Все эти жертвы, а равно и другие должно приносить со смирением и искренней молитвой, и тогда они будут приятны Богу и полезны нашей душе. Если же мы будем приносить их без молитвы, с гордостью, напоказ, то как бы дорого они нам не стоили, Бог не примет их и не будут он спасительны для нас. О церковном богослужении Церковным Богослужением называются молитвы и священные действия, совершаемые в храме священными лицами по установленному порядку. А когда человек молится дома без священника один или всей семьей, такая молитва называется домашней. В. Сколько всего церковных служб совершается в продолжение дня? О. Следующие девять: девятый час, вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий, шестой часы и литургия или обедня. В древнее время христиане собирались к каждой службе отдельно, но с течением времени это для многих христиан по причине служебных и домашних занятий сделалось трудно исполнимым и тогда стали собираться в храм на молитву три раза: вечером, утром и днем, отправляя каждый каждый раз по три службы. Таким образом, установлены три главных службы: 1) Вечерня. 2) Утреня и 3) Литургия или обедня. Совершение церковных служб начинается с вечера, потому что первый день при сотворении мира начался с вечера, – сначала был вечер, a потом утро. Вечером Вечерня совершается часа в три или четыре, в таком порядке: пред вечерней читается девятый час (по нашему счету 3 час пополудни), в котором, вспоминая смерть Иисуса Христа, просим умертвить наши грховные привычки и спасти нас. Затем – самая вечерня, в которой благодарим Бога за прошедший день и молимся о том, чтобы благополучно и безгршно провести вечер и ночь; – и потом повечерие – это ряд молитв, в которых просим Бога простить наши грехи и защитить нас от всяких врагов во время сна. Утром Утреня совершается в следующем порядке: сначала читается полунощница, потом – самая утреня и первый час. Полунощница – в древнее время совершалась в полночь, на память о втором пришествии, имеющем быть, по верованию церкви, в полночь.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В течении дня Церковь посвящает на молитву следующие времена: вечер, пред отходом ко сну, полночь, утро, 1, 3 и 6-й часы дня, полдень и 9-й час дня. Соответственно этому существуют у нас 9 служб дневных: Вечерня, Повечерие, Полунощница, Утреня, 1, 3, 6-й часы дня, обедня и 9-й час дня. Для лучшего распределения молитв, согласно с занятиями христиан дома и в обществе, эти 9 служб соединяются по нескольку вместе, и таким образом является 3 священных времени, и потому три службы дневных: 1) Вечерня, т. е. 9-й час, собственно Вечерня и повечерие; 2) Утреня, т. е. Полунощница, собственно утреня и 1-й час; 3) 3, 6-й часы и литургия, составляющие вместе обедню. Общий порядок Богослужения дневного начинается с 9 часа дня и оканчивается обеднею следующего дня. Богослужение в течение этого времени в общих чертах одинаково для всех дней года, будет ли то праздник, или обыкновенный будничный день, или пост. Смотря на Богослужение будничного дня, как на основное для всякого Богослужения годового, мы должны будничное Богослужение рассмотреть с некоторою подробностью. а) Вечерня По примеру бытописателя Моисея, начинавшего счет дней творения с вечера, а потом и по примеру Ветхозаветной Церкви, Церковь православная начинает свой священный, день с вечера, и началом дневных служб полагает 9-й час дня, предшествующий Вечерне. В 9-й час дня Церковь воспоминает минуту спасительной смерти Господа Иисуса Христа, и, кроме того, переносит мысль христианина от конца дня к концу жизни, называемому смертью . Такие печальные воспоминания, соединенные с надеждою на одну милость Божию, исполняют сердце Христианина с одной стороны чувством скорби, с другой–чувством радости, которое есть плод надежды на Бога. В 1-м псалме 9-го часа (Коль возлюбленна селения твоя...) описывается будущее блаженное жилище человека, под видом храма Божия, и изображается сладость пребывания в этом жилище; во 2-м (Благоволил еси Господи...) Христианин благодарит Господа за великие благодеяния, явленные ему в этой жизни; в 3-м (Приклони Господи ухо Твое...) просит Бога услышать его моление, спасти и помиловать его по великой милости, наставить его на истину и избавит от врагов, так чтобы враги увидели, что Господь помогает ему. Заключительная молитва 9-го часа есть как бы последний вопль души, отходящей к Богу. Здесь мы просим долготерпеливого к нашим согрешениям Бога отверзть нам, как разбойнику, двери рая, очистить нас от грехов, и спасти нашу душу: поскольку исчезли в суетных заботах наши дни; просим облечь нас в нового человека, чтобы мы жили для Господа и, последовав Его воле, достигли царства небесного,–где непрестанное веселие любящих Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

священник Николай Антонов 2. Порядок и изъяснение церковных служб 46. Церковные службы Как уже было сказано (§ 4), все церковные службы могут совершаться или по желанию отдельных лиц, или для целого христианского общества. Но не каждый из членов православной Церкви в состоянии бывает пригласить священнослужителя для совершения службы для себя, и общественное предназначение Храма Божиего и православной Церкви не было бы достигнуто, если бы совершение служб было поставлено в зависимость от желания отдельных лиц. Поэтому Церковь установила для совершения служб во храме определенное время, чтобы всякий молящийся мог прийти в храм и «пролить свою молитву ко Господу». Служб, предназначенных ныне Св. Церковью для общественной молитвы и совершающихся каждый день в положенные часы, девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, «первый час», «третий час», «шестой час», «девятый час», обедня. Эти службы называются повседневными. 47. Что называется службой Церковной службой называется соединение по особому плану, в один состав молитв, отделов из Священного писания, песнопений и священных действий для выяснения какой-нибудь определенной идеи или мысли. Благодаря тому, что в каждой службе православного богослужения последовательно развивается определенная мысль, каждая церковная служба представляет стройное, законченное, художественное священное произведение, рассчитанное на то, чтобы при посредстве словесных, песенных (вокальных) и созерцательных впечатлений создать в душе молящихся благочестивую настроенность, укрепить живую веру в Бога и подготовить православного христианина к восприятию Божественной благодати. Найти руководящую мысль (идею) каждой службы и установить связь с нею составных частей – есть один из моментов изучения богослужения. Порядок изложения той или другой службы называется в богослужебных книгах «чином» или «последованием» службы. 48. Происхождение повседневных служб Названия повседневных служб указывают на то, в какой именно час дня надлежит совершать каждую из них. Напр. вечерня указывает на вечерний час, повечерие – на час, следующий за «вечерею» (т.е. за вечерней трапезой), полунощница – на полночь, утреня – на утренний час, обедня – на обеденный, т.е. полуденный, первый час – по-нашему значит 7-й час 49 утра, третий час – наш 9-й час утра, шестой час – наш 12-й час, девятый – наш третий час пополудни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

445 Великий Пяток, утреня, антифон 6-й, седален. 446 Великий Пяток, утреня, трипеснец, п. 5, 2. 447 Великий Пяток, утреня, трипеснец, п. 8, 2, русский перевод Е. Ловягина. 448 Великий Пяток, утреня, трипеснец, п. 8, 3 — русский перевод Е. Ловягина. 449 Великий Пяток, утреня, трипеснец, п. 8,4 — русский перевод Е. Ловягина. 450 Великий Пяток, утреня, трипеснец, п. 8, 1 — Срав.: утреня, антифон 6-й, трипеснец, п. 3, п. 6 и антифон 3-й. 451 Мк.14:35; «Моление к могущему спасти Его от смерти (Евр. 5:7), — говорит св. Григорий Богослов, — борение, кровавый пот (Лк. 22:44) и другое, сему подобное, — относятся к естеству (человеческому), которое подлежит страданиям, а не естеству (Божества), которое неизменяемо и выше страданий». Св. Григорий Богослов. Творения. Т. 1. Слово 30-е. С. 439. 452 Лк. 22:44. 453 Человеку присуща естественная боязнь и отвращение смерти. «Душа, — говорит св. Иоанн Дамаскин, — не хочет разлучиться с телом по естественному сочувствию и сродству (­ единая ипостась — Г.Ш.), какие Творец вложил в душу с самого начала, из-за коих душа естественно страшится, мучается и отвращается смерти. И всем тварям по естеству свойственно влечение к тому, что поддерживает бытие. Посему и Бог-Слово, соделавшись человеком, имел таковое же стремление...; от того, что гибельно для жизни, Он отвращался, как например, во время страдания Он добровольно почувствовал содрогание пред смертью. Ибо, хотя происходившее совершилось по закону природы, однако же не по необходимости, как бывает с нами, так как то, что было естественно, Он принимал на Себя добровольно — по Своему хотению». Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение веры, III, 3. Полное собрание творений, 1, 288—289. 454 Евр. 5:7. 455 Евр. 5:8. 456 Мф. 26:42. 457 Великий Пяток, утреня, антифон 5-й, тропарь 2. 458 Мк. 14:43. 459 Великий Четверг, повечерие, трипеснец, п. 8, 5. 460 Великий Четверг, повечерие, трипеснец, п. 9. 2. 461 Великий Пяток, утреня, антифон 11-и, тропарь 1. 462 Великий Четверг, повечерие, трипеснец, п. 9, 8.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Триады в защиту священно–безмолвствующих. С. 209—211). 507 Дионисий Ареопагит. О божественных именах 11, 6 (PG 3, 956 А). 508 Там же 2, 11 (PG 3, 649 С). 509 Григорий Палама. Триады I, 3, 22—24 (Γρηγορου του Παλαμ Συγγρμματα, κδ. απ Π. Χρστου. Τμος Α " . Σελ. 433—435=Григорий Палама. Триады в защиту священно–безмолвствующих. С. 83—85). 510 Ср.: Мф. 26:30; Мр. 14:26 (слово «воспев» указывает на пение псалма). 511 Ср.: 1 Кор. 14:26 («у каждого из вас есть псалом»); Еф. 5:19 («назидая самих себя псалмами»); Кол. 3:16 («вразумляйте друг друга псалмами»). 512 См.: Тафт Р. Византийский церковный обряд. Краткий очерк. СПб., 2000. С. 20—21. 513 Автору этих строк довелось в 1992 году принять участие во всенощном бдении в афонской Лавре святого Афанасия в день памяти этого святого: богослужение продолжалось около 15 часов без перерыва и включало в себя вечерню с литией (длившуюся около четырех часов), утреню (около шести часов), часы, таинство Крещения (два часа) и Божественную Литургию (три часа). 514 Игнатий (Брянчанинов), епископ. Сочинения в 5 томах. Т. 2. СПб., 1886. С. 1X1—182. 515 Ср.: Верховской С. Об имени Божием. С. 45. 516 Молитва, читаемая на всех богослужениях суточного круга. 517 Вечерня. Молитва светильничная 1–я. 518 Вечерня. Молитва светильничная 3–я. 519 Вечерня. Молитва светильничная 4–я. 520 Вечерня. Молитва светильничная 7–я. 521 Утреня. Молитва светильничная 1–я. 522 Утреня. Молитва светильничная 2–я. 523 Утреня. Молитва светильничная 4–я. 524 Утреня. Молитва светильничная 6–я. 525 Утреня. Молитва светильничная 8–я. 526 6–й час. Тропарь. 527 Этот стих псалма исполняется также в конце праздничных вечерни и утрени. 528 Чинопоследование оглашения. 529 Там же. 530 Там же. 531 Таинство Крещения. 532 Воды. 533 Таинство Крещения. Молитва на освящение воды. 534 Там же. 535 Молитва на измовение в 8–й день. 536 Таинство елеосвящения. 537 Чинопоследование пострижения в рясофор. 538 Более подробный список см. в: Православная Церковь о почитании Имени Бо–жиего и о молитве Иисусовой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Устав для совершения каждой службы назначает определенное время, причем различные виды одной и той же службы могут совершаться в разное время. Вечерня почти всегда совершается вечером (кроме тех случаев, когда она соединяется с литургией). Однако все три вида вечерни (малая, вседневная и великая) должны, согласно Уставу, совершаться в разное время. Малая вечерня бывает «прежде солнечного захождения» (Типикон, глава 1-я); великая вечерня на бдении начинается «по еже зайти солнцу мало» (Типикон, глава 2-я); тогда как вседневная вечерня – «пред вечером мало» (Типикон, глава 9-я). Как видно, Типикон указывает только приблизительное время для начала богослужений; конкретный же час определяется в соответствии с местом и временем года. Повечерие малое совершается «по вечери», то есть после вечерней трапезы, после ужина, который бывает по окончании вечерни. Великое повечерие, совершаемое во дни Великого по­ста (не на бдении), начинается, по Уставу, «о часе 9-м» (Типикон, последование понедельника 1-й седмицы Великого поста), то есть по-нашему примерно в 15 часов. В то же время великое повечерие на бдении в праздники Рождества Христова и Богоявления начинается, по Уставу, после полуночи, в 4 часа утра («о часе 10-м нощи» – см. Типикон, 25 декабря 46 ), а великое повече­рие на Благовещение начинается в 19 часов («при часе 1-м нощи» – см. Типикон, 25 марта). Полунощница совершается рано утром, сразу после ночного сна (в монастырях). Исключение составляет пасхальная полунощница, которая совершается до полуночи, начинается примерно в 23 часа по местному времени. Утреня, если она не входит в состав всенощного бдения, совершается рано утром, почти сразу же после полунощницы (после небольшого перерыва). В Неделю Пасхи утреня начинается ровно в полночь (это самая ранняя утреня в году). Службы часов назначены Уставом на 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы дня по восточному счислению. В переводе на современную систему отсчета времени получится следующее: 1-й час ≈ 7 часов утра; 3-й час ≈ 9 часов утра; 6-й час ≈ 12 часов дня; 9-й час ≈ 15 часов дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В полночь ударяют во все колокола и начинается пение великого славословия, тропаря и кондака, по окончании которых, при пении канона Христос рождается, совершается крестный ход вокруг храма, знаменующий: а) Путешествие Марии и Иосифа в Вифлеем. b) Путешествие волхвов и шествие пастырей. с) Радость духовную по случаю Рождения Спасителя. Вернувшись в храм, совершают литургию Златоуста (всегда) после чего благословляют в притвор хлебы и яствия. В 9 часов утра совершается поздняя литургия и молебен. Теперь объясним, почему литургию на Рождество Христово надо совершать в полночь. По преданию Христос родился в полночь, по Евангелию – ночью. Прилично время рождения Спасителя озаглавливать именно литургией, а не другой службой, тем более, что и по уставу, обедня (как и на Пасху) должна быть по рану. Но на Пасху – Христос воскрес, или, во всяком случае, явился воскресший под утро, здесь же Он явился на земле в самую ночь. Чем же лучше ознаменовать наступление дня Рождества Христова, как не обедней? Затем, следующее соображение. Утреня соединена с повечерием, следовательно, обязательно должна совершаться с вечера. Конечно, можно бы всенощную начать с десяти часов, чтоб она закончилась к полуночи, и абие, по славословии ход и обедня. Но для истового исполнения той и другой службы, это утомительно. Впрочем, там, где привыкли к этому, можно утреню совершать с обедней. Это особенно удобно в те года, когда Рождество Христово в понедельник и вечерня бывает отдельно. И так: Обычно: Сочельник-канун: 9 ч. ут. часы и тотчас вечерня св. Вас. Вел. 6 ч. дня. Повечерие и Утреня. 12 ч. ночи. Литургия. или Пятница Сочельник: 9 ч. ут. Часы и обычный обед. Суббота канун: 9 ч. у. веч. Св. Вас. В. 5 ч. Пов. и Утр. 12 ч. н. Литургия или Пятн. Сочельн. 9 ч. у. Часы и обед. Субб. 9 ч. у. Вас. В. Неделя Канун: день 3 ч. Вечерня ночи 10½ ч. Повеч. Утреня и 12 ч. Литургия. Продолжительность служб: Часы с литургией три часа. Часы с обычным обедом два часа. Вечерня Василия Великого Час три четверти. Литургия Василия Великого одна полтора часа. Одна вечерня полтора. Всенощная два часа. Литургия с крестным ходом час, а вместе, два с половиной.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

с) монашествующими продолжается бдение до рассвета; в большом храме «делается то, что повсюду делается по воскресениям» (утреня с Литургией или только Литургия?); другая служба сразу в храме Воскресения: псалмы и молитвы; f) ежедневная вечерня. ПРИЛОЖЕНИЯ 1–е приложение Византийский Часослов как синтез двух монашеских систем Идеальное деление часов Городские монахи Пустынные монахи 24.00 ч. Полночь Полунощница 03.00 ч. Петлоглаш. бдение (4-я стража) 06.00 ч. Рассвет Утреня отдых/1-й час 09.00 ч. 3-й час 3-й час 12.00 ч. Полдень 6-й час 6-й час 15.00 ч. по полудне 9-й час 9-й час 18.00 ч. Светильник Вечерня занятия 21.00 ч. Повечерие мол.перед сном бдение (1-я стража) Опыт синтеза 24.00 ч. Полунощница и отдых 03.00 ч. 1–я часть утрени: шестопсалмие, 2 или 3 кафисмы, седальны и святоотеческие чтения < Воскресное бдение: антифоны и евангелие > 06.00 ч. 2–я часть утрени: Пс. 50, канон, Пс. 148–150, Слава в Вышних, 1–й час 09.00 ч. 3–й час 12.00 ч. 6–й час (и Литургия) 15.00 ч. 9–й час и обедница (если не было Литургии) 18.00 ч. Вечерня (с Литургией Преждеосвященных) 21.00 ч. Великое повечерие: шестопсалмие и 2 трипсалмия или малое повечерие и отдых. 2–е приложение О вечерней лампадке 1. Предание (25): перед вечерней трапезой под председательством епископа диакон приносит свет и, стоя на середине, произносит «евхаристию» над светом. бывает поклонение Господу Богу и говорится: Χαρε Φ? (Радуйся, Свет). умирающая сестра благословляет с благодарением вечернюю лампадку; тот же чин совершался в это время в храмах. благодарение за свет с анонимным песнопением Φ " ιλαρν (Свете Тихий), к нему прибавляется славословие Св. Троице. 6. Эгерия: в 10–м часу, перед вечерней, имеет место Светильник («у нас называется Lucernale»); лампадки зажигаются огнем от св. Гроба и делается бесконечное просвещение (lumen infinitum). a) Пс. 50 как вступление (то, что перед ним, принадлежит бдению), b) утренний псалом: 62 (или 142, или 56, или 87, или 89, или 107), c) песнь Ветх. Завета: по воскресеньям песнь Моисея или Дан 3:33,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Праздника Минеи Восрес. Сл. праздника Кондак на Часах Святому Оба Кондака ппеременно Минея Святому Праздник МИНЕЯ СВЯТОМУ Восресный гласа Шест.← Слав.→ 1,6 час- Святому, 3,9 час- Воскресн. 1,6 час- Праздник, 3,9 час- Воскресн. Праздник Минеи 1,3,6,9 часы- Праздник. Составил Ростислав Иванян Порядок рядового чтения кафизм в течение всего года На утрени по две кафизмы На утрени по Три кафизмы На утрени по три кафизмы и, кроме того кафизмы на часах 1) От Фоминой недели до Отдания Воздвижения 2) От предпразднества Рожд. Христова до отдания Богоявления 3) В Мясопустную и Сыропустную Седмицы 1) От отдания Воздвижения до предпраздн. Рожд Христова 2) От отдания Богоявления до субботы перед Неделею о Блудном сыне В 1ю, 2ю, 3ю, 4ю, 6ю Седмицы Великой Четыредесятницы В 5ю Седмицу Великой Четыредесятницы В 5ю Седмицу Великой Четыредесятницы, если в Четверток 5й Седмицы случится Благовещение В Страстную Седмицу Утреня Вечерня Утреня Утреня 3,6,9 часы Утреня 3,6,9 часы Утреня 3,6,9 часы Утреня 3,6,9 ч Воскресение Вторник 10 11 12 14 15 16 11 12 13 15 16 18 13 14 15 10 11 12 14 15 16 Четверг 13 14 15 10 11 12 10 11 12 Пятница 13 14 15 13 14 15 13 14 15 Суббота В Недели о Блудном сыне, Мясопустную и Сыропустную на Утрене поется 136 пс. “На реках Вавилонских”. Третья кафизма не положена в те недели, в которые поется полиелей. Аще будет в дни седмицы великий святой, полиелей — на Утрене 2 кафизмы, а на вечерни — рядовая третия. В Пс. и Типиконе не указано чтение на суб. 5й седмицы на Утрене. В Триоди сказано: “Стихословим Пс. Кафизму 16ю”. И после первых 4х кондаков Аккафиста сказано: “Таже стихословим “Непорочны””. Этой главы нет в Малой Псалтири. Она находится в Псалтири с возследованием. И в Типиконе. Таблица тропарей и кондаков на Литургии седмичных дней: понедельника, вторника, среды, четверга и пятка в храме Христа Спасителя Если случится святой, имеющий или бдение, или полиелей, или славословие Если случится предпразднество или попразднество Господского праздника Если случится предпразднество или попразднество Богородичного праздника

http://azbyka.ru/kanonarh-metodicheskoe-...

Идейное содержание утрени. В последовании утрени содержатся следующие темы: – состояние человечества после грехопадения (шестопсалмие); – Рождество Христово, Воплощение («Бог Господь...»); – наиболее полное отображение празднуемого события, прославление празднуемого святого (канон, а также (если есть) полиелей и хвалитные стихиры). В последовании утрени есть как неизменяемые, так и изменяемые молитвословия. Неизменяемые тексты утрени находятся в Служебнике, Следованной Псалти­ри и Часослове, а изменяемые – в Октоихе, Минее и Триоди. §1. Виды утрени Устав Православной Церкви различает три вида утрени. 1. Вседневная утреня совершается в седмичные дни в случае святых без знака или шестеричных. Этот вид утрени в отличие от других не имеет праздничных элементов (то есть не поется полиелей или великое славословие). 2. Утреня с великим славословием совершается в седмичные дни в праздники святых со славословием, отмеченных в Типиконе знаком в виде красной скобы с тремя точками внутри. Также утреня с великим славословием назначается Уставом в дни отданий двунадесятых праздников. Эта утреня от вседневной отличается пением великого славословия и праздничным окончанием. 3. Полиелейная утреня, как можно понять по ее названию, отличается от других видов утрени пением полиелея, это самый торжественный вариант утрени. Полиелейная утреня назначается Уставом во все великие, бденные и полиелейные праздники, а также в воскресные дни 205 . Необходимо заметить, что в данную классификацию не входит пасхальная утреня, которая совершается во все дни Светлой седмицы и последование которой существенно отличается от полиелейной утрени. Потому пасхальная утреня занимает исключительное место среди всех видов утрени 206 . Кроме того, вседневная и полиелейная утрени, совершаемые в седмичные дни Великого поста, также имеют много особенностей, потому их последование с учетом всех великопостных элементов обычно рассматривается в разделах, посвященных богослужениям в период Великого поста 207 . §2. Вседневная утреня

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010