Крон имел жену Семирамиду 844 , которую у ассирийцев звали Реей 845 , потому что была она надменной и хвастливой. И она была из рода сына Ноя Сима. У Крона был сын по имени Пик 846 , который родителями был назван Зевсом 847 по имени планеты. Крон имел также другого сына по имени Нин 848 , была у него и дочь по имени Гера 849 . Пик, он же Зевс, взял в жены собственную сестру Геру, которую те, кто был благодарен ей как доброй и желающей всеобщей справедливости, называли Супружеской Немезидой 850 . От нее Пик, он же Зевс, имел сына, которому дал имя Бел 851 , потому что он был очень быстрым ребенком. А его дед Крон, оставив в Ассирии своего сына Пика и жену Рею, она же Семирамида, вместе с Пиком (D. 66) , он же Зевс, и взяв большой отряд своих родичей, отправился на Запад, который был без царя, никем не покоренный и никем не управляемый; он захватил западные части, покинув Ассирию 852 . Он оставался владыкой и царем всего Запада много лет и имел там жену по имени Филира 853 , от которой родил сына по имени Афр 854 , которому дал землю в Ливии. (Р. 37) Правя там как царь, Афр женился на Астиоме 855 с острова Лакерия 856 и родил дочь, которую назвал по имени небесной блуждающей звезды Афродитой, ставшую философом 857 . Она вышла замуж за философа Адониса Афинского, сына Кинира 858 ; и они оставались вместе до самой смерти, разумно философствуя 859 . Крон имел от этой самой Филиры и другого сына, прозванного Хироном 860 , тоже философа. Пик, он же Зевс, после того как процарствовал в Ассирии тридцать лет, отправился к своему отцу Крону, оставив свою мать и Геру, свою сестру и жену, и сделав своего сына Бела 861 царем Ассирии. А Бел процарствовал над ассирийцами два года и скончался, персы его обожествили. Крон же, увидев, что его сын Пик, он же Зевс, явился к нему на Запад, уступил (D. 67) ему власть над Западом, ибо сей Крон стал престарелым и немощным. Пик, он же Зевс, царствовал над Западом, т. е. над Италией, целых шестьдесят два года. После Бела над Ассирией царствовал Нин, другой сын Крона, который взял в жены свою мать Семирамиду, после чего у персов возник закон брать в жены своих матерей и сестер, ведь и Пик взял в жены свою сестру Геру, что и мудрейший Гомер подтверждает: «А Геру назвал брат супругой» 862 . И Крон умирает 863 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

Впрочем, и доброе найдено в тебе, потому что ты истребил кумиры в земле [Иудейской] и расположил сердце свое к тому, чтобы взыскать Бога» ( 2Пар. 19:2–3 ).    5. Иорам , сын Иосафата (847–845, с 852 – соправитель). Когда Иорам начал править самостоятельно, он повел дела совершенно не так, как его отец, следуя примеру своих родственников – израильских царей. Утвердившись на царстве, Иорам убил всех своих братьев и некоторых князей. Он начал строить высоты и вводить идолослужение. Тогда пророк Илия прислал ему письмо, в котором предсказывал бедствие народу и тяжкую болезнь самого царя как наказание от Бога ( 2Пар. 21:12–15 ). Достижения Иосафата были утрачены. Эдомитяне вышли из-под власти Иудеи, а филистимляне и аравитяне напали на нее и разграбили. При этом были захвачены в плен жены и сыновья Иорама, кроме одного сына – Охозии. После этого царь, как и предсказывал пророк Илия, тяжко заболел, так что «выпали внутренности его от болезни его, и он умер в жестоких страданиях» ( 2Пар. 21:19 ). 6. Охозия , сын Иорама (845). Младший сын Иорама Охозия оставался на момент смерти отца единственным наследником престола. Царствовал он совсем мало и был полностью под влиянием своей матери Гофолии и ее брата – израильского царя Иорама, детей Ахава и Иезавели. Если ради Давида и Иосафата Господь восемь лет терпел Иорама Иудейского, то Охозии сразу же, как только он начал делать неугодное Богу, было попущено пойти на войну вместе с царем израильским и оказаться на территории Северного царства в тот момент, когда Ииуй совершил переворот и суд над домом Ахава. Охозия вместе с двоюродными братьями был убит, но ради того, что он был потомком Иосафата, он, в отличие от сыновей Ахава, сподобился погребения. 6а. Гофолия , жена Иорама, дочь Ахава израильского (845–840). Теперь, когда некому было стать законным царем в Иудее, бразды правления взяла в свои руки Гофолия. Действуя в традиции израильских царей, она занялась истреблением всех потомков из дома Давидова ( 2Пар. 22:10 ). Ей удалось уничтожить практически всех, кроме сына Охозии – младенца Иоаса, которого вместе с кормилицей сестра Охозии Иосавеф спрятала в доме своего мужа – первосвященника Иодая.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij-Egoro...

1 826 Блаженны те, что боятся Господа и ходят путями Его! 2 827 Плоды трудов твоих вкушать будешь; блажен ты, и благо тебе будет! 3 Жена твоя, точно лоза плодовитая, в стенах дома твоего; 4 Сыновья твои, точно побеги маслины, на трапезе твоей. 5 Так обретет благословение человек, боящийся Господа! 6 828 Благословит тебя Господь с высот Сиона, и увидишь ты благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей, 7 И увидишь ты сыновей сынов твоих. Мир Израилю! Песнь восхождения, 128. 829 1 830 Много раз от юности моей враги сражались со мною! – да скажет Израиль; 2 831 Много раз от юности моей сражались со мною, но не одолели меня! 3 Принуждали меня трудиться на них грешники, умножая беззакония свои. 4 Но Господь праведный предал смерти грешников. 5 Да посрамятся и обратятся вспять ненавистники Сиона! 6 832 Да будут они, как трава на кровле, что засыхает, прежде чем вырвут ее! 7 Не возьмет ее жнец в горсть свою, и не соберет ее вяжущий снопы; 8 И не скажут мимоидущие: «Благословение Господне на вас, благословляем вас именем Господа!» Слава: Песнь восхождения, 130. 1 839 Господи, не превозносился я сердцем моим, не взирал дерзновенно очами моими; и не посягал на великое и дивное, превышающее разумение мое. 2 840 Если не был я смиренным и восставал душою моею на Тебя, как дитя, вскормленное матерью, порой восстает на нее, то воздай за это душе моей! 3 Да уповает Израиль на Господа отныне и навеки! Песнь восхождения, 131. 841 1 842 Помяни, Господи, Давида и всю кротость его! 2 843 Как давал он клятву Господу, давал обет Богу Иаковлеву: 3 «Не войду под кровлю дома моего и не лягу на ложе мое, 4 Не дам сна очам моим, векам моим дремоты и покоя вискам моим, 5 Доколе не обрету места для обители Господней, для жилища Богу Иаковлеву!» 6 844 Слышали мы, что оно в Евфрате, обрели мы его на поляне в дубраве. 7 845 Войдем в обители Его, поклонимся месту, где стояли стопы Его! 8 846 Восстань, Господи, и пребудь в покое Твоем, Ты и ковчег святыни Твоей! 9 Священники Твои облекутся правдою, и праведники Твои возрадуются.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В то время, когда Ассур, „жезл гнева Господня“ 845 , начинает свое наступление на Египет, после взятия Самарии, отнимая у Иуды всякую надежду на союзника, Исаия ходит во вретище, т. е. в рубище, образно поучая народ, что наступило время тяжкое, время плача и покаяния. Но Египет еще не завоеван; взят только передовой пункт Египетский, Филистимский город Азот, занятый может быть Египетскими войсками или только поддержанный Египтом 846 . Но Азот взят и Саргон двигается на Египет 847 . В надписях нельзя найти указаний на покорение этой страны, и мы думаем, что до движения Сеннахерима на Египет, он не подвергался великой опасности. Но пророк предвидит это время, и Господь приказывает Исаии образно показать народу Иудейскому те бедствия, которые грозят не только Египту, но более всего Иудее и Иерусалиму, если народ не покается. В это же время современник Исаии, пророк Михей, предсказывая падение Самарии говорил, что это событие тяжко отзовется на Иуде и потому „он будет рыдать и ходить, как ограбленный и обнаженный“ ( Мих. 1:6,8–9 ). Это именно действие предписывается исполнить Исаии пророку: он ходит по стогнам града, как ходят сумасшедшие до сего дня на востоке. В этом виде он изображает исступление народа, доведенного несчастием до безумия; он еще изображает рабов, которых ведут победители в неведомые им страны (ст. 3–4). Он ходит три года (см. след. стих, по нашему чтению), знаменуя как думают некоторые, что насильственное переселение рабов из Египта и Самарии начнется через три года после произнесения этого пророчества. Впрочем мы в следующем отделе укажем на другое чтение. К этому мы присовокупим, что мы знаем из 4Цар. 18:6,23 , и 4Цар. 18:11 , что именно около этого времени 848 начали переселять массами Израильтян в города Мидийские, и вместе с ними вероятно Филистимлян и Египтян, взятых в плен. 3 . И сказал Господь: как раб Мой, Исаия ходил нагой и босой три года, в указание и предзнаменование об Египте и Ефиопии, 4 . так поведет царь Ассирийский пленников из Египта и переселенцев из Ефиопии, молодых и старых, нагими и босыми и с обнаженными чреслами, в посрамление Египту.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Примечание. В этот день, церковь наша с воспоминанием об освящении от ангела воды в купели Силоамской соединяет воспоминание учения Иисуса Христа о воде живой, т. е. о Святом Духе ( Ин.7:38 ), и при этом молится Господу о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия. На этом основании в нашем отечестве и приурочен ко дню Преполовения благочестивый церковно-народный обычай освящать воду на реках, в колодцах, – и эта вода, подобно воде Богоявленской, считается весьма важным освятительным средством в домашнем употреблении. В связи с этим обычаем, без сомнения, находится и другой, по которому наши поселяне в сопровождении священников совершают особые крестные ходы на поля, причем обыкновенно над нивами, засеянными хлебом, читаются установленные молитвы и священник окропляет нивы святою водою. Прим. ред. «Идите все к водам, даже и вы, у которых нет серебра». Прекрасное и сильное выражение мысли о всеобщем призвании в новозаветную церковь , не обусловливаемом ни богатством, ни властью, ни происхождением, словом, никакими внешними преимуществами. «Дары Святого Духа даются верующим туне ( Мф.10:8 ), так как Господу не нужны блага человека ( Пс.15:2 ). Или как в др. месте, уже Новозаветное Писание прекрасно говорит, что Бог «алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем» ( Лк.1:53 ). Приемлемые человеком, они имеют для него такое же значение, какое вино и молоко – для истощенного человеческого организма, т. е. укрепляющее и питающее» (Комм. СПб. проф. – 845 с.). Ис.55:2 . Для чего вам отвеши­вать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня вниматель­но и вкушайте бла­го­, и душа ваша да насладит­ся туком. 2–3 стихи выражают одну и туже мысль – о превосходстве вечных, небесных благ пред суетными и призрачными земными, – которая, сначала выражается в вопросительно-отрицательной (2 ст.), а затем, в категорически-положительной форме (3 ст.). «Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб... что не насыщает?» Сопоставляя данный здесь пророческий образе известной речью Спасителя о «хлебе жизни» ( Ин.6 гл.), мы получаем право сказать, что пророк противополагает чувственные и обманчивые земные удовольствия высшим духовным благам, в центре которых стоит забота о вечном, небесном спасении. Дополнительным комментарием к этому месту может служить также сравнительное рассуждение Апостола Павла о ветхозаветной и новозаветной праведности: «ибо когда вы были рабами греха... какой плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная» ( Рим.6:20–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Через четыре месяца 843 , путешественники благополучно прибыли в Иерусалим. Три дня посвятивши на отдых в сем священном месте, бывшем целью многотрудного и долговременного странствования, Ездра немедленно распорядился сдать принесенные сокровища на руки священникам и левитам, при храме, с точным счетом, весом и записью всего принесенного. После этого, принесены были многочисленные благодарственные жертвы 844 , и тотчас же уведомлены царские сатрапы и заречные областеначальники насчет милостивого указа Артаксеркса относительно Иудеев, и они почтили народ и дом Божий 845 . Тогда-то великий Ездра решился отдать всего себя делу благоустроения политической и религиозной жизни своих соотечественников. Но скоро глубокая грусть и печаль растерзали сердце святого мужа. Узнал он, что Иудеи живут в нечистых союзах с язычницами, а законы Моисеевы пришли в совершенное забвение. Незаконные союзы с ханаанскими племенами, также, с Аммонитянами, Моавитянами и Египтянами, заключили не только простые люди, но и левиты, и даже священники. Народились уже и дети от таких воспрещенных браков. Таким образом, развращение нравов и искажение веры народа Божия могло дойти до крайних пределов. Растерзавши ризы свои от такой прискорбной вести, Ездра сидел при храме в глубокой печали до вечерней жертвы, со многими, собравшимися к нему, богобоязненными Израильтянами. При наступлении времени вечерней жертвы, Ездра пал на колени и произнес пламенную молитву о преступных своих соотечественниках. На сию молитву стеклось к нему весьма большое собрание Израильтян, мужчин и женщин и детей, потому что и народ много плакал 846 . Раскаяние народа было искреннее; ибо он поклялся Богом расторгнуть незаконные свои союзы с иноплеменницами. Когда затем объявлен был по всей Иудеи указ от Ездры о немедленном прибытии в Иерусалим всех жителей страны, то все они собрались сюда в три дня. На обличения Ездры и увещание отлучить себя от народов земли и от жен иноплеменных, все собрание смиренно отвечало: как ты сказал, так и сделаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Об Иуде Он знал с самого начала, что тот предаст Его. «Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его» ( Ин. 6, 64 ). И снова, по другому поводу пишет святой Иоанн, что Иисус знал предателя: «не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол» ( Ин. 6, 70 ). И снова в другом месте: «Знал Он предателя Своего» ( Ин. 13, 11 ). А когда собрались они на Вечери, сказал Он предателю: «что делаешь, делай скорее» 845 . Словно Господь торопился как можно скорее уйти из этой жизни и перейти к Отцу Своему. «Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему» 846 . Никто не знал; Он один знал. Никто не видел; Он один видел, что скрывают в себе вчера, сегодня и завтра. Он изумляет женщину-самарянку знанием всей ее жизни: «у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе» 847 . А на вопрос женщины, где должно молиться Богу: в Иерусалиме или Самарии, отвечает ей Прозритель: «поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» 848 . И это дословно исполнилось. Он видел низвергающегося сатану: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» ( Лк. 10, 18 ). Он всегда видит Отца Своего Небесного и делает то, что благоугодно Отцу: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего» 849 . Когда Он изъявляет желание в мыслях или в молитвах, то пред Ним раскрываются небеса и Он свободно общается с Отцом Своим и святыми Ангелами. Если бы Он в напасти лишь только пожелал, Отец послал бы Ему «более, нежели двенадцать легионов Ангелов» ( Мф. 26, 53 ). В зените славы Он ошеломляет предвидением Своей смерти: когда одна благочестивая женщина в Вифании возлила драгоценные ароматы на ноги Его, возроптали некоторые из присутствующих материалистов, из них евреи первые. Тогда Иисус им ответил: «оставьте ее: что ее смущаете?» Она «предварила помазать тело Мое к погребению» 850 . Он прозирает высоту небесную. Он прозирает глубины ада. Видит дали времен; видит и дали пространств. Он видел богача в геенне и Лазаря на лоне Авраамовом 851 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Для того же, чтобы никто не думал, будто одни лица священного сана и монахи должны непрестанно и всегда молиться, но что и все христиане имеют долг всегда пребывать в молитве, в «Добротолюбии» 844 рассказывается случай из жизни святого Григория Паламы и его друга – старца Иова. Старец Иов считал непрестанную молитву необходимой лишь для аскетов и монахов, кои живут вне мира и сует его, а не мирян, кои имеют столько забот и дел. Святитель же Григорий, беседуя с ним однажды, сказал о молитве, что всякому вообще христианину надлежит подвизаться в молитве всегда и молиться непрестанно, как заповедал апостол Павел обще всем христианам: «Непрестанно молитесь» ( 1Фес.5:17 ) – и как говорит о себе пророк Давид, при всем том, что был царь и имел попечение о всем родстве своем: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня» ( Пс.15:8 ). Говоря это и многое другое своему другу Иову, святитель прибавил еще, что, по учению святых, нам надлежит не только самим молиться всегда, но и других всех учить тому же, всех обще: и монахов, и мирян, и мудрых, и простых, и мужей, и жен, и детей – и побуждать их молиться непрестанно. Иов же, не соглашаясь с этим, стал спорить со святителем и стоял на своем, хотя святой Григорий привел ему много неопровержимых доказательств в пользу своих мыслей. Через некоторое время после своего спора со святителем Иов был вразумлен видением. Во время молитвы ему явился ангел, который, укорив его за спор со святым Григорием, «возвестил ему от лица Божия, чтоб вперед внимал себе и остерегался говорить кому что-либо противное сему душеспасительному делу и противиться воле Божией и не позволял себе мудрствовать разно с тем, что сказал святой Григорий» 845 . Тогда старец Иов поспешил к святителю и, прося прощения в противоречии ему, сообщил о своем видении. Для того чтобы дойти до тех высот молитвенного подвига, которых достигали святые подвижники, необходимо иметь опытного старца-руководителя, который бы и направлял новоначального по правильному пути. Тем более это необходимо вследствие того, что идти истинным путем, не рискуя впасть в прелесть, дело далеко не легкое и не простое, как оно могло бы казаться с первого взгляда для неопытного в этом человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

—377— нуждая себя к исполнению заповедей Христовых, понуждая себя на пост, молитву и добрые дела. В этот вечер мы собрались по традиции в нашем святом храме так же, как и многие столетия назад в древней Церкви православные христиане собирались накануне Святой Четыредесятницы, чтобы испросить друг у друга прощения. Прежде чем вступить на великопостное поприще, на поприще особо напряженного духовного делания, нам надлежит простить друг друга, примириться друг с другом, ничего не держать на душе против других. Нам надлежит испросить прощение у своих духовных наставников и руководителей, близких и родных, товарищей, однокурсников, сослуживцев. В Евангелии от Матфея, которое читалось сегодня утром за Божественной Литургией, мы слышали: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар свой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом своим...» 844 . Итак, прощение ближнего является непременным и необходимым условием для того, чтобы мы принесли Богу жертву хвалы, жертву от начатков всего, что мы имеем, принесли чистый дар, состоящий из молитвы и прочих внешних и внутренних подвигов. Прощение ближних позволяет нам достойно вступить на поприще поста, на протяжении которого мы призваны приготовить и принести Богу этот дар. А в другом месте у того же евангелиста сказано: «Если вы прощаете согрешения ближним, то Отец ваш Небесный простит вам согрешения ваши. И если вы не прощаете согрешений ближних, то и Отец ваш Небесный не простит ваших согрешений» 845 . Таким образом, в прямой зависимости от того, прощаем ли мы согрешения нашим ближним, стоит прощение наших собственных грехов. Прощение ближнего не означает нашего собственного не- —378— медленного прощения, но позволяет нам вступить на путь покаяния и плача, путь очищения пред очами строгого, и в то же время милостивого Судии. Прощение ближних позволяет нам принести достойный «плод покаяния» 846 в уготованное для нас Великим постом «время покаяния». Каждый из нас обязан всегда и особенно в предстоящие святые дни поста стремиться к обретению нелицемерного покаяния и прощения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Такой замысел был скрыт и от него, и от любящих его, и стража его, ратники, заведенные им и поставленные около его опочивальни с блестящим военным оружием, чтобы охранять его жизнь и оказывать ему помощь, не смогли одолеть христиан, и многие из них побросали к ногам православных свое оружие, не употребляли его в дело, поняв, что на него изливается гнев Божий. Кроме этого, с ним вместе погибла и противящаяся Богу Литва, посадившая его на царский престол, и войско, пришедшее с ним в наш царский город, среди которого было много благородных, лучших людей; как олово в воде, среди царского города все они сразу потонули, и ни один из них не спасся; как в древности случилось с фараоном, так и среди нас теперь тот же Бог чудодействовал. Такой конец бывает со всеми, кто неправедно восстает на землю православных, как и пророк сказал: «составили замыслы, которых не могли выполнить», и прочее. Так (будет) и теперь с некоторыми тайными замыслами неверующих против нас – когда Всеведающий определит время, Он не замедлит уничтожить их намерения, потому что Он может (это сделать), если укротит ярость гнева Своего против нас. Теперь же закончим ранее сказанное. А мы тогда, думая отомстить злочестивым за свою гибель, увы, больший вред причинили этим русской земле, так как Бог, очищая наши прегрешения, сохранил более лютый, чем они, гнев Свой на нас за наши грехи: сами мы этим всю землю их против себя привели в движение 844 . И если тогда на малое время мы порадовались их погибели, то с того времени и доныне много и неутешно плачем: мы воспламенили сильный огонь и подвигнули их даже до того, что вскоре они пришли с многочисленным войском и пограничные наши города уничтожили и дошли до самой матери городов (Москвы), и все ее входы и выходы, устроив осаду, закрыли и надолго так оставили, и жилища себе около стен города на долгое время устроили, так как никто не мог оказать сопротивления их быстрому нашествию. Самого же царя, который вновь незадолго до этого самовольно, хищнически, бесстыдно из боярского сословия вскочил на царство, – думаю, ясно, что не по Божественному Промыслу, как показал всем небесный суд в конце дел его, – ибо он царствовал нечестиво и мало времени, – его, князя Василия Шуйского 845 , со всеми его воинами, как в худой клетке, в городе безвыходно заключили.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010