Введен, утра, 1 Канон, 2 тр. 6 п.; 2 Канон, 4 тр. 5 п. 896 Введен, утра, Кондак по 6 п., 1 Канон, 4 тр. 5 п., 1 и 2 тр. 7 п. 897 Тропарь Введению, Велик, вечерня, 4 стихира на Литии, Мал. вечерня, 3 стихира на Господи воззвах. 898 Введен, утра, 1 Канон, 4 тр. 6 п. 899 Введен. Мал. вечерня, 2 стихира на Господи воззвах; утра, 2 Канон, 4 тр. 3 п., 5 тр. 3 п., 5 тр. 6 п. 900 Введен. Мал. вечерня, 4 стихира на Господи воззвах. 901 Введен. Мал. вечерня, 3 стиховная стихира, Велик, вечерня, 7 стихира на Господи воззвах. 902 Введен, утра, 1 Канон, 3 тр. 5 п. 903 Введение Мал. вечерня, 4 стиховн. стихира; утра, 2 Канон, 8 тр. 3 п. 904 Введен. Велик, вечерня, 7 стихира на Господи воззвах. 905 Введен, утра, 1 Канон, 2 тр. 4 п. 906 Введен, утра, 1 Канон, 3 тр. 6 п.; 2 Канон, 4 тр. 4 п., 3 и 5 тр. 7 п. 907 Введен, утра, 3 хвалитная стихира. 908 Введен, утра, 2 Канон, 6 тр. 3 п., 7 тр. 4 п. 909 Введен. Вел. вечерня, 3 стихира на Господи воззвах. 910 Введен. Вел. вечерня, 3 стихира на Господи воззвах; утра, 1 Канон, 3 тр. 1 п., 1, 2 и 6 тр. 9 п. 911 Св. Епифаний Кипр., св. Дамаскин: " Книга 4 о вере " , гл. 15. 912 Св. муч. Ипполит; Никифор Каллист.: " Книга 2 " , гл. 3. 913 Св. Епифаний Кипр., святой Каллист: " Слово на Рожд. Пресв. Богородицы " ; Маргарит. 914 Трифолог, сентября 9-го и 9-го декабря. 915 Св. Евод, Епископ Антиохийский. 916 Напр. у св. Тарасия, Архиеп. Констант.: " Слово на Введение Пресвятыя Богородицы " . 917 Архиеп. Болг. Феофилакт: " Слово на Введение " . 918 Св. Тарасий, Архиеп. Констант.: " Слово на Введение " . 919 Св. Георгий, Архиеп. Никомид.: " Слово на Введение Пресв. Богородицы " , в передаче Симеона Метафраста. 920 Поел. 44, 11-12. 921 Блаж. Феофилакт: " Слово на Введение " . 922 Св. Тарасий, Архиеп. Конст.: " Слово на Введение Пресв. Богородицы " . 923 Св. Герман, Патр. Конст. 924 Блаж. Иероним. 925 Св. Герман, Патр. Конст. 926 Св. Герман, Патр. Конст. 927 Св. Кирилл Алекс., св. Григорий Нисский. 928 Блажен. Феофилакт, Архиепископ Болгарский. 929 Блажен. Иероним. 930

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Исаак Сирин, Слово 32 — Σπετσιρη, σ. 140. В русском переводе — Слово 16; в английском — Слово 23. Сам преп. Исаак подает эту фразу как цитату из Григория Богослова, но у последнего она не обнаруживается. 913 Эту фразу Исаак Сирин также подает как цитату из Григория Богослова. 914 Там же. 915 Он же, Слово 72 — Σπετσιρη, σ. 281. 916 Ср.: На Шестоднев 2, 8 — PG 29, 52В. 917 См.: тропарь Преображения: «Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный». 918 Григорий Нисский, Надгробное слово Василию Великому — PG 46, 809С. 919 Андрей Критский. Слово на Преображение — PG 97, 933 С. 920 Ин. 1:14. 921 Иоанн Златоуст, Беседа 12 на Евангелие от Иоанна, 1 — PG 59, 81. 922 Григорий Богослов, Письмо 101 к Клидонию — PG 37, 181А. 923 Ср.: Григорий Нисский, Толкование на заповеди блаженства, 6 — PG 44, 1269А. 924 Ср.: Зах. 12:10 (этого места нет в Септуагинте, его можно найти только в переводе Феодотиона); Ин. 19:37. 925 Григорий Богослов, Письмо 101 к Клидонию — PG 37, 181А; Ср. также: Слово 40, 25 — PG 36, 424С. 926 Ин 20:26–29; Ср.: Мк. 16:14; Лк. 24:39. 927 Зах. 12:10. 928 Григорий Богослов, Письмо 101 к Клидонию — PG 37, 181 А. 929 Ис. 26:10. 930 Ин. 1:14. 931 Иоанн Златоуст, Беседа 12 на Евангелие от Иоанна, 1 — PG 59, 81. 932 Мф. 9: 33; Лк. 11:14. 933 Иоанн Златоуст, Беседа 12 на Евангелие от Иоанна, 2 — PG 59, 83В–84А. 934 Ин. 1:14. 935 Иоанн Златоуст, Беседа 12 на Евангелие от Иоанна, 3 — PG 59, 84B–D. 936 Там же, 84D–85A. 937 Рим. 8:18. 938 Ин. 17:24. 939 Ис. 26:10. 940 Мф. 26:24. 941 Иоанн Златоуст, Беседа 12 на Евангелие от Иоанна, 3 — PG 59, 85С. 942 Там же, 85D–86A. 943 Ин. 1:14. 944 Варух 3:38. 945 Ин. 1:14. 946 Вариант: от [солнечного] диска. 947 См.: Василий Великий. Беседа на Рождество Христово — PG 31, 1473D. 948 Ис. 6:2. 949 Деян. 10: 45; Рим. 5: 15; Еф. 3: 7 etc. 950 Гал. 5: 22. 951 Мф. 12:33; Лк. 6:44. 952 См.: Мф. 12:31. 953 Мф. 12:33; Ср.: Лк. 6:43. 954 Ин. 8:42. 955 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 32 — PG 75, 553C–556A. 956

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Но если о св. иконах и св. кресте о. Иоанн говорил то же самое, что и об именах Божиих, говорил, что они суть как бы Бог для нас, ибо они заменяют для нас Бога, то он вовсе не говорил, что и сами по себе священные символы крест, иконы и имена Божии суть Бог. Нет, он прямо учил, что крест, и иконы, и имена Божии суть только символы Бога и, следовательно, не Сам Бог. «Образ – образ и есть» пишет он 914 , а не первообраз 915 . «Крест для христианина самый дорогой – высочайший для него символ страдания и смерти Господа, знамение бесконечной Божией любви к нам» 916 . «В церкви везде символы любви – кресты, крестные знамения» 917 ... Слово человеческое только «несколъко подобно» ипостасному Слову Божию, являющему нам Отца 918 . Уча, что, поклоняясь имени Божию, св. кресту и иконам, мы должны представлять в них Самого Бога, но в то же время признавая, что и крест, и иконы, и имя Божие суть только символы Бога, о. Иоанн в сущности лишь разъяснял неудобопонятное для простого народа учение VII вселенского собора о том, что всем изображениям Бога приличествует поклонение относительное, а не боголепное, что все св. символы мы должны почитать не сами по себе, а лишь в отношении к Богу, вознося наше поклонение через них к Богу. «Пусть будет имя Господа тебе вместо Самого Господа», «имя Господа есть Сам Господь» – выражения эти в устах о. Иоанна означали то же самое, что и слова патриарха Тарасия на VII вселенском соборе: «Самое поклонение наше относится к одному Богу» 919 . Точно также, если о. Иоанн учил, что «взирать на Божию Матерь – все равно, что взирать на Самого Господа и что «призывать ее – все равно, что призывать Самого Господа» 920 , то это вовсе не значит, что о. Иоанн учил воздавать Божией Матери такое же служение, как и Самому Господу, а значит лишь то, что он, как и VII вселенский собор, сопоставляя поклонение, воздаваемое одушевленным образам Бога с поклонением, воздаваемым образам неодушевленным, т. е. именам, иконам и кресту, учил и те и другие образы почитать не сами по себе, а в отношении к Первообразу, к Самому Богу. О. Иоанн учит почитать Матерь Божию, «как чистейший образ и чистейшее подобие Божие» 921 , а о почитании святых пишет: «призывая святых, не должно представлять их отдельно от Господа: они одно – один дух с Господом, облечены в Господа» 922 , «в угодниках Божиих мы чтим образы и подобие Божие» 923 . «Вот кому и чему поклоняемся, – поклоняемся в них (святых) Самому Богу, в них всельшемуся и в них действующему и совершающему через них благотворные чудеса исцелений» 924 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Скабалланович М. Н. Христианские праздники. Кн. 1. С. III. 879 Киприан (Керн), архимандрит. Литургика… С. 9. 880 Лозинский Р., протоиерей. Русская литургическая письменность… С. 35, 24. 881 Там же. С. 24. 882 См.: Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество… 883 См.: Флоровский Г., протоиерей. Пути русского богословия. 884 См.: Вениамин (Милов), епископ. Чтения по литургическому богословию. 885 См.: Лозинский Р., протоиерей. Русская литургическая письменность… 886 Киприан (Керн), архимандрит. Литургика… С. 11. 887 Там же. С. 21. 889 Иларион, митрополит. Исповедание веры//Памятники духовной литературы времен великого князя Ярослава I. С. 84. 890 Иларион, митрополит. Исповедание веры//Памятники духовной литературы времен великого князя Ярослава I. С. 85. 891 Там же. С. 85–86. 892 Там же. С. 86. 893 Он же. Слово о Законе, данном чрез Моисея, и о Благодати и истине, происшедшей чрез Иисуса Христа…//Прибавление к творениям святых отцов в русском переводе. Ч. 2. С. 256–292. 894 Там же. Ч. 2. С. 258. 895 Там же. С. 264. 896 Там же. С. 264–265. 897 Кирилл Туровский, епископ, святой. Творения. С. 264. 898 Там же. С. 256. 899 Там же. С. 244. 900 Там же. С. 144, 146. 901 Там же. С. 194. 902 Там же. С. 206. 903 Там же. С. 144. 904 Там же. С. 154, 156. 905 Там же. С. 192. 906 Там же. С. 210. 907 Там же. С. 236, 238. 908 Там же. С. 198. 909 Там же. С. 128, 130. 910 Там же. С. 122. 911 Там же. С. 250. 912 Там же. С. 262, 264. 913 Там же. 914 Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Т. 2. С. 67. 915 Минея. Месяц иулий, 24. Утреня. Канон 1. Песнь 7, тропарь 3. 916 Там же. Канон 1. Песнь 4, Богородичен. 917 Там же. Канон 2. Песнь 4, Богородичен. 918 Там же. Канон 1. Песнь 1, Богородичен. 919 Там же. Канон 2. Песнь 1, Богородичен. 920 Там же. Канон 2. Песнь 8, Богородичен. 921 Там же. Канон 1. Песнь 3, тропарь 1. 922 Там же. Малая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 3. 923 Минея. Месяц иулий, 15. Великая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 2. 924 Там же. Утреня. Канон 1. Песнь 7, тропарь 2. 925

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Скачать epub pdf Ноябрь 17 Гоброн, мученик и с ним 133 воинов грузинских Мученик Гоброн, во святом крещении Михаил, и с ним 133 воина – грузинские мученики Х века. Мученик Михаил, происходивший из знатного княжеского рода, с юных лет отличался храбростью и неустрашимостью, за что и был прозван Гоброном (что значит на арабском языке «мужественный, храбрый»). В 914 году арабский военачальник Абдул-Касим, опустошив Армению, захватил Тбилиси и осадил крепость Квели, защищаемую святым Гоброном и его воинами. После 28-дневной осады, вероломно нарушив заключенное перемирие, арабы ворвались в крепость и пленили ее стойких защитников во главе с Гоброном. Грузинский царь Адарнасе II (881–923) выкупил многих пленных, но на выкуп святого Гоброна арабы не согласились. Эмир предложил ему принять ислам , обещая свободу и богатство, но получил решительный отказ. Тогда на глазах у святого Гоброна были истреблены 133 его воина, также отказавшиеся отступить от веры во Христа. Святой Гоброн, омочив в крови мучеников палец, изобразил на своем лбу крест и, возблагодарив Господа за ниспосылаемый мученический венец, кротко и незлобиво принял смерть через усекновение главы 17 ноября 914 года. Автор «Мученичества Михаила (Гоброна)» (914–918), Тбетский епископ Стефан, повествует, что тело святого Гоброна и тела 133-х его воинов были зарыты в общую яму. «Чудный свет почти каждую ночь освещал могилу святых мучеников, множество больных, приходивших на могилу святых, получали здравие». Грузинская Церковь причислила мученика Гоброна и его воинов к лику святых и установила их память в день мученичества – 17/30 ноября. Никон, Игумен Радонежский, преподобный «Повеждь ми ныне вся великая, яже сотвори Елисей» ( 4Цар. 8, 4 ). Так говорил царь израильский отроку – слуге пророка Елисея, человека Божия. Елисей был ученик и служитель великого пророка Илии; но поскольку почил на нем дух Илиин, то и его дела сделались велики, жизнь его достопамятна. Подобно сему и преподобный Никон был ученик великого аввы Сергия. И поскольку он был совершенный ученик совершенного учителя, то почил на нем дух наставника его. И Никоново имя еще во время земной жизни его, как изъяснился первый жизнеописатель, «яко освящение некое обносимо было».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Ср. понимание Бож. сущности Лиц св. Троицы у Каппадокийцев. См. Проф. А. Спасский, цит. соч., стр. 503–504 и 519–520. 911 De Trinit. D. VII, VI, 11; Migne, t. 42, col. 943–5; VIII, n. 1. Proem.; col. 946–947. Cnfr. VIII, VI, 11; col. 945: «non enim major essentia est Pater et Filius et Spiritus Sanctus simul, quam solus Pater aut solus Filius; sed tres simul illae substantiae sive personae... aequales sunt singulis». «Nec plus aliquid sint duae, quam una». – De Trinitate Dei VI, 10, 12. Migne, t. 42, col. 932 etc. 914 См. хотя бы только противоарианские сочинения блаж. Августина. Migne, t. 42, col. 683–814 и др. 916 В IV-oм веке обычной или наиболее распространенной формулою тринитарного догмата, получившего свою окончательную формулировку в это время, была такая: «в Боге одно существо в трех Ипостасях». См. Прот. Н. Малиновский. Правосл. Догматич. Богословие. Харьков. 1895. Ч. 1-ая, стр. 305. 917 De Trinit. D. V, IV, 5; V, V, 6; Migne, t. 42, col. 913–914. cfr. col. 912–917. Böhringer, op. cit., II, S. 279. Seeberg, op. cit., II; S. s. 145–146. Harnack, op. cit., Bd III, S. 108. Anmerk. 4. 918 Quamvis diversum sit Patrem esse et Filium esse, non est tamen diversa substantia; quia hoc non secundum substantiam dicuntur, sed secundum relativum; quod tamen relativum non est accidens, quia non est mutable. De Trin. D. V, V, 6; Migne, t.42, col. 914. DeTrin. V, III, 4. M., col. 913; cfr. Ibid. col. 943–945. 919 Si enim tres personae, commune est eis, quod persona est... Nam persona generale nomen est. De Trinit. D. VII, IV, 7. Migne, t. 42, col. 940. Cnfr. ibid. n. 8, col. 940–941. VII, VI, 11; col. 943 etc. Dorner, op. cit., S. 7. 920 Dorner, op. cit., S. 7. – В патристической литературе нередко можно читать, что определяющим личность элементом, коренным ее признаком служит самоподвижность ее, т. е., способность ее к самоопределению, свободная воля, самостоятельно управляющая своими свободными действиями или своею деятельностью, отсюда также и эта последняя. Личность, по святоотеческому разуму, «не есть простая индивидуальность, а разумно волящее, самосознающее и свободное начало.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Кулаковский Ю. А. Аланы по сведениям классических и византийских писателей. Киев, 1899. С. I–III, 1–73 (отдельный оттиск из «Чтений в историческом обществе Нестора-летописца» за 1899 г. Кн. 13). Хорошим дополнением к работе Ю. А. Кулаковского является книга В. А. Кузнецова «Аланские племена Северного Кавказа» (М., 1962) (Материалы и исследования по археологии СССР. 106). В книге классифицированы и проанализированы относящиеся к аланам археологические памятники. Сочетание письменных известий, собранных Ю. А. Кулаковским, и археологических, собранных В. А. Кузнецовым, дает достаточно полное представление об этом народе. Здесь же литература по изучению алан. См.: Кулаковский Ю. А. Христианство у алан//Византийский временник. 1898. Т. 5. Вып. 1–2. С. 1–8. См.: Кулаковский Ю. А. Аланы по сведениям классических и византийских писателей. Киев, 1899. С. 51. Полагают, что Аланская автокефальная архиепископия основана между 6 августа 906 г. и февралем 907 г. Именно этим временем датируют письма патриарха Николая I Мистика Петру, архиепископу Аланскому. См.: Nicolaus I patriatcha Constantinopolitanus. Epistolae/Ed. R. J. H. Jennius et L. G. Westering. Waschington, 1973 (Corpus fontium historiae byzantinae. V. 6). P. 432–435, 280–283, 406–409, 436–437. Русский перевод см. в «Прибавлениях к творениям св. отцов в русском переводе» (М., 1861. Ч. 20. С. 252–253). Не исключена и датировка этих писем 914–916 гг. См. также: Les regestes des Actes du Patriarchat de Constantinopole. V. 1: Les Actes des Patriarches. Fasc. 2–3: Les regestes de 715 a 1204/Par V. Grumel. Paris, 1989. 655, 656, 657, 659. P. 216–217. Предположение о дате основания Аланской архиепископии временем второго патриаршества патриарха Николая I Мистика (15.V.912–15.V.925) основано на сопоставлении списка членов синода, утвержденного в 901–904 гг. (Les regestes... 598, 598a. P. 176–177), в котором Аланская митрополия отсутствует и на письмах 914–916 гг. Ж. Даррузес, приводя раннюю дату писем, которая принята В. Грумелем, в своих рассуждениях об основании митрополии исходит из более поздней (914–916 гг.) даты. С этого времени Аланская епархия называется в каждом списке. См.: Darrouzus J. Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Notitia 11. ? 63; Notitia 12. ? 61; Notitia 13. Recensio A. ? 771. Recensio M. ? 821; Notitia 15. ? 61; Notitia 16. ? 61; Notitia 17. 72; Notitia 18. 72; Notitia 19. 79; Notitia 20. 51. В. А. Кузнецов полагает, что архиепископская кафедра у алан была создана в первое патриаршество Николая I Мистика. См.: Кузнецов В. А. Зодчество феодальной Алании. Орджоникидзе, 1977. С. 12.

http://sedmitza.ru/lib/text/435723/

Новые чудотворения у гроба угодника Божия побудили жителей Малопинежья в 1655 году установить празднование памяти преподобного Сергия в 16/29 день месяца ноября и написать «образ подобия его». Честные мощи преподобного Сергия почивали под спудом в деревянной часовне. Ноябрь 17 Гоброн, мученик и с ним 133 воинов грузинских Мученик Гоброн, во святом крещении Михаил, и с ним 133 воина — грузинские мученики Х века. Мученик Михаил, происходивший из знатного княжеского рода, с юных лет отличался храбростью и неустрашимостью, за что и был прозван Гоброном (что значит на арабском языке «мужественный, храбрый»). В 914 году арабский военачальник Абдул-Касим, опустошив Армению, захватил Тбилиси и осадил крепость Квели, защищаемую святым Гоброном и его воинами. После 28–дневной осады, вероломно нарушив заключенное перемирие, арабы ворвались в крепость и пленили ее стойких защитников во главе с Гоброном. Грузинский царь Адарнасе II (881–923) выкупил многих пленных, но на выкуп святого Гоброна арабы не согласились. Эмир предложил ему принять ислам, обещая свободу и богатство, но получил решительный отказ. Тогда на глазах у святого Гоброна были истреблены 133 его воина, также отказавшиеся отступить от веры во Христа. Святой Гоброн, омочив в крови мучеников палец, изобразил на своем лбу крест и, возблагодарив Господа за ниспосылаемый мученический венец, кротко и незлобиво принял смерть через усекновение главы 17 ноября 914 года. Автор «Мученичества Михаила (Гоброна)» (914–918), Тбетский епископ Стефан, повествует, что тело святого Гоброна и тела 133–х его воинов были зарыты в общую яму. «Чудный свет почти каждую ночь освещал могилу святых мучеников, множество больных, приходивших на могилу святых, получали здравие». Грузинская Церковь причислила мученика Гоброна и его воинов к лику святых и установила их память в день мученичества — 17/30 ноября. Никон, Игумен Радонежский, преподобный «Повеждь ми ныне вся великая, яже сотвори Елисей» (4 Цар. 8, 4). Так говорил царь израильский отроку — слуге пророка Елисея, человека Божия. Елисей был ученик и служитель великого пророка Илии; но поелику почил на нем дух Илиин, то и его дела сделались велики, жизнь его достопамятна. Подобно сему и преподобный Никон был ученик великого аввы Сергия. И поскольку он был совершенный ученик совершенного учителя, то почил на нем дух наставника его. И Никоново имя еще во время земной жизни его, как изъяснился первый жизнеописатель, «яко освящение некое обносимо было».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

2000). Попытка аббата Льва (899-914) восстановить М.-К. оказалась безуспешной. Сразу после его кончины капуанские князья Ландульф I и Атенульф II назначили аббатом своего родственника Иоанна (914-934), к-рый перенес мон-рь в Капую. Самое раннее упоминание об этом содержится в документе, датированном 2 нояб. 914 г. (Chronicon Vulturnense. 1925. Vol. 2. P. 32-35). Аббат Иоанн пользовался благоволением князей, предоставивших монахам новые привилегии (среди них - грамота от 25 апр. 928 с подробным описанием границ основной части монастырских владений в окрестностях М.-К.; см.: Pistilli. 2006. P. 81-83). В Капуе были возведены церковь и др. здания; обитель получила ценные подарки - серебряные богослужебные сосуды, книги и облачения. По указанию аббата была восстановлена ц. св. Бенедикта в М.-К., но вопрос о возвращении туда монахов не поднимался (Chronica monasterii Casinensis. I 53-54). Весной 915 г. аббат Иоанн отправился в К-поль, чтобы договориться с византийцами о совместных действиях против итал. сарацин. В том же году коалиция правителей, собранная папой Римским Иоанном X , нанесла мусульманам решающее поражение в битве при Гарильяно. Этим воспользовались монахи Сан-Винченцо, укрывшиеся от сарацин в Капуе; примерно в то же время они вернулись в свою прежнюю обитель. Однако монахи М.-К., подпавшие под влияние капуанских князей, остались в городе. Возвращение монашеской общине определенной самостоятельности стало возможным благодаря деятельности св. Одона,= , аббата мон-ря Клюни , к-рого рим. правитель Альберик назначил архимандритом монастырей Рима (936). Вероятно, в янв. 943 г. общину М.-К. возглавил француз Балдуин, ученик св. Одона, который также руководил реформированными мон-рями Сан-Паоло-фуори-ле-Мура и Санта-Мария-суль-Авентино в Риме. По его просьбе итал. короли Гуго и Лотарь II приняли мон-рь под защиту, подтвердили его имущественные права и привилегии (15 мая 943 - I diplomi di Ugo e di Lotario, di Berengario II e di Adalberto/Ed. L. Schiaparelli. R., 1924.

http://pravenc.ru/text/2564138.html

В 914 г. императрица Зоя захватила регентство в свои руки, удалив Патриарха от двора. Под председательством Святителя в 920 г. состоялся собор, который еще раз запретил вступление в четвертый брак. Помимо этого Святитель активно занимался устроением миссии у аланов и хазар, состоял в переписке с армянским князем Ашотом, пытаясь вернуть армян в лоно Православной Церкви, налаживал отношения с Римской Церковью. Святитель умер 15 мая 925 г. и был погребен, согласно собственному завещанию, в монастыре Галакрены. Литературное наследие святителя Николая составляют 163 послания разным лицам и “беседа на взятие Фессалоники, произнесенная с амвона Великой церкви” в 904 г. Среди этих писем три (1, 2 и 102 2 ) адресованы мусульманскому правителю. Эти письма, как гласит надписание первого из них, были направлены “эмиру Крита”, но это явная грубая ошибка копииста, фактически письма адресованы не критскому эмиру, но главе правоверных, халифу в Багдад 3 . Для первого и 102 письма это убедительно доказал Р. Дженкинс, который справедливо заметил, что критский эмир явно не мог быть назван “величайшим из сарацинских владык” и правителем “всего народа сарацинского”. К тому же и внутренняя логика, и сам тон письма, и исторический контекст — все говорит в пользу халифа как адресата 4 . Те же доводы привел и Н. Глебов, распространив их и на второе письмо 5 . На наш взгляд, надписание первого письма можно реконструировать следующим образом: Тщ peridTxJ mБj Kr»thj f…lJ, то есть ‘Преславному и знаменитейшему эмиру и возлюбленному другу, послание о Крите’. Это объясняет, как могла возникнуть такая ошибка у одного из переписчиков. Адресатом святителя Николая был халиф ал-Муктадир (908–932), которому тогда было немногим более двадцати лет. Каждое из трех писем, направленных Святителем молодому халифу, преследует особую цель, и для каждого из них нужно вкратце восстановить исторический контекст возникновения. Первое письмо было написано Святителем, когда он еще был регентом при Константине Багрянородном, но уже после смерти Дамиана, о которой он упоминает — следовательно, в конце 913—начале 914 года.

http://pravmir.ru/svyatitel-nikolay-mist...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010