1) с известными часами дня, или 2) с днями седмицы, или, наконец, 3) с днями года. I. О суточном богослужении Перечень ежедневных церковных служб, их видоизменения и время их начала Всех служб церковных – девять: 9-й час, вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1-й час, 3-й час, 6-й час и литургия (в те дни, когда по какой-либо нужде не бывает литургии, после 6-го часа совершается «Последование изобразительных»). 72 Так как в состав суточных служб входят службы кругов седмичного и годового, то вышепоименованные службы не всегда одинаково совершаются в разные дни седмицы и в разные дни года, но применительно к священным воспоминаниям кругов седмичного и годового они видоизменяются. Вследствие этого каждая служба, как это будет показано ниже, имеет свои виды, и соединение служб между собою не всегда бывает одинаково. Круг суточных церковных служб начинается с вечера, и этот вечер, а равно и следующая за ним ночь относятся к последующему, а не предыдущему дню; потому что при сотворении мира вечер предшествовал дню ( Быт.1:5 ). Так ветхозаветная Церковь располагала своё богослужение; следуя сему указанию и новозаветная Церковь начинает ряд ежедневных служб с вечера. Богослужение вечернее В состав этого богослужения входят: девятый час, вечерня и повечерие. Девятый час. По нашему счислению девятый час соответствует 4-му, 5-му и 6-му часам дня. 73 В этот час Господ Иисус Христос , вися на древе и возгласив, предал дух Свой Богу ( Мф.27:46–50 ). В воспоминание великих предсмертных страданий и смерти Спасителя и установлена служба 9-го часа. Заповедь совершать молитву в 9-й час, в воспоминание уничижения Господня, со всею ясностью изложена в постановлениях апостольских. Св. Василий Великий приписывает службе апостольское установление (сн. Деян.3:1 ). Псалмы этой службы избраны св. Пахомием Великим , а тропари и молитва , ныне читаемые на девятом часе, принадлежат св. Василию Великому . Девятый час обыкновенно поётся пред вечернею 74 ; в навечерия Рождества Христова и Богоявления 9-й час совершается вместе со всеми прочими часами (царские часы); в Сырные среду и пяток (см. 544 стр. печатного оригинала) и в Великом посту совершаются вместе 3-й и 6-й, а затем следует 9-й час, после которого поются изобразительные и вечерня (см. 544 стр. печатного оригинала); такой же порядок совершения 9-го часа (но только отдельно от вечерни, которая «бывает в своё время») в среду и пяток Сырные, если в эти дни случится предпразднство Сретения (Уст. 1 февр.). (См. 767–768 стр. печатного оригинала).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

б) Богослужение накануне понедельника 3, 4, 5 и 6 седмиц по Пасхе (вечерня), в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток 2 и 3 седмиц, в понедельник, вторник, четверток и пяток 4 и 5 седмиц, в понедельник и вторник 6 седмицы Глава 21. О богослужении седмичных дней при одном неполиелейном святом Глава 22. О богослужении седмичных дней при двух святых Глава 23. О богослужении седмичных дней при полиелейном святом Глава 24. О богослужении седмичных дней при двух святых, из которых один – поемый на 6, а другой великий с полиелеем Вечернее богослужение начинается 9 часом. Вечернее богослужение начинается 9 часом, после которого поется малая вечерня. Начало его такое: Начало 9 часа такое же, какое показано параллельно сему. Благословен Бог... Аминь. Начало малой вечерни такое: Благословен Бог... Аминь. Христос воскресе... 3. Христос воскресе... 3. Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Яко твое есть царство... Аминь. Господи, помилуй 12. Слава, и ныне. Приидите поклонимся... 3. Приидите поклонимся... 3 (впрочем, это обыкновенно опускается). Псалмы и т. д. (Тип., л. 359 на обор.). Пс.: Благослови, душе моя, Господа... и т.д. На 9 часе – тропари и кондаки по тем указаниям, какие мы делаем ниже, за исключением понедельника, накануне которого они произносятся по уставу воскресного дня. После 9 часа отправляется вседневная вечерня. Великая вечерня После 9 часа повечеру отдельно от утрени отправляется великая вечерня. Всенощное бдение После малой вечерни, отдельно от нее, отправляется всенощное бдение, состоящее, по обычаю, из соединения великой вечерни с утренею. Начало ее такое: Начало ее такое же, какое показано параллельно сему. Начало всенощного бдения такое же, какое показано накануне недели Антипасхи. Благословен Бог... Аминь. Христос воскресе... 3. Приидите поклонимся... 3. (Это обыкновенно опускают). Пс.: Благослови, душе моя, Господа… и т.д. Обычная кафизма, за исключением вечерни на кануне понедельника и вообще дней, пред которыми было всенощное бдение (см. послед. в среду Преполовения вечера, Тип., л. 368 на об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Малая вечерня описана в главе 1 Типикона. Описание начинается словами: «Прежде солнечного захождения дне субботнего клеплет параекклесиарх в малый кампан». То есть малая вечерня совершается в то же время, когда в обычные дни должна совершаться обычная будничная, или вседневная, вечерня. Согласно ныне действующему………….. устава, малая вечерня предваряется чтением 9 часа — точно так же, как и вседневная вечерня. Напомню, что литургически служба 9–го часа относится еще к уходящему дню, поэтому на ней читаются тропарь и кондак уходящего дня. Значит, если мы говорим о воскресной малой вечерне, то на 9 часе, ее предваряющем, должно прочитать тропарь и кондак уходящего субботнего дня. Далее — сама малая вечерня. Начинается она так же, как вседневная вечерня, по 9 часе. Поэтому ни в какие подробности я вдаваться не буду, предполагая сие уже известным вам. По существу малая вечерня есть просто сокращение вседневной вечери. Наша с вами ближайшая задача состоит в том, чтобы рассмотреть, чем же, собственно, состоит «малость» малой вечерни по сравнению с вечерней вседневной, чего малой вечерне недостает по сравнению с вечерней вседневной. На малой вечерне отсутствуют: — светильничные молитвы священника — великая, малая и просительная ектении — кафизма —? - 2 стихиры на «Господи, воззвах» (на вседневной вечерне стихир 6) — прокимен дне (на воскресной малой вечерне поется тот же прокимен, что и на великой вечерне, но одним стихом). Для удобства я буду рассказывать вам воскресную службу в самом простом ее виде, т. е. в соединении со служением одному малому святому. Когда все это будет изложено, я расскажу об особенностях совершения воскресной службы шестеричным, славословным, полиелейным и бденным святым. Чинопоследование малой вечерни Читается 9 час, затем следует возглас священника, чтение Псалма 103. Далее две ектении, «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», и сразу читаются воззвашные Псалмы (светильничных молитв священник не читает). На «Господи, воззвах», как я уже сказал, 4 стихиры воскресные (вместо 6) из Октоиха; первая — дважды. (В Октоихе всего три стихиры, а нужно петь на 4, поэтому первая поется дважды). «Слава, и ныне» Октоиха. Здесь поется так называемый малый догматик. Мы привыкои к тому, что догматиками называются 8 особых Богодичнов, написанных прп. Иоанном Дамаскиным. Они поются перед входом вечерни. Малые воскресные вечерни имеют свои догматики, по происхождению гораздо более поздние, чем великие Дамаскиновы догматики. Тем не менее полезно знать, что догматиков не 8, а 16 — в каждом гласе есть великий догматик и малый, поемый на малой вечерне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Как обыкновенно разделяются церковные службы? Церковные службы разделяются на повседневные и повременные ; так как одни из них совершаются каждодневно, каковы например; вечерня, утреня и литургия; другие же совершаются по известным временам, вследствие духовных потребностей того и другого из верующих, каковы напр.: крещение, венчание, погребение умерших, водоосвящение, молебны. Эти вторые из церковных служб называются требами . Сколько служб повседневных, и какие они? Девять следующих: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы: первый, третий, шестой и девятый и литургия или обедня . В какое время совершаются сии церковные службы? В древности они совершались отдельно одна от другой в часы, назначенные церковью; но впоследствии, по снисхождению к немощам и нуждам христиан, церковь положила совершать их в три времени дня: вечером, утром и около полудня. Какие службы совершаются вечером? Час девятый, вечерня и повечерие. Для чего совершается девятый час, и какая главная песнь (тропарь) сего часа? На девятом часе, по нашему счету, на третьем по полудни 5 верующие вспоминают, совершившуюся в этом часу дня, смерть Господа Иисуса Христа, которой Он примирил нас с правосудием Божиим и призвал все народы в Свое благодатное царство. Поэтому на 9-м часе полагается следующий тропарь (т. е. главная песнь часа): Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый (т. е. умерший) , умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас. Для чего совершается вечерня, и не соединяется ли с ней каких священных воспоминаний? На вечерне верующие благодарят Бога за Его благодеяния, какими они пользовались в течение дня, и просят у Него себе милостей и на наступающую ночь. Вместе с этим вспоминают сотворение мира и человека, жизнь первых людей в раю, грехопадение их там и ожидание обещанного Спасителя. Для чего совершается повечерие? Повечерием верующие приготовляются ко сну. Какие службы совершаются утром? Полунощница, утреня и первый час. Для чего совершается полунощница, и какая главная песнь сей службы?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Аминь (греч. от евр. истина) — слово, в еврейском языке означающее подтверждение и согласие. Вошло в христианское богослужение без перевода. Обычно — завершающая формула в молитвах и псалмах, призванная подтверждать истинность произнесенных слов. Антидор (греч. «вместо дара») — части просфоры, оставшиеся после вырезания агнца. Раздаются после Литургии непричащавшимся мирянам, чтобы не оставить их без евхаристического участия в богослужении. Артос (греч. «хлеб») — квасной (дрожжевой) хлеб, освящаемый в день Пасхи. Артос раздается мирянам в субботу пасхальной недели. Символически изображает ягненка, который закалывался иудеями в пасхальную ночь. Благодарственные молитвы — пять молитв, читаемых верующими после причащения. Вечерня — богослужение суточного цикла, совершаемое вечером, один из двух «великих» (наряду с утреней) часов, восходящее к библейскому обряду вечернего возжигания светильника. Вечерня различается вседневная, малая и великая. Малая вечерня служится накануне воскресных дней и великих праздников, предваряет всенощное бдение. Великая вечерня служится либо отдельно накануне праздничных дней, либо в соединении с утреней в составе всенощного бдения накануне воскресных дней и великих праздников. Повседневная вечерня служится в будние дни. Водоосвящение — освящение воды, совершаемое священником (или архиереем) троекратным погружением креста и благословением. Освященная вода используется для освящения дома, различных предметов, ее пьют с целью духовного укрепления. Водоосвящение бывает великое и малое. Великое совершается накануне и в день праздника Богоявления (Крещения), малое — в дни храмовых и некоторых других праздников (Преполовения Пятидесятницы, Происхождения честных древ и др.), а также по желанию верующих в любой день. Всенощное бдение — богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней. Оно состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом, причем как вечерня, так и утреня совершаются более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.

http://sinfo-mp.ru/slovar-cerkovnih-term...

427 Великий Четверг, утреня, канон, п. 6, 1. 428 Великая Среда, малое повечерие, трипеснец, п. 8, 1. 429 Великий Четверг, утреня, канон, п. 1,2. 430 Великий Четверг, утреня, канон, п. 3, седален; Великая Среда, малое повечерие, трипеснец, п. 3, седален. 431 Великий Четверг, утреня, канон, п. 3, ирмос; Великая Среда, малое повечерие, трипеснец, п. 9, 4. 432 Великий Четверг, утреня, канон, п. 3, 1. Великая Среда, малое повечерие, трипеснец, п. 9, 4. 433 Великий Четверг, утреня, тропарь. 434 Великая Среда, утреня, 4-я стихира на хвалитех. 435 Великая Среда, утреня, трипеснец, п. 9, 3. 436 Великая Среда, малое повечерие, трипеснец, п. 8, 3. 437 Великий Четверг, утреня, канон, п. 7, 2. 438 Великая Среда, повечерие, трипеснец, п. 8, 6. Срав.: Великий Пяток, утреня, антифон 3, тропарь 3 и др. 439 «Хлеб прием в руце предатель, сокровенно (тайно) тыя (руки) простирает и приемлет цену создавшего Своима руками человека, и неисправлен пребысть Иуда раб и льстец», — Великий Четверг, утреня, кондак. «На вечери ученики питая, и умышление предания ведый, на ней Иуду обличил еси, ведый убо сего неисправима, хотя же да вси познают, яко волею предался еси, долготерпеливе», — Великий Пяток, утреня, антифон 3, седален. 440 Великая Среда, малое повечерие, трипеснец, п. 9, 7. Срав.: Великий Четверг, утреня, канон, п. 8,3; Великий Четверг, утреня, 1 -я, 2-я, 3-я и 4-я стихиры на хвалитех; Великая Среда, повечерие, трипеснец, п. 8, 7; п. 9, 7; Великий Четверг, вечерня, 1—5 стихиры на «Господи, воззвах». 441 Великий Четверг, повечерие, трипеснец, п. 5, 4. 442 Великий Четверг, утреня, 4-я стихира на стиховне. 443 Великий Четверг, утреня, 2-я и 3-я стихиры на стиховне. 444 Великая Среда, повечерие, трипеснец п. 4, 5. Срав.: Великая Среда, повечерие, трипеснец, п. 4, 6: «Лобызаеши и продавши Иудо, целуеши и не падавши на колена, лестию притекая. Кто, ненавидя, лобызает, треокаянне? Кто, любя, продает на цене? Лобзание обличает твоего безстудного злоосветия произволение». См. так же: Великий Четверг, повечерие, трипеснец, п. 9,2: «Лобзание твое льстивно и целование горько. Кому бо зовеши, лестче, глаголя: радуйся, Равви? — Христос ко Иуде вещаше: — Друже, твори, на неже пришел еси, аще бо целовати пришел еси, что предлагавши нож медом помазанный?»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Для ясности прилагается таблица: . В дни, кроме Великого поста, на которые не бывает всенощного бдения Всенощное бдение В дни Великого поста – в понедельник, вторник, среду, четверток, пяток великой Четыредесятницы, в понедельник, вторник, среду Страстной седмицы 9-й час Вечерня Повечерие 9-й час, малая вечерня, повечерие. Вечерня (иногда повечерие) Утреня 1-й час Повечерие Полунощница Утреня 1-й час Полунощница Утреня 1-й час 3-й час 6-й час Литургия 3-й час 6-й час 9-й час и чин изобразительных Вечерня. В среду и пяток – литургия преждеосвященных даров Вечерня Вечерня совершается в конце дня, в благодарение Богу, Творцу, Промыслителю за прошедший день и в освящение наступающего нового дня. На вечерне в молитвословиях постоянных, неизменяемых, воспоминается сотворение мира, начавшегося с вечера, пребывание первых людей в раю, изгнание их из рая и раскаяние их, жизнь людей при патриархах, потом – под законом и пришествие Господа Спасителя на землю. Вечерня бывает великая, вседневная и малая. Вечерня малая короче вседневной, вседневная же короче великой. На малой вечерне, no сравнению со вседневною , не бывает: а) великой ектеньи: «Миром Господу помолимся»; б) стихословия Псалтири; в) малой ектеньи; г) на малой вечерне поется не более 4-х стихир, тогда как на вседневной не менее 6-ти; д) на малой вечерне произносится не вся ектенья: «Помилуй нас, Боже», a только три прошения; е) не бывает ектеньи: «Исполним вечернюю молитву»; ж) на малой вечерне отпуст малый, a на вседневной великий отпуст (Тип. главы 1 и 9). Главное отличие вседневной вечерни от великой состоит в том, что: 1) На великой вечерне, после чтения паримий, a если их нет, то после прокимна, бывает сугубая ектенья, которая начинается прошениями: «Рцем вси от всея души» и «Господи Вседержителю». На вседневной же вечерне сугубая ектенья говорится при самом конце службы и притом без двух начальных прошений: «Рцем вси» и «Господу Вседержителю», a начинается с прошения: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей». Это есть решительный признак, которым отличается всякая великая вечерня от вседневной (см. в Служебн., послед. вечерни и в Тип., гл. 2, 7 и снес. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

232 Там же. Канон великий. Песнь 2, тропарь 2. – Ред. Выделения в цитате здесь и далее наши. – М. И. 240 Триодь Постная. Седмица 5-я Великого поста. Четверток. Утреня. Канон великий. Песнь 1, тропарь 8. – Ред. 247 Триодь Постная. Седмица 5-я Великого поста. Четверток. Утреня. Канон великий. Песнь 4, тропарь 10. – Ред. 249 См.: Триодь Постная. Седмица 5-я Великого поста. Четверток. Утреня. Канон великий. Песнь 7. – Ред. 251 См.: Триодь Постная. Седмица 5-я Великого поста. Четверток. Утреня. Канон великий. Песнь 7, тропарь 2. – Ред. 256 Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 9: Братья Карамазовы: Роман в четырех частях с эпилогом. Ч. 2. С. 399. 257 Триодь Постная. Седмица 5-я Великого поста. Четверток. Утреня. Канон великий. Песнь 2, тропарь 15. – Ред. 314 См.: Минея. Месяц иуний, 29. Великая вечерня. Стихиры на Господи, воззвах; на литии; на стиховне. 326 Триодь Постная. Седмица 5-я Великого поста. Четверток. Утреня. Великий канон. Песнь 4, тропари 6, 8, 9, 11. 328 Фолкнер У. Нобелевская речь. Цит. по: Палиевский П. Фолкнер и Камю//Иностранная литература. 1970. 9. С. 216. Выделение в цитате наше. – М. И. 337 В своем труде «Историческое учение об отцах Церкви» преосвященный Филарет не перечисляет всех гимнографических произведений святителя Германа, упоминая только наиболее известные его песнопения. На разборе и характеристике этих произведений в упомянутом труде преосвященный Филарет также почти не останавливается. 381 Там же. Великая Среда. Утреня. На стиховне, самогласен на Славу, и ныне; Вечерня. На Господи, воззвах, стихира на Славу, и ныне. 398 Триодь Постная. Седмица Страстная. Великая Среда. Утреня. На стиховне, самогласен на Славу, и ныне. 403 Триодь Постная. Седмица Страстная. Великая Среда. Утреня. На стиховне, стихира на Славу, и ныне; Вечерня. На Господи, воззвах, стихира на Славу, и ныне. 406 Триодь Постная. Седмица Страстная. Великая Среда. Утреня. На стиховне, самогласен на Славу, и ныне; Вечерня. На Господи, воззвах, стихира на Славу, и ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Службы: Вечерня В) – Паннухис – Полунощн. – Утреня Ва) – Тритоекти. Паннухис: «молитва 1-го антифона П.» и т.д. 15 . Синай 962 (XI-XII вв.): из семьи Син. 958, 959 и 961; не епископск. (Веч. с. 52; Утр. с. 110; Час. с. 170 344 . Службы: Вечерня К) – Паннухис – Утреня D5a). Паннухис: «Молитва 1-го антифона» и т.д. 16 . Пантелеймон 162 (1890) (XI-X1I вв.) 345 . Службы: Паннухис – Утреня (вероятно, С). Паннухис: пять молитв; не хватает начала 17 . Коален 214 (XII в.) (Веч. с. 49; Утр. с. 99. Службы: Вечерня В) – Паннухис – Утреня Ва). Паннухис: «мол. П. »: пять молитв. 18 . Гротт. Г β XIV (xiii в.). (Утр. с. 109 346 . Службы: Преждеосвященные – Паннухис – Утреня D6a). Паннухис: неполная; является продолжением Литургии Преждеосвященных. Примеч.: в середине Утрени листок (попавший случайно?) с фрагментом заупокойной службы. 19 . Оттоб. 434 (XIII в.): неитальянский, восточного происхождения (Веч. с. 53; Утр. с. 97, н. 18 347 . Службы: Вечерня L) – Паннухис – Утреня Ва). Примеч.: молитва Паннухис: следует после Мол. Вечерни, как «другая молитва»; и «мол. 2-го антифона» и т.д.; «мол. отпуста Паннухис»; «мол. главопреклонения». 20 . Патриархат Александрийск. 149 (104) (XIV в.): евхологий греко-арабск., египетского происхождения (благословение Нила) 348 . Службы: Паннухис и праздничные величания после канона. Паннухис: «антифоны и молитвы П. Великого Поста»: 1 антифон: Пс. 119,1,2,7 ; припев как в Дрезден 104 (ср. ниже, с. 194). молитва (без ектении). 2 антифон: Пс. 120, 1,7,7,8 ; припев как Дрезден 104. молитва. 3 антифон: Пс. 121,1,2,7,9 ; припев как Дрезден 104. молитва; «мол. отпуста»; «главопреклонения». Далее: Евангелия « τν παννυχδων 1-ой недели Великого Поста». 21 . Пантократор 149 (XV в.) (Веч. с. 54 349 . Службы: Вечерня Ν) – Паннухис – Утреня Са). Паннухис: «Другое последование для μγα σπερινν празднуемых святых »: Каждение церкви; начало Утрени: Слава Святей... (Троице)·, Молитвы и (тайно): «творение св. Германа Константинопольского для празднуемых святых» 350 ; входные стихи Пс. 94 . «мол. входная» не издана (Описание II, 486). Затем следует великая Вечерня, по Дмитриевскому. Кутья (коливо) за святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Булгаков С. Месяцеслов и Триодион Православной Церкви. Вып. 5. С. 19. 413 См.: Триодь Постная. Седмица Страстная. Великая Суббота. Утреня. Канон. 414 Там же. Ирмос 4–й песни. 415 Abraham S. M. Dans nos enfers Christ est venu//La vie spirit. 1979. Mars-Avr. 631. P. 133. 416 Триодь Постная. Седмица Страстная. Великая Суббота. Утреня. Канон. Ирмос 4–й песни. 417 Там же. Ирмос 5–й песни. 418 Там же. Великая Среда. Утреня. На стиховне, самогласен на Славу, и ныне; Вечерня. На Господи, воззвах, стихира на Славу, и ныне. 419 Минея. Месяц декемврий, 25. На Господи, воззвах, стихира на Славу, и ныне. — Ред. 420 Минея. Месяц ноемврий, 15. Вечерня. На Господи, воззвах, са–моголасен на Славу. — Ред. 421 Триодь Постная. Седмица Страстная. Великая Суббота. Утреня. Канон. Ирмос 1–й песни. 422 Там же. Ирмос 5–й песни. 423 Там же. Великая Среда. Утреня. На стиховне, самогласен на Славу, и ныне. — Ред. 424 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор… С. 275. 425 Минея. Месяц декемврий, 13. Утреня. На хвалитех, стихира на Славу. — Ред. 426 Там же. На хвалитех, стихира 4. — Ред. 427 Триодь Постная. Седмица Страстная. Великая Суббота. Утреня. Канон. 428 Там же. Ирмос 1–й песни. 429 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор… С. 273. 430 Минея. Месяц ноемврий, 15. Вечерня. На Господи, воззвах, самогласен на Славу; На стиховне, самогласен на Славу. — Ред. 431 Карабинов И. А. Постная Триодь… С. 184–185. — М. И. Триодь Постная. Неделя мытаря и фарисея. Великая вечерня. На Господи, воззвах, стихира на Славу. — Ред. 432 Минея. Месяц октоврий, 11. Утреня. Канон. Песнь 6, тропарь 3. 433 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 226. 434 Минея. Месяц октоврий, 11. Утреня. Светилен, на Славу. 436 Минея. Месяц септемврий, 22. Повечерие. Канон 2. Песнь 3, тропарь 2. 437 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 226. 438 Там же. С. 227, примеч. 2. 439 См.: Он же. Исторический обзор… С. 262. 440 См.: Там же. С. 268. 441 Там же. С. 266–267. 442

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010