867 Эти главы являются лишь частью 21-й главы русского текста и соответствуют страницам: С. 81123 (до 4 строки сверху). 869 Ко 2-му варианту издания 1911 г. прилагается обширный предметный указатель (87 с.) с отдельной пагинацией, представляющий расширенный вариант издания Оптиной пустыни 1854 г., а также указатель цитат из Священного Писания. 870 Страницы даются по первому греческому печатному изданию Никифора Феотоки: Το σου πατρς μν σακ πισκπου Ννευι το Σρου Τ ερεθντα σκητικ//πιμελε Νικηφρου ερομονχου το Θεοτκου. ν Λειψ τς Σαξονας, 1770. 871 1-е изд.: М., Типография В. Готье, 1855. 2-е изд. Сергиев Посад: 2 типография А. И. Снегиревой , 1893 (с измененной нумерацией). 3-е изд.: СПб., типогр. Сойкина, 1913. Первый перевод сочинений свт. Кирилла Иерусалимского на рус. язык был выполнен в Ярославской духовной семинарии и издан в 1822 г. (СПб.: 1822 и М.: Синодальная типография, 1822). Он неоднократно переиздавался (в т. ч. в 1824 и последний раз в 1900 г. [М.: Синодальная типография], с репринтами в 1976 г. (Джорданвиль: Типогр. Иова Поч., 1976) и в 1991 г. (М.: Синодальная библиотека, 1991). 872 Страницы указаны по репринту перевода Ярославской духовной семинарии (М.: Синодальная библиотека, 1991) ввиду того, что современное переиздание перевода МДА отсутствует. 875 1 изд.: М.: Типография В. Готье, 1855 (Ч.1:2), 1857 (Ч.3:4), 1857 (Ч. 5), 1859 (Ч. 6), 1861 (Ч. 7). 2-е изд.: ТСЛ, 1905 (Ч.1:2), 1906 (Ч.3:4), 1907 (Ч. 5) (со своей нумерацией страниц), 1908 (Ч.7:8). Ч. 6, 7 (1-го изд.) вышли как дополнительные (в серии ТСО, но без номера) и во 2-ом изд. не переиздавались. В 19071908 гг. вышли Ч. 7, 8 (2-го изд.), роспись которых будет представлена в следующем номере «Богословского вестника». Во 2-м издании, в отличие от ряда повторных изданий других авторов, на титульном листе указывается название серии ТСО и номер тома. В наст. время Ч. 13 переизданы Издательским Советом Русской Православной Церкви. 876 Страницы указаны по переизданию: Блаженный Феодорит Кирский . Т. 1. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003 (Творения святых отцов и учителей Церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Император слишком запоздало отправил во Фракию военные отряды, базировавшиеся в феме Опсикия, и римские солдаты без дела стояли там почти год. Вскоре Опсикийское войско стало напоминать банду грабителей и мародёров, что даст о себе знать в самое ближайшее время. В 712 г. арабы вновь напомнили о себе, совершая набеги на Малую Азию и овладев крепостью Амасией, центром провинции Понт. Другой отряд мусульман действовал в южной Романии и овладел городом Мисфия в Писидии. В 713 г. под ударами арабов пала Антиохия в Писидии 874 . Было бы странным, если бы указанные выше обстоятельства не вызвали новой волны негодования и очередного заговора. 2 июня 713 г. император отпраздновал свой день рождения конными ристаниями, а на следующий день организовал особое увеселение. Собрав шумную толпу придворных бездельников, он отправился в баню, куда въехал верхом на коне, а затем дал пир во дворце, затянувшийся до глубокой ночи. Когда гости разошлись, в Константинополь въехал протостратор комита Опсикия по имени Руф с несколькими доверенными солдатами. Они незаметно пробрались во дворец, где отдыхал Филиппик, схватили его сонного, привели в уборную на ипподроме и там ослепили на оба глаза. Кто был главой заговора – остаётся только гадать. Известно лишь, что лица, непосредственно принявшие участие в низложении Филиппика, вскоре сами стали жертвами. Комит фемы Опсикия Георгий Вурам и патриций Феодор Миакий были обвинены в государственном преступлении, ослеплены, отправлены в ссылку, а затем казнены. Но это событие уже не касалось Филиппика, царствие которого бесславно завершилось 875 . XXIX. Анастасий II (713–715) Глава 1. Восстановление Православия и новый бунт Итак, 4 июня 713 г., в Троицын день, Константинополь внезапно узнал о смене императора. Очевидно, кандидатура нового правителя заранее была определена группой заговорщиков, в массе своей представлявших не армию (как это было обычно), а гражданских чиновников. В пользу этой версии говорит тот факт, что военные лица, руками которых Филиппик был устранён, вскоре были казнены, а в храме Святой Софии при полном стечении народа патриарх Иоанн венчал на царство бывшего первого секретаря свергнутого императора Артемия, который принял новое имя Анастасий II .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

865 Охаб – захаб, изогнутой формы каменный коридор за внутренней стороной ворот, с бревенчатыми боевыми настилами наверху, служил для надежной защиты ворот. 871 ...Оботуре Степане... – Автор иронически обыгрывает близкие по звучанию слова Баторий-Обатур. Обатур – в псковских говорах обозначает «гордец», «нахал». 875 ...нахожения ради Темиря-Аксака царя... – Избавление от нашествия Тимура на Русь в 1395 г. (захватив Елецкое княжество, он повернул назад) приписывалось заступничеству Владимирской иконы Богоматери, перенесенной из Владимира в Москву (см. Повесть о Темир-Аксаке в наст. изд., т. 6, с. 230–241). 876 ...яко именитого Колтыри... – Прозвище Тимура – Аксак по-тюркски означает «хромец». Слово «Колтырь» образовано от глагола колтать – колтыхать, имеющего значение «хромать, ковылять». 877 ...зде же по Печерскую икону. – Особо почитаемой в Псково-Печерском монастыре была икона Успения Богородицы. Готовясь к обороне города, икону перенесли из монастыря в Псковский Троицкий собор. Во время осады с нею совершали крестные ходы на места пролома. 878 ...князя Доманта и Микулу, иже Христа ради уродивого... – Дов-монт 33 года княжил в Пскове (1266–1299), под его руководством псковичи неоднократно одерживали победы над Литвой и Ливонским орденом. Почитался псковичами как патрональный святой, защитник города. Николай Салос – псковский юродивый (ум. в 1576 г.). Предание приписывает Николаю спасение города от кровавых расправ Ивана Грозного в 1570 г. 885 ...образ ...великого мученика Дмитрия Селунского... – Икона Дмитрия Со-лунского, воина, спасшего от врагов свой родной город Солунь, особо чтилась псковичами; ее заступничеству приписывались победы и военные удачи псковичей, в частности разгром немецких рыцарей на Чудском озере Александром Невским в 1242 г. 886 ...повелевает на осаду в прибавку... пройти во Псков град голов стрелецкому Федору Мясодову... – Гейденштейн и Пиотровский сообщают о двух больших отрядах, пытавшихся пробраться в Псков 3 и 7 октября. Первый отряд во главе с Никитой Хвостовым был замечен поляками и разбит. Хвостов попал в плен. Относительно второго отряда, который возглавлял Ф. Мясоедов, Пиотровский сообщает, что 150 человек были взяты в плен, несколько десятков убиты, остальные (всего их было 700) спаслись, возможно, проникли в город. По Гейденштейну, из отряда Ф. Мясоедова было убито 150 человек, 60 взято в плен, а 300 проникло в город.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рядом был похоронен и игумен Пантелеймон. В 1998 году их могилы мы не обнаружили. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Высоком – деревянная, построенная в XVII–XVIII веках, является «памятником архитектуры и градостроительства». В настоящее время охраняется государством. Храм освящен, но службы проводятся приезжающим клиром только по большим праздникам. Сейчас село Высокое вошло в черту города Боровска. Когда церковь на Высоком закрыли, Мария перешла в храм Рождества Богородицы в селе Роща 875 . Но там очень мало платили, прожить было невозможно, и мать Арефа стала работать алтарницей в Благовещенском соборе города Боровска. Ходила туда пешком. Во время войны она прислуживала при церкви в Боровске 876 , вплоть до середины 80-х годов. Елена Яковлевна рассказывала, что после смерти ее матери м. Арефа практически заменила ее, не упускала из внимания не только мирских забот, но и состояния души молодой девушки, разговаривала всегда ласково, но не позволяла делать неверных шагов, учила нести свой крест после нерадостного замужества. Часто м. Арефа свой совет поясняла, рассказывая притчу. Еще до войны м. Арефа познакомилась с монахиней Иоанной, бывшей аносинской послушницей Ириной. Мать Иоанна служила сначала на Роще, а потом псаломщицей в храме Димитрия Солунского в селе Рябушки, находящегося по другую сторону от Пафнутиевского монастыря. Кто-то из знакомых оставил им по завещанию домик в селе Роща, где они вдвоем и прожили пол столетия. Обе подрабатывали: м. Арефа шила, а м. Иоанна подшивала валенки местным жителям, они также стегали одеяла. Мать Иоанна хорошо пела и читала, у м. Арефы не было таких особенных дарований. Во время совместной жизни м. Арефа была как бы в послушании у м. Иоанны (здесь необходимо отметить, что м. Иоанна была старше по постригу). После смерти м. Иоанны в середине 80-х годов м. Арефа перешла на ее место в Рябушках, этот храм был гораздо ближе к дому, чем церковь в Боровске. Дом в Роще после смерти обеих монахинь продала совершенно чужим и невоцерковленным людям племянница монахини Иоанны, жившая в Воронежской области. Многое из домашнего обихода монахинь они (по их собственному признанию) выбросили. Но домик пока цел – сейчас он имеет номер 23 по улице Горького. Если идти от монастыря вниз, то после поворота на мостике через речушку – седьмой дом справа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Даже был случай устройства в униатском храме рядом с униатским алтарем православного алтаря. Случай тем более заслуживающий внимания, что он имел место в монастыре, – это было в Вербиловском униатском монастыре, находившемся в районе православного Загорского прихода, – и не вызвал никаких серьезных недоразумений 873 . Дальнейшая деятельность пр.Василия в 1838 году, по существу ничем не отличаясь от его деятельности предыдущего и прежних годов, резко разнилась от последней по своим размерам и настойчивости, по отношению к ней духовенства, наконец, по результатам, ею достигнутым. Польщеный повышением, облеченный властью и никем теперь не стесняемый, пр.Василий с необычным жаром принялся за дело. Достаточно сказать, что все время с конца мая по ноябрь этого года он, почти без перерыва, провел в ревизии церквей, объехав почти всю епархию 874 . Распоряжения его теперь стали решительными, категоричными. И духовенство теперь стало относиться к нему иначе. Перемена сказалась сразу. Лишь толко Лужинский вернулся в Полоцк, как к нему со всех концов от благочинных посыпались подписки. В апреле месяце представили: инспектор семинарии Малишевский с благочинным И.Сченсновичем подписки от пяти священнков, Игуменский благочинный Н.Лойко – от восьми священников, – он обещал собрать еще больше подписок, если ему будет оказано пособие, – Подвитебский благочинный Ст.Клодницкий – от трех священников; в мае: Витебский благочинный Голембиовский – от четырех священников, ассесор консистории К.Игнатович – также от четырех священников и Малишевский – от одного 875 . Все указанные лица должны были представить подписки гораздо раньше, так как Лужинский в июне–августе 1837 г. не только с каждым из них 876 , но и почти с каждым из благочинных епархии свиделся, побеседовал и снабдил каждого «личными наставлениями», содержание которых нам достаточно известно. Но до апреля 1838 г. только один из всех благочинных, Суражский декан Сил.Забдоцкий, исполнил «наставление» пр.Василия, представив ему в ноябре 1837 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Там же. С. 759. «Установленные специальные привилегии папы не ему только принадлежат, но относятся и к Константинопольскому, а по отпадении епископа Римского от Кафолической Церкви принадлежат только Вселенскому престолу. Если же с ним согласны и остальные патриархи, то и в более важных делах вынесенное решение не подлежит изменению» (Цит. по: Новиков А., прот. О Томосе восточных патриархов 1663 г.: Оправдывает ли он притязания Константинополя на особые права в православной Церкви (Электронный ресурс: http://mospat.ru/ru/2019/05/06/news173824/; СГГД. Ч. 4. С. 96–97). Данное предложение, конечно, содержит внутреннее противоречие. Патриарх Досифей, как мы знаем, «в правилех приискал» только возможность передачи права рукоположения, а удовлетворение царской воли заключалось в полноценном подчинении Киевской митрополии Москве. Патриарх Дионисий при этом должен был взвешивать, как ему поступить. Скорее всего, определяющим для него стал приказ визиря, который заключался в полном удовлетворении «воли» царей. От Московского патриарха Иоакима при этом Дионисий IV получил «совет» передать митрополию полностью. Желтов М., свящ. Комментарий к документам… С. 875–878. Примеры различного использования термина «экзарх» в архиерейских титулах см.: Троицкий С. Размежевание или раскол. Париж, 1932. С. 114–118. См. ставленую грамоту Панкратия на Каменецкую митрополию: Указ. соч. С. 54–57. Надо сказать, такую мысль первоначально высказывал еще осенью 2018 г. священник М. Желтов: «Раз Константинополь назвал Каменец-Подольского " экзархом Малой Руси " , значит от Киевского в таком статусе он окончательно отказался» (Электронный ресурс: Ченцова В. Г. Митра киевского владыки Гедеона (Святополк-Четвертинского) и его титул//Вестник «Альянс-Архео». 2019. Вып. 28. С. 41; Акты, относящиеся к истории Южно-Западной Руси/Изд. А. П. Петрушевич. Львов, 1868. С. 55. Крыловский А. С. Указ. соч. С. 166, 169; ПВКДА. Т. 4. Киев, 1859. С. 17. Так же Антоний подписывался позднее уже и после смерти Иосифа Нелюбовича-Тукальского (АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 4. С. 30).

http://sedmitza.ru/lib/text/9975736/

О последних годах жизни о. Амвросия в Киево-Печерской Лавре сведений почти не сохранилось. Известно лишь, что 20 января 1918 года по его прошению он был «уволен от должности наместника Лавры в виду преклонности лет и болезненного состояния с оставлением его в числе братии Лавры» 974 . Дальнейшая судьба его неизвестна 975 . Литература Глинская пустынь. Очерк современного состояния обители. 2-е изд. Одесса, 1904. 4.1. С. 48. То же. Курск. 1912. Ч. 1. С. 42. Черемисский Михаило-Архангельский мужской общежительный монастырь Казанской губернии Козмодемьянского уезда (Историческое описание и современное его состояние) Свящ. Порфирий Руфимский. Казань, 1987. Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской духовной академии. 1883. 22. С. 700; 1884. 11. С. 373; 18. С. 575; 1885. 4. С. 62; 1886. 14. С. 375; 1887. 12. С. 297; 1888. С. 134; 1889. 10. С. 223; 1890. 5. С. 88; 1891. 9. С. 262; 1892. 12. С. 306; 1895. 9. С. 172, 10. С.338; 1896. 8. С. 206, 23. С. 574; 1897. 16. С. 449, 17. С. 473, 18. С. 488. Церковные ведомости. 1895. 18. С. 155; 1909. С. 365; 1915. 51. С. 250; 1916. 41. С. 875, 45. С. 951, 973; 1917. 1. С. 9, 2. С. 22, 3. С. 31; 1918. 7–8. С. 36. Волынские епархиальные ведомости. 1897. 31. С. 854; 1909. 1. С. 9, 28. С. 585, 46. С. 944–946. Киевские епархиальные ведомости. 1916. 1. С. 13, 19. С.439, 36. С. 779, 37. С. 866. 514 Отец Архипп Прохора называл своим учеником и желал, чтобы жизнь Прохора была описана. К сожалению, мы немногое узнали о нем. 523 По учению св. Григория Синаита , всякий подвиг телесный и душевный, не сопровождаемый болезненностью и не требующий труда, не приносит плода: Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают е ( Мф.11:12 ). Многие много лет неболезненно трудились, но ради безболезненности этой были чужды чистоты и непричастны Духа Святого, как отвергшие лютость болезней. (Письма о духовной жизни епископа Феофана. М., 1897. С. 188). 524 Такое же правило имел от о. Макария монах Иероним, умерший иеросхимонахом, и говорил, что оно первоначально исходило от игумена Филарета. Его держали и другие Глинские подвижники.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Весьма содержательный очерк, снабженный ценными библиографическими примечаниями, написан для т. IV Enciclopedia Giuridica Italiana (s.v. Diritto Bizantino) известным итальянским исследователем, палермским профессором Луиджи Сичилиано Виллануэва (1869–1916) – специалистом в области церковной истории, истории канонического, итальянского и международного права; имеется отдельная публикация 870 . Полезен также труд итальянского византиниста и историка права Альдо Альбертони (ум. 1929) 871 с добавлениями английского византиниста, издателя «Кембриджской истории Средних веков» 872 Нормана Хэпбёрна Бейнза (1877–1961) 873 ; его же библиографический указатель итальянских работ по истории права 874 , а также диссертация Хорста фон Витткена 875 о развитии византийского права после Юстиниана. Можно упомянуть книгу под редакцией преподобного Генри Роберта Персиваля (1854–1903), ректора евангелистской церкви в Филадельфии (США), о соборах неразделенной Церкви, в которой комментарии на правила заимствованы из работ старых и новых канонистов 876 . Ряд проблем, связанных со становлением и развитием византийского канонического права, поднят в монографии профессора церковного права и известного деятеля украинской политической эмиграции, а в 1917–1918 гг. – члена петроградской Украинской национальной рады и министра исповеданий в ней Александра Игнатьевича Лотоцкого (1870–1939) «Автокефалия» 877 . Задача этого труда, написанного на волне нарастания украинского автокефализма (после революции) и многочисленных церковных расколов на Украине, – на фоне анализа канонического статуса всех автокефальных Православных Церквей (Сербской, Молдавской, Валашской, Кипрской, Грузинской, Элладской и др.) сделать некие канонико-практические выводы относительно потенциальной автокефалии для национальной украинской церкви. В исследовании Лотоцкого содержится наиболее полная подборка канонических постановлений об автокефалии и их толкований, хотя научный аппарат книги вызывает определенное недоумение: практически полностью отсутствуют ссылки на источники и литературу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

215 Historia conversionis Carantanorum et de S. Methodio testimonium querulum y Копитара, в Glagolita Glozianus. По соображениям Дюммлера, Gesch. s. 817, она отправлена была к папе в 873 г. 216 По церковному западно-европейскому преданию один из 70 учеников И. Христа, апостол. Андроник, был сеятелем христианства в западно-дунайских странах и первым епископом сремско-паннонским (Sirmium); в IV в. сремский епископ распространил свою власть на всю Иллирию. С наплывом Гуннов и Авар и самая епископия, и христианство было уничтожено в этих странах. Тем не менее Иоанн VIII схватился за епископию Андроника, как за достаточный повод к подтверждению своих притязаний. Замечательно, что даже в письме Коцела к папе, жизнь Меф., стр. 7, есть ссылка на старый епископский престол св. Андроника. См. Лавровского, Кирилл и Мефодий, стр. 337. 219 В 874 г. было личное свидание короля с папой; причем намерения папы могли быть подробнее развиты. Не нужно забывать, что в руках римского первосвященника была императорская корона, которою он располагал по своим соображениям. 220 Жит. Меф. гл. 10. В округе зальцбургского архиепископа в IX в. были: резненский, фризинский, пасовский и бриксенский или себенский епископы. См. Potthast, Supplement, s. 397. Зальцбургский архиепископ Адальвин умер 14 мая, 873 г., следующий за ним Адальберт 6 апр., 874 г. – Potthast, s. 398; епископы: фризинский Анно 9 окт. 845 г., пасовский Германрих 2 янв. 874 г., себенский Лантфрид в 875 г. Potthast, ss. 315, 381, 288. Из подписавших жалобу на Мефодия остался в живых только епископ резненский, Эммерих, Potthast, s. 392. 221 События, касающиеся возведения Мефодия в архиепископский сан, отношений к Мефодию папы и борьбы Рима с баварским духовенством изложены на основании сочинения Дюммлера Die Pannonische Legende ss. 181–193; Ваттенбаха, Beiträge zur Geschichte der christlich. Kirche in Mähren und Böhmen, ss. 15–21; Лавровского, Кирилл и Мефодий, стр. 336–343; Белевского, Monumenta Poloniae, объяснения к Житию Мефодия.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Царский указ последовал чрез несколько месяцев. Раскольникам было велено носить платье исключительно старое, а именно: зипун с стоячим клееным козырем, ферязи и однорядку с лежачим ожерельем. «Только раскольщикам, говорилось далее в указе, – носить у оных козыри из красного сукна, чего для платья им красным цветом не носить» 873 . Установленное платье раскольники должны были носить зимою и летом 874 . Позднее раскольникам еще велено было носить медные бляхи 875 . Но оттого, что раскольников обязали носить определенное платье, раскол не оказался более известным, чем прежде. Даже напротив, ношение этого платья, с его посрамительной целью, было тяжело для раскольников 876 , и оно являлось также одною из причин избегать записи в раскол, чего так добивался Петр. Так и умер этот великий царь, не узнав точно количества раскольников. Значение Петровского законодательства в истории наказуемости религиозных преступлений то, что оно впервые отступило от религиозной точки зрения на преступления против веры и нравственности, заменив ее узко-государственной, поскольку видело в этих преступлениях не иное что, как одно из самых тяжких нарушений военной дисциплины. Переходим к деятельности его преемников § 2. Смерти Петра многие обрадовались, и прежде всего, конечно, раскольники. В царствовавие Екатерины I, положение которой на престоле было не особенно прочно и устойчиво, они справедливо могли надеяться на смягчение, или по крайней мере на бездействие строгих мер, изданныхь при Петре. Нижегородский епископ Питирим писал: «Раскольщики злую дерзость против прежняя уже много пуще ныне возымели: попов приходских, которые тщатся их раскол не укрывать, паче же приводить ко обращению, тех воровски тайным обычаем убивают до смерти, со многим и различным поруганием: a отколе им такая придадеся дерзость, и в какой надежде, – того признать не можно». А еодосий Новгородский жаловался, что раскольщики поблажку себе находят в самом кабинете 877 . Но это продолжалось не долго. Уже Анна считала необходимым по крайней мере формально, ссылаться на указы Петра В., следовать его политике и обещать верность православию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010