Когда литургия совершается до вечерни, тогда соединение прочих служб между собою делается двояким образом, смотря по тому, бывает ли бдение, или не бывает. Если не бывает бдения, то все службы совершаются в таком порядке времени, в каком положено совершать отдельно каждую службу, именно накануне: а) Служба вечерняя состоит из 9-го часа 289 , вечерни, повечерия. Засим б) служба утренняя – из полунощницы, утрени, 1-го часа, соответствующего нашему 7-му. Наконец, в) служба полудня – из 3-го и 6-го часов литургии. Если же совершается бдение 290 , то потому уже, что бдение назначается всенощное (когда, следуя Уставу, не должно ложиться спать), не полагаются повечерие 291 и полунощница. Бдение начинается вечернею великою. А так как великая вечерня бывает уже близко к ночи, по заходе солнца, то в обыкновенное время вечерни пред закатом солнца полагается пред бдением еще малая вечерня. Итак, когда совершается бдение, не бывает полунощницы, а бывает, кроме великой, еще малая вечерня, и все службы совершаются в таком порядке: A. 9-й час, малая вечерня, повечерие (малое – в приходских церквах). Б. Великая вечерня, утреня, 1-й час (т. е. бдение). B. 3-й и 6-й часы, литургия. Когда литургия бывает после вечерни, тогда вечерня, большею частью, сряду совершается за часами и за нею – литургия. Немного бывает в году случаев, когда вечерня с литургиею совершаются отдельно от часов, именно: 1) когда совершаются царские часы и бывает в тот день литургия. Так, в Великий пяток, если в оный случится Благовещение, сперва совершаются царские часы особо, потом вечерня в соединении с литургиею св. Иоанна Златоустог о совершается отдельно от часов царских (Тип., послед. 26-го марта). Также в навечерия Рождества Христова и Богоявления Господня, когда вечерня соединяется с литургией св. Василия Великого ; вечерня с литургией отдельно совершается от часов царских (Тип., 24-го декабря и 5-го января). Устав также предписывает часы (3-й, 6-й и 9-й с Изобразительными) совершать отдельно от вечерни (в 8-м часу дня) с литургией и в том случае, если в Великий четверток или субботу случится Благовещение (Тип., послед. 25-го марта).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Мы бы посоветовали ему, прежде чем выводить такое резкое заключенье, воспользоваться правом, которым уже он часто пользовался при других обстоятельствах, именно проверить в различных списках Евангелий эти тексты с целью убедиться, не было ли тут простой ошибки переписчика. Если он не желал приступать к этой щекотливой для него работе, то мы можем явиться ему на помощь. В Александрийских хрониках мы находим, что в Евангелии св. Иоанна, им самим написанном, долгое время, сохранявшемся в Эфесе, стояло также, как и у св. Марка: был час третий. Даже и теперь существуют старинные рукописи, в которых написана такая именно фраза. Ренан должен это знать. Если же он этого не знает, то пусть просмотрит издания Нового Завета с вариантами. Не современные ученые открыли эти различия; они известны были еще в семнадцатом веке, как это можно видеть по Оксфордскому экземпляру Нового Завета, отпечатанному в 1675 году. Из этого экземпляра видно, что к тексту св. Марка не существует вариантов, и что его повествование наиболее строго последовательно. Чем обвинять в неверном указании часа распятия евангелистов, лучше было бы эту неточность отнести к вине переписчиков. Пойдем дальше. День, состоявший из двенадцати часов, был разделен у иудеев на четыре периода, которые назывались первым часом, третьим часом, шестым часом и девятым часом. Первым часом называли период времени от первого часа до третьего; третьим часом период времени от третьего часа до шестого и т. д. Говоря, что Иисус был распят в третьем часу, св. Марк указывал, что это событие произошло в период времени между девятым часом и двенадцатым. Св. Иоанн, говоря, что оно произошло около шестого часа, сказал этим, что оно произошло незадолго до двенадцати часов. В чем же тут противоречат евангелисты друг другу? Это противоречие существует только в воображении Ренана. Далее он утверждает следующее: Св. Иоанн говорит, что иудеи просили у Пилата снять тело Иисуса с креста, чтобы праздник Пасхи, долженствовавший наступить на следующий день, не был осквернен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

И был вечер, и было утро: день один Почему утреню у нас служат вечером, после вечерни, и все это вместе с первым часом именуется всенощным бдением? 19 мая, 2014 Почему утреню у нас служат вечером, после вечерни, и все это вместе с первым часом именуется всенощным бдением? Тема нашей очередной беседы с Алексеем Кашкиным, кандидатом богословия, заведующим библейской кафедрой Саратовской православной духовной семинарии, — освящение времени. Освящение суток. Суточный круг богослужения. Как этот круг сформировался, в чем его смысл, почему необходимо жить по его часам? — Для начала вопрос, задаваемый многими: почему богослужебные сутки начинаются с вечера? — Это заимствовано христианством из иудейской традиции: и был вечер, и было утро — день один (Быт. 1, 5). У иудеев до сих пор шаббат — субботний покой — начинается перед заходом солнца в пятницу. — Как исторически складывался богослужебный круг? Когда-то ведь была только одна Евхаристия… — Да, в первые века христианства, действительно, была Евхаристия и, как правило, соединенная с нею агапа — трапеза любви. Но такие богослужения, как вечерня и утреня, сложились очень рано. Вечерня была призвана освятить темное время суток, утреня — светлое. По Типикону, вечерня должна совершаться после захода солнца, утреня начинается до восхода, завершается, когда солнце уже взошло. В III веке, как сообщают документы, вечерня была короткой и главным в ней было внесение в богослужебное помещение светильника. За этим следовали благословение, чтение Священного Писания, короткая молитва и отпуст. Утреня же отделилась от агапы. В древности утреннее богослужение включало в себя две библейские песни: песнь Моисея и песнь трех отроков в печи огненной (из книги пророка Даниила). Пелись также некоторые псалмы и Великое славословие, которое мы поем и сегодня: «Слава в вышних Богу…». В последующие века чинопоследования вечерни и утрени расширялись, и появились часовые богослужения — часы, как мы их называем, 1й, 3й, 6й и 9й. — Почему часы именно так нумеруются? Каково содержание часовых богослужений и когда они совершаются в храме?

http://pravmir.ru/i-byil-vecher-i-byilo-...

24 Вечерня, стихиры на стиховне, «И ныне» (ed. Kourtesidou, 11, lines 295–96; 12, line 323); Утреня, песнь 9, тропарь 3 второго канона (ed. Kourtesidou, 44, line 1250). 25 Вечерня, стихиры на стиховне, «И ныне» (ed. Kourtesidou, 11, line 302). Ср.: Утреня, стихиры на хвалитех, тропарь 5: «Множество тебе почестей монашествующих как предводителю нашему, Отче наш » (ed. Kourtesidou, 49, lines 1382–83): следует помнить, что Псалтирь была особенно связана с монашеской молитвой (и с монашеским призванием епископов); см.: Dyer J. The Psalms in Monastic Prayer//The Place of the Psalms in the Intellectual Culture of the Middle Ages. Albany, 1999. P. 59–90. 26 Вечерня, тропарь 4 на «Господи, воззвах» (ed. Kourtesidou, 3, line 41); ср.: тропарь 5 (там же, line 56): πρξεως ργανον, ρστης θεωρας; Стихиры на стиховне, тропарь 1 (С. 11, lines 296–97): τς θεωρας κα τς πρξεως, διδσκαλος ριστος; Эксапостиларий, тропарь 1 (ed. Kourtesidou, 46, lines 1325–26): πρξεως, χαρε, ργανον, θεωρας κρτης; Утреня, стихиры на хвалитех, тропарь 2 (ed. Kourtesidou, 47, lines 1355–57): σ τν καρδαν καλς θεωρ κα πρξει τε καθαρθες. 27 См., напр.: Евагрий, Практик 78–79 (ed. Guillaumont A. and C. Paris, 1971. P. 666 [Sources Chrétiennes; 171]; ср.: Максим Исповедник , прп. Амбигвы 10.2, 27, 40, 41; 30.2, 51.2, 57.2; 65.4 (ed. Constas 1:150–52, 188, 208–12; 2:36–38, 230–32, 254:280). 28 Утреня, Синаксарь (ed. Kourtesidou, 31–32, lines 881–889). 29 Утреня, кафизма после 3 песни (ed. Kourtesidou, 20–21, lines 562–571). 30 Вечерня, тропарь 6 на «Господи, воззвах» (ed. Kourtesidou, 4, lines 60–68). 31 Утреня, песнь 3, тропари 5–6 второго канона (ed. Kourtesidou, 18, lines 501–503, 510511); ср. стихи на помазание елеем от лампады святого, тропарь 2 (ed. Kourtesidou, 50, lines 1415–16). 32 Вечерня, стихиры на стиховне, тропарь 2 (ed. Kourtesidou, 12, line 314). Сбалансированный взгляд Коккина на монашескую жизнь, охватывающий как практику, так и теорию, находит выражение и в его поддержке общежительной жизни – черте традиционного монашества, которая часто упускается из виду при рассмотрении темы исихазма.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, хвально и славно имя Твоё во веки! Аминь. Благословен Ты, Господи, научи меня уставам Твоим! Благословен Ты, Господи, научи меня уставам Твоим! Благословен Ты, Господи, научи меня уставам Твоим! Господи, Ты был нам прибежищем из рода в род! Сказал я: «Господи, помилуй меня; исцели душу мою, ибо согрешил я пред Тобой!» Господи, к Тебе прибегаю; научи меня исполнять волю Твою, ибо Ты – Бог мой. Ибо у Тебя источник жизни, от Твоего сияния мы увидим свет; простри милость Твою к знающим Тебя! Порядок чтения кафисм Недельный круг чтения Псалтири начинается с вечерни, которая служится в субботу и относится к воскресенью (богослужебные сутки начинаются с вечера, как это было в Ветхом Завете). В течение недели Псалтирь прочитывается целиком, при этом порядок чтения кафисм нарушается субботой, на которую переносятся 16-я, 17-я и 18-я кафисмы. Это связано с древним иудеохристианским отношением к субботе как к дню покоя, в который совершается память всех почивших христиан, пребывающих в покое до своего воскресения в день Пришествия Господня. А так как в псалмах этих трех кафисм много говорится о праведности, благоденствии и даровании жизни, то они и были перенесены на субботу. В Великий пост Псалтирь прочитывается дважды за неделю. Из-за пения великого покаянного канона св. Андрея Критского в четверг 5-й седмицы расписание чтений меняется, чтобы разгрузить утреню четверга (а если на этот четверг попадает праздник Благовещения, то великий канон переносится на вторник, заодно меняется и расписание чтений). На Страстной Седмице Псалтирь читается только в первые три дня, а на Светлой не читается вовсе. Обычный порядок утреня вечерня С тремя кафисмами на утрене (от Недели по Воздвижении до 20 декабря ст. ст. и от 15 января ст. ст. до Недели о блудном сыне) утреня вечерня 10, 11, 12 13, 14 , 15 утреня 1-й час 3-й час 6-й час 9-й час вечерня 10, 11, 12 19, 20, 1 13, 14, 15 На 5-й седмице Великого поста утреня 1-й час 3-й час 6-й час 9-й час вечерня

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

Вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы Вечерня В соответствии с традицией, унаследованной от Ветхого Завета, литургический день в христианской Церкви начинается с вечера. Соответственно первым богослужением суточного круга считается вечерня. Устав различает несколько типов вечерни – вседневную, великую, малую, а также соединяемую с литургией. Вседневная вечерня совершается по будням; великая – накануне воскресных и праздничных дней (она входит в состав всенощного бдения); малая – лишь в некоторых монастырях перед трапезой, предшествующей всенощному бдению. Вечерня соединяется с литургией в тех случаях, когда Устав предписывает совершение литургии вечером: по средам и пятницам Великого поста, в навечерия Рождества и Богоявления, в Великий Четверг и Великую Субботу. В этом случае от вечерни остается лишь ее начальная часть, которая заменяет начальную часть литургии (службу антифонов). Современная вечерня включает в себя элементы, заимствованные из константинопольского «песненного последования» и иноческого вечернего правила. Слияние этих двух различных по происхождению последований происходило уже в VII веке. Вседневная вечерня начинается словами: «Приидите, поклонимся Цареви нашему, Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему, Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему». Эти воззвания, по принятой в Православной Церкви традиции, произносятся перед началом чтения псалмов. Они указывают на то, что псалмы, несмотря на свое ветхозаветное происхождение, являются, в церковном понимании, христоцентричной молитвой, и переживаются верующим через призму поклонения Христу как Царю и Богу. Если великая вечерня входит в состав всенощного бдения, то она начинается возглашением диакона «Востаните», после чего Устав предписывает священнику совершать полное каждение храма. Затем хор поет «Господи, благослови» и священник возглашает: «Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». После «Аминь» начало обычное опускается и сразу же следует «Приидите, поклонимся», которое, по обычаю, поется священнослужителями в алтаре. К трем воззваниям в таком случае добавляется четвертое: «Приидите, поклонимся и припадем Ему». На практике, однако, каждение совершается не перед начальным возгласом священника, а после пения «Приидите, поклонимся», во время пения псалма 103.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Из сказанного ясно, как нарушается дух православного богослужения при общем сидении, особенно во время Божественной Литургии. Обычай других исповеданий нам не пример. Их молитвенные собрания имеют характер слушания слова Божия, как они и называются у католиков, тогда как православное богослужение почти сплошь представляет собой общую молитву. Православному храму чуждо установление стульев посреди храма, посетители усевшиеся на них больше похожи на зрителей, чем на молящихся. Мы не должны вводить в наших храмах подобный антицерковный обычай. “От стражи утренния до нощи” — время богослужения. «Непрестанно молитесь» (1Сол.5:17) заповедано христианам, и каждый момент нашего бытия может быть просветлен молитвой. По церковному обычаю порядок молитвословий начинается с вечера: Вечерня. Повечерие. Полунощница. Утреня. Первый час, третий, шестой. Литургия. Девятый час. В монастырях после каждого из четырех последований полагаются “междучасия”. В церковной практике перечисленные службы соединены по жизненной необходимости в три группы: вечернюю, утреннюю и дневную. “Вечер, заутра и полудне повем, и возвещу и услышит глас мой”, говорит псалмопевец. Наиболее обычная схема соединения служб такая: 1) девятый час, вечерня, повечерие; 2) полунощница, утреня, первый час; 3) третий и шестой часы, Литургия. Под большие праздники и под воскресения вечерня и утреня соединяются во Всенощное бдение. В Великом посту отчасти иное распределение. Иногда местные условия вынуждают вносить свои изменения в порядок последования служб. В условиях приходской жизни приходится опускать или сокращать некоторые службы, предписываемые типиконом. В монастырях более полное следование церковному уставу, отступления относятся ко времени совершения служб по необходимости трудовых послушаний. Чтобы молитвенно провести полный круг ежедневных служб, лучше всего посетить обитель и насытиться там духовной пищей. «Пришедше на запад солнца». Вечерня Вечерня начинается чтением девятого часа. По древнему уставу его полагается совершать в притворе. Таким образом первым молитвенным последованием в суточном круге освящались притвор и само вхождение в храм. Притворы в наших храмах не имеют прежнего назначения и иногда отсутствуют, поэтому Девятый час читается на клиросе. Благоговейное желание пребывания в храме выражено в начальных стихах первого псалма этого часа: «Коль возлюблена селения...» (Пс.83:2) Девятый час связывает два суточных круга, он заканчивает службы и воспоминания минувшего дня и собственно Вечерня начинает собой воспоминания событий и святых лиц предстоящего дня.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3674...

959. В Вечерни и Утрени отсутствуют также молитва оглашенных и две молитвы верных конца [XII], [ ΧIII] и [XIV]: обычай, который начинал практиковаться в некоторые дни по Гротт. ΓβΙ и Коален 213. Возможно, что это было вызвано монастырским влиянием (см. гл. III, с.50, примеч. 12). Это уменьшение службы, во всяком случае, должно бы объясняться не заботой об упрощении (явление редчайшее в истории литургики), но, вероятно, заменой одного элемента (молитва ектении) другим (псалмодия или пение канонов). ГРУППА Ε НОВАЯ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ РЕДАКЦИЯ 14 . Подл. Auct. Ε 5.13: XII в., монастыря Спасителя в Мессине. а. Литургии (Златоуста, Василия, Преждеосвященных). б. Вечерня: Е). в. Утреня ; Ав). г. Ряд молитв на различные моменты дня. Вечерня и Утреня приблизительно следуют схеме Вечерни и Утрени Барб. 336. Мы уже отметили (с. 50, пр. 12), что они не соответствуют службам Типикона архимандрита св. Луки, и которые были уже службами согласно палестино-студийскому Часослову. Ряд молитв г.) могли зато приспособляться к службам того же самого Часослова, который предусматривал очень ограниченное участие священника. 15 . Гротт. Γ β II: XI-XII вв. а. Литургии (Златоуста, Василия...). б. Вечерня: Н). в. Утреня: Ав). г. Другие обряды. д. Молитва Повечерия=[X] Вечерни. е. Молитва против праздности. ж. Молитва после Повечерия. Заметно, что в трех рукописях, где Литургия Златоуста предшествует Литургии Василия (то, что для А. Жакоба является признаком «новой редакции»), Малые Часы типа Барб. 336 исчезают полностью; монастырские Часы замещают Песненное последование в службах Полуночи, четырех Часов и даже в «Паннухис». Кажется, что Вечерня и Утреня переживут дольше, но они также – не будучи заменены полностью – приспособятся, наконец, к новым монастырским обычаям (см. гл. III, с. 56). 16 . Оттоб. 344: 1177 г., собора Отранто, тенденция константинопольская. Литургии (Златоуста, Василия). вечерня: L). утреня: D2a). «Паннухис»: только одна молитва (л. 145). л. 168: Молитвы Часов «святого Германа» Великой Пятницы, 24 декабря и 5 января: Первый Час: шесть молитв, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Иерусалимском уставе имеются так называемые «Марковы главы». Они появились вследствие увеличения числа памятей и необходимости сочетания подвижных памятей с неподвижными. Свое наименование эти главы получили, вероятно, от Марка, епископа Идрунтского (IX–X в.). Славянская редакция Марковых глав шире греческой. В греческом варианте имеется 95 глав, в славянском – 114. Суточный круг богослужения. Вседневная вечерня Службы суточного круга Суточный круг богослужения включает в себя девять служб: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1 час, 3 час, 6 час, литургия (чин изобразительных), 9 час. На практике происходит соединение некоторых из этих служб. К началу вечерни присоединяют 9 час, к утрени – 1 час, к началу литургии – 3 и 6 часы. Благодаря этому фактически богослужение обычно совершается не более трех раз в сутки – утром, днем и вечером (но чаще – два раза в сутки: утром и вечером). Все службы суточного круга имеют несколько видов. Существует малая, вседневная и великая вечерня; вседневные, великопостные, царские и пасхальные часы; великое и малое повечерие; вседневная, субботняя и воскресная полунощница; вседневная, славословная, полиелейная утреня; литургии Иоанна Златоуста , Василия Великого и Преждеосвященных Даров. Вседневная вечерня: дни и время совершения Вседневная вечерня совершается в будние (седмичные) дни, когда совершается память святых без знака в уставе, шестеричных и славословных. В особых случаях вседневная вечерня бывает и в дни памяти полиелейного и бденного святого. Такое случается во время Сырной седмицы и Великого поста. Согласно указанию Типикона (9 глава), вседневная вечерня должна совершаться «перед вечером мало», т.е. перед заходом солнца. В современной практике вечерня бывает в 5 часов после полудня (чаще всего это бывает в зимний период) или в 6 часов после полудня. Идейное содержание вечерни В Учительном известии Служебника говорится, что при совершении вечерни служитель должен благоговейно поучаться в мысли своей, умиленно размышляя, «как Господь и Спас наш Иисус Христос, по спасительных Своих страстех в пяток вечера, на кресте грех наших вися, спасения ради нашего умре, како един от воинов копием ребра Ему прободе, из него же абие изыде кровь и вода, како посем Иосиф с Никодимом, тело Христово снемше, плащаницею обвиша и во гробе положиша, и како Мария Магдалина с Пречистою Материю Господнею, с плачем и великим рыданием, в горести сердца зряху сия».

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

С понедельника после Недели Всех святых начинается Петров пост. НЕДЕЛЯ ВТОРАЯ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. ПАМЯТЬ ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ На Всероссийском Поместном Соборе» 1917–1918 гг. восстановлено древнее общее празднование памяти всех русских святых в первое воскресенье Петрова поста (в Неделю вторую по Пятидесятнице). Цель праздника – в один определенный день соединиться всем верным чадам Русской Православной Церкви в прославлении угодников Божиих – явленных и не явленных, просиявших на Русской земле. Все верующие призываются Церковью, поклоняясь их великому подвигу, подражать святым Земли Российской, учиться у них, следовать за ними. Служба русским святым полна глубоких назидательных мыслей. «Один за другим проходят чудные образы русских святых, поразительных в духовной красоте, великих во всех добродетелях. Русские святые, однажды воссиявшие, явились светилами незаходимыми земли нашей, никогда не меркнущими, всегда сияющими ровным светом и являющимися для нас – их потомков – верными помощниками, от Христа нам дарованными, путь спасения нам указующими» (см. светилен по 9 песни). Служба совершается по особой книге: «Служба всем святым, в земли Российстей просиявшим», изданной при патриархе Тихоне в 1918 г. и Московской Патриархией в 1946 г. (см. «Богослужебные указания на 1950 год». Ч. 2). 623 Октоих 3 гл., Неделя, утреня, степенны – 1 и 2 антифон; Октоих, 2 гл., Неделя, утреня, 2 антифон. 624 Октоих 6 гл. Неделя, утреня, степенны – 3 антифон; Октоих, 7 гл., Неделя, утреня, 1 и 3 антифон; Октоих, 4 гл., Неделя, утреня, 3 антифон; Октоих, 3 гл., Неделя, утреня, 2 антифон; Октоих, 1 гл., Неделя, утреня, 2 антифон; Октоих, 5 гл., Неделя, утреня, 2 антифон. 625 Пятидесятница, великая вечерня, 3-я стихира на «Господи, воззвах». Срав.: Октоих, 2 гл., Неделя, утреня, степенны – 3-й антифон: «Святым Духом точится всяка мудрость: отсюду благодать апостолом, и страдальчествы венчаются мученицы, и пророцы зрят». 633 По всей вероятности, этот припев был заимствован из «Обихода Нотного пения» (Ч. 2), изданного Священным Синодом в 1798 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010