Однако следует подчеркнуть, что монашество рассматривалось Церковью в качестве одной из форм христианской жизни. Пребывание «в миру» было провозглашено «равночестным» монашеству [ 67 ]. Между тем для Филона терапевты стали абсолютным, непревзойденным образцом. К этому его логически привели дуализм и жажда развоплощения. Филон был не одинок. Бегство от мира было последним словом почти всех дохристианских религий. Прежде чем александриец пропел свой восторженный гимн пустыне, он уже звучал в устах отшельников — даосов и буддийских бхикшу, йогинов и служителей Сераписа, джайнистов и пифагорейцев. Спасение видели в уничтожении плоти, в уходе за грань земного, в царстве чистого духа. Но в те самые годы, когда отрешенность казалась единственной дорогой к Богу, Иисус Назарянин готовился нести людям Благую Весть. Весть о том, что Слово стало плотью, что Бог освятил Своим приходом земную жизнь, от которой аскеты с презрением отвернулись… ПРИМЕЧАНИЯ Глава тридцать вторая ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ 1. В своей книге «Посольство к Каю» (28) Филон называет себя седым стариком. Поскольку речь идет о 40-42 гг., то следует думать, что он родился не позже середины 20-х годов до н. э. 2. На Филона постоянно ссылаются Климент Александрийский, Ориген, св. Василий Великий, св. Григорий Нисский, бл. Иероним, св. Исидор Пелусиот и др. О его влиянии на христианское богословие см.: Ф. Фаррар. Первые дни христианства. Пер. с англ. СПб., 1888, с. 227 сл.; Э. Гэтч. Эллинизм и христианство, с. 88 сл.; Н. Глубоковский. Благовестие ап. Павла, т. II. СПб., 1910, с. 23-425; S. Кагрре. Philon et la Patristique, р. 1-33. 3. Это посольство было вызвано гонением на иудеев, которые отказались воздать божеские почести императору Каю (Калигуле). См.: Э. Ренан. Апостолы. Пер. с франц. СПб., 1907, с.140 сл. 4. О семье Филона сообщает И. Флавий: Иуд. война, II, 15, 1; 18, 7; IV, 10, 6, V, 1, 6; VI, 4, 3; Арх. XVIII, 6, 3; 8, 1; XIX, 5, 1; XX, 5, 2. О священническом происхождении этой семьи см.: бл. Иероним. О знаменитых мужах, xi.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

63. Сота, III, 2, Гемара Бавли, Берахот, IX, 2. 64. Ин 7, 49. См.: Н. Пигулевская. Из истории социальных и религиозных движений в Палестине в римскую эпоху, с. 94 сл. 65. Бава Батра, 1, 5. 66. Песахим, III, 7. 67. Песикта, 80в. 68. Иевамот, 47а. Некоторые язычники желали стать прозелитами, надеясь получить освобождение от службы в римских войсках, которое распространялось на иудеев. См.: Тацит. Анналы, II, 35, Светоний. Тиберий, 36. 69. Санхедрин, 94. 70. Мегила, 13а. 71. См.: И. Флавий. Арх. XVIII, 3, 5, Тацит. Анналы, II, 85, Philo. Legam., 154; Г. Грец. Цит. соч., с. 201. 72. Санхедрин 94а; Хулин, 13в; Санхедрин, 113; Отиот рабби Акибы; Берахот, 58а. 73. Гиттин, 61а. 74. См.: Г. Грец. Цит. соч., с. 529. 75. Санхедрин, XI, 1, 90а, Сота, 49в; Менахот, 64в. См.: Б. Плотников. Отношение иудейства к греческой образованности — ПС, 1884, 9, с. 34 сл. Глава тридцать вторая ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ Египет, 25 г. до н. э. — 40-е гг. н. э. Бог Авраама, Исаака и Иакова и Бог философов и ученых — один и тот же Бог. П. Тиллих   К концу I века до нашей эры робкие попытки диалога между эллинством и верой Библии сменились в Александрии зрелым философским синтезом. Необходимость его была очевидна всем мыслящим членам иудейской общины, кроме самых закоренелых сепаратистов. Ветхий Завет уже давно ждал человека, который принял бы на себя миссию выразить Откровение в умозрительной форме. Таким человеком стал Филон. Он родился в столице Египта лет за 25 до нашей эры, а умер в 40-х годах I столетия [ 1 ]. Современник евангельских событий и апостола Павла, Овидия и Сенеки, Филон стоял на том перекрестке истории, где сходились иудаизм и христианство, культуры Европы, Азии и Африки. Вплоть до IX века, до Саадии Гаона, Израиль не знал мыслителя, равного Филону. Хотя катастрофа 70 года отодвинула в тень наследие философа и он как бы выпал из поля зрения единоверцев (его заново открыли лишь в эпоху Ренессанса), нельзя сказать, что труды Филона остались бесплодными. Несправедливо забытый мудрец, он являлся апостолом прозелитов; гностики, неоплатоники, христианское монашество так или иначе испытали на себе его влияние. Экзегеза и богословие Отцов Церкви — от св. Иустина до св. Григория Паламы — многим обязаны идеям Филона [ 2 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

До него Израиль был чужд философии, но успех прозелитизма послужил стимулом к овладению классической античной мыслью. Прежде чем говорить с язычниками о Боге, Филон прошел школу Платона и стоиков. Так впоследствии будут поступать Климент, Ориген и каппадокийские святители. Филон предпринял первый серьезный опыт решения той задачи, перед которой вскоре оказалось христианство: найти точки соприкосновения с греко-римским миром. Несмотря на свой вселенский характер, Библия все же оставалась книгой Востока. Поэтому евангельское благовестие остро нуждалось в универсальном языке эллинства. И тогда церковь обратилась к Филону. Он открывал язычникам путь к Писанию, излагая его так, что мог найти понимание почти во всех цивилизованных странах. И не только иудаизм и античность легли в основу Филоновой системы, — в ней отразились идеи Египта, Персии и даже Индии. Это было самое смелое из философских дерзаний века. К сожалению, не нашлось современника, который оставил бы нам биографию великого александрийца; не было у него и прямых последователей, способных развить идеи филонизма. Но зато сам писатель получил редкую возможность выразить свое миросозерцание во всей полноте. Его долгая жизнь протекала, по-видимому, ровно, без житейских испытаний и невзгод. Ничто не отрывало его от спокойных дум и литературной работы. Только однажды — уже стариком — он принял участие в общественных делах, возглавив посольство к императору Калигуле, чтобы защитить иудеев от травли [ 3 ]. Филон принадлежал к одной из самых знатных и богатых фамилий города, которая гордилась своим происхождением от иерусалимского клира. Брат философа Александр, высокопоставленный имперский чиновник, владел огромным состоянием и, будучи набожным иудеем, часто отправлял в Храм щедрые дары. Племянник же Филона отказался от религии отцов. Позднее он стал префектом Александрии и сопровождал Тита в походе на Иерусалим [ 4 ]. Родным языком Филона был греческий, и владел он им в совершенстве. Как все мальчики в аристократических домах, он изучал риторику и философию, естествознание и математику, историю и музыку. Любимым его поэтом с детства был Гомер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРПАСИЙСКАЯ ЕПИСКОПИЯ [греч. Ιερ Επισκοπ Καρπασας], епархия Кипрской Православной Церкви История епархии Античная Карпасия, Карпас или Карпасий (Καρπασα, Καρπασεα, Κρπασος, Καρπσιον), находилась на одноименном полуострове в 5 км к северу от совр. г. Ризокарпасо (Сев. Кипр). Точное время основания К. е. неизвестно. Первый упоминаемый в источниках епископ - церковный писатель свт. Филон - был рукоположен свт. Епифанием Кипрским до 382 г. (Vita S. Epiphanii. 49, 57//PG. 41. Col. 85, 96). Однако нек-рые исследователи считают, что из текста Жития свт. Епифания Кипрского не следует, что до этого Карпасийская кафедра не существовала ( Σπυριδκης. 1947. Σ. 19 (1-я паг.); Γεωργου. 2010. Σ. 128-129). Неофит Родинос в соч. «О героях, полководцах, философах, святых и других именитых людях, которые произошли с острова Кипра» (Рим, 1659) и архим. Киприан (Куриокуритис) в «Хронологической истории острова Кипр» (Венеция, 1788) пишут, что во Вселенском I Соборе в Никее (325) принимал участие Карпасийский еп. Сосикрат ( Κυπριανς. 1902. Σ. 532; Βαλτας. 1979. Σ. 197-198). Хотя источник их сведений неизвестен, возможность участия Сосикрата в I Вселенском Соборе не отвергали историки Дж. Хакетт и Н. Каппёйнс ( Hackett. 1901. Р. 7; Cappuyns. 1935. P. 501). В числе 12 кипрских епископов, присутствовавших на Сардикийском Соборе (343), назван еп. Сосикрат ( Mansi. T. 3. P. 69), но не указана кафедра, к-рую он занимал. В перечнях святых кипрских епископов в рукописи Lond. Brit. Mus. Add. MS 34554 (XVI в., прототип XIII в.), в «Хронике» Леонтия Махераса (1-я пол. XV в.) и в Синодиках Сосикрат упоминается после Карпасийских епископов Филона и Синесия (время жизни последнего также неизвестно) ( Leont. Makhair. Chronicle. T. 1. P. 28; Cappuyns. 1935. P. 500). Свт. Филон. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» близ Какопетрии. XI в. Свт. Филон. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» близ Какопетрии.

http://pravenc.ru/text/1681133.html

Быть может, что он находился в этих странах в то же время, как и Павел в последнее путешествие его по Асии, и должно полагать, что тогда то Силуан, прибывший из Греции с Павлом, присоединился к Петру. 455 Он последовал за ним до Вивилона, куда Апостол пошел после благовестия своего Иудеям центральной Азии. Именно во время евангельского странствования этого присоединился к нему и Марк. 456 Апостольский муж сей отправился в Кипр с Варнавою, своим дядей, когда Павел пошел вместе с Силой. Марк прибыл затем к Петру в Антиохию. Апостол любил его как сына; 457 сношения его с семейством Марка были давнишние и в дом матери его пришел Петр, когда Ангел вывел его из темницы. Марк, во время Иисуса Христа, был еще слишком молод и за Ним следовать не мог, 458 но, по возвращении своем из Памфилии, где оставил Павла и Варнаву, следовал, вероятно, за Петром, который тогда проповедовал в Иудеи. Когда же Марк возвратился с Кипра, то Петр послал его в Египет, где он и основал Церковь александрийскую. Город этот был одним из самых блестящих средоточий умственной деятельности и в этом отношении соперничал с Афинами и Римом. Евреи жили там во множестве, и от этой-то еврейско-еллиннской школы вышел знаменитый перевод Библии , известный под названием Семидесяти толковников. Когда Марк прибыл в Александрию благовествовать Иисуса Христа, то мужчины и женщины стекались охотно его слушать. 459 Множество народа уверовало с такой горячностью, что жизнь христианская вскоре была доведена там до совершенства. Между ними были даже такие, которые отказывались от имений, как первые из христиан в Иудеи, и удалялись в пустынные места, где занимались рукоделием. Их называли Ферапевтами. Наименование это дает двоякое понятие как о благочестии их, так и о сельских трудах. В Александрии жил в то время весьма ученый еврей, именем Филон. Творения его служат доказательством серьезного изучения вероучений христианских. Но как все верующие, обращавшиеся из иудейства к христианству, сохраняли множество иудейских обычаев и большое уважение к закону Моисееву, то Филон считал их только за секту Израильтян, которая стремится к большему совершенству и отыскивает в писании глубочайшие истины, сокрытые под иносказательным смыслом буквальным. Филон, пораженный образом жизни Ферапевтов, счел нужным сохранить для нас, в своих творениях, воспоминание о собраниях их, агаппах, нравах и обычаях. 460 Но как Ферапевты послужили образцом пустынножителям, которые впоследствии населяли обширные пустыни Египта и Фиваиды, то необходимо изложить о них некоторые сведения, сообщенные Филоном. 461

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

61 На протяжении статьи мы, как правило, передаем δ ωμα посредством слова «особенность», δι τητες как «свойство», ποι ν – «качество», а ποι της – «качественность». Эти слова, с одной стороны, имеют близкое значение и могут употребляться древними авторами синонимично, но с другой – δι τητες имеет оттенок умопостигаемости в большей мере, чем ποι ν и ποι της, которые отсылают скорее к физическому дискурсу, а δ ωμα в большей степени указывает на умопостигаемое свойство, характерное для данного индивида. 62 Понятие χαρακτ ρ, понимаемое в этом смысле как некое отпечатление, образующееся в душе из совокупности «мыслей» о некоем предмете, имеет стоические коннотации. Согласно Зенону, Клеанфу и некоторым другим стоикам, впечатление ( φαντασ α) есть «отпечаток ( τπωσις) в душе», подобно отпечатку, который получается от печати на воске (SVF. I 58; II 53, 55–60).Филон, когда говорит об этом отпечатке, использует слово χαρακτ ρ и отмечает, что такие отпечатления воспринимаются умом и сохраняются в памяти (Филон Александрийский. О том, что Бог не знает перемен. 43). И. фон Арним помещает этот фрагмент из Филона в свое собрание стоических фрагментов (SVF. II 458), однако филоновский язык являет собой уже ассимиляцию стоических идей, поэтому в данном случае возможно влияние на язык свт. Василия не столько собственно стоиков, сколько Филона или какого-либо другого автора. Заметим, что и стоики, и Филон говорили об отпечатке в душе от восприятия чувственных объектов. 63 «Итак, среди имен, с помощью которых говорят о Боге, одни показывают присущее Богу, а другие, напротив, не присущее. Ибо этими двумя [способами] рождается в нас как бы некое отпечатление ( χαρακτ ρ) Бога – отрицанием нелепого и исповеданием существующего» (Против Евномия. I 10//PG. 29b. Col. 533с). 64 О влиянии обсуждаемого дискурса свт. Василия на понимание понятия χαρακτ ρ в русле полемики вокруг иконопочитания и иконоборчества см.: Баранов В. А. К вопросу об экзегезе святоотеческого текста по триадологической проблематике в иконоборческих спорах//«Св. Троица» прп. Андрея Рублева в свете православного апофатизма. 18 ноября 2005 г.; Иконоборчество: вчера и сегодня. 22 сентября 2006 г. Материалы конференций. СПб., 2007. С. 127–143. О понятии χαρακτ ρ в византийской литературе в смысле указания на индивидуальную манеру человека см.:Аверинцев С. С. Проблема индивидуального стиля в античной и византийской риторической теории//Литература и искусство в системе культуры. М., 1988. С. 23–30. См. также: Михайлов А. Из истории характера//Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры. М., 1990. С. 43–72.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Обратимся к тексту александрийского экзегета. Он рассказывает о том, как служанка Агарь бежала от своей госпожи Сарры (сочинение начинается с цитаты из Книги Бытия ( Быт.16:6–9, 11–12 ): Сара стала притеснять Агарь, и она убежала от неё. И нашёл её ангел Господень у источника воды в пустыне...). Дальше Филон рассуждает о том, почему люди убегают («из-за ненависти жены оставляют мужей, а мужья жён; из страха дети убегают от родителей, а рабы от господ» и т. д.), приводит примеры из Ветхого Завета (например, бегство Иакова от Лавана и от Исава). Свт. Амвросий во многом использовал и аргументацию, и примеры Филона из Ветхого Завета, но следовал вовсе не ему. Для него важной была платоновская мысль, процитированная Филоном, и, возможно, именно Филон послужил для него источником вдохновения: Φυγ μοωσις ϑε κατ τ δυνατν («Бегство – это посильное уподобление Богу», fug. et inu. 63) 10 . Филон указал автора этих слов: славный муж, создатель «Теэтета» 11 . Свт. Амвросию, постоянно учащему о первенстве и большей древности и мудрости Священного Писания , оставалось лишь выбрать подходящий библейский эпизод, чтобы создать трактат нравственно-экзегетического содержания – об устремлённости души к Богу, о бегстве из этого земного мира в мир горний. Следовать Филону было невозможно, так как невозможно было уподобить душу Агари-египтянинке, но среди ветхозаветных цитат, приведённых у Филона, находился и уже известный пассаж из книги Чисел, который свт. Амвросий использовал в своих экзегетических целях: Выберите себе города, которые были бы у вас городами для убежища, куда мог бы убежать убийца, убивший человека неумышленно... ( Числ.35:11–14 ). Однако толкование занимает лишь небольшую часть сочинения (fug. 5–13). Рассмотрим содержание сочинения «О бегстве от мира». Первая, вводная глава (fug. 1–4) говорит о бегстве – от мира, его соблазнов, от грехов 12 . Во второй главе (fug. 5–13) приводятся слова ветхозаветного закона о городах-убежищах. Вслед за Филоном автор рассуждает об этих городах, но в отличие от Филона святитель в своих рассуждениях опирается на новозаветные тексты и христианское учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

[Гусев Д. В. Чтения по патрологии: Период христианской письменности с половины II и до начала IV века. — Казань, 1898. — С. 37–38]. К этому необходимо добавить и четвертую задачу: доказательство того, что христианство есть «истинный Израиль» в противоположность «Израилю ветхому», уже сыгравшему свою историческую роль и сошедшему со всемирной сцены Богооткровения. Следует отметить, что если четвертая задача стала уже достаточно традиционной в христианской письменности (в Новом Завете и у мужей апостольских), то первые три являлись по преимуществу новыми, и христианским апологетам II b. здесь пришлось во многом «торить путь» для будущих богословов [См.: Pelikan J. The Christian Tradition: A History of the Development of Doctrine: Vol. 1. The Emergence of the Catholic Tradition (100–600). — Chicago; London, 1971. — P. 27–28]. Правда, многие предпосылки для христианской апологетики были заложены в некоторых сочинениях авторов, принадлежавших к так называемому «эллинистическому иудаизму» (Филона Александрийского, Иосифа Флавия и др.), но то были лишь предпосылки, ибо задачи христианских апологетов были не только несравнимо шире задач иудейских апологетов, но и носили качественно иной характер.   [Особенно важным в данном плане было значение Филона. Согласно В. Ф. Иваницкому, «несомненным нужно признать влияние Филона на христианскую апологетику. Народившееся христианство было встречено со стороны язычников теми же почти обвинениями, какие предъявлялись и иудейству. Поэтому-то христианские апологеты пользовались и материалом, и методом полемики теми же, какой успела выработать апологетика иудейская; в частности, воспользовались они и тем, что давал Филон». И «насколько вообще Филон был близок к христианству, видно из того, что христианская Церковь всегда относилась к нему с симпатией; христианские писатели сохранили нам сочинения Филона, цитаты из последних они приводили обыкновенно наряду со свидетельствами πατρες, самого Филона объявили христианином и создали даже целую легенду о его отношениях к Ап. Петру» (Иваницкий В. Ф. Филон Александрийский: Жизнь и обзор литературной деятельности. — Киев, 1911. — С. 591–592]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

В этом последнем направлении иудейская литература с особенной силой и успехом развивалась преимущественно у евреев египетских. К этому-то периоду иудейской литературы, когда у писателей ее не было недостатка ни в желаниях, ни в поводах обращаться к язычникам с нравственно-религиозными наставлениями, относится и рассматриваемое нами наставление в мудрости, написанное к царям языческим, называемое книгой Премудрости Соломоновой. Но кем именно, для кого и под влиянием каких исторических обстоятельств оно написано, с точностью определить все это едва ли возможно. Из всех александрийских писателей этого периода положительно и достоверно известны нам только два мужа – Филон, живший в начале христианской эры, и Аристовул – современник Маккавеев. Поэтому, на первый раз естественно приходит мысль, не написана ли книга Премудрости кем-либо из этих двух мудрецов иудейских? Так как творения их пользовались в древней христианской церкви великим уважением, то это предположение не заключает в себе ничего невероятного и потому мы тем менее считаем себя вправе оставить его без исследования, что это исследование может быть даст нам возможность определить время написания и характер книги Премудрости с большей точностью, чем это удалось нам сделать доселе. Филон Александрийский, как писатель ближайший к временам христианства и оставивший по себе многочисленные творения религиозно-философского содержания, которые с великим уважением читаемы были древними христианскими учителями 54 и почти все сохранились до нашего времени, издревле пользовался гораздо большей известностью в христианском мире, чем Аристовул, живший за полтора века до Рождества Христова и уже в первые века христианства известный более по темному преданию, чем по своим писаниям, так как большая часть их еще во времена Евсевия уже не существовала для потомства. Вот почему, между прочим, еще с самых первых веков христианства, некоторые ученые мужи первенствующей христианской Церкви, занимавшиеся историко-критическими исследованиями о происхождении священных книг Ветхого Завета, полагая, что книга Премудрости Соломоновой есть произведение какого-либо благочестивого и образованного иудея александрийского, останавливали свое внимание преимущественно на более всех иудейско-александрийских писателей известном в христианском мире имени Филона, и утверждали, что писатель этой книги есть именно Филон Иудейский 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

XXXII. Иудей, видя, что жена его очистилась от проказы крещением, верует и принимает крещение. Филон, видя сделанное Иоанном знамение, взял его за руку и сказал: «Учитель! Что такое любовь»? Иоанн отвечал: «Бог есть любовь, и кто имеет любовь, тот имеет Бога». Филон сказал: «Итак, если тот, кто имеет любовь, имеет Бога, как говоришь ты, то докажи теперь, что ты имеешь любовь, и войди в дом мой поесть хлеба и напиться воды вместе со мною, и Бог будет с нами». Иоанн немедленно согласился и пошел за ним. После того, как они, вошедши в дом, приняли пищи, жена Филона, услышав проповедь Иоанна, попросила его крестить ее. Женщина эта одержима была проказою, имела кожу, белую как снег. Приняв крещение, она совершенно выздоровела от проказы своей, и вся очистилась. Филон, прежде непреклонный и спорливый, видя, что жена его исцелилась от проказы, сделался смиренным и скромным, пал к ногам апостола и сказал: «Добрый учитель! Ради того Бога, которого проповедуешь, будь милостив ко мне и не гневайся на раба своего за то, что я много наговорил в уничижение проповеди твоей, о чем стыжусь теперь говорить; прошу тебя, дай мне печать этой жизни». Иоанн, огласив и укрепив его в вере, крестил его во имя Отца и Сына и Святого Духа. Жрец Аполлонов наказан за богохульство. На следующий день мы весьма рано вышли из дома Филонова. К нам собрались многие толпы послушать учение Иоанново. Пришли также и жрецы Аполлоновы, собравшиеся прежде с целью погубить Иоанна за ниспровержение им храма Аполлона. Они стали пред Иоанном, чтобы увидать какие-либо действия его, которые могли бы укорить. Один из них начал искушать Иоанна, говоря: «Учитель! У меня есть сын, хромой на обе ноги. Сделай его здоровым, и я уверую в Распятого, проповедуемого тобою». Иоанн отвечал: «Если уверуешь, то выздоровеет сын твой». Тот отвечал: «Сначала исцели его, и тогда я уверую». Иоанн сказал: «Не произноси безрассудных речей. Я знаю, что ты искуситель и покушаешься на богохульства: поэтому о имени Распятого да будешь хром на обе ноги».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010