Димитрий Ростовский, святитель. Четии Минеи. Апрель, 4. 643 Там же. 644 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 265. 645 См.: Димитрий Ростовский, святитель. Четии Минеи. Апрель, 4; Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 265; Булгаков С. Месяцеслов и Триодион Православной Церкви. Вып. 2. С. 3–4. 646 Цит. по: Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 266. 647 Цит. по: Там же. С. 265. 648 См.: Там же. С. 266, примеч. 4. 649 См.: Димитрий Ростовский, святитель. Четии Минеи. Апрель, 4. 652 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 266–267. 653 Он же. Исторический обзор… С. 302. 654 Октоих. Глас 8. Суббота. Утреня. Канон. Краегранесие. 655 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор… С. 302. 656 Он же. Историческое учение… Т. 3. С. 267. 658 Карабинов И. А. Постная Триодь… С. 135–137. 659 Там же. С. 149–152. 660 Разбор творений преподобного Иосифа Песнописца, написанных для дней Великого поста и Пятидесятницы, а также относительную хронологию их составления см.: Там же. С. 149–168. — А. Б. 661 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор… С. 304. 662 Там же. С. 303–304. 663 Минея. Месяц ианнуарий, 21. Утреня. Канон. Песнь 1, тропарь 1. 664 Минея. Месяц ноемврий, 22. Утреня. Канон. Песнь 6, тропарь 1. 665 Минея. Месяц ноемврий, 10. Утреня. Канон. Песнь 1, тропарь 2. 667 Минея. Месяц декемврий, 28. Утреня. Канон. Песнь 8, тропарь 2. 668 Минея. Месяц септемврий, 18. Утреня. Канон 2. Песнь 3, тропарь 1. 669 Минея. Месяц ноемврий, 23. Утреня. Канон 3. Песнь 4, тропарь 1. 670 Минея. Месяц ноемврий, 12. Утреня. Канон. Песнь 8, тропарь 2. 671 Минея. Месяц иулий, 15. Утреня. Канон. Песнь 6, тропарь 3. — М. И. Служба им писана 14–го дня. — Ред. 673 Минея. Месяц август, 21. Утреня. Канон. Песнь 9, тропарь 4. 674 Минея. Месяц октоврий, 11. Утреня. Канон. Песнь 6, тропарь 1. 675 Минея. Месяц септемврий, 18. Утреня. Канон. Песнь 1, тропарь 1. 676 Минея. Месяц март, 23. Утреня. Канон. Песнь 8, тропарь 1. 677

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Древние первенствующие христиане очень часто собирались в церковь на общественную молитву. У них почти все время проходило в молитве. Они собирались на молитву в полночь, они молились рано утром, при наступлении дня, в первом часу молились, в третьем, шестом и девятом часу молились, перед полуднем, причащаясь тела и крови Христовой, опять молились, вечером молились, после ужина молились. От этого произошло девять особых церковных служб: полунощница, утреня с первым часом, третий час, шестой час, литургия, девятый час, вечерня и повечерие. Таким образом, первенствующие христиане девять раз в сутки собирались в церковь на общественную молитву. В последствии времени отцы церкви увидели, что трудно и неудобно по девяти раз в сутки собираться на общественную молитву, особенно трудно это для людей семейных и должностных, – и потому определили собираться по три раза в сутки. Таким образом ныне, по уставу церкви, девять церковных служб отправляются в три раза: утром – совершается полунощница, утреня и первый час; перед полуднем – третий и шестой час и литургия; вечером – девятый час, вечерня и повечерие; а перед великими праздниками – вечерня, утреня и первый час отправляются вместе и составляют особенную службу, которая обыкновенно называется всенощным бдением и служит духовным приготовлением к наступающему празднику. Вместо вечерни в таком случае служится малая или сокращенная вечерня с повечерием. Слушатели благочестивые! Молиться можно и должно во всякое время, особенно же когда есть расположение к молитве. Почему же отцы церкви назначили для молитв известное и определенное время? Они это сделали по весьма важным причинам. Так отцы церкви назначили для молитвы полночь, и можно ли не молиться с благоговением в полночи, когда в этом часу откроется второе, страшное Христово пришествие? Можно ли не бодрствовать в те минуты, когда мертвые восстанут из гробов своих? Они назначили для молитвы утреннее время: и когда приличнее молиться, как не утром? И чем приличнее начинать день, как не молитвою? Утренняя молитва для человека то же, что утренняя роса для растений. Тот во весь день бывает счастливее и покойнее, кто с надлежащим вниманием молится утром. Они назначили для молитвы третий, шестой и девятый часы дня: и когда приличнее призывать благодать Святого Духа, как не в третий час, в который Дух Святой сошел на апостолов? Когда приличнее вопиять к Богу о спасении и помиловании, как не в шестой и девятый часы дня, в которые Иисус Христос, распят за наше спасение и умер за наше оправдание?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Минея. Месяц априллий, 4. Утреня. Канон. Песнь 6, тропарь 2. 770 Там же. Кондак. 771 Там же. Канон. Песнь 5, тропарь 1. 774 Там же. Песнь 9, тропарь 2. 775 См.: Димитрий Ростовский, святитель. Четии Минеи. Апрель, 4. 776 Там же. 777 Минея. Месяц август, 25. Утреня. Канон, краегранесие. 778 См., например: Там же. Песнь 7. 779 Там же. Песнь 1, тропарь 1. 780 Цит. по: Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор… С. 303–304. 781 Минея. Месяц ноемврий, 4. Утреня. Канон. Песнь 7, тропарь 2. Примечания ко II части (примечания без подписи принадлежат автору). 782 См.: Минея. Месяц иуний, 29. 783 Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви. С. 10. 785 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. С. 277 и далее. 786 Смолич И. К. К вопросу периодизации истории Русской Церкви/Пер. с нем. архимандрита Макария (Веретенникова)//Альфа и Омега. 1998. 3 (17). С. 159–174. 787 Ключевский В. О. Курс русской истории. С. 32–33. 788 См.: Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество… 789 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. С. 15–16. 790 См.: Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Т. 2. С. 58. 791 Там же. 792 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. С. 23. 793 Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Т. 2. С. 67. 794 См.: Минея. Месяц иулий, 24. 795 Там же. Малая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 2. 796 Там же. Малая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 3. 797 Там же. Великая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 1. 798 Там же. На стиховне, стихира на Славу. 799 Там же. Утреня. Канон 1. Песнь 8, тропарь 2. 800 Там же. Малая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 1. 801 Там же. Великая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 3. 802 Там же. На Господи, воззвах, стихира 4. 803 Там же. Утреня. Канон, икос. 804 Там же. Утреня. На хвалитех, стихира на Славу. 805 Там же. Малая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 3. 806 Там же. Утреня. Канон 1. Песнь 3, тропарь 1. 807

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Далее в Типиконе говорится о средних праздниках, они имеют два знака. – крест с полукружием (красного цвета) – этот знак означает, что в праздники, имеющие этот знак, служба совершается тоже бденная, и состав служб дневного круга точно такой же, как и при знаке . Отличаются лишь изменяемые части службы: при совершении бденной службы среднего праздника на утрени читается не только канон праздника; перед ним вставляется канон Божией Матери. Еще один знак средних праздников – крест един точию красный. При праздниках, имеющих этот знак, совершаются службы дневного круга в следующем порядке: девятый час и великая вечерня, повечерие, полунощница, полиелейная утреня, первый, третий и шестой час. Такой тип службы кратко называют «полиелей», по самой праздничной части богослужения. Мы видим, что когда по Уставу совершается бденная служба, то служится малая вечерня, а когда служба только полиелейная и бдения нет, малая вечерня не служится. При бдении также нет места повечерию и полунощнице, потому что вечерня и утреня слиты в одну службу и нельзя что-нибудь вставить между ними, а при полиелее есть место для повечерия и полунощницы. Следующий знак относится уже к малым праздникам месяцеслова и имеет название: «три точки, несовершенно окружены». Этот знак может быть двух цветов: черный и красный, будем обозначать их так: При красном знаке совершаются следующие службы суточного круга: девятый час, будничная вечерня, повечерие, полунощница, утреня с праздничным окончанием, первый, третий, шестой час. Такое богослужение называется службой с великим славословием. При черном знаке (такую службу называют шестеричной) богослужение строится следующим образом: девятый час, будничная вечерня, повечерие, полунощница, будничная утреня, первый, третий, шестой час. В Типиконе есть еще один тип службы, но его невозможно изобразить графически, это служба без знака. При службе без знака совершаются те же дневные службы и в том же порядке, как и при знаке . Поговорим о том же несколько с другой стороны. Вечерни бывают великие, малые и будничные. Малая совершается при двух знаках: , , великая совершается при трех знаках: , , , будничная вечерня совершается при знаках: и , а также службе без знака.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Там же. Пяток. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 5, Богородичен. 615 Там же. Седмица 3–я Великого поста. Вторник. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 8, Богородичен. 616 Там же. Седмица 5–я Великого поста. Четверток. Утреня. Канон великий. Песнь 4, Богородичен. — Ред. 618 Там же. Канон великий. Песнь 8, Богородичен. — Ред. 619 Там же. Канон великий. Песнь 1, Богородичен. — Ред. 620 Там же. Канон великий. Песнь 6, Богородичен. — Ред. 621 Там же. Седмица 3–я Великого поста. Среда. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 8, Богородичен. 622 Там же. Седмица 4–я Великого поста. Суббота. Утреня. Четверо–песнец 2. Песнь 7, Богородичен. 623 Там же. Седмица 6–я Великого поста, ваий. Понедельник. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 8, Богородичен. 624 Там же. Седмица 4-я Великого поста. Вторник. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 9, Богородичен. 625 Там же. Сырная седмица. Среда. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 8, Богородичен. 626 Там же. Седмица 2–я Великого поста. Вторник. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 9, тропарь 5. 628 Там же. Седмица 5–я Великого поста. Пяток. Утреня. Трипеснец 2. Ирмос 9–й песни. 629 Там же. Седмица 6–я Великого поста, ваий. Четверток. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 4, Богородичен. 630 Там же. Седмица сырная. Пяток. Утреня. Трипеснец 2. Ирмос 9–й песни. 631 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор… С. 257. 632 Карабинов И. А. Постная Триодь… С. 133, 206. 633 Добротолюбие. Т. 4. С. 15–16. 634 См.: Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 155. 635 Аверинцев С. С, Сыркин А. Я. Литература//История Византии. Т. 2. Ч. 1. Гл. 6: Византийская культура в конце VII — первой половине IX века. С. 89. 636 Нестеровский Е. Литургика… Ч. 1. С. 41, примеч. М. И. В оригинале выделение сделано курсивом. — Ред. 637 Голубцов А. П. Из чтений… Ч. 2. Литургика. С. 235. 638 Там же. 639 См.: Алексий (Симанский), патриарх. Речь в Московской Духовной Академии о церковном пении 18 апреля 1948 года//Слова, речи, послания… Т. 1. С. 247. 640 Рыбаков В., протоиерей. Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность//Богословские труды. 1985. Сб. 26. С. 280– 306; 1986. Сб. 27. С. 81–106. 642

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

266 Еврейское слово «Тора», которое обычно переводится как «закон», фактически значит “руководство или наставление». В Пятикнижии содержится три главных собрания законов, Первое, называемое иногда Книгой Завета, помещено в Исх. 20–23 . Главы 17–26 книги Левит содержат правила и предписания, но которым израильтяне должны поклоняться Богу. Третье собрание установлений приводится во Второзаконии (гл. 12–25), где они наложены в виде проповеди пророка Моисея. И книге Исход читаем: “Помни день субботний, чтобы спятить его: шесть дней работай и делай [и них] всякие дела, а твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела…» ( Исх.20:8–10 ). 267 Евреи исчисляли сутки от захода солнца предыдущего дня до захода солнца на следующий день, то есть с мерной стрижи до двенадцатого часа. Распределение лисиного примени (от восхода до захода): третий час – с 6ти до 9ти часом утри, шестой – от 9ти утра до 12-ти часов дня, понятие – с 12-го часа дня до 3й час пополудни, двенадцатый час – от 3го часа пополудни до 6го часа вечера. Ночь распределялась от захода до восхода. Распределение ночного времени было следующее: ночная стража – от 6ти до 9ти часом вечера, вторая – с 9ти часом вечера до 12 часом ночи, третья – от 12 часом ночи до 3х часов утра, четвертая стража – с 3х до 6ти часом утра. См.: Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа, В русском переводе е параллельными мостами и приложениями. Bruxelles, 1996. Приложение V, распределение дня и ночи, с. 617. С другой стороны, начало нового дня именно с шести часом вечера – понятие условное. Чтобы соблюсти покой субботы, накануне и пятницу всякая работа прекращалась с того момента, как солнечный диск окалывался на расстоянии своего диаметра – букв.: “полноты своей” – от линии горизонта. А так как в течение года время захода будет различаться, то временные интервалы (первая, вторая, и т. д. стражи, и также третий, шестой и пр. часы) даны нами весьма приблизительно. См.: Тексты Кумрина. СПб., 1996. Примечания к Дамасскому документу. С. 84.

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

17.00. Вечерня.Новогодний молебен. Храм святого праведного Иоанна Русского в Кунцеве, ул. Ярцевская, 1А. 17:00. Вечерня, утреня. 18:00. Новогодний молебен. Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, Малый Предтеченский переулок, д. 2. 17:00. Вечерня. Утреня. Новогодний молебен. Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине, Алтуфьевское шоссе, стр. 4. 17.00. Вечерня.Новогодний молебен. Храм пророка Илии в Изварино (Новая Москва) 17.00: молебен на Новый год с чтением акафиста «Слава Богу за всё!» Храм Казанской иконы Божией Матери в Узком, Профсоюзная улица, д. 123б. 23.30. Молебен на Новый год. Храм пророка Илии (Крестовоздвижения) в Черкизове, ул. Б. Черкизовская д.17 18:00. Новогодний молебен. Храм Спаса Преображения на Болвановке, 2-й Новокузнецкий пер., 10 стр. 1 18.00. Девятый Час, Вечерня. 19.00. Новогодний молебен. Храм вмч. Георгия Победоносца (Покрова пресвятой Богородицы) на Псковской горке, ул. Варварка, 12. 16.00. Молебен на Новый год. Храмовый комплекс преп.Сергия Радонежского на Рязанке, ул. Окская 17. 17.00. Вечерня. Утреня. Новогодний молебен. Храм Всех Святых на Кулишках, Славянская площадь, д. 2. 16.00. Молебное пение перед Новым 2015 годом. Храм святителя Иннокентия, митрополита Московского в Бескудникове, Дмитровское шоссе, вл. 66. 18:00. Новогодний молебен. Крутицкое Патриаршее подворье, Крутицкая ул. д 11, 13. 17.00. Молебен на начало Нового года. Храм священномученика Антипы на Колымажном дворе, Колымажный пер., д. 8/4, стр. 1. 22.00. Всенощное бдение. Литургия. Храм иконы Божией Матери «Скоропослушница» на Ходынском поле, ул. Маршала Рыбалко, д. 8, корпус 2. 17.00. Всенощное бдение. Новогодний молебен. Храм Преподобного Сергия Радонежского в Бусинове, ул. Ижорская, дом 1. 15.00. Вечерня. Новогодний молебен. Храм Успения Пресвятой Богородицы в Косино, ул. Б. Косинская, 29 17.00. Вечерня. Утреня. 18.30. Новогодний молебен. Храм Великомученика Димитрия Солунского на Благуше, ул. Ибрагимова, 6А 16:30. Вечернее богослужение. 17.00. Новогодний молебен

http://pravmir.ru/gde-pomolitsya-v-novog...

В период Великого поста богослужения по особому чину (называемому великопостным) совершаются только в седмичные дни; в субботние и воскресные дни совершаются обычные службы. Какие службы совершаются в седмичные дни поста? На 1й седмице в течение пяти дней утром совершается весьма продолжительное богослужение, состоящее из утрени с 1м часом, 3го, 6го, 9го часов, изобразительных и вечерни (в среду и пятницу — литургия Преждеосвященных Даров). По вечерам с понедельника по четверг служится великое повечерие с Великим каноном преподобного Андрея Критского. На остальных седмицах вечером совершается великое повечерие и утреня с 1м часом, а утром — 3й, 6й, 9й часы, изобразительны и вечерня (иногда в соединении с литургией Преждеосвященных Даров). Накануне суббот во все седмицы (в том числе и в 1ю субботу поста,) совершаются великое повечерие (в 5ю субботу поста повечерие не служится) и утреня с 1м часом, в сами субботы — 3й и 6й час и литургия святителя Иоанна Златоуста . Какие отличительные особенности имеет утреня? Чем великопостные часы отличаются от обычных вседневных часов? Достаточно запомнить 6 основных отличий: Что можно сказать об изобразительных в седмичные дни поста? Изобразительны начинаются с пения «Блаженн», в конце которых совершается 3 поклона. Далее тексты Часослова на ряду. По «Отче наш…» – кондаки по Уставу, переход на поклоны. После 16-ти поклонов два варианта: А) если далее идет вечерня, то сразу вечерня без возгласа; Б) если литургия Преждеосвященных Даров, то на изобразительных совершается отпуст. Какие особенности имеет вечерня, совершаемая без литургии после изобразительных в понедельник, вторник и четверг? Что такое «конечное Трисвятое» и когда оно читается? «Конечным Трисвятым» Типикон называет добавляемую в окончание некоторых великопостных богослужений совокупность молитвословий от Трисвятого до «Отче наш..», с обязательным возгласом «Яко Твое есть Царство…» и чтением «Господи, помилуй» 12 раз (обратим внимание, что «Господи, помилуй» 12 раз всегда читается при конечном Трисвятом).

http://azbyka.ru/velikiy-post

  Далее в Типиконе говорится о средних праздниках, они имеют два знака. —  Крест с полукружием красного цвета — этот знак означает, что в праздники, имеющие этот знак, служба совершается тоже бденная, и состав служб дневного круга точно такой же, как и при знаке. —  Полный круг с крестом красного цвета отличаются лишь изменяемые части службы: при совершении бденной службы среднего праздника на утрени читается не только канон праздника; перед ним вставляется канон Божией Матери. Еще один знак средних праздников — крест един точию красный. При праздниках, имеющих этот знак, совершаются службы дневного круга в следующем порядке: девятый час и великая вечерня, повечерие, полунощница, полиелейная утреня, первый, третий и шестой час. Такой тип службы кратко называют «полиелей», по самой праздничной части богослужения. Мы видим, что когда по Уставу совершается бденная служба, то служится малая вечерня, а когда служба только полиелейная и бдения нет, малая вечерня не служится. При бдении также нет места повечерию и полунощнице, потому что вечерня и утреня слиты в одну службу и нельзя что-нибудь вставить между ними, а при полиелее есть место для повечерия и полунощницы. Следующий знак относится уже к малым праздникам месяцеслова и имеет название: «три точки, несовершенно окружены». Этот знак может быть двух цветов: черный и красный, будем обозначать их так: Добавить знаки, где следует При красном знаке совершаются следующие службы суточного круга: девятый час, будничная вечерня, повечерие, полунощница, утреня с праздничным окончанием, первый, третий, шестой час. Такое богослужение называется службой с великим славословием. При черном знаке (такую службу называют шестеричной) богослужение строится следующим образом: девятый час, будничная вечерня, повечерие, полунощница, будничная утреня, первый, третий, шестой час. В Типиконе есть еще один тип службы, но его невозможно изобразить графически, это служба без знака. При службе без знака совершаются те же дневные службы и в том же порядке, как и при знаке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Пример посещения храма Божия показал нам Спаситель ( Ин.7:14 ), показали и святые апостолы ( Деян.3:1 ). Христиане всех времен признавали тщательное посещение храма Божия своею неотложною обязанностию. Святой Димитрий Ростовский уподобляет посещение храма, во время всех отправляемых в нем молитвословий, царской дани, которую каждый ежедневно должен выплатить 87 . Если присутствие при каждом богослужении, совершаемом в церкви, признается святым пастырем непременною обязанностию каждого благочестивого христианина – тем более такое присутствие есть священная обязанность инока. От дани увольняются нищие по нищете своей – и от постоянного хождения в церковь увольняются больные, удерживаемые недугом в келии своей. От дани свободны сановники царя – и от постоянного хождения в церковь свободны преуспевшие иноки, упражняющиеся в умственных подвигах и пожинающие от них обильный плод, долженствующий быть скрытым от людей. От дани свободны воины и все находящиеся в царской и государственной службе – от постоянного хождения в церковь свободны иноки, занятые во время богослужения послушаниями. Блюди, чтоб под предлогом послушания, или келейного занятия умственным подвигом, или даже мнимой немощи не подействовала тайно и с оправданием кознь диавола, который ненавидит молитву как матерь добродетелей и как меч, сокрушающий лукавых духов, который употребляет все усилия и все средства, придавая этим средствам всевозможную благовидность, чтоб отвлечь человека от молитвы, обезоружить, обезоруженного погубить или уязвить 88 . Церковных молитвословий считается семь, но они совокупляются в три отдела: 1) вечерня, 2) повечерие, 3) полунощница, 4) утреня с первым часом, 5) третий час, 6) шестой час и 7) девятый час. «Вечерня», с которой начинается служба каждых суток, отправляется вместе с «повечерием» и «девятым часом»; «девятый час» читается пред «вечернею». «Утреня» отправляется с «первым часом» и «полунощницею»; «полунощница» читается пред утренею, «первый час» после «утрени». «Третий» и «шестой час» читаются вместе с «изобразительными», которые читаются после часов. Когда «утреня» соединяется с «вечернею» или великим повечерием, тогда молитвословие называется всенощным бдением . Оно отправляется пред великими праздниками, в честь праздников. Действие всенощного бдения на подвижника заключается в том, что проведший в молитве значительную часть ночи с должным благоговением и вниманием ощущает на следующий день особенную легкость, свежесть, чистоту ума, способность к богомыслию. Посему-то сказал святой Исаак Сирский: «Сладость, даруемая подвижникам в течение дня, источается из света нощных молитв (ночного делания) на ум чистый» 89 . Божественная литургия не причисляется к семи молитвословиям; она вне числа их, как особенное, священнейшее молитвословие, которым обставлено бескровное Божественное жертвоприношение 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010