К утрене без отпуста присоединяется 1-й час (с кафизмой; на часе читаются тропарь и кондак Б.; в конце - 3 земных поклона); бдение заканчивается отпустом и помазанием братии елеем. Перед 3-м часом совершается лития - обхождение мон-ря с пением тропаря и кондака праздника; далее 3-й и 6-й часы и чтение слова свт. Иоанна Златоуста «Πλιν χαρς εαγγλια». «Около 9 часа» (приблизительно в 15.00) читаются 9-й час с кафизмой и поскору изобразительны. Сразу начинается вечерня с полной литургией (в обычном случае - свт. Иоанна Златоуста); на ней кафизмы нет; на «Господи, воззвах» 11 стихир (дважды самогласен и 3 подобна Триоди, 3 Б. и 3 арх. Гавриила (последняя со своим стихом), «      » - праздника), во время к-рых совершается протесис (проскомидия); далее вход с Евангелием, «    », 2 паремии дня со своими прокимнами и 2 паремии Б., великопостный прокимен «    », малая ектения и, начиная с Трисвятого,- полная литургия (чтения и литургийные песнопения те же, что в Типиконе Великой ц. и Студийском уставе). На трапезе - «утешение братии велие»: в этот день разрешено вкушение рыбы (запрещенное Иерусалимским уставом для периода Четыредесятницы), вина и елея, а в Страстную седмицу - только вина и елея (в Великие пятницу и субботу - вина и невареной пищи без елея). Если Б. попадет на субботу или неделю, литургия совершается утром (вечерня же - в свое время); при празднике в неделю на литургии - входный стих (тот же, что и в Студийском уставе). Повечерие поскору, без поклонов и канона. На др. день (26 марта) утреня - с Аллилуия, на к-рой к песнопениям Триоди прибавляются благовещенские и арх. Гавриила; этой утреней празднование Б. и заканчивается. Указания печатных рус. Типикона, изданного в Москве в 1633 г., и греч. Типикона 1577 г. почти буквально соответствуют друг другу. В отличие от них первопечатный рус. Типикон 1610 г. содержит ряд особенностей: в предпразднство Б. не отменяется пение Октоиха; имеется детальное описание порядка литии вне мон-ря (представляющее собой видоизмененный чин молебна) и др.

http://pravenc.ru/text/149269.html

320-355), утреня Великой Пятницы начинается сразу после повечерия Великого четверга (о трипеснце на повечерии см. ст. Великий четверг, разд. " Византийская гимнография " ). Вслед за начальной частью и " Аллилуия " с тропарем Великого четверга читается " Diaq " kh " (Завет, т. е. 1-е Евангелие Страстей, содержащее Прощальную беседу Спасителя) и начинаются 15 антифонов. После каждых 3 антифонов поется седален и читается Евангелие. По 6-м Евангелии произносится ектения, поется кондак с икосом, и читается слово св. Георгия Никомидийского. Следуют блаженны, прокимен и 7-е Евангелие; Пс 50 и 8-е Евангелие; трипеснец (без библейских песней), светилен и 9-е Евангелие. Далее поются хвалитные псалмы и стихиры, читается 10-е Евангелие стихословится утреннее славословие ( " Слава в вышних Богу " ). Утреня оканчивается просительной ектенией, стиховными стихирами, 11-м Евангелием, " Благо есть " и Трисвятым, тропарем Великой Пятницы (глас 1, " Распеншуся тебе, Христе " ; ныне на 1-м часе) и сугубой ектенией; к утрене прибавлен 1-й час (тропарь часа заменен особым). Т. о., на утрене всего 11 Евангелий; тем не менее сразу после изложения порядка утрени составитель синаксаря замечает: " А 12-е Евангелие... читается на утрене " . 3-й и 6-й часы читаются вместе; последование 12 тропарей и дневных чтений Великой Пятницы (состоит из 4 частей, каждая по следующей схеме: 3 тропаря (с повторами), малая ектения, прокимен, паремия, Апостол, Евангелие) вставлено между тропарем и стихами 3-го часа (тропарь часа заменен особым). На 6-м часе (обычный тропарь часа, как в пост) - паремия с 2 прокимнами (те же, что и в Типиконе Великой церкви). Вечерня, предваряемая 9-м часом и изобразительными, совершается не в главном храме, т. к. тот закрывается для мытья и уборки перед Пасхой. На " Господи, воззвах " на вечерне - 6 стихир; бывает вход и чтения (те же, что и в Типиконе Великой церкви), сразу после сугубой ектении начинается литургия Преждеосвященных Даров (без " Свет Христов " и " Да исправится " ).

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

М. Ктиторские типиконы и богослужебные синаксари евергетидской группы//БТ. 2003. Сб. 38. С. 320-355), утреня В. п. начинается сразу после повечерия Великого четверга (о трипеснце на повечерии см. ст. Великий четверг , разд. «Византийская гимнография»). Вслед за начальной частью и «Аллилуия» с тропарем Великого четверга читается «Διαθκη» (Завет, т. е. 1-е Евангелие Страстей, содержащее Прощальную беседу Спасителя) и начинаются 15 антифонов. После каждых 3 антифонов поется седален и читается Евангелие. По 6-м Евангелии произносится ектения, поется кондак с икосом и читается слово св. Георгия Никомидийского. Следуют блаженны, прокимен и 7-е Евангелие; Пс 50 и 8-е Евангелие; трипеснец (без библейских песней), светилен и 9-е Евангелие. Далее поются хвалитные псалмы и стихиры, читается 10-е Евангелие, стихословится утреннее славословие («Слава в вышних Богу»). Утреня оканчивается просительной ектенией, стиховными стихирами, 11-м Евангелием, «Благо есть» и Трисвятым, тропарем В. п. (глас 1, «Σταυρωθντος σου, Χριστ» -      ; ныне на 1-м часе) и сугубой ектенией; к утрене прибавлен 1-й час (тропарь часа заменен особым). Т. о., на утрене всего 11 Евангелий; тем не менее сразу после изложения порядка утрени составитель синаксаря замечает: «А 12-е Евангелие... читается на утрене». 3-й и 6-й часы читаются вместе; последование 12 тропарей и дневных чтений В. п. (к-рое состоит из 4 частей, каждая по следующей схеме: 3 тропаря (с повторами), малая ектения, прокимен, паремия, Апостол, Евангелие) вставлено между тропарем и стихами 3-го часа (тропарь часа заменен особым). На 6-м часе (обычный тропарь часа, как в пост) - паремия с 2 прокимнами (те же, что и в Типиконе Великой ц.). Вечерня, предваряемая 9-м часом и изобразительными, совершается не в главном храме, т. к. тот закрывается для мытья и уборки перед Пасхой. На «Господи, воззвах» на вечерне - 6 стихир; бывает вход и чтения (те же, что и в Типиконе Великой ц.), сразу после сугубой ектении начинается литургия Преждеосвященных Даров (без «Свет Христов» и «Да исправится»).

http://pravenc.ru/text/150067.html

Следующим шагом на пути упрощения оффиция стали послание ( motu proprio ) папы Иоанна XXIII «Rubricam instructum» от 25 июля 1960 г. и выпущенный в том же году «Corpus rubricarum» для Б. и Миссала ( Salmon. La prière des heures. P. 855). Последним, еще сохранявшим связь с рим. традициями, стал Б., изданный в 1961 г. Реформа II Ватиканского Собора В ходе реформ, инициированных Ватиканским II Собором (1962-1965), традиц. рим. система суточных служб была фактически разрушена и заменена т. н. Литургией часов (Liturgia horarum). Впервые использовать такое название вместо Б. для обозначения литургической книги предложил в 1959 г. В. Раффа. Общие принципы реформы были выражены в конституции «Sacrosanctum Concilium» от 4 дек. 1963 г. (SC. 83-101): слово «литургия» употреблено потому, что это общая молитва Церкви (SC. 90), глас всего мистического Тела (SC. 99), слово «часов» - потому, что составлена для освящения всего течения дня и ночи (SC. 84). Издание «Liturgia Horarum» (1971-1972) было утверждено конституцией папы Павла VI «Laudis Canticum» от 1 нояб. 1970 г. (AAS. T. 63. 1971. P. 527-535). Во введении к 1-му тому Литургии часов помещалась «Генеральная инструкция о Литургии часов» (Instructio generalis de Liturgia Horarum - см. Roguet A. M. The General Instruction), предлагающая новое понимание оффиция как ритуализированного диалога человечества с Богом. Основные положения этого документа следующие. Поддержание общей молитвы народа Божия определяется как одна из главных обязанностей Церкви (ст. 1). Каждый католик, читающий «Liturgia horarum», участвует в молитве Христа и становится причастным божественной природе, поскольку молитвы Б. написаны Духом Святым (ст. 5-9). Однако в инструкции обосновывается и возможность перепоручения (deputatio) общественной молитвы отдельным членам Церкви, т. е. священству и монашествующим (ст. 23-26). Каждая служба оффиция отныне должна совершаться только в подобающее ей время (SC. 88). Утреня и вечерня рассматриваются как стержневые. Nocturnae заменяются Часом чтений, к-рый может совершаться в любое время. 1-й час, как появившийся в составе рим. оффиция позднее др. служб, упраздняется, а малые часы (3, 6, 9-й) сохраняются в качестве обязательных только при службе с участием хора (SC. 89), миряне же могут читать только один из часов по выбору. Увеличен срок для вычитывания полной Псалтири, вместо одной недели - 4 (SC. 91). Нек-рые псалмы и стихи опущены как не подходящие по смыслу. К каждому псалму прилагается своя коллекта. В «Литургию часов» включено множество новых, ранее не использовавшихся библейских песен (особенно из Апокалипсиса), все библейские песни из ВЗ перенесены на утреннюю службу, а из НЗ - на вечернюю, чего раньше никогда не было. Каждый псалом предваряется кратким комментарием, подобно Б. Киньонеса. Все службы начинаются с гимна. Центральное место отведено чтениям из Свящ. Писания (SC. 92), после чего положены короткий респонсорий и библейская песнь. Впервые в чине введено ритуальное молчание (SC. 30).

http://pravenc.ru/text/Бревиарию.html

 См.: Суд.6:37–38 .  См.: Авв.3:3 .  См.: Пс.67:17 .  См.: Лк.1:38 .  После кончины старца Клеопы подобная история произошла с ним самим: в одном монастыре случился пожар, и у некоей монахини выгорел весь ее домик вместе с содержимым, а также с окнами, полом и крышей. Нетронутым остался лишь обычный бумажный портрет старца Клеопы, которого она почитала, одиноко продолжавший висеть на стене.  Из книги «Predici la Srbtorile de peste an» [«Проповеди на праздничные дhu»].Edimura Christiana, 2001. Семью славословиями в Православии называется суточный круг богослужений, а именно: полунощница, утреня с первым часом, час третий, шестой, девятый, вечерня и повечерие (см. гл. 263 творений свт. Симеона Фессалоникийского). Молитвы святого Василия Великого входят в чин изгнания бесов.  «Отделяй Господу всё мужеского пола, разверзающее ложесна; и всё первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского пола, посвящай Господу, а всякого из ослов, разверзающего утробу, заменяй агнцем» ( Исх.13:13 ).  См.: Лк.19:35 .  См.: 1 Тим.3:6 .  Ср.:  Василий Великий,  святитель. Беседа 11. О зависти//  Василий Великий,  святитель. Творения. Т. 1. М., 2008. С. 964–965.  Ср.:  Иоанн Златоуст,  святитель. Слово 17. О зависти//  Иоанн Златоуст,  святитель. Творения. Т. 12. М., 2004. С. 605–606.   Ин.13:27 . В Румынии это, соответственно, 8 сентября и 15 августа. Прообразована – то есть нечто послужило Ее прообразом, символом. См.: Sfantul Ioan Damaschin. Bogorodisna gl. 1. Manastirea Neamt [Св. Иоанн Дамаскин. Богородичник, глас 1. Нямецкий монастырь], 1816. См.: Canon de panihida, pesna a 8a [Канон, поемый на панихиде, песнь 8]. См.: Sfantul Ioan Damaschin. Bogorodisna gl. 3. Ирмос на 9й песни канона в день Богоявления Господня. См.: 1 Цар. 18: 10 . См.: Рим. 12: 21 . См.: Максим Исповедник , святой. Слово подвижническое. Гл. 8//Добротолюбие. Т. 3. См.: Максим Исповедник, святой. Четыре сотни глав о любви. Вторая сотница. Гл. 9, 10//Там же. См.: 1 Ин. 3: 15 . Ср.: Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. Слово 89.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Более того, Благовещение открывает путь к обновлению и преображению всего мироздания: Минея праздничная. Благовещение Пресвятой Богородицы. Утреня. Светилен по 9-й песни канона.  Ангельских сил Архистратиг послан бысть от Бога Вседержителя к Чистей и Деве, благовестити странное и неизреченное чудо. Зане Бог, яко Человек, из Нея младодействуется без Семене, назидаяй весь человеческий род: людие, благовестите обновление мира  Предводитель ангельских сил был послан Богом Вседержителем к Чистой Деве, чтобы возвестить о странном и неизреченном чуде. Ибо Бог, как Человек, от Нее рождается без семени, научая весь человеческий род: люди, благовествуйте обновление мира. Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим Переходом от Великого поста к Страстной седмице служат два праздника: Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим. Пост святой Четыредесятницы завершается в канун Лазаревой субботы, и, хотя верующие продолжают поститься до Великой Субботы включительно, значение поста изменяется: это уже не покаянный пост, а пост в память о Страстях Христовых. Начиная с Лазаревой субботы Православная Церковь день за днем и час за часом вспоминает последние дни и часы земной жизни Господа Иисуса Христа. В Лазареву субботу вспоминается событие, о котором подробно рассказывается в Евангелии (см.: Ин. 11:1–44 ) и которое непосредственно предшествовало Входу Господню в Иерусалим. В богослужебных текстах это событие трактуется, прежде всего, как предвозвещение того всеобщего воскресения, которое ожидает всех людей в конце истории: Триодь постная. Лазарева суббота. Вечерня. Тропарь.  Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Темже и мы яко отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.  Давая уверенность во всеобщем воскресении накануне Твоих страданий, Ты воскресил Лазаря, о Христос Бог. Поэтому и мы, как дети, держа в руках знаки победы, воспеваем Тебе, Победителю смерти: осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Темой вторника являются как раз две притчи, которые читаются на вечерне. Это притча “О десяти девах” и “О талантах”. Они имеют, как видите, эсхатологическую направленность, они про конец мира. Ну, а тема среды, я уже тоже сказал — это Иуда предатель с одной стороны, и с другой стороны вот эта грешная женщина, которая возлила миро. Два персонажа. Еще скажу несколько слов. Распорядок дня. Какой распорядок в понедельник, вторник и среду, я бы сказал постный распорядок. На что он рассчитан? Во-первых, рассчитан на одну трапезу. Постный распорядок всегда такой, что имеет ввиду, что все в этот день будут есть один раз, а именно вечером. Вечером, когда солнце уже будет заходить, вот это называется постный день. Службы такие :утреня, часы (1-й,3-й,6-й,9-й), изобразительные (изобразительные -- это такая коротенькая служба, довесочек к часам, потому, что всегда к ним примыкает), и последняя самая главная вечерня, которая перетекает в Литургию Преждеосвященных Даров. Вот такой распорядок дня. И последняя служба, которая должна быть уже после ужина, она называется повечерие. Утреня рассчитана на то, что будет служиться очень рано, когда еще темно, это такая очень ранняя служба. Часы должны быть распределены по часам дня. Вечерня где-то в 3-4 вечера может быть по нашему с Литургией Преждеосвященных Даров, потом ужин, как раз к закату близко, и уже перед сном великое повечерие. Вот так должно быть по замыслу. Видите, да? Службы дня рассчитаны на одну трапезу и вот так они весь день собой заполняют. Как на практике? Ну, мы частично сказали, что происходит. Утреню служат накануне вечером, ну такой есть у нас с 19-го века, между прочим не раньше, только в 19 веке на Руси возник и распространился этот, не самый удачно, но наверно неизбежный обычай служить утреню с вечера. До 19-го века этого не было. Утреню служат всегда с вечера накануне с первым часом вместе (первый час всегда к утрене присоединяется), сам день в первую половину дня сначала читают часы все подряд без перерыва (3-й, 6-й, 9-й и изобразительные) и сразу после них начинается вечерня, которая перетекает в Литургию Преждеосвященных Даров.

http://predanie.ru/book/216458-v-pomosch...

Однако в наше время службы часов отдельно не совершаются: 1-й час присоединяется к утрене, 9-й час совершается непосредственно перед вечерней, а 3-й и 6-й часы совершаются вместе перед началом литургии. Божественная литургия, согласно 8-й главе Типикона, может начинаться в различное время суток. Так как после литургии следует дневная трапеза, то время начала литургии связано с продолжительностью евхаристического поста: в праздничные дни литургия начинается раньше, потому раньше бывает и трапеза, в другие дни евхаристический пост более продолжителен, поэтому и литургия начинается позже, и трапеза имеет место в более позднее время. В связи с этим самое раннее начало литургии назначается во все воскресные дни и в великие праздники, когда литургия начинается «в начале 3-го часа» (≈ 9.00). В субботу литургия должна начинаться «в начале 4-го часа», то есть примерно в 10.00. Наконец, во все остальные дни седмицы литургия начинается «в начале 5-го часа» (≈ 11.00), а трапеза – «в начале 6-го часа» (≈ 12.00). После полудня литургия совершается только тогда, когда служится после вечерни и соединяется с ней. В современной приходской практике все службы суточного круга (за исключением полунощницы, кото­рая, кроме Недели Пасхи, вообще не совершается в приходских храмах) делятся на две части: вечернюю и дневную (утреннюю). В вечернюю часть входят: 9-й час (к сожалению, не всегда совершаемый на приходах), вечерня, повечерие (иногда), утреня с 1-м часом. Дневная часть включает в себя 3-й, 6-й часы и Бо­жественную литургию. Начало вечернего богослужения колеблется от 15.00 до 18.00 (в зависимости от времени года и возможно­стей прихожан), а утреннее богослужение начинается в 8.00–10.00. Ранние литургии, совершающиеся в больших соборных храмах, могут начинаться в 7.00. Такова современная богослужебная практика в течение боль­шей части года (кроме периода Великого поста). В седмичные дни Великого поста службы совершаются следующим образом. Утренняя группа служб (полунощница 47 и утреня с 1-м часом) начинается примерно с 8.00.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Виталий Мигузов, Воронеж 06 января 2017г. 13:10 Михаил Вы явно богослужение воспринимаете только иррационально, ум Вам не просто не нужен, а сильно мешает. Прежде чем исполнять устав нужно знать смысл слов, а потом - вот посмотрите на эту схему богослужебного круга - http://azbyka.ru/vremya#1 Утреня заканчивается 1 часом. В нашей приходской практике разница составляет ровно 180 градусов. Перевернуто с ног на голову, и причина не в уставе, а в том что служить по уставу не можем, нет сил, вот и придумали - " иррациональность " . Аналогичная ситуация с литургией Преждеосвященных даров. Вечерню служим в 8 утра. По Страстной неделе - надо вообще отдельно говорить (поскольку мало кто знает, что вечерня на этой седмице является именно вечерней, и совершенно не предполагает темы следующего дня, как мы привыкли на всенощной). Про образ ангельского богослужения - не знаю к чему Вы вообще написали. Неужели ангелы утром приходят к Богу и говорят " Добрый вечер " , а вечером приветствуют друг друга - " Доброе утро " ? От такой несуразицы - что НИКТО не исполняет устав - Господь затыкает уши и долготерпит наше безумие до поры времени. Да и про служение литургии на восходе солнца - Вы это откуда взяли? Вы не знаете что на Руси называют обедней? Вы не знаете, что перед литургией служится 3 и 6 час? Посмотрите на схемку опять. Михаил, Пятигорск 06 января 2017г. 16:01 Еще раз. Учите устав! Утреня по уставу никогда не начинается после восхода солнца, но возглас " Слава Тебе, показавшему нам свет " - на восход солнца. Служить утреню после восхода солнца - грубейшее нарушение устава. После восхода солнца служится литургия. Вечерня начинается после 9-го часа, т.е. около 15.00 по нашему времени, так как в 18.00 уже по уставу правится повечерие. А нужно не только отслужить вечерню, но и еще поужинать после нее. Если ЛПД служить по Типикону, то она должна начинаться около 14.00 (так и на Афоне), и притом строго натощак с 12-ти ночи. А не вечером в 6 часов и пожравши, как делают обновленцы :) Понятно? :)

http://bogoslov.ru/article/5173392

Ефрема Сирина с 16-ю поклонами, после которых непосредственно следует 1-й час. Часы совершаются великопостные, с великими поклонами; 3-й, 6-й и 9-й часы совершаются вместе, но на них перед каждым часом не бывает благовест; на всех часах стихословия кафизм не положено; постный тропарь «Заутра услыша...» на 1-м часе и постные тропари и на других часах не поются, а читаются. После молитвы 9-го гласа «Владыко, Господи...» сряду бывают изобразительные, но они начинаются не пением «Блажен», как в дни Великого поста, а самыми изобразительными псалмами: «Благослови, душе моя...» и «Хвали, душе моя...», и затем, после «Единородный Сыне...», следуют «Блаженны» поскору (без пения): «Во Царствии Твоем...», «Помяни нас, Господи», «Помяни нас, Владыко...», «Помяни нас, Святый...», «Лик небесный...» и проч., как в Великом посту, кончая великими поклонами. Вечерня непосредственно после этих поклонов следует: «Приидите, поклонимся» трижды, «Благослови, душе моя...» ( Пс.103 ), и совершается вечерня обычная, вседневная, но с некоторыми особенностями великопостной вечерни. После «Свете Тихий» и прокимна (прокимен поется) на этой вечерне полагается паремия и прокимен перед и после нее; по «Трисвятом» же и «Отче наш» не поются, как в Великом посту, тропари «Богородице Дево, радуйся...» и проч., а положен тропарь: в среду – святого Минеи, в пяток – Триоди («Боже отец наших...»), «Слава и ныне», Богородичен по гласу тропаря; после следующей затем ектении («Помилуй нас, Боже...») и возгласа («Яко милостив...») положены «поклоны три великие» и молитва «Всесвятая Троице...», и далее, как на великопостной вечерне. Литургии в среду и пяток сырные не бывает. В среду и пяток сырные разрешается пост и дозволяется вкушать, как и в течение всей сырной седмицы, сыр, яйца и рыбу. В среду сырную вечера (накануне четвертка) повечерие поем малое и «поем канон Минеи на ряду в субботу хотящего прилучитися святаго». В пяток (накануне субботы) на малом повечерии «поем канон усопших, Октоиха, на ряду гласа». В субботу сырную утреня совершается с великим славословием.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010