Розанов, свящ., член обн. ВЦУ см. Николай (Розанов), обн. архиепископ Романков Василий Филлиповоич, священник, настоятель обн. церкви на Пятницком кладбище 542–544 Романов Михаил Петрович, врач, член Собора 1917–1918 гг. от Астраханской епархии 197 Романов Феодор Никитич, боярин см. Филарет, Патриарх Московский Рубцов Василий Георгиевич, член Собора 1917–1918 гг. 193 Рубцов, крестьянин, член обн. Собора 312 Руднев Иоанн, обн. протодиакон 573 Ружицкий К., протоиерей, ректор МДА в 1950-е годы 130 Румянцев Сергий, протоиерей см. Сергий (Румянцев), обн. епископ Рункевич Степан Григорьевич, профессор, чиновник канцеляри Св. Синода, доктор церковной истории 147, 183 Русанов Николай Н. см. Николай (Русанов), обн. архиепископ Рыбаков Иван, обн. священник Астраханской епархии 529 Рябушинский Павел Павлович, миллионер 187 Рябченко A. E. 184, 185 С. Т. см. Троицкий С. Саблер Владимир Карлович, обер-прокурор Св. Синода 146, 1000 Савинский С. В., проф. 363, 454, 597 Савинский, обн. диакон Ярославской епархии 286 Садковский И. см. Игнатий (Садковский) , епископ Самонов А., студент Московской обн. Богословской академии 482 Самсонов Тимофей Петрович, сотрудник ГПУ 30, 31 Сапфира 124 Сафран Г. Ф. см. Евстафий (Сафран), обн. архиепископ Сахаров Николай см. Николай (Сахаров), обн. епископ Свенцицкий Валентин , протоиерей 169, 1002 Светлов Павел Яковлевич, проф.-прот. 190, 191 Свифт 423, 424 Святейший Патриарх см. Тихон (Белавин) , Патриарх Московский и всея Руси Севастиан (Вести), епископ 310, 340, 911–912 Сегенюк см. Александр (Боярский), митрополит Ивановский Сен-Симон, французский мыслитель, социалист-утопист 124 Сенатов В. 184, 185 Сенюшкин, осуждённый по петроградскому процессу 251 Серапион (Сперанцев), обн. архиепископ 420, 913–914 Серафим Крестецкий см. Серафим (Белицкий), епископ Серафим (Александров) , митрополит 42, 83, 353–355 Серафим (Андреевский), обн. епископ 914–915 Серафим (Афанасьев), обн. епископ 915–916 Серафим (Белицкий), епископ 340, 628 Серафим (Коровин), обн. епископ 555, 570, 588, 916–917, 1016

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Paul, S.M. Amos: A Commentary on the Book of Amos. Minneapolis: Fortress, 1991. Peckham, Brian. «The Vision of Habakkuk.» CBQ 48 (1986): 617636. Peterson, David. Haggai and Zechariah 1–8. OTL. Philadelphia: Westminster, 1984. Peterson, David. Zechariah 914 and Malachi: A Commentary. OTL. Louisville, KY: Westminster John Knox, 1995. Prinsloo, WS. The Theology of the Book offoel. BZAW 163. Berlin: Walter de Gruyter, 1985. Prior, David. The Message of Joel, Micah and Habbakuk: Listening to the Voice of God. Downers Grove, IL: InterVarsity, 1998. Proctor, J. «Fire in God " s House: Influence of Malachi 3 in the NT. "/£7 " 5 36 (1993): 914. Kaabe, PR. ObadiahNew Translation with Introduction and Commentary. New Yoik: Doubleday, 1996. Redditt, Paul. Haggai, Zechariah, Malachi. Grand Rapids: Eerdmans, 1995. Roberts, JJ.M. Nahum, Habakkuk, Zephaniah. Louisville, KY: Westminster/John Knox 1991. Robertson, O. Palmer. The Books of Nahum, Habakkuk, and Zephaniah. NICOT. Grand Rapids: Eerdmans, 1990. Ryken, Leland. «Amos.» In A Complete Literary Guide to the Bible. Ed. by L. Ryken and T. Longman III. Grand Rapids: Zondervan, 1993. Ryken, Leland. How to Read the Bible as Literature. Grand Rapids: Zondervan, 1984. Sandy, D. Brent, and Ronald L. Giese Jr. Cracking Old Testament Codes. Nashville: Broadman and Holman, 1995. Sasson, Jack.Jonah. AB. New York: Doubleday. 1990. Shank, Harold. Minor Prophets I: Hosea-Micah. College Press XIV Commentary. Joplin. MO: College Press, 2001. Simon, Urial./onaAJPS Commentary. Philadelphia: Jewish Publication Society. 1999. Smith, Billy, and Frank S. Page. Amos, Obadiah, and Jonah. Nashville: Broadman and Holman, 1995. Smith, Gary V. Amos: A Commentary. Grand Rapids: Zondervan, 1989. Smith, Gary V. Hosea, Amos, Micah. NIV Application Commentary. Grand Rapids: Zondervan, 2001. Smith, Ralph L. Micah-Malachi. WBC. Waco: Word, 1984. Spronk, Klaas. Nahum. Kampen: Kok Pharos, 1997. Stuart, Douglas. Hosea-Jonah. WBC. Waco: Word, 1987. Stuhlmucller, Carroll. Rebuilding with Hope: A Commentary on the Books of Haggai and Zechariah. Grand Rapids: Eerdmans, 1988.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Изнуренный непрестанным писательским трудом, Н. С., здоровье к-рого начало ухудшаться еще в апр. 1809 г., в июле того же года перенес апоплексический удар, у него отнялась правая рука, а затем и язык. Говорить какое-то время Н. С. мог, смачивая язык водой. Преподобного часто причащали Св. Таин. Накануне кончины он произнес Иисусову молитву вслух, говоря, что его ум не в силах удержать ее, попросил прощения у ухаживавших за ним и молил их принести ему мощи иером. Парфения (Скуртоса) и свт. Макария Нотары, что и было исполнено. Н. С. обратился к почившим друзьям со слезной молитвой, причастился Св. Таин и на рассвете 14 июля мирно скончался ( Νικδημος (Μπιλλης). 2007. Σ. 24-27. § 22-24). Погребен Н. С. возле ц. св. Георгия в келлии Скуртеев (в наст. время здесь возведен храм в честь преподобного). К лику святых Н. С. причислен 31 мая 1955 г. Служба, канон и акафист в его честь составлены гимнографом К-польской Церкви афонским мон. Герасимом Микраяннанитом (изд.: Γερσιμος Μικραγιανναντης. 2004. Σ. 27-101). В 1956 г. память Н. С. была внесена в месяцеслов РПЦ (ЖМП. 1956. 5. С. 37; первоначально обозначена 1 июля по юлианскому календарю, что было неверно; с 2005 по благословению патриарха Алексия II помещается под 14 июля ст. ст.). Сочинения и издания Каталог трудов Н. С. впервые был составлен в 1815 г. мон. Кириллом Кастанофиллисом (1775-1835), к-рый 7 лет подвизался, по его словам, «в послушании» у Н. С., был профессиональным каллиграфом, работавшим вместе с преподобным и почитавшим его. Впосл. мон. Кирилл переселился в мон-рь Прусу в Эвритании, где и хранятся рукописи, содержащие каталог (ркп. 42 монастырского собрания. С. 925-928 ( Καρασαρδης. 1998. Σ. 56. Σημ. 28) и др. записи Кирилла (в т. ч. о его взаимоотношениях с Н. С. см.: Νικδημος (Μπιλλης). 2007. Σ. 75-76; Σ. 76. Σημ. 41; ср.: Καρασαρδης. 1998. Σ. 56). Сведения о списках трудов Н. С. см.: Καρασαρδης. 1998. Σ. 57-59; Citterio. 2002. P. 914. Наиболее полный список как изданных, так и остающихся в рукописях творений Н. С., с подробным библиографическим комментарием и сведениями об обстоятельствах издания, см.: Νικολπουλος. 2000. Σ. 361-640; также: Podskalsky. Griechische Theologie. S. 377-382; Stiernon. 1981. Col. 235-248; Citterio. 2002. P. 914-940; Νικδημος (Μπιλλης). 2007. Σ. 147-155. Одни исследователи (напр., Д. Стьернон, П. Николопулос) перечисляют труды Н. С. в той последовательности, в к-рой они публиковались или были составлены (в случае неизданных или изданных после кончины преподобного творений); другие (свящ. И. Читтерио, мон. Никодим (Билалис), прот. К. Карайсаридис) предлагают различные варианты тематической классификации.

http://pravenc.ru/text/Никодим ...

Стефан V, 885.IX-891.IX.14 Формоз, 891.X.6–896.IV.4 Бонифаций VI, 896.IV-896.IV Стефан VI, 896.V-897.VIII Роман, 897.VIII-897.XI Теодор II, 897.XII-897.XII Иоанн IX, 898.I-900.I Бенедикт IV, 900.I-903.VII Лeb V, 903.VII-903 .IX Христофор, 903.IX-904.I Сергий III, 904.I.29–911.IV.14 Анастасий III, 911.IV-913.VI Ландон, 913.VII-914.II Иоанн Х, 914.III –928.V Лeb VI, 928.V-928 .XII Стефан VIII, 928.XII-931.II Иоанн XI (граф Тускулумский), 931.II-935.XII Лeb VII, 936.I.3–939.VII.13 Стефан VIII, 939.VII.14–942X Марин II, 942.X.30–946.V Агапет II, 946.V.10–955.XII Иоанн XII (Оттавиано, граф Тускулумский), 955.XII.16–963.XII.4 Лeb VIII, 963 .XII.6–965.III.1 Бенедикт V, 964.V.22–964.xII.23 Иоанн XIII, 965.X.1–972.lX.6 Бенедикт VI, 973.I.19–974.VI Бонифаций VII (антипапа) (в первый раз), (974.VI-974.VIII) Бенедикт VII (граф Тускулумский), 974.X-983.VII.10 Иоанн XIV (Пьетро ди Павиа), 983.XII.I0–984.VIII.20 Бонифаций VII (антипапа) (во второй раз), (984.VIII –985.VII) Иоанн XV, 985.VIII-996.III Григорий V (Бруно, герцог Каринтский), 996.V.3–999.II.18 Иоанн XVI (Джованни Филагато) (антипапа), (997.IV-998.II) Сильвестр II (Герберт д " Ориллак), 999.IV.2–1003.V.12 Иоанн XVII (Секко), 1003.VI-1003.XII Иоанн XVIII (Фазано), 1004.I-1009.VII Сергий IV (Пьетро Бука порца), 1009.VII.31–1012.V.12 Бенедикт VIII (Джованни, граф Тускулумский), 1012.V.18–1024.IV.7 Григорий VI (антипапа), (1012) Иоанн XIX (граф Тускулумский), 1024.IV-1032.XI.6 Бенедикт IX (в первый раз) (Теофилакт, граф Тускулумский),1032–1044 Сильвестр III (Джованни), 1045.I.20–1045.III.10 Бенедикт IX (во второй раз), 1045.III.19–1045.V.1 Григорий VI (Джованни Грациано), 1045.V.5–1046.Xll.20 Климент II (граф Шидгер, Морслебен и Горнбург), 1046.XII.25–1047.X.9 Бенедикт IX (в третий раз), 1047. XI.8–1048.VII.17 Дамас II (Поппо фон Бриксен), 1048.VII.17–1048.VIII.9 Св. Лев IX (Бруно, граф Згисхейм-Дагсбург), 1049.II.12–1054.IV.19 Виктор II (Гебгард, граф Долленштейн-Гиршберг), 1055.IV.16–1057.VII.28 Стефан IX (Х) (Фридрих, герцог Лотарингский), 1057.VIII.3–1058.III.29

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

– В первое время они были положены под спудом в соборной церкви Черниговских чудотворцев, находившейся в Кремле, близ Тайницких ворот. Когда же упразднен был этот храм для закладки Кремлевского дворца, тогда они, повелением импер. Екатерины II-oй, торжественно перенесены в 1770 году августа 25 в Сретенский собор на Сенях, откуда в 1774 году перемещены в Архангельский собор, где и доныне покоятся (Снегирев, Памятн. Моск. Древн. XXXIII и 67). 272 Служеб. Соф. Б-ка, по описанию Куприянова LXXVI – в Извест. II отд. И. Акад. Наук. VI, 217. 275 Службу Черниговским чудотворцам мы находим в Трефологах Тр. С. Л. 15 617, 642, 643 и в рукописи N 466 1505 года, где она озаглавливается: «святым для канона – творение таха иеромонаха св. Горы Пахомия». 276 Житие Черниговским чудотворцев помещено в Макарьевских Четьи-Минеях под 20 Сентября (Изд. Арх. ком. стр. 1298–1305) без надписания. 277 Форма этого жития проложная. Такого рода жития, как увидим ниже, имели богослужебное употребление, читаясь на утрени после 6-й песни канона. Поэтому установление праздника святому всегда делало необходимым и явление жития в последней форме. 288 Служба св. Исаии встречается уже в богослужебных книгах XV в. напр. см. Треф. Тр. С. Л. XV в. 617 (Опис. рук. Тр. С. Л. 914). 290 Так в церковном Уставе XIV в. 383 Синод. Библиотеки под 28 Мая значится «Игнатия, еп. Ростовского» (Опис. рук. Синод. Б-ки, III, I, 279; сн. стр. 317, 429). В святцах Следованной Псалтири Императ. Публ Библ. in F. 28, XV в., вместе с Петром, митрополитом Московским , упоминается и св. Игнатий. 291 Время составления жития св. Игнатия В.О. Ключевский относит ко времени не позже половины XIV в. (42); а службу ему мы находим в Трефологе Тр. С. Л. нач. XVI в. 618 под 28 мая (см. Арсений, Опис. рукоп. Тр. С. Л. стр. 914). 296 Рукоп. сборник Тр. С. Л. 765 XV-XVI вв. л. 197. – Служба преп. Димитрию Вологодскому с надписанием: творения Кир Макария игумена тоя же обители. 298 Преосв. Макарий т. I, прим. 331 относит смерть преп. Авраамия к 1045 году; а В.О.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1. Освобождает сына св. Царя Бориса – Симеона от монашеского звания и монашеских обетов и провозглашает его болгарским Царем. 2. Св. Климент рукополагается во Епископа Величкого как первый болгарин-Архиерей и тем полагается начало болгарской церковной иерархии из болгар. 3. Столица болгарского государства переносится из гор. Плиски в гор. Преслав. 4. кънигъ» – официальный переход с греческого языка на письменный болгарский язык в богослужении Болгарской Церкви и в государственной администрации. 893–927 гг. Царь Симеон Великий. 894 г. Война Болгарии с Византией. 894 г. Умирает Моравский князь Святополк. 894–896 гг. Война Болгарии против угров (венгров, мадьяр). Январь 898 – январь 900 гг. Папа Иоанн IX. 899 г. Епископ Вихинг покидает Моравию, чтобы поселиться в гор. Регенсбург по приглашению баварского короля Арнульфа и оставляет Моравскую кафедру без титуляра. Будучи одержим интригантством, он перессорился со всеми и настроил всех немецких Епископов против себя. Те созвали церковный собор против него и заточили его в монастырь, где он и окончил свою жизнь. 899/900 гг. Моравский князь Моймир II попытался восстановить Моравскую Церковь . Папа Иоанн IX посылает легатов Римской Церкви восстановить моравский диоцез, поставив одного Архиепископа и трех Епископов. Протест Баварского Епископа перед римским папой по этому поводу. 905/6 гг. Великая Моравия погибает от венгров (мадьяр), которых Царь Симеон прогнал из Задунайской Болгарии и загнал их в болгарскую Паннонию, где они поселились и основали свое государство. С тех пор Болгария потеряла свои владения в средней Европе. †2/15.V.907 г. Кончина св. равноапостольного болгарского Царя Бориса-Михаила. †23.XII/5.I.910 г. Кончина св. Наума Охридского. С августа 913 – до 927 г. Войны Болгарии с Византией. В 913 г. Царь Симеон входит в Константинополь, принятый с почестями. Мир с Византией. 914–928 гг. Римский папа Иоанн X. Лето 914 г. Новая война Болгарии с Византией из-за несоблюдения договорных условий со стороны Византии. Болгария завладевает Адрианополем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3) Уверовавшие в Бога, отвергшие греховную жизнь для вступления в общение с Богом, вступают в это общение посредством начального Христианского Таинства — Святого Крещения: Крещение есть рождение в Божественную жизнь. Невозможно вступить в естественное существование, не родившись по закону естества; невозможно вступить в общение с Богом, в чем заключается истинная наша жизнь, или наше спасение, не вступив в христианство посредством Святого Крещения. Таково Божественное установление. Крещением вступаем в пакибытие [ 910 ], то есть в то святое бытие, которое даровано было Адаму при его сотворении, потеряно им при его падении, возвращено нам Господом нашим Иисусом Христом. Аще кто не родится свыше, сказал Господь, не может видети Царствия Божия. Аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие [ 911 ]. Рождаясь по плоти, мы составляем потомство нашего праотца по плоти, Адама, доставляющего нам бытие вместе с вечною смертию; посредством Святого Крещения мы переходим в духовное потомство Богочеловека, Который, по свидетельству Пророка, есть Бог Крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века [ 912 ]. Который, рождая нас духовно, уничтожает в нас начало смерти, насажденное рождением по плоти, и дарует нам вечную жизнь, спасение, блаженство в Боге. Святой Иоанн Богослов возвещает об уверовавших в Бога и возрожденных Святым Крещением: Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующым во имя Его, иже не от крове, не от похоти плотския, но от Бога ся [ 913 ]. Святое Крещение, соделав нас чадами Божиими, восстанавливает нашу свободу, данную нам при сотворении, утраченную нами при падении, восстанавливает силу воли, предоставляет нашей власти или пребывать чадами Божиими, или отвергнуть усыновление [ 914 ]. Так в раю предоставлено было самовластию праотцев или пребывать вечно в блаженстве — или потерять его. Сего ради подобает нам лишше внимати, то есть с особенною тщательностию наблюдать за собой, да не когда отпадем [ 915 ]. Святое Крещение запечатлевается другим, непосредственно последующим за ним Таинством, Святым Миропомазанием. Справедливо это Таинство названо печатаю, так как Святое Крещение со справедливостию может быть названо условием, заветом между Богом и человеком. Печать, которою запечатлевается это условие — Святое Миропомазание.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Гордость Чешира: святой Плегмунд, отшельник и архиепископ Отшельник и архипастырь святитель Плегмунд был 20-м архиепископом Кентерберийским с 890 по 914 (а по некоторым сведениям по 923) год. Он был посвящен в архиепископа в конце ужасного для Англии IX века, когда язычники-датчане практически уничтожили монашество и культуру на этом острове. Необычайный опыт, ученость и административные способности святителя использовали благоверный король Альфред Великий, спасший Англию материально, и его сын и преемник Эдуард Старший, спасший ее духовно. Во многом благодаря святителю Плегмунду древняя Английская Церковь была возрождена, и в X столетии наступил «серебряный век» ее истории. Святитель Плегмунд был единственным уроженцем Чешира, ставшим архипастырем Англии. Мы ничего не знаем о его происхождении и только можем предположить, что он родился в середине IX века. Молодым человеком Плегмунд получил хорошее воспитание и образование в западной Мерсии, возможно в Честере, где была превосходная монастырская библиотека. Достоверно известно, что будущий святитель много лет подвизался в полном уединении на одном островке в Чешире. Местные люди тогда называли этот островок Плегмундешам, что значит «заливной луг Плегмунда». После смерти Плегмунда, когда началось его почитание, островок получил название «Плегмундстоу» (святое место Плегмунда), позднее название укоротили до «Племстолл», то есть «место отшельнической жизни Плегмунда». О святом Плегмунде отзывались как о «всецело преданном Богу муже, блестяще обученном в церковных науках». За это время он набрался духовного опыта, стал настоящим духовником и собрал вокруг себя немало учеников. Поскольку Чешир находился в западной Мерсии и не был окончательно покорен во время датского завоевания, то церковная жизнь в этой области продолжалась. Вот почему король Альфред Великий около 887 года пригласил святого Плегмунда и трех других церковных деятелей из Мерсии восстанавливать культуру, ученость и знание латинского языка в Уэссексе. Согласно Ассеру, Уэльскому епископу и биографу Альфреда, будущий архипастырь был «по происхождению мерсиец, достопочтенный и даровитый муж, наделенный мудростью» и «достойный всяческого почитания».

http://pravoslavie.ru/31495.html

Всякой из них в своем месте представлял великого Учителя своего Иисуса Христа, всякой из них изображал сего Божественного Первосвященника, и, по примеру Его всякой из них в своем месте проповедая Слово Божие, сладчайшее благовествование, обращал людей от тмы к Свету, приводил к истинному покаянию, возбуждал веру в Триединого Бога, крестил и других удостоивал таин, и тако основав и наздав истинную Церковь на учении Христовом, избирал и поставлял над оною Епископа, то есть, Правителя или надзирателя, который бы по отшествии его мог управлять оною новосозданною Церковию, мог наставлять воспитывающихся учением Христовым младых членов оной, мог делать приращение оной чрез Слово и тайны, избирал и поставлял чрез возложение рук, чрез испрашивание всею Церковию у Бога Духа Святого на освящение его, избирал и поставлял не по пристрастию какому не по мзде, не по своей воле, но по воле Божией, по Его святому избранию, поставлял мужа достойного сего звания. А что Божественные Апостолы не на мзде основывали Священство, сие можно видеть из сего примера. Симон по принятии веры и крещения от Апостола Филиппа, видев, яко возложением рук Апостольских дается Дух Святый, принесе им сребро, глаголя: дадите и мне власть сию, да на негоже аще положу руце, приимет Духа Святаго. Но Петр рече к нему: сребро твое с тобою да будет в погибель, яко дар Божий непщевал еси сребром стяжати. Несть ми части ни жребия в словеси сем: ибо сердце твое несть право пред Богом 914 . Что Божественные Апостолы точно не по своей воле, а по Божию избранию поставляли, и чрез возложение рук своих посвящали в Священнослужительскую должность сию; сие можно видеть из того, как они избрали Матфия на место предателя Иуды. Они, для показания, что не своею волею избирают, а Божиею, не одного избрали, но двоих достойных сего звания, Иосифа нарицаемаго Варсаву или Иуста, и Матфия; и помолившеся реша: Ты, Господи Сердцеведче всех, покажи егоже избрал еси от сею двою единаго прияти жребий служения сего и Апостольства, из негоже испаде Иуда, ити в место свое.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Г. Мачуришвили Литературная школа Н. В мон-ре с раннего периода его существования имелась б-ка, к-рая предположительно была одной из древнейших и богатейших среди груз. монастырских б-к. Это подтверждает один из списков книгохранилища и сокровищ Н., внесенных в рукопись груз. коллекции мон-ря вмц. Екатерины на Синае (Sinait. iber. N 50). В списке перечислены рукописи, пожертвованные мон-рю с VI до X в. Долгое время рукописное собрание монастырей Гареджи было единым. В 1702 г. его поделили между 3 монастырями: Н., лаврой Давидгареджи и монастырем Додос-Рка. В рукописи НЦРГ. Q 1040 (XIX в.) указано, что в это время в лавре прп. Давида хранилось 26 древних рукописей, в Н.- 32. Еще один список рукописей Н. сохранился в коллекции Национального архива Грузии (НА Грузии. Ф. 1448. Оп. 1. Д. 3118) и предположительно был составлен в 1811 г. Несмотря на то что большая часть б-ки была уничтожена, на масштабы местных книгохранилищ указывает множество рукописей и документов, созданных в Н. и находящихся в хранилищах древностей по всему миру. По документам видно, что в ранний период своей истории Н., как и др. мон-ри Гареджийского Многогорья, не участвовал в активной лит. жизни, по существу ограничиваясь лишь копированием рукописей, для чего были созданы значительные хранилища. Лит. школа в Н. стала развиваться в XVII-XVIII вв. В Н. находились интеллектуальные силы Гареджи, переводческая работа здесь не осуществлялась. Известны имена мн. деятелей лит. школы Н. этого периода: Гавриил (Сагинашвили) (НЦРГ. A 100, A 130, A 624, Q 1142), Давид (Вачнадзе) (НЦРГ. A 415), Иосиф (Арагвисэристави) (НЦРГ. A 100), Роман (НЦРГ. A 914), Порфирий (НЦРГ. H 2436, H 1433, H 902), Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили; католикос-патриарх Вост. Грузии в 1724-1737/38 или 1735), Сулхан-Саба (Орбелиани) , Евфимий (Бараташвили) (НЦРГ. A 111, A 515) и др. Отдельно среди произведений, созданных в Н., стоит соч. «Грдемли» Виссариона (Орбелишвили-Бараташвили), которое вместе с сочинениями «Марцухи» Тимофея (Габашвили) и «Мзаметквелеба» католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I (Багратиони) относится к развившемуся в Гареджи в XVII-XVIII вв. полемическому жанру и отражает настроения и стремления деятелей пустыни Гареджи (подробнее см. разд. «Гареджийская литературная школа» в ст. Грузинская Православная Церковь ).

http://pravenc.ru/text/2564744.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010