16) и не рассматривает эти последования таблично). В связи с принципиально иным подходом к образованию и школьному делу в пореформенное время состав и последовательность служб в Часовнике переменили: утренние молитвы, полуношницы, утреня с 1-м часом, часы 3-й, 6-й, обедница, час 9-й, вечерня, повечерие великое и малое, приложения с молебном. Изменили и само название книги - она была названа Часословом, название стало идентично более полной редакции этой книги (и по названию стало уже невозможно определить ее состав). Из приведенных схем видно, что изменена не только последовательность, но и само содержание некоторых частей книги (убрана средняя павечерня, добавлен молебен с каноном и пр.), что связано со справой устава. Старая последовательность (но не состав) суточных служб (как в Часовнике) сохранилась в современном Каноннике (новообрядческом), потому что эта книга имеет украинское происхождение, в позднейшее время была скопирована с украинских изданий и поэтому не была подвержена описанной реформе. Дореформенный вариант текста у Сазоновой - это текст Часовника, а не Часослова. Причем Часовник только иосифовский - предыдущие редакции не рассмотрены вовсе (а они кое-чем отличаются). Часослов же впервые был издан в 1652 г. при патриархе Иосифе, после соответствующей справы (это издание оказалось единственным дореформенным изданием Часослова, с которого потом осуществлялись и осуществляются многочисленные старообрядческие и единоверческие переиздания - именно это издание почему-то упущено Сазоновой). Цель издателей была в том, чтобы сделать Часовник удобным для применения в богослужении - он был дополнен месяцесловом. Кроме этого была переменена последовательность служб - они были расположены по порядку совершения. Издатели в предисловии указывали на то, что в этом они воспользовались примером Псалтири с восследованием. Однако последовательность служб в Псалтири и в Часослове все же несколько отличалась - в Псалтири службы начинались с полунощницы, а в Часослове с вечерни (это связано с извечный спором о том, с какого богослужения начинается суточный круг; см.

http://bogoslov.ru/article/319887

III. Воскресное богослужение § 31. Воскресное Богослужение Воскресное богослужение, или (по октоиху) Богослуженье недели (т.-е. недельного дня) есть праздничное в кругу седмичном, и молитвословия и песнопения поются в большей части из октоиха, нежели из минеи. Оно бывает со всенощным бдением и без бдения. С Пасхи до Воздвижения положено совершать на воскресные дни всенощное бдение с малою пред ним вечернею; а с Воздвиженья до Пасхи, если не случится в воскресенья великих праздников со бдением, положено совершать с вечера великую вечерню с 9-м перед нею часом и повечерием после нее; а утром – воскресную полунощницу и утреню с 1-м часом. Утреня совершается с полиелеем, если воскресенья будут стоять от 22-го сентября до 20 го декабря, и от 14-го января до недели сырной (кроме недели мытаря и фарисея) – и без полиелея; но со чтением Евангелия, если воскресенья будут стоять от недели сырной до 22-го сентября, и от 20-го декабря до 14-го января. Вместо полиелея поются тогда непорочны или псалом 118-й. Когда в воскресные дни надлежит петь полиелей и вместо него непорочны – это указывается в следующем порядке времени года, начиная с недели ап. Фомы: а) в неделю ап. Фомы – полиелей без паримий, б) в следующие недели до Пятидесятницы – непорочны, в) в Пятидесятницу – полиелей, г) с недели всех святых до 21-го сентября – непорочны, д) с 22-го сент. по 20-е декабря – полиелей, е) с 20-го дек. по 14-е янв. – непорочны, ж) с 15-го янв. до недели мытаря и фарисея – полиелей, з) в неделю мытаря и фарисея – непорочны, и) в неделю блудного сына, мясопустную и сыропустную – полиелей с присоединением пения псалма: «На реках Вавилонских», и) с 1-й недели Великого поста до 5-й включительно – непорочны, к) в неделю Ваий – полиелей. Примеч. Если в какие недели случится празднование святому с подиелем или бдением, то всегда поется полиелей. Чинопоследование воскресного богослужения I. Со всенощным бдением II. Без бдения С вечера сперва совершается служба 9-го часа, потом – малая вечерня, а после нее – всенощное бдение, – днем часы и литургия 1. Девятый час совершается по обычному чину, а затем без отпуста часа – малая вечерня.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Божественная Литургия есть вечное повторение великого подвига любви, для нас совершившегося. Слово «Литургия», в буквальном переводе, значит Общее дело. В данной статье Вы найдёте пояснение Божественной Литургии, и сможете посмотреть подробную видеоинструкцию к этому церковному обряду. Пояснение Божественной Литургии Божественная Литургия есть вечное повторение великого подвига любви, для нас совершившегося. Слово «Литургия», в буквальном переводе, значит «общее (или общественное) дело». Оно появилось у древних христиан для обозначения богослужения, которое действительно было «общим», т.е. в нём принимал участие каждый член христианской общины — от грудных детей до пастыря (священника). Литургия является как бы вершиной суточного круга богослужений, девятым богослужением из совершаемых св. православной Церковью богослужений на протяжении суток. Так как церковный день начинается вечером с захода солнца, то эти девять богослужений совершаются в монастырях в таком порядке: Вечер 1. Девятый час — (3 часа дня). 2. Вечерня — (перед заходом солнца). 3. Повечерие — (по наступлении темноты). Утро. 1. Полунощница — (после полуночи). 2. Утреня — (до рассвета). 3. Первый час — (по восходе солнца). День. 1. Третий час — (9 часов утра). 2. Шестой час — (12 часов дня). 3. Литургия. В Великом посту бывает, когда литургия совершается вместе с вечерней. В наше время в приходских храмах суточные богослужения чаще всего состоят из всенощного бдения или всенощной, совершаемой вечером накануне особо чтимых праздничных дней, и Литургии, обыкновенно совершаемой утром. Всенощная состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом. Литургии предшествуют 3-й и 6-й часы. Суточный круг богослужений символизирует историю мира от сотворения до пришествия, распятия и воскресения Иисуса Христа. Так, вечерня посвящается временам ветхозаветным: сотворение мира, грехопадение первых людей, изгнание их из рая, раскаяние и молитва их о спасении, затем, надежда людей, согласно обетованию Божию, на Спасителя и, наконец, исполнение этого обетования.

http://pravmir.ru/poyasnenie-bozhestvenn...

Каждая из совершаемых ныне церковных служб, должна бы отправляться отдельно, в своё время; но так как это могло бы породить как-бы уныние и леность, особенно в душах мало благоговейных, то Божественнейшие Отцы, движимые Божественным Духом, строго сохраняя и порядок всех славословий и отвращая предлог к лености и унынию, определили не семь раз, а только трижды совершаться тем службам в честь и славу Пресвятой Троицы: от полунощи до утра совершается полунощница, утреня и 1-й час (который хотя соединяется с утреней, однако есть отдельная и самостоятельная служба); в 3-й час дня (т.е., 9-й утра) совершается 3-й и 6-й часы и чин изобразительных (который хотя поётся вместе с 6-м часом, но есть отдельная и самостоятельная служба), при конце дня совершается 9-й час, вечерня и повечерие. Эти три времени служб (все вместе и каждое отдельно) изображают Пресвятую Троицу. Совершаются службы три раза в день и в каждый раз три службы также в подражание прор. Даниилу, который всякий день молился три раза. Кроме того, совершая по три службы в каждые три раза, мы подражаем девяти чинам ангельским, которых числом трижды три и которые немолчно воспевают Бога в Троице. (См. подр. Нов. Скр., 78, 80–81, 83 стр.). 73 Иудеи во время жизни Спасителя делили ночь на 4 части, или стражи: первая стража (с захода солнца) – вечер, вторая – полночь, третья – петлоглашение, четвёртая – утро; день тоже делился на 4 части: 1-й, 3-й, 6-й и 9-й час. Иудейское деление суток Полночь Петло- глашение Первый час Третий час Шестый час Девятый час Часы Типикона Часы наши После полудня После полуночи После полудня 74 Хотя, по Уставу, 9-й час полагается читать вместе с вечернею, но он относится к богослужению прошедшего дня, а не к последующему, как вечерня; а потому там, где не бывает ежедневного богослужения, когда хотят отслужить литургию в какой-нибудь день, пред которым не было служения, богослужение накануне этой литургии обыкновенно начинается не 9-м часом, а прямо вечернею и состоит только из вечерни и повечерия; 9-й же час прочитывается уже на следующий день перед самой литургией после 6-го часа; в таком порядке перечисляются службы дневные и в Уч.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Благовест в продолжение дня бывает три раза к общественному богослужению: к вечернему, утреннему и дневному. Ибо хотя в Православной Церкви считается девять вседневных служб общественного Богослужения (вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1-й, 3-й, 6-й часы, литургия, 9-й час), но в приходских церквах в большую часть года они совершаются по три вместе, именно: 1) 9-й час, вечерня и повечерие. 2) Полунощница, утреня и 1-й час. 3) 3-й и 6-й часы и литургия 90 . Так, благовест бывает пред 9-м часомвечернею), пред полунощницею (и утренею), пред 3-м часом (и литургиею). Затем пред более торжественными службами за благовестом бывает трезвон в несколько колоколов. Так, звонят пред вечернею (Тип., гл. 9), по окончании 9-го часа, пред утренею по конце полунощницы (Тип., гл. 9), пред литургией по прочтении 3-го и 6-го часов 91 . Трезвон бывает пред литургией и тогда, когда она отправляется сряду за вечерней, а не за 3-м и 6-м часами, напр., в день Благовещения, в Великий четверток и Великую субботу, и пред Литургией Преждеосвященных даров 92 . И после чтения 12-го евангелия Великого пятка. Для выражения особенного торжества праздника Воскресения Христова бывает трезвон после литургии. Так: 1) бывает в день Пасхи, во всю Светлую седмицу 93 , во все воскресные дни – до дня Вознесения Господня и в день отдания Пасхи. 2) При молебных пениях – в дни храмовых праздников, в дни царские, в дни викториальные (См. табель, изд. Св. Синода), обыкновенно, бывает благовест пред молебном, – при начале его, а по окончании – трезвон 94 . К молебнам, кроме царских (и упомянутых выше), не дозволяется звонить (1729 г., сентября 9-го, определ. Св. Синода, пун. 7). 3) Звон бывает при крестных ходах таким образом: сперва благовестят в один колокол, затем при начале и во время самого крестного хода бывает трезвон. Иногда благовест пред крестным ходом бывает не в один, а в несколько колоколов, иначе сказать, бывает перезвон, или благовест перебором 95 . Звон, который совершается во время самого Богослужения, и которым возвещается о известных молитвословиях, чтениях совершаемого в храме Богослужения, который призывает находящихся вне храма соединить свои молитвы с молитвами предстоящих в храме, бывает во время утрени и литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Потом поется «Бог Господь» в рядовой глас и тропарь гласа 2-жды, слава и ныне Богородичен гласа. Стихословятся две кафизмы, а после них ектении малые. Потом совершается полиелей и каждение храма при пении: хвалите имя Господне ... Далее поются тропари: ангельский собор ...с припевом: благословен ecu, Господи..., в которых прославляется воскресение Христово. После них ектения малая и антифоны гласа; – читается воскресное утреннее Евангелие из числа 11-ти. По прочтении, Евангелие выносится для лобызания на средину храма при пении: воскресение Христово видевше ...слава: молитвами апостолов ... и ныне: молитвами Богородицы... Помилуй мя, Боже... Воскрес Иисус от гроба...Потом воскресение Христово прославляется в воскресном каноне, стихирах хвалительных, экзапостилларие и утренней стихире. Если воскресное Богослужение положено без бдения, то с вечера совершается 9-ый час, великая вечерня и малое повечерие, – по утру: воскресная полунощница и утреня с первым часом. На воскресной литургии для прославления события воскресения предназначаются: тропари на блаженных, припев второго антифона, после приидите поклонимся – тропарь по входе, прокимен, чтение из Апостола и Евангелия и, наконец, причастен. Церковь воспоминанию воскресению воскресения Христова придает столь высокое значение, что не оставляет его и в том случае, если в день воскресный случится праздник (кроме Рождества Христова, Богоявления и Воздвижения положено Уставом совершать на дни воскресные бдение с алою пред ним вечернею; а с Воздвижения до Пасхи, если не случится в воскресения великих праздников со бдением, положено совершать с вечера великую вечерню с 9-м пред нею часом и повечерием после нее; а утром – воскресную полунощницу и утреню с 1-м часом. Утреня совершается с полиелеем, если воскресенья будут между 22 сентября и 20 декабря, и 14 января и неделей сырной, и без полиелея, но со чтением Евангелия, если воскресенья будут стоять от недели сырной до 22-го сентября, и от 20 декабря, до 14-го января. Вместо хвалите поются тогда непорочны, или псалом 118-й.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

По великом входе «Исполним утреннюю». По каноне малый. После литургии благословение яств и первый час. Поздняя литургия с 3-м часом. А 6 и 9 перед вечерней. На поздней все ектении без пропусков. После поздней молебен Пасхи и Тебе Бога. Где поздней нет то в 9 ч. у. 3-й час и молебен. Если Благовещение в понедельник, малой вечерни в день Пасхи не совершаем, а великую, как в уставе великой Церкви и паремий на вечерни не читаем, а Евангелие Сущу позде. Вся служба воскресна. После же стихир Пасхи, выходят на литию, после которой тотчас же Слава Святей и утреня. Тропарь Благовещения после Слава и ныне (Да воскреснет и стихи). После великой, Воскресения день и канон Пасхи. Слава и ныне, тропари из канона Благовещения. После 3-й, Евангелие Благовещения, после 6-й Пасхи. (На утренях пасхальной недели воскресные Евангелия). Воскресение Христово 3-жды. После канона эксапостиларий воскресный. Стихиры Пасхи и отпуст. Паремии же и стихиры Благовещения исполняются в субботу, акафиста, заранее. Опять повторим, что лучше бы службу перенести на понедельник Фоминой. Обычно на святой неделе порядок такой: утром, часов в 6, утреня с Евангелием (понедельник Иоанна, вторник Луки, среда Марка, четверг Иоанна, пятница Иоанна, суббота Матфея.) часы 1-й и 3-й и обедня, по окончании которой крестный ход. В четыре часа 6-й и 9-й часы и вечерня с повечерием. Во вторник Фоминой, крестный ход на кладбище и лития по усопшим. В Преполовение на воду. Три последние дня Пасхи крестные ходы в поле, и вся служба Пасхи, даже часы. Вознесение часы из избранных псалмов, но без чтений Апостола и Евангелия. Весь май месяц, после литургии, молебен Божьей Матери, а вечером, после всенощной, проповедь, осенение и стихиры Божьей Матери. Отдание Вознесения совершаем в четверг. В пяток, а не в субботу, поминаем усопших. В субботу же предпразднество Пятидесятницы, совершаем литургию предпразднества, водоосвящение и крещение оглашенных – где есть, и часы из псалмов избранных. Всенощная по чину. В Пятидесятницу литургию по 3-м часе в 9 часов утра. По Благословенно Царство, поем Царю небесный. По литургии вечерня с коленопреклонением 6 часу вечерней утреня Святому Духу, с чтением Евангелия от Марка: Знамения же…, а в самый день на литургии Апостол: Деяний и Евангелие Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

551 Эти дни суть: 26-го сентября; 26-го октября; 13-го ноября; 6-го декабря; 1-го, 17-го, 20-го, 25-го и 27-го января; 12-го, 24-го февр.; 23-го апреля; 8-го, 9-го мая; 24-го, 29-го июня; 29-го августа. 552 Евангельская стихира (воскресная) поется, при исхождении в притвор, в те Недели (воскресения), в которые она не была пета на утрени пред великим славословием, а вместо нее пелась стихира праздника (См., например, Тип., послед. 21-го ноября в Неделю, послед. Недели праотец, Отец и других). 553 Так бывает почти во все Недели, начиная с Недели мытаря и фарисея (Тип., послед. Нед. мытаря и фарисея и Тип., гл. 2, 3, 4, послед. 8-го сентября, 1-го января и др.). Но иногда назначается читать Оглашения Студитовы прежде отпуста утрени (Тип., послед. 8-го мая, 13-го августа, в Неделю отдания Благовещения, в З-ю Нед. Велик. поста). 554 В последованиях на 8-е сентября, 26-го сентября и иных об этом прямо говорится. Но есть в Типиконе и такого рода указания, из которых видно, что иногда елеопомазание должно совершаться и не в притворе. В последовании Типикона на 15-е августа, если оно случится в Неделю (воскресение), сказано: «дается, елей от кандила праздника, таже стихира евангельская, и Оглашение Студитово, и обычное исхождение, и час 1-й е притворе». Когда елеопомазание совершается в притворе после утрени пред 1-м часом, тогда по Уставу, следует быть прочитана в нем молитва: «Владыко многомилостиве», читаемая на литии, пред освящением хлебов, пшеницы, вина и елея (Тип., гл. 3) (См. выше). 555 В 9-й главе Типикона, где указан порядок богослужения в седмичные дни, сказано, что утреня совершается в храме, и после отпуста 1-го часа бывает обычное похождение из храма, и поем литию об усопших. 557 В дни Великого поста, в которые не бывает литургии, а положено сряду за 9-м часом совершать в храме чин Изобразительных и потом вечерню, в те дни вечерня начинается без возгласа священника, а словами: «Приидите, поклонимся», и после чина Изобразительных, совершаемого пред вечерней, не бывает отпуста (Тип., послед. понед 1-й седмицы Великого поста). Если же вечерня совершается пред литургией, то после чина Изобразительных бывает отпуст, а в начале вечерни – возглас иерея (Тип., послед. среды 1-й седм. велик, пост.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

«Господи, помилуй» (трижды). «Слава, и ныне». «Отче наш…». Священник (возглас): «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь». «Господи, помилуй» (12 раз). «Слава, и ныне». «Приидите, поклонимся...». В Часослове только в последованиях 9-го часа, полунощницы и 3-го часа присутствует «обычное начало» (это означает, что данные службы являются начальными в «своей» группе служб). В то же время остальные богослужения (например, вечерня и малое повечерие) не имеют обычного начала, что явным образом указывает на их следование за другими богослужениями (вечерня, в частности, совершается после 9-го часа, а малое повечерие – после вечерни). Такое разделение суточного круга на три группы служб имеет своим основанием слова Псалмопевца: «Вечер и заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой» ( Пс. 54, 18 ), а также слова церковной молитвы: «Вечер, и заутра, и полудне, хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех…» 44 . Церковные сутки открывает вечерняя группа служб, которая начинается 9-м часом. Причем 9-й час имеет принципиальное литургическое значение: являясь началом вечернего богослужения, которое имеет отношение к грядущему дню, 9-й час сам завершает службу уходящего дня, так как на нем читаются тропарь и кондак уходящего дня. Это символизирует непрерывность богослужения в Православной Церкви. Все неизменяемые молитвословия служб суточного круга находятся в Часослове и в Следованной Псалтири (часть II) 45 . Следует, однако, обратить внимание на то, что Часослов начинается со служб утренней группы. Из находящихся в нем последований в современной приходской практике регулярно совершаются только утреня, 1-й, 3-й, 6-й, 9-й часы и вечерня. Что же касается других служб, то великое повече­рие и последование изобразительных совершаются только в навечерие Рождества Христова и Богоявления, а также в седмичные дни Великого поста; малое повечерие совершается крайне редко (в некоторых храмах не совершается вообще); полунощница обычно служится только раз в году (перед пасхальной утреней), а чин о панагии перешел в разряд исключительно монастырских богослужений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Авторитетным сторонником выделения литургии из ряда служб суточного круга является протопресвитер Александр Шмеман , который, приводя список служб суточного круга, не называет литургию. Более того, он различает Евхаристию и «богослужение времени» (суточный, седмичный и годовой круги богослужения), называет эти два типа богослужений «двумя полюсами литургической жизни Церкви». В частности, в пользу выделения Евхаристии из суточного круга он ссылается на то обстоятельство, что Евхаристия «не связана по существу ни с каким определенным часом», так как «в схеме суточного круга литургия может занимать различные места: до вечерни, после вечерни и т д ». Если службы суточного круга «уже одними своими названиями – утреня, вечерня, часы и т д – …указывают на свою “окрашенность” временем, на свою неотрываемость от него», то литургия, когда бы она ни служилась, «в воскресный, праздничный или иной какой день, вечером или ночью, в своем существе она не зависит ни от этого дня, ни от часа, ими не определяется и не ограничивается» 42 . В древности, особенно в монастырях, каждая служба суточного круга совершалась отдельно от других. Но впоследствии Церковь , «снисходя к житейским нуждам христиан, к их немощи, назначила отправлять по несколько служб вместе за один раз, именно – все указанные службы она назначила совершать в продолжение суток три раза, составив из них службу утреннюю, службу около полудня и службу вечернюю» 43 . Утреннюю группу служб составили, таким образом, полунощница, утреня, 1-й час; дневную – 3-й час, 6-й час и литургия; вечернюю – 9-й час, вечерня и пове­черие. О том, что такое разделение служб на три группы зафиксировано в Уставе, явным образом говорит наличие или отсутствие в последованиях служб начальных молитвословий. Эта совокупность начальных молитв называется «обычным началом» и совершается по следующей схеме: Священник: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». «Царю Небесный...». Трисвятое . «Слава, и ныне». «Пресвятая Троице…».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010