Скачать epub pdf Первый отдел. Законоположительные книги Под именем законоположительных книг в русской богословской литературе разумеются пять книг Моисея: Бытия, Исход, Левит, Числа и Второзакония. Они называются законоположительными, потому что содержат в себе преимущественно Богом данные через Моисея еврейскому народу разнообразные законы, коими предначертан был весь строй жизни еврейского народа и очерчена вся сущность ветхозаветного учения, все его основы и идеалы. Такое законоположительное и законодательное значение писания Моисея имели и во всей истории еврейского народа: для всей последующей ветхозаветной письменности, для всех теократических истинных вождей и руководителей еврейского народа и для истории ветхозаветной Церкви Божией. Писания Моисея лежали в основе всех ветхозаветных писаний и всей ветхозаветной истории. Посему название их законоположительными является в русской богословской литературе не новым, а лишь переводом принятого у евреев термина – закон. Очевидно, еврейские ученые издавна признавали вышеуказанное значение писаний Моисея. Обозреваемые писания Моисея, объединяемые единством писателя, единством идеи и содержания, хотя и разделяются на пять книг, но в богословской терминологии также объединяются как бы в один том и называются Пятикнижием Моисея. И это название не русскими богословами придумано, а имеет глубокую древность. В еврейской талмудической литературе употребительны термины: chamischah chumschei hattora или: chamischah chumschim, или еще короче: chumschin (Meg. 1, 8. Menachot 30а. Furst. Kanon... 6 s.), указывающие на «пятерицу» или Пятикнижие. В отеческой письменности употребительны соответственные же термины: πενττευχος, (т.е. ββλος. Orig. Com. in Iohan. XIII, 26. Μ. 14, 444 p.) и Pentateuehus (Tertull. С. Магс. 1, 10. Μ. 2, 257). Нужно к тому же заметить, что указанные термины имеют для себя еще более глубокие по времени и значению основания. Так, термин «законоположительные» книги имеет параллель и основу в ветхозаветных и новозаветных писаниях. Сам Моисей назвал свои писания «книгой закона» ( Втор.28:61; 31:26 ); также называются они у Иисуса Навина ( Нав.1:8 ). В других ветхозаветных книгах они называются «книгой закона Господня» ( Нав.24:26 ; 1Пар.22:12 ; 2Пар.12:1; 17:9 ), «книгой закона Моисеева» ( Нав.8:31; 23:6 ; 4Цар.14:6; 23:25 ). В новозаветных книгах они называются «законом – νμος» ( Мф.5:17 ; Лк.2:22 ; Рим.2:12 ). -Термин «Пятикнижие», хотя и не имеет для себя основы в ветхозаветных и новозаветных книгах, но имеет ее у еврейских древних историков: Флавия (Прот. Апп. 1, 8) и Филона (De Abrah. 1. De migr. Abrah. 3), свидетельствующих о том, что «Моисей написал священные законы в пяти книгах», составивших «одну священную книгу – μαν ερν ββλον». Очевидно, по сознанию древних евреев все пять книг Моисея составляли одно целое и как бы одну книгу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

ЗОЛОТОЙ СТИХ: На уроках этого раздела дети будут учить стих «Мы теперь дети Божии» ( 1 Иоанна 3:2 ). Дети должны найти по комнате заранее спрятанные бумажки, напоминающие по форме корзинку с малышом. На этих бумажках с одной стороны написаны слова золотого стиха, а со второй стороны они пронумерованы. Когда дети найдут, разложите их в правильном порядке. Пусть дети помогут Вам, если они знают цифры. Произнесите стих сначала по одному слову, а дети пусть повторят. После этого произнесите стих полностью. Смогут ли дети повторить за Вами? БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ: МАЛЫШ В КОРЗИНКЕ (Используйте книгу «Моисей и особенная корзина» во время рассказа этой истории. Открыв первую страницу, Вы рассказываете, что там написано и даете книгу детям. Дети рассматривают картинку и передают книгу друг другу по очереди. Удобнее детей посадить полукругом так, чтобы они все Вас видели и не мешали друг другу. Когда книга возвращается к Вам, Вы читаете вторую страницу и передаете книгу снова детям. Попросите детей рассматривать как можно быстрее, чтобы они не потеряли интерес.) Давным-давно жил один царь, который очень не любил израильский народ, особенно мальчиков-младенцев. Мама Моисея знала, что Бог поможет ей спасти своего малыша от этого злого царя. Мариамь, старшая сестра Моисея, очень сильно любила своего младшего братика. Мама Моисея сделала особенную корзину, которая держалась на воде. Она спрятала Моисея в этой корзине на реке, а Мариамь наблюдала за ним. Когда дочь царя и ее служанки пришли к реке, они увидели эту корзину. Служанка достала корзинку из воды и отдала принцессе. Принцесса достала малыша Моисея из корзины и обняла его. Мариамь подбежала к принцессе и сказала, что может позвать няньку для малыша. Нянькой, которую Мариамь привела к дочери царя, была мама Моисея. Принцесса любила малыша Моисея и воспитала его во дворце как своего собственного сына. Мама Моисея благодарила Бога каждый день за то, что дочь царя нашла корзину. Моисей вырос и поверил в Бога точно так же, как верила его мама, когда он был совсем маленьким!

http://azbyka.ru/deti/50-urokov-dlya-zan...

Глава вторая. Род Моисея Моисей – потомок Авраама, Исаака и Иакова, из колена Левия. В Св. Писании приводится его родословная. Вот имена сынов Левия по родам их: Гирсон, и Кааф, и Мерари. А лет жизни Левия было сто тридцать семь. Сыны Гирсона: Ливни и Шимеи с семействами их. Сыны Каафовы: Амрам и Ицгар, и Хеврон, и Узиил. А лет жизни Каафа было сто тридцать три года. Сыны Мерари: Махли и Муши. Это семейство Левия по родам их. Амрам взял Иоховеду, тетку свою, себе в жену; и она родила ему Аарона и Моисея (и Мариам, сестру их). А лет жизни Амрама было сто тридцать семь ( Исх. 6:16–20 ). В книге Чисел 3,27–28 дополнительно сообщается, что при исчислении народа во второй год по исходе из Египта в пустыне Синайской потомков Каафа мужеского пола от одного месяца и выше было 8600 человек. Также в Чис. 26, 59 подтверждается, что Иохавед, мать Моисея, была дочерью Левия. Имя жены Амрамовой Иохаведа, дочь Левина, которую родила жена Левиина в Египте, а она Амраму родила Аарона, Моисея и Мариам, сестру их. Итак, Моисей – сын Амрама, внук Каафа, правнук Левия, седьмой по роду от Авраама. Кстати, по матери он даже внук Левия. Браки на близких родственниках в те времена еще были разрешены. Библейское свидетельство подтверждается историком Иосифом Флавием: «Авраам был его [Моисея. – Г.Ф.] седьмым предком; сам Моисей был сыном Амрама, этот – сын Каафа, отцом которого является Леви, сын Иакова, сын Исака, который в свою очередь был сыном Аврама» кн. 2, гл. 9, п. 6]. Следует отметить расхождение текста LXX с масоретским касательно Иохавед, матери Моисея. В масоретском тексте в Исх. 6, 20 сказано, что Иохавед (дода), тетка Амрама, мужа своего. В Септуагинте же сказано: Θυγατρα το δελφο το πατρς ατο (дочь брата отца своего). Таким образом по LXX Иохавед была двоюродной сестрой Амрама и, следовательно, не была дочерью Левия. Трудно сказать, чем обусловлено это разночтение текстов. Схема родословия пророка Моисея Библейское родословие, согласно которого Моисей – седьмой от Авраама, правнук (по отцу) Левия, внук Каафа порождает немалую проблему, связанную с численностью сынов Израиля и, в частности, сынов Каафа, при исходе из Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Житие пророка Моисея Подготовка текста, перевод и комментарии М. В. Рождественской Моисей – пророк, вождь и законодатель еврейского народа, создатель и герой знаменитого «Пятикнижия», или Закона (книги «Бытие», «Исход», «Левит», «Числа», «Второзаконие»). Главный подвиг Моисея – спасение из египетского рабства еврейского народа, переведенного им «посуху» через Чермное (Красное) море и Аравийскую пустыню к земле Обетованной. Эти события изложены в книге «Исход». На ее тексте и на древнееврейских преданиях основывается ряд апокрифических сказаний о Моисее, среди которых и известное в древнерусской литературе «Житие, или Сказание от Бытия Моисея». Иногда в рукописях этот сюжет имеет название «Исход Моисея». По мнению А. И. Соболевского, Н. А. Мещерского и А. А. Алексеева , «Житие» было переведено на славянский язык на территории Киевской Руси в домонгольский период. Вопрос о языке источника перевода дискутируется: М. Н. Сперанский полагал, что перевод был сделан с греческого языка, Н. А. Мещерский, а вслед за ним А. А. Алексеев считают, что перевод мог быть сделан непосредственно с древнееврейского. Древнерусский перевод «Жития Моисея» входил в Толковую Палею (отчасти и в Историческую,и Хронографическую) – книгу, из которой древнерусский читатель узнавал о многих событиях ветхозаветной истории и в которую активно включались апокрифические сюжеты: о царе Соломоне, об Аврааме, Ное, Адаме и Еве и др. «Житие Моисея» переписывалось и как самостоятельное произведение, а в XVI в. было включено в Великие Минеи Четьи митрополита Макария под 4 сентября. Исследователи ( В. М. Истрин , Н. С. Тихонравов) писали о существовании двух типов Палеи в Древней Руси: так называемом первичном и вторичном. Не так давно А. А. Турилов ввел в научный оборот Толковую Палею из собрания ГИМ, Барсова, 619, датируемую нач. XV в. На основании ее изучения А. А. Алексеев пришел к выводу, что оба типа Палеи существовали уже в XIV в. и восходили к «общему предку». Таким образом, по его мнению, отпадают предположения о более позднем происхождении древнерусского текста «Жития Моисея» и о связи его с новгородской ересью «жидовствующих» конца XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примечание. Напротив, совершенно невероятно, чтобы Соломон и Иоанн употребили слово: в начале указательно на Моисея. У сего последнего, по признанию самого сочинителя (стр. 2), слово в начале означает предел времени а даёт разуметь, что мир не совечен Богу, а у первых словом в начале исключается всякое время и даётся разуметь, что Премудрость Божия или Слово совершенно совечно Богу. ( Ин.1:1 ). Итак, возможно ли, чтобы Соломон и Иоанн, употребляя слово в начале совсем в другом, противоположном смысле, нежели в каком оно употреблено у Моисея, употребили его указательно на Моисея? Утверждать сие, как то делает сочинитель, значит утверждать, чти Соломон и Иоанн в показанных местах учат, что Сын Божий также не есть совечен Богу, как мир, по сказанию Моисея, не есть совечен своему Творцу, т. е. значит быть арианином. И действительно большая часть новейших толкователей, которые в показанных местах у Соломона и Иоанна думают находить указание на Моисея, тайно ила явно благоприятствуют арианизму (напр., Kvinöl. in Comm. ad Ioh.). По началам здравой герменевтики между показанными местами у Соломона и Иоанна с началом Моисеева бытописания нет никакого отношения, кроме так называемого словесного параллелизма (verbalis parallelismus); но на основании сего параллелизма утверждать, что Соломон и Иоанн употребили слово в начале указательно на Моисея, как говорит автор столь же неосновательно, как если бы кто, основываясь на том что в книге Деяний говорится Бог Господа и Христа сотворил есть ( Деян.2:36 ), начал утверждать, что писатель книги Деяний, говоря об Иисусе Христе, употребил слово сотворил указательно на Моисея, который говорит: в начале сотвори Бог небо и землю. Стр. 6. Происхождение шестеричного или седмеричного числа оных (дней творения) Примечание. Значит церковь заблуждала до сего времени, принимая, что мир создан в шесть, а не в семь дней? Но если автор не уважит мнения церкви, то ему следовало бы, по крайней мере, уважить голос Моисея, который в книге Исхода ( Исх.20:11 ) ясно и определённо говорит, что в шести днех сотвори Господь небо и землю и море и вся, яже в них. Автор может в сем случае прибегнуть под защиту филологии и сказать, что в подлиннике слово «совершил», по-видимому, требует, чтобы день седьмой включён был в число дней творения. Но, не входя в филологический разбор сего слова (что и не нужно) довольно спросить, кто лучше может ведать значение слова – сам ли Моисей, употребивший его, который однако же говорит, что мир создав в шесть, а не в семь дней, или новейшие филологи, на которых оснуется автор, и которые определяют значение слов, спустя тысячи лет после того, как оно написано? Что важнее – голос филологии, или голос церкви? Стр. 17. Но 70 толковников сообразнее как со знаменованием и употреблением слова , так и с понятием древних о небе, постоянно переводят στερωμα – твердь

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Кроме того, есть еще другие сочинения Медраша: сказание о высшем духовном, мире, рассказ об истории Авраама и Немврода. Чрезвычайно любопытны: описание жизни Моисея, до исхода из Египта, и его дальнейшей жизни, сказание о принесении Исаака в жертву и многие другие. «Нам известно, говорит Медраш, что Моисея, – этого верного служителя Божия и истинного учителя израилева, по истечении 120 лет, не стало на земле; но куда девался он и как он умер – это составляет величайшую тайну, – тайну, которую можно разрешить не иначе, как только углубившись всецело в таинственный смысл Божественного учения. Когда пробил последний час жизни Моисея, Господь, говорит Медраш, призвал, к себе Архангела Гавриила и сказал: «иди и принеси Мне душу Моисея». Гавриил отвечал «не могу, Господи, этого сделать, так как я был учителем его, а он учеником моим». Тогда благословенный Бог поручил, душу Моисея Архангелу Михаилу, но, как и сей отказался, то Он призвал ангела смерти, называемого по-еврейски Малах – Гамовес, и сказал ему: «ступай немедленно, принеси душу раба Моего Моисея». Ангел смерти охотно принял это приказание, и тотчас предстал, пред Моисеем. Раб Божий в это время изображал имя Иеговы – Шем – Гамфореш. Ангел смерти, лишь только увидел лучи небесные, осеняющие Моисея, испугался и не дерзал нарушить спокойствие его, покуда сам Моисей не спросил: «для чего ты пришел ко мне?» – «Взять душу твою», отвечал ангел смерти. – «Ступай», сказал Моисей, «не дам тебе ее!» – Ангел смерти сказал: «отчего? Ведь все души сынов человеческих преданы Богом мне. Почему же ты противишься?» На это возразил ему Моисей: «Я лучше всех сынов человеческих, во-первых, потому что, вышел из утробы матери, я имел уже на себе завет обрезания; во-вторых, потому, что я шествовал по небу, как по земле; сорок дней не питался никакою пищей; следы мои начертаны на небе: я взял закон святой из среды огня и пламени! Разве ты не знаешь, что сам Бог явил мне, по желанию моему, величественное присутствие Свое и могущество? Не моя ли рука источила из камня воду? Ступай, говорю тебе, не дам души своей!» – Ангел смерти, испуганный, ушел от Моисея, но Моисей, не довольствуясь тем, догнал его и ударил жезлом так сильно, что выбил ему глаз. Вот кто отмстил врагу рода человеческого, за его пагубное зло, нанесенное людям. Теперь злой дух уже не имеет прежней силы».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

11. Если ведь (ибо) упраздняемое и преходящее, то есть закон, который прешел, и Моисей, который упразднен, чрез славу (в славе) явился, то сколь более то, что имеет оставаться после воскресения вечного, будет преизбыточествовать в славе вечной. 12. Итак, имея такую надежду на всегдашнюю славу, великим поэтому дерзновением пользуемся мы, то есть открыто действуем. 13. И не имеем нужды являться - как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, дабы не могли взирать сыны Израилевы на лице Моисея, на конец того, что должно было упраздниться. 14. Поелику омрачились мысли их, и они не могли узреть таинств, бывших в законе, - ибо до сегодняшняго дня, когда читают Ветхий Завет, то же самое покрывало простерто между лицом Моисея и глазами их, то же покрывало простерто между буквою Моисея и умами их. Посему и не видят они того, что должно упраздниться чрез Христа, то есть быть совершено. 15. Но до сего дня, когда читают Моисея. Ветхий Завет назван именем слуги, как прочие Писания названы именем пророков, коих пророчественные речи содержат они. Итак, поелику писание Моисея уравнено с писаниями товарищей его пророков, то тем самым возвеличено обетование Сына - превыше обетований пророков и Евангелие Господа - превыше проповеди слуг. Когда же, говорит, читают Моисея, то есть книги Моисея, то сердца их покрываются темным покрывалом вместо светлого покрывала. 16. А снимется оно с глаз их, когда они обратятся к Господу. Как Моисей, когда устремлял взор свой к Богу, то снимал покрывало с лица своего, так и с ума их снимется оно, когда обратятся к вере в Господа. 17. Ибо Господь Дух есть Святой, то есть не находится и не заключен в одном месте, - а где Дух Господень, там есть свобода, то есть Его (Духа) свободе свойственно, чтобы Он находился во всяком месте, где будет и Господь. 18. Мы же есть открытым лицем, которое не покрыто, как лицо Моисея, славу Бога сокровенную, как в зеркале созерцая, в тот же образ преобразуемся, то есть с надеждою ожидаем восприять, от славы в славу, именно от славы, утраченной в раю, в славу, которую мы имеем получить в царстве небесном, - так, как от Господа (Господня) Духа, Который действиями Своими уже свидетельствует о том, о чем мы говорим. Глава IV

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/891/...

И умер там Моисей, раб Ягве, в земле Моавитской по слову Ягве. Краткое сообщение Торы о кончине Моисеевой со значительными подробностями излагается в трактатах Агады: Дебарим-Раба 7, 11; Танхума; Танхума Гакодум; Иалкут (Шимони); Недарим, 39. Ранее уже было упомянуто о попытке Моисея изменить решение Божие о его кончине, но Бог определил Моисею умереть, не войдя в Обетованную Землю. И Моисей был побежден. Самаэль, ангел смерти, глава злых духов нетерпеливо ждал смертного часа Моисея. Но Бог посылает не его за душой Моисея, а архангела Гавриила. Однако Гавриил сам отказывается сделать это. Тогда Бог посылает архангела Михаила, но отказывается и тот. И уж только тогда допускается до этого ангел смерти Самаэль. Но Моисей гневно с помощью чудесного посоха и луча славы Ягве, исходившего от лика его, прогнал Самаэля. Бог однако вновь возвещает пророку близость его кончины (Моисей умирает по слову Ягве). Тогда пророк прощается с народом своим. «Встал Моисей, принял освящение подобно серафимам, – и сошел Господь с Вышних Высот, чтобы принять душу его, и три Ангела Служения шествовали с Господом: Михаил, Гавриил и Сагсегель. Михаил постлал ложе Моисею, Гавриил разостлал ризу виссонную в изголовье, Сагсегель– в ногах. Михаил встал с одной стороны ложа, Гавриил – с другой стороны. Моисей! – раздался голос Господа. – Закрой глаза. Моисей закрыл глаза. Сложи руки свои на груди. Моисей сложил руки.. Выпрями ноги. Моисей выпрямил ноги. Тогда воззвал Господь к душе Моисея: Дочь Моя! Сто двадцать лет Мною было определено тебе жить в теле Моисея, ныне пришло тебе время выйти из него. Выходи, не медли!... и Я вознесу тебя в Вышние Высоты и поселю тебя под сенью Престола Славы Моей, вблизи херувимов и серафимов... Облобызал Господь Моисея – и лобзанием принял душу его» с. 93–96]. Ни ангел смерти, ни архангелы Михаил и Гавриил не смогли и не дерзнули взять душу Моисея. Некогда Ягве Бог предлагал Моисею, что Ангел Его вместо Него пойдет перед народом Израильским и поведет его к Обетованной Земле. Моисей не согласился. Если не пойдешь Ты Сам (с нами), то и не выводи нас отсюда ( Исх. 32, 30–33:17 ). Так и теперь. Не ангелы, а Сам Бог берет душу пророка. По слову Ягве, лобзанием Божиим душа пророка оставляет тело, не она ли, эта великая и дерзновенная душа, вопияла: Да лобзает Он меня лобзанием уст Своих!., влеки меня, мы побежим за Тобою! И свершилось – Царь ввел меня в чертоги Свои! ( Песн. 1, 2. 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

δ) поскольку же посланники Божии, при откровении воли Его, ощущали в себе особенное присутствие Божие, которое, конечно, всегда сопряжено было с некоторым исступлением ума и необыкновенным положением тела их, то посему совмещало в себе и понятие исступлённого или человека, который обнаруживался в неслыханном произношении проповеди и необыкновенных телодвижениях. Посему такового человека, называли такими именем не потому, чтобы он в самом деле вступал в границы безумия, но поскольку верили, что он в сверхъестественном состоянии своём объят был высшим его существом. В таком точно отношении говорится о Сауле. Нападаше дух лукавый на Саула и прорицаше посреди дому своего 18 . III Что избранное нами понятие с тем же наименованием пророка особенно и преимущественно соединять должно; сие видно ещё из того 1) что Аггей, которому часто приписывается имя 19 в том же смысле ясно называется (вестником Господа, посланным к людям) 20 . 2) что в другом случае заменяется словом , означающим соглядатая стража, который с какого-нибудь возвышенного места смотрит на движение неприятелей и, предваряя о них своих сограждан, подаёт средства против тайных вражеских ухищрений. Так, Бог к Иезекиилю 21 . 3) Что сие знаменование, по большей части, принимают иудейские учители, как-то: Кимхий и Филон, по мнению коего пророк есть истолкователь самого Бога, который внутри его изрекает свои речи. 4) Что не почему иному Дионисий Ареопагит пророков В.З. называет богословами, какового наименования причину Пахимер объясняет таким образом: Sanctos prophetas ϑεολγους vocat, quod illi sermones «Dei nobis annuntiunt». И в другом месте: prophetam «theologum vocat, vel doctorem rerum occultarum, velut Dei sermones proferentem». То же имя употребляет Филон, говоря о Моисее. К опровержению тех, кои под именем пророка разумеют только предсказателя будущих происшествий, и того довольно, что все писания В.З., исключая Пятикнижие Моисеево, называют пророками не только иудеи, но и писатели Нового Завета: аще Моисея и пророков не послушают и аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры 22 . IV. Ограничение предмета

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

По окончании трапезы, когда священник произносил последние слова молитвы, которую он творил во все время продолжения трапезы, все снимали с себя белое платье, и каждый возвращался к своему обычному делу до вечера, когда тем же порядком устраивался и проходил общественный ужин. Знакомясь с терапевтами, мы встречаемся с мнением того же Евсевия Кесарийского , который видит в них христианских подвижников. Обращая внимание читателей на книгу Филона: «О жизни созерцательной или о молитвенниках» 752 , Евсевий считает их основоположниками современного ему аскетизма, которых, по его мнению, Филон пожелал восхвалить и жизнь которых он описал после того, как познакомился при посредстве Апостола Петра с истинами Христианства. До времени Реформации это мнение было господствующим и на него любили ссылаться как на доказательство существования монашества еще в Апостольский век 753 . Нужно, однако заметить, что сам Филон считает их учениками Моисея – ο Μοσως γνιμοι – замечает, что они живут сообразно святому учению пророка – ατ τς τοποφτου Μοσως εωτταις φηγσεις , празднуют седьмой день и почитают священство Иерусалима 754 . Для нашей цели и интересно посмотреть те общественные трапезы, который устраивали у себя терапевты, эти врачи (ϑεαπεω) души и служители (ϑεαπεω) Бога 755 . Их общественные трапезы были явлением далеко не ежедневным, как у ессеев: для них определялись известные дни по основаниям философско-символического исчисления. Таким днем был прежде всего каждый повторяющейся 50-ый день – величайший праздник терапевтов. Празднование этого дня мотивировалось тем, что из всех чисел – пятьдесят – число святейшее и натуральнейшее (γιτατος α φυσιτατος αιϑμν), возникшее из силы натурального треугольника, который представляет собою принцип рождения и композиции всего универса 756 . По таким же основаниям терапевты праздновали 7-ой день – число для них особенно почтенное – 7-ю неделю, повторяющееся 9-й И 40-й дни, как ποετιος μεγστης οτς, это особенно потому, что они уважали не только число 7, но и его квадрат (τν δναμιν, son carre), в чистоту и вечную юность которого они верили 757 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010