Там подарены ей в Цареграде три дома, а здесь только два. Прочитав всё это вспомнишь Ювенала и повторишь его словцо: mendax Graecia – лживая Греция. В обоих списках сказано, что Ксиропотамский монастырь построен был ещё царицей Пульхерией, (450 г.) и что она дала ему св. мощи Сорока мучеников Севастийских. Но не то говорит история. В Пасхальной хронике отмечено, что «Пульхерия, супруга Маркиана царя, по видению, κατ’ πτασαν, обрела мощи святых сорока мучеников Севастийских, скрытые в церкви св. Фирса позади амвона, и что для этих мощей создал храм за Троадскими воротами (Константинополя) консул и префект Кесарий». (Chronic. Paschale. Bonn. 1832 p. 590). Итак, вот где положены были эти честные мощи, а не в Афонском Ксиропотаме! – На том и другом списке (небывалого) хрисовула царя Романа намечены год 924-й и индикт 15-й. В путешествии Барского переведён по-русски оный Хрисовул, но год на нём поставлен уже 6542−1034-й, месяц февраль, индикт 15-й. А в этом году и месяце царствовал Роман, но не старший и не младший, даже не Роман Диоген, а Роман Аргир († 11 апреля 1034 г.). Значит: во дни Барского Афонские грамотеи надумали приписать возобновление Ксиропотама уже Роману Аргиру, при содействии Павла Ксиропотамского. Но это ещё хуже. Малограмотные, они не разочли, что в 1034 году этому Павлу, родившемуся от царя Михаила Рангавэ в 811 году, было бы 222 года от роду. Да и индикт был 2-й, а не 15-й. Вот так обличает себя неразумная подделка! Составители Романова Хрисовула с 924 годом написали в нём, что в этом году Ксиропотамский монастырь был освящён Цареградским патриархом Феофилактом, который был родной сын сего Романа. Но сей Феофилакт патриаршествовал с 933 года по 956-й, и в 924 году ему от роду было только 9 лет; ибо он на патриаршую кафедру возведён был 16-ти летний. Сколько промахов! Сколько нелепостей и неточностей! И после них, ещё голосят Афонцы что хрисовул Романа заслуживает внимания! Нет, это дееписание такое, какое дошло до нас не имеет ни малейшей исторической ценности.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Там же. С. 175–176. Там же. С. 189. Архив Минского епархиального управления (АМЕУ). Ф. 1. Оп. 1. Д. 54. Л. 14. ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1632. Л. 34. См.: Там же. Д. 1844. Л. 23. См.: АМЕУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 924-в. Л. 130. См.: Там же. Л. 135. См.: Там же. Л. 152. Там же. Оп. 1. Д. 54. Л. 16. ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1914. Л. 36. Там же. Д. 1916. Л. 7. См.: Там же. Л. 30. В российской и белорусской историографии, включая «Православную энциклопедию», повсеместно присутствует хронологическая ошибка: указывается одновременный переезд монахинь Гродненского и Полоцкого монастыря в 1960 г. АМЕУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 924-в. Л. 143. Там же. С. 144. НА РБ. Ф. 951. Оп. 3. Д. 49. Л. 34. Там же. Л. 34–35. См.: АМЕУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 924-в. Л. 141. См.: Там же. Л. 150. Архиепископ Ермоген (Голубев). После освобождения с Ташкентской кафедры в сентябре 1960 г. он был отправлен в бессрочный отпуск. Местом его пребывания был определен Успенский мужской монастырь в Одессе, а через некоторое время — Жировицкий монастырь, где архиепископ Ермоген пребывал до июня 1962 г. ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 2017. Л. 19–20.   Источник: Богослов.Ru Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале:

http://bogoslov.ru/article/6177573

См.: Пшеницын Д. А. Солигаличский торговый тракт, или История волости Толшма (XVII–XX вв.). Архангельск, 2019. С. 247–252. См., например: ГА ВО, ф. 1260, оп. 1, д. 2506, 3751, 6669–6674, 6687–6688, 6827; Черкасова М. С. Документы по истории Устюженской десятины Новгородской митрополии XVII – начале XVIII в.//Вестник церковной истории. 2011. 3/4(23/24). С. 14, 21. ГА ВО, ф. 1260, оп. 1, д. 7204. Корогодина М. В. Древнерусская исповедь как часть монастырской культуры: традиции и книжные истоки//Монастырская культура как трансконфессиональный феномен. М., 2020. С. 66. ГА ВО, ф. 1260, оп. 3, д. 38. Там же, д. 29. Башнин Н. В. Дионисиево-Глушицкий монастырь и его архив XV–XVII вв. СПб., 2016. С. 924–925. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией Императорской Академии наук. Т. 4. СПб., 1836. 284. С. 401–403. Великоустюжский центральный архив, ф. 627, д. 14. NCЗ-I. Т. 3. 1612. С. 417. Башнин Н. В. Дионисиево-Глушицкий монастырь… С. 601–602, 923–924 (выяснение того, кто у скоропостижно умершей крестьянки был отец духовный, в каком году она исповедовалась и причащалась у него). Булатов В. Н. Муж слова и разума. Афанасий – первый архиепископ Холмогорский и Важский. Архангельск, 2002. С. 222–223. Черкасова М. С. Документы XVII–XVIII вв. из архивов соборных храмов в Вельске и Верховажье//Вестник церковной истории. 2008. 4(12). С. 105. Там же. С. 94–95. Черкасова М. С. Вологодский список поучительной грамоты Афанасия Холмогорского 1697 г.//Поморские чтения по семиотике культуры. Актуальные проблемы семиотики геосоциального и геокультурного пространства Европейской части Российской Арктики Архангельск, 2018. С. 269. Найденова Л. П. Жизнь русского человека XVI–XVII вв. (вера–семья–дела житейские). М., 2020. С. 107, 125–128. ГА ВО, ф. 1260, оп. 1 (Вологодский архиерейский дом), д. 7759, л. 1–4. Сукина Л. Б. Концепция «конфессионализации» – одна из возможных парадигм изучения русской истории XVI–XVII вв.//Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 17. 2014. Вып. 2. С. 118.

http://sedmitza.ru/lib/text/10190257/

Согласно составленному для основателя Македонской династии имп. Василия I родословию, он считался потомком арм. царского рода Аршакидов (Аршакуни) и, согласно арм. преданиям, пожелал получить корону из рук князя князей (ишханац ишхан), а впосл. царя Армении Ашота Багратуни ( Вардан Великий. Всеобщая история. М., 1861. С. 116), чьему роду со II в. до Р. Х. принадлежала должность венцевозлагателей (т‘агадир) арм. царей. Ашот Багратуни добился удаления из страны арабов, положив конец 200-летнему араб. владычеству в Армении. После того как арм. нахарары и католикос провозгласили Ашота царем, он получил инсигнии власти от халифа (885/6); имп. Василий I также прислал ему корону и объявил его своим «любимым сыном». Патриарх К-польский Фотий, автор легенды о царском происхождении Василия, также имевший арм. корни, состоял в переписке с арм. католикосом Закарией и Ашотом Багратуни (ППС. 1892. Т. 2. Вып. 1; см.: Юзбашян. С. 261-267; Ширинян М. Э. «История» Мовсеса Хоренаци и «генеалогия» Патриарха Фотия//Аштанак. 1995. 1. С. 85-96 (на арм. яз.)). Именно в эту эпоху в Византии получило распространение житие свт. Григория Просветителя , произошло перенесение в К-поль мощей арм. святых - Григория Просветителя в Св. Софию и преподобномучениц Гаиании и Рипсимии в ц. Св. Троицы. Однако арм. Багратиды не признавали себя вассалами империи, а включение их как «духовных сыновей» в визант. «семью народов» имело значение скорее для самой Византии ( Арутюнова-Фиданян. С. 9). Крест царя Ашота Ерката (924 - 929) и ставротека XVIII в. (Музей собора Эчмиадзина) Крест царя Ашота Ерката (924 - 929) и ставротека XVIII в. (Музей собора Эчмиадзина) В IX-XI вв. Армения переживала период расцвета, именуемый в историографии «эпохой Багратидов». Визант. имп. Лев VI Мудрый и арм. царь Смбат I ок. 891 г. заключили союз и торговый договор, открывающий для Византии новые рынки на Востоке. В царствование имп. Константина VII Багрянородного Византия пыталась установить политический союз с правителями Армении, Грузии и Кавказской Албании.

http://pravenc.ru/text/372678.html

В 924 г. в результате заговора был убит имп. Беренгарий I Фриульский (915-924), пользовавшийся поддержкой папы Римского Иоанна Х. Заговорщики пригласили в Италию кор. Бургундии Рудольфа II; вскоре в стране начались междоусобицы. По инициативе понтифика в Италию был приглашен гр. Гуго Арльский, приближенный кор. Прованса Людовика III Слепого. В 926 г. Гуго изгнал Рудольфа из Италии, прибыл в Мантую и заключил с Иоанном Х договор, согласно к-рому брат понтифика Петр должен был получить маркграфства Камерино и Сполето; данный договор нарушал наследственные права потомков М. В 926/7 г. М. вступила во 2-й брак с маркгр. Тосканы Гвидо, братом Гуго Арльского. Возглавив враждебную понтифику партию, Гвидо и М. организовали заговор, в результате которого Петр был убит, а Иоанн Х заключен в темницу, где вскоре скончался (по сообщению Лиутпранда, папа был задушен по приказу М. и ее мужа). В браке с Гвидо М. родила дочь Берту. В 928/9 г. Гвидо скончался. Период с 928 по 931 г. стал временем наибольшей политической активности М., принявшей титулы «сенатриссы» и «патрицианки». Рим. престол поочередно занимали ставленники М.: Лев VI , Стефан VII (VIII) и ее сын Иоанн XI. М. отправила посольство к визант. имп. Роману I Лакапину (920-944) для переговоров о браке его сына с одной из своих дочерей; послы вернулись в Италию в 933 г., уже после того как М. утратила власть. В 932 г. М. примирилась с кор. Гуго Арльским и вступила с ним в брак. Лиутпранд называл этот союз незаконным и кровосмесительным, т. к. М. стала супругой брата своего покойного мужа, от к-рого у нее уже были дети. Гуго прибыл в Рим, привлеченный перспективой имп. коронации. Однако в дек. 932 г. Альберик II поднял бунт против Гуго и М., захватил власть в Риме и добился изгнания отчима из города. Лиутпранд сообщает, что М. бежала вместе с Гуго, однако по другой, более вероятной версии, она осталась в заключении в Риме. О ее дальнейшей судьбе сведений нет. Скорее всего М. скончалась до 936 г., когда Альберик договорился с Гуго о женитьбе на его дочери Альде Провансской. В документе 945 г. о ней говорится как об умершей. Поминовение «сенатриссы» М. указано под 28 июня в некрологе мон-ря святых Кириака и Николая на Виа-Лата, где, возможно, она была похоронена (Necrologi i libri affini della Provincia romana/Ed. P. Egidi. R., 1908. Vol. 1. P. 42).

http://pravenc.ru/text/2562380.html

V. Штат 1732-го года I. Действительный тайный советник, князь Димитрий Михайлович Голицын от 7-го июля 1727-го года просил Святейший Синод сделать распоряжение о доставке в его Комиссию ведомостей о синодальных вотчинах с показанием, «в какой силе состоят выти в тех вотчинах, что положено в выти дворового числа или душ, по коликому числу четвертей под вытью земли и других угодий, какое в тех вытях – именно, в дворах, в людях и в земле – уравнение имеется и везде выти в одной мере состоят, или в чем какая рознь есть, и для чего, а также подушные деньги крестьяне платят с душ, или с вытей, и ежели с вытей, то по скольку приходится тех денег на выть». В сентябре состоялся указ Верховного Тайного Совета о немедленном представлении этих ведомостей 2626 . Подробнейший экстракт из ведомостей о вотчинах Александро-Невского Монастыря дает следующие цифры: дворов по переписным книгам 186-го года – 6.026; вытей 1.338 и, кроме того, 858 местных делений другого именования: выток, осьминок, долей, четвертинок, полос, участков; пашни и покосов 87.609 десятин, в томч» числе пашни 76.052 (44.152 четверти), лесных угодий 924 десятины и 544 поверстного; душ мужеского пола по генеральной переписи 33.133; подушного с них оклада 23.309 рублен, монастырских доходов – в Александро-Невский Монастырь 11.931 рубль в приписные к Александро-Невскому Монастыри, при коих крестьяне числились, – 626 рублей, хлебных сборов – в Александро-Невский Монастырь 4.200 четвертой и в приписные 2.714 четвертей, масла коровьего – в Александро-Невский Монастырь 2 пуда и в приписные Монастыри 13 пудов, яиц куриных – в Александро-Некский монастырь 4.000 штук и в приписные Монастыри 9.250 штук 2627 . Почти одновременно с этим, для выработки штата, затребованы были подробные сведения по хозяйственной части Александро-Невского Монастыря 2628 . В результате представлены были ведомости, рисующие полную картину Монастыря в хозяйственном отношении за 1727-й–1728-й годы 2629 . По этим ведомостям, за Монастырем состояло 5 Монастырей и 2 Пустыни, 16 вотчнн в 12-и уездах, в них 7.360 дворов и 36.193 души мужеского пола; пашни крестьянской 75.902 49 / 64 десятины, сенных покосов 10.2817 11 / 8 десятины, лесу пашенного и непашенного 924 десятины, лесу поверстного 544 1 / 6 версты; монастырских угодий: пашни 1.852¾ десятины, на ней в посеве хлеба 3.326 четвертей 7 / 8 четверика, от того хлеба сверх семян в приросте в 1728-м году было 3.666 четвертей 7, четверика, сенных покосов 3.269 4 / 5 десятин, сена в укосе 16.149 копен 2630 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В своем письме ты говоришь, что Доростол и прочие места были, правда, под властию прежних царей, но что ныне находятся под твоим господством и что мы уже к такому порядку вещей привыкли. Несправедливо это сказано. Далеко не привыкли ромэи к тому, что вы владеете их землей, и не забыли о своем праве, но не посылают упреков тем царям, которые допустили вас занять эти земли. В заключение греческий царь предлагает Симеону невозможное для последнего условие: «Если хочешь мира, возврати нам нашу землю и находящиеся в ней крепости». Некоторый свет на занимающий нас период бросает сделавшееся недавно известным житие св. Марии Новой. В этом памятнике между прочим повествуется о событиях во Фракии во время Симеона и Романа Лакапина. Св. Мария жила в византийском городе Визе, где муж ее командовал турмой (дивизия). Главный интерес представляет то место, где идет речь об осаде Симеоном Визы и о принятых им мерах после взятия города, последовавшего после пятилетней осады. «Симеон князь болгарский... разграбил всю Фракию и разорил до самых стен Константинополя, вследствие чего и жители Визы, не будучи в состоянии вынести пятилетнюю осаду, выселились из города, предав свои дома огню. Симеон, взяв город и нашедши его необитаемым и опустошенным, повелел срыть до основания стены, а землю вспахать и засеять. Поселив в городе своих подданных и поставив над ними начальником Вулия, Симеон ушел оттуда с намерением так же поступить и с другими городами Фракии» 287 . Можно думать, что происхождение болгарских кастров во Фракии объясняется именно теми условиями, о которых дает понять житие св. Марии. Весьма вероятно также, что указываемое в житии пятилетие осады города Визы болгарскими войсками обозначает и вообще срок господства Симеона во Фракии. Время вступления на престол Лакапина отмечает собой начало наибольшего напряжения болгарского влияния. Из писем патриарха Николая видно, что в период от 922 по 925 г. болгарский натиск особенно был чувствителен: вслед за осадой Силиврии и Ираклии (921) идет движение к Золотому Рогу (922), захват Адрианополя (923) и переговоры о мире под стенами Константинополя (924). Должно принять, что пятилетняя осада Визы есть период от 919 по 924 г. и что организация взятых у греков городов в кастра относится к этому же времени. Отступив от Константинополя после свидания с царем и патриархом, Симеон вводит во фракийских городах болгарское устройство и с полным пренебрежением к ромэйскому самодержцу делает Роману унизительное предложение сложить власть, так как, фактически не владея ромэйскими городами, он не есть больше царь ромэйский (письмо 29).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

VI . Игнорировался принцип легальности не только в этих случаях. Общеизвестен правовой обычай, опирающийся, кстати, на каноническое право, согласно которому император, равно как и священник, не мог быть калекой. 78 Апостольское правило отстраняет от епископства слепых и глухих, «да не будет препятствий в делах церковных», а также безруких, безногих, больных эпилепсией и т.п. И потому Византия знала универсальный способ, препятствующий борьбе за трон, – ослепление претендента, иногда – обрезание его носа. Однако и здесь мы встречаем два важных исключения: Исаака II Ангела (1185-1195 и 1203-1204), ослепленного своим братом императором Алексеем III Ангелом Комниным (1195-1203) , и Юстиниана II Ринотмета (685-695 и 705-711), которому обрезали нос перед тем, как свергнуть с престола и отправить в ссылку . Но это не помешало дерзкому и энергичному экс-царю хоть и на краткое время восстановить свой титул и вернуть престол. Точно также, как и несчастному Исааку Ангелу вторично взойти на трон. Обычно, говоря о монархии, полагают, что речь идет о единоличной власти. Но куда отнести византийское «многоцарствие», при котором на престоле находилось до семи и более (!) равных по своему статусу и легитимных царей!? Словно целенаправленно игнорируя будущую «теорию монархизма», Византия постоянно допускала в случае необходимости наличие на троне почти неограниченного количества царей. Масштабный прецедент на сей счет создал император Роман I Лакапин (920-944), надеющийся таким способом обеспечить легитимность своей семьи помимо законного в глазах общества наследника Константина VII Порфирородного (945-959). Вначале Роман приказал венчать на царство своего старшего сына Христофора (921-931), затем привел на престол одного за другим сыновей - Стефана (924-945) и Константина (924-945), после них - внука Михаила (931-945), сына Христофора, невесток Анну и Елену. Если присоединить к списку императора Константина Порфирородного и его сына Романа II (945-963), а также императрицу Елену, жену Константина VII, то картина получится чрезвычайно живописной.

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/02/...

Настоятель храма: протоиерей Василий Кондраш Телефон настоятеля: 8 924 785 99 08 Адрес: 689501, Чукотский автономный округ, Анадырский район, пос. Угольные Копи, ул. Финская, 15. Телефон/факс: (42732) 5-56-50 Храм Успения Пресвятой Богородицы города Певек [ править править код ] Настоятель храма: прот. Евгений Пилипенок Телефон настоятеля: 89246653456 Адрес: 689400, Чукотский автономный округ, г. Певек, ул. Чемоданова, 9 Телефон/факс: (42737) 4-10-50 Храм преподобного Серафима Саровского города Билибино [ править править код ] Настоятель храма - протоиерей Иоанн Симулик. Телефон настоятеля: 8 924 666 71 79 Адрес: 689450, г. Билибино, пл. прп. Серафима Саровского, 1 Телефон: 8 (42738) 2-44-33 Храм преподобного Сергия Радонежского с. Омолон [ править править код ] Настоятель храма – иеромонах Иоанн (Костюченко) Адрес: 687450, Чукотский автономный округ, Билибинский район, с. Омолон Телефон/факс: (42738) 8-45-02 Храм святителя Иннокентия, митрополита Московского пос. Провидения [ править править код ] Адрес: 689251, Чукотский автономный округ, пос. Провидения, ул. Полярная, 33 Телефон: 89246677939 Храм святителя Николая Чудотворца с. Марково [ править править код ] Храм святителя Николая Чудотворца с. Марково Храм построен в центре села, на историческом месте, где стояла первая на Чукотке церковь. Православный храм во имя святителя Николая Чудотворца в чукотском селе Марково был освящён 15 мая 1862 года. Здание было построено полностью из тополёвого леса, в годы революционного лихолетья было разрушено. Марковская церковь долгое время оставалась единственной на Чукотке - здесь возникла первая на Чукотке церковно-приходская школа, а сам храм долгое время был миссионерским центром по просвещению чуванцев, эвенков, коряков и чукчей. Вместе с возрождением церковной жизни с конца XX века храм был вновь обустроен, теперь в небольшом приспособленном помещении. После отстранения от управления Анадырской епархии епископа Диомида в 2008 году храм был на некоторое время опечатан представителями светской администрации, и остался в ведении назначенного священноначалием в качестве временного управляющего Анадырской епархией Хабаровского владыки Марка.

http://azbyka.ru/palomnik/Чукотский_авто...

Зашевелились и арабы. Известный ренегат и арабский пират Лев Триполийский во главе большого флота выступил к острову Лесбос, но в 923 г. был разбит римскими моряками под командованием патрикия Иоанна и друнгария флота Радина. А тем временем патриарх Николай Мистик продолжал сколачивать коалицию для защиты Византии. Еще в 920 г. он направил послание Армянскому католикосу Иоанну, в котором предлагал тому прекратить все распри и объединиться в борьбе с мусульманами. Это письмо ободрило католикоса, который отвечал в таких выражениях: «За надежной стеной вашей силы и страха, который вы внушаете врагам, и под защитой императорских крыльев, мы находимся как бы в укрепленном лагере или среди прекрасного города». Император Роман I выделили Армянскому царю Ашоту II (922–929) значительные средства, а также дал большой военный отряд, при помощи которого тот сумел упрочить свою власть и оборониться от сарацин 337 . Но сами греки в ближайшие годы терпели фатальные поражения в столкновениях с сарацинами. В 923 г. полководец Мунис-аль-Музаффар разгромил их на море и на суше, а весь 924 г. арабы почти безнаказанно – все наличные силы были брошены против болгар – разоряли спорные территории, захватив множество пленных, золота и скота. В сентябре 924 г. Симеон в очередной раз с большим войском подошел к стенам Константинополя и пригласил к себе в ставку патриарха Николая и сановников для переговоров о мире. Встретившись с ними, Болгарский царь неожиданно выразил желание переговорить непосредственно с самим Романом Лакапином, о котором слышал много доброго. Роман обрадовался такой возможности – он надеялся, используя свои опыт и хитрость, склонить Симеона к миру. По его приказу слуги соорудили надежную пристань, к которой могла бы подойти царская триера. Пока шло строительство, болгары спалили храм Пресвятой Богородицы в Пиге – варварское напоминание о своем присутствии. Ситуация была почти безнадежная – оставалась только надежда на Божью милость и помощь. Прибыв накануне встречи с Симеоном во Влахернский дворец, император вместе с патриархом Николаем пали ниц перед омофором Приснодевы и долго со слезами на глазах молили Пресвятую Богородицу даровать их стране мир с болгарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010