1. ак как святительство твое, достопочитаемый отче, начальствует святой церкви Велитерской 904 , где, как известно, отличительная честь исстари воздается блаженному Клименту со славной памяти именованием его 905 , [то святительство твое] не даром склонилось еще торжествен- нее чествовать почтение его и еще возвышеннее прославлять подвиги его жизни в подражание многим. Ибо ты не чем-либо другим доказываешь святость свою перед Богом и людьми, а тем, что в духе святости благочестивым усердием заботишься о том, что свято. Поэтому ты собрал с большим старанием обретенные мощи этого святого мученика и положил их в той же церкви, в которой начальствуешь, в собор его имени 906 . Поэтому ты выстроил ему также в Риме молельню 907 удивительной красоты. Поэтому ты пожертвовал все свое имущество приобретенной собственности 908 блаженному Клименту и через него на спасение свое Господу Богу. Поэтому ты настоял также у искуснейшего мужа Иоанна 909 , достойного служителя Христа 910 , на том, чтобы он описал деяния жизни 911 [святого] и повесть мучения 912 [его], собрав данные из различных латинских источников 913 . Поэтому ты наконец высказал неоднократно желание возложить и на меня ничтожного задачу перевести на латинский язык то, что я мог бы о том же святом отыскать у греков. Но так как [греческий] памятник деяний святого 914 уже существует в латинском переводе 915 , то требует перевода на латинский язык еще только то, что Константин, философ солунский 916 , муж жизни апостольской 917 , недавно написал 918 об обретении мощей того же блаженного Климента 919 . Впрочем, когда я уже заговорил об этом обретении мощей, то хочу вкратце передать тебе рассказ, как это случилось 920 , теми же словами, какими он сам имел обыкновение рассказывать об этом 921 , так как этот премудрый муж сообщает в своей коротенькой повести сжато об этом 922 , умолчав свое имя 923 . 2. Чудо морского отлива 924 у Херсона, говорит он 925 , о котором много читается между прочими чудесами сего блаженного Климента, ради множества грехов наших давно уже перестало по прежнему обычаю свершаться; ибо море собрало свои волны, стянутые когда-то на некоторые пространства, в принадлежащие им бухты 926 ; поэтому и народ начал мало помалу остывать в чествовании храма того 927 и от путешествия туда, которое верными в особенности ко дню рождения усердно совершалось, стопы свои, так сказать, отворачивать, главным образом потому, что место лежит на окраине царства и различные варварские толпы весьма часто наезжают туда 928 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но и императорская корона никак не могла найти себе постоянного и достойного носителя. В 905 г. освободитель Рима император Людовик Прованский был захвачен в плен своим конкурентом Беренгарием и ослеплен, после чего отправлен в вотчину доживать свой век. Естественно, Беренгарий I (905–924) был возведен на императорский престол. Отвратительнее всего то, что в этот период времени целый ряд пап были поставлены на кафедру, а впоследствии освобождены от нее по прихоти некой Марозии – представительницы знатной аристократической римской семьи, чья мать Феодора долгое время выполняла функции хранителя папских сокровищ. В возрасте 15 лет, в 890 г., Марозия вступила в блудную связь с Сергием III, кузеном своего отца. А в 909 г. вышла замуж за авантюриста Альберта, маркиза Сполето, которому родила сына Альберта – с ним мы вскоре еще столкнемся. С этого времени папство оказалось в ее крепких и циничных руках 222 . В частности, папы Анастасий III (911–913), Ландо (913–914), UoahhXI (931–936) стали таковыми и утратили достоинство понтифика по ее воле 223 . Не императоры – Византийский или Западный, а придворная куртизанка стала на многие годы центром всевластия Римской церкви. По словам очевидцев тех событий, Латеранский дворец, некогда прибежище святых паломников, в то время стал прибежищем продажных блудниц 224 . Не случайно эта эпоха справедливо именуется в истории Западной Церкви «порнократией " 225 . Наконец, в 914 г. на Римскую кафедру вступил папа Иоанн X (914–928), сумевший продержаться на ней рекордное время – 14 лет. В первую очередь он освободился от ничего не дающей с практической точки зрения опеки над собой слепого Людовика Провансальского. Благодаря его помощи император Беренгарий I заключил союз с Византийским императором малолетним Константином Порфирородным, и соединенные христианские войска в 916 г. разгромили сарацин Гарильяно. Как триумфатор папа явился в Рим под восторженные крики сограждан. Но участь его была предрешена, поскольку Марозия ненавидела понтифика, для чего имела свои причины. Еще в свою бытность епископом Равенны он был любовником ее матери Феодоры, которая, собственно говоря, и сделала Иоанна папой. Но, заняв желанную кафедру, любовник оказался слишком несговорчивым, чего, конечно, Марозия простить ему не могла.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3. 4–9). 897.  …ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками (Гал. 2. 17). 898.  потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (Рим. 3. 20–24). 899. Святой Петр Дамаскин. Книга 1, статья 2. Добротолюбие. Ч. 3. 900. Келейные письма, том 15, письмо 73. 901. Келейные письма, том 15, письмо 70. 902. Келейные письма, том 15, письмо 11. 903. Требник. Последование исповеди. 904.  …ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает (Евр. 11. 6). 905.  Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16. 16). 906.  …по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем (1 Пет. 1. 15–14). 907.  …покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3. 2). 908. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4. 17). 909.  …к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное (Мф. 10. 6–7). 910.  …банею возрождения и обновления Святым Духом (Тит. 3. 5). 911.  …если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. …Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3. 3, 5). 912. Ис. 9. 6. 913.  А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дать власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, но от Бога родились (Ин. 1. 12–13). 914. Преподобный авва Дорофей. Поучение 1. 915.  Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть (Евр. 2. 1). 916.  Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей… Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают (Ин. 15. 10, 6). 917. «Смеси с нами Себе, и возмеси Тело Свое в нас». Эти слова святителя Иоанна Златоуста приводят святые Ксанфопулы в 92 главе своего сочинения о безмолвии и молитве. Добротолюбие. Ч. 2. 918.  Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, …если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6. 56, 54, 53). 919.  …где труп, там соберутся и орлы (Лк. 17. 37). 920. Требник. Исследование исповеди. 921. Лествица. Слово 4, гл. 53. 922.  Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 19. 17). 923. Ин. 8. 44. 924. Обличениями Господом злочестия иудеев наполнены страницы Евангелия, особенно 23 глава от Матфея и 8 глава от Иоанна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

882 Гидаспу (Hydaspes, Hystaspes) приписывался популярный сборник пророчеств, не дошедший до наших дней. О Гидаспе говорили как о персидском маге и индийском царе или как о халдейском ученом, иногда даже как об отце персидского царя Дария I. 883 Река Гидасп (совр. Джелум) – один из притоков Инда, известный со времён индийского похода Александра Великого. 890 Указание на Сирию, очевидно, возникло под влиянием Книги пророка Даниила, где последний «нечестивый царь» (Антиох IV Эпифан) является «царем северным», т. е. сирийским. 895 Гермес Трисмегист («Трижды великий») – мифический пророк отдаленной древности, на которого вслед за античными авторами часто ссылались раннехристианские апологеты. В большинстве случаев именем Гермеса Трисмегиста прикрывались различные авторы (главным образом египетские), писавшие астрологические и гностические сочинения. Далее в оригинале по-гречески цитируется одно из таких сочинений. 899 Древнейшей из Сивилл (их насчитывали более десятка) считалась Герофила Эритрейская (Эритры – город в Малой Азии), которая, следуя Вергилию, предсказала падение Трои (Энеида, VI 9 ел.). 902 То есть системой ценностей античного общества, для которой христианство было возмутительным новшеством, «зловредным суеверием» (Tayum. Анналы, XV 44). 914 Подразумевается легенда о падших ангелах во главе с Сатаной-Люцифером. Это замечание Викторина наводит на мысль, что он отождествлял Антихриста с Сатаной. 915 Возможно, тут подразумевается готский полководец Гунтарик, который вместе с Аргайтом в первой половине III в. перешел Дунай и опустошил римскую провинцию Мезию (Иорлан. История готов). 917 Мефодий (III в.), епископ Олимпии Ликийской (Малая Азия), Евсевии (Памфил) (ок. 263 340), епископ Кесарии Палестинской, и  Аполлинарий (ок. 310 391), епископ Лаодикеи Сирийской, – греко-язычные христианские писатели и историки. 923 Вероятно, имеется в виду роман Ксенофонта (430 355 до н. э.) «Киропедия», где рассказывается о рождении и воспитании Кира II Великого. 924 Персидские цари отпустили иудеев из вавилонского плена, разрешили восстановить разрушенный Навуходоносором Иерусалим и даже вернули им из Вавилона храмовое имущество. В Танахе Кир Великий удостоен титула «помазанника Божьего» ( Ис. 45:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

900 См.: Ис. 11:1. 901 См.: Мал. 1:10—11. 902 См.: Втор. 32:39. 903 См.: Ис. 45:7. 904 Т. е. канонического. 905 Перевод согласно пунктуации Кройманна. 906 Apostolici. Не надо путать с термином, принятым в патрологии, относящей к «апостольским мужам» — свв. Климента Римского, Игнатия Богоносца, Поликарпа Смирнского и др. 907 Интерполяция, по мнению Кройманна. 908 Ср:.Мф. 10:24; Лк. 6:40. 909 Ср.: Гал. 2:2. 910 Ср.: Гал. 2:9. 911 Ср.: Гол. 2:11—14. 912 Ср.: Гал. 2:4. «Лжеапостолы» в Новом Завете упомянуты только в 2Кор. 11(см.: SchmollerA. Handkonkordanz zum griechischen Neuen Testament. Stuttgart, 1994. S. 530). 913 Ср.: Гал. 2:9. 914 Personarum respectu. 915 Ср.: 1 Кор. 9:19. 916 Ср.: Гал. 2:3—4. 917 Digesta. 918 Вставка Кройманна. 919 Конъектура Кройманна. В рукописи: «и каким образом оказывается созвучным с нашим , который считается принадлежащим не апостолам, но Луке?» 920 Funis ergo ducendus est. Ср.: Imperat aut servit collecta pecunia cui-que, tortum digna sequi potius quam ducere funem. «Деньги любому скопившему служат иль им управляют; лучше канат не тянуть им витой, а за ним направляться» (Ног. Ер., 1,10,47—48). 921 Ср.: Деян. 4:34—35. 922 Т. е. из иудаизма. 923 Ср.: Мф. 10:24. 924 См:. 1 Кор. 15:11. 925 См.: 1 Кор. 14:32—33. 926 Т. е. проклятым, отлученным. Ср.: Гал. 1:8. 927 Конъектура Кройманна. В рукописи: «которое и». 928 Ср.: 1 Кор. 3:2. 929 Интерпретация Кройманна. 930 Игра слов: Facilius apostaticum invenias quam apostolicum . 931 Т. e. Евангелий от Матфея, Иоанна и Марка. 932 Тертуллиан имеет в виду тех «лжеапостолов», которые, по учению Маркиона, исказили Евангелия. 933 Кройманн предполагает здесь лакуну и предлагает вставить слова: «или по их образу — свое». 934 Конъектура Кройманна. В рукописи: «они казались совпадающими». 935 Вставка Кройманна. 936 Praescriptio. 937 Ср.: Лк. 3:1. Тиберий Клавдий Нерон — римский император с 14 по 37 гг. после P. X. 938 Descendisse. Ср.: Και κατηλθεν εις Καφαρναομπλιν Γαλιλαος — Et descendit in Caphamaum civitatem Galilaeae — И сннде въ кдпбрндмъ глАмейскУн 4: 31). Задача Тертуллиана здесь — объяснить употребление в Евангелии от Луки глагола, обозначающего движение вниз. Κατηλθεν — аорист от глагола κατρχεσθαι «сходить, спускаться». Отметим, что формы от этого глагола в Новом Завете встречаются, кроме рассматриваемого места, один раз в Послании Иакова (Иак. 3:15) и четырнадцать раз в текстах, принадлежащих Луке (Лк. 9: Ъ7Деян. 8:5; 9:32; 11:27; 12:19; 13:4; 15:1,30; 18:5,22; 19:1; 21:3,10; 27:5); у Луки этот глагол, наряду со значением «спускаться», имеет также значения «приходить», «прибывать».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

902 Там же с. 73. О других вкладах при игумене Афанасии см.: Там же с. 54, 55, 58, 60, 64, 69, 73, 82, 87. 903 Никольский Н. К. Рукописная книжность древнерусских библиотек (XI–XVII вв.): Материалы для словаря владельцев рукописей, писцов, переводчиков, справщиков и книгохранителей. СПб., 1914. Вып. 1: А–Б. (ОЛДП. Т. CXXXII), с. 91. 907 Ульяновский В. И. Летописец Кирилло-Белозерского монастыря 1604–1617 гт.//КЦДР: XVII век. Разные аспекты исследования. СПб., 1994, с. 136. 908 См. о нем: « Из истории русской иерархии второй половины XVI века» наст, издания, с. 285–294. 910 ААЭ. Т. 1, с. 222, 229; Ундольский В. М. Наказные уставные грамоты Митрополита Макария в Новгород, с. 16–17. 911 Архимандрит Макарий. Макарьевские Соборы 1547 и 1549 годов и их значение//Русская художественная культура XV–XVI веков. М., 1998, с. 5–22. 912 См.: «Эпоха новых чудотворцев (Похвальное слово новым русским святым инока Григория Суздальского)» наст. издания, с. 422–438. 913 Колобанов В. А. Владимиро-Суздальская литература XIV–XVI веков: Спецкурс по древнерусской литературе. Вып. 1. Владимир, 1975, с. 102. 914 Георгиевский В. Суздальский Ризоположенский женский монастырь. Историко- археологическое описание. Владимир, 1900, с. 56; Клосс Б. М. Избранные труды. Т. 2: Очерки по истории русской агиографии XIV–XVI веков. М., 2001, с. 403. 917 АИ. Т. 1, с. 366; Архимандрит Макарий. Епископ Суздальский и Тарусский Варлаам//ЖМП. 2002. 7, с. 47. 921 Там же стб. 338–339. Как отмечает один автор, «ряд данных жития Феодорита Курбского подтверждается другими источниками (Гладкий А. И. К вопросу о подлинности «Истории о великом князе Московском» А. М. Курбского (житие Феодорита)//ТОДРЛ. Т. 36. Л., 1981, с. 241). 922 Архимандрит Макарий. Московский Митрополит Макарий и его время. Сборник статей. М., 1996, с. 202–274. 924 Архимандрит Макарий. Всероссийский Митрополит Макарий и обитель преподобного Сергия, игумена Радонежского//Троицкий сборник. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002, с. 362. 925 Собрание государственных грамот и договоров. М., 1813. Ч. 1, с. 470–473 172; с. 484–487 177.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

906. Бондарев Виктор. Ай да Ельцин, ай да...//Куранты. 23.07.1998. 907. Петит. Обсудили правду//Независимая газета. 23.07.1998. 908. Варшавчик Сергей. Игры патриотов. Как телевидение показывало и комментировало похороны царских останков//Общая газета. 23.07.1998. 909. Кожемяко Виктор. Тайна убийства. Смерть генерала Рохлина вызвала множество разных мыслей, версий, предположений...//Правда (красная). 23.07.1998. 910. Копышев Е., Березин В., Ковалев И. Покушение на Мавзолей//Правда (красная). 23.07.1998. 911. Аграновский Дмитрий. " Похороны. Дубль один! "http://Советская Россия. 23.07.1998, 85 (11674). 912. Тюрина Галина. Бич скорпиона. Главным событием минувшей теленедели стало Захоронение найденных под Екатеринбургом останков//Советская Россия. 23.07.1998, 85 (11674). 913. Полятыкин Михаил. Сапоги мозгов дороже//Тверская, 13. 23.07.1998. 914. Телевидение (фотоколлаж с Царской Семьей к программе на неделю)//Версия. 23.07.1998, 8. 915. Воронежский отдел Российского Имперского Союза-Ордена. Держава спасется покаянием//Берег. (г. Воронеж). 24.07.1998, 30 (395). 916. Симонов Bлaдuмip. Великая княгиня взирает на англичан//Век. 24.07.1998. 917. Мельников Игорь. " Мы не знаем, кого хороним " . Послесловие к панихиде в соборе Петра и Павла//Правда (красная). 24.07.1998. 918. Вишняков Bлaдuмip. Телеобозрение. Право на агонию//Правда (красная). 24.07.1998. 919. Кравцов Bлaдuмip. " Господи, ты сам еси! "http://Pocciя. 24.07.1998. 920. Мартынов Игорь. Bceмiphыe юношеские игры состоялись. Кому плохо?//Pocciя. 24.07.1998. 921. Краюхин Сергей. В Санкт-Петербурге с нетерпением ожидают западный кредит//Известия. 25.07.1998. 922. Ярополов Ярослав. " Убийство императора. Версии " . О цикле документальных фильмов Сергея Мирошниченко//Московская Правда. 25.07.1998, 29 (56). 923. Малеванный Bлaдuмip. Последнее искушение НТВ. Версии о Николае II не исчерпываются их телевизионными воплощениями//Независимая газета. 25.07.1998. 924. Чапнин Сергей. " Милый Ники... " Сентиментальный рассказ о последнем российском императоре. Георгий Жженов рассказывает миф о Николае II//Независимая газета. 25.07.1998.

http://religare.ru/2_47504.html

906 Евсевий: «В то же время (при Филиппе – 249) написал восемь книг против епикурейца Цельса о истинном учении». H. Е. 6. 36. Сам Ориген говорит, что церковь уже давно наслаждается миром и что, однако, ей угрожает бедствие: «так как клеветники слагают на нее всю вину настоящего сильного смятения» – Lib. 3. § 15). После Максимова гонения до 249 г. прошло 12 лет; «великое смятение» – бунт Декия, которому предшествовали Иотакианово возмущение в Сирии и Мариново в Паннонии. Это сочинение много раз издаваемо было отдельно. П. Николай 5 посылал в Константинополь достать, за какую бы то ни было цену, это сочинение; латинский перевод напечатан после смерти Папы в 1481 г. в Риме. На греч. илат. изд. Гешелем Augsburg. 1605 вместе с Филокалией Фильдом 1658. Cantabr. Origines Acht Bücher üb. d. Wahrbeit d. christi. Religion, übers. v. Mosheim. Hamb. 1745. французский перевод Буэро издан 1700 в Амстердаме. 913 Сюда же могут быть отнесены письма к Амвросию, в свою защиту относительно изучения фиилософии; александрийским братиям, к Григорию н неокессарийскому с увещанием изучать истины веры более, чем философии, Op. S. 1. р. 3–5. 30–32. 914 Строматы – сличение христианского учения с учением философов (Иероним Ер. 84 ad Magn.), сочинение о воскресении, подавшее случай Мефодию писать опровержение (Евсевий H. E. 6. 24. De-la Rue. T. 1. р. 33. 37), о свободном произволении и пр. 917 Лучшие издания: Origenis Lib. de principis, grae. lat. com annotat. cod. Redepenning Lipsiae 1836. Schnitzer: Origenis ub. Grundlebren d. Glaubenswissenchaft, Wiederherstellung Versuch. Slutgardt. 1835. Пособие: Thomasius Origenes Ε. Beitrag. z. Dogmeng. 3. Jahr. Nürnb. 1837. Redepenning Origenes E. Darstellung seines Lebens a. seiner Lehre Bonn. 1841. 919 De princ. 3,7. 8. In Johannem Т. 1. 2. 8. в последнем месте говорит о диаволе: ενδεθηναι λη και σματι, а в книге против Цельса (4, 92) пишет, что это «не земные тела». 924 In Jerem. Нот. 18. 1. Т. 3. p. 241. Comm. In Matth. § 72. T. 3. p. 889. in Ezech. Нот. 10. 4. Т. 3. p. 394. in Exod. Hom. 6. 4. T. 2. p. 148.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

910 Напр., так называемый Scriptor Incertus, повествующий о событиях 814 г., вторичном удалении Христа Халкитиса со своего места Львом Армянином (Auzépy, р. 449). 913 M.-F. Auzépy отстаивает мнение об однократном разрушении иконы при Льве V (813–820) и последующем восстановлении ее при Феодоре. Для нас же само по себе уничтожение иконы, единственное или двукратное, не столь важно, поскольку целью настоящей работы является изложение фактов исторической памяти византийцев, обусловившей формирование культа образа в послеиконоборческую эпоху. 914 В Patria Constantinoupoleos (ок. 995), воспроизводящей соответствующий пассаж из Parastaseis (741–775), Халкитис уже упоминается в легендарном контексте (Auzépy, op. cit., р. 446). 915 Рус. изд.: Продолжатель Феофана. СПб., 1992, с. 155. Этот сюжет проиллюстрирован в известном манускрипте Хроники Иоанна Скилицы из Мадрида: там представлен Лев VI Мудрый поблизости от крупного образа Богоматери Умиления (!) (Grabar A., Manoussacas М. L’illustration du manuscrit de Skylitzes de la Bibliotheque nationale de Madrid, Bibliotheque de l’Institut hclleniquc d’ctudes byzantine et post-byzantine de Venice 10. Venice, 1979, fol. 114 R; fig. 142). 916 Janin R. La geographie ecclesiastique de 1’Empire byzantine. T. III. Paris, 1953, p. 544–545. 918 Совершенно особую версию начальной истории Христа Халкского сообщает Patria Constantinoupoleos: бронзовая статуя (не живописная икона!) Христа, воздвигнутая императором Константином (!), исцелила кровоточивую жену и прославилась многими чудесами задолго до ее разрушения иконоборцами в нач. VIII в. (Mango, р. 108–109). 920 Majeska G. Russian Travelers to Constantinople in the Fourteenth and Fifteenth Centuries. Washington, 1984, p. 147. 923 Janin, op. cit., p. 499–500. В Константинополе было несколько церквей такого посвящения. Под описание Ксанфопула более подходит храм Сорока Мучеников «что на Месе», стоявший неподалеку от Халки. Паломники о нем не сообщают. 924 Mango, op. cit., р. 132–135; A. Weyl Carr. Court Culture and Cult Icons in Middle Byzantine Constantinople//Byzantine Court culture from 829 to 1204/Ed. H. Maguire. Washington, 1997, p. 83, n. 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

913 ...Владимеръ... – Владимир Васильевич Морозов попал в заключение ок. 1563 г. и казнен ок. 1568 г. 914 ...Левъ... – Лев Андреевич Салтыков присоединился к опричному двору между 1567 и 1570 гг. В 1571 г. был насильно пострижен в Троице-Сергиев монастырь и затем казнен. 915 ...О Петр Морозов... – В октябре 1580 г. Петр Васильевич Морозов еще упоминается другими источниками как живой. Вероятно, сведение о его смерти было помещено в «Истории» позже, о чем свидетельствуют и слова «ныне», «послди». 917 ...Василй и другия братния... – В Синодике Ивана Грозного упоминается несколько Бутурлиных, в том числе Василий Андреевич и Дмитрий Андреевич. Неизвестно, их ли имел в виду Курбский. 918 ...Иоаннъ Воронцовъ... – В 1567 г. Иван Федорович Воронцов уже был опричником. Казнен в 1571 г. или немного позже. 919 ...роду великих Сабуровых... – Тимофей Иванович Сабуров, сын Ивана Юрьевича Сабурова, брата Соломонии Сабуровой. 920 ...Андрй... и братъ его, Азарий... – Андрей Федорович и Азарий Федорович Кашкаровы были казнены, вероятно, в 1566 г. Андрей Федорович помогал Тимофею Тетерину совершить побег в Литву, что, возможно, и послужило причиной его смерти. 921 ...Василей и Григорей, глаголемы Тетерины... – Вероятно, родственники бежавшего в Литву Тимофея Тетерина. 922 ...Данила Чюлкова... Феодора Булгакова... – Кто такие Даниил Чулков и Федор Булгаков, точно неизвестно. 923 ...Федор Басманов, яже последи зарзалъ рукою своею отца своего Алекся... – Семейство Басмановых играло значительную роль в опричнине. Когда произошло убийство Алексея Басманова его сыном Федором, одним из наиболее приближенных к царю опричников, неизвестно. 924 ...Григорея Степанова... – Григорий Степанович Сидоров еще упоминается как живой между 1563 и 1567 гг. В это время он нес службу в рязанских городах Пронске и Михайлове. 925 ...Андрй Мещерски и князь Никита, брат его, и Григорей Иоановъ, сынъ Сидорова... – Кто такие Андрей и Никита Мещерские, Григорий Иванович Сидоров, неизвестно. 926 ...Андрй, no наречнию Аленкинъ... – Сообщение Курбского о смерти князя Андрея Федоровича Аленкина не подтверждается другими источниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010