпохи добавили много новых преданий. 928 В 1767 г. патриарх Филимон изъял сокровища монастыря на покрытие своих расходов, что произвело гнетущее впечатление на современников. Скорую кончину патриарха посчитали Божьей карой за оскорбление обители. 929

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010