914–915; здесь же „слово наукы святительской к протопопу”, col. 915]. 960  Ibid. стр. 168 col. 2 [Ср. в святительских поучениях XV в., Памятники Павлова col. 917–919, 923–924]. 967  [Примеры княжеских браков в запрещённых церковными законами степенях родства и свойства приведены у Неволина (по Карамзину) в Истории российских гражданских законов, ч. I, стр. 192, примечание 658 (издание 1857г.)]. – (Сын Михаила Всеволодовича Черниговского Роман выдал свою дочь за Владимира Васильковича Волынского, – Ипатская летопись стр. 569; а брат Михаила Андрей женился на дочери Васильки, – ibid. стр. 562). 968  [См. грамоту Константинопольского патриарха Нифонта к великому князю Михаилу Ярославичу Тверскому в Русской Исторической Библиотеке т. VI, стр. 148–149]. 969  [Как вообще наша духовная иерархия в указанный период относилась к византийским церковным законам, устанавливавшим те или другие препятствия к браку, видно из известного соборного акта, которым признавалась действительность четвёртого брака царя Ивана Васильевича. С канонической точки зрения, эта уступка, конечно, более значительна, чем решение о нерасторжении брака, заключённого в 6-й или 5-й степени родства и свойства]. 973  Дмитриевский стр. 413. (По словам католика 1514г., русские смотрят на елеосвящение как на лекарство от болезни, а не от грехов, – Monimenta Turgenevii t. I, p. 125 col. 2). 974  Дмитриевский стр. 412 начало. [Красносельцев К истории православного богослужения, Казань 1889 г., стр. 80–103]. 980  В Памятниках Павлова col. 245, 250 и 251 [Ср. col. 257–259. В канонических вопросо-ответах, принадлежащих неизвестному и относящихся не позднее как к XV веку, читается вопросо-ответ: „Дьякона в стихори ли положить, а попа в ризах ли? Калиги надобе ли? – По старине, якоже есть обычай”. Памятники Павлова col. 866 § 46]. 981  У Павлова 108 и 245 [Ср. митрополит Фотий о погребении умерших напрасно, по греху, и от своих рук, – ibid. col. 379]. 982  И в настоящее время читается здесь замечание – в греческом евхологии: μετ τατα μνημονεει, ν βολεται, ζντων κα τεθνετων; в славянском служебнике: „таже поминает, яже хощет, живыя и мертвыя тайно”.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

914 Васильев А. А. История Византийской империи. От начала Крестовых похо­дов до падения Константинополя. – СПб.: Алетейя, 1998. С. 367–368. 915 Лебедев А. П. Очерки исторического состояния Византийско-восточной Церкви от конца XI до половины XV века. – М., 1902. 917 Успенский Ф . И. История Византийской империи. Период Македонской династии (867–1057). – М.: Мысль, 1997. С. 26. Мнение архиепископа Сергия (Спасского) , что патриарх Фотий был вскоре после смерти причислен к лику святых, представляется ошибочным. – См. Сергий (Спасский) , архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. III. Репринт. – М., 1997. С. 61. 919 Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церк­ви. – СПб.: Мемориал, 1999. С. 18. 922 Бернштам М. Стороны в гражданской войне 1917–1922 гг. Проблематика, методика, статистика//Вестник РХД, 1978, 128. С. 273. 924 Клибанов А. И. Современное сектантство в Тамбовской области (по матери­алам экспедиции Института истории АН СССР в 1959 г.)//Вопросы истории и атеизма. Т. 8. – М.: Изд-во АН СССР, I960; Никольская 3. А. К характеристике тече­ния истинно православных христиан//Вопросы истории религии и атеизма. Т. 9 – М.: Изд-во АН СССР, 1961. С. 162–185; Митрохин Л. Н. Реакционная идео­логия «истинно православной церкви» на Тамбовщине//Вопросы истории ре­лигии и атеизма. Т. 9 – М.: Изд-во АН СССР, 1961. С. 144–162. 926 Осипова И. И. История «Истинно-Православной Церкви» по материалам следственного дела//Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. Материалы 1992–1996. – М.: ПСТБИ. С. 374–380; Осипова И. И. Новые материалы о пресле­дованиях за веру в Советской России//Церковно-исторический вестник, 1999, 2–3. С. 4–198; Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воды слез...» Гонения на Истинно-Православную Церковь . – М.: Серебряные нити, 1998; Шкаровский М. В. Иосифлянское движение и оппозиция в СССР//Минувшее. Вып. 15. – М., СПб., 1994. С. 446–46З; Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православ­ной Церкви. – СПб.: Мемориал, 1999­ 927 Амвросий (граф фон Сиверс), архиеп. Катакомбная Церковь : «Кочующий» Собор 1928 г.//Русское Православие. Всероссийский Вестник ИПХ. СПб., 1997, 3 (7); Его же. Катакомбная Церковь : Усть-Кутский Собор 1937 г.//Русское Пра­вославие. Всероссийский Вестник ИПХ. СПб., 1997, 4 Его же. Катакомбная Церковь : Тайный Собор ИПЦ 1948 г.//Русское Православие. Всероссийский Ве­стник ИПХ. СПб., 1997, 5 (9); Его же. Катакомбная Церковь : Тайный Собор ИПЦ 1961 г.//Русское Православие. Всероссийский Вестник ИПХ. СПб., 1997; Его же. Катакомбная Церковь : Освященные Соборы 1994–1997 гг.//Русское Право­славие. Всероссийский Вестник ИПХ. СПб., 1998, 3 (12).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

914. См.: Забытые страницы русского имяславия. Сборник документов и публикаций по афонским событиям 1910—1913 гг. и движению имяславия в 1910—1918гг. М., 2001. С. 506. 915. Основные биографические сведения содержатся в архивном деле «О жизни и деятельности имябожника схимонаха Илариона», хранящемся в Государственном Архиве Ставропольского края (ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089). Дело состоит из различных документов, в том числе донесений епархиальных миссионеров, посещавших схимонаха Илариона в 1914—1916 годах, рапортов архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского Агафангела, епископа Александровского Михаила, игумений Сентинского монастыря Раисы, а также прошений самого схимонаха Илариона, адресованных церковным властям. Наиболее интересные документы из этого дела публикуются в приложении к настоящей книге. 916. ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 30. 917. Краткий очерк жизни старца Илариона и истории имяславия в России. Послесловие к кн.: Схимонах Иларион. На горах Кавказа. Изд. 4–е. СПб., 1998. С. 901—902. 918. Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков, 1845—1913) причислен Архиерейским Собором 2000 года к лику святых для общенародного почитания. 919. Ново–Афонский Симоно–Кананитский монастырь был основан афонскими монахами в 1875 году. 920. Беседы схиархимандрита Оптинского скита старца Варсонофия с духовными детьми. СПб., 1991. С. 58. То же в кн.: Варсонофий Оптинский, преподобный. Духовное наследие. Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1999. С. 280—281. 921. Иларион, схимонах. На горах Кавказа. Изд. второе. Баталпашинск, 1910. С. 7—10. Здесь и далее цитаты из книги «На горах Кавказа» приводятся по второму изданию. 922. Там же. С. 40—41. 923. Краткий очерк жизни старца Илариона. С. 902. Ср.: Ильинская А. Тайна старца Феодосия. М., 1997. С. 50—52. Монастырь просуществовал до 1929 года, когда был ликвидирован большевиками. 924. ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 30. 925. Согласно тому же свидетельству, Феопемпт закончил жизнь трагически: в годы гражданской войны на него напали разбойники (возможно, большевики) и распяли его, привязав правые руку и ногу по одной стороне тропинки, а левые — по другой. См.: Сергия (Клименко), монахиня. Минувшее развертывает свиток… М., 1998. С. 10.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

В Нижней Италии Роман с честью отстоял греческие владения. Бич Эгейского моря, наводящий ужас ренегат Лев Триполийский, был в 924 году так основательно разгромлен храбрым друнгарием Иоанном Радином в упорной морской битве при Лемносе, что морскую опасность можно было считать в основе устранённой. Но главным доказательством могучего подъёма являются восточные отношения, борьба на Востоке с охваченным глубоким беспорядком и распадающимся на свои составные части Багдадским халифатом. Выдающийся генерал армянин Иоанн Куркуас в течение двадцати лет упорных битв (920–942 гг.) продвинул границы от Галиса до Евфрата и Тигра. В 928 году эмир Малатии (Мелитины) Апохапс (Абу-Хафс) заключил с византийцами союз. Таким образом, этот волнорез стал для набегов неверных главным оплотом Византийской империи. Войска эмира сражались вместе с византийцами против своих единоверцев. »После одержанных побед они вместе с византийцами вступали с триумфом в столицу, ведя с собой взятых в плен агарян». Это был " чудесный и неожиданный знак погибели безбожных агарян«, – говорит полный высокого чувства хронист (Георгий Амартол ed. Muralt стр. 834). Преемники Апохапса поплатились за перемену образа мыслей покорением и разорением цветущей Мелитины и соседних с ней городов. На территории, столь долго принадлежавшей исламу, теперь повелевал римский куратор. Куркуас же »великий воин, везде воздвиг памятники побед, расширил римские границы и разрушил бесчисленные города сынов Агари». Событием огромной важности было связанное с этим возрождение восточных христиан, армян и иверов, стряхнувших с себя иго ислама. Уже во времена Василия Багратиды снова основали независимое армянское царство, и император послал «князю князей» Ашоту царскую корону и заключил с ним союз, после того как и халиф в 885 году провозгласил его торжественно царём. По смерти Ашота (889 г.) и его геройского сына Смбата (914 г.) арабы снова одержали перевес; в Армении царила анархия. Однако, достойный сын Смбата Ашот «Железный» (915–928 гг.) очистил с помощью иверских и абхазских царьков страну от арабов, и в союзе с греками достиг вершины могущества Багратидов. В 922 году халиф даровал ему почётный титул «шахан-шах», царь царей; это не пустой титул: этим в официальной торжественной форме признавался его сюзеренитет над христианскими вассальными князьями Васпуракана, Албании, Иверии и Абхазии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Литургия Василия Великого , а также и Иоанна Златоустог о состоит из 3 х частей: 1) проскомидии, 903 2) литургии оглашенных 904 и 3) литургии верных. 905 Литургия святого Иоанна Златоустого Диакон: Благослови владыко. Иерей: Благословенно царство, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь. Затем великая ектения (см. выше), по окончании которой в Господские двунадесятые праздники поются антифоны или, без них, поются или читаются изобразительные 906 . Антифон 907 1-й; или 1-й псалом изобразительных: Благослови душе моя Господа. Благословен еси 908 Господи. Благослови душе моя Господа, и вся внутренняя 909 моя имя святое Его. Благослови душе моя Господа, и не забывай всех воздаяний Его: очищающего вся беззакония твоя, 910 исцеляющего вся недуги твоя, 911 избавляющего от истления живот твой, 912 венчающего тя милостью 913 и щедротами. 914 Исполняющего во благих желание твое, обновится яко орля юность твоя. 915 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца прогневается, ниже в век враждует. 916 Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Благослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благословен еси Господи. Ектения малая, а по ектении вторые антифоны изобразительные. " Антифон 2-й, или 2-й псалом изобразительных: Слава Отцу, и Сыну и Святому Духу. Хвали душе моя Господа. Восхвалю Господа в животе моем, 917 пою Богу моему, дóндеже 918 есмь. Блажен ему же 919 Бог Иаковлев помощник его, упование его 920 на Господа Бога своего: Сотворшего небо и землю, море и вся яже 921 в них. Хранящего истину в век, 922 творящего суд обидимым, дающего пищу алчущим. Господь решит окованныя, 923 Господь умудряет слепцы, 924 Господь возводит низверженныя, 925 Господь любит праведники. Господь хранит пришельцы: сира 926 и вдову приимет, и путъ грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род. И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но чтобы он был низложен за свою приверженность к савеллианству 911 , в чем обвинял его Евсевий, это более чем вопрос 912 . Скорее можно думать, что для обеспечения утверждения соборного приговора императором он был обвинен в непочтительности к императрице матери 913 . Вызванные его смещением в Антиохии беспорядки, послужившие началом схизмы евстафиан, были поставлены перед императором ему в вину и еще более усугубили перед Константином его виновность 914 . Император утвердил смещение и сослал Евстафия в Траянополь Фракийский, где он и умер 915 . На место Евстафия собором сирийских епископов 916 совместно с евсевианами был избран с согласия народа присутствовавший на этом же соборе Евсевий Кесарийский 917 . Последний, по-видимому, также и сам был не прочь занять видное место антиохийского епископа, но боялся нарушить канон 15-ый Никейского собора, запрещавший переход епископов с одной кафедры на другую. Вследствие этого все дело было представлено на усмотрение императора 918 . Константин стал на каноническую точку зрения и, опасаясь волнений в кесарийской церкви 919 , отнесся несочувственно к такому переходу 920 . Тогда Евсевий, желая приобрести еще большее расположение у императора, сам отказался от кандидатуры, за что и удостоился милостивого письма императора 921 . После этого Константин написал особое послание к собору сирийских епископов, как истинных избирателей антиохийскиго епископа 922 . Рекомендуя со своей стероны в качестве кандидатов на антиохийскую кафедру – «жителя Кесарии каппадокийской пресвитера Евфрония и пресвитера аретузского Георгия», Константин ни в чем не желает стеснят собирателей и предоставляет сирийскому собору «чтобы в сем случае поступлено было согласно с преданием апостольским». Собор однако более внял императорскому желанию и епископом антиохийским избрал Евфрония 923 . После низложения Евстафия ариане взялись за Афанасия, видя в нем главную опору никеизма. С этого времени антиникейская коалиция превращается в антиафанасиевскую 924 . Уже перед никейским собором диакон Афанасий мешал Евсевию Никомидийскому в его стараниях в пользу Ария 925 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Однако, нуждаясь для защиты Рима и Церкви в поддержке Ламберта Сполетского, этот папа признал его законным императором, замалчивая факт имп. коронации Арнульфа Каринтийского. В окт. 898 г. Ламберт погиб на охоте. С кон. IX в. стали частыми набеги на И. кочевников-венгров: разбив войско Беренгара, они напали на Фриуль и обл. Венето, в 924 г.- на Ломбардию, разграбили Павию, Бергамо, Парму, Кортону и Аквилею. В 927 г. кочевники прошли через всю И. Лишь со 2-й пол. X в. (после поражения венгров на р. Лех в 955) набеги стали менее частыми. К внешней угрозе добавлялись непрекращающиеся междоусобицы. Маркграфы Тосканы и Ивреи, Римский папа Бенедикт IV (900-903) составили коалицию против Беренгара I и призвали Людовика, кор. Прованса и Н. Бургундии, к-рый как прямой наследник Каролингов по жен. линии претендовал на власть в И. и имп. корону (в февр. 901 состоялась имп. коронация). Однако в 902 г., не имея возможности противостоять мятежу маркграфа Ивреи, Людовик III заключил соглашение с Беренгаром I, по условиям к-рого он должен был покинуть И., сохранив титул императора. В 904 г., после нового поражения от венгров, Беренгар I заключил с ними договор, по к-рому обязывался выплачивать ежегодную дань. Недовольство участием в выплате дани правителей Тосканы и княжеств Центр. Италии, для которых набеги венгров не представляли непосредственной угрозы, спровоцировало бунт против Беренгара I. В И. был призван имп. Людовик III, который, прибыв в 905 г., захватил Верону, столицу наследных владений Беренгара I. Тот отвоевал город, пленил и ослепил Людовика III. Утратив титул короля И., Людовик сохранил титул короля Прованса и продолжал именовать себя императором (до 928). Беренгару I удалось достичь компромисса с итал. знатью и отразить вторжение войск маркгр. Гуго Арльского, приближенного кор. Прованса и имп. Людовика III Слепого. Вне сферы влияния Беренгара I оставалась Юж. Италия; он не принимал участия в ее освобождении от арабов (915), в течение 20 лет грабивших земли между Римом и Неаполем, но изгнанных усилиями папы Римского Иоанна X (914-928) и герц.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

См.: Шаханова В. М. Иконографический репертуар храмовой деревянной скульптуры Арзамасского уезда по описи середины XIX в. (опыт систематизации//Древнерусская скульптура: Проблемы и атрибуции. М., 1993. Вып. 2. С. 43. 914 Иикопаева Т. В. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977. Кат. 17–35. С. 50–58. Ил.; Бапдин В. И., Мануитна Т. Н. Троице-Сергиева лавра: Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV-XVII вв. М., 1996. Ил. 37–56. 921 Кочетков И. А. Указ. соч. С. 265. В данной реконструкции «Преполовение» ошибочно помещено на его «историческое» место, после «Сретения», а «Троица» – в конце ряда, после «Успения». 922 Николаева Т. В. Древнерусская живопись... С. 31, 35, 94, 95. Ил. 130, 131; Бал- мн В. I/Мануитна Т. Н. Указ. соч. С. 292. Ил. 221, 222. 923 См.: Смирнова Э. С., Лаурина В. К, Гордиенко 3. А. Живопись Великого Новгорода XV век. М.. 1982. Кат. 77. С. 340–342. Ил. С. 548–553. О «Рождестве Христовом» см. гакже: L " Immagine dello Spirito. Icone dalle Terre Russe: Collezione Ambroveneto. Milano, 1996.      Cat. 2; Смирнова Э. С. Русские иконы XIII-XVI вв. в собрании банка Амброзиано Пенею//ПКНО. 1996. М., 1998. С. 276,278. Ил. С. 274,275. О «Сретении», недавно обнаруженном Дж. Стюартом. См.: Sotheby " s: Icons, Russian Pictures and Works of Art. London, Thursday 16-th June 1994. London, 1994. Cat. 253. P. 74. II. p. 75. 924 Эта икона известна лишь по упоминанию Н. И. Репникова (Репников Н. Памятники иконографии упраздненного Гостинопольского монастыря//Изв. Комитета изучения древнерусской иконописи. Пг., 1921. Вып. 1. С. 19), достойному доверия, поскольку гос- тииопольские «праздники» легко опознаются по материальным признакам. 925 Согласно реконструкции А. Г. Мельника. См.: Мельник А. Г. Иконостасы второй половины XV-haчaлa XVI в. церкви Николы в Гостинополье//Сообщ. Ростовского музея. Ярославль, 1995. Вып. 8. С. 90–98. Рис. 2. С. 94. 926 Последовательность остальных сюжетов: «Благовещение», «Рождество Христово». «Сретение», «Богоявление», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим», «Омовение ног», «Распятие», «Воскресение».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Чаще всего ближний для него является всего лишь простым способом достичь желаемого удовольствия и, таким образом, низводится до уровня предмета. Он может также рассматривать ближнего как конкурента, как соперника в самоутверждении и поиске удовольствия, поэтому он направляет на него всю свою агрессивность. Именно себялюбие, по словам преподобного Максима, «через любовь к удовольствию заставляет нас обратить с одних на других силу нашего гнева, ставшую яростной» 913 . «Себялюбие, – продолжает преподобный Максим Исповедник , – сделало зверским кротчайшее естество и разделило сущностно единое человечество на многие и противоположные, а ничуть не хуже можно сказать, – разрушающие друг друга части» 914 . В этом также состоит разделение природы человека, упомянутое выше. По словам того же святого, «себялюбие людей... бросило одних против других... откуда и происходит разделение единой природы на множество частей» 915 . Где есть любовь Божия, там всё и во всем Христос ( Кол. 3:11 ) и нет ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного ( Кол. 3:11 ), нет мужеского пола, ни женского ( Гал. 3:28 ). Там же, где царствует себялюбие, видны лишь противостояния, разделения, соперничество, зависть, ревность, раздоры, вражда, ссоры, агрессия и подобные проявления, которые являются плодами этой страсти, – такие, как неуживчивость 916 , несправедливость 917 , эксплуатация одних другими 918 и даже убийства 919 и войны 920 . Таким образом, себялюбие предстает со всех сторон глубоко патогенным и расценивается святыми отцами по его природе и действиям как признак человека, ставшего безумным 921 (ибо само себялюбие безумно 922 ) и глубоко безрассудным 923 . Болезнетворное воздействие себялюбия вызвано тем, что эта страсть сама является болезнью 924 , которая заключается в извращении свойственного человеку стремления – добродетельной любви к себе 925 , неразрывно связанной с любовью к Богу и любовью к ближнему. Так, преподобный Максим Исповедник пишет: «Через себялюбие...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

19:8 См. примеч. к 5:1. 907 19:16 Друг. возм. пер.: не наживайся за счет крови. 908 19:23 Букв.: необрезанными. 909 19:27 Букв.: не стригите головы вашей вкруговую. В этом и следующем стихах говорится о различных обычаях выражения скорби об умерших, обычаях, практиковавшихся у язычников в их культе поклонения умершим. 910 19:35 Или: определяете объем. 911 а 19:36 Возможно, что речь идет о соответствии стандарту того времени. 912 б 19:36 Эфа – 22 л, гин – 4 л, здесь эфа указывает на все меры объема сыпучих тел, а гин — на меры объема жидких тел. 913 20:3 Букв.: Я обращу лицо Свое; то же в ст. 5 и 6 . 914 20:9 Букв.: и кровь его на нем; то же в ст. 11–13, 16, 27 . 915 а 20:20 Букв.: дядю своего. 916 б 20:20 Возможно, имеется в виду, что, если при таком сожительстве родятся дети, они не будут знать, кто были их отцы. Друг. возм. пер.: умрут разграбленными. 917 20:21 Букв.: возьмет ( в жены) жену брата. 918 20:23 М асоретский текст: народа; в некоторых евр. рукописях, в Самаритянском Пятикнижии и в древн. пер.: народов. 919 21:4 И ли: оказаться нечистым в положении ( уважаемого) главы семьи в народе своем. Вероятно, ему не следовало по народному обычаю справлять траур по кому–либо из умерших родственников по линии жены – он должен был сохранять достоинство священнического служения. 920 21:6 См. примеч. «а» к 1:9. 921 21:7 Букв.: изгнанной мужем. 922 21:8 Букв.: ты святи/ посвящай его; этот призыв обращен ко всей общине, это в ее интересах, и она должна заботиться о том, чтобы священник через недостойный брак не потерял право совершать служение. 923 а 21:10 Букв.: среди братьев своих. 924 б 21:10 См. 10:6. 925 21:22 Все приношения Господу подразделялись на два вида: «святыня великая» и просто «святыня». Великими святынями считались отдаваемые священнику части даров хлебных (2:3,10; 6:17), части таких жертв, как жертва за грех (6:29), жертва того, кто осознал свою вину (7:1), и хлебы, полагаемые пред Господом (24:9). А святыней назывались возносимые приношения, первые плоды, десятина и всё то, что полностью и безвозвратно отдавалось Господу (Числ 18:11–19 и 26–29). 926

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010