За службами чаще применяется чтение вместо пения, а в пении, как правило, используются простые напевы. В разных певч. традициях правосл. мира сложные мелизматические напевы составлялись преимущественно для праздников, а также для особых дней церковного года (в т. ч. для служб Великого поста), а песнопения простых дней оставались практически без украшений. Изменяемые песнопения Б. б.- это в основном подобны , самогласны же редки или совсем не используются. По сравнению с праздничным (кроме воскресного) в Б. б. широко используется Октоих , песнопения к-рого посвящены темам седмичного круга богослужения , в Октоихе также часто встречаются песнопения покаянной тематики и мученичны (к-рые можно понимать как прославление святых). Порядок будничной службы с «Бог Господь» Вечером совершаются вечерня (предваряемая 9-м часом, относящимся к предыдущему дню), вечерняя трапеза и малое повечерие . Вечерня начинается с возгласа «      » и чтения Пс 103. Затем следуют мирная ектения, кафизма (устав о кафизмах изложен в 17-й гл. Типикона), малая ектения (если кафизмы нет, она опускается). На «Господи, воззвах» поется 6 стихир (3 Октоиха и 3 Минеи (при службе без знака вне пред- и попразднств) или все 6 из Минеи); во время пения «Господи, воззвах» совершается каждение; входа не бывает. После стихир и «Свете тихий» (к-рый по Уставу должен читаться; на практике его поют, обычно самым простым напевом) следует прокимен дня. В отличие от праздничной вечерни перед прокимном нет преподания мира. После прокимна читается «Сподоби, Господи» , произносится просительная ектения и поются стихиры на стиховне (обычно из Октоиха). Далее «Ныне отпущаеши» , Трисвятое , тропарь святого и сугубая ектения (по сравнению с праздничной службой - без 2 начальных прошений). На повечерии должен петься рядовой богородичный канон гласа (из Октоиха), к к-рому может присоединяться к.-л. не спетое в свое время минейное последование. Утром (точнее, в последние часы ночи) должны совершаться вседневная полунощница , утреня и 1-й час.

http://pravenc.ru/text/будничного ...

Дневная часть включает в себя 3-й, 6-й часы и Божественную Литургию. Начало вечернего богослужения колеблется от 15.00 до 18.00 (в зависимости от времени года и возможностей прихожан), а утреннее богослужение начинается в 8.00–10.00. Ранние Литургии, совершающиеся в больших соборных храмах, могут начинаться в 7.00. Такова современная богослужебная практика в течение большей части года (кроме периода Великого поста). В седмичные дни Великого поста службы совершаются следующим образом. Утренняя группа служб (полунощница и утреня с 1-м часом; кроме приходских храмов) следует примерно с 8.00. Затем после небольшого перерыва исполняется дневная группа служб (3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительные и вечерня – иногда в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров). Великопостными вечерами служится Великое повечерие (на 1-й седмице – с Великим каноном преподобного Андрея Критского ). В большинстве храмов седмичные дни Великого поста службы совершаются следующим образом: утреню переносят на вечернее время, после повечерия, и, таким образом, богослужение совершается два раза в день: утром (3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительные и вечерня (иногда в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров) и вечером (великое повечерие и утреня с 1-м часом). Службы Часослова 9-й час 9-й час обычно совершается перед вечерней и открывает собой вечернее богослужение грядущего церковного дня, хотя, в то же время, относится к богослужению уходящего дня (об этом говорилось в 1-й главе настоящего раздела). Следует заметить, что чинопоследование 9-го часа (также и других часов), совершаемого в седмичный день, полностью совпадает с последованием 9-го часа, служащегося накануне воскресного дня. Поэтому при совершении 9-го часа возможно руководствоваться указаниями, изложенными в первой части данной книги. Особенности исполнения великопостных часов будут объяснены в разделе, посвященном всем службам седмичных дней Великого поста. Идейное содержание 9-го часа Основная тема 9-го часа – смерть Спасителя на кресте, так как именно в 9-й час (по еврейскому счислению) Иисус Христос возгласив громко испустил дух ( Мк. 15, 37 ). Эта тема отражена в великопостном тропаре («Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый...») данного часа; в тропарях, которые в седмичные дни Великого поста читаются после «Отче наш» (вместо кондака празднуемому событию или святому), а также в молитве 9-го часа («Владыко Господи, Иисусе Христе Боже наш...»).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

УСПЕНСКИЙ СОБОР Будние дни Воскресные и праздничные дни Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 Всенощное бдение – 17.00 Ранняя Литургия – 06.00 Поздняя Литургия – 08.30 После ранней и поздней Литургии служатся панихиды. В крипте Успенского собора ежедневно (кроме двунадесятых праздников) служатся заказные молебны: в 09.00 с водоосвящением и в 13.00 без водоосвящения. ТРОИЦКИЙ СОБОР Будние дни Воскресные и праздничные дни Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница – 05.30–06.30 Молебен с акафистом преп. Сергию – 05.00–06.30 Средняя Литургия – 06.30 Молебны с акафистом преподобному Сергию – 08.30–20.30 Начало молебнов в 08.30; 10.30; 12.30; 14.30; 16.30; 18.30 В воскресенье соборный молебен с акафистом преподобному Сергию – 17.00 (если нет всенощного бдения). В пятницу соборный молебен Божией Матери с акафистом – 17.00 (если нет всенощного бдения). Освященное масло можно получить за свечным ящиком. Накануне воскресных, двунадесятых и великих праздников после всенощного бдения с литией совершается исповедь (около 21.00), а в сам день праздника – дополнительная средняя Литургия в Трапезном храме в 07.00. Надкладезная часовня открыта ежедневно с 08.00 до 20.00. Пятницкая часовня открыта ежедневно с 09.00 до 17.00. На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужения совершаются по особому расписанию. Телефон для справок +7 (496) 540-53-34. Читайте также — Мой монастырь НАДВРАТНЫЙ ХРАМ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ Будние дни Воскресные и праздничные дни Исповедь 1-я смена – с 06.00 с 05.00 Исповедь 2-я смена – с 08.00 с 07.30 ХРАМ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ Будние дни Воскресные и праздничные дни Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 Всенощное бдение – 17.00 Исповедь в исповедальне Академии – 06.00 Литургия – 06.20 По средам совершается акафист Покрову Божией Матери (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) – 18.20

http://pravmir.ru/troice-sergieva-lavra/

ХРАМ ВО ИМЯ ПРЕП. ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА В СЕМИНАРИИ (вход с западной стороны Лавры только во время богослужения) Будние дни Воскресные и праздничные дни Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 Всенощное бдение – 17.00 Исповеди в притворе храма нет Исповедь в притворе храма – 07.00 Литургия – 06.20 По средам (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) чередуются акафист Иисусу Сладчайшему и параклисис Божией Матери – 18.20 ХРАМ СВ. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА Ежедневно Вечернее богослужение Литургия Таинство соборования Чин изгнания злых духов (отчитывание бесноватых) совершает архимандрит Герман в пятницу, субботу и воскресенье, кроме двунадесятых праздников, в 12:00 в храме Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла подворья Троице-Сергиевой Лавры (г. Сергиев Посад, ул. 1-ой Ударной Армии). Справки по тел. +7 (496) 547-36-45. трапезные Вознесенская трапезная: тел.  +7 985 929-35-49, +7 985 145-07-25 . Ресторан “Монастырская трапезная”: тел.  +7 (496) 549-90-49, +7 915 111-66-89. Ресторан “Гостевая изба”: тел.  +7 (496) 541-43-43 . Ресторан “Красные палаты”: тел.  +7 (496) 541-25-29, +7 903 228-18-40 .   контакты ПОЧТОВЫЙ АДРЕС ЛАВРЫ  141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра. ВОПРОСЫ ЧАСТНОГО ХАРАКТЕРА можно задать, написав письмо на почтовый ящик:  answer@lavra.ru Телефон Петро-Павловского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (где совершается  отчитывание бесноватых — чин изгнания злых духов ):  +7 (496) 547-36-45  Желающим потрудиться в Лавре: — на срок от 1 до 3 дней: тел.  +7 915 165-81-01 (Алексей, зв. строго в рабоч. дни, с 10:00 до 17:00 мск). — волонтерами в выходные и праздничные дни: тел.  +7 905 599-08-47 (Ольга). — в качестве монастырского трудника, на длительный срок:   тел.  +7 (496) 541-55-55  (Благочинническая служба)   СПРАВКИ ПО ОБЩИМ ВОПРОСАМ Монастырская проходная:   тел. +7 (496) 540-53-34  (круглосуточно). Канцелярия Лавры: тел.  +7 (496) 540-59-42 , тел./факс +7 (496) 547-70-35 (8.00 до 17.00 часов мск),

http://pravmir.ru/troice-sergieva-lavra/

III. Воскресное богослужение § 31. Воскресное Богослужение Воскресное богослужение, или (по октоиху) Богослуженье недели (т.-е. недельного дня) есть праздничное в кругу седмичном, и молитвословия и песнопения поются в большей части из октоиха, нежели из минеи. Оно бывает со всенощным бдением и без бдения. С Пасхи до Воздвижения положено совершать на воскресные дни всенощное бдение с малою пред ним вечернею; а с Воздвиженья до Пасхи, если не случится в воскресенья великих праздников со бдением, положено совершать с вечера великую вечерню с 9-м перед нею часом и повечерием после нее; а утром – воскресную полунощницу и утреню с 1-м часом. Утреня совершается с полиелеем, если воскресенья будут стоять от 22-го сентября до 20 го декабря, и от 14-го января до недели сырной (кроме недели мытаря и фарисея) – и без полиелея; но со чтением Евангелия, если воскресенья будут стоять от недели сырной до 22-го сентября, и от 20-го декабря до 14-го января. Вместо полиелея поются тогда непорочны или псалом 118-й. Когда в воскресные дни надлежит петь полиелей и вместо него непорочны – это указывается в следующем порядке времени года, начиная с недели ап. Фомы: а) в неделю ап. Фомы – полиелей без паримий, б) в следующие недели до Пятидесятницы – непорочны, в) в Пятидесятницу – полиелей, г) с недели всех святых до 21-го сентября – непорочны, д) с 22-го сент. по 20-е декабря – полиелей, е) с 20-го дек. по 14-е янв. – непорочны, ж) с 15-го янв. до недели мытаря и фарисея – полиелей, з) в неделю мытаря и фарисея – непорочны, и) в неделю блудного сына, мясопустную и сыропустную – полиелей с присоединением пения псалма: «На реках Вавилонских», и) с 1-й недели Великого поста до 5-й включительно – непорочны, к) в неделю Ваий – полиелей. Примеч. Если в какие недели случится празднование святому с подиелем или бдением, то всегда поется полиелей. Чинопоследование воскресного богослужения I. Со всенощным бдением II. Без бдения С вечера сперва совершается служба 9-го часа, потом – малая вечерня, а после нее – всенощное бдение, – днем часы и литургия 1. Девятый час совершается по обычному чину, а затем без отпуста часа – малая вечерня.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Сортировать по Исключить новости Божественная Литургия есть вечное повторение великого подвига любви, для нас совершившегося. Слово «Литургия», в буквальном переводе, значит Общее дело. В данной статье Вы найдёте пояснение Божественной Литургии, и сможете посмотреть подробную видеоинструкцию к этому церковному обряду. Пояснение Божественной Литургии Божественная Литургия есть вечное повторение великого подвига любви, для нас совершившегося. Слово «Литургия», в буквальном переводе, значит «общее (или общественное) дело». Оно появилось у древних христиан для обозначения богослужения, которое действительно было «общим», т.е. в нём принимал участие каждый член христианской общины — от грудных детей до пастыря (священника). Литургия является как бы вершиной суточного круга богослужений, девятым богослужением из совершаемых св. православной Церковью богослужений на протяжении суток. Так как церковный день начинается вечером с захода солнца, то эти девять богослужений совершаются в монастырях в таком порядке: Вечер 1. Девятый час — (3 часа дня). 2. Вечерня — (перед заходом солнца). 3. Повечерие — (по наступлении темноты). Утро. 1. Полунощница — (после полуночи). 2. Утреня — (до рассвета). 3. Первый час — (по восходе солнца). День. 1. Третий час — (9 часов утра). 2. Шестой час — (12 часов дня). 3. Литургия. В Великом посту бывает, когда литургия совершается вместе с вечерней. В наше время в приходских храмах суточные богослужения чаще всего состоят из всенощного бдения или всенощной, совершаемой вечером накануне особо чтимых праздничных дней, и Литургии, обыкновенно совершаемой утром. Всенощная состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом. Литургии предшествуют 3-й и 6-й часы. Суточный круг богослужений символизирует историю мира от сотворения до пришествия, распятия и воскресения Иисуса Христа. Так, вечерня посвящается временам ветхозаветным: сотворение мира, грехопадение первых людей, изгнание их из рая, раскаяние и молитва их о спасении, затем, надежда людей, согласно обетованию Божию, на Спасителя и, наконец, исполнение этого обетования.

http://pravmir.ru/poyasnenie-bozhestvenn...

свящ. Николай Оглоблин Глава III: О девятом часе, повечерии и полунощнице Время отправления и общийсостав 9-го часа § 101. Девятый час церковный, по времени, соответствует нашему 3-му послеполуденному часу; поэтому и Богослужение этого часа, за исключением тех дней четыредесятницы, в которые обедня совершается вместе с вечерней, или «одне часы» с этой последней службой, и еще очень не многих особенных случаев (о которых будет упомянуто в след. отд. нашего изложения), по большой части отправляется в после – полуденное время, именно перед Вечерней. – 198 Внешний его состав ничем особенным строго не отличается от Богослужебного состава прочих «часов»; а великопостовой его тропарь 199 , с некоторыми стихирами, так как и самое его название, напоминают великий и страшный час крестной смерти нашего Искупителя, и, таким образом, с одной стороны, возбуждают чувства покаянные, долженствующие отвращать нас от грехов, как от причины крестной смерти Божественного Искупителя нашего, с другой – вселяют надежду истинных вечных благ, как непременных для верующего плодов этой спасительной крестной смерти нашего Жизнодавца – Христа. Примеч. «Девятым часом» собственно оканчивается дневное, или «суточное общественное Богослужение»; но так как, из этого Богослужения, по принятому нами способу обозрения его, в нашем изложении не обозрены повечерие и полунощница; то мы, хоть и не у места, обозрим их здесь – наряду с 9-м часом, и именно в таком же сжатом объеме, какой дали обозрению этого последнего «часа». Время отправления и различные виды «повечерия» § 102. Само название: повечерие, показывает, что это Богослужение отправляется после вечерни, и отправляется именно в тех случаях, когда за вечерней непосредственно не следует утреня, а между той и другой службой бывает более, или менее продолжительный промежуток времени. – «Повечерие» у нас двух видов: одно великое, другое малое. «Великое» есть по преимуществу принадлежность великого поста и некоторых больших праздников; об нем, поэтому, и будет кратко сказано при изложении особенностей Богослужения великопостового и великопраздничного. Об малом же здесь заметим, что оно состоит: 1) кроме обычного начала церковных служб, из трех псалмов: 50-го, 69-го, 142-го; 2) Из чтения «великого славословия» « символа Веры » и двевного «канона»; 3) после чтения «трисвятого» с дневным тропарем, или кондаком, из трех известных молитв: к Господу Иисусу: Иже на всякое время…., к Пресв. Богородице: нескверная, неблазная, нетленная…, и наконец опять к Господу Иисусу: и даждь нам, Владыко, на сон грядущим, покой тела и души… с «малым отпуском», в заключение. Особенности и виды «полунощницы»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Однако в наше время службы часов отдельно не совершаются: 1-й час присоединяется к утрене, 9-й час совершается непосредственно перед вечерней, а 3-й и 6-й часы совершаются вместе перед началом литургии. Божественная литургия, согласно 8-й главе Типикона, может начинаться в различное время суток. Так как после литургии следует дневная трапеза, то время начала литургии связано с продолжительностью евхаристического поста: в праздничные дни литургия начинается раньше, потому раньше бывает и трапеза, в другие дни евхаристический пост более продолжителен, поэтому и литургия начинается позже, и трапеза имеет место в более позднее время. В связи с этим самое раннее начало литургии назначается во все воскресные дни и в великие праздники, когда литургия начинается «в начале 3-го часа» (≈ 9.00). В субботу литургия должна начинаться «в начале 4-го часа», то есть примерно в 10.00. Наконец, во все остальные дни седмицы литургия начинается «в начале 5-го часа» (≈ 11.00), а трапеза – «в начале 6-го часа» (≈ 12.00). После полудня литургия совершается только тогда, когда служится после вечерни и соединяется с ней. В современной приходской практике все службы суточного круга (за исключением полунощницы, кото­рая, кроме Недели Пасхи, вообще не совершается в приходских храмах) делятся на две части: вечернюю и дневную (утреннюю). В вечернюю часть входят: 9-й час (к сожалению, не всегда совершаемый на приходах), вечерня, повечерие (иногда), утреня с 1-м часом. Дневная часть включает в себя 3-й, 6-й часы и Бо­жественную литургию. Начало вечернего богослужения колеблется от 15.00 до 18.00 (в зависимости от времени года и возможно­стей прихожан), а утреннее богослужение начинается в 8.00–10.00. Ранние литургии, совершающиеся в больших соборных храмах, могут начинаться в 7.00. Такова современная богослужебная практика в течение боль­шей части года (кроме периода Великого поста). В седмичные дни Великого поста службы совершаются следующим образом. Утренняя группа служб (полунощница 47 и утреня с 1-м часом) начинается примерно с 8.00.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Темой вторника являются как раз две притчи, которые читаются на вечерне. Это притча “О десяти девах” и “О талантах”. Они имеют, как видите, эсхатологическую направленность, они про конец мира. Ну, а тема среды, я уже тоже сказал — это Иуда предатель с одной стороны, и с другой стороны вот эта грешная женщина, которая возлила миро. Два персонажа. Еще скажу несколько слов. Распорядок дня. Какой распорядок в понедельник, вторник и среду, я бы сказал постный распорядок. На что он рассчитан? Во-первых, рассчитан на одну трапезу. Постный распорядок всегда такой, что имеет ввиду, что все в этот день будут есть один раз, а именно вечером. Вечером, когда солнце уже будет заходить, вот это называется постный день. Службы такие :утреня, часы (1-й,3-й,6-й,9-й), изобразительные (изобразительные -- это такая коротенькая служба, довесочек к часам, потому, что всегда к ним примыкает), и последняя самая главная вечерня, которая перетекает в Литургию Преждеосвященных Даров. Вот такой распорядок дня. И последняя служба, которая должна быть уже после ужина, она называется повечерие. Утреня рассчитана на то, что будет служиться очень рано, когда еще темно, это такая очень ранняя служба. Часы должны быть распределены по часам дня. Вечерня где-то в 3-4 вечера может быть по нашему с Литургией Преждеосвященных Даров, потом ужин, как раз к закату близко, и уже перед сном великое повечерие. Вот так должно быть по замыслу. Видите, да? Службы дня рассчитаны на одну трапезу и вот так они весь день собой заполняют. Как на практике? Ну, мы частично сказали, что происходит. Утреню служат накануне вечером, ну такой есть у нас с 19-го века, между прочим не раньше, только в 19 веке на Руси возник и распространился этот, не самый удачно, но наверно неизбежный обычай служить утреню с вечера. До 19-го века этого не было. Утреню служат всегда с вечера накануне с первым часом вместе (первый час всегда к утрене присоединяется), сам день в первую половину дня сначала читают часы все подряд без перерыва (3-й, 6-й, 9-й и изобразительные) и сразу после них начинается вечерня, которая перетекает в Литургию Преждеосвященных Даров.

http://predanie.ru/krasovickiy-ilya-alek...

Внутренность свою надо распалить прежде любовью к Господу, а там внешние подвиги сами собою устроятся.    Так согласитесь немного умягчить свою строгость. Берите в сутки 6 или 7 часов сна, и каждый день готовьте варево, какое вздумаете, в воскресенье же и праздники можно и прибавить что. В полдень варево кушайте, и вечером, если потребуется, хлеб с водою. Как вследствие сего переладить прочие ваши занятия, дело покажет. Что чай не пьете, хорошее дело. Это бестолковая привычка. Поправьте же пожалуйста эту часть вашего устава, и не поперечьте. Когда будете готовить кушанье, возясь за сим, браните себя, как суетливую Марфу; на огонь смотря, вечный огонь вспоминайте; дрова подкладывая, о грехах поплачьте, кои дадут пищу вечному огню. Эти хлопоты ведь не так велики, чтоб могли осуетить, и мысль от молитвы отбить. Мешая кашицу, можно говорить: Господи помилуй!    О прочих ваших занятиях не имею что сказать. Одно имейте в мысли, чтоб, как это есть первый опыт, не считать ничего из положенного неизменным. Исполняйте все в виде опыта. Дело покажет, так ли всему остаться должно, или надо что-либо изменить. Вот что думается! Как вы слушаете службы в церкви; то келейное молитвословие можно умалить, заменяя читание молитв поклонами и умным к Богу обращением. Утреня у вас в 4 часа, вы же встаете часом, и более, раньше, и затем бодрствуете до 8 и 9 часов вечера. 18—20 часов есть ли возможность сохранить внимание бодренным? Никакой нет возможности. Мысль должна слабеть и уклоняться в рассеяние. А это значит действовать против себя, или своим правилом весть себя к разорению внимания, вместо собрания его воедино. Надо где-нибудь в промежутке отдохнуть. Вот от обедни до вечерни много имеете времени. Если вы согласитесь в полдень кушать варево; то после сего очень благовременно соснуть полчаса или час. Так делал и святитель Тихон. Затем, помолившись полчаса, рукодельничайте до вечерни. То, что вы в полночь не спите, очень разорительно для здоровья. Спите лучше в это время, т.е., в самую полночь и предшествующие и последующие часы, именно — 11, 12, 1, 2. Если прибавите 10 и 3; то этого будет предостаточно для удовлетворения требований телесной натуральной экономии, особенно если приложите полчаса или час после обеда. Не убивать тело призваны, а только не творить плоти угодия в похоти (Рим.13:14). Закон — разумное содержание тела без поблажек.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010