Сам по себе он сочетал иудаистскую философию с системами Платона и стоиков. Со своей стороны, он повлиял на Плотина, а через него, или, м. б., и непосредственно, и на христианскую мысль. Но между ним и Плотином, как справедливо замечает исследователь, есть и глубокое различие, а именно: Филон основывается на аллегорических, чтобы не сказать фантастических толкованиях священных книг своего народа, тогда как Плотин, наоборот, выводит свою теорию экстаза из философских принципов. Но что всего характернее, это то, что греческий интеллектуализм и натурализм у Филона в значительной степени преодолен; если для Плотина созерцание было доступно одним человеческим силам, то для Филона это происходит только, благодаря действию Бога на душу. Откровение есть благодать Божия 385 . По общей разносторонности своих знаний и глубоким библейским интересам с фантастическим уклоном в экзегезе он очень близок к последующему Оригену ; по своей мистической чуткости в богословии ему будет сродни св. Григорий Нисский ; по знанию греческой философии и большому к ней уважению к нему приближается Климент. Не следует, разумеется, переоценивать и чрезмерно расширять пределы влияния Филона на христианство. Если когда то отрицательная критика хотела видеть филоновское влияние даже на самый источник христианского откровения и ставило в зависимость от него богословие четвертого Евангелия, то теперь совершенно уже нельзя соглашаться с чем либо подобным. Оставляя в стороне все давно уже известные аргументы против этого влияния, и отлично сознавая все различие между Логосом Филона и Логосом возлюбленного ученика Христова, следует только подумать об идее вочеловечения Логоса. Основное для христианского богословия и исходное для учения о спасении человека «Слово плоть бысть» совершенно не находит себе места в системе александрийского платонизирующего иудея. Как правильно замечает Lagrange, Филон не знал бы, что ему делать с этой плотию Слова, для него, Филона, причиною и началом греха 386 . Христианство , конечно, не родилось из Филона, но Филон, не повлияв нисколько на Евангелиста, наложил все же свой неизгладимый отпечаток на христианское богословие Александрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/a...

Сам по себе он сочетал иудаистскую философию с системами Платона и стоиков. Со своей стороны, он повлиял на Плотина, а через него, или, может быть, и непосредственно, и на христианскую мысль. Но между ним и Плотином, как справедливо замечает исследователь, есть и глубокое различие, а именно: Филон основывается на аллегорических, чтобы не сказать фантастических толкованиях священных книг своего народа, тогда как Плотин, наоборот, выводит свою теорию экстаза из философских принципов. Но что всего характернее, это то, что греческий интеллектуализм и натурализм у Филона в значительной степени преодолен; если для Плотина созерцание было доступно одним человеческим силам, то для Филона это происходит только, благодаря действию Бога на душу. Откровение есть благодать Божия   . По общей разносторонности своих знаний и глубоким библейским интересам с фантастическим уклоном в экзегезе он очень близок к последующему Оригену; по своей мистической чуткости в богословии ему будет сродни св. Григорий Нисский; по знанию греческой философии и большому к ней уважению к нему приближается Климент. Не следует, разумеется, переоценивать и чрезмерно расширять пределы влияния Филона на христианство. Если когда–то отрицательная критика хотела видеть филоновское влияние даже на самый источник христианского откровения и ставило в зависимость от него богословие четвертого Евангелия, то теперь совершенно уже нельзя соглашаться с чем либо подобным. Оставляя в стороне все давно уже известные аргументы против этого влияния, и отлично сознавая все различие между Логосом Филона и Логосом возлюбленного ученика Христова, следует только подумать об идее вочеловечения Логоса. Основное для христианского богословия и исходное для учения о спасении человека «Слово плоть бысть» совершенно не находит себе места в системе александрийского платонизирующего иудея. Как правильно замечает Lagrange, Филон не знал бы, что ему делать с этой плотью Слова, для него, Филона, причиною и началом греха   . Христианство, конечно, не родилось из Филона, но Филон, не повлияв нисколько на Евангелиста, наложил все же свой неизгладимый отпечаток на христианское богословие Александрии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Гфререр видит в секте ессеев продукт секты терапевтов и называет ее «сестрой» первой, даже вполне отождествляет ту и другую, находя, что и самое имя ессеев есть только перевод греческого слова «терапевты» 441 . По–видимому, некоторые из церковных учителей также отождествляли или смешивали ессеев с терапевтами. Св. Епифаний, рассуждая о ереси назореев христианских времен, усвоивших себе это имя вместо имени Христова или Иисусова, между прочим, замечает, что уверовавшие во Христа, прежде чем стали называться христианами, «назывались иессеями», или от Иессея, отца Давидова, или от имени Господа Иисуса, ибо Иисусом на еврейском языке называется врач и спаситель. А далее он прибавляет, что этих–то иессеев – первоначальных христиан – и описал Филон в своей книге, надписанной «Об иессеях», повествуя об их монастырях в окрестности озера Марейского. Бывши в этой стране – она называется Мареотидой – и находясь там в пасхальные дни, он видел их образ жизни и то, как проводили они дни святой Пасхи 442 . Здесь мы встречаемся с несколько видоизмененным мнением Евсевия и Иеронима о том, что Филон описывал в лице терапевтов христианскую общину; но там прямо указывается при этом на сочинение Филона «О жизни созерцательной» (Иероним). Здесь же обозначается та же страна, где жили терапевты (озеро Марейское), но имеется в виду сочинение Филона об иессеях, какого в действительности не было 443 . Объяснить это можно не иначе, как предположив, что для св. Епифания ессеи не различались от терапевтов и что в имени первых он видел имя своих предполагаемых первохристиан – иессеев 444 . Но нет никаких прямых и прочных доказательств египетского происхождения секты ессеев. Сам Филон, сближая верования ессеев со своей египетской философией, ничего не говорит о связи между терапевтами и ессеями; а Флавий, упоминая отчасти о времени явления секты, по–видимому, приписывает ей еврейское происхождение 445 . Что касается до мнения св. Епифания о ессеях, которых он смешивает с терапевтами, то, очевидно, оно основано на тех же недоразумениях, по которым и Евсевий и Иероним признавали Филона знакомым с бытом христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

XI. ФИЛОН, иудей 86 , родом из Александрии, происходил из священнического рода. Он помещается нами среди церковных писателей потому, что, написав книгу о первой церкви евангелиста Марка в Александрии, с похвалою отозвался о наших, говоря, что они находятся не только там, но и во многих областях, и называя их жилища монастырями. Из этого видно, что вначале церковь верующих во Христа была такой, какими и теперь стараются и желают быть монахи, что ни у кого из них не было ничего собственного, никто между ними не был богатым, никто не был бедным. Они раздавали имущество бедным, проводили время в молитве и песнопениях, а также в учении и воздержании, каковыми были вначале, по повествованию Луки 87 , и верующие в Иерусалиме. Говорят, что Филон в правление Гая Калигулы 88 подвергался опасности в Риме, куда был отправлен послом от своего народа 89 . Когда в другой раз он прибыл в Рим к Клавдию 90 , то, говорят, в этом городе он беседовал с апостолом Петром, пользовался его дружбой и поэтому последователей Марка, ученика Петра, в Александрии превознес похвалами. Замечательны его превосходные и бесчисленные творения на пять книг Моисеевых 91 : «О смешении языков» одна книга, «О природе и открытии» одна книга, «О чувствах, привлекающих и отдаляющих нас» одна книга, «О воспитании» одна книга, «О наследниках божественных дел, или О выделении общего и отличного» одна книга, «О трех силах» одна книга, «О том, почему имена некоторых в книгах священного Писания изменены» одна книга, «О договорах» две книги, «О жизни мудрого» одна книга, «Об исполинах» одна книга, «О том, что сны посылаются от Бога» пять книг, «Вопросов и ответов на книгу Исход» пять книг, «О скинии 92 и Десятословии» четыре книги, также и «О жертвах и обетах, или О проклятиях», «О Промысле», «Об Иудеях», «О провождении жизни», «Об Александре», «О том, что бессловесные животные имеют свой собственный разум», «О том, что всякий безумный есть раб, и о жизни наших, то есть о мужах апостольских» одна книга, о ко-торой мы сказали выше и которую он озаглавил следующим образом: «О созерцательной жизни, или просящих убежища» потому, очевидно, что они проводят время в созерцании небесного и в постоянной молитве Богу. Есть у него под иными заглавиями – и «О земледелии» две книги, «О пьянстве» две книги. Есть и другие памятники его ума, которые не дошли до наших рук. О нем у греков сложилась пословица: «Или Платон подражает Филону, или Филон – Платону», – так велико у них сходство в мыслях и изложении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тоже самое можно видеть из книги И. Навина и Судей. Какова была религиозная и нравственная жизнь этих народов? Религия народов, населявших Палестину раньше евреев. Источники сведений о ней. Космогония Санхониатона Отрывочные сведения относительно религиозных воззрений и культов ханаанских и вообще сирийских народов можно почерпать частию из Библии и других исторических свидетельств, преимущественно у Геродота, Страбона и Лукиана, частию же из финикийских и карфагенских надписей. Но эти свидетельства, по своему содержанию и характеру, относятся к разным временам истории и, с другой стороны, касаются разных мест и народностей Ханаана, так что требуют очень искусной сортировки и упорядочивания для того, чтобы из них составить более или менее цельный, исторически верный образ. Впрочем, история сохранила для нас еще один памятник, касающийся религии народов Ханаана, или, вернее, наиболее развитого из них – финикиян. Это отрывки из Санхониатона Беритскаго, сохранившиеся в сочинениях Евсевия Кесарийского «Praeparatio Evangelica», Порфирия и Иоанна Лидийского и издание Ореллием 88 , в которых излагается в связной форме мифология и космогония древних финикиян или, вернее, их жрецов. Евсевий и Порфирий заимствовали эти отрывки у Филона Библосского, жившего в конце 1-го и начале 2-го века по Р. Хр., при Нероне и Адриане, из его истории финикиян (Φοινικικ στορια). Филон же заимствовал свои сведения о финикийской теософии из книги, приписываемой им одному финикийскому жрецу Санхониатону Беритскому, жившему до троянской войны. Этот Санхониатон, по словам Филона, написал историю финикиян, которую перевел с финикийского на греческий язык он, Филон. Много спорили относительно этого памятника финикийской религии, и эти споры особенно оживились после того, как Моверс, знаток истории финикиян, высказался против подлинности и достоверности этого памятника и даже против признака действительного существования какого-либо жреца Санхониатона 89 . Не соглашаясь с Лобеком, по мнению которого автором этих отрывков был Евсевий in majorem Dei et evangelii gloriam, Моверс говорит, что автором их был сам Филон, тождественный с Филоном Гереннием, который под видом мнимой истории древнего жреца Санхониатона составил из разных отрывков и выпустил в свет объяснение финикийской и малоазийской мифологии, согласно с модной в его время теорией Евгемера и тем старался подорвать доверие к греческой мифологии и еврейской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

После долгих 1699 пререканий Филона, Иоанн сказал ему; „св. писание не требует многоречия, но чистого сердца и правой веры“ 1700 . Филон не внял словам Иоанна. Отойдя недалеко отсюда, Иоанн встретил человека „огнем жегома“, лежавшего на земле 1701 . По слову Апостола, он стал здоров и пошел в дом свой. Видя это, Филон сказал Иоанну: „если Бог есть любовь и имеющий любовь имеет Бога, то войди в дом мой и будем есть и пить“. Иоанн тотчас последовал за Филоном. Во время трапезы он поучал всех собрашихся в дом Филона. Жена Филона, болевшая проказой, уверовала в Господа, была крещена Апостолом и тотчас очистилась от проказы 1702 . Видя это, Филон просил Апостола крестить и себя и был им окрещен 1703 . День этот св. благовестники оставались в доме новопросвещенных“ 1704 . На другой день, оставив дом Филона, пришли они на край моря 1705 . Около Иоанна собралось множество народа 1706 . Все с великим вниманием слушали его 1707 . Пришли сюда и жрецы Аполлоновы, ходившие некогда к Кинопсу. По просьбе одного жреца, у которого был хромой сын, Иоанн послал к нему своего ученика. По слову посланного, больной встал и пришел к Иоанну. Отец и сын были тотчас же крещены Иоанном, и все пошли в дом новопросвещенных. Здесь оставались благовестники весь день тот 1708 . Отсюда на следующий день они пошли в портик 1709 , который назывался Дометианским 1710 . И снова множество народа собралось около Иоанна, желая послушать его. Был здесь один человек, 16 лет 1711 страдавший „водным недугом“ 1712 . По причине этой болезни он не мог двинуться с места, даже не мог говорить. Взяв хартию, он написал на ней: „Апостол Христов, молю тебя я, страстный и окаянный, помилуй меня и исцели меня от моей болезни“ 1713 . Прочитав это рукописание, св. Апостол исцелил его. Больной поднялся как здоровый, не имея даже следа прежней болезни на себе. Исцеленный был крещен Иоанном 1714 . Когда благовестники возвращались из портика Домициана, на дороге встретил их посланный от игемона, приглашая их зайти в дом игемона и оказать помощь болящей его жене“ 1715 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Там, где есть истинная молитва , присутствует Слово, убегает похоть, удаляется страсть 2385 ; там, как от щита, отскакивают все пламенные стрелы врага. 2386 Но такая молитва, как и любовь к Богу, есть действие благодати Божией. 2387 Обязанности человека в отношении к ближним Филон учил, что все люди, как и все живые существа, имеют одного Отца и что этот факт является основанием братства не только людей между собой, но и всех тварей. 2388 Исходя отсюда, Филон говорит, что люди обязаны не только не вредить врагам, но даже стараться быть им полезными, 2389 хотя и полагает, что милосердие должно оказываться прежде всего достойным. 2390 Нравственно совершенного человека, или мудреца, Филон, как и его учители-стоики, считает космополитом. 2391 У Оригена не находим ещё категорического обоснования отношений к ближнему на любви: отношения христианина к другим людям, к самому себе и к Богу определяются у него в терминах стоической концепции, как проявления кардинальной добродетели справедливости. 2392 Из общего числа ближних Ориген выделяет только тех, которые вместе с нами возрождены во Христе: к ним следует относиться так, как если бы они имели с нами одну мать и одного отца. 2393 Св. Василий от христианских отношений к ближним требует особой искренности и ни в каком случае не допускает лжи 2394 : все отношения к ближним должны основываться на любви: нужно любить не только друзей, но и врагов. 2395 Равным образом справедливость и равенство следует соблюдать не только по отношению к свободным, но и в отношении к рабам. 2396 Эти мысли св. Василий основывает как на Евангелии, так и на естественных склонностях человека. «Ничто так не свойственно, – пишет он, – нашей природе, как иметь общение друг с другом и нужду друг в друге и любить соплеменных». 2397 Св. Амвросий в своём учении об отношении к ближним выдвигает на первый план мысль о том, что христианин должен жить не для одного себя. «Пусть никто не отклоняется от обязанности помочь ближнему…, но пусть всё считает своим: и чужое счастье, и чужое несчастье». 2398 «Потому Христос и умер по плоти за всех, чтобы мы научились жить не для одних себя». 2399 В чём же выражается эта «жизнь для других»? «В любви к ближним, – отвечает св. отец, – ибо того требуют и Закон, и Евангелие». 2400 Сущность закона в любви, так как, «кто любит ближнего, тот исполнил закон». 2401 «Если мы желаем угодить Богу, будем любить (людей), будем единодушны, смиренны, каждого почитая высшим себя». 2402

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

«Бог и Отец всего необъятен и не находится в каком-либо месте, ибо нет места успокоения Его. Логос же Его, через Которого Он все сотворил, будучи Его силой и премудростию, Он ходил в раю и беседовал с Адамом » (Послание к Автолику, 2:22) 137 . Здесь же Феофил выражает мысль о том, что ветхозаветные откровения – это откровения Логоса. Эта мысль встречается у многих древних авторов, например, у Евсевия Кесарийского (Церковная история, 1:2). Находясь под обаянием философских учений, почти все апологеты в учении о Логосе сохраняли субординатизм (представление о неравенстве Бога и Логоса) и космологизм (представление о том, что существование Логоса обусловлено творением мира). Эти недостатки преодолеваются уже в богословии Иринея Лионского . Если же говорить об апологетах, то менее всего космологизма имеется у Афинагора Афинянина , который писал: «Сын Божий... есть первое рождение Отца, не так, чтобы оно получило бытие во времени, – ибо Бог , как вечный ум и вечно словесное существо искони имел в Себе Самом Слово, но Он произошел от Hero для того, чтобы быть идеей и действенной силой для всех материальных вещей» (Прошение о христианах, X) 138 . Учение о вечном рождении Сына Божия от Бога впервые выразит Ориген . Но окончательно субординатизм и космологизм в богословии будут отвергнуты в эпоху великих каппадокийцев – Василия Великого , Григория Назианзина и Григория Нисского . Христианское же Откровение о Логосе покорит античный мир. 110 Армстронг, A. X. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию/A. X. Армстронг. СПб., 2003. С. 17. 112 Фрагменты ранних греческих философов. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. M., 1989. С. 189. 113 Фрагменты ранних греческих философов. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. С. 179. 121 Шенк, К. Филон Александрийский. Введение в жизнь и творчество/К. Шенк. М„ 2007. С. 89–97. Матусова, Е. Д. Филон Александрийский – комментатор Нового Завета/Е. Д. Матусова//Филон Александрийский. Толкования Ветхого Завета. M., 2000. С. 7–50. 122 Муретов, М. Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова в связи с предшествовавшим историческим развитием идеи Логоса в греческой философии и иудейской теософии/ М. Муретов . M., 1881. С. 223. 129 Подробнее см.: Муретов, М. Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова. С. 35–47. 134 Об учении апологетов см.: Спасский, А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени). Тринитарный вопрос/А. Спасский. Сергиев Посад, 1914. С. 2–13. Читать далее Источник: История Христианской Церкви в доникейский период/В.В. Акимов. - Минск : Ковчег, 2012. - 266 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этом смысле иудейский александринизм был плодотворным фактором религиозного прогресса. Он встревожил языческую апатию холодного безразличия и открыл счастливые горизонты скептическому отчаянию, а привитием монотеизма приучил к ожиданию и восприятию дальнейших обнаружений спасительной воли Бога Израилева. Симпатия к глаголаниям пророческим была прекрасной пропедевтикой для внимания слову Сыновнему. Посему думают, будто вне палестинское иудейство было мостом для объединения его с церковью римской уже в период распространения христианства. 123 Но Филон, 124 служащий для нас представителем всего эллинистического иудейства первохристианской эпохи, есть «слава александрийской школы иудейской, 125 и если последняя предуготовляла путь для проповеди искупления, 126 то это еще справедливее для ее главы. Филоновская теология служит переходом от «апокрифов» Ветхого Завета и помогает объективному постижению апостольского благовестия, 127 ибо оставила на нем неизгладимые следы своего влияния. 128 Дальше вытекает само собой, что они взаимно сродны, и в возвещаемом факте избавления находится осуществление теософических идей. С этой стороны Филон и христианство уравниваются на одной основе – при взаимном соотношении их, как влечения и исполнения, надежды на будущее и уверенности в настоящем. 129 Александрийский иудей оказывается не только детоводителем во Христа, 130 но и прямым Его предтечей, почему некоторые с тривиальной грубостью считают филонизм интродукцией или увертюрой христианского гимна благодати. 131 В нем все будущее христианство 132 в его первоначальном возникновении и дальнейшем развитии церковной догматики. 133 Такие мнения издавна проскальзывали в критических кружках 134 и не замедлили сосредоточиться на личности св. Павла. Верный ученик Господа, он продолжал миссию своего Наставника и дал широкий простор скрытым зачаткам. Апостол исповедует александрийские теоремы гораздо решительнее Иоанна, 135 и прямо либо косвенно Филон 136 влиял на него сильнее, чем большинство апокрифов. 137 Теология египетского мистика будет прологом павлинизма 138 и отпечатлевается на нем со всей рельефностью. 139 Между ними замечается внутренняя интимность, 140 и благовестник, усвоивший язык своего александрийского ментора, 141 обязан ему всеми догматическими концепциями 142 и в побочном и в главном. Так, антропология и сотериология были лишь логическим итогом филоновских предпосылок, 143 из них объясняются всецело и, пожалуй, не требуют для себя исторического фундамента в факте вочеловечения и крестных страданий Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Глава I. О книге Бытия 1 I. Надписание книги Бытия. Наименование книги Бытия произошло не от руки ее писателя. Священные писатели сию и прочие книги Моисеевы приводят под одним названием Закона Моисеева или Моисея. Евреи называют ее: берешит т.е. тем речением, которым начинается ее текст. Греческое имя ее γευεσς, которое означает бытие, рождение, происхождение, заимствовано из ей самой Быт. 2:4, 5:1 2 и приличествует ее содержанию. Писатель ее. О писателе книги Бытия не сомневались в течении трех по крайней мере тысяч лет от времен Моисея. Смелое суждение некоторых новейших испытателей, которые или совсем отъемлют оные у Моисея, или мнят видеть ее поврежденной, уже довольно слабое по своей новости, опровергается: а) Рассматриванием сей самой книги; ибо хотя в ней содержатся происшествия бывшие до Моисея, однако их без прекословия мог описать Моисей при помощи близких к нему преданий и вдохновения Божия. б) Несомненным о ней свидетельством христианских св. писателей, напр. Деян.15:20–21 3 . Сн. Быт.9:4 и Самого Иисуса Христа, Ин.5:46 4 ; сн. Быт.49:10 . III. Время, в которое написана книга Бытия можно рассматривать: 1) Вообще, в отношении к роду человеческому и церкви, и 2) в особенности, в отношении к состоянию еврейского народа и жизни Моисея. 1) Книга Бытия является тогда, когда устное предание становится недостаточным средством к сохранению в чистоте истины веры и истории церкви. Поскольку а) Пределы жизни человеческой сократились. б) Понятия о Боге и законе естественном в большей части рода человеческого затмились. в) Избранное Богом племя возросло в народ, но в котором редкие достойны были непосредственного просвещения от Бога, и который также был в опасности потерять веру и самое бытие свое. 2) Иосиф Флавий, Филон, а с ними и Евсевий утверждают, что она написана в земле мадиамской, когда Моисей более пользовался досугом и уединением и когда евреи еще страдали в Египте. Большая часть христианских писателей охотнее и справедливее полагают сие после призывания Божия, ниспослания на Моисея пророческого духа и законоположения в пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010